Развитие профессиональных компетенций педагога-дефектолога, как основа повышения качества специального образования. Эссе «Профессия дефектолог-это… Особенности профессиональной деятельности педагога дефектолога


МИР ПРОФЕССИИ

ДЕФЕКТОЛОГ
Содержание труда.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология {лат. defektus недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенно­сти развития детей с физическими и психическими недостат­ками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог -спе­циалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особен­ностей развитие и адаптация в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и пр. сферах.

Существует несколько дефектологических специальнос­тей - сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедаго­гика, логопедия.

Сурдопедагог обучает детей с недостатками слуха, от со­вершенно глухих до слабослышащих; олигофренопедагог обучает детей с недостатками умственного развития; тифлопе­дагог - с недостатками зрения. Логопед - специалист ши­рокого профиля, работающий со всеми видами речевых на­рушений.
Условия труда.

Дефектолог работает в условиях высокой психологической и коммуникативной нагрузки. Общение в труде интенсивно.
Области применения:

дефектологи работают в специаль­ных школах и интернатах, медико-психологических центрах, центрах развития, медицинских учреждениях, специальных учреждениях и социальных службах в образовании и т. д.
Доминирующая профессиональная направленность - на работу с людьми.

Профессиональный тип личности

Социальный, иссле­довательский.
Доминирующие интересы -

педагогика, психология, медицина;

сопутствующие - экономика, право.
Необходимые качества .

Специалист должен обладать терпением, состраданием, иметь выраженную гуманистическую направленность. Необходимы эмоциональная устойчивость, наблюдательность, такт, умение анализировать, настойчивость,

нацеленность на результат.

Требуются хорошие знания по педагогике, психологии, спе­циальной и возрастной педагогике и психологии, по разделам медицины в области имеющихся нарушений, по социальным, правовым вопросам, по профессиональной ориентации, социальной адаптации и перспективам трудоустройства.
Перспективы профессионального роста - научно-методи­ческая работа, административное продвижение.

Профессия дефектолога востребована на рынке труда. В дальнейшем предполагается высокий устойчивый спрос на специалистов данного профиля.
Профессию дефектолога можно получить в следующих

высших педагогических учебных заведениях:


  • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, факультет коррекционной педагоги­ки (специальности: сурдопедагогика, тифлопедагогика, оли­гофренопедагогика, логопедия). Санкт-Петербург, наб.
    р. Мойки, д. 48. Тел. 314-69-84;

  • Ленинградский государственный областной университет им. А. С. Пушкина, факультет коррекционной педагогики и спе­циальной психологии (специальности: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия), г. Пуш­кин, Петербургское шоссе, д. 10. Тел. 465-66-99, 466-05-07;

  • Институт специальной педагогики и психологии междуна­родного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга (специальности: логопедия, специальная дошкольная педа­гогика и психология, олигофренопедагогика). Санкт-Петер­бург, ул. Воронежская, д. 42. Тел. 325-57-12, 325-57-13.

МИР ПРОФЕССИИ

лингвист
Содержание труда.

Лингвист всесторонне изучает язык, его природу, функции и внутреннюю структуру, историческое развитие и классификацию. Языкознание делится на общее и частное, теоретическое и прикладное. Общее языкознание собирает универсальные данные по всем языкам, а частное - это наука об одном языке. Прикладное языкознание - это приме­нение лингвистических знаний на практике. Например, препо­давание языка, создание учебников и словарей, перевод с одного языка на другой. Одним из перспективных прикладных (направлений является применение математического аппарата;при описании языка для создания специальных компьютерных программ.
Области применения.

Работает в научно-исследовательс­ких институтах, учебных заведениях, в редакциях и библиоте­ках, а также в различных общественных, культурных и произ­водственных организациях, в качестве преподавателя, научно-ro сотрудника, литературного редактора или переводчика.

Доминирующие интересы - русский язык и литература, иностранный язык;

сопутствующие интересы - история, право, журналистика.

Профессиональная направленность на работу со знаковы­ми системами, текстами.

Необходимые качества : грамотная, четкая устная и письменная речь, хороший слух и память, терпение и усидчивость. Препятствовать успешной работе будут такие качества, как невнимательность.

Родственные профессии : учитель русского языка и литературы, учитель иностранного языка, редактор.

Карьерные перспективы зависят от выбранной специаль­ности. Например, для переводчика они могут быть связаны с работой по художественному переводу литературы.

Постоянный, устойчивый спрос на рынке труда.

Образование можно получить:
Санкт-Петербургский государственный университет, фило­логический факультет. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9. Тел. 328-20-00;


  • Невский институт языка и культуры. Санкт-Петербург,
    ул. Б. Разночинная, 27. Тел. 230-38-44;

  • Высшая административная школа правительства Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, пр. Вознесенский, 5. Тел. 312-31-75,314-83-97;

  • МГУ, филологический факультет. Москва, Ленинские горы.Тел. 939-32-76;

  • Институт иностранных языков Российского университета Дружбы народов. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 9. Тел. 434-71-60,432-75-08;

  • Российский государственный гуманитарный университет. Москва, ул. Миусская, 6; ул. Чаянова, 15. Тел. 250-61-18;

  • Ярославский государственный университет им. П. Г. Деми­дова, г. Ярославль, ул. Кирова, 8/10. Тел. 30-32-10;

  • Поморский государственный университет им. М. В. Ломо­носова, г. Архангельск, пр. Ломоносова,4. Тел. 44-20-56;

  • Калининградский государственный университет, г. Кали­нинград, ул. А. Невского, 14. Тел. 43-64-32, 46-59-17;

  • Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41. Тел. 2-04-57, 2-72-44.
Полный список высших учебных заведений смотрите в спе­циальных справочниках.



МИР ПРОФЕССИИ

«Дефектолог»


Наименование профессии

дефектолог

Доминирующий способ мышления

адаптация - анализ

Область базовых знаний № 1 и их уровень

медицина, уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний № 2 и их уровень

педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область

педагогика

Межличностное взаимодействие

частое по типу «рядом»

Доминирующий интерес

социальный

Дополнительный интерес

исследовательский

Условия работы

в помещении, сидячий

  • воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные
    недостатки: олигофренопедагогика - воспитание и обучение умствен­но отсталых детей, сурдопедагогика - работа с глухими и слабо­
    слышащими детьми, тифлопедагогика - работа со слепыми и слабо­
    видящими детьми, логопедия - постановка правильной и устной
    речи, исправление ее недостатков.

  • работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
    по предупреждению и коррекции отдельных нарушений;

  • отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений;

  • диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений
    у детей;

♦ составление программ деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;

♦ организация деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками;

♦ адаптация (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе; разработка различных программ адаптации детей с отклонениями; подготовка детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.


СПОСО6НОСТИ:

♦ умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способно­сти);

♦ навыки общения и взаимодей­ствия с людьми;

♦ ораторские способности;

♦ хороший слух (способность улавливать мельчайшие изме­нения и особенности произно­шения различных звуков);

♦хорошее владение артикуля­цией (способность правильно показать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков);
♦ хорошее развитие кратковре­менной и долговременной па­мяти;

♦ высокий уровень концентра­ции и переключения внима­ния (способность в течение длительного времени сосредо­точиваться на одном предмете при одновременном отключе­нии от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой); логическое мышление;

♦ высокий уровень развития творческого мышления.

♦ умение слушать и понимать дру­гих людей;

♦ тактичность;

♦ доброжелательность, этичность;

♦ бескорыстность;

♦ терпимость к недостаткам лю­дей;

♦внимательностьотзывчивость;

♦ чуткость;

♦ креативность (творческое начало)


  • дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;

  • необщительность;

  • отсутствие склонности к работе с детьми;

  • эмоциональная неуравновешенность;

  • агрессивность;

  • ригидность мышления (неспособность корректировать программу
    деятельности в соответствии с требованиями ситуации).

  • поликлиники;

  • детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады и школы
    интернаты);

  • специализированные детские сады для детей с недостатками раз
    вития;

  • специальные школы для детей с различными нарушениями;

  • частная практика.
История профессии

Понятие «дефект» произошло от латинского слова defectus , что означает изъян, недостаток. В свою очередь, слово «дефектология» содержит в себе две части («дефект» и «логия») - это педагогическая наука изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя логопедию, олигофренопедагогику, сурдо­педагогику и тифлопедагогику.

Изучением детей с нарушениями развития занимаются медицина педагогика и психология. Среди известных психологов, посвятившго часть своей деятельности данной проблеме, можно назвать Л. С. Выгот­ского, Г. Е. Сухареву, В. В. Лебединского. Особенностями развития обучения и воспитания аномальных детей начали активно заниматься еще в начале XX века, так как только своевременная диагностика может помочь ребенку с нарушениями развиваться практически так же, как и обычному. Дефектолог с помощью специальных средств, коррекционной работы может достигнуть значительной компенсации - восставления или замещения нарушенной у ребенка функции.

Учебные заведения, обучающие данной профессии:

Профессию дефектолога можно получить в следующих высших учебных заведениях педагогического профиля.

1. Московский государственный педагогический университет им. В. И. Ле­нина. Москва, ул. Кибальчича, 16. Тел. 245-03-10, 246-81-63.

2. Московский государственный заочный педагогический институт. 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 18. Тел. 376-32-21.

3. Московский городской педагогический университет. Москва, проезд 2-й Сельскохозяйственный, д. 4. Тел. 181-77-21.

4. Московский педагогический государственный университет. 119435, Москва, ул. М. Пироговская, 1. Тел. 932-47-53, 246-60-11.

МИР ПРОФЕССИИ




Социальный

педагог


Доминирующие виды деятельности:

работа с трудными детьми и подростками;


  • постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, под­ростка;

  • выяснение причины отклоняющегося поведения;

  • беседы с классным руководителем;

  • беседы с ребенком, подростком;

  • поддержание связи с детской комнатой милиции;

  • беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;

  • поддержание связи со школьным психологом (работа с ребенком,
    подростком на основе психологического обследования);

  • работа с родителями;

  • выяснение причины создавшейся ситуации;

  • консультации родителей;

  • организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных
    детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря);

  • беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья,
    родственники, знакомые).


Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

СПОСО6НОСТИ:

любовь к детям; развитые коммуникативные способности (навыки обще­ния с людьми); развитые вербальные способ­ности (умение говорить чет­ко, ясно, выразительно); хорошая память; психическая и эмоциональ­ная уравновешенность;


  • развитые организаторские спо­
    собности;

  • способность к сопереживанию;

  • гибкость поведения;

  • умение держать дистанцию;

  • преподавательские способности;

  • высокий уровень распределе­
    ния внимания (способность
    уделять внимание нескольким
    объектам одновременно).

Личностные качества, интересы и склонности:


склонность к работе с детьми; умение повести за собой; высокая степень личной от­ветственности;

самоконтроль и уравновешен­ность;

терпимость;

безоценочное отношение к лю­дям;


  • интерес и уважение к другому
    человеку;

  • настойчивость;

  • коммуникабельность;

  • эмпатия;

  • активность;

  • тактичность;

  • требовательность к себе и другим;

  • наблюдательность.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


  • агрессивность;

  • брезгливость;

  • эгоистичность;

  • отсутствие организаторских способностей;

  • отсутствие любви к детям;

  • психическая и эмоциональная неуравновешенность;

  • неспособность к сопереживанию;

  • безответственность;

  • ригидность мышления (неспособность изменять способы решения
    задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).
Области применения профессиональных знаний:

  • образовательные учреждения (школы, техникумы, колледжи, ПТУ,
    вузы);

  • детские лагеря;

  • детские турбазы;

  • детские военные учреждения;

  • детские колонии;

  • социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские
    центры творчества и досуга);

  • городские и муниципальные учебно-методические центры.
История профессии

Педагогика в виде правил и наставлений взрослым по уходу за детьми появилась очень давно. Первые системы педагогического воспитания зародились в Древней Греции (IV-V века до н. э.).

В Европе в средние века, в новое время и в эпоху Возрождения появляется большое количество различных педагогических теорий. Наиболее известными педагогами того времени являются Песталоцци, Дж. Локк, Руссо и др. В России большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др.

Должность «социальный педагог» была введена в 2000 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступ­ности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.


Учебные заведения, обучающие данной профессии:

Профессию социального педагога можно получить в средних специаль­ных или высших учебных заведениях.

Средние специальные учебные заведения:


  1. Московский государственный профессионально-педагогический
    колледж. 109382, Москва, ул. Люблинская, 56/2. Тел. 351-39-12.

  2. Московский учебно-педагогический комплекс «Педагогическое
    училище-лицей № 1 им. К. Д. Ушинского». 113095, Москва, ул. Б. Ор­
    дынка, 47. Тел. 959-17-33.

  3. Московский педагогический колледж № 3.103051, Москва, ул. Са­
    довая-Самотечная, 8. Тел. 299-04-72, 202-69-73.

  4. Университетский педагогический колледж №5. 123022, Москва,
    пер. Столярный, 16. Тел. 255-02-27, 253-50-79.

  5. Учебно-педагогический комплекс «Педагогический колледж-лицей
    № 10». 109457, Москва, ул. Федора Полетаева, 2, корп. 7. Тел. 175-42-54.

  6. Московский учебно-педагогический комплекс «Педагогический кол­
    ледж-лицей №13». 125183, Москва, ул. Б. Академическая, 77а.
    Тел. 482-98-28.

Высшие учебные заведения:


  1. Российский университет дружбы народов. 117198, Москва, ул. Мик­
    лухо-Маклая, б. Тел. 433-40-29.

  2. Московский государственный открытый педагогический университет
    им. М. А. Шолохова. 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16/18.
    Тел.376-16-68.

  3. Московский педагогический государственный университет. 119882,
    Москва, пер. М. Сухаревский, 6. Тел. 207-00-97.

  4. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Москва,
    ул. Новокузнецкая, 236. Тел. 951-67-84.
  • 6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики
  • 7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества
  • От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии.
  • От осознания необходимости призрения лиц с отклонениями до осознания возможности обучения хотя бы части из них.
  • От осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с умственной отсталостью.
  • От осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех детей.
  • От изоляции к интеграции.
  • 8. История развития специального образования в России
  • 9. История развития специального образования за рубежом
  • Первый период (VIII в. До н. Э. По XII в. Н. Э.)
  • Второй период (XIII – XVIII).
  • Третий период (конец XVIII в. - начало хх в.)
  • Четвертый период (хх в. До 1970-х гг.)
  • Пятый период (с 1970-х гг. По настоящее время).
  • 10. Роль л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики
  • 11. Концепция л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития
  • 12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития
  • 13. Культурно - историческая концепция развития ребенка л.С. Выготского
  • 14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии
  • 15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми
  • 16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии
  • 17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
  • 18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике
  • 19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики
  • 20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики
  • 21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
  • 22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми
  • 23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии
  • 24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии
  • 25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса
  • 26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.
  • 27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.
  • 28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
  • 29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.
  • 30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с зпр.
  • 31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
  • 32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.
  • 33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
  • 34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.
  • 35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
  • 36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.
  • 637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.
  • 38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.
  • 39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.
  • 40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.
  • 41. Роль пмпк в диагностике нарушений детей.
  • 42. Роль пмпк в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.
  • 43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
  • 44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).
  • 45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.
  • 46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.
  • 47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
  • 48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.
  • 49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
  • 50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.
  • Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.
  • 22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

    Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить:

      методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.);

      методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.);

      методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)

    Выделение словесных, наглядных и практических методов нельзя считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников информации Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.

    Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивной и дедуктивной, а также репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся.

    Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имея в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством учителя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих и поэтому можно говорить об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации.

    Основой же коррекционно-воспитательной работы в этот период становятся наглядные и практические методы. Но и здесь дело обстоит непросто, ведь для использования наглядных методов обучения нужен определенный уровень развития восприятия.

    Поскольку внимание у детей непроизвольное, неустойчивое, во время занятий нужно стремиться к тому, чтобы в поле зрения детей находились только те предметы, которые соответствуют цели данного занятия.

    Адекватными для начального периода обучения умственно отсталых детей являются практические методы - организация детской деятельности и детского опыта.

    Более доступным способом передачи ребенку знаний и умений оказывается показ (подражание).

    При показе ребенок видит не только результат действий взрослого, но и все этапы действия, которым он может подражать.

    Напомним, что наглядные и практические методы должны обязательно сочетаться с речью - словесной инструкцией, словесным объяснением задания, словесным описанием, но речь должна включаться постепенно.

    23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

    Одной из трудностей, с которой сталкиваются эти особые дети, является трудность усвоения любого образовательного материала, что приводит к снижению интереса к учебе. Поэтому особое значение приобретает вопрос о формировании познавательного интереса, активного деятельностного отношения к образовательному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок воспитанников.

    Оптимальные для обучающихся темп и содержательная насыщенность занятий, чередование умственного напряжения и отдыха, ситуации успеха - все это формирует оптимистический настрой на безусловное преодоление трудностей, уверенности в себе, чувство радости и удовлетворения от проделанной работы.

    Игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто.

    Известные психологи А. Н Грабов, Г. Я. Трошин высоко ценили игру в деле воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Игру они считали точным показателем проявления детских способностей, возможностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха. В игре развивается память, мышление, воображение.

    Широкое использование игр и различных занимательных приемов на занятиях (смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки и т. д.) не только предупреждает появление у ребят пассивного отношения, но и способствует активизации интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения.

    Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:

      Соответствие игры возрасту ребенка;

      Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

      Учет структуры дефекта;

      Соответствие коррекционной цели занятия;

      Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);

      Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

      Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

    Из-за неустойчивого эмоционального состояния детей, недостаточно выбрать один вид игры для поддержания активности детей на занятиях, у педагога должно быть несколько игр разных по корригирующему действию на детей.

    Игра может быть быстрой для стимулирования познавательного интереса, хорошего настроения, развития моторики и подготовки к практической работе, и занимать более продолжительное время при проведении диагностики знаний, практических умений детей.

    Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

    "

    Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только спе­циально подготовленный педагог. Для успешной учебной и вос­питательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не­учительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции сред­ствами специального образования.

    Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки - он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогичес­кой культуры в сфере специального образования, которая инте­грируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способно­стей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогиче­ское мастерство - сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.

    Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетен­тен в выполнении следующих видов профессиональной деятель­ности:

    Преподавательской;

    Конструктивно-организаторской;

    Диагностико-аналитической;

    Консультативной;

    Проективной;

    Гностической;

    Психопрофилактической;

    Коррекционно-развивающей;

    Просветительской;

    Научно-исследовательской;

    Воспитательской;

    Координаторской.

    Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:

    Умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, вы­явления имеющихся образовательных достижений;

    Методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психоло­гического диагноза);

    Умением осуществлять педагогическое консультирование де­тей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразователь­ных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизнен­ного и профессионального самоопределения воспитанников;

    Приемами и способами адаптации и трансформации учебно­го и дидактического материала и образовательных условий в соот­ветствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением созда­вать, поддерживать и эффективно использовать специальную об­разовательную среду;


    Технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в раз­личных организационных формах процесса специального образо­вания;

    Навыками обеспечения экологически благоприятной, психо­логически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;

    Знаниями приемов профилактики и методов коррекции при­вычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблаго­приятного влияния социальной среды;

    Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го происхождения;

    Организаторскими умениями взаимодействия и сотрудниче­ства с родителями с целью повышения их психологической куль­туры;

    Навыками организации и проведения научно-исследователь­ской работы.

    Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенно­стями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и ос­мысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.

    Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образователь­ных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях про­фессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопеди­ческих пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обу­чающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обу­чение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домаш­них условиях и осуществлять надомное визитирование для оказа­ния ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с на­рушениями развития.

    Заметно возросла потребность образовательных учреждений об­щего назначения в специальных психологах и педагогах в услови­ях развития интеграции и дифференцированного подхода к уча­щимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедагога) в силу специфики его профессионального образования не со­ставляет труда компетентно организовать процесс обучения и вос­питания детей в классах коррекционно-развивающего и компен­сирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации.

    Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-прак­тиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.

    Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важней­шей его задачей является пополнение теоретических знаний и про­фессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соот­ветствии с регулярным обновлением, дополнением и совершен­ствованием Государственных образовательных стандартов высше­го профессионального образования, требованиям которых необ­ходимо всегда соответствовать.

    Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятель­ности) дефектологов осуществляется в институтах повышения ква­лификации (институтах усовершенствования) работников педа­гогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педаго­гических вузов (факультеты повышения квалификации и пере­подготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с про­фессиональными потребностями самого специалиста или образо­вательного учреждения, в котором он работает.

    Занимающиеся в системе повышения квалификации дефекто­логи могут участвовать в формировании содержания образователь­ных программ в соответствии со своими потребностями и интере­сами и выбирать по согласованию с обучающим подразделением дисциплины для факультативной или индивидуальной формы обучения.

  • Административная ответственность лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  • Б) матчи, в которых футболист не мог принять участие в связи с травмой или болезнью, которые не были напрямую связаны с его профессиональной деятельностью в качестве футболиста...
  • Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью
  • Билет № 12. Деятельность Иоганна Гутенберга. Изобретение европейского способа книгопечатания.
  • Как и обычные дети ребёнок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной пед. помощи, которую может оказывать только специально подготовленный учитель - дефектолог. Профессиональная деятельность учителя - дефектолога выходить за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействует с различными видами соц.-пед., реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной и д. р. видами деятельности, направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его соц. адаптации и интеграции средствами спец. образования.

    Педагогическое образование содержит широкий спектр пед. специальностей:

    Тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слеп. и слабовид. (тифлопедагог).

    Сурдопедагогика - с получ. Квалиф. и педагога глухих и слабослыш. (сурдопедагог).

    Олигофренапед-ка - с получ. квалиф. педагога для работы с лицами имеющими различные виды наруш. умственного разв-я (олигофренопедагог).

    Логопедия - с получением квалификации логопеда;

    Спец. дошколь. пед-ка - с квалиф. педагога для работы с детьми дошколь. возраста с откл-ми.

    Спец. психология - психология обеспечивающая психологическое сопровождение лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

    Учитель-дефектолог работает в спец. образ. учреж-и, в психолого-медико-соц-х, реабилитационных, консультативно - диагностических центрах, ПМПК, на логопунктах, а также в О.У. общего назначения, в дет. домах и школах-интернатах для введения корр-пед работы с различными категориями обучающихся и воспитанников, они могут вести индивид. обучение и воспит-е детей с откл. в раз-ии в домаш. условиях.

    Учитель - дефектолога - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с огран. Возможностями жизнедеятельности. Оптимизм профессионала прояв-ся в его социально активном отношении и к субъекту пед. воздействия (ребёнку или взрослому с огранич. возмож), и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники учителя - дефектолога, м к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами.

    Проф. опыт учителя - дефектолога обеспечивает ему квалифицированную проф. деятельность в различных коллективах, соц. группах - учащихся, воспитанников, их родителей, студентов, коллеги т.д.

    Сферы проф. деловой компенсации уч-дефектолога: профилактическая работа, пед. диагностика, консультирование, спец. пед. просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи; образовательная и соц-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием и т.д.

    Существует противопоказание к данной деятельности для тех кто имеет отклонения в состояние здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно - сосудистой и иммунной системе так как деятельность уч-дефектолога оказывает влияние на состояние здоровья. Необходима и физич. выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивость психического здоровья. Необходимо иметь правильную речь бездефективное произношение звуков.

    Важнейшие черты профессионального уч. - дефектолога: доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уверенность в своей работе, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Не должен распространять информацию о своих воспитанниках и их семьях, все должно быть конфиденциально.

    Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.

    Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практического опыта.

    Психолого-педагогическая готовность заключается в:

    Знании методологических основ и категорий педагогики и психологии;

    Знании закономерностей социализации и развития личности;

    Знании целей и технологий воспитания и обучения;

    Законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.

    Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.

    Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.

    Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:

    1. Умение ставить задачи.

    2. Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).

    3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.

    4. Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:

    самоанализ, самоотчет и т.д.

    Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.

    Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.

    Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью...

    Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Содержание практической готовности:

    Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.

    Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога


    | 2 | | | |

    Основные направления коррекционно-развивающей работы: -сенсорное и сенсомоторное развитие; -формирование пространственно-временных отношений; -умственное развитие -нормализация ведущей деятельности возраста -формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности - обогащение словаря развитие связной речи коррекция звукопроизношения Нет единой уникально успешной методики приема или формы работы с учащимися и их родителями. Учащиеся имеют следующие нарушения речевого развития: Четыре ученика первых...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    КОМПЕТЕНТНОСТЬ

    ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

    Построение педагогического процесса как диалога между участниками образовательного пространства предполагает высокий уровень профессиональной компетентности педагога, поэтому особую ценность приобретает компетентностный подход в образовании.

    Осуществление педагогической практики связано с выделением и содержательным описанием компетентности педагога как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих ему успешно решать задачи, связанные с организацией обучения и воспитания детей, в том числе детей с особенностями психо - физического развития, с учетом специфики их образовательных потребностей.

    Компетенции педагога - дефектолога выступают средством и условием развития компетенций его учеников. Это особенно значимо в связи с проблемами личностного и профессионального становления людей с ОПФР, вопросами качества их жизни, развития, последующего трудоустройства.

    Направления работы педагога-дефектолога:

    1. Диагностическое направление.

    Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем.

    Диагностическая деятельность включает:

    Изучение личных дел учащихся (это: педагогическая характеристика, заключение о нервно - психическом состоянии школьника, заключение комиссии дефектологов Витебского Городского Центра коррекции, изучение речевых карт ребенка из ДОУ);

    Установление контакта с родителями ребенка, изучение условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка;

    Наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время;

    Изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок);

    Использование стандартизированных методик.

    2.Коррекционное направление.

    Представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ОПФР в динамике учебно-воспитательного процесса.

    Основные направления коррекционно-развивающей работы:

    Сенсорное и сенсомоторное развитие;

    Формирование пространственно-временных отношений;

    Умственное развитие

    Нормализация ведущей деятельности возраста

    Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности

    Обогащение словаря, развитие связной речи, коррекция звукопроизношения

    Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с учащимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

    3.Аналитическое направление.

    Включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности.

    Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка, который предполагает:

    Системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

    Создание комплексных индивидуальных коррекционно – развивающих программ, нацеленных на развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

    Профилактику перегрузок учащихся;

    Взаимодействие специалистов в рамках школьного ПКПП

    Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

    Консультации проводятся для оказания помощи родителям и учителям в вопросах обучения и воспитания детей с ОПФР.

    Задачи направления:

    Профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка, перегрузок учащихся, выбор адекватного режима труда и отдыха в школе и дома;

    Повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение знаний в вопросах обучения детей с отклонениями в развитии;

    Оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

    Подготовка и включение педагогов и родителей в решении коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

    Формы работы:

    Систематическое выступление на родительских собраниях, педагогических советах школы, методических объединениях учителей-дефектологов;

    Анкетирование родителей;

    Индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросам;

    Консультирование учителей и родителей по результатам по итогам обследования;

    Обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционно - развивающих заданий, игр, упражнений);

    Этапное консультирование учителей и родителей (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений об учащемся).

    4.Организационно-методическое направление.

    Включает подготовку и участие в консилиумах, МО, педагогических советах, оформление документации.

    Таким образом, в своей работе педагог-дефектолог, работающий с детьми с ОПФР, активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях взаимодействия специалистов,совместно с ними разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями.

    Наш пункт существует пятый год. Я работаю на пункте третий год. Общее количество учащихся, получающих помощь на пункте в этом году, составляет 22 человека. Трое учащихся получают помощь консультативно.

    Учащиеся имеют следующие нарушения речевого развития:

    Четыре ученика первых классов имеют заключение «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи».

    В логопедии понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. отмечается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

    Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексики, грамматического строя и фонетической стороны речи.

    Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих.

    Общие направления работы с детьми с НВ ОНР включает в себя:

    1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания; наблюдательности (особенно к языковым явлениям); способности к запоминанию; способности к переключению; навыков и приемов самоконтроля; познавательной активности; произвольности общения и поведения.

    2. Формирование полноценных учебных умений: планирование предстоящей деятельности, контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.); применение знаний в новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    3. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям; умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

    4. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; применение инструкции (алгоритма); употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях.

    Три ученика первых классов имеют речевое нарушение «Стертая форма дизартрии»

    Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

    Это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

    При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

    Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, выявляются факторы неблагоприятного течения беременности и родов, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП – перинатальной энцефалопатии.

    Для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой формой дизартрии необходимо выделить основные аспекты:

    Осуществление дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

    Формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.

    Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.

    Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

    Еще три ученика первых классов имеют заключение дислалия (различных форм). Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, наиболее распространенное нарушение среди нарушений произносительной стороны речи.

    Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, и – реже - их пропусках.

    Причины различных форм дислалии могут быть связаны с патологиями речевого аппарата либо особенностями речевого воспитания ребенка. Если речь идет о физиологической форме заболевания, то в ее основе лежит возрастная недоразвитость органических структур, которая корректируется по мере взросления.

    Механическая дислалия является следствием генетически-обусловленных приобретенных или врожденных аномалий органов, ответственных за речь. Одной из частых причин механического типа болезни является укороченная подъязычная уздечка, затрудняющая движение языка. Правильная артикуляция может быть затруднена и при непропорциональных размерах самого языка. В ряде случаев факторами, способствующими возникновению дислалии, являются различные аномалии в строении зубочелюстного аппарата: сильно выступающая верхняя или нижняя челюсть, промежутки в зубном ряду, аномальное строение неба, расщепление неба, слишком короткая уздечка верхней губы.

    Основная работа по преодолению дислалии - коррекция звукопроизношения, т.е формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалии в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.

    Предпосылкой успеха в работе с учениками с перечисленными нарушениями является создание благоприятных условий: эмоционального контакта логопеда с ребенком, интересной формы организации занятий, сочетания приемов работы, позволяющих избежать переутомления ребенка.

    Учителя-дефектологи младшего школьного отделения применяют фонетическую ритмику . Это система двигательных упражнений, которая направлена на формирование фонетически правильно оформленной речи. Фонетическая ритмика помогает ребёнку нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспринимать, различать, воспроизводить различные ритмы, выражать эмоции с помощью различных интонационных средств.

    Упражнения по развитию мелкой моторики рук . Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений. В своей работе я применяю пальчиковые игры, графические диктанты по лексическим темам, обводку шаблонов и штриховку изображений, различные задания с раздаточным материалом, СУ-ДЖОК и т.д.

    Артикуляционная гимнастика , которая является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. С детьми младшего школьного возраста артикуляционная гимнастика проводится по подражанию с опорой на картинки.

    Дыхательная гимнастика. Индивидуальное занятие с младшим школьником начинается с упражнений на активизацию дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. На практике используем разнообразные игры на развитие дыхания, например, «Ветерок», «Листопад», «Вертушка» и тд.

    Остальные 12 учащихся с 3-го по 5-тый класс имеют в заключении нарушения письменной речи, а именно различные виды дисграфий, один ученик имеет заключение – дислексия (помимо дисграфии).

    Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Дислексия - нарушение способности к овладению навыком чтения.

    Дисграфия у детей является заболеванием, выражающимся в нарушениях освоения письменной речи. Очень часто родители даже не подозревают, что это заболевание присутствует у ребенка. Появление дисграфии обусловлено несформированностью некоторых психических функций, из-за которых и происходит частичное нарушение самого процесса написания слов. Дисграфия у младших школьников может проявляться в наличии стойких или часто повторяющихся ошибок. Проблема никак не связана с незнанием орфографических правил ребенком. Заболевание проявляется примерно у 30% детей школьного возраста, обычно выявляется у второклассников. Многие родители считают, что в этой проблеме виноваты различные новые системы образования, вызывающие у школьников проблемы с обучением из-за перегрузки мозга. Но это не верно, как и то, что это заболевание является следствием умственной отсталости малыша. Задержка умственного развития или нарушение данной функции никак не связаны с возникновением у школьников дисграфии.

    Нарушение процесса письма не может возникнуть без причин и редко существует само по себе. Как правило, проблема отражается и на: лексико-грамматической стороне речи, звукопроизношении, связности речи, фонематическом восприятии.

    Поэтому очень часто функциональные и органические причины дисграфии совпадают с причинами появления таких расстройств, как: дизартрия и дислалия. Дисграфия у ребенка может появиться и в том случае, если у него имеются энцефалиты, родовые травмы или была асфиксия в родах.

    Симптомы дисграфии в школьном возрасте, как и симптомы дислексии, могут появиться и при поражении головного мозга или его недоразвитии в период беременности.

    Виды дисграфии и их особенности:

    В целом, дисграфию подразделяют на 5 основных видов, но я кратко скажу о двух видах, встречающихся у моих учеников.

    Это акустическая форма дисграфии. Отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки — П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; шипящие и свистящие — Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

    И вторая форма- это дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной. Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок.

    Например: ребенок пропускает в словах буквы или целые слоги, не дописывает слова, переставляет в словах слоги или буквы, добавляет в слова лишние буквы, повторяет в слове какую-либо букву или слог, соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов, отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно.

    Основная работа по преодолению дисграфии у младших школьников направлена на дифференциацию фонетически сходных звуков, развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.

    Логопед не дублер учителя и, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом.
    Основная задача - воспитание у детей языкового чутья.

    Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    13390. Профессиональная компетентность психолога 11.8 KB
    В словаре иностранных языков понятие компетентность раскрывается как обладающей компетенцией – кругом полномочий какоголибо учреждения лица или круга лиц вопросов подлежащих чьему либо ведению. Понятие компетентность применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используется относительно недавно. Даль под компетентностью понимает полноправность и использует её в основном в юридической сфере: Компетентный судья кто может и вправе судить о ком о чём или коголибо судья полноправный.
    7400. Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста, как условие личностной и социально – психологической готовности к обучению в школе 326.73 KB
    Личностная и социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Актуальность обусловлена стремительностью развития становления личности детей в социальных условиях в связи с динамическими преобразованиями которые происходят в современном обществе. В современной действительности закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста.
    20079. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА 54.38 KB
    Аксиология как учение о ценностях. КОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ Сущность и содержания управленческой этики как теории и социальной практики. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ профессиональный ЭТИКЕТ Этикет и его содержание Стиль руководства как отражение профессионального этикета.
    3926. Профессиональная деятельность психолога 21.04 KB
    Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.
    19504. Профессиональная этика аудитора 40.66 KB
    Сущность аудиторской деятельности. Разработка внутренних стандартов аудиторской фирмы. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам действующим в Российской Федерации. Важным аспектом аудиторской деятельности является ответственность аудитора как субъекта профессиональной деятельности.
    1277. Медицинская, профессиональная и социальная реабилитация 765.3 KB
    Комплекс реабилитационных мероприятий инвалидов. В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности инфляции обнищания усилением расслоения общества ростом числа безработных беженцев вынужденных переселенцев лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Кроме того актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества России значительного количества...
    2725. Профессиональная социальная сеть «Сообщество пользователей уникальным научным оборудованием» 15.48 KB
    В 2009 году с целью реализации инновационноориентированного сценария развития Юга России исполнительной дирекцией Программы развития Южного федерального университета была создана профессиональная социальная сеть ученых и исследователей Южного федерального округа: Сетевое сообщество пользователей уникальным научным оборудованием. Основной целью портала Сетевого сообщества пользователей является организация процессов взаимодействия и кооперации ученых исследователей инженеров Южного федерального университета Ассоциации Высокие...
    21053. Изменение социального статуса и деформация российской интеллигенции, её профессиональная дифференциация 20.94 KB
    Многие современные западные интеллектуалы порой выносят категорические суждения о роли интеллигенции в российском обществе. Так, английский исследователь венгерского происхождения, длительное время живший в СССР, а теперь являющийся преподавателем кафедры политических наук Редингтонского университета Тибор Самуэли доказывал, что «русская интеллигенция была орудием разрушения...».
    6739. ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА 25.66 KB
    В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития. Что является компонентами саморазвития составными частями профессионального самовоспитания Каковы пути средства и методы овладения процессом самовоспитания Изучение жизни и деятельности великих людей убеждает нас в том что критическое отношение к себе к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Следующим шагом самовоспитания является формулирование целей то есть...
    2360. Формы работы социального педагога 11.69 KB
    Форма Плюсы Минусы Родительские собрания классные Занимают мало времени; Охват большого числа родителей одновременно; Много готовых разработок проведения родительских собраний; Оперативное донесение информации Нет индивидуального подхода; Родительские собрания общешкольные Лекции Работа с активом класса Родительские конференции В наше время можно выделить 3 вида образования: Формальное –образование приобретаемое обучающимся в специально предназначенном для обучения учреждении специально подготовленными специалистами....