Направления социальной работы за рубежом кратко. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие

Периодизация истории социальной работы за рубежом и в России.

Социальная работа как теория и практика помощи человеку в кризисных ситуациях имеет глубокие корни, проявляясь в национальных традициях, закрепивших социокультурные принципы реагирования на изменения в жизненном сценарии индивидуума. Теория социальной работы, пройдя определенный социально-исторический путь развития сегодня представляет собой самостоятельную разновидность научного знания, имеющего общезначимую ценность.

В своем историческом развитии социальная забота о нуждающихся приобретала различные формы – от милостыни до организованной государственной системы социальной защиты, сочетавшейся с различными видами общественной и частной благотворительности.

Термин «социальная работа» был впервые использован в Англии в связи с расширением в начале XX столетия направлений деятельности одной из религиозных общественных организаций (COS), занимающейся филантропией, или как её называли тогда – «любительской (дилетантской) работой». В соотвествии с этим появилась задача для этой организации – проеобразование неквалифицированной деятельности в профессиональную, основанную на социальных теориях и специальной подготовке. Эта новая деятельность и стала называться социальной работой. Ещё задолго до возникновения термина в обществе стали особо выделять деятельность, направленную на поддержку различных групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом.

1) Архаический период благотворительности (до образования в конце III тысячелетия – первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

2) Филантропический период (приблизительно до V в. н.э.).

3) Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.).

4) Период государственной благотворительности (до рубежа XIX-XX вв.).

5) Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время).

Научный этап становления социальной работы

Научный этап становления социальной работы связан со многими факторами его эволюции и прежде всего с изменением общественных связей и отношений, которые качественно изменились во многих странах к началу XX в. Какие же причины приводят к изменению парадигмы социальной помощи? Основными причинами были следующие:

Разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;

Урбанизация и индустриализация;

Увеличение социальных связей и расширение отношений, в которых стал задействован человек.

Таковы основные причины, повлиявшие на эволюцию социальной работы в целом. Каковы же макро-, мезо- и микрофакторы эволюции в начале XX в., приведшие к существенному изменению процесса помощи и становлению теории и практики социальной работы?

Макрофакторы эволюции:

Промышленная революция начала века;

Изменения социальной политики в области прав человека и его защиты;

Организация системы социального страхования для больных и престарелых.

Мезофакторы эволюции:

Смещение акцентов помощи с материального вспомоществования на обучение клиентов самостоятельно решать свои проблемы;

Изменение практической направленности деятельности социальных работников, переход от решения классовых проблем к решению конкретных проблем личности.

Микрофакторы эволюции:

Концентрация внимания социальных работников «на работе со случаем»;

Обоснование и внедрение в практику психоаналитических подходов «со случаем»;

Становление техник и методов индивидуальной работы, когда деятельность социального работника строится на основе запросов клиента.

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира - Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адамс в США.

Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается М.Ричмонд (M.Richmond), описавшая метод индивидуальной работы с нуждающимися. Ее подход формировался на основе медицинских методов, бихевиористической школы психологии, психоанализа З.Фрейда. Одной из первых книг М.Ричмонд в области теории социальной работы стал фундаментальный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях».

В 1917 г. выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М.Ричмонд описала теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы.

В 1921-1930 годы происходит «проникновение» психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. «Новая психология», представленная бихевиористской школой, школой Адлера, фрейдистской школой, школой Юнга, находит отражение в теории и практике социальной работы.

С 1922 г. М.Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», которые М.Ричмонд называет «принципами ментальной гигиены». Впоследствии эти принципы будут приняты за основу этического кодекса социального работника.

Теоретическая деятельность М.Ричмонд заложила основы определенного подхода, школы социальной работы, известной под названием «диагностическая школа» (подход этой школы к социальной работе соответственно называется «диагностическим подходом»).

Другой подход в развитии теорий и практики социальной работы представлен в направлении, которое получило название «функциональная школа социальной работы ». Идеологами данного направления выступали О.Ранк (О.Rank) и Дж.Тафт (J.Taft).

В центре внимания функционального метода находится процесс, возникающий между социальным работником и клиентом. Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента.

ВРоссии периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом.

Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.). Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в. помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя на следующий день в другой) и подаяние милостыни.

Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (X-начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной системы социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи – подачи милостыни. Развитие княжеской благотворительности (раздача милостыни, принятие указов,

Период церковно-государственной благотворительности (XVI – XVII вв.). Постепенно начинают формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищими. При монастырях организовывались больницы. Помощь в приходах больным, нищим и др.

Период государственной благотворительности (XVIII – начало XX вв.). Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра I. По всем губерниям строяться богодельни для старых и увечных. Во второй половине XVIII века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Возникают первые специальные государственные учреждения для детей-сирот. Рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности. В конце XIX века выделилось ряд направлений общественного призрения: призрение незаконнорожденных младенцев, опека над подростками (детские приюты), призрение слепых и глухонемых, призрение престарелых и оказание врачебной помощи. Одним из самых крупных обществ в этот период было Императорское Человеколюбивое общество.

В конце XIX века возникло движение общинных сестер милосердия. Они помогали во время эпидемии и войн.

В этот период существовала благотворительность государственная, церковно-общественная, частная.

Период социального планирования (1917-1991). Происходит реформирование системы призрения. Благотворительность оценивается как одно из средств буржуазии. Все благотворительные организации были переданы государству. Отдельные формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения. Открываются новые детские дома. Осуществляется государственная поддержка нуждающихся. Одна из основных идей – социальная справедливость и всесторонняя забота о человеке.

Период социальной работы (с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица приводит к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные социальные программы. Формируется система помощи нуждающимся. В марте-апреле 1991 г. профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах. Превращение социальной работы как вида практической деятельности в институт российского общества означало, что социальная работа нуждается в кадровом и научном обеспечении. Началось формирование системы высшего и среднего специального образования по данному направлению и специальности. В настоящее время более 130 учебных заведений страны ведут подготовку специалистов по социальной работе.

Своеобразия национальной культуры оказывает влияние и на формирование национальных концепций теории СР.

Оформление отечественной теории СР представлено следующими циклами:

1) теория милостыни, или теория общественного примирения и согласия (период раннего средневековья). Основы теории милосердия развиваются здесь по трем основным направлениям: осмысление милосердия как философской категории, как христианского пути, как средства управления общественными отношениями;

2) теория призрения, которая со стороны государства первоначально оформлялась как теория нищепитательства (XIV-XVIII вв.). Доктрина помощи представляет собой нищелюбие. В рамках этой теории прослеживается его развитие от мирского нищепитательства к цивилизованным формам общественного призрения, к государственному этапу социальной помощи России;

3) познавательная модель помощи нуждающимся (XVIII в.) характеризуется тем, что богословские подходы к личности клиента заменяются социетальными, а индивидуальная судьба рассматривается вконтексте зримых нужд и проблем общества, в контексте его жизнедеятельности, норм и ценностей. В целом оформившиеся в этот период направления общественной мысли о помощи ближнему как со стороны Церкви, так и со стороны государства на рубеже XIX-XX вв. постепенно формируются в единый научный комплекс о частном и общественном призрении;

4) теория общественного (государственного) призрения выявила устойчивый интерес к формированию понятийного аппарата, стремление определить понятия в контексте мировой общественной мысли, что позволило осмыслить развитие социальной помощи в России в контексте зарубежного опыта, но с учетом национального и культурного своеобразия. Основными направлениями общественной и научной мысли о сущности общественной помощи были: теологическое и конфессиональное; правовое направление, теория законодательства в социальных вопросах; общественная благотворительность и призрение как культурно-исторический и социально-политический процесс; воспитание и исправительное воспитание; система организаций помощи; обучение специалистов и др.;

5) теория социального обеспечения (20-90-е гг. XX в.) прошла в своем развитии два этапа: первый (1919-1941) – понимание социальной помощи сузилось по сравнению с дореволюционным периодом и нашло свое выражение, прежде всего, в социальном обеспечении и социальном страховании в условиях социалистического общества; второй период – (50-конец 80-х гг.) отмечен развитием врачебно-трудовой экспертизы и методики социально-правовой реабилитации инвалидов;

6) теория социальной работы формируется с начала 90-х гг. XX в. Определяется научная область познания СР. В начальный период характерно определенное влияние американской теоретической школы. Продолжается стремительное развитие социального знания и социальной науки.

Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики социальной помощи, оценкой изменения идеологии, институтов-субъектов и объектов помощи, правовых и экономических основ, ее видов и форм.

Каждый период истории социальной работы характеризуется соответствующей парадигмой (моделью) социальной помощи.

М. В. Фирсов считает, что Укаждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка, номинации процесса... с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием эпидемий, войн и конфликтов, массового голодаФ *14 .

*14: {Фирсов М. В. История социальной работы в России. Ц М.: ВЛАДОС, 1999. Ц С. 10.}

Однако в основе изменения парадигмы социальной помощи (а значит, и периодизации истории социальной работы) в большей мере лежат социально-экономические процессы.

Это изменение общественного способа производства, как результат Ц трансформация самих общественных отношений. Изменившиеся общественные отношения формируют новый состав рисков (угроз) социального положения человека. Это главные факторы трансформации отношений социальной помощи. Новый состав социальных рисков обусловливает изменение объекта социальной помощи. Изменившиеся общественные отношения формируют новые институты-субъекты социальной помощи, оказывает влияние на этот процесс и сам объект как конечный потребитель социальной поддержки и услуг. Институты, в свою очередь, генерируют соответствующую идеологию социальной помощи, ее правовые и экономические основы, виды и формы.

Войны, голод, пандемические процессы, разрушение геополитического или социокультурного пространства Ц это важные, но второстепенные факторы, не способные самостоятельно вызывать смену этапов и парадигм социальной помощи.

В научной литературе можно встретить различные периодизации, отражающие видение учеными основных этапов исторического процесса развития отношений социальной помощи.

М. В. Фирсов *15 предлагает следующую периодизацию социальной помощи в России:

*15: {Фирсов М. В. История социальной работы в России. Ц М.: ВЛАДОС, 1999. Ц С. 11.}

1. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян Ц до X в.

2. Период княжеской и церковно-государственной помощи Ц с X по XIII в.

3. Период церковно-государственной помощи Ц с XIV в. до второй половины XVII в.

4. Период государственного призрения Ц со второй половины XVII в. до второй половины XIX в.

5. Период общественного и частного призрения Ц с конца XIX в. до начала XX в.

6. Период государственного обеспечения Ц с 1917 по 1991 г.

К.В. Кузьмин и Б.А. Сутырин *16 выделяют шесть периодов социальной помощи в России:

*16: {См.: Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). Ц М.: Академический проект, 2002. Ц С. 15.}

1. Архаический период благотворительности (до образования Киевского княжества и крещения Руси Ц ΙΧ-Χ вв.).

2. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности Ц X Ц начало XVI в.

3. Период церковно-государственной благотворительности Ц XVI-XVII вв.

4. Период государственной благотворительности Ц XVIII в. Ц начало XX в.

5. Период социального планирования Ц 1917-1991 гг.

6. Период социальной работы Ц с начала 1990-х гг.

1. Архаический период благотворительности Ц до образования в конце III тыс. Ц первой половине II тыс. до н. э. первых рабовладельческих государств.

2. Филантропический период Ц приблизительно до IV-V вв. н. э.

3. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности Ц до начала XVI в.

4. Период государственной благотворительности Ц до рубежа XIX-XX вв.

5. Период социальной работы, продолжающийся по настоящее время.

Интересная периодизация предложена П. Я. Циткиловым *17 . В ее рамки обобщенно укладывается как отечественный, так и зарубежный опыт социальной работы. Она позволяет получить целостное представление о важнейших стадиях формирования и эволюции системы социальной помощи.

*17: {См.: Циткилов П. Я. Указ. соч. Ц С. 26.}

Основные этапы истории социальной помощи и социальной работы:

1. Период простейших форм помощи и взаимопомощи в эпоху архаики и древнего мира Ц III тыс. до н.э. Ц середина I тыс. н.э.

2. Период традиционно-общинной и церковно-монастырской благотворительности в раннем и классическом Средневековье Ц IV-XV вв.

3. Период складывания и функционирования системы государственного и общественного призрения в позднем Средневековье и в эпоху Нового времени Ц XVI-XIX вв.

4. Период появления и институционализации социальной работы, формирование систем социального обеспечения Ц конец XIX в. Ц конец XX в.

5. Период дальнейшего распространения социальной работы в мире и усиления ее роли в обеспечении социального благополучия Ц конец XX Ц начало XXI в.

Приведем некоторые соображения относительно определения основных этапов социальной помощи. Так, К. В. Кузьмин и Б. А. Сутырин, как отмечалось, определяют период развития социальной помощи приблизительно до IV-V вв. н. э. как УфилантропическийФ, очевидно, с учетом возникшего института помощи Ц филантропии и филантропической деятельности государства.

Можно аргументированно возразить против подобной трактовки. Так, филантропия как частная благотворительность не являлась доминирующим субъектом помощи общества, а так называемая филантропическая помощь государства по своей природе Ц впервые возникшая государственная социальная помощь.

Нет оснований для снижения значимости конфессиональной и общинной помощи в системе социальной помощи рабовладельческого общества. Поэтому выделить какой-либо институт социальной помощи, определяющий ее систему и поименовать им способ устройства (модель) всей системы, видимо, объективно невозможно.

Учитывая данные соображения, а также то, что, анализируя социальную помощь рабовладельческой эпохи, ученые в основном используют объективные данные по классическим рабовладельческим государствам (Древняя Греция и Рим), можно определить парадигму (модель) социальной помощи, соответствующую рабовладельческому обществу, как античную (от лат. antiquus Ц древний).

К. В. Кузьмин и Б. А. Сутырин определяют существовавшую в России с XVIII в. по начало XIX в. модель социальной помощи как государственную благотворительность. М. В. Фирсов предлагает следующую периодизацию: со второй половины XVII в. до второй половины XIX в. Ц период государственного призрения; с конца XIX в. до начала XX в. Ц период общественного и частного призрения.

Очевидно, что в России с XVIII в. по 60-е гг. XIX в. существовала государственно-общинная модель социальной помощи, а затем, вплоть до 1917 г., Ц государственно-общественная.

В основу данной периодизации и определения моделей социальной помощи положен принцип доминирующих институтов-субъектов помощи, которые и определяют характер модели.

В XVIII в. происходит существенное усиление российской власти как института-субъекта социальной помощи. Государство предлагает новую, светскую концепцию отношений социальной помощи, централизованную, иерархичную, сословную. Административно-командные воздействия активизируют деятельность субъектов помощи, власть осуществляет надзор и контроль, регулирует общественные отношения поддержки, а также начинает выступать в качестве сильного ее субъекта, формирует нормативно-правовую базу помощи, ее структуру и экономические основы. Власть становится доминирующим субъектом помощи данного исторического периода.

Но доминировала власть не в одиночку. Для крестьянства, составлявшего подавляющее большинство населения России, жизненно важными оставались отношения помощи в семейнородовом, общинном пространстве. Именно сельская община являлась наиболее массовым и непосредственно приближенным к объекту институтом Ц субъектом помощи.

Другие институты помощи Ц церковь, благотворительность, корпоративные объединения и т. п. Ц также вливались в общую сферу отношений помощи, но видной роли в этот период не играли.

Во второй половине XIX в. на фоне значительных социально-экономических преобразований начинает действовать государственно-общественная модель социальной помощи. Эта модель, характерная и для европейской социокультуры, непосредственно связана с формированием капиталистического способа производства, гражданского общества, процессами гуманизации общества, урбанизации и т. п.

В этот период создаются реальные условия для роста всевозможных негосударственных, общественных, самоуправляемых институтов-субъектов помощи. Их стремительное развитие, видная роль в отношениях социальной помощи дают возможность рассматривать совокупность общественных структур поддержки как доминирующий общественный институт помощи. Наряду с властью, общественные формирования составляют систему социальной помощи, где усилия государства и общества определяют парадигму помощи в обществе.

Таким образом, предлагается следующая периодизация истории социальной работы в России:

1. Период родоплеменной и общинной помощи-взаимопомощи Ц до X в.

2. Период княжеской и приходской помощи Ц с X по XIII в.

3. Период конфессиональной помощи Ц с XIV по вторую половину XVII в.

4. Период государственно-общинного призрения Ц с XVIII по 60-е гг. XIX в.

5. Период государственно-общественной социальной помощи Ц с середины XIX до начала XX в.

6. Период социального обеспечения Ц 1917-1991 гг.

7. Период социальной работы Ц с начала 1990-х гг. по настоящее время.

Вопросы для самоконтроля

1. Что является предметом истории социальной работы?

2. Какова сущность и взаимообусловленность понятий Усоциальная помощьФ и Усоциальная работаФ?

3. Какие основные виды социальной помощи существуют и в чем их отличия?

4. Назовите основные условия возникновения социальной помощи.

5. Каковы основные этапы становления социальной помощи в России?

6. Как понимается в отечественной литературе социальная работа?

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Проблема периодизации истории социальной работы.

2. В чем отличия периодизации истории социальной работы за рубежом и истории социальной работы в России?

3. Каковы особенности формирования понятийного аппарата истории социальной работы?

4. Основные концепции возникновения отношений социальной помощи. Какая из них и почему кажется предпочтительной?

5. Какие факторы лежат в основе изменений парадигмы социальной помощи, а, значит, влияют на периодизацию истории социальной работы?

Литература

Кузьмин К. В. История социальной работы за рубежом и в России (с древности до начала XX века). / К. В. Кузьмин, Б. А. Сутырин. Ц М.: Академический проект, 2002.

Мельников В. П. История социальной работы в России: Учебное пособие / В. П. Мельников, Е. И. Холостова. Ц М.: Маркетинг, 2002.

Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. Ц М.: Юрист, 2000.

Сорокин П. А. Социология революции / П. А. Сорокин. Ц М.: Астрель, 2008.

Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ц Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

Социально-трудовая сфера: Словарь ключевых терминов и понятий / Под ред. Н. А. Волгина. Ц М.: РАГС, 1996.

Фирсов М. В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко-понятийный аспект) / М. В. Фирсов. Ц М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭКД997.

Фирсов М. В. История социальной работы: Учеб. пособие / М. В. Фирсов. Ц М.: Академический проект; Трикста, 2004.

Циткилов П. Я. История социальной работы: Учеб. пособие / П. Я. Циткилов. Ц Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства (в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана) / Ф. Энгельс // Историческая публицистика: О военном искусстве. О теории насилия. Ц М.: Эксмо, 2003.


Социальная работа за рубежом является крайне востребованной профессией, в то время как в постсоветских государствах соц. работники, как правило, с трудом находят работу по специальности. Оплата труда социальных специалистов в этих странах также серьезно отличается от зарубежной. Тем не менее в ХХ веке имперская Россия имела развитую модель соц. работы, которая спокойно конкурировала с зарубежной.Для того чтобы досконально разобраться в системе социальной работы в Европе и США, необходимо рассмотреть развитие профессии с самых ее истоков.

Этап возникновения социальной работы как профессии — XIX-XX век. Преимущественно тогда эта профессия рассматривалась как помощь инвалидам, беднякам или детям. На сегодняшний день она включает в себя очень большое количество различных отраслей, которые направлены в первую очередь на улучшение жизни людей.

После Второй мировой войны количество школ для соц. трудящихся увеличилось. Они открылись во Франции, Германии и других странах Европы. В целом пик развития данной профессии в Европе и США можно отнести к шестидесятым годам. Именно тогда большинство государств в западной Европе и мире переживало существенные реформы, и вместе с ними изменялась структура органов соц. работы и страхования. Было создано большое количество новых организаций, не только государственных или коммерческих, в то время процветала благотворительность. Специальные организации действовали по всему миру.

Мэри Ричмонд как основоположник профессии

В каждой стране мира высшие учебные заведения готовят специалистов данной профессии, первая подобная школа была открыта еще до признания социальной работы как профессии. Произошло это в Нидерландах в 1910 году. И недаром, ведь там трудилась женщина, которая сделала для этой отрасли просто колоссальную работу, — это Мэри Ричмонд. Все началось с того, что она входила в состав добровольной организации по помощи беднякам и другим людям, попавшим в беду. Этап формирования социальной работы в США начался именно с кампании этого фонда «Дружественный визит к беднякам».

Мэри Ричмонд- одна из основательниц профессиональной социальной работы

В ее рамках волонтеры посещали дома самых малообеспеченных граждан, но не только чтобы помочь материально. Сама Ричмонд считала, что бедность — далеко не материальное положение, это «стиль жизни» человека . Именно поэтому благотворительная программа делала своей целью не просто обогатить этих людей, а адаптировать их к жизни в социуме в необходимой мере. Позже развитие социальной работы было подкреплено трудом Ричмонд, который включал в себя практическое пособие для начинающих социальных работников.

Социальная работа в Европе и США сегодня

Со времен возникновения эта профессия в Европе эволюционировала до необходимого среднестатистическому человеку уровня. Тем не менее основная проблема соц. работы на сегодняшний день в том, что она должна и поддерживать человека психологически, и быть тесно связанной с государственными структурами. К примеру, центр помощи для женщин, пострадавших от домашнего насилия, крайне тесно сотрудничает с полицией, а дома престарелых — с докторами. Очень часто проблемы, с которыми клиенты обращаются за помощью, находятся «на грани» морали и закона. Поэтому процент профессионального выгорания среди социальных работников крайне высок.

В Европе и Америке социальный работник — профессия престижная и уважаемая. Стоит отметить, что обучают социальной работе в странах западной Европы преимущественно за государственный счет. Кроме того, большое количество политиков и государственных деятелей стран Западной Европы имеют высшее образование именно в этой сфере. иностранцам также проще именно в этой отрасли.

Качество соц. работы оценивают в возможности не только решать проблемы населения, но и их предотвращать. Определенно, самой интересной страной в плане данной профессии на сегодняшний день является Германия, которой удалось сформировать точную систему, занятую необходимой работой со всеми слоями населения и со всеми возрастами.

На сегодняшний день деятельность соц. служб в странах зарубежья аргументируется несколькими моделями, основа для которых была заложена в книге Мэри Ричмонд «Социальные диагнозы».

книга Мэри Ричмонд «Социальные диагнозы»

Ученые, историки социальной работы глубинно изучают важнейшие тенденции в данной сфере благотворительности.

Если изучать конструкции в алфавитном порядке, то необходимо начать с социально-благотворительных деяний Австрийского государства. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что первые школы социальной работы появились в данной стране перед Первой мировой войной. До 1961 года в Австрии существовали, в основном, частные школы социальной работы.

С 1962 года Министерство образования создает развернутую систему государственных и частных школ. Например, ежегодно принимаются в те и другие школы 350 студентов.

Только в 1984 году в Австрии насчитывалось 650 студентов, глубинно, всесторонне изучающих социальную работу. Около 300 выпускников ежегодно заканчивают Академию социальной работы. В данные учебные заведения принимаются лица от 18 до 20 лет.

Создаются двухгодичные курсы социальной работы, на которых изучаются медицинские предметы, домоводство с элементами детской психологии, гуманитарные науки.

Относительно развития профессиональной сферы социальной благотворительности в Бельгии существуют следующие наблюдения и выводы. Зарубежные и отечественные исследователи отмечают, что в 1920 – 1921 годах были созданы первые школы социальной работы в Брюсселе и Антверпене. На сегодняшний день существуют 23 школы социальных работников. Причем, 12 из них действуют во фламандском и 11 – во франко-говорящих регионах.

Нельзя не заметить, что в данном государстве существуют два Министерства национального образования. С учетом франко и фламандско-говорящих частей страны.

Существуют курсы с трехлетним сроком обучения. Ежегодно выпускаются подобными социальными институтами благотворительности до тысячи социальных работников. Существуют курсы и с двухлетним сроком обучения. В процессе обучения изучаются следующие предметы: философия, правоведческие законы, экономика, социология, психология, социальная медицина.

К важным формам обучения относятся лекции, семинары и практические занятия, которые длятся в течение семи месяцев.

Зарубежные и отечественные исследователи уделяют внимание развитию социальной работы в Великобритании . Они пишут, что в 1896 году было создано первое заведение социальной работы в данной стране. В 1903 году была создана собственная школа социологии с учетом политического, исторического, нравственного опыта Английского королевства. В 1912 году данный институт был преобразован в Департамент социальных наук и управления.

В 1970 году был создан Центральный Совет по подготовке и обучению в области социальной работы.

Создается Общество благотворительных организаций.



Зарубежные и отечественные ученые отмечают, что лицензирование курсов по данной специализации осуществлялось профессиональными ассоциациями в области социальной работы в 50-е и 60-е годы XX столетия.

С 1971 по 1982 год ежегодный прием студентов увеличился с 2455 до 3574 человек. Пик приема на данную специальность приходится на 1977 год, когда студентами стали 4039 человек.

Большая часть слушателей имеет возраст 25 лет и старше. 30 % студентов в возрасте 35 лет и выше. При этом одну треть общего состава учащихся представляют мужчины. Были открыты одногодичные и двухгодичные аспирантские курсы для слушателей, имеющих степень бакалавра или диплом в приемлемой области, соответствующей данному профилю работы.

Изучаются дисциплины уже на более высоком интеллектуальном уровне: социальная политика, социология, психология.

Стабильно существуют четырехгодичные курсы обучения социальной работе с последующим многомесячным выходом на практику.

В то же время, существует жесткая методика отбора на курсы повышения квалификации в сфере социальной работы при университетах, в Политехническом институте.

Ученые пишут об истории развития данной сферы благотворительной деятельности в Германии .

В 1893 году началось обучение профессионалов в сфере социальной работы. У истоков этой благотворительной деятельности стоит замечательная женщина-энтузиастка Жанетт Шверин.

Количество студентов в ее благотворительном институте колебалось от 100 до 1000 человек.

На сегодняшний день учатся в колледжах социальной работе 37000 студентов и 15000 человек в университетах.

Прием для обучения данной профессии в общей сложности составляет 9000 человек. Каждый год из колледжей и университетов выпускается соответственно 7000 и 8000 человек.

Причем, учащиеся в данные заведения для изучения важнейших положений социальной работы принимаются после 12-летнего обучения в школе.

Отечественные и зарубежные ученые с удовлетворением отмечают, что общее число профессионалов в сфере социальной работы возросло от 40 тысяч в 1950 году до 182 тысяч в 1986 году. Речь идет о трехлетней подготовке социальных работников с включением сюда практической деятельности или годовой практики.

Необходимо подчеркнуть, что университеты, колледжи, связанные с социальной работой, отличаются определенной независимостью от правящих политических страт. В частности, имеются три разных типа учебных программ по социальной работе и социальной педагогике. Причем, курсы по данным направлениям благотворительной деятельности четко структурированы. Изучаются следующие дисциплины: история, социология, социальная политика, психология, педагогика, экономика, статистика, терапевтические методы, теория и практика образования, законодательство, музыка, спорт, искусство. При этом действуют курсы по изучению иностранных языков: английского, испанского, французского.

Зарубежные и отечественные ученые отмечают, что в Греции социальная работа в качестве профессии и особой самостоятельной дисциплины существует с 1937 года. В 1970 году было создано Министерство национального образования и религии. 2680 человек имеют государственную лицензию. Большая часть социальных работников женщины. Базовая учебная программа в школах по социальной работе рассчитана на 7 семестров. Основная методика преподавания связана с лекциями, семинарами, практическими занятиями, экзаменами.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что в Дании начало профессиональной социальной работы следует отнести к 1937 году.

До 1975 года проблемами данной сферы благотворительной деятельности занималось Ведомство Центрального Совета Министерства народного образования.

Ежегодный прием в школы социальной работы составлял 390 человек. В то же время, средний возраст учащихся достигал 35 лет. Это уже были сложившиеся личности, граждане, а не молодые люди с элементами социальной инфантильности. С 1956 года вводится трехгодичная программа обучения в сфере социальной работы. Причем, производственная практика длится в течение шести месяцев. Ученые пишут о создании Курсов для дипломированных специалистов в области социальной работы. Они длятся обычно от одной до двух недель. Изучаются следующие дисциплины: законодательство в области социального обеспечения; гражданское и семейное право; управление и планирование; политэкономия; экономика; социология; психология; социальная медицина; теория и методы социальной работы.

Отечественные и зарубежные ученые пишут, что в Израиле элементы профессиональной социальной работы появились в 1934 году. С 1948 по 1950 год создавалась Еврейская Община при Министерстве социального обеспечения. Муниципалитет Тель-Авива учредил собственную школу с двухгодичной подготовкой социальных работников. Производственная практика начинается на втором году обучения. Ежегодно в данную школу принимаются от 20 до 40 студентов. 35 – 40 часов в неделю предусмотрены на учебный процесс и практическую деятельность и 20 – 25 часов на подготовку к данным занятиям.

Программы обучения лишены догматизма, схоластики. Отличаются гибкостью, динамизмом, умением почувствовать время. Методы работы связаны с индивидуальной, групповой, общинной деятельностью.

Имеются сложные программы для повышения квалификации дипломированных специалистов в сфере социальной работы.

Отечественные и зарубежные ученые отмечают, что начало профессиональной социальной работы в Испании следует отнести к 1932 году. Первая школа была создана в Барселоне, но в 1936 году в эпоху острых политических событий и конфликтов она была закрыта. В 1940 году школа социальной работы возобновила свою деятельность.

Создается Женский Комитет по социальному положению. В 1964 году было организовано Министерство образования и науки. Начиная с 1982/83 учебного года в школах по социальной работе училось примерно от 100 до 200 студентов разных по возрасту (18, 25, 30 лет). Нельзя не отметить, что на одного учащегося мужского пола приходилось 9 представительниц женского пола.

В Барселонскую школу социальной работы набирали учащихся с 18-летнего возраста. Мадридская школа социальной работы принимала для учебы мужчин и женщин в возрасте 25 – 30 лет. Необходимы были учащиеся, имеющие немалый опыт практической социальной работы.

Была разработана национальная программа для всех университетских школ социальной работы.

В то же время, каждая школа вносила в программу свои коррективы, искала свой неповторимый подход. Рассчитана программа на 3200 часов. Предметы в данной программе разбиты, как бы, на четыре области: базовые науки; социальная работа; дополнительные предметы; предметы по выбору.

Трехгодичное обучение в Университете предполагает повышение квалификации в сфере социальной работы.

Отечественные и зарубежные ученые пишут о том, что в Исландии в 1982 году состоялся первый выпуск социальных работников. До этого данной профессией овладевали только за границей.

Проблемы социальной работы входят в компетенцию Министерства Образования. Уже к 1970 году насчитывалось 100 человек, получивших статус социального работника.

Каждый год в институты по данной сфере деятельности поступает 160 человек. Необходимо подчеркнуть, что в данную систему благотворительных институтов юноши и девушки поступают после 13-летнего обучения в школе.

Учебный процесс рассчитан на 3 года с обязательной 24-недельной практикой.

Основными дисциплинами являются: социология, психология, педагогика.

Отечественные и зарубежные исследователи пишут о том, что в Италии была открыта первая школа социальных работников в 1928 году. Но только в 1956 году уже на высоком профессиональном уровне была создана первая специализированная школа социальных работников. Было создано централизованное руководство системой образования.

На сегодняшний день имеется более 100 школ социальной работы. Причем, почти 100 % специалистов составляют женщины.

В одной школе обучаются, как правило, 50 – 100 студентов. Поступают в данные школы после 12-летнего обучения в школе.

В 1988/89 учебном году общее число студентов в сфере социальной работы достигло 701 человека.

На сегодняшний день можно отметить явный прогресс в данной области. Только в 11 школах пяти северных районов Италии было 1183 студента. В 20 школах Сицилии училось 1302 человека. Учебные программы включают в себя: лекции, консультации, производственную практику, семинары, экзамены. Обучение данной специальности длится 3 года.

Изучаются следующие предметы: история, принципы социальной работы; средства и методы социальной работы; планирование; политика социальных услуг; гражданское право; экономика и социальная политика; социальная гигиена и медицина; социология и методология социального научного исследования.

Имеется аспирантура по специальности «Социальная работа». В нее поступают каждый год 20 лучших выпускников. На ежегодные курсы повышения квалификации социальных работников поступают 12 человек. Практика занимает в данном случае 50 % от общего времени обучения. Дисциплины связаны с возрастной социальной психологией и психопатологией.

Ученые отмечают, что в Ирландии социальная работа обрела свой профессиональный статус только в 1934 году. В 1941 году одногодичные курсы стали двухгодичными вплоть до 1970 года. В 1954 году был открыт Университет в Дублине. В 1966 году состоялось открытие колледжа Керка при содействии Тринити колледжа. Координация подготовки специалистов данной профессии осуществляется Консультативным Комитетом обучения социальной работе.

Необходимо отметить, что Тринити Колледж готовит социальных работников в течение двух лет. Университетский колледж города Дублина три года. Ежегодно выпускаются 380 студентов. Причем, принимаются лица не моложе 25 лет.

Ученые пишут, что в государстве Люксембург социальная работа в качестве профессии введена Законом в 1935 году. Данную сферу деятельности курируют Министерство образования и Министерство здравоохранения. В 1986 году уже действовали 137 практикующих социальных работников. Большинство специалистов составляли женщины. Обучение длилось 4 года. Для получения профессии ассистента требовалось 2 года. Для получения последней специализации требовалось изучение социальных дисциплин. В частности, социальной гигиены. С 1969 года открываются Курсы повышения квалификации социальных работников. При этом изучаются следующие дисциплины: медицина; социальная медицина; методы социальной работы.

Ученые, историки изучаемой нами сферы деятельности пишут, что в Норвегии открылась первая школа социальной работы в 1920 году.

В 1949 году открылся первый колледж по данной профессии. На сегодняшний день в Норвегии имеются 4 колледжа и частная религиозная школа. Министерство культуры и науки, Норвежский Совет по вопросам обучения и профессиональной подготовки курируют колледж и школы социальной работы.

В 5 учебных заведений Норвегии ежегодно принимаются 260 учащихся. Общее число учеников составляет 700 человек. До 1966 года срок обучения данной профессии составлял 2 года. Сегодня он достиг 3 лет с обязательной практической деятельностью. Основными предметами считаются: психология, социология, политэкономия, социальная терапия, государственное и муниципальное управление, право, криминология, уголовное право, психиатрия, социальная политика.

В каждом Колледже обучаются примерно 100 – 150 студентов. Дипломы имеют более 4100 человек. Причем, большинством дипломированных специалистов являются представители женского пола.

Ученые и историки изучаемой нами сферы деятельности пишут, что в Нидерландах в 1896 году открылась первая школа социальной работы.

С 1963 года стали действовать курсы по подготовке социальных работников. Со временем данные институты объединились в Академии социальной работы.

Причем, все Академии частные. На сегодняшний день 36 учебных заведений готовят социальных работников. Сюда входят 21 академия, 2 центра подготовки с вечерней и заочной формами обучения; 4 центра подготовки молодежи и 9 институтов.

300 человек занимаются в академиях. 600 на дневном и вечерних отделениях в центрах и институтах.

Поступают в данные учебные заведения в основном выпускники школ. Одним из важных предметов является трудотерапия. Остальные дисциплины не названы.

Зарубежные и отечественные ученые уделяют внимание и Португалии . Первая школа социальной работы была открыта в Лиссабоне в 1935 году.

В 1937 году были открыты 2 школы социальной работы. В 1956 году были открыты 3 частных школы социальной работы в городе Порто.

На сегодняшний день в стране обучаются социальной работе 1150 человек. Каждый год выпускаются по данной профессии 330 человек. 90 % специалистов являются женщинами. На учебу в данные школы принимают с 18 лет. Занятия ведутся в течение 4 лет. Структура обучения следующая: на первом курсе социальной работе уделяется 22 часа, на втором курсе 27 часов, на третьем курсе 22 часа, на четвертом курсе 18 часов.

В Португалии существует краткий курс в сфере социальной работы для получения специальных знаний и умений. (Так называемый, интенсивный курс).

Если говорить о фундаментальном, базовом обучении, которое длится 4 года, то на первом и втором курсах упор делается на социальные науки: социологию, экономику, право, социальную историю, социологические исследования, статистику. На третьем и четвертом курсах изучаются следующие предметы: социальное движение, экономика, социальное планирование, социальная политика, психосоциология.

В Турции , как пишут отечественные и зарубежные ученые, в 1959 году был открыт институт социальной работы. В 1983 году он был реорганизован в институт «службы социальной работы и защиты детей».

В 1961 году была создана Академия социальной работы в Анкаре. Ее курирует Министерство здравоохранения и социального обеспечения. Ежегодно принимаются в данное учреждение 160 человек. В стране 979 профессиональных работников. Из них 485 женщин и 494 представителя мужского пола.

Программа разбита на триместры. Первый год связан с простым обзором. На втором году обучения студенты занимаются теорией и практикой групповой работы. Третий год подобен второму, но включает в себя развернутый набор дисциплин: индивидуальную работу; общинную работу; политику и административную работу в социальных службах.

Изучаются психология, социология, политика, законодательство, управление, экономика, статистика, антропология. В качестве дополнительных предметов изучаются английский и турецкий языки, история турецкой революции. Вводятся занятия спортом и прикладным искусством.

В Финляндии , как пишут ученые и историки данной сферы деятельности, в 1942 году в Хельсинки открылась школа общественных наук, которая стала готовить социальных работников. Необходимо отметить три уровня руководства данным процессом. Речь идет о Министерстве по здравоохранению и социальным вопросам; Национальном Совете по вопросам социального обеспечения; окружных и местных властях. К 1988 году численность студентов превысила 200 человек. 90 % из них являются женщинами. Поступают в данные заведения после окончания средней школы.

Ежегодный прием в институты социальной работы 232 – 239 человек. Существуют два уровня подготовки: работа с клиентами в рамках общины; обучение в области управления, планирования; педагогической и исследовательской деятельности.

Микро и макропрактика. Речь идет о том, что каждая школа имеет право на собственную программу обучения. Существуют и углубленные, индивидуальные курсы для написания диссертации. Включены в сферу совершенствования предметы общие и специальные. Например, на первом году обучения в школе, при условии непрерывного самообразования, включаются такие предметы, как психология, социология, педагогика, управление.

На втором и третьем годах обучения начинается процесс освоения профессиональной социальной работы в экспериментальном, эмпирическом ключе. Идет работа с группами и сообществами. Студенты занимаются организацией и управлением благотворительной деятельностью, исследовательской работой. Обязательная производственная практика достигает 400 чесов.

Отечественные и зарубежные ученые пишут, что во Франции в 1907 году была создана профессиональная школа социального обучения, основанная замечательным педагогом Марией Гехерн.

В 1913 году была открыта профессиональная школа социальной службы. В 1917 году была открыта женская школа социальной работы на одной из фабрик в Париже. Необходимо подчеркнуть, что социальная деятельность является особым предметом заботы всех отделов министерств, а также Народного правительства, Министерства образования. В то же время, департаменты, получастные службы, частный сектор курируют 160 школ социальной работы, большинство из которых оплачивается частным образом. 11 школ имеют общественный и полуобщественный статус. Примерно 100 – 200 студентов посещают каждую школу социальной работы. Существуют трехгодичные курсы для помощников социальных служб, семейных советчиков, спецэкспертов обучения. Организованы двухгодичные курсы, которые готовят педагогов дошкольных социальных учреждений, персонал детских садов с уклоном в социальную работу. Двухмесячные курсы для женщин-домработниц. В 1932 году были организованы курсы, получившие социальный статус.

Отечественные и зарубежные ученые пишут, что на курсах по социальной работе занимаются 6000 студентов. Причем, только 5 % обучающихся являются мужчинами. Поступают на курсы те, кто после окончания школы отработал, как минимум 5 лет в сфере социально-благотворительной деятельности. Принимаются и те, кто вырастил одного, двух детей. Минимальный возраст абитуриентов 25 лет.

Производственная практика в данной сфере обучения достигает 14 месяцев.

На курсах повышения квалификации социальной работы изучаются следующие предметы: социальная экономика; социальная среда; отношения между людьми; здоровье; гигиена; медико-социальная защита населения. Центральным предметом, бесспорно, является теория и практика социальной службы, насчитывающая 1400 часов. Методы обучения связаны с изучением и анализом текстов; наблюдением и знанием социальной среды; исследованием и анализом ситуаций; аудио-визуальными средствами.

Здесь же и разыгрывание социально-психологических ролей, упражнения в невербальном общении. С соответствующими контрольными заданиями.

Обязательными предметами являются психология, экономика, социология, право, здравоохранение.

Ученые отмечают, что первые курсы социальной работы были созданы в Швеции в 1910 году.

В 1920 году они были преобразованы в специальный институт.

В данном учреждении готовили муниципальных служащих и других специалистов в области социальной работы. В 1921 году в Стокгольме был открыт Институт политики, социологии, самоуправления. Курирует данную сферу Комитет, ответственный за разработку программы общих, обязательных курсов, дающих право на получение степени.

Ученые отмечают, что Скандинавский Комитет осуществляет связь между школами социальной работы пяти северных стран.

В 20-е годы в данные институты зачислялось ежегодно 30 студентов. В конце 30-х годов их число возросло до 100 человек.

В 80-е годы до 1200 учащихся. На сегодняшний день их уже 3500.

Ежегодный прием составляет 1000 человек.

В 1988/89 учебном году 41 % учащихся были моложе 24 лет. 40 % студентов были в возрасте от 23 до 34 лет. 22 % слушателей были старше 34 лет. Причем, 81 % студентов составляли женщины.

Основными предметами в данных институтах являются социология, гражданское право; социальная работа, как научная дисциплина; психология; юриспруденция; политэкономия; экономика и методы социальной работы; статистика. Все это связано с трехлетним курсом обучения.

В данном аспекте ученые отмечают 3 ступени подготовки: основной курс; практическую работу в течение первого семестра. Теоретический курс в группе студентов, насчитывающей 5 – 6 человек. Сюда же включаются практика, которая длится 5 месяцев и аспирантская исследовательская деятельность. Имеются 2 программы по оказанию помощи, профилактической работе и по обмену практикантами в Англии и Германии.

Ученые пишут, что в Швейцарии с 60-х годов существует школа социальных работников.

Открыты 2 университета, 9 школ. Они курируются Швейцарским Советом школ социальной работы. Школы принадлежат частным лицам.

В данные учреждения принимаются лица после 12-летнего обучения в школе. Преимущество отдается старшим по возрасту. Даже после 35 лет. Каждый год принимается 20 новых студентов. С 1970 года открыт курс по семейной терапии, общинной работе, социальному администрированию, специализированным методам лечения клиента. Причем, в каждой школе имеются свои программы.

В Югославии , как пишут ученые, с 1953 по 1960 год были открыты первые высшие школы социальной работы. В 1957 году был создан институт по социальной политике. Данные учреждения были основаны парламентами самостоятельных республик и их исполнительными органами. До 80-х годов все программы контролировались системой высшего образования. С 1938 по 1978 год число студентов возросло в 25 раз. 4000 студентов изучают социальную работу. Ежегодно поступают по данной специальности 700 человек. Большинство социальных работников являются женщинами. Можно сдавать экзамены экстерном. Существует четырехгодичная программа обучения. В 1971 году Белградский университет предложил основать трех и четырехгодичные курсы. При высших школах социальной работы существуют двухгодичные курсы. При университетах четырехгодичные курсы. Можно откладывать сдачу экзамена по своему усмотрению. Учебная программа имеет три части: общие курсы, спецкурс, практику.


Заключение

Таким образом, все вышеизложенное подтверждает величие, духовный нравственный пафос социальной работы и благотворительности, способствующих сближению народов, утверждению гуманистических, демократических идей, преодолению конфронтации и антагонистических противоречий между социальными системами и отдельными людьми.

Литература

Агафонова В.В. Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности предпринимателя: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 24.00.03 / Агафонова В.В.; Санкт-Петербургская гос. академия культуры. – СПб., 1995. – 23 с.

Актуальные проблемы непрерывного образования инвалидов: Сб. статей к научно-практической конференции / РАО; Ин-т образования взрослых. – СПб., 1994.

Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координационного совещания: 12 – 14 окт. 1992 г. / Комитет соц. защиты населения РФ. – М., 1992. – 205 с. – (Социальная работа. Вып. 2).

Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению: Материалы Всерос. юбилейной научн.-практ. конференции. – 3 – 5 нояб. 1999 г. / Отв. ред. Г.В.Никулина; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 1999. – 197 с.

Антология социальной работы: В 5 т. / Комитет по РФ по делам молодежи; Ин-т психосоциальной работы. – М. – Сварог-НВФ; СПГ, 1995.

Антоненко М.В. Социальный и личностный аспекты деятельности / Антоненко М.В. // Реформы в России и проблемы управления: Материалы научной конференции молодых ученых. – М., 1994. – С. 157 – 159.

Гоголь Н.В. Духовная проза / Н.В.Гоголь – М.: Отчий Дом, 2001.

Государственная политика поддержки семей с детьми в ФРГ: (обзор) // Социальное обеспечение в странах Запада: ФРГ, Италия. – М., 1994. – С. 115 – 117.

Гуринович А.Г. Кадровое обеспечение деятельности государственных учреждений США / Гуринович А.Г.; Всерос. центр уровня жизни. – М., 1995. – 230 с.

Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики: Учеб. пособие / Демина Л.Д.; Алтайский гос. ун-т; УНПК «Социальная психология и социальная работа». – Барнаул, 1994. – 114 с.

Доуэл М. Практика социальной работы, упражнения и методы: Разработки для обучения и повышения квалификации социальных работников / Доуэл М., Шадлоу С.; Пер. с англ. Б.Ю.Шапиро. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 237 с.

[Зайцев] Архимандрит Константин. Чудо русской истории. – М.: НТЦ «Форум», 2000.

Ильина Л.О. О методах социальной работы / Ильина Л.О. // Проблемы управления трудовыми ресурсами на современном этапе. Ч. 2. – СПб., 1995. – С. 88 – 90.

Кантор В.З. Художественное развитие слепых и слабовидящих как проблема теории и практики тифлопедагогики: Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 24.00.03 / Кантор В.З; Рос. гос. пед. ун-т им. Герцена. – СПб., 1997. – 40 с.

Кантор В.З. Политехнические и социокультурные основы педагогической реабилитации лиц с нарушениями сенсорного развития: Монография / В.З.Кантор, М.И.Никитина, Г.Н.Пенин; Науч. ред. М.И.Никитина; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И.Герцена. – СПб., Союз, 2000. – 238 с.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. В 3 кн. В 12 т. / Карамзин Н.М.– СПб.: Золотой Век; Диамант, 1997.

Киселева Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д.; Моск. ун-т культуры. – М., 1995.

Клейбенрг Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных системах / Клейбенрг Ю.А. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.

Ключевский В.О. Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве 1872 – 1875 / Ключевский В.О. – М.: Гуманитарный центр «Владос», 1997.

Князьков С. Из прошлого Русской Земли: Время Петра Великого / Князьков С. – М.: Планета; Спб.: Юпитер, 1991.

Краснова И.О. Правовая охрана окружающей среды в США: (Учеб. пособие) / Краснова И.О.; Моск. юридич. ин-т. – М., 1991.

Краснова И.О. Экологическое право и управление в США / Краснова И.О.; Байкальская академия. – М.: Байкальская академия, 1992. – 238 с.

Лавров С.Б. Глобальные проблемы современности / Лавров С.Б.; Санкт-Петербургский гос. ун-т пед. мастерства. – СПб., 1995.

Миликьян Г. Социальная политика: принципы, практика / Меликьян Г., Безлеткина Л., Сатаров Г. // Российский социально-политический вестник. – М., 1995. № 1. – С. 6 – 9.

Мордовцев Д. и др. Дочь Петра Великого. – М.: Контракт, 1999.

Москвина Л.Б. Роль социальной сферы в развитии СНГ / Москвина Л.Б. // Социально-политический журнал. – М., 1994. № 12. – С. 3 – 14.

Нагорная Н.В. Как поехать, учиться, работать и выжить в Америке: (Справ. пособие) / Нагорная Н.В. – М.: Белые Альвы; АОЗТ «МУСПО», 1996.

Нечаева А.И. Охрана детей-сирот в России: (История и современность) / Нечаева А.И.; НИИ детства Рос. Дет. Фонда. – М.: Дом, 1994.

Никитина М.И. Трудовое обучение и профессиональная подготовка школьников с нарушениями слуха: Учеб.-метод. пособие / Никитина М.И., Пенин Г.Н.; Рос. гос. пед. ун-т им. Герцена. – СПб., 1997.

Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: Традиция и современность / Новикова И.А.; Санкт-Петербургский гос. ин-т культуры. – СПб., 1991.

Охрана памятников истории и культуры: (Великобритания, Италия, США, Германия, Франция) / Ин-т законодательства и сравнит. правоведения. – М., 1992.

Подмогильный А. Благотворительность – последний пояс социальной защиты / Подмогильный А. // Охрана труда и социального страхования. – М., 1995. № 6. – С. 23.

Политический механизм городского управления: (На материалах США): Научн.-аналит. обзор. / ИНИОН. – М.: ИНИОН, 1994.

Полутина С.П. Правовое воспитание инвалидов / Полутина С.П. // Актуальные проблемы непрерывного образования инвалидов / Ин-т образования взрослых. – СП б., 1994.

Пономарев В.Д. Игровая технология праздничного досуга: Учеб. пособие / Пономарев В.Д. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995.

Права человека и работа в социальной сфере: Пособие для учащихся по подготовке социальных работников и для работников социальной сферы / ООН; Центр по правам человека. – Нью-Йорк, Женева: ООН, 1995.

Робинсон Николас А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США / Робинсон Николас А. – М.: Прогресс, 1990.

Российская благотворительность в 1987 – 1992 гг.: (История в материалах) / Благотворительный фонд «Сопричастность». – М., 1994.

Сборник материалов из практической работы / Совет Министров РСФСР; Комитет по делам семьи и семье. – М., 1992.

Свердлов А.З. Некоторые аспекты совершенствования педагогического мастерства культуролога / Свердлов А.З. // Роль историко-литер. знаний в подготовке студентов ин-та культуры: Сб. / Санкт-Петербургский гос. ин-т культуры. – СПб., 1993. – С. 7 – 21.

Свердлов А.З. Программа курса по социальной работе: (Отечественный и зарубежный опыт, современный аспект) / А.З.Свердлов; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2000. – 43 с.

Свердлов А.З. Развитие духовного мира неслышащих работой над отрывками из пьес: Учеб. пособие / Свердлов А.З.; Межрег. Центр реабилитации лис с проблемами слуха. – СПб.-Павловск, 1995. – 86 с.

Свердлов А.З. Социально-культурная деятельность и процесс духовного развития сообщества глухих / А.З.Свердлов; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 1999. – 246 с.

Свердлов А.З. Социально-культурная деятельность как средство развития сообщества глухих: Автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.05; 13.00.03 / Свердлов А.З.; Санкт-Петербургская гос. академия культуры. – СПб., 1996. – 38 с.

Социальная защита военнослужащих: (Сб. нормат. актов) / Фонд социального развития России «Возрождение»; Ин-т масс. коммуникаций. – М., 1993.

Социальная защита инвалидов: Нормативные акты и документы. – М.: Юридич. лит-ра, 1994.

Социальная защита населения: Зарубежный опыт / Центр отрасл. – БАТИ и пропаг. – М., 1993. – (Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов).

Социальная защита населения: Региональный аспект / Иркутский ин-т нар. хоз-ва. – Иркутск, 1993.

Социальная защита человека: Региональные модели. – М.: Асопир, 1995.

Социальная педагогика: Хрестоматия / Самарский ин-т управления. – Самара, 1996.

Социальная поддержка малообеспеченных граждан: (Сб. нормат. актов) / Научный центр профсоюзов. – М., 1994.

Социальная политика в современной России: Сб. науч. тр. / Науч. ред. Т.И.Корягина. – М., 1993.

Социальная политика: Реформы социального страхования: Аналит. обозрение общерос. объед. «Круглый стол бизнеса России». – М., 1993. – (Экономика. – Вып. 9).

Социальная помощь семье и детям // Социальная защита населения: Обзорная информация. – М., 1994. – Вып. 1. – С. 1 – 136.

Социальная работа в Германии и Австрии: Учеб. пособие / Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов. – М., 1992. – (Социальная работа. Вып. 2).

Социальная работа в подготовке социальных работников / Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов. – М., 1992.

Социальная работа в системе «Человек – общество – культура»: Учеб. пособие / Саратовский ГТУ. – Саратов, 1994.

Социальное обеспечение в СССР: Сб. нормативных документов. – М., 1986.

Социальные проблемы в политике местных органов власти: США: Сб. озбор / ИНИОН. – М.: ИНИОН, 1994.

Социальные службы для молодежи / Ин-т молодежи. – М.: Социум, 1995.

Сукало А.А. Педагогика профилактики социальных изменений в сфере подростково-молодежного досуга: Автореф. … д-ра пед. наук: 13.00.05 / Сукало А.А.; Санкт-Петербургская гос. академия культуры. – СПб., 1996.

Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования: Материалы Росс.-Шведского семинара // Социальная работа. Вып. 1. – М., 1992.

Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Титов Б.А.; Санкт-Петербургская гос. академия культуры. – СПб., 1996.

Холостова Е. Социальная работа в семье: Проблемы и поиски их решения / Холостова Е. // Семья в России. – М., 1994. № 2. – С. 138 – 148.

Швейцер А. Благоговение перед жизнью. – М.: Прогресс, 1992.

[Шаховской] Архиепископ Иоанн Сан-Францисский. Избранное: Собр. соч. В 2 т. – Нижний Новгород: Изд-во Братства Во имя Святого Княза Александра Невского, 1999.

Эмиграция в США: Что нужно знать о правилах и процедурах переезда граждан СССР на постоянное жительство в США. – М.: Содействие, 1991.

Энциклопедия социальной работы. В 3 т. / Центр общечеловеческих ценностей. – М., 1994.


Вступление........................................................................................................ 5

1. «Дружественные визитеры» и Благотворительные общества................... 6

2. Индивидуальная социальная работа........................................................... 10

3. Групповая социальная работа...................................................................... 16

4. Общинная работа.......................................................................................... 21

5. Общая структура в социальной работе....................................................... 24

6. Религия и благотворительность (история вопроса в зарубежном аспекте) 29

7. Некоторые направления американской системы социального обеспечения (Исторический аспект) 36

8. Социальное страхование и государственная помощь (некоторые аспекты) 55

9. Организация и управление в социальной работе........................................ 67

Планирование.............................................................................................. 70

Административное управление................................................................ 72

Организационная деятельность социальных работников макро и микроуровня в территориальной общине 74

Современная макросоциальная практика (некоторые тенденции).... 76

10. Административное управление в социальном обеспечении (О роли лидирующих, интеллектуальных групп, «интеллектуально-моральный блок»).................................................................................................... 80

Область практической деятельности................................................... 80

Некоторые модели классических научных теорий «менеджмента»: М.Вебер и другие ученые о бюрократической (или управленческой) технологии..................................................................... 81

Легитимность и статус целей организации в обществе...................... 82

Модель «ящика для мусора»..................................................................... 83

Системные теории.................................................................................... 84

Теории управленческого поведения........................................................... 85

Виды деятельности администрации и социальных работников, осуществляемые на разных уровнях 86

Кадры в сфере социальной работы.......................................................... 90

Основные проблемы и тенденции административного управления в социальном обеспечении 91

Сокращение ресурсов в 80-е годы XX столетия в США, выделяемых из госбюджета правительством на социальные нужды......................................................................................................................... 92

Ряд политических стратегий для управленческого аппарата......... 92

Относительно «информатизации управления»................................. 93

«Участие в управлении» различных социальных групп и культурных слоев 93

Развитие организаций с матричными и параллельными структурами 94

Интерес к альтернативным моделям – негативная реакция на сверхбюрократизацию организаций 94

Этические проблемы управления.............................................................. 95

Изучение деятельности управленческих кадров в социальной сфере... 95

Тенденции и анализ в сфере социальной работы.................................... 95

Равенство в оплате труда........................................................................ 96

Службы социального обеспечения (прогнозы)........................................ 96

Административное управление (внешние аспекты)............................... 97

Организация (социальное агентство) и внешняя и внутренняя среда 98

Теоретические основы административного управления социальными службами (важнейший компонент социальной работы)............................................................................................................................. 100

Образные примеры, связанные со стратегией административного управления 101

Управление в сфере социальной работы и влияние извне....................... 103

Политика в сфере Управления и влияние извне....................................... 105

Администратор и процесс развития отношений между организациями 106

Основные проблемы в сфере социальной работы................................... 106

Новые административные стратегии............................................. 106

Дело перестройки социальных служб................................................ 107

Роль руководителей в области связи и развития социальных служб и других институтов благотворительности 109

Выводы для администрации и ведущих представителей социальных служб 112

Административное управление: межличностные аспекты................. 114

Персонал: удовлетворенность и производительность................... 114

Социальная работа в семье (психические заболевания – тезисное изложение) 115

Лидерство: теория и исследования (Важный раздел «интеллектуально-морального блока», профессиональных технических и художественных элит)..................................................................................... 115

Бихевиористское толкование концепции «лидерства» с точки зрения американских и других исследователей 116

Решение актуальных социальных задач и межличностные отношения между лидером и подчиненными 117

Специфика социальных служб............................................................ 117

Разнообразные вероятностные модели соотношения между лидерами и сотрудниками агентства 119

Теория половых ролей в сфере руководства социальными агентствами и другими институтами благотворительности....................................................................................................................... 119

Участие в управлении сотрудников различной профессиональной ориентации 120

Участие сотрудников в руководстве системой социальной благотворительности 121

Функции руководителя и управление целыми группами................... 122

Эволюция группы........................................................................................ 124

Конфликтные ситуации............................................................................ 126

Интеграционные методы разрешения конфликтов........................ 130

11. Территориальный аспект социальной работы и проблемы интеллектуализации досуга 132

Сеттльменты и территориальные центры.................................... 137

Сеттльменты и социальные действия, удовлетворяющие нужды общины 140

12. Некоторые тенденции законотворчества и социальная работа............... 144

Использование предыдущего опыта правозащиты......................... 149

13. Социальная работа с семьей...................................................................... 150

Как отвечают на вопрос: «Что же такое семья» отечественные и зарубежные ученые 151

Исторический контекст (история вопроса, связанная с социальной работой в семье) 153

Общие темы семейной терапии......................................................... 156

Практика социальной работы с семьей........................................... 159

Семейная терапия и современное положение................................... 164

Пенсионные системы для развитых стран....................................... 166

Семейная политика в объединенной Германии (либеральное правовое государство западноевропейского типа) 167

Социальная работа с семьей в Российском государстве................ 168

14. Система здравоохранения (здравоохранение в США)............................ 175

Основы законодательства................................................................. 176

Фиксированные ставки возмещения расходов.................................. 180

Основные тенденции и проблемы в системе здравоохранения в США в 80-е и 90-е годы XX столетия 181

Здравоохранение в США, национальные меньшинства и медицинская помощь 183

Социальная работа и проблемы компьютеризации системы здравоохранения в США и в других высокоразвитых странах....................................................................................................................... 185

Социальный работник и его деятельность в системе здравоохранения 185

Социальный работник и проблемы охраны здоровья и здорового образа жизни на местном уровне 186

Социальный работник и клиент в системе здравоохранения......... 186

15. Социальная работа с иммигрантами......................................................... 188

Современное законодательство. Количественные ограничения и льготы 190

Роль социальной работы в сфере иммиграции................................. 190

Группы взаимной помощи................................................................... 191

Характерные черты группы............................................................... 192

Группы взаимной помощи и беженцы................................................ 192

Функции групп взаимопомощи............................................................ 194

Профессионалы и группы взаимопомощи.......................................... 194

Социальная работа и беженцы.......................................................... 195

Медицинская помощь и беженцы....................................................... 196

Общая помощь или социальная работа среди населения................ 196

Социальные службы............................................................................. 196

Выравнивание дотаций и добровольческие службы......................... 197

Виды услуг по поддержке беженцев................................................... 197

Программа здоровья для беженцев................................................... 197

Добровольческие агентства и число обустроенных беженцев (Выборочно за 1984 год, учитывая интенсивный приток иммигрантов).............................................................................................. 198

Добровольческие агентства и их разнообразная оперативная деятельность 199

Зарубежные исследователи и Ассоциации взаимной помощи, организованные беженцами 199

Проблемы социальной работы с беженцами.................................... 199

Социальная и культурная адаптация беженцев.............................. 200

Проблемы профессионализации.......................................................... 200

Работа с иммигрантами. Важный раздел социальной деятельности (Исторический аспект) 200

16. Дети и социальная работа........................................................................... 202

Определение ребенка, его социального статуса с юридической точки зрения 203

Материальное положение детей. Проблемы здоровья, образования 203

Дети со специфическими нуждами......................................................... 204

Дети, социальная работа и службы социального обеспечения............ 207

Социальное обеспечение детей – бастион социальной работы в странах с демократической ориентацией 209

Программа прожиточного минимума и социальное страхование 210

Тенденции и проблемы в сфере социального обслуживания детей....... 211

Социальные службы и проблемы коммерциализации и приватизации 212

17. Социальная работа и поддержка пожилых, престарелых, нетрудоспособных 213

Администрация по делам престарелых и общее руководство этой работой 215

Добровольческие структуры.............................................................. 215

Услуги профессионалов престарелым по месту жительства........ 216

Организационный аспект................................................................... 216

Теоретические взгляды и тенденции в сфере социальной работы с престарелыми 217

Специализация, методология, особый подход к старикам............. 218

Тенденции и перспективы в социальной работе с лицами пожилого возраста 218

Система обеспечения долговременного ухода........................................ 219

Департамент социального обеспечения, связанный с длительным уходом за больными и сопутствующими программами....................................................................................................................... 219

Окружные муниципальные учреждения............................................ 219

Уход в домашних условиях (ряд моделей)........................................... 220

Программы психоневрологического обслуживания................................ 222

Проблемы финансирования лиц пожилого возраста............................. 222

Длительный уход за нетрудоспособными и роль социальных работников в этом вопросе 224

Социальная работа в домах для нетрудоспособных........................ 224

Долговременный уход в домашних условиях....................................... 225

18. Системы социального обеспечения в различных странах....................... 226

Социальная работа и гуманитарные услуги. Система культурных институтов 226

Общие и персональные социальные услуги во всем индустриальном мире 226

Система здравоохранения экономически развитых стран............ 227

Система здравоохранения стран «третьего мира»....................... 230

Социальная работа и психотерапевтические службы.......................... 231

Два направления, основанные на принципах общего и выборочного подхода в сфере социального обеспечения 232

Выравнивание программ обеспечения гарантированного дохода в ряде стран Запада 232

19. История социальной работы за рубежом. (Конкретные материалы по ряду государств различной политической ориентации) 234

Заключение........................................................................................................ 245

Литература......................................................................................................... 246

А.З.Свердлов

Курс лекций

по социальной работе

Часть II

(Зарубежный опыт)

Обложка С.А.Владимировой

Оригинал-макет М.Е.Лисовской

Зарубежный опыт социальной работы многолик и многообразен. Практически во всех странах имеются социальные работники? одни их них, получили подготовку в специализированных учебных заведениях и считают себя профессионалами с этой сфере; другие, не имеющие специального образования, занимаются социальной работой на общественных началах или же работают по найму в социальных учреждениях на вспомогательных должностях. социальный общество посредничество клиент

Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах. И Россия не является исключением. Хоть и некоторые исследователи отмечают, что социальная работа зародилась в России лишь с 90-х годов, но это абсолютно не так.

Необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе, в социальной защите тех или иных слоев и групп населения. Как вид деятельности, который нацелен на оказание поддержки, защиты людей, оказавшихся в трудной ситуации, социальная работа появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Конечно же, в разные периоды она имела разный характер, осуществлялась разными методами и в разных формах и касалась она далеко не всех слоёв населения. Как известно, помощь калекам, благотворительность была уместна всегда. И, разумеется, в России, на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы.

Однако только с конца XIX ? начала XX в. социальная работа формируется как вид профессиональной деятельности. Официальное признание как профессии специальности, введение должности социального работника в официальных государственных документах осуществлено было в разных странах в разное время.

В анализе зарубежного опыта работы с пожилыми людьми явно прослеживаются две противоположные тенденции: его переоценка или нежелание использовать. В первом случае считается, что на Западе решены все социальные проблемы и надо только использовать разработанные модели социальной работы с данной категорией населения. Во втором случае утверждается, что у России свои путь, трудности, проблемы, традиции и специфика, что не стоит изучать и использовать зарубежный опыт. Например, в США выделяются десять задач, выполнение которых обеспечивает социальную защиту пожилых: 1. Адекватный доход. 2. Хорошее (по возможности) психическое и физическое здоровье. 3. Пригодное жилье. 4. Увеличение помощи тем, кто нуждается в государственной (казенной) поддержке. 5. Возможность приема на работу. 6. Жизнь на пенсии в здоровье, чести и достоинстве. 7. Занятие значимой деятельностью. 8. Предоставление эффективных служб общины. 9. Проведение исследований с целью поддержки и улучшения здоровья, а, в конечном итоге, счастливой жизни. 10. Свобода, независимость и индивидуальные инициативы в планировании и управлении своей личной жизни. На федеральном уровне реализуются десятки, а на уровне штатов - сотни социальных программ, решающих социально-геронтологические проблемы. Принят закон о семейном и медицинском отпуске, согласно которому рабочие члены семьи имеют определенные льготы в труде, если им необходимо ухаживать за пожилыми членами семьи. Отличительной особенностью конца XX века в социальной работе с пожилыми в Америке является интенсивное развитие «третьего сектора». Это общественные организации и объединения, которые работают с пожилыми, или организуют деятельность, направленную на совершенствование этой работы. Вовлечение в активную работу самих пожилых, объединение общественности и социальных работников в решении социально-геронтологических проблем является стратегической задачей демократизации социальной работы, развития волонтерского движения. Общественные организации служат своеобразной экспериментальной площадкой, где прорабатываются модели различных программ с пожилыми, которые затем, доказав свою эффективность, могут стать программами и проектами штата или страны в целом. Изучение волонтерских организаций США, участвующих в социальной работе с пожилыми людьми, позволило выделить среди них 5 групп. I группа. Общественные организации, объединяющие различные категории пожилых II группа. Общественные организации, занимающиеся общими проблемами пожилых. III группа. Общественные организации, занимающиеся специальными проблемами пожилых. IV группа. Общественная организация, объединяющая специалистов, работающих с пожилыми. V группа. Общественные организации, занимающиеся подготовкой кадров для социальной работы с пожилыми. исторические корни социальной работы лежат в благотворительной деятельности церкви, в собственно благотворительности. Однако в начале XX века пути развития социальной работы в России и на Западе разошлись. В советской России она стала партийно-идеологизированной и сверхцентрализованной. Поэтому особенно интересно учитывать опыт западной профессиональной социальной работы именно XX века, когда она интенсивно и плодотворно развивалась и доказала свою эффективность. В странах Северной Европы основная часть социальных работников нанимается организациями социального обеспечения, находящимися в ведении местных властей. Это также применимо и к некоторым другим Европейским странам, например, Великобритании. В дополнение к этому, социальные работники нанимаются прочими государственными органами: организациями здравоохранения, чаще всего общими и специализированными больницами, а также открытыми общедоступными медицинскими учреждениями (примерно как поликлиники в России), общеобразовательными школами и прочими образовательными организациями, тюрьмами и исправительными учреждениями. В области медицинских услуг, традиционными местами социальной работы являются психиатрические больницы. Что касается открытых общедоступных психических медицинских услуг, то здесь практика варьируется. В Великобритании социальные работники имеют весьма устойчивые позиции в клиниках по работе с психическими расстройствами, в том время как в Финляндии некоторые клиники по работе с психическими расстройствами перестали брать на работу социальных работников и вместо них предпочитают психиатрических сестер. В странах Центральной Европы довольно сильно распространен подход, когда социальные работники работают в общественных организациях или организациях по оказанию социальных услуг при церквях. Добровольные организации нанимают социальных работников и в странах Северной Европы. Ранее существовала практика, когда социальных работников нанимали и предприятия. Это было распространено в те времена, когда предприятия предоставляли социальные услуги своим работникам. Подобную практику все еще можно наблюдать на отдельных предприятиях. Я знаю, что подобные примеры есть в Испании и Нидерландах. Что касается структуры организации социального обеспечения на уровне местных властей, то существует две модели организации: ? организация вокруг имеющихся проблем (или секторов) ? организация по территориальному принципу. Организация вокруг имеющихся проблем (или секторов) означает, что социальная работа организуется в соответствие с имеющимися у клиентов проблемами: имеются социальные работники по вопросам социальной работы с детьми, социальные работники по вопросам целевой социальной помощи, социальные работники, занимающиеся проблемами алкоголизма, инвалидов, престарелых и т.д. Подобного рода специализация обычно бывает возможно только в городах, где местные власти могут взять на работу несколько различных социальных работников. В сельских районах социальная работа всегда имела более общий характер, т.е. один и тот же социальный работник занимается несколькими видами вопросов. В некоторых муниципалитетах, при организации работы вокруг имеющихся проблем, разные уровни социальных работников имеют свои собственные административные отделы. Например, социальные работники, оказывающие помощь на дому могут иметь свой собственный отдел или детские учреждения, которые обычно берут на работу социальных педагогов могут создать свою собственную административную сферу.