Предложения по снижению налоговой нагрузки предприятия. Пути оптимизации налоговой нагрузки на предприятии Способы снижения налоговой нагрузки организации

Современное налоговое законодательство направлено на стимулирование прежде всего добывающей промышленности. Существует ряд методов для привлечения инвестиций, создание условий развития высокотехнологичного сектора экономики. Однако данный инструментарий находится на уровне создания или же корректировки. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности. Один из важнейших аспектов функционирования налоговой системы – это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ, ОСОБЕННО В ПЕРИОД КРИЗИСА, служит снижение налоговой нагрузкипри условии компенсации выпадающих доходов, но не определены ни временные, ни нормативные рамки этого процесса.

Для расчета налоговой нагрузки предприятия имеются различные методики. Различие методик в том, какие показатели берутся для расчета (прибыль, выручка, добавленная стоимость и др.). Для анализа налоговой нагрузки необходимы следующие данные: выручка от реализации продукции и сумма уплаченных налогов.

В перечень уплачиваемых налогов входят все без исключения налоги и обязательные платежи предприятия в бюджет и во внебюджетные фонды. Иногда предлагают исключить из расчета налоговой нагрузки такие платежи как НДС, акцизы, отчисления во внебюджетные социальные фонды. Но абсолютно нейтральных для предприятия налогов просто не существует. Они реально уплачиваются за счет текущих денежных поступлений, а степень их перелагаемости непостоянна и осуществляется не в полном объеме. Эта перелагаемость, как известно, зависит от эластичности спроса на соответствующую продукцию. При устоявшемся уровне цен и высоких ставках косвенного налогообложения их дальнейшее повышение приведет к существенным потерям доходов у товаропроизводителей.

Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30-40 % от дохода.

Уровень налогового бремени в Российской Федерации предприятий, работающих по общей системе налогообложения, составляет от 2 до 70 % от суммы выручки. Таковы особенности общей системы налогообложения. И это объясняется не ошибками учета. Налоговая цена полученной выручки у каждого предприятия своя и зависит от показателей, определяющих базы налогообложения по налогам, уплачиваемым предприятием.

Однако, предприятия до сих пор не используют в полном объеме налоговое законодательство. Необходимо отметить тот факт, что Налоговый кодекс сформирован, при внимательном его изучении, в пользу налогоплательщика.

В учетной политике любого предприятия в России по налоговому и бухгалтерскому учету прописано, что амортизация основных средств предприятия начисляетсялинейным способом.При этом способе амортизация начисляется равномерно в течение всего срока полезного использования основного средства. Но при этом, проанализировав все способы начисления амортизации можно прийти к выводу, что при линейном способе общая сумма налога на имущество организаций будет больше по сравнению со способом списания стоимости по сумме чисел лет полезного использования объектов основных средств. Выбор способа начисления амортизации основных средств является важной задачей, решив которую налогоплательщик может оптимизировать налог на имущество организаций. Кроме того, являясь одним из расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, налог на имущество организаций играет важную роль в исчислении налога на прибыль. Следовательно, при определении оптимального размера налоговых платежей организация должна определить, какой способ начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете даст лучший вариант.

Одной из основной рекомендацией по снижению налоговой нагрузки предприятия является применение законодательно установленных отсрочек и рассрочек по уплате налогов. Предприятие по причине кризисного финансового состояние не в состоянии соблюдать законодательно установленные сроки.

Законодательство дает возможность применения статей 64-66 НК РФ отсрочек и рассрочек уплаты налогов и инвестиционного налогового кредита. Для этих целей предприятие составляет график погашений задолженности с учетом срока и с учетом начисленных процентов. Это позволяет предприятию распределить равномерно свое налоговое бремя на шесть месяцев (или один год), а также устраняет возможность возбуждения дела о банкротстве. Поэтому вопрос о снижении налоговой нагрузки полностью ложится на плечи бухгалтеров предприятий и юридические службы для выявлений лозеек в налоговом законодательстве.

Таким образом, налоговая политика государства в настоящее время носит фискальный характер, и говорить о государственной помощи посредством государственного регулирования, оптимизации налогообложения пока нельзя.

Литература:

1. Вылкова Е.С. Налоговое планирование в системе управления финансами хозяйствующих субъектов.-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008.-96с.

2. Гарипова З.Л., Вершинина Е.Л. Налоговый выбор в системе внутрифирменного планирования предприятия: Научное издание.-Ульяновск: ГНУ Средневолжский научный центр, 2004.-188с.

Проанализировав порядок взимания и расчета налога на имущество юридических лиц, хотелось бы отметить, что каждое предприятие всегда стремилось к минимизации налогообложения на предприятии, именно поэтому целью данной части курсовой работы является разработка ряда рекомендаций по снижению налоговой нагрузки на ОАО «Вамин».

В конце года любая фирма может провести переоценку своих основных средств. Воспользоваться такой возможностью выгодно, прежде всего, в том случае, если рыночная стоимость имущества фирмы уменьшилась. Дело в том, что результаты переоценки учитываются при расчете налога на имущество, а налог на имущество надо платить с остаточной стоимости основных средств. Чем она меньше, тем меньше сумма налога. Поэтому фирмам выгодно проводить уценку имущества.

Например, на конец 2007 г. на балансе у ОАО «Вамин»числятся компьютеры, первоначальная стоимость которых составляет 300 000 руб. Сумма начисленной по ним амортизации равна 60 000 руб.

При расчете налога на имущество за 2007 г. бухгалтер фирмы учитывает их остаточную стоимость на 1 января 2008 г. в сумме 240 000 руб. (300 000 - 60 000).

В январе 2008 г. ОАО «Вамин»решил провести переоценку имущества. В результате этого первоначальная стоимость компьютеров уменьшилась на 100 000 руб., а начисленная по ним амортизация - на 20 000 руб.

После уценки восстановительная стоимость компьютеров составила:

300 000 руб. - 100 000 руб. = 200 000 руб.

Сумма амортизации по компьютерам (с учетом переоценки) равна:

60 000 руб. - 20 000 руб. = 40 000 руб.

200 000 руб. - 40 000 руб. = 160 000 руб.

Именно эту сумму бухгалтер ОАО «Вамин»будет учитывать при расчете налога на имущество в 2008 г.

Сумма дооценки или уценки основных средств не увеличивает и не уменьшает налог на прибыль фирмы.

Вместе с тем налог на прибыль уменьшает амортизация по основным средствам. А она рассчитывается исходя из восстановительной стоимости имущества. Эта стоимость в налоговом учете определяется по-разному в зависимости от того, когда была проведена переоценка.

Переоценка, произведенная после 1 января 2002 г., не изменяет восстановительную стоимость имущества в налоговом учете. А следовательно, не увеличит и не уменьшит сумму амортизационных отчислений, учитываемую при расчете налога на прибыль.

Кроме частных факторов, позволяющих снизить налоговую нагрузку, необходимо перечислить основные факторы, оказывающие влияние на размер налоговой нагрузки ОАО «Вамин»:

Льготы и освобождения, в том числе от исполнения обязанностей налогоплательщика;

Основные направления развития бюджетной, налоговой иинвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов;

получение бюджетных ссуд, инвестиционного налогового кредита, налогового кредита, рассрочек и отсрочек по налогам и сборам;

Размещение бизнеса и органов управления хозяйствующих субъектов в оффшорах, в том числе в свободных экономических зонах, действующих на территории Российской Федерации.

Следовательно, по всем этим элементам возможно изменение налоговой нагрузки на предприятие или налоговая оптимизация.

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей, в связи с чем выделяют общие и специальные способы минимизации налогов.

К общим способам можно отнести:

Принятие учетной политики предприятия смаксимальным использованием предоставленных законодательством возможностей (выбор метода определения выручки от реализации продукции, порядок списание МБП и др.);

Оптимизация через договор (совершение льготированных сделок, грамотное и четкое использование формулировок и др.);

Использование различных льгот и налоговых освобождений

Специальные методы налоговой минимизации также могут

использоваться на всех предприятиях, однако с той лишь разницей, что они имеют более узкую сферу применения.

К специальным методамотносятся следующие:

Метод замены отношений - операция, предусматривающая обременительное налогообложение заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения.

Метод разделения отношений - метод разделения отношений базируется на методе замены. Только в данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько.

Метод отсрочки налогового платежа - используя элементы прочих методов (замены, разделения и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения – преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

Существует много вполне законных способов уменьшить налоговую нагрузку на предприятие самим предпринимателем. Основные из них: грамотно принятое решение о размещении бизнеса, в том числе в свободных экономических зонах на территории Российской Федерации, принятие взвешенной учетной политики для целей налогообложения, проведение оптимальной договорной кампании, использование различных льгот по налогам и налоговых освобождений и т.п.

В данной статье мы постараемся максимально раскрыть тему того, какие законные (легальные) способы снижения налогов (схемы) существуют и как ими можно воспользоваться. Как известно, постоянная необходимость выплаты налоговых обязательств существует как у простых граждан страны, так и у всех индивидуальных предпринимателей и бизнесменов. Многие предприниматели жалуются на слишком высокий уровень налогов, которые им следует платить, считая, что такая нагрузка лишает их большей части дохода. Но уровень налоговых выплат, оказывается, можно сократить. Для этого необходимо лишь правильно определится с выбором системы налогообложения, а также изучить все необходимые требования и законы. Следует учесть, что для каждого вида деятельности, налогового режима и особенностей бизнеса снизить налоговую нагрузку можно различными способами. Именно эти способы мы далее и рассмотрим.

Как часто принято говорить особенно в налоговых и федеральных службах: заплатил налоги – можешь быть спокоен . Нельзя сказать, что индивидуальный предприниматель, который весь месяц упорно трудился на получение дохода, будет чувствовать себя спокойно после того, как отдаст большую часть честно заработанных денег в счет выплаты налогов. Поэтому говорить о сто процентной верности данного тезиса в принципе неправильно. Однако, не смотря ни на что, выплата налоговых обязательств – это обязательная и важная обязанность и бизнесмена и обычного жителя страны, поэтому подходить к этому приходится, как к неизбежному процессу. Все средства, которые граждане направляют на уплату налогов, направляются в бюджет страны, а далее расходуются на нужды инфраструктуры и социальные потребности страны. При всем этом, наверное, каждый предприниматель хотел бы хоть немного сократить расходы на выплаты налогов. Ознакомимся с тем, какие легальные способы снижения суммы налога могут быть использованы в той или иной системе налогообложения. Рассмотрим три системы налогообложения: общая система, упрощенная система налогообложения, а также предприниматели, работающие по системе единого налога на вмененный доход.

Как снизить налоговую нагрузку на ОСНО?

, в налоговом кодексе страны не имеет какого-либо отдельного раздела или главы, чего нельзя сказать об упрощенной системе. Ведь ОСНО представляет собой не какую-то определенную последовательность налоговых выплат со льготами и отдельными правилами, а стандартный набор тех налогов, которые указаны в законодательстве. То, какие именно налоги это будут, зависит от деятельности, которую ведет предприниматель. Для налогоплательщиков по ОСНО обязательным является налог на прибыль, который только в определенных случаях может быть заменен налогом на доход физических лиц для предпринимателя, налог на добавочную стоимость или же налоги на транспорт или имущество, если таковые имеются.

Для того, чтобы налоговая нагрузка стала меньше для предпринимателей, работающих по этой системе налогообложения, необходимо четко контролировать все правила и способы, которые появляются в законодательстве для того, чтобы получить какие-либо льготные условия или налоговый вычет. Помимо этого, предпринимателю следует наблюдать за тем, чтобы как можно большую часть средств отнести к статье расходов, для того, чтобы уменьшить налоговые обязательства от доходов на основе увеличения затрат. Такую возможность имеют все индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, которые используют общую систему налогообложения при ведении деятельности. Здесь необходимо уточнить тот факт, что, не смотря на совпадение налоговых обязательств для всех субъектов, ставки по ним могут быть различными. Итак, рассмотрим, какие же налоги обязаны выплачивать те юридические лица, которые работают с использованием общей системы налогообложения:

В первую очередь, это налог на прибыль предприятия, ставка которого составляет двадцать процентов. Как исключение существует ряд льготников, которые выплачивают этот налог по собственной системе;
Налог на добавочную стоимость, сумма которого зависит от деятельности юридического лица и особенности его работы. Это может быть ставка налога ноль процентов, десять или восемнадцать процентов;
Налог, которым облагается имущество юридического лица, составляет не более. чем две целых две десятых процента;
Индивидуальный предприниматель, который работает по общей системе налогообложения, должен выплачивать следующие три налога:
Налог на добавочную стоимость в размере нуля, десяти или восемнадцати процентов в зависимости от особенностей его деятельности;
Налог на доходы физических лиц, ставка которого составляет тринадцать процентов;
Налог на имущество физического лица, сумма которого два процента.

Как видно из приведенного перечня налоговых обязательств ИП и юридических лиц, они весьма похожи, а основное различие заключается в налоговых ставках. У предпринимателя гораздо более низкие налоговые ставки, которые исчисляются с дохода, чем у юридического лица, а также налог на имущество меньших размеров. Из этого следует вывод, что если человек сам хочет организовать бизнес, то для него выгоднее и дешевле будет вести свой бизнес в качестве индивидуального предпринимателя, чем как юридическому лицу. Каждый индивидуальный предприниматель также непременно выплачивает определенные взносы за себя самого, страховые взносы в государственные фонды, начисление которых направлено в фонд трудовой оплаты. Поэтому, перед тем, как выбрать для себя каким образом лучше зарегистрировать свой бизнес, необходимо оценить все за и против.

Следует также оценить и особенности общей системы налогообложения, а именно то, что позволяется относить к расходам. Эта особенность как раз и позволяет снизить налоговую нагрузку путем сокращения объемов НДФЛ для предпринимателей, а налог на прибыль – для юридических лиц. Как заинтересованные лица, налоговые инспекторы всегда очень большое внимание уделяют статье расходов и тому, что включено в эти статьи. Так как чем больше расходов, тем меньшую сумму налоговых выплат произведет налогоплательщик. Далее перечислим те затраты, которые ИП или же юридическое лицо имеют право отнести в статью расходов. Это должны быть затраты, которые отвечают следующим требованиям:

Они должны иметь все необходимые документы, которые подтверждаю тот факт, что расходы имели место, а также первичную документацию;
Это должны быть расходы на хозяйственную деятельность;
Расходы должны быть целесообразны с экономической стороны и проводиться с целью получения дохода и улучшения собственного бизнеса;
Все затраты должны быть проведены предпринимателем непосредственно.

Согласно установленным правилам все затраты, также как и прибыль, подразделяются на два класса. Прямые затраты – те, которые предпринимателю или организации пришлось понести в связи с производством, реализацией или транспортировкой товаров, организацией услуг или работы, которые предоставляет данное предприятие. Непрямые затраты – это те, которые предприниматель понес на прочие расходы. Можно сказать, что чем больше прямых расходов, которые отвечают всем требованиям, предприниматель укажет, тем меньше получится размер его чистой прибыли, что, соответственно, поможет снизить налоговую нагрузку. Для того, чтобы более подробно ознакомится с тем, как правильно представлять расходы при формировании налога на прибыль или доход физических лиц, можно обратится к налоговому кодексу.

Как снизить налоговую нагрузку на упрощенной налоговой системе?

, в отличие от общей системы, расписывается достаточно полно в налоговом кодексе, со всеми ее особенностями, положительными и отрицательными нюансами. Информацию о УСН можно найти в двадцать шестой главе, во второй её части. Представители, как малого, так и среднего бизнеса считают ее наиболее комфортной, о чем говорит то, что ее использование весьма распространенно среди них, и она является самой популярной. Этот факт нельзя считать удивительным ввиду того, что налоговая нагрузка здесь наименьшая, а способ учета и ведения документации наиболее легкий. Перед тем, как предприниматель начнет свою работу по упрощенной системе налогообложения, ему необходимо выбрать один из её типов: или просто доходы или доходы минус расходы. То, какой из этих типов будет выбран, повлияет и на способ ведения отчетных документов и на сам процесс начисления налоговых обязательств. Каждый из типов имеет свой отличный порядок подсчета налоговых начислений, налоговые ставки и базу.

Упрощенное система – это весьма гибкая система налогообложения, главное уделять внимание тому, чтобы она использовалась правильно. В таком случае, возникает ряд возможностей, которые помогут вести контроль налоговой нагрузки на деятельность предприятия. Именно правильное использование данной системы налогообложения может дать возможность индивидуальному предпринимателю, и юридическому лицу сократить количество выплат по налогам. Работая на основе упрощенной системы налогообложения, предприниматель все равно должен вести выплаты не только в налоговую инспекцию, то и платить взносы в государственные фонды, такие как ФОМС, фонд страхования и пенсионный фонд. Если судить по статистическим данным, полученным непосредственно от предпринимателей и юридических лиц, взносы составляют в среднем тридцать процентов от всех тех выплат, которые направляются сотрудникам. Не стоит забывать и о взносе за себя самого, который необходимо заплатить каждому индивидуальному предпринимателю. То, как будут учитываться взносы, зависит именно от того, какой тип упрощенной системы налогообложения предприниматель выберет для себя.

Те индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые остановили свой выбор на УСН-доходы , имеют право на уменьшение суммы налоговых авансовых платежей в размере количества материальных средств, которые были выплачены в счет страховых взносов за период отчетности. Говоря другими словами, предприниматели и юридические лица смогут уменьшить сумму своего единого налога по упрощенке на сумму до пятидесяти процентов (если есть работники) . Сначала ходили слухи о том, что в этом году это правило будет изменено, однако власти не приняли такого решения. Если предприниматель работает сам и не имеет подчиненных, то ему можно учесть материальные средства, которые он внес сам за себя, в полном объеме, то есть сто процентов . Из этого следует, что ИП, доход которого не высокий, может поступить таким образом, чтобы избежать любых выплат по единому налогу.

Те бизнесмены, которые выбирают для себя упрощенную систему налогообложения – доходы минус расходы , могут позволить себе учитывать все взносы в стопроцентном масштабе, как расходную статью, когда будет рассчитываться налоговая база. Но, собственно говоря, такие же правила действуют и при общей системе налогообложения. Существует мнение, что если правильно веси подсчеты и соблюдать все льготы и правила, то сумма налоговых обязательств может быть аналогична при любом из типов упрощенной системы налогообложения. Если верить специально разработанным формулам, то в том случае, если расходы составят примерно шестьдесят процентов, это и будет равная налоговая нагрузка. Из этого следует, что если у индивидуального предприниматели объем расходов достаточно велик, то при выборе типа доход-расход нагрузка все же будет меньше. Это суждение имеет чисто теоретический характер и не всегда подтверждается на практическом примере. Получается, что наибольшее значение здесь имеют именно те взносы, которые предприниматели выплачивают в государственные фонды. Допустим, если предприниматель за один квартал заработал триста тысяч рублей, а расходов понес на сто девяносто пять, то по типу доходы, его налог составит всего 6%: тогда 300000*6% получаем 18000, после чего 18000 - 18000/2 и получаем 9000 рублей. По типу доход-расход налог составит 15%, из чего следует: 300000 – 195000 и получаем 105000. 105000*15% и выходит 15750 тысяч рублей.

Но, даже не смотря на это, упрощенка все равно максимально выгодна для представителей малого и среднего бизнеса, так как позволяет наибольшую сумму сэкономить на налоговых обязательствах. Здесь ставки по налогам имеют минимальные значения, намного меньше, чем в общей системе. Если выбирать из двух типов, то большинство предпринимателей все же склоняются к типу доходы, так как здесь вам понадобится выплатить всего шесть процентов от дохода в бюджет страны, а вот при типе доход – расход эта сумма составит пятнадцать процентов. Не смотря на то, что эти налоговые ставки прописаны в налоговом кодексе, они могут быть уменьшены на пять процентов, но только теми субъектами, которые представляют федерацию. Если говорить о юридических лицах, то для них иногда более выгодна система налогообложения с налогом на вмененный доход. Для индивидуальных предпринимателей в некоторых случаях лучше подойдет патентная система. Но все же есть неоспоримые преимущества УСН, например то, что здесь ИП может проводить операции с использованием счет-фактуры при НДС . Если возникнет острая необходимость, то организация или предприниматель, который работает на основе упрощенки, имеет право не платить налог на добавочную стоимость.

Однако в данной системе налогообложения присутствует ряд ограничений и далеко не все предприниматели могут ее использовать. Если общая система налогообложения доступна практически всем, то УСН не могут использовать следующие юридические лица:

Нотариальные конторы и адвокаты;
Банковские и кредитные конторы, ломбарды;
Компании, которые занимаются страхованием;
Организации, связанные с брокерской деятельностью;
НПФ и инвестиционные фирмы;
Мелкие финансовые конторы;
Государственные структуры, а также казенные организации;
Все виды предприятий, которые занимаются азартными или лотерейными играми;
Те организации, которые являются иностранными и владеют суммой большей, чем сто миллионов рублей в основных средствах;
Предприятия, количество работников которых превышает сто человек;
Компании, которые производят алкогольную, табачную продукцию или нефтяные товары.

Также ограничения существуют и для индивидуальных предпринимателей:

ИП, которые производят товары, облагающиеся акцизом. Например, это топливные ресурсы, табачная и алкогольная продукция, автомобили;
Компании, которые занимаются добычей полезных ископаемых, за исключением стройматериалов, таких как песок, глина, щебенка и камень;
Сельхоз предприятия, которые работают на основе сельскохозяйственного единого налога;
Некоторые другие предприятия.

Помимо этого, упрощенную систему не могут применить те организации, у которых имеются филиалы или представительства. Если же предприниматель решил перевести бизнес на систему упрощенного налогообложения, он должен непременно оповестить органы налоговой инспекции, согласно установленным правилам. В противном случае, право на использование УСН может быть утеряно.

Легальные способы снижения налога на ЕНВД

Многие, изучив значительное количество упрощенной системы налогообложения, подумают о том, что это самая выгодная система и остальными можно не интересоваться. Однако существует ряд особенностей и в работе по единому налогу на вмененный доход, которые могут быть даже более выгодными для некоторых видов деятельности. Поговорим о том, какие же здесь есть преимущества и кого может заинтересовать данная система налогообложения.

Само понимание работы, когда используется можно увидеть даже в названии системы. Так, вмененный – значит установленный, заранее рассчитанный и необходимый. Именно такая сумма дохода разрабатывается для вычета налогов с предпринимателей. Формируется эта сумма государственными органами с учетом той деятельности, которую ведет бизнесмен. Для этого используются не денежные суммы дохода и прибыли, а те физические показатели, которые характеризуют его бизнес. ЕНВД учитывает эти показатели в зависимости от выбранного индивидуальным предпринимателем, вида деятельности и они могут быть абсолютно различными для каждого. Например, это может быть количество транспортных средств, подчиненных или квадратных метров. Также в формуле используются , такие как К1 и К2. Эти коэффициенты установленные, и не подлежат изменениям на протяжении года. К1 устанавливается министерством финансов, основываясь на показателях инфляции и направлен он на увеличение налогового обязательства. К2 устанавливается региональными властями и может уменьшить общую сумму налога. На значения физических показателей влияет то, в каком количестве находятся те или иные единицы у индивидуального предпринимателя. Допустим, используя три автомобиля в своей работе, бизнесмен может получить больший доход, чем имея в наличие одно транспортное средство. Или же наняв десять рабочих, его доход будет больше, чем, если бы в штате находилось пять человек. Работа на основе вмененного дохода вполне выгодна и возможна в том случае, если соблюдаются все условия для того, чтобы получить возможность его использования. Более подробно ознакомиться с информацией о едином налоге на вмененный доход можно в налоговом кодексе, в 346.27 статье. Приведем несколько вариантов использования данной системы:

1. Если компания занимается бытовыми услугами, то в месяц один рабочий принесет доход предпринимателю в семь с половиной тысяч рублей, при учете и самого ИП. Тогда как три рабочих могут принести доход в двадцать две с половиной тысячи рублей;

2. Для предприятия, которое работает в сфере общепита и имеет свой зал, стандартный доход составит около тысячи рублей на один квадратный метр. В таком случае за физический показатель будет принято количество квадратных метров. Если метров будет двадцать, то и доход составит двадцать тысяч, а если же тридцать квадратных метров, то прибыль возрастет до тридцати тысяч рублей;

3. Компания-перевозчик, имеет в парке три грузовых автомобиля, прибыль с каждого из них составит шесть тысяч, а совместно – восемнадцать тысяч. Если же количество машин будет увеличено до пяти, то и прибыль возрастет до тридцати тысяч рублей.

Конечно, об объективности подсчета доходов здесь весьма сложно говорить, однако это и лежит в основе ЕНВД, что делает ее более выгодной для некоторых бизнесменов. Схема снижения налоговой базы действует в том случае, если реальные доходы предпринимателя превышает фактически установленные. Далее приведем формулу, которая используется для расчета вмененного налога.

За один месяц, согласно налоговому кодексу, предприниматель должен заплатить БД*ФП*К1*К2*15 процентов . В данной формуле ФП – это тот физический показатель, который характеризует работу предпринимателя, например, количество людей в штате, количество квадратных метров или другой, в зависимости от его вида деятельности. БД – это показатель, который характеризует уровень базовой прибыли от одной единицы физического показателя и рассчитывается в рублях. Коэффициент К1 устанавливается министерством финансов в начале года и остается неизменным до его конца. К2 – неизменный ежегодно формируемый коэффициент, который устанавливается региональной властью и направлен на уменьшение общей суммы налога.

Также можно рассмотреть еще некоторые варианты, которые помогут уменьшить общую сумму налоговых обязательств при использовании ЕНВД:

Следует проанализировать все коэффициенты К2 в регионах страны м выбрать для реализации бизнеса тот, где он окажется наименьшим. После этого следует убедиться, является ли вид деятельности индивидуального предпринимателя разрешенным в этом регионе. Если внимательно изучить 346.26 статью налогового кодекса, то можно найти пункт о том, что перечень допустимых видов деятельности могут изменять власти региона для ИП, которые работают на ЕНВД.

Индивидуальный предприниматель также имеет возможность сократить физический показатель, но только в том случае. Если это не принесет вреда его деятельности. Например, владелец магазина может нанять меньше продавцов или же уменьшить количество квадратных метров. Также ИП стоит учесть, что при расчете физического показателя не берется в учет вся площадь кафе или торгового павильона, а лишь та, где находится сам зал. Именно по этой причине, заключая договор об аренде помещения для таких целей, необходимо отмечать, какое количество квадратных метров составит торговый зал или зал для обслуживания посетителей кафе. Это потребуется при подсчете вмененного дохода, и избавит от необходимости оплачивать кладовые помещения. Здесь также необходимо быть внимательным, так как представители ФНС вполне вероятно захотят сами оценить квадратные метры в случае проверки. Если будут обнаружены нарушения, то индивидуальный предприниматель будет вынужден оплатить штраф, сумма которого составит двадцать процентов от суммы того налога, который был не выплачен по причине ошибочных замеров.

Если компания занимается транспортными перевозками, то для того, чтобы сократить физический показатель, использовать авто можно не в одну смену. Так предприниматель повысит доходность при том, что налог останется прежним.
Уменьшение налогового обязательство можно путем учета тех страховых взносов, которые были выплачены за период предоставления отчетности.

Как мы видим, существуют законные способы снижения налогов (схемы), которые могут облегчить юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям их налоговую нагрузку, главное изучить все особенности их использования и подобрать максимально выгодные.

Чтобы выяснить, удается ли нашим читателям проводить оптимизацию налоговой нагрузки без ошибок, редакция «ПНП» провела .

Выяснилось, что далеко не все опрошенные склонны перестраховываться и предвосхищать налоговые претензии. Люди не всегда готовы собирать дополнительные подтверждающие документы и инструктировать персонал.

Основные первичные документы в порядке только у половины компаний

Половина участников опроса своевременно запрашивают основные первичные документы по сделкам, связанным с налоговой оптимизацией. То есть перед формированием налоговой отчетности имеют все первичные документы, подтверждающие затраты в целях исчисления налога на прибыль, и вычеты по НДС. Такое поведение способствует снижению налоговых рисков, подтверждает достоверность налоговой отчетности и снижает вероятность представления уточненных деклараций.

В то же время 48 процентов проголосовавших имеют не все необходимые на момент сдачи налоговой отчетности. Как правило, в этом случае по некоторым сделкам имеются только копии первичных документов. При этом впоследствии некоторые документы спорные поставщики составляют задним числом или переделывают много раз. Однако в случае отсутствие товарных накладных, актов выполненных работ, счетов-фактур грозит доначислениями, пенями и штрафами.

Но некоторых участников опроса это совсем не пугает. Поскольку 2 процента налогоплательщиков совсем не заботятся о наличии документов на момент сдачи отчетности по налогу на прибыль и НДС. Такая ситуация возможна, когда большая часть сделок, связанных с налоговой оптимизацией, совершается с взаимозависимыми, аффилированными или подконтрольными контрагентами. Поэтому организация неспешно может собрать все необходимые первичные документы по «схемным» сделкам.

Методы налоговой оптимизации руководство не скрывает от персонала

Но четверть респондентов (26%) предпочитают держать все под контролем. Руководство этих компаний самостоятельно разъясняет сотрудникам особенности деятельности организации и ее место в группе компаний. Этим оно достигает той же цели: удовлетворяет любопытство работников и исключает появление слухов и фантазий. Такой инструктаж поможет персоналу правильно вести себя на допросах.

Для 27 процентов опрошенных вопрос оказался неактуальным, так как они либо используют только те способы налоговой оптимизации, которые на практике не вызывают споров, либо вообще не занимаются налоговым планированием (8% и 19% соответственно). Да, в таком случае руководству компании скрывать от людей, действительно, нечего. Но стоит задуматься о том, что проверяющие зачастую видят схему там, где ее нет. Поэтому не стоит пренебрегать инструктажем персонала. Рядовым сотрудникам компании тоже нужно быть готовыми к налоговой проверке, тогда сюрпризов не будет.

Способы налоговой оптимизации оценивают поверхностно

Большинство (63%), принимая решение об использовании того или иного и снижения налоговой нагрузки, оценивают сумму сэкономленных налогов за год. Ведь налоговая схема в первую очередь внедряется для получения финансового эффекта — экономии денег. Но при этом важно учитывать затраты на реализацию и поддержание схемы. Так поступает около 40 процентов компаний.

Вот, что учитывали респонденты, выбирая способы налоговой оптимизации


Например, при переводе юрадреса в субъект РФ с льготными налоговыми ставками необходимо приобрести помещение или арендовать офис в нужном регионе. Для подтверждения достаточного присутствия офшорной компании необходимо иметь реально действующий офис за рубежом. Поэтому затраты на функционирование схемы могут быть значительными.

Опрос показал, что пятая часть респондентов (18%) перед внедрением схемы тестируют ее на небольших оборотах. Это позволяет оценить вероятность предъявления налоговых претензий. При небольших оборотах и доначисления будут небольшими. А если проверка закончилась успешно, значит риск минимален. Схему можно использовать и дальше, наращивая обороты.

Третья часть опрошенных (34%), принимая решение об использовании схемы, изучают публикации в прессе. Некоторые консультируются со сторонними юристами (14%), а 16 процентов проголосовавших даже делают запрос в Минфин России. Эти способы оценки налоговых рисков не всегда эффективны по отдельности. Однако если компания их использует в совокупности, они могут серьезно снизить риски.

Не оглядываются на концепцию системы планирования выездных налоговых проверок

Около 40 процентов опрошенных указали, что схемы, приведенные в приложении к «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» не подходят для серьезного анализа рисков налогового планирования. Причем 11 процентов участников считают, что этот документ полностью бесполезен для анализа рисков. Вероятно, это связано с тем, что в приложении к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ присутствуют очень узкие схемы, которые редко применяются на практике. Например, получение необоснованной выгоды при реализации недвижимости, при производстве алкогольной продукции, а также путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов. Привлечение подконтрольного аутсорсера для получения «инвалидной» льготы по НДС (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ ) также сложно назвать типовой схемой.

В то же время 30 процентов компаний старается избегать описанных в приложении к приказу ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@ схем. Скорее всего, эти респонденты применяют схемы, связанные с использованием подконтрольных компаний для оптимизации налога на прибыль и НДС. А также с использованием подконтрольных посреднических организаций с целью оптимизации налога на прибыль. Но самое интересное, что пятая часть налогоплательщиков (21%) никогда не слышали о методичках ФНС России и приведенных в них налоговых схемах.

Подтверждающие сделку документы по всем операциям собирают одинаковые

Опрос показал, что половина участников (49%) по всем сделкам собирают один и тот же пакет документов, подтверждающих сделку. То есть первичные документы, договоры, а также бумаги, подтверждающие должную осмотрительность. В то же время безопаснее, чтобы по потенциально рискованным сделкам организация имела дополнительные аргументы в свою пользу. Это могут быть лицензии, допуски СРО, отчеты оценщиков, фотографии спорных товаров (работ, услуг). И, конечно, полный пакет документов, подтверждающих проявление должной осмотрительности. В ходе исследования выяснилось, что более 30 процентов компаний именно так и поступают.

У 14 процентов проголосовавших разный подход к сбору документов в отношении дружественных и сторонних контрагентов. Поскольку если сделки совершаются с подконтрольными контрагентами, то компания может в любой момент запросить все необходимые документы. При этом 7 процентов участников не контролируют правильность оформления и полноту сбора документов.

Обжалованием решения налоговой занимаются штатные специалисты компании

Выяснилось, что в 58 процентах случаев оспариванием решения занимаются штатные сотрудники компании. Это может быть главбух, юрист. Они подбирают аргументы в пользу организации.

При выстраивании защиты стоит опираться на положительную арбитражную практику и разъяснения контролирующих ведомств. Стоит также изучить рекомендации, отраженные в бухгалтерских справочных системах и в специализированных периодических изданиях. Однако 33 процента опрошенных прибегают к помощи адвокатов. И подбором аргументов занимаются уже они.

Остальные вообще не оспаривают . Возможно, они ошибочно считают, что это слишком сложное и затратное дело, или согласны с тем, что компания, действительно, нарушила закон.

Деловая цель сделки письменно не сформулирована

Большая часть респондентов (44%) заявили, что каждая сделка компании проходит оценку на наличие деловой цели. При этом деловая цель не фиксируется в каких-либо внутренних документах компании. В то же время 19 процентов участников опроса указали, что заранее формируют деловые цели рискованных сделок и прописывают их в самостоятельных внутренних документах. Рискованной операцией может быть, к примеру, присоединение убыточной компании к прибыльной. При этом деловой целью присоединения чужих убытков может стать освоение новых рынков, снижение издержек, оптимизация структуры управления компанией.

Деловую цель можно зафиксировать в приказах, протоколах, служебных записках, бизнес-планах. Однако это требует значительных усилий и создает дополнительную нагрузку на сотрудников бухгалтерии. Вероятно, поэтому значительное число опрошенных (37%) считают, что деловую цель можно сформулировать в случае возникновения претензий.

Забывают, что деловая переписка доказывает реальность сделки

Для того чтобы доказать реальность сделок, связанных с налоговой оптимизацией, подавляющее большинство респондентов (89%) собирают только первичные документы, которые требует Налоговый кодекс. Например, счета-фактуры и другие стандартные документы: договоры, товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг), документы складского учета, оборотно-сальдовые ведомости, регистры бухгалтерского и налогового учета, книги покупок и книги продаж, документы от перевозчиков.

Какие документы ваша компания собирает для того, чтобы доказать реальность сделок, связанных с налоговой оптимизацией


Примечательно, что 42 процента опрошенных для обоснования реальности рискованных сделок используют деловую переписку с контрагентами. Это имеет смысл. Деловая переписка, в том числе электронная, зачастую помогает доказать реальность сделки в суде. И обосновать правомерность расходов и вычетов (постановления ФАС Поволжского от 01.04.14 № А72-12341/2012 , Восточно-Сибирского от 10.04.13 № А19-17726/2012 , Волго-Вятского от 16.12.13 № А79-14012/2012 округов).

Опрос показал, что 22 процента участников в качестве доказательств реальности сделки используют служебные записки, видео- и аудиозаписи, письменные свидетельства участников сделки. Причем 9 процентов компаний в качестве подтверждения реальности сделки использует фотографии спорных товаров, работ, услуг. Суды зачастую принимают такой аргумент и отменяют доначисления (постановления ФАС Московского от 13.07.12 № А40-108846/10-35-572 , Уральского от 28.12.13 № Ф09-13998/13 округов). Четверть компаний (23%) оформляет нестандартные документы, подтверждающие реальность сделок. Это могут быть экспертные заключения, отчеты оценщиков. И даже решения третейского суда, мировые соглашения в отношении спорных сделок.

Налоговая деятельность предприятия должна рассматриваться как часть его финансово-хозяйственной деятельности. Неверна позиция, в соответствии с которой считается, что налоговая деятельность начинается и заканчивается уплатой налогов и составлением соответствующих деклараций. В течение всей финансово-хозяйственной деятельности происходит непрерывное создание и движение различных видов имущества и обязательств, которые формируют налоговую базу для исчисления того или иного налога. Одним из основных направлений в рамках налоговой деятельности на предприятии выступает налоговое планирование.

Объектом налогового планирования являются не только собственно объекты налогообложения, но и процессы управленческой деятельности, так или иначе влияющие на их формирование. Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях.

Несмотря на то, что «налоговое планирование» является достаточно популярным термином, в экономической литературе на настоящий момент нет единого научно признанного определения данного понятия. Всё множество определений налогового планирования можно разделить на два основных подхода. Первый подход к определению налогового планирования связан с характеристикой его как деятельности, направленной на уменьшение налоговых платежей, т.е. рассматривается сущность налогового планирования исключительно с ограничительных позиций, противопоставляя налогоплательщика фискальным органам. Другой подход связан с его трактовкой как одного из элементов корпоративного налогового менеджмента, как неотъемлемой части его финансово-хозяйственной деятельности. Однако понятие налогового планирования шире и как вид управленческой деятельности должно вобрать в себя всю совокупность действий, связанных с принимаемыми решениями, поскольку организацию интересует не только величина уплачиваемых налогов, но и эффективность принимаемых решений, их результативность.

Следует разграничивать категорию «налоговое планирование» от таких понятий, как «уклонение от уплаты налогов» и «обход налогов». В настоящее время выделяют три основных механизма уменьшения налоговых платежей: уклонение от уплаты налогов, обход налогов, налоговое планирование. Несмотря на то, что все три механизма активно используются налогоплательщиками, изложенные в такой последовательности они представляют собой не только эволюцию от простого к сложному, но и эволюцию характера взаимоотношений между бизнесом и государством, своего рода историю поиска ими разумного компромисса.

Резюмируя взгляды разных экономистов, представляется возможным дать следующее определение налогового планирования: налоговое планирование - это инструмент построения оптимальных параметров бизнеса, основанный на законодательно определенных способах налогообложения и способствующий повышению инвестиционной привлекательности предприятия.

Следует подчеркнуть два аспекта проявления налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов. Первый аспект акцентирует его особую роль в процессе мобилизации внутренних инвестиционных резервов экономических субъектов, особенно предприятий малого предпринимательства, чьи финансовые возможности всегда более ограничены по отношению к другим категориям предприятий. Второй аспект выражается в получении дополнительных конкурентных преимуществ предприятия путем выбора оптимальных параметров бизнеса с помощью оптимизации уровня налоговой нагрузки, что органично встраивает систему налогового планирования и налоговой оптимизации в стоимостную концепцию управления бизнесом.

С теоретической точки зрения разукрупнение налогового планирования как целостной деятельности на отдельные составляющие позволяет в наиболее полной мере изучить конструкцию данной экономической категории. В литературе при описании процесса налогового планирования на промышленных предприятиях применяются различные подходы для определения его структурных элементов.

В работе на рис. 3.1 представлена классификация оптимизационных методов, позволяющая выделить инструменты налогового планирования как на макроэкономическом, так и микроэкономическом уровнях.

Проблема налоговой оптимизации актуальна для России и в настоящее время. Однако, в современной теории и практике налогообложения наметилось смещение акцентов с исследований по проблемам определения паритетов в сочетании систем косвенного и прямого обложения на уровне государства на исследования по оптимизации налоговой нагрузки в рамках функционирования отдельного экономического субъекта. Необходимо также отметить, что данная проблема эволюционировала на протяжении последнего десятилетия от вопросов снижения налогового бремени экономического субъекта к проблематике выявления наиболее оптимальных параметров бизнеса в рамках налогового планирования.

Эволюция подходов к интерпретации налоговой оптимизации и налогового планирования нашла свое отражение в развитии методического инструментария оценки налоговой нагрузки предприятия.

Налоговая нагрузка на хозяйствующие субъекты является следствием налоговой политики государства, качественной характеристикой системы налогов. Сегодня в России нет общепринятой методологии не только исчисления абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки экономических субъектов, отсутствует четкое представление о значении этих показателей. Общепринятого определения понятия налоговой нагрузки (налогового бремени) в зарубежной и отечественной экономической литературе также нет.

Рис. 3.1.

В научной литературе можно встретить разные методические подходы к оценке налогового бремени хозяйствующих субъектов. Различие их проявляется в толковании таких ключевых моментов, как количество налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определении интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов.

В налоговом планировании необходимо использовать такое понятие, как налоговое поле. Налоговое поле - это перечень и характеристики налогов, взимаемых с налогоплательщика, с указанием основных параметров налога. Принято проводить классификацию налоговых полей хозяйствующих субъектов в зависимости от формы регистрации бизнеса (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) и режима налогообложения. Изменение налогового поля является одним из действенных способов изменения налоговой нагрузки на предприятии и создания благоприятных условий для мобилизации внутренних инвестиционных ресурсов малого предприятия.

Процедура определения оптимального налогового режима экономического субъекта является достаточно сложным и ответственным этапом налогового менеджмента, от результатов которого зависит структура и динамика последующих финансовых потоков, связанных с осуществлением налоговых выплат. Поэтому возникает острая необходимость в использовании эффективных инструментов анализа и принятия управленческих решений по данному вопросу.

Оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта требует учета целого ряда факторов, к которым относятся следующие: степень влияния НДС на взаимоотношения фирмы с основными контрагентами, уровень рентабельности продаж, соотношение расходов и доходов предприятия, доля фонда оплаты труда в доходах, доля взносов в Пенсионный фонд РФ в доходах, величина выплат по временной нетрудоспособности. Каждый из указанных факторов может оказывать дифференцированное влияние на итоговый вектор, формирующий оптимальный выбор режима налогообложения предприятия.

Выбор оптимального режима налогообложения субъектов малого предпринимательства предложено проводить по следующему алгоритму (рис. 3.2).

На первом этапе алгоритма необходимо оценить существующий уровень налоговой нагрузки предприятия при общей системе налогообложения, а также провести предварительные расчеты, связанные с анализом налоговой нагрузки при переходе на специальный режим налогообложения. Если предварительные оценки свидетельствуют о том, что величина налоговых расходов меняется незначительно, то стоит сохранить существующую систему налогообложения.

В случае если налоговое бремя предприятия окажется значительно меньше при переходе на УСН, следует перейти ко второму этапу оптимизационных расчетов.

Чтобы выбрать оптимальный режим налогообложения, сравнить ожидаемую величину налоговых отчислений в рамках общего режима и упрощенной системы налогообложения недостаточно. Поэтому на втором этапе анализа нужно отследить влияние НДС на взаимоотношения контрагентов.

Доля добавленной стоимости в цене - важный критерий для решения вопроса, оставаться ли на общем режиме и продолжать уплачивать НДС или переходить на упрощенную


Рис. 3.2.

систему налогообложения. Он имеет принципиальное значение, когда большую часть покупателей составляют организации, которые являются промежуточными потребителями - плательщиками НДС. Следует отметить, что чем выше доля добавленной стоимости в цене, тем меньше финансовые потери в форме непринятого к возмещению НДС у фирмы, которая покупает товар у неплательщика НДС.

В табл. 3.1. показана налоговая нагрузка (НН) на малых предприятиях при упрощенной и общей системах налогообложения в зависимости от удельного веса добавленной стоимости (УДС) в доходе предприятия с учетом уплаченного НДС, входящего в стоимость купленных материалов при условии, что ставка НДС была равна 18%.

Таблица 3.1 Распределение налоговой нагрузки на предприятиях малого бизнеса при разных системах налогообложения в зависимости от удельного веса добавленной стоимости

Анализ влияния доли добавленной стоимости на уровень налоговой нагрузки предприятия при различных налоговых режимах позволяет сделать вывод о том, что малым предприятиям с большой долей сырья применять упрощенную систему налогообложения не выгодно. Возможно, именно это обстоятельство, а также потеря конкурентоспособности при поставке продукции предприятиям-плательщикам НДС являются основными причинами небольшого удельного веса промышленных предприятий в малом бизнесе.

На третьем этапе оптимизационных вычислений, при условии, что на предыдущих этапах было принято решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, предлагается выбрать объект налогообложения. В отдельных случаях выбор объекта налогообложения становится достаточно сложной задачей. Для ее решения необходимо сравнить налоговые расходы, которые будет нести налогоплательщик при применении разных объектов.

Один из способов разрешения данной ситуации - это провести расчет доли единого налога в доходах. Тот вариант, при котором она окажется меньше (т.е. меньшая часть дохода изымается в виде налога) и будет предпочтительнее. Доля единого налога для объекта «доходы минус расходы» определяется исходя из предполагаемого уровня рентабельности.

В связи с этим, на четвертом этапе алгоритма оптимизации налогового режима необходимо оценить степень влияния фонда оплаты труда на размер единого налога.

На пятом этапе необходимо принять окончательное решение по поводу выбора системы и объекта налогообложения и рассчитать экономический эффект от проведения налоговой оптимизации, который выражается в величине мобилизованных внутренних инвестиционных ресурсов.

Таким образом, подход к оптимизации налоговой нагрузки с точки зрения инвестиционной привлекательности субъекта малого бизнеса позволяет обоснованно подойти к проблеме выбора наиболее оптимальных параметров бизнеса и оценить инвестиционный эффект, полученный в рамках налогового планирования.