Нарративные (повествовательные) источники по истории средних веков. Вещественные источники - это что? Вещественные источники истории

АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Характеристика феодальной системы (западноевропейский вариант). Условный характер феодальной земельной собственности, способ ее реализации при посредстве мелких производителей - крестьян через феодальную ренту. Внеэкономическое принуждение. Иерархическая структура земельной собственности, ее формы, соединение собственности с политической властью. Вассально-ленные отношения, роль личностных связей в обществе. Мелкое крестьянское хозяйство. Собственность крестьянина на орудия труда. Средневековое ремесло. Корпоративный характер собственности при феодализме. Социальная структура феодального общества: классовое и сословное деление. Государство, право, церковь.

Общая характеристика средневековой западноевропейской цивилизации. Христианство как системообразующий фактор средневековой европейской цивилизации. Цивилизационнные особенности региона. Преемственность средневековой цивилизации и ее роль в становлении цивилизации нового времени. Наследие средневековой истории в современности: возникновение большинства европейских народов и государств, формирование национальных языков, культур и характеров, истоки современных парламентов, правовых и демократических основ общественного развития, христианские религиозные традиции и конфессиональные особенности, концепция личности, связь времен в памятниках материальной и духовной культуры.

Проблемная направленность исследований западноевропейского средневековья российских и зарубежных историков.

Источники по истории средних веков V-ХV вв.

Классификация и особенности средневековых источников. Современные методы их изучения. Историческая информатика в медиевистике. Важнейшие источники по истории раннего средневековья. "Свод гражданского права". Варварские правды. Капитулярии. Грамоты, картулярии. Полиптики. Истории, хроники, анналы. Агиографические сочинения. Трактаты. Эпос.

Источники по истории развитого средневековья. Публичные и частные акты. Счетные книги. Земельные описи и кадастры. Городские хартии и статуты. Феодальное обычное право и его кодификация. Королевское (императорское) законодательство. Судебные протоколы. Нарративные источники. Риторика. Церковные источники. Жанры художественной литературы.

ЕВРОПА В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (V - первая половина XI вв.)

Римская империя и мир варваров: столкновения и взаимодействия.

Кризис Римской империи (III - V вв.), его проявления и последствия. Состояние и эволюция социально-экономических отношений и политического строя варваров. Причины Великого переселения народов. Передвижения германских племен во II-III вв. Готы и их вторжения на территорию Римской империи в IV в. Разгром Рима Аларихом. Образование Вестготского королевства в Юго-Западной Галлии. Походы вандалов. Вторжения гуннов в Западную Европу. Сражение на Каталаунских полях. Западная Римская империя в последние десятилетия своего существования. Ее падение. Образование Остготского и Франкского королевств. Англо-саксонские королевства. Общие результаты и значение варварских завоеваний. Раннефеодальная монархия как тип государства.

Развитие феодализма во Франкском государстве

Франкское государство Меровингов. Франки до вторжения в Северную Галлию. Образование Франкского государства во главе с Хлодвигом. Характер расселения франков в Южной и Северной Галлии. Хозяйственная жизнь и общественный строй франков по данным "Салической правды". Франкская община и ее эволюция в VI-VII вв. Распад родовых связей, выделение аллода. Дискуссии в историографии об общественном строе франков: общинные и антиобщинные теории (Фюстель де Куланж, Допш и др.). Социальное расслоение во франкском обществе. Рост крупной земельной собственности. Галло-римское население и его роль в феодализации франкского общества. Возникновение раннефеодального государства у франков и его территориальный рост. Центральное и местное управление. Ослабление центральной власти при преемниках Хлодвига и причины этого явления. Дробление государства. Объединение страны майордомами Австразии.

Франкская монархия Каролингов . Политика Карла Мартелла. Борьба франков с арабами. Бенефициальная реформа Карла Мартелла, ее социальные предпосылки и последствия. Династия Каролингов. Завоевания Пипина Короткого. Рост Франкского государства при Карле Великом. Завоевание лангобардской Италии и покорение Саксонии; войны с аварами, западными славянами и арабами. Образование Испанской марки. Основание империи, ее международное и внутреннее положение.

Складывание основ феодальных отношений в Каролингском государстве. Развитие и укрепление феодальной собственности и разорение свободного крестьянства. Роль государства и церкви в этом процессе. Установление феодальной поземельной и личной зависимости крестьянства. Прекарий, его виды и роль в процессе феодализации. Натуральное хозяйство. Структура феодальной вотчины.

Роль мелкой вотчины в процессе феодализации. Формы ренты. Рост личной и судебной зависимости крестьян. Патронат, иммунитет. Развитие личных договорных и вассально-ленных отношений среди феодалов.

Политическая организация Каролингского государства. Феодализация местного управления. Социальная направленность королевской политики.

Византийская империя в IV-XII вв.

Особенности периодизации истории Византии. Основание Константинополя. Образование Восточно-Римской (Византийской) империи. Территория. Состав населения. Аграрный строй Византии в IV-VI вв. Община-митрокомия. Эмфитевсис. Города. Особенности развития ремесла и торговли. Государственное устройство в IV-VI вв. Христианская церковь и ее роль в жизни Византии. Политика и законодательная деятельность Юстиниана I. Социальная борьба. Восстание "Ника". Завоевательные войны Юстиниана I. Вторжения славян. Кризис в империи в конце VI - VII вв. Военно-административные реформы. Фемный строй. Стратиотское землевладение. Эволюция сельской общины. Иконоборческое движение. Павликиане.

Византия во второй половине IX - XI вв. Процесс расслоения и обезземеливания крестьянства. Аллиленгий. Динаты и парики. Аграрное законодательство императоров Македонской династии. Города империи. "Книга Эпарха". Государственный аппарат и церковь. "Схизма". Внешняя политика. Борьба с арабами и завоевание Болгарии. Русско-византийские отношения. Народные движения и феодальные мятежи в Х-ХI вв. Особенности процесса феодализации в Византии.

Византия в конце ХI - ХII вв. Аграрные отношения и социальная политика Комнинов. Византийские города. Международное положение Византии.. Нарастание кризисных явлений.

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В КОНЦЕ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Политическая карта Европы в IХ-ХI вв. Набеги арабов, венгров, норманнов. Утверждение феодального строя в странах Западной Европы к концу XI в. Зависимое крестьянство. Феодалы. Феодальная иерархия. Политическая раздробленность. Быт и нравы феодалов. Быт и повседневная жизнь крестьян. Проблема общего и особенного в развитии разных стран Западной Европы.

Франция в I X- XI вв. Начальный этап формирования Французского королевства. Завершение процесса феодализации во Франции и его особенности. Политическая раздробленность и королевская власть при первых Капетингах. Основные феодальные владения во Франции. Положение крестьянства и крестьянские восстания Х - начала XI вв.

Италия до конца XI в. Формирование феодальных отношений. Отсутствие политического единства в Италии. Различия в характере и темпах складывания феодализма в Северной, Средней и Южной Италии и Сицилии. Особенности развития итальянского города, проблема континуитета.

Германия в IX - начале XI вв . Особенности развития Восточно-Франкского королевства. Социальные отношения. Саксонская династия. Итальянские походы германских королей и создание ими империи. Проблема универсалистских монархий. Имперская церковь. Начало экспансии немецких феодалов на Восток. «Оттоновское возрождение».

Северная Европа в I X- XI вв. Эпоха викингов. Экспансия викингов в IX - первой половине Х вв. Заселение Исландии норвежцами. Исландский альтинг. Открытие Гренландии и островов Северной Америки. Походы викингов во второй половине Х - первой половине XI вв. Держава Кнута Великого. Своеобразие генезиса феодализма в Скандинавских странах. Общественно-политический строй скандинавских государств.

Англия в I X- XI вв . Слабая романизация Британии. Англосаксонские королевства в Британии. Два этапа феодализации в англосаксонских королевствах. Устойчивость общинных порядков. Рост крупного землевладения и социальное расслоение крестьянства. Категории зависимого населения. Организация управления в англосаксонских королевствах. Борьба с датчанами. Процессы феодализации в IX - первой половине XI вв. Роль королевских пожалований и раздачи иммунитетных прав (сока) в этом процессе. Возобновление датских нашествий и временное подчинение Англии датским королям.

Испания в VIII - середине XI вв. Вестготское королевство в начале VIII в. Завоевание Испании арабами и берберами. Мусульманская Испания: специфика экономического, политического и социального развития. Городская культура мусульманской Испании. Битва при Ковадонге. Начало Реконкисты. Центры Реконкисты и христианские государства Пиренейского полуострова в Х - начале XI вв. Социально-экономический и политический строй Астуро-Леонского королевства. Каталония, Наварра и Арагон в IX- XI вв.

История средних веков охватывает длительный период, насыщенный многообразными событиями. Он ознаменовался возникновением и развитием новых форм экономической и общественно-политической жизни, значительным прогрессом в развитии материальной и духовной культуры по сравнению с предыдущими историческими эпохами. Наряду с проявлением феодального насилия, невежества, господством догматического мировоззрения и жестоким преследованием инакомыслия, голодом и опустошительными эпидемиями средневековье оставило в памяти человечества примеры героической борьбы народных масс против угнетения, патриотических движений против иноземных завоевателей, ранних проявлений свободомыслия. В сокровищницу мировой культуры по праву вошли выдающиеся произведения писателей, поэтов и мастеров средневековья, памятники народного творчества. К концу этой эпохи относится переворот в развитии естествознания, расцвет гуманистической мысли, появление шедевров Ренессанса.

Термин «средние века» (точнее «средний век» - от лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. в кругах гуманистов". На разных этапах развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали различное содержание. Историки XVII- XVIII вв., закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время. В дальнейшем буржуазные историки не смогли выдвинуть какого-либо единого научного определения понятия «средние века». В современной немарксистской историографии преобладает мнение, что термины «средние века», «древний мир», «новое время» лишены определенного содержания и приняты лишь как традиционные деления исторического материала.

Марксистско-ленинская историческая наука вкладывает в эту традиционную периодизацию совершенно иное содержание. Рассматривая исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций, историки-марксисты понимают средние века прежде всего как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий или первобытнообщинный строй, а затем в новое время уступившей историческую арену капитализму. Тем не менее понятия «средние века» и «феодализм» не вполне тождественны. С одной стороны, в период средневековья с феодализмом сосуществовали и иные общественно-экономические уклады (патриархальный, рабовладельческий, затем капиталистический). Более того, долгое время в раннее средневековье в ряде регионов Европы (особенно в Византии, Скандинавских странах) феодальный способ производства не был господствующим. С другой стороны, феодальный уклад сохранялся в экономике многих



От этого латинского термина ведет свое происхождение и термин «медиевистика), которым называют область исторической науки, изучающую историю средних веков

стран столетиями спустя после средневековой эпохи. Поэтому лишь рассматривая формацию в диалектике всех этапов ее развития, можно говорить о том, что по своей сущности средневековая эпоха была феодальной.

Почти все народы, ныне населяющие Европу и Азию, а также многие народы Африки и Латинской Америки прошли в своем развитии стадию феодальной формации и, следовательно, пережили свое средневековье. Поэтому в советской исторической науке понятие «средние века» относится не только к истории европейских народов. Ему придается всемирно-историческое значение. Данный учебник посвящен истории стран Западной и Центральной Европы, а также Византии.

Источники по истории средних веков V-XV вв.

Под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздействие. Все что в ходе истории порождалось или видоизменялось обществом, объективно отражает его развитие, несет в себе информацию о нем. Исторический источник неисчерпаем. Проблема в том, как извлечь и правильно истолковать содержащуюся в нем информацию.

Классификация средневековых источников. Применительно к средневековью целесообразно выделить пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информации: 1) природно-географические, т. е. поддающиеся непосредственному изучению данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и других компонентах окружающей среды, как подвергшихся воздействию человеческой деятельности, так И просто важных для понимания ее конкретно-географической специфики; 2) этнографические, представленные дожившими до наших дней старинными технологиями, обычаями, стереотипами мышления, обликом жилищ, костюмом, кухней, а также фольклором и древними пластами современных живых языков; 3) вещественные, к которым относятся добытые археологией или как-то иначе уцелевшие материальные реликты прошлого: постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие и т. д.; 4) художественно-изобразительные, отразившие свою эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства; 5) письменные, каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

В принципе лишь сочетание данных всех типов источников позволяет составить всестороннее представление о средневековом обществе. Однако в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего средневековья, так как за редкими исключениями при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всех периодов средневековья и

почти для всех аспектов его истории являются источники письменные, причем с течением времени, в связи с распространением грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их количество, разнообразие и информативность возрастают.

Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса: 1) нарративные (повествовательные), описывающие реальную или иллюзорную действительность во всем богатстве ее проявлений и в относительно свободной форме; 2) документальные, фиксирующие отдельные моменты преимущественно социально-экономической, социально-юридической и социально-политической жизни посредством специальной, во многом формализованной лексики; 3) законодательные, которые, будучи также юридическими по форме, отличаются от документальных тем, что отражают не только (подчас и не столько) существующую правовую практику, но и преобразующую волю законодателя, желающего эту практику изменить, а главное - попыткой упорядочить общественные отношения, систематизировать социальные градации и ситуации. Постепенно, особенно в эпоху Возрождения, в рамках нарративных, а отчасти и законодательных источников конституируется особый класс научной литературы, где описание явлений уступает место раскрытию их сущности при помощи теоретического анализа.

Несколько раньше от нарративных памятников отделилась художественная литература, отображающая действительность путем обобщения различных явлений в художественных образах.

Названные классы письменных источников распадаются на виды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, специально освещающие ход политических (по преимуществу) событий; разнообразные агиографические сочинения, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; памятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научная и художественная литература. В свою очередь они могут быть поделены на многочисленные разновидности. Например, среди исторических сочинений средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, т. е. посвященные какому-либо конкретному событию или отрезку времени «монографии». Хроники делят по различным признакам на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, расчленяя последние на сеньориальные, городские и т. д.

Будучи удобной в работе, эта классификация, разумеется, достаточно условна. Ведь монета или исписанный пергаментный свиток могут рассматриваться одновременно как источник вещественный, художественно-изобразительный и письменный. Средневековые нарративные источники нередко включают в себя тексты документов, а последние - пространные экскурсы повествовательного характера. Отнесение источника к тому или иному разряду определяется спецификой информации, получаемой при анализе его с той или иной точки зрения.

2. Предмет, хронологические рамки «Истории Средних веков», понятие «медиевистики».


Под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздействие. Применительно к Средневековью целесообразно выделить пять типов источников:

1) природно-географические, т.е. данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и,

2) этнографические, старинными технологиями, обычаями, обликом жилищ, костюмом, кухней, стереотипами мышления, фольклором;

3) вещественные постройки, орудия труда, домашняя утварь, оружие и т.д.;

4) художественно-изобразительные памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства;

5) письменные, каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

Они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при изучении раннего Средневековья, относительно бедного текстами и произведениями искусства. Фольклорные и другие этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего Средневековья, Главными же являются источники письменные, Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса:

1) нарративные (повествовательные),

2) нормативные, отражающие не только существующую правовую практику, но и волю законодателя, местные обычаи, постановления церковных соборов, уставы монастырей, ремесленных цехов, университетов и т.д.;

3) документальные, фиксирующие отдельные моменты преимущественно социально-экономической, -юридической -политической жизни посредством специальной, во многом формализованной лексики. В рамках нарративных источников постепенно, складывается особый класс научной литературы, Несколько раньше от нарративных памятников обособляется художественная литература, отображающая действительность путем обобщения явлений в художественных образах. Названные классы письменных источников подразделяются на виды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, агиографические сочинения, рассказывающие о подвижничестве и чудесах святых; памятники эпистолярного творчества; проповеди и всевозможные наставления; до определенного времени также научная литература, представленная всевозможными трактатами. В свою очередь они могут быть поделены на многочисленные разновидности. Например, среди исторических сочинений Средневековья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так называемые истории, Хроники делят на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, последние - на королевские, городские, семейные и т.д.

Средневековые письменные источники по сравнению с источниками по истории античности или нового времени обладают определенными особенностями. В силу малого распространения и в целом низкого уровня грамотности в средние века к письму обращались сравнительно редко. Культура той эпохи, прежде всего раннего средневековья, была в значительной мере устно-ритуальной, так что информация в основном передавалась по памяти. Между живым разговорным языком и языком письменным существовал разрыв, сказавшийся на стиле, терминологии и характере использования изучаемых источников. Положение стало меняться только во второй период средневековья, когда появляется все больше текстов на народных языках. К XIV - XV вв. в большинстве стран Западной Европы они уже преобладают, однако в некоторых областях общественной жизни (дипломатия, церковь, наука) латынь сохраняет свои позиции вплоть до нового времени. Кроме того, в ряде стран латынь сосуществовала сразу с двумя народными языками - местным и чужеземным.

Слабо описана Технология производства, урожайность с\х культур, имущественное расслоение, тип семьи, повседневная жизнь, мировосприятие народных масс и др. Искомые сведения присутствуют, как правило, в виде скрытой информации, уловить которую бывает трудно.

До недавнего времени источниковедение различало внешнюю и внутреннюю критику источника, однако современное источниковедение основывается на комплексном, целостном изучении памятника.

Незаменимую помощь в интерпретации источника как продукта определенной социокультурной среды оказывают неписьменные источники и изучающие их вспомогательные исторические дисциплины: историческое ландшафтоведение, археология, этнография, ономастика (наука об именах собственных, в том числе о географических названиях), искусствознание, нумизматика и др. Надежным средством познания прошлого остается апробированный многими поколениями ученых метод сочетания данных различных видов и классов источников, которые, освещая общество как бы с разных сторон, не просто дополняют, но и корректируют друг друга. В последние десятилетия этот метод получил дополнительный импульс в связи с развитием междисциплинарных исследований.

Широко проникают в медиевистику количественные методы анализа источников.



История средних веков охватывает более, чем тысячелетний период - 13 веков. Термин «medium aevum» (медиум эвум) - «средний век», отсюда медиевистика, условно определяет период с 5 по 17 века и принят всемирной историографией. Возник он в XV - XVI веках в среде итальянских гуманистов, которые делили историю на 3 периода: древнюю, среднюю и новую. Это формальное деление сохранилось, хотя в разное время и учёными разных направлений вкладывалась различное содержание в это понятие.

Периодизация периода средневековья:

Нижний рубеж: Падение Западной Римской империи в 476 году (в западной историографии часто на век раньше - эпоха торжества христианства - считается знаменующей начало средневековья).

Верхний - более расплывчатый. Западные историки: Падение Константинополя 1453 год, открытие Америки Колумбом 1492, начало реформации в Германии - 1527. В настоящее время историки считают концом средневековья период предшествующий английской буржуазной революции (т.е. I пол. XVII века), т.к. именно в это время можно говорить о победе капиталистических отношений в Западной Европе.

Основные этапы становления феодальных отношений отражены в делении «Средних веков» на 3 основных периода: раннее средневековье (с конца V века - до середины XI века), период развитого феодализма (с сер. XI - до конца XV века), позднее средневековье (XVI век - пер.пол. XVII века).

Основные черты феодализма

· Натуральное по преимуществу хозяйство.

· Внеэкономическое принуждение производителя.

· Низкое состояние техники.

Существует 2 класса: феодалы (земельные собственники) и зависимые производители (в основном крестьяне, к которым примыкают беднейшие слои городского населения). Отношение классов по сравнению с рабовладельческим обществом сделали шаг вперёд в развитии. Основной формой феодальной эксплуатации является РЕНТА. Наличие фиксированной ренты определенность прогрессивность строя по сравнению с рабовладением: феодализм имеет возможность развития. Три основных вида ренты: ОТРАБОТОЧНАЯ (барщина), ПРОДУКТОВАЯ (НАТУРАЛЬНАЯ) (оброк), ДЕНЕЖНАЯ. Они все могли сочетаться, однако на раннем этапе преобладает барщина, а на позднем - денежная рента. Борьба крестьянства на всем протяжении средневековья за фиксированную ренту и её снижение. Отличительной чертой феодального общества является иерархическая структура земельной собственности. Во главе - король, далее различные социальные категории феодалов, покоиться пирамида на плечах крестьянства.

Проблема генезиса феодализма

ГЕ?НЕЗИС (греч) - возникновение, происхождение, процесс образования принципиальных проблем. Впервые всерьёз проблема генезиса поставлена просветителями в XVIII века. Появились 2 теории во Франции, в первой половине века.

1. Германская. Графа Буленвилье: феодализм результат германского завоевания, после которого германцы получили господствующее положение.

2. Романская. Аббат Дюбо. - Раннее средневековье в Западной Европе явилось наследством римской (романской)традиции, его носители - гало - римляне.

К Германской теории склонялись и просветители второй половины XVIII века видели в средневековом обществе особую политическую и правовую систему, не связанную с экономической жизнью государства. Этим и определяли понятие «феодализм». В западной историографии проблема перехода от античности к Средним векам - до сих пор не решена. Она трактуется как непрерывное развитие (теория континуитета) германских или романских институтов без качественного скачка.

В отечественной историографии проблему генезиса феодализма решали с марксизских позиций, где во главу угла ставили изучение экономических и социальных предпосылок, а не правовых, этических или политических) . В основе процессов - изменение отношений к собственности при переходе от рабовладельческого строя Римской империи и первобытно -общинного строя германцев к феодализму.

Типология феодализма

Существует несколько типов феодализации.

1. классический - В Галлии(территория Франции), аналогично в Италии, Испании - синтеза позднее римских и варварских социально экономических отношений (т.е. синтез романских и германских отношений). Путь эволюции земельных и личных отношений под влиянием принесенных в Галлии варварами отношений на землю.

2. Путь развития феодальных отношений (им идет Англия, Скандинавия, Германия, Славянские страны) - вытекает из разложения родовой общины (нет или слабый римский элемент)

3. Тип - Византийский. Характерен для южнославянских стран, которые входили в восточно-римскую империю. Исходным пунктом феодализации здесь явился синтез византийских земельных и социальных отношений принесённых славянским вторжением в Византию с 6 века.

Источники по истории средних веков V--XV вв.

Под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее ее воздействие. Все что в ходе истории порождалось или видоизменялось обществом, объективно отражает его развитие, несет в себе информацию о нем.

Классификация средневековых источников. Применительно к средневековью целесообразно выделить пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информации: 1) природно-географические, т. е. поддающиеся непосредственному изучению данные о ландшафте, климате, почвах, растительности и других компонентах окружающей среды, как подвергшихся воздействию человеческой деятельности, так и просто важных для понимания ее конкретно-географической специфики; 2) этнографические, представленные дожившими до наших дней старинными технологиями, обычаями, стереотипами мышления, обликом жилищ, костюмом, кухней, а также фольклором и древними пластами современных живых языков; 3) вещественные, к которым относятся добытые археологией или как-то иначе уцелевшие материальные реликты прошлого: постройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь, оружие и т. д.; 4) художественно-изобразительные, отразившие свою эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства; 5) письменные, каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма.

В принципе лишь сочетание данных всех типов источников позволяет составить всестороннее представление о средневековом обществе. Однако в практической работе медиевиста они играют неодинаковую роль. Вещественные источники имеют наибольшее значение при исследовании раннего средневековья. Фольклорные, этнографические источники, напротив, наиболее важны для изучения позднего средневековья, так как за редкими исключениями при передаче информации по памяти более или менее точно сохраняются реалии и представления лишь сравнительно недавнего времени. Главными же для всех периодов средневековья и почти для всех аспектов его истории являются источники письменные, причем с течением времени, в связи с распространение грамотности и улучшением условий хранения рукописей, их количество, разнообразие и информативность возрастает.

Средневековые письменные источники уместно разделить на три класса: 1) нарративные (повествовательные) 2) документальные, 3) законодательные,

Виды нарративных источников

· исторические повествования,(анналы, хроники, биографии, генеалогии)

· агиографические сочинения,

· эпистолярные

· проповеди и всевозможные наставления;

научная и художественная литература.

Человечеству много тысяч лет. Все это время наши предки накапливали практические знания и опыт, создавали предметы быта и шедевры искусства. Они совершали ошибки и делали великие открытия. Как нам узнать об их жизни? Можем ли мы взять что-нибудь полезное для себя, чтобы не допускать промахов в настоящем?

Конечно же, это возможно. Сегодня существует много наук, изучающих вещественные источники. Давайте разбираться детально.

Определение и классификация

Итак, вещественные источники - это все материальные предметы, которые отражают различные сферы жизни и деятельности человека. Все, что характеризует происходящий сейчас или в прошлом, будь то надписи, остатки бытовых вещей или человеческие останки, может нести бесценную информацию для исследователей.

Таким образом, мы определили наиболее широкие рамки этого понятия. Давайте теперь разберемся с классификацией для большей упорядоченности.

Вначале картина складывалась достаточно просто: эпоха дикости, которую сменило время варваров, а после - возникновение цивилизации. Однако такую стройную классификацию сломали вещественные источники Средневековья. Они совсем некстати вклинились после потрясающего расцвета античных государств.

Сегодня исследователи все больше склоняются к следующему разделению памятников культуры. Выделяют три основные группы (в каждой из них имеются подразделы):

Вещественные источники, примеры которых будут приведены далее.

Изобразительные памятники - рисунки, фотографии, символы на монетах и прочее.

Словесные. Они делятся на устные и письменные. Первые изучаются этнографией.

Особенности правильной работы

Вещественные источники - это самые разнообразные памятники, находки, упоминания, песни и легенды. Как же разобраться с ними и объединить в систему?

Подобная задача не по силам одной науке или группе людей. Для разработки такого обширного направления в процессе развития общества было создано несколько дисциплин, с которыми мы с вами познакомимся далее.

Какие же методы используются, когда изучают вещественные источники? Для начала упомянем человеческий фактор. Любой результат всегда выдается через призму мировоззрения исследователя или автора письменного документа. Поэтому зачастую ученые не получают объективной информации, а лишь подтверждают или опровергают свои догадки.

Главным методом в работе с источниками является следующий: все выводы делаются только после изучения всего комплекса находок, свидетельств, фактов. Нельзя что-то вырывать из контекста. Общая картина складывается наподобие паззла. Давайте разберемся, какие дисциплины занимаются подобными изысканиями.

Археология и антропология

Эти две науки наиболее плотно работают с вещественными источниками. Первая из них имеет цель разобраться в эволюции человека и общества, изучить процесс становления основных сфер жизни от начала веков до сегодняшних дней.

Антропология занимается исследованием самого человека (рас, традиций, культуры и быта). Однако такое широкое поле деятельности данной науки существует в основном в странах западного мира. В СНГ эти знания охватывают несколько отраслей. Кроме антропологии здесь задействованы этнография и археология.

Конкретно эта наука в нашем понимании занимается больше эволюцией и временно-пространственными различиями физического типа человека. Итак, давайте разберемся по порядку.

Археология - это наука, изучающая вещественные исторические источники. В сферу ее интересов входит несколько исследуемых групп:

Поселения (сюда же входят и жилища). Они разделяются на укрепленные (чаще называются городищами) и неукрепленные (поселки). Это могут быть города и крепости, стойбища и земледельческие или ремесленные поселения, походные лагеря армий и укрепленные замки.

Большинство подобных памятников статичны, они постоянно находятся (и находились) на одном месте. Однако стоянки и прочие временные поселения зачастую не имеют одного и того же местоположения. Поэтому их обнаружение в основном является делом случая.

Городища обычно обнаруживают по остаткам валов и стен. Вообще, большая часть работы археолога происходит в архиве. Здесь находится информация в различных письменных источниках - от легенд и былин до отчетов научных разведок. Сказания, кстати, играют немалую роль. Троя была обнаружена Генрихом Шлиманом именно благодаря точному следованию им «Илиаде» Гомера.

Следующим местом, где хорошо сохраняются вещественные источники истории, как ни странно, являются погребения. Под слоем земли в сухих районах планеты некоторые предметы могут пролежать тысячи лет и сохранить свою форму. Более влажные места, конечно, уничтожат многие материалы. Однако, например, некоторые виды дерева в воде окаменевают.

Итак, в захоронениях археологи находят не только предметы быта древних людей, но и различные элементы, говорящие о верованиях, ритуалах, социальном устройстве общества и прочем.

Также к памятникам относятся ритуальные места (святилища, капища) и мастерские. Если знать, как интерпретировать находки, то можно получить очень много интересной и важной информации.

Последним, но не менее важным комплексом являются случайные находки. Все - от кладов до случайно потерянной пуговицы - может рассказать профессиональному исследователю о прошлом.

Как мы уже убедились, большинство знаний о древних обществах - вещественные. по доходят до нашего времени не всегда в целости и сохранности, поэтому археологам и антропологам часто приходится обращаться за помощью к реставраторам, которые помогают им восстановить оригинальный облик предметов.

Этнография

В советскую эпоху это была отдельная наука, сегодня же ее чаще причисляют к составляющим антропологии. Она изучает (точнее, описывает) народности мира. Данные, с которыми работает антропология, - это не только вещественные источники. Примеры нематериальных памятников - песни и устные сказания. Во многих племенах просто нет письменности, и подобная информация передается от родителей детям из уст в уста.

Поэтому этнографы зачастую работают не как исследователи, а как коллекционеры и хранители разнообразных традиций народов мира. Если вы взглянете на записи испанцев и португальцев XV - XVI веков, то будете удивлены. Очень многих описанных вещей и явлений больше не существует.

Племена уничтожаются, ассимилируются (а значит, пропадает одна из самобытных культур). Вследствие глобализации стираются различия между народами. Даже языки могут исчезнуть. И если они не были записаны, то о них больше никто и никогда не узнает.

Что нам предлагает этнография? Какие вещественные источники? Фото, аудиозаписи песен, видео обрядов, письменная фиксация разных сфер жизни народа - все это изучается и сопоставляется.

Подобные описания стали делать очень давно, но в древнем мире они были больше похожи на сказки с неимоверным количеством домыслов. И только в позднем Средневековье появляются исследователи, которые сопоставляют и быт удаленных племен, например, индейцев, аборигенов Австралии, бушменов и прочих собирателей-охотников.

Оказывается, наблюдая за жизнью народностей, стоящих на ступени «предцивилизации» в современном ее понимании, мы можем узнать, какие были отношения в каменном, медном, бронзовом, железном веках.

Важным моментом является то, что в школе с детьми разбирают вещественные источники (примеры). 5 класс - самое время для изучения традиций своего народа и постепенного перехода к общей информации о становлении человечества.

Эпиграфика

Второй по численности материал, из которого мы можем черпать знания о древних людях, - это написанные и нарисованные вещественные источники - картинки, летописи, мемуары, глиняные таблички, петроглифы, иероглифы,

Перечислять способы, которыми человечество пользовалось для сохранения информации, можно долго. Без них мы не имели бы ни малейшего понятия о событиях прошлого. Об этом можно говорить с полной уверенностью, так как археологические находки просто не в силах дать столько информации, сколько содержится в одной, даже самой короткой записке.

Одним из древнейших исследований, дошедших до нас, является широко известная «История» Геродота. Она датируется пятым веком до нашей эры. Одни из первых мемуаров написал Гай Юлий Цезарь. Их название - «Записки о галльской войне».
Но в целом биографии и воспоминания более характерны для эпохи Возрождения.

Конечно, письменные памятники очень богаты информативно, однако есть и свои минусы.

Во-первых, данные в них касаются пяти тысяч лет человеческой истории максимум. То, что было ранее, или не зафиксировано, или не расшифровано.

Второе - тенденциозность и особое внимание к высшим слоям при практически полном игнорировании простого народа.

Третье - основная масса древних текстов нам известна в виде переводов и переписанных копий. Оригиналов единицы. Кроме того, новых поступлений ожидать не приходится. А вот археологические вещественные источники люди обнаруживают регулярно.

В комплекс наук, изучающих письменные памятники, входят различные дисциплины. Первая, о которой стоит упомянуть, - палеография. Она занимается сбором и расшифровкой древних алфавитов, шрифтов, способов написания. В общем, без ее усилий ученые не смогли бы качественно работать с текстами.

Следующая наука - нумизматика. Она работает с надписями на монетах и банкнотах (подраздел - бонистика). Папирология изучает информацию, имеющуюся в свитках папируса.

Однако самыми достоверными считаются бытовые надписи. Они короткие и не содержат хвастовства и преувеличения.

Таким образом, мы разобрали с вами науки, изучающие вещественные источники, что это такое, какие виды памятников существуют, как с ними работают. Далее поговорим о материалах, касающихся трех наиболее ярких эпох в истории человечества - Древней Греции, Рима и Средневековья.

Письменные источники Древней Греции

Как мы уже говорили выше, информация о прошлом содержится во многих артефактах. Однако наиболее информативными являются именно надписи или записи.

Период античности вообще и Древняя Греция в частности ознаменованы появлением ученых и исследователей. Зачатки большинства наук, которые успешно развиваются сегодня, уходят корнями именно в эту эпоху.

Итак, какие вещественные источники истории Эллады нам известны? Непосредственно о мы поговорим чуть позже, а сейчас окунемся в мир древнегреческой литературы.

Наиболее древними являются записи Гекатея Милетского. Он был логографом, описывал историю и культуру своего города и соседних полисов, по которым путешествовал. Вторым известным нам исследователем был Гелланик Митиленский. Его труды дошли до нас в отрывочных записях и большой исторической ценности не несут. В работах логографов часто легенды и вымысел сплетаются с действительностью, и их сложно разделить.

Первым достоверным историком был Геродот. В V веке до нашей эры он написал многотомный труд «История». Им была предпринята попытка объяснить, из-за чего началась война между персами и греками. Для этого он обращается к истории всех народов, которые входили в данные империи.

Вторым в хронологическом порядке был Фукидид. В своих работах он постарался осветить причины, ход и последствия Пелопонесской войны. Заслуга этого грека в том, что он не обращался к «божественному провидению», чтобы объяснить причины происходящего, как Геродот. Он ездил по памятным местам, полисам, разговаривал с участниками и очевидцами, что дало возможность написать истинно научный труд.

Таким образом, письменные вещественные источники - это не только гипотезы, идеологические происки или политическая пропаганда. Среди них нередко встречаются и основательные труды.

Материальная культура Эллады

Сегодня изучение античных государств занимает одно из ведущих мест среди областей исследования в археологии. Многие университеты начали изучать Грецию в конце XIX века, и сегодня работают целые школы на Балканах, занимающиеся разработкой методик и углубленным изысканием.

За этот век был накоплен огромный опыт и фактический материал по истории балканских полисов, таких, как Дельфы, Афины, Спарта, острова и малазийское побережье (Пергам, Троя, Милет).

Отечественные ученые еще со времен Российской империи занимались рассмотрением городов-колоний северного Причерноморья. Наиболее известны такие полисы, как Ольвия, Пантикапей, Херсонес Таврический, Танаис и прочие.

За годы исследований была накоплена масса материала - монеты, ювелирные изделия, оружие, надписи на твердом материале (камень, глина, геммы), остатки сооружений и прочее.

Все эти вещественные источники по истории Древней Греции позволяют нам представить образ жизни, быт, занятия эллинов. Мы знаем об охоте и пирах, поскольку подобные сцены часто изображались на сосудах. По монетам можно судить о внешности некоторых правителей, гербах городов, отношениях между полисами.

Печати и надписи на сосудах, домах, вещах также много рассказывают о той эпохе.
Находки, относящиеся к древнему миру (Египет, античные государства, Месопотамия) - одни из самых красивых. После падения Рима стартовала эпоха упадка, когда красота перестала цениться, поэтому начало средних веков ознаменовано более грубыми вещами.

Письменные источники Древнего Рима

Если греки больше были склонны к философии, размышлению, изучению, то римляне стремились к военным победам, завоеваниям и праздникам. Не зря присказка «хлеба и зрелищ» (а именно их требовал плебс от императоров) дожила до наших дней.

Итак, этот суровый и воинственный народ оставил нам многочисленные вещественные источники. Это города и дороги, предметы быта и оружие, монеты и ювелирные украшения. Но все это не дало бы и сотой доли того, что мы знаем о Риме, если бы не письменные памятники культуры.

В нашем распоряжении есть разнообразный материал, поэтому исследователи могут досконально ознакомиться с большинством граней римской жизни.

Первые сохранившиеся записи рассказывают о погодных условиях, урожаях. Также в них содержатся хвалебные гимны жрецов. Вообще, материалы, относящиеся к ранней истории и дошедшие до нас, представлены в стихотворной форме.

Публий Сциволла написал «Великие анналы» объемом в восемьдесят книг. Полибий и отметились произведениями по сорок томов. Но всех превзошел Тит Ливий. Он написал историю города Рима от основания до его современности. Эта работа вылилась в 142 книги.

Ораторы и поэты, полководцы и философы - все старались оставить память о себе для потомков.

Сегодня вы сможете практически во всех социальных сферах обнаружить влияние, которое оказали римские вещественные источники. Примеры относятся к области юриспруденции, медицины, военного дела и пр.

Памятники Древнего Рима

Не менее увлекательным материалом являются археологические находки, сделанные во всех частях некогда громадной империи. Пространство от Атлантического океана на восток до Средней Азии, Европа и Северная Африка - все это некогда находилось в границах одного государства.

Вещественные источники по истории иллюстрируют нам эпоху великих свершений, завоеваний и не меньшей распущенности, особенно в крупных городах.
Благодаря находкам стало известно, что Италия была заселена еще с палеолита. Свайные поселения и стоянки с каменными орудиями труда не оставляют в этом ни капли сомнений.

Не менее интересный пласт доримского периода - эпоха этрусков. Достаточно высокоразвитая культура, носители которой впоследствии были завоеваны и ассимилированы римлянами.

Золотые пластины с текстами рассказывают, что этруски поддерживали мирные отношения с греческими полисами и Карфагеном.

Римский форум, дороги и акведуки и сегодня захватывают дух, что же говорить о том времени, когда они не были в руинах?!

Это лишь часть того, что вещественные источники нам открывают о прошлом.
Наиболее известным памятником, несомненно, являются Помпеи. Город в одночасье погиб из-за извержения Везувия, который находится неподалеку. Благодаря многим тоннам пепла ученые обнаружили хорошо сохранившиеся останки жителей и потрясающие интерьеры римских усадеб. В них только немного поблекли краски! Сегодня можно прогуляться по улицам античного города, с головой окунуться в атмосферу того времени.

Средневековые источники

Это «темные» столетия, в течение которых человечество приходило в себя от упадка после падения античных государств.

Вещественные источники Средневековья можно разделить на несколько групп.
К первой относятся, несомненно, наиболее крупные и заметные - города, оборонительные сооружения, крепости.

Далее идут памятники, несущие много информации, а именно - письменные свидетельства эпохи. К ним относят анналы, летописи, нотные записи гимнов, указы правителей и рабочую документацию ремесленников, купцов и пр.

Однако вещественные источники Средневековья не так многочисленны, как хотелось бы. О пятом - девятом веках практически не сохранилось письменных упоминаний. Большинство информации об этом времени мы получаем из легенд, сказаний.

Влажный климат, низкий уровень производства, фактическое возвращение к первобытно-общинному строю сделали свое дело. Находки выглядят ужасающе, если сравнивать античные памятники и вещественные источники Средневековья. Фото музейных экспонатов подтверждают этот факт.

Особенность эпохи заключалась в том, что народы, населявшие окраины Римской империи, были малограмотны. Свои обычаи они передавали от дедов внукам в устной форме. Записи же в это время велись в основном потомками знатных патрициев или монахами, зачастую на латыни или греческом. Национальные языки прорываются в книги только в конце данного периода.

Мы не владеем всей информацией о социальном положении племен раннего средневековья. Ни технологии, ни общественная жизнь, ни классовая структура, ни мировоззрение - ничто не поддается восстановлению в полной мере.

В основном по находкам получается разобраться только с верованиями, военной и ремесленной сферами. Только три этих области освещают найденные вещественные источники Средневековья. Примеры можно привести из области сказаний, легенд, оружия и инструментов с именами, а также захоронений.

В статье мы с вами разобрались в таком непростом понятии, как памятники материальной культуры, ознакомились с науками, изучающими подобные находки, а также рассмотрели несколько примеров из двух исторических периодов.