Опережающее обучение и опережающее образование. Опережающее обучение, как путь повышения качества профессионального образования

Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.

Опережающее образование - процесс, как известно, двусторонний. Для того, чтобы люди заранее подготовили себя к новой специальности, более востребованной на рынке труда, необходимы не только возможности, но и желание. Опросы, проведенные исследовательской группой интернет-портала Superjob, а также в рамках Программы сотрудничества Евросоюза и России (бывший ТАСИС) опровергают широко распространенное убеждение, что российская рабочая сила инертна и немобильна. До 64 процентов опрошенных высказали готовность переквалифицироваться - полностью или частично. Особенно интересно посмотреть, как и в кого хотели бы переквалифицироваться представители наиболее «рисковых» с точки зрения безработицы профессий.

В отличие от девяностых годов, когда рушилась советская промышленность, сегодня самая угрожаемая категория занятых - это офисные работники, «белые воротнички». Особенно велик риск для людей тех профессий, которые в докризисные годы были как раз очень востребованы, - для кадровиков, журналистов, экономистов. Так вот, кадровики чаще всего хотели бы переквалифицироваться в бухгалтеров (12 процентов), в менеджеров по продажам (10 процентов) или в психологов (10 процентов). Журналисты не прочь попробовать себя в качестве пиар-менеджеров (28 процентов), несколько менее охотно видят они себя и осваивающими рабочие специальности (15 процентов). Представители рабочих профессий, пострадавших от кризиса (машиностроители, строители, металлурги) видят выход в осваивании смежных специальностей, переезде на новое место жительства, где их навыки будут востребованы, или - реже - в открытии собственного дела.

Отдельная группа - бюджетники. Эта категория населения имеет фиксированные доходы, поэтому кризис не привел к резкому изменению ее материального положения. Тем не менее, как отвечает генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров, у этих людей сохранился комплекс жертвы в связи с падением доходов и социального статуса в девяностые годы, так что и эта весьма консервативная группа населения готова рассмотреть возможности расширения или смены квалификации. Так, например, школьные учителя чаще всего видят выход в том, чтобы освоить преподавание нового предмета (12 процентов) или перейти в сферу работы с персоналом (менеджерами по подбору кадров или психологами).

Во всяком случае, опережающее обучение видится людям как самое предпочтительное и безболезненное решение проблемы будущей занятости. Три других «лекарства» от безработицы, предлагаемые государством, - организация общественных работ, самозанятость через открытие малого бизнеса, переезд на новое место жительства, где специальность будет больше востребована - в целом представляются людям куда более проблемными и болезненными. Это и понятно. К общественным работам в России не привыкли, да и не верят люди, что за такой труд (как правило, малоквалифицированный) можно получать нормальные деньги. Малый бизнес всегда сопряжен с риском и ответственными решениями, а переездов в России люди оправданно боятся. Предлагаемое государством возмещение расходов по работе на удалении от дома (скажем, в другом регионе) - 550 рублей в сутки. Этих денег может хватить на то, чтобы как-то обеспечить крышу над головой одному человеку, но их, конечно же, не хватит для обеспечения жизни семьи. К тому же в России хорошую работу традиционно можно найти через знакомых или родственников, а таковых на новом месте может не оказаться. Так что в отличие от США, где семья в среднем 3-4 раза за время своего существования меняет штат проживания в поисках лучших заработков, российский выход из безработицы - это прежде всего опережающее образование.

Но вот вопрос - как реализовать в принципе имеющееся у людей желание учиться? В 2008-2009 годах проблема решалась прежде всего через срочное (на срок до трех месяцев) обучение людей на уровне начального профессионального образования. Всего в программах переподготовки кадров, по данным Федеральной службы по труду и занятости, участвует до 1,8 миллиона человек. Для сравнения: переездом на новое место жительства в качестве средства от безработицы воспользовались всего 8,2 тысячи россиян. Еще 40 тысяч открыли свой бизнес.

Получается, что переквалификация пока с большим отрывом опережает другие методы спасения от безработицы. Но пока что, как видим, помощь коснулась прежде всего «синих воротничков» - представителей рабочих профессий. Здесь было достаточно двух факторов - краткости обучения и низкого уровня пособия по безработице в России (от 850 до 4900 рублей). Сейчас разработчики федеральных программ ставят себе более трудную задачу - охватить опережающим образованием и «белых воротничков» с учетом потребностей посткризисной экономики. Одна из задач - помочь специалистам освоить автоматизированные информационные системы управления производством (английская аббревиатура для этого понятия - ERP).

«Именно на работников предприятий традиционных сфер экономики, где будет происходить технологическое перевооружение, в первую очередь ориентированы программы опережающего обучения, - сказал в интервью «Известиям» курирующий это направление заместитель министра образования и науки РФ Владимир Миклушевский. - Это мера, направленная на повышение производительности труда, на повышение качества продукции, потому что любая ERP-система - это важный элемент системы менеджмента качества. И специалист, который работает на предприятии, элементарно должен нормально владеть компьютером, иметь IT-компетенции соответствующего уровня, уметь вводить данные в эту программу, использовать ее в своей работе и так далее».

Здесь образование должно быть именно опережающим. Подготовить хорошего программиста, системного администратора или финансиста за 2-3 месяца невозможно. Очень хорошо, если удается организовать такую подготовку прямо на фирме, заранее прогнозируя возможные изменения на рынке труда и настроения сотрудников. Например, компания «Лаборатория Касперского» разработала программное обеспечение, позволяющее руководству компании обнаружить ситуацию, когда сотрудник, скажем, в массовом порядке рассылает по другим фирмам свое резюме.

«Мы ни в коем случае не хотели бы, чтобы эта технология использовалась для вмешательства в личную жизнь сотрудников или вела к каким-то репрессивным мерам,- отмечает Наталья Касперская, председатель совета директоров «Лаборатории Касперского». - Правильный ответ на повышение уровня тревожности сотрудника - это снятие страхов, организация дополнительного обучения, возможно, взаимного обучения сотрудников. Такие программы (на английском они называются программами кросс-обучения) существуют и в нашей компании, где работают до полутора тысяч человек».

Ожидается, что с этого года заработает федеральная программа, по которой около 280 тысяч человек получат обучение по различным специальностям. Обучение будет продолжаться 1-2 года, и оно будет приравнено ко второму высшему образованию. Для «белых воротничков» это будет иметь важный психологический эффект. Получение рабочей специальности для бывшего банковского работника - слом в карьере и понижение социального статуса. Чего никак не скажешь о втором высшем образовании. «Одна из главных проблем - изменить представления о престижности, о статусности той или иной работы»,- отмечает глава ВЦИОМ Валерий Федоров.

Еще один правильный путь - организация стажировок для желающих научиться новому сотрудников и особенно для недавних выпускников вузов. Не секрет, что не имеющие пока опыта вчерашние студенты - одна из наиболее уязвимых с точки зрения занятости групп населения. По прогнозам специалистов, до 13 процентов выпускников вузов и техникумов не смогут сразу найти работу в этом году. Благодаря программам министерства образования и науки РФ и региональным инициативам в этом году 50 тысяч студентов удалось временно трудоустроить. И здесь один из главных позитивных эффектов - психологический: ребята не чувствуют себя ненужными, при поиске «работы полного дня» у них не будет тех страхов и комплексов, которые обычно угнетают молодого специалиста.

«Выпускники имеют возможность за счет бюджета до шести месяцев работать на конкретном рабочем месте, чтобы приобрести необходимые навыки, присмотреться к предприятию, а предприятие за это время присмотрится к ним, - поясняет Владимир Миклушевский. - По сути, мы предоставляем выпускнику адаптационный период, возможность более плавного выхода в самостоятельную трудовую жизнь».

Но даже если ваша фирма или регион не помогают вам подготовиться к новой работе, главный совет психологов и социологов - не сидеть сложа руки. Если вас перевели на неполную рабочую неделю и предприятие не удосужилось занять высвободившееся время опережающим обучением, найдите возможность обучаться сами. Информацию о предлагаемых программах обучения можно получить в центрах занятости по своему месту жительства. «Главное - не бездействовать и быть в форме»,- отмечает Андрей Першин, автор книги «Без наркоза» о безработице времен кризиса. И здесь с ним нельзя не согласиться.

Принципы - основные исходные

положения какой-либо теории, науки в целом, это основные требования, предъявляемые к чему-либо. Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических целей.

Рассмотрим педагогические принципы формирования воспитательных отношений:

Принцип природосообразности - один из старейших педагогических принципов.

Правила осуществления принципа природосообразности:

Педагогический процесс строить согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

Знать зоны ближайшего развития, определяющие возможности учащихся, опираться на них при организации воспитательных отношений;

Направлять педагогический процесс на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся.

Принцип гуманизации может быть рассмотрен как принцип социальной защиты растущего человека, как принцип очеловечивания отношений учащихся с педагогами и между собой, когда педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав воспитанника и уважении к нему.

Принцип целостности, упорядоченности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса. Принцип демократизации означает предоставление участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции и самоопределения, самообучения и самовоспитания. Принцип культуросообразности предполагает максимальное использование в воспитании и образовании культуры той среды, в которой находится конкретное учебное заведение (культуры нации, страны, региона). Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения и образа жизни учащегося направлен на организацию комплексного педагогического процесса, установление связей между всеми сферами жизнедеятельности учащихся, обеспечение взаимной компенсации, взаимодополнение всех сфер жизнедеятельности. Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений. Принцип политехнизма направлен на подготовку специалистов и рабочих широкого профиля на основе выявления и изучения инвариантной научной основы, общей для различных каук, технических дисциплин, технологий производства, что позволит учащимся переносить знания и умения из одной области в другую.

Все группы принципов тесно связаны между собой, но в то же время каждый принцип имеет свою зону наиболее полного осуществления, например, для занятий по гуманитарным дисциплинам принцип профессиональной целесообразности неприменим.

1.2. Основные понятия дидактики

Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения.

Рассмотрим базовые понятия дидактики.

Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение как процесс характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т.е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание», обучаемый включен в деятельность учения, в которой удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения в значительной мере порождается мотивацией.

Обычно обучение характеризуют так: это передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Но знания нельзя просто передать и «получить», они могут «получиться» только в результате активной деятельности самого ученика. Если нет его встречной активности, то никаких знаний, умений у него не появляется. Следовательно, отношение «педагог - ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик - приемник». Необходимы активность и взаимодействие обоих участников учебного процесса. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знаний и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если он не стимулирует их учение, то никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях. В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

Стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

Организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

в развитие мышления, памяти, творческих способностей;

Совершенствование учебных умений и навыков;

Выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:

Постановка целей учебной работы;

Формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

Определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

Организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;

Придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

Регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;

Оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:

Осознание целей и задач обучения;

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;

Проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

510

Самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность;

Самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н. В. Кузьмина): 1) цель обучения (Ц) (для чего учить); 2) содержание учебной информации (С) (чему учить); 3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (М) (как учить); 4) преподаватель (II); 5) учащийся (У). Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру.

ЦЕЛЬ -» ПРИНЦИПЫ -> СОДЕРЖАНИЕ -* МЕТОДЫ ->■ СРЕДСТВА -> ФОРМЫ.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание - это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание образования - специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

Методы - это действия педагога и учащегося, посредством которого передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается в результате взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксация увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический процесс включает еще более сложную структуру - психологическую: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления. Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры: 1) познавательные процессы, 2) мотивация учения, 3) напряжение.

Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.

Процесс управления состоит из следующих компонентов:

Постановка цели;

Информационное обеспечение (диагностирование особенностей учащихся);

Формулировка задач в зависимости от цели и особенностей учащихся;

Проектирование, планирование деятельности по достижению цели (планирование содержания, методов, средств, форм);

Реализация проекта;

Контроль за ходом выполнения;

Корректировка;

Подведение итогов.

Можно сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом:

1. Развивающее и воспитывающее обучение.

2. Научность и доступность, посильная трудность.

3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя.

4. Наглядность и развитие теоретического мышления.

5. Системность и систематичность обучения.

6. Переход от обучения к самообразованию.

7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности.

8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся.

9. Положительный эмоциональный фон обучения.

10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся.

11. Гуманизация и гуманитаризация обучения.

12. Компьютеризация обучения.

13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей.

14. Инновативность обучения.

Наиболее важными дидактическими принципами являются следующие:

в обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность;

Обучение должно характеризоваться проблемностью;

Обучение должно быть наглядным;

Обучение должно быть активным и сознательным;

Обучение должно быть доступным;

Обучение должно быть систематическим и последовательным;

В процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся.

В 60-70-е годы Л. В. Занков сформулировал новые дидактические принципы:

Обучение должно осуществляться на высоком уровне трудности;

В обучении необходимо соблюдать быстрый темп в прохождении изучаемого материала;

Преобладающее значение в обучении имеет овладение теоретическими знаниями.

В дидактике высшей школы выделяются принципы обучения, отражающие специфические особенности учебного процесса в высшей школе: обеспечение единства в научной и учебной деятельности студентов (И. И. Кобыляцкий); профессиональная направленность (А. В. Барабанщиков); профессиональная мобильность (Ю. В. Киселев, В. А. Лисицын, и др.); проблемность (Т. В. Кудрявцев); эмоциональность и мажорность всего процесса обучения (Р. А. Низамов, Ф. И. Нау-менко).

В последнее время высказываются идеи о выделении группы принципов обучения в высшей школе, которые синтезировали бы все существующие принципы:

Ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста;

Соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий);

Оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе;

Рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

Соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.

Важным элементом современного высшего образования является методологическая подготовка. Развитие науки и практики достигли такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому ему лучше усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным количеством информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать в ряде областей. Здесь встает задача наиболее экономного отбора научных знаний по всем предметам обучения в вузе. Но этого недостаточно. Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способность решать различные задачи.

В вузовском обучении и воспитании действуют свои особые принципы (в отличие от школьных), такие, например, как:

Обучение тому, что необходимо в практической работе после вуза;

Учет возрастных, социально-психологических и индивидуальных особенностей студентов;

Профессиональная направленность обучения и воспитания;

Органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.

Технология опережающего обучения

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться считают создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результата своих усилий.

Бороться за успех в учении – значит учить детей учиться, помогать каждому поверить в свои возможности, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность. Нужно обязательно помогать детям в процессе познания так управлять их учением, чтобы дети постепенно овладели саморегуляцией своей деятельности, своего учебного труда.

Опережающее обучение - вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе. Краткие основы могут даваться как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Опережающее обучение подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Методика перспективно-опережающего обучения впервые была разработана учителем начальных классов С.Н.Лысенковой.

Классификационные параметры:

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая.

По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного и психогенного факторов.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации.

По ориентации на личностные структуры: информационная с элементами операционной.

По характеру содержания: обучающие воспитательная, светская, технократическая, общеобразовательная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная, академическая с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: сотрудничество, партнерство.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога.

По направлению модернизации: эффективность организации и управления учебным процессом.

Целевые ориентации:

Усвоение ЗУН; ориентир на стандарты.

Успешное обучение всех.

Концептуальные положения:

Личностный подход педагогики сотрудничества.

Успех - главное условие развития детей в обучении.

Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться.

Предупреждение ошибок, а не работа над ними.

Последовательность, системность содержания учебного материала.

Дифференциация, доступность заданий для каждого.

К полной самостоятельности - постепенно.

Через знающего ученика учить незнающего.

Особенности содержания : чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Трудную тему необходимо начинать не в заданные программой часы, а много раньше. Для каждой темы это начало разное. Тема дается на каждом уроке малыми дозами. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами. В обсуждение вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые ученики. Получается, что все дети понемногу учат друг друга. И учитель, и ученики совсем по-другому чувствуют себя в пространстве времени.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

Первый этап – перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. На этом этапе идёт активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы с комментируемым управлением. При ответах учитывается желание детей. Активны на этом этапе, как правило, сильные ученики.

Второй этап – работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Именно на этом этапе задаётся домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходят моменты опережения, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены.

Третий этап – использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык быстрого действия. Именно на этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.

И главное, ни на одном этапе нет напряжения в работе учителя и учеников. С первой до последней минуты урока дети активны: с опорными схемами и без них, устно и письменно, под управлением и самостоятельно. Каждому ученику – посильный вопрос, доступное задание (но не ниже требований программы!). И все 45 минут соблюдаем основной принцип – делать всё обоснованно, аргументированно. «Доказываю, вспоминаю правило, проверяю»,- звучит голос отвечающего. Ни шагу без мысли!

Особенности методики: комментируемое управление .

Методический прием «комментируемое управление» представляет, по существу, ответ с места о том, что делает ученик, помогает оптимально включить в работу весь класс, вести непрерывную обратную связь со всем классом.

Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей. У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.

С помощью комментированного управления:

Средний и слабый тянутся за сильным учеником;

Развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

Ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

Комментируемое управление, позволяет сделать учебный труд осмысленным и одновременно обеспечивает обратную связь: даёт учителю возможность контролировать уровень знаний учеников, вовремя заметить отставание, обеспечить продвижение в овладении знаниями и практическими навыками.

Особенности методики: опорные схемы , или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

При таком виде работы ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной им схеме-опоре, выполняя практическое задание – решение примера, задачи, уравнения, грамматические задания.

Схемы-опоры на уроках станут постоянными помощниками ученикам, условием бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолеть трудности, импульсом к активному, заинтересованному труду. Схемы-опоры обеспечивают и более высокую работоспособность, а так же энергичный темп урока. Необходимые для выполнения задания правила детям не нужно вспоминать, теряя на это драгоценное время урока: они читают их на схемах. Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают: усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А ещё через две недели схема снимается: она больше не нужна.

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

“Опережающее обучение важнейших тем, работа на перспективу – это не только глубокие знания, но и резерв времени”.

В обучении русскому языку это особенно актуально. Чем быстрее ученик освоит всю систему языка и практически закрепит эти знания, тем скорее научиться писать грамотно. Кроме того, перспективная подготовка позволяет избежать ошибок, поскольку невозможно подобрать текст, в котором были бы только изученные орфограммы.

Большие темы по русскому языку разбиты на этапы и постепенно вводятся в течение учебного года. Эффективно в осуществлении перспективы и использование обобщающих схем, таблиц, комплектов карточек по темам. Они дают возможность после первого введения в тему проводить далее на уроке оперативно многократное повторение и подводить детей перспективно к обобщению всей темы, усилив работу по наиболее трудному её разделу. После такой подготовительной работы объяснение материала по теме уже не занимает много времени, носит характер обобщения и основательного закрепления. Облегчается выполнение самостоятельных заданий на уроке и дома. Задания не являются для детей чем-то новым, они давно готовились к ним.

Перспективная подготовка в системе обучения – это возможность попутного прохождения трудных тем путём приближения к изучаемому в данный момент на уроке материалу. Детям доступно осознавать, осмысливать всё происходящее на уроке, объяснять, обосновывать, доказывать свои действия. Вот почему в результате все ученики умеют хорошо и связно говорить, логично рассуждать при решении задач, выполнении грамматических упражнений.

Список литературы

  1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. [Текст] /В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 2011. - 336 с.
  2. Иванов, В. Н. Образовательные технологии в современном мире. [Текст] /В.Н. Иванов. - М.: АРГУС, 2014. – 78 с.
  3. Педагогика. [Текст] Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. И.П. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 640 с., с. 129-192.
  4. Столяренко, Л.Д., Самыгин, С.И. Педагогика: 100 экзаменационных ответов [Текст]./Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин – М.: ИКЦ «МарТ», 2013.

Определение 1

Дидактика представляет собой элемент педагогики, который занимается разработкой проблемы образования и обучения.

Понятие дидактики

Что же такое дидактика? Сейчас мы постараемся ответить на этот вопрос. Впервые данный термин был применен в работах немецкого педагога Ратке, и в их контексте он обозначал искусство обучения.
Коменский присуждал дидактике звание универсального искусства обучения всех и каждого чему угодно. В начале 19 века Гербарт определил дидактику как непротиворечивую и целостную теорию воспитывающего обучения.

Определение 2

В наше время дидактика в педагогике - это понятие, которое определяется в качестве значительнейшей части научного знания, которая базируется на изучении и исследовании проблем обучения и образования. Дидактику одинаково справедливо можно называть как теоретической, так и прикладной наукой, которая изучает существующие процессы обучения.

Знания, приобретенные как продукт дидактических исследований, позволяют преобразовать содержание образования согласно претерпевающим изменения целям, находить принципы, а также методы и средства обучения, придумывать и претворять в жизнь ранее не использовавшиеся образовательные технологии. Дидактика обладает своими понятиями. Главные категории дидактики формируют следующий список: преподавание, обучение, образование, учение, знания, навыки, умения, а также цели, содержание, виды, формы, организация, результаты обучения, средства, методы.

Принципы дидактики

Определение 3

Дидактические принципы - это фундаментальные положения, в соответствии с его общим целям и закономерностям определяющие программу, методы и организационные типы учебного процесса.

Определение 4

Фактически, принципы обучения в педагогике - это понятия, которые характеризуют основные пути применения закономерностей согласно обозначенным целям.

Определение 5

Дидактические принципы обучения в педагогике являются основными требованиями к организации учебного процесса с практической точки зрения.

Принцип возложения задачи достижения целей и урегулирования проблем воспитания, образования, а также роста общего развития учеников на обучение

Данный принцип исходит из того, что обучение обуславливается потребностями общества во всестороннем развитии личности. Исключительно гармонично развитая личность имеет возможность успешно принимать участие в общественной жизни. Практическая реализация приведенного принципа происходит с помощью комплексного планирования урока, что способствует решению более широкого спектра задач, благодаря этому интенсифицирует учебный процесс, повышая его эффективность. Следование данному принципу положительно влияет на рост значения целеполагания в процессе обучения, а также формирует его целенаправленность.

Принцип научности обучения

Приведенный принцип основывается на зависимости содержания науки от учебных предметов. Для его соблюдения необходимо наполнение содержания обучения объективными научными фактами, законами, понятиями, теориями соответствующих областей науки. Также требуется, чтобы им раскрывались достижения современности и потенциальные результаты и пути роста науки. Принцип научности осуществляется первым делом в процессе производства учебных пособий и программ, которые должны совмещать современные, классические и потенциально полезные научные положения.

Замечание 1

Наряду с этим требуется принимать во внимание отличительные черты возрастов учащихся и время, предназначенное для освоение какой-либо конкретной дисциплины. Наполнение программ обучения должно включать в себя исключительно научные основы, также нежелательно добавлять в их состав различные спорные вопросы. Согласно принципу научности в ходе процесса обучения у учащихся должно быть сформировано диалектико-материалистический образ мыслей.

Принцип связи обучения с жизнью

В поставленных научно-техническим прогрессом условиях наука постепенно начинает использоваться в качестве производственной силы. Школьное образование должно предоставлять обучающимся не только само рассмотрение научных решений и проблем, но и раскрытие вариантов их использования в самых различных областях человеческой жизни, в качестве примера сфер применения можно привести промышленность, сельское хозяйство и общественную жизнь. Осуществление данного принципа в педагогике помогает учащимся проще воспринимать концепцию о связи науки с практикой.

Принцип последовательности и систематичности

Принцип последовательности и систематичности в обучении ставит следующие условия: получаемые навыки, знания или умения должны образовываться согласно определенной системе, подчиняясь некоторому принятому порядку, при котором все элементы обучения последовательно опираются друг на друга и являются логически связанными между собой. Павлов, считающий физиологически закономерными в области педагогики последовательность и постепенность различных типов тренировок, всегда акцентировал внимание на важности и эффективности приведенного принципа. Именно систематичность процесса обучения позволяют в относительно сжатые сроки получить максимальный результат в обучении. Определенная системность в процессе приобретения и усвоения некоторого массива новой информации требует выделения и акцентирования внимания на присутствующих в выбранном для изучения материале ключевых понятиях, нахождение их причинных и функциональных связей с иными понятиями, определения их зарождения и последующего процесса развития. В процессе обучения также довольно важную роль играет указание межпредметных связей. Необходимо осуществить применение базирующегося на последовательности системного подхода не только в работе педагогов, но также и осуществляемой их подопечными деятельности.

Принцип доступности

Принцип доступности обладает стоящей в самой основе его понятия необходимостью в построении процесса обучения с учетом действительных способностей учащихся и в исключении отрицательно влияющих на его работу перегрузок морального, физического типов. Чересчур тяжелое для усвоения наполнение программы провоцирует упадок мотивации, а также может стать причиной снижения прилагаемых обучающимися волевых усилий и их общей работоспособности. Задача педагога заключается в определении необходимой для эффективного обучения сложности. Не стоит забывать, что излишнее упрощение процесса также обладает своим отрицательным влиянием, а конкретно приводит к падению интереса к учению. Для обретения максимальной эффективности программа должна сохранять свою доступность, но при этом оставаться требовательной к прикладываемым усилиям, чтобы приводить к личностному росту.

Принцип активности учащихся в обучении

Определение 6

В педагогике активность - это понятие, обозначающее стремление учащегося к самостоятельному к получению навыков и знаний.

В процессе обучения является крайне важным условие согласованной работы учения и преподавания. Желаемый результат достигается лишь в том случае, если оба приведенных элемента функционируют в тесной взаимосвязи. Данный принцип характеризует активность учащегося в его обучении в качестве субъекта процесса. Направление деятельности учащихся должно заключаться в самостоятельном поиске нужных знаний. Весь процесс обучения должно быть также и сознательным. В случае, если ученики будут получать и усваивать знания сознательно, то они получат возможность преобразоваться в устойчивые убеждения, а также пресечется формирование формализма. Чтобы успешно осуществить данный принцип, необходимо максимально часто применять в обучении беседы и в их ходе создавать различные проблемные ситуации, провоцировать мыслительную деятельность обучающихся, заключающуюся в аргументации своего мнения.

Принцип наглядности обучения

Наглядность в дидактике заключается не только в зрительном восприятии, но также и в восприятии с помощью моторных и тактильных ощущений. Наглядность обучения достигается благодаря использованию самых разных иллюстраций, лабораторно-практических работ, демонстраций. В процессе осуществления данного принципа одновременно необходимо совершенствовать как наглядно-образное мышление, так и абстрактно-логическое.

Принцип сочетания различных типов обучения в зависимости от наполнения программы и задач

В ходе процесса обучения находят свое применение разные способы обучения из следующего списка:

  • наглядные,
  • практические,
  • словесные,
  • репродуктивные,
  • поисковые,
  • методы мотивации и стимулирования учебной деятельности.

Не менее разнообразен и перечень средств обучения. Педагог должен уметь выбрать максимально действенную комбинацию методов и средств обучения. Дидактика выразила соответствующую связь методов и наполнения с целями обучения. Если выбор окажется подходящим для решения поставленных целей и берет в учет особенности содержания и настоящие способности обучающихся, то при определенных условиях эффективность процесса обучения будет наивысшей из возможных.

Принцип сочетания различных типов организации обучения в зависимости от методов, целей и наполнения обучения

В условиях дидактики действующие методы организации обучения делятся на урочные и внеурочные. В пределах подобных уроков применяются индивидуальные и групповые методы организации обучения. Уровень эффективности тесно связан с принятым методом обучения. Данная связь определяется дидактикой.

Принцип создания благоприятных для обучения условий

Уровень действенности учебного процесса обладает существенной зависимостью от присутствия четырёх главных групп условий:

  • учебно-материальных,
  • морально-психологических,
  • школьно-гигиенических,
  • эстетических.

Принцип прочности в педагогике

Данный принцип подразумевает прочность навыков учебно-познавательной деятельности, идейно-нравственных убеждений, вариантов общественно ценного поведения.

Замечание 2

Исключительно комплекс принципов обучения обладает возможностью обеспечить успешность нахождения целей, выбор способов, наполнения, средств, форм обучения. Лишь совокупное использование дидактических принципов позволяет гарантировать успешное разрешение поставленных перед современной школой задач

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Принцип педагогического оптимизма (опережения)

Закон социальной педагогики: чем больше доверия и уважения к ребенку, тем больше требовательности и доверия к нему, порождает принцип педагогического оптимизма, который выступает одним из важнейших принципов социализации, который связан с нахождением и развитием сильных и позитивных сторон ребенка, а иногда и их переориентации (волевых, стремлений к риску и т.п.) на лич- ностно и социально ориентированное развитие. Принцип педагогического оптимизма предполагает в своей основе опору на положительное в ребенке. Специалисты отмечают, что в человеке имманентно заложена мотивация к совершенствованию: даже у самых трудных детей есть стремление к нравственному самосовершенствованию. Однако его легко погасить, если обращаться к ним с помощью криков, упреков и нотаций. И наоборот, это стремление можно усилить, если во время заметить и поощрить инициативу и порывы подростка к тому, чтобы разрушить привычные ему формы поведения .

История развития и формирования этого принципа восходит к глубокой древности. Она связана с именами Конфуция, Платона, Витторино да Фельтре и др. Педагогическую разработку ему придал Я. Коменский в «Великой дидактике», провозгласив: «Учить всех и всему». Педагогический оптимизм выражается в том, что все дети способны к обучению и воспитанию, кроме тех, у кого «Бог отнял разум». А. Макаренко существенно развил этот принцип, поднял его на качественно иную высоту, оформил его структуру, привнеся новое содержание. Его великая заслуга в том, что он великолепно продемонстрировал его благотворное действие на принципиально ином контингенте - детях-сиротах, малолетних и несовершеннолетних правонарушителях.

«Ломброзовскую идеологию» категорически не принимал и С. Шацкий. Он был уверен, что все дети, и богатых и бедных родителей, не имеют криминальной предрасположенности. Они все способны к обучению и воспитанию. «И я думаю, - писал он, - что все ценное в человеке - этот резервуар ценностей в ребенке - всегда в нем останется; только от тех или других внешних причин заросло корой, и мы чувствуем отвращение, потому что заросли сами». Во что они вырастают, во многом зависит от среды и воспитания: «Те же отбросы общества, на которых мы смотрим с такой гадливостью, страхом или сожалением, были такими же детьми, как и все». И педагог нас «дожимает»: «Каждый день мы проходим мимо всяких людей, и многие из них могли бы быть в сто раз лучше, талантливее и полезнее нас, если бы они были на нашем месте, а мы худшими, если бы были на месте их...» .

Таким образом, наши педагоги-новаторы утверждали в теории и на практике принцип принятия ребенка таким, каким он есть, задолго до его теоретического оформления зарубежными педагогами и психологами. И это еще один пример, как от незнания собственной истории педагогики мы попадаем в какую-то ущербную и даже зависимую позицию, вместо того, чтобы гордиться достижениями наших выдающихся отечественных педагогов-новаторов.

А. Макаренко вводил новый термин - «проектирование личности». Хорошее в человеке «приходится всегда проектировать, писал он, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже и с некоторым риском ошибиться». Проблема воспитания и «проектировки личности» - это проблема гармоничного соединения общего и индивидуального в педагогической работе. Этот вопрос был им сведен к алгоритму: должна быть общая «стандартная» программа и индивидуальный корректив к ней. «Общий стандарт» - воспитанник должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым, патриотом. При этом А. Макаренко предупреждал, что программа не должна быть одинакова для всех: нельзя «вгонять каждую индивидуальность в единую программу, в стандарт и этого стандарта добиваться» .

Этим он сформулировал новаторскую методологическую позицию в разработке целей воспитания. «Проектирование личности» воспитанника нам следует рассматривать как идеальный вариант реализации принципа открытости, сотрудничества и опережения для социальнопедагогической системы. Педагогом постоянно обращалось особое внимание на обязательную непохожесть конечного результата: мы «всегда должны помнить, каким бы цельным ни представлялся для нас человек при широком обобщении, все же нельзя его считать совершенно однообразным явлением». Говоря о массовости воспитания, А. Макаренко предупреждал: «Общие и индивидуальные черты личности в отдельных живых явлениях образуют бесконечно запутанные узлы, и поэтому проектировка личности становится делом чрезвычайно трудным и требующим осторожности». Главную опасность он видел в том, что «...у нас всегда будут жить попытки остричь всех одним номером, втиснуть человека в стандартный шаблон, воспитать узкую серию человеческих типов - это кажется более легким делом, чем воспитание дифференцированное» .

Такая постановка педагогом-новатором проблемы соотношения коллективного и индивидуального в воспитательном процессе во многом отметает обвинения макаренковской педагогики в воспитании «винтика», формировании конформистского мировоззрения и т.п. В такой постановке проблемы видится особый гуманизм и демократизм педагогического мировоззрения А. Макаренко: в таком варианте воспитания исключается возможность личностной трагедии ребенка, возникающей в результате раздвоения личности, обретения двойной морали и т.д. Одновременно отвергается и обвинение в «казарменности» его педагогики, так как воспитаннику (и только ему) с собой наедине предоставляется окончательное право решать, как поступить, что выбрать.

Его педагогическая логика прагматична и жизненно ориентирована: из детей воспитываются люди завтрашнего дня и потому их качества должны быть сформированы с учетом будущих условий жизни и проблем, которые им придется решать, поэтому педагоги обязаны проектировать качества своих воспитанников в перспективе требований общества будущего.

Принцип опоры на положительное в ребенке и его субъектный опыт неизбежно ставит вопрос о необходимости изучения ребенка. Он должен рассматриваться как личность с уже имеющимися психофизиологическими возможностями, данными ему от природы, с присущим ему мироощущением; со своими интересами, жизненными ценностями и устремлениями, личными потребностями, которые он хочет реализовать. Все это необходимо выявить и направить в социально и личностное значимое русло его развития, чтобы обеспечить динамику этого процесса с опорой на исходные данные ребенка. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает (проектирует) процесс возвышения его как личности. Если ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту и самосовершенствованию .

Принцип педагогического оптимизма как бы закольцовывает систему принципов социальной педагогики, так как он неразрывно связан со всеми остальными ее принципами. Гуманизм и педагогический оптимизм должны быть явлением целостным - обоюдным, не однобоким, а равнозначным (равноценным) для всех: не могут быть счастливы дети, если это достигается попранием человеческого достоинства педагогов (родителей, взрослых) и наоборот. Нельзя же допустить, «чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди», - восклицал

А. Макаренко. Если дети счастливы, а педагоги (и взрослые) страдают и мучаются, то это извращенный гуманизм .

Гуманизм в педагогике (и не только в ней) «не развинчивается» по частям и не может быть относительным или урезанным - частичным или односторонним, социально привилегированным. Гуманизм не имеет национальности, он интернационален: он не имеет расовой и «партийной принадлежности». В определенном смысле он аполитичен, так как имеет защитную (иммунную) систему, в основе которой лежит альтруистическая природа человека. Гуманизм не определяется какой-либо конкретной религиозной конфессией и т.д., так как он вырастает из сущности человеческой природы. Эта позиция составляет краеугольный камень инновационной педагогики, объединяя ее основные элементы, придавая ей целостность.