Хакасия на каком языке говорят. Коренные народы Сибири: Хакасы

Основным малым тюркоязычным коренным народом Хакасии являются хакасы, или как они себя называют «тадар» или «тадарлар», проживающие в основном в . Слово «хакас» скорее искусственное, принятое в официальный обиход с установлением Советской власти для обозначения жителей Минусинской котловины, так и не прижившееся среди местного населения.

Хакасский народ неоднороден по этническому составу и состоит из разных субэтнических групп:
В записках русских впервые в 1608 году прозвучало название жителей Минусинской котловины как качинцы, хаас или хааш, когда казаки достигли земель, управляемых местным князем хакасов Тюлькой.
Вторую обособленную субэтническую общность составляет народность койбалы или хойбал. Общаются они на камасинском языке, не принадлежащем к тюркским языкам, а принадлежащем к самодийским уральским языкам.
Третьей группой среди хакасов являются сагайцы, упомянутые в хрониках Рашид ад-Дина о завоевательных походах монголов. В исторических документах сагайцы появились в 1620 году, что они отказывались платить дань и часто били данников. Среди сагайцев различают народности бельтыры и бирюсинцы.
Следующей обособленной группой хакасов считаются кызыльцы или хызыл на Черном Июсе в .
К хакасам культуре, языку и традициям близки теленгиты, чулымцы, шорцы и телеуты.

Исторические особенности формирования хакасского народа

Территория Минусинской котловины была населена жителями еще до нашей эры, причем древние обитатели этой земли достигли довольно высокого культурного уровня. От них остались многочисленные археологические памятники, могильники и курганы, петроглифы и стелы, высокохудожественные изделия из золота.

Раскопки древних курганов позволили обнаружить бесценные артефакты неолита и энеолита, железного века, Афанасьевской культуры (III-II тыс. до н.э.), Андроновской культуры (середины II тыс. до н.э.), Карасукской культуры (XIII-VIII века до н.э.). Не менее интересны находки Татарской культуры (VII-II века до н.э.) и весьма самобытной Таштыкской культуры (I век до н. э. -V век н.э.).
Китайские летописи называли населения верховий Енисея середины I тыс. до н.э. динлины и описывали их как светловолосых и голубоглазых людей. В новую эру хакасские земли и пастбища стали осваивать тюркоязычные народы, образовавшие в VI веке самобытную раннефеодальную монархию древних хакасов(енисейских кыргызов), и VI-VIII вв. Первый и Второй Тюркские каганаты. В это время здесь сложилась цивилизация кочевников с ее материальной культурой и духовными ценностями.

Государство хакасов(енисейских кыргызов), хотя было по составу разноэтническим оказалось прочнее, чем огромные каганаты тюргешей, тюрок, уйгуров и стало большой степной империей. В нем развивалась прочная социальная и экономическая основа, и шло богатое культурное развитие.

Государство, созданное енисейскими кыргызами(хакасами) просуществовало более 800 лет и рухнуло только в 1293 году под ударами древних монголов. В этом древнейшем государстве кроме скотоводства жители занимались земледелием, сеяли пшеницу и ячмень, овес и просо, использовали сложную систему оросительных каналов.

В горных областях были расположены рудники, где добывали медь, серебро и золото, остались до сих пор остовы железоплавильных печей, искусными были здесь ювелиры и кузнецы. В средневековье строились на земле хакасов крупные города. Г.Н. Потанин упоминал о хакасах, что они имели оседлые большие поселения, календарь и множество золотых вещей. Он также отмечал многочисленную группу жрецов, которые будучи свободными от податей своим князьям, умели врачевать, гадать, читать звезды.

Однако под натиском монголов была прервана цепь развития государства, было потеряно уникальное енисейское руническое письмо. Минусинские и саянские народы были трагически отброшены далеко назад в историческом процессе и раздроблены. В ясачных документах народ сей русские именовали енисейскими кыргызами, которые жили обособленными улусами по верховьям Енисея.

Хотя хакасы принадлежат к монголоидной расе, но они имеют следы явного влияния на свой антропологический тип европейцев. Многие историки и исследователи Сибири описывают их как белолицых с черными глазами и круглой головой. В XVII веке в их обществе была четкая иерархическая структура, каждый улус возглавлял князь, но был еще верховный князь над всеми улусами, власть передавалась по наследству. В их подчинении были рядовые трудолюбивые скотоводы.

Енисейские кыргызы до XVIII века жили на своей земле, потом попадают под власть джунгарских ханов и неоднократно переселялись. Кыргызские кыштымы стали ближайшими из предков хакасов. Занимались они скотоводством, кызыльцы много охотились в тайге, собирали кедровый орех и другие дары тайги.

Русские землепроходцы начали освоение родных мест хакасов в XVI веке и продолжили в XVII столетии. Из Мангазеи они активно продвигались на юг. Недружелюбно встретили князья енисейских кыргызов пришлых людей, организовывали набеги на казацкие остроги. В это же время с юга стали учащаться набеги джунгар и монголов на землю древних хакасов.

Ничего не оставалось хакасам, как обратиться к русским воеводам, со своевременной просьбой помочь оборониться от джунгар. Вошли хакасы в состав России, когда в 1707 году Петр I повелел возвести Абаканский острог. После этого события на земли «Минусинского края» пришел мир. Абаканский острог вошел в единую оборонительную линию вместе с Саянским острогом.

С заселением Минусинской котловины русскими, они освоили благоприятное для земледелия правобережье Енисея, а хакасы жили преимущественно на левобережье. Возникли этнические и культурные связи, появились смешанные браки. Хакасы продавали русским рыбу, мясо, пушнину, ходили в их деревни помогать убирать урожай. Хакасы получили возможность и постепенно преодолевали раздробленность и сплачивались в единый народ.



Культура хакасов

В самобытной культуре хакасов с древности растворились китайские и конфуцианские, индийские и тибетские, тюркские, позже русские и европейские ценности. Хакасы издавна считали себя людьми, рожденными духами природы, и придерживались шаманизма. С приходом православных миссионеров многие крестились в христианство, тайком проводя шаманские обряды.

Священной вершиной для всех хакасов является пятиглавый Борус, заснеженный пик в западных Саянах. Многие легенды рассказывают о вещем старце Борусе, отождествляя его с библейским Ноем. Наиболшее влияние на культуру хакасов оказали шаманизм и православное христианство. Обе эти составляющие вошли в менталитет народа.

Хакасы высоко ценят товарищество и коллективизм, помогавшие им выжить среди суровой природы. Важнейшей чертой их характера является взаимовыручка и взаимопомощь. Им присуще гостеприимство, трудолюбие, радушие и жалость к старикам. Множество поговорок говорят о том, что нужно дать нуждающемуся человеку то, что нужно.

Гостя всегда встречает хозяин-мужчина, принято узнать о здоровье хозяина, членов семьи, их скота. Разговор о делах всегда ведется почтительно, следует произнести особые приветствия старшим. После приветствий хозяин приглашает гостей отведать кумыса или чая, за отвлеченной беседой хозяева и гости приступают к трапезе.

Как у других народов Азии, у хакасов присутствует культ их предков и просто старших. Старики всегда были в любой общности хранителями бесценной житейской мудрости. Многие поговорки хакасов говорят об уважении к старшим.

К детям хакасы относятся с мягкостью, особой сдержанностью и уважением. В традициях народа не принято наказывать или унижать дитя. Вместе с тем, каждый ребенок, как всегда у кочевников должен знать своих предков сегодня до седьмого или как раньше до двенадцатого колена.

Традиции шаманизма предписывают бережно и с почтением относиться к духам окружающей природы, с этим связаны многочисленные «табу». Согласно этим неписанным правилам живут среди девственной природы, почитая духов родных гор, озер и речных водоемов, священных вершин, источников и лесов хакасские семьи.

Как и все кочевники, хакасы жили в переносных берестяных или войлочных юртах. Только к XIX веку юрты стали замещаться стационарными рубленными однокомнатными и пятистеными избами или рубленными юртами.

Посередине юрты располагался очаг с треножником, где готовилась пища. Мебель была представлена кроватями, разными полками, кованными сундуками и шкафчиками. Стены юрты обычно украшали войлочными яркими коврами с вышивкой и аппликацией.

Традиционно юрту делили на мужскую и соответственно женскую половины. На половине мужчины хранились седла, узда, арканы, оружие, порох. На половине женщины хранились посуда, нехитрая утварь, вещи хозяйки и детей. Посуду и необходимую утварь, многие предметы быта хакасы делали сами из подручных материалов. Позже появилась посуда из фарфора, стекла и металла.

В 1939 году учеными-лингвистами создана уникальная письменность для хакасов на основе русской кириллицы, в результате налаживания хозяйственных связей многие хакасы стали русскоязычными. Появилась возможность познакомиться с богатейшим народным фольклором, легендами, поговорками, сказками, героическим эпосом.

Исторические вехи становления хакасского народа, его сформировавшееся мировоззрение, борьба добра со злом, подвиги богатырей изложены в интересных героических эпосах «Алыптыг нымах», «Алтын-Арыг», «Хан Кичигей», «Албынжи». Хранителями и исполнителями героических эпосов были весьма почитаемые в обществе «хайджи».

Хакасы

ХАКА́СЫ -ов; мн. Народ, составляющий основное население Хакасии, частично Тувы и Красноярского края; представители этого народа.

Хака́с, -а; м. Хака́ска, -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. Хака́сский, -ая, -ое. Х. язык.

хака́сы

(самоназвание - хакас, устаревшее название - абаканские или минусинские татары), народ в Хакасии (62,9 тыс. человек), всего в России 79 тыс. человек (1995). Язык хакасский. Верующие - православные, сохраняются традиционные верования.

ХАКАСЫ

ХАКА́СЫ (самоназвание - тадар), народ в Российской Федерации, основное население Хакасии (65,4 тыс. чел.). Всего в Российской Федерации 75,6 тысяч хакасов (2002). В дореволюционной литературе были известны под общим названием минусинских, абаканских, ачинских татар или тюрков, которые делились на пять родоплеменных групп (качинцы, сагайцы, бельтиры, койбалы и кызыльцы), внутри которых сохранялось деление на роды. Эти группы вошли в состав Русского государства в 17 - начале 18 века. Антропологически хакасы относятся к переходной форме от уральского типа к южносибирскому: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральцев расы, у южных (качинцы) - южносибирского типа.
Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Он подразделяется на четыре диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность (в 1928 на латинице, с 1939 - на кириллице). Хакасский язык считают родным 75% хакасов. В 1876 году было объявлено о переходе хакасов в лоно Русской Православной церкви, но большая часть верующих придерживается традиционных шаманистских верований.
Этнический состав формировался в 17-18 веке на основе смешения енисейских киргизов с тюркскими, самодийскими и кетскими группами. Хотя основная часть киргизов была в 1703 году выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине 18 века киргизы стали основой для формирования народности. По переписи 1897 года насчитывалось 12 тысяч качинцев, 13,9 тысяч сагайцев, 8 тысяч кызыльцев (основу которых составили группы сибирских татар и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в 16 - начале 17 в.), 4,8 тысяч бельтиров (потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда их название «устьинцы»). Процесс консолидации, начавшийся в 18 веке, завершился в 20 веке, когда хакасы получили национальную автономию и общее наименование.
Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве занимала охота (главным образом у кызыльцев) в саянской тайге (на кабаргу). Земледелие (основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу 19 века. Осенью таежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.
Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища - нерешетчатая юрта. Традиционная одежда качинцев получила распространение среди всех хакасов. С начала 20 века стали широко использоваться покупные ткани. Вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население полностью перенимало русскую крестьянскую одежду.
Основной пищей служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Как праздничное блюдо популярна кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.
Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались. У хакасов существовал культ «тeсей» - семейных и родовых покровителей. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "хакасы" в других словарях:

    Тадарлар … Википедия

    - (устар. название абаканские или минусинские татары) народ в Хакасии (62,9 тыс. человек), всего в Российской Федерации 79 тыс. человек (1991). Язык хакасский. Верующие хакасы православные, сохраняются традиционные верования … Большой Энциклопедический словарь

    - (самоназвания тадар, хоорай) народность общей численностью 80 тыс. чел., проживающая, в основном, на территории Российской Федерации (79 тыс. чел.), в т.ч. Хакасия 62 тыс. чел. Язык хакасский. Религиозная принадлежность верующих: традиционные… … Современная энциклопедия

    ХАКАСЫ, хакасов, ед. хакас, хакаса, муж. Народность тюркской языковой группы, составляющая основное население Хакасской автономной области; прежнее название абаканские турки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ХАКАСЫ, ов, ед. ас, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Хакасии. | жен. хакаска, и. | прил. хакасский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвание хакас, устаревшее название абаканские или минусинские татары), народ в Российской Федерации (79 тыс. человек), в Хакасии (62,9 тыс. человек). Язык хакасский уйгурской группы тюркских языков. Верующие православные, сохраняются… … Русская история

    хакасы Этнопсихологический словарь

    ХАКАСЫ - народ нашей страны, издревле населяющий таежные территории Южной Сибири в долине Среднего Енисея близь городов Абакан, Ачинск и Минусинск. В царской России хакасы, как и ряд других тюркских народов, именовались минусинскими, ачинскими и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    хакасы - ХАКАСЫ, ов, мн (ед хакас, а, м). Народ, составляющий основное коренное население Республики Хакасии в составе России, расположенной на юго востоке Сибири, частично Тувы и Краснодарского края (старое название абаканские или минусинские татары);… … Толковый словарь русских существительных

    Народ, живущий в Хакасской АО и частично в Тувинской АССР и Красноярском крае. Численность 67 тыс. чел. (1970, перепись). Хакасский язык относится к тюркским языкам. До Октябрьской революции 1917 были известны под общим название… … Большая советская энциклопедия

Хака́сы (самоназвание тадар) - народ в Российской Федерации, основное население Хакасии (63, 6 тысячи). Всего в Российской Федерации 72, 9 тысяч хакасов (2010). В дореволюционной литературе были известны под общим названием минусинских, абаканских, ачинских татар или тюрков, которые делились на пять родоплеменных групп (качинцы, сагайцы, бельтиры, койбалы и кызыльцы), внутри которых сохранялось деление на роды. Эти группы вошли в состав Русского государства в 17 - начале 18 века. Антропологически хакасы относятся к переходной форме от уральского типа к южносибирскому: у северных групп (кызыльцы, часть сагайцев) преобладают черты уральцев расы, у южных (качинцы) - южносибирского типа.

Хакасский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Он подразделяется на четыре диалекта: сагайский, качинский, кызыльский и шорский, на базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность (в 1928 на латинице, с 1939 - на кириллице). Хакасский язык считают родным 75% хакасов. В 1876 году было объявлено о переходе хакасов в лоно Русской Православной церкви, но большая часть верующих придерживается традиционных шаманистских верований.

Этнический состав формировался в 17-18 веке на основе смешения енисейских киргизов с тюркскими, самодийскими и кетскими группами. Хотя основная часть киргизов была в 1703 году выведена в пределы Джунгарского ханства, оставшиеся и вернувшиеся во второй половине 18 века киргизы стали основой для формирования народности. По переписи 1897 года насчитывалось 12 тысяч качинцев, 13, 9 тысяч сагайцев, 8 тысяч кызыльцев (основу которых составили группы сибирских татар и казахов-аргынов, осевших в Алтысарском улусе в 16 - начале 17 в.), 4, 8 тысяч бельтиров (потомков выходцев из Тувы, осевших в устье Абакана, отсюда их название «устьинцы»). Процесс консолидации, начавшийся в 18 веке, завершился в 20 веке, когда хакасы получили национальную автономию и общее наименование.

Традиционное занятие хакасов - полукочевое скотоводство. Хакасы содержали лошадей, крупный рогатый скот и овец. Значительное место в хозяйстве занимала охота (главным образом у кызыльцев) в саянской тайге (на кабаргу). Земледелие (основная культура ячмень) становится преобладающей отраслью хозяйства к концу 19 века. Осенью таежное население Хакасии занималось сбором кедрового ореха. Местами у хакасов появилось свиноводство и птицеводство.

Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило родственных между собой. Основной тип жилища - нерешетчатая юрта. Традиционная одежда качинцев получила распространение среди всех хакасов. С начала 20 века стали широко использоваться покупные ткани. Вслед за русскими тканями в костюм хакасов начали проникать элементы русской крестьянской и городской одежды, а в районах тесного соседства с русскими зажиточное население полностью перенимало русскую крестьянскую одежду.

Основной пищей служили зимой мясные, а летом молочные блюда. Хакасы готовили супы и бульоны с отваренным мясом. Наиболее популярным был крупяной и ячменный суп. Как праздничное блюдо популярна кровяная колбаса. Самым распространенным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку. Ее употребляли по праздникам, для угощения гостей и при выполнении религиозных обрядов.

Хакасы придавали большое значение общественным молениям. Молились небу, горам, воде, священному дереву - березе. Качинцы моление небу устраивали на горе Саксар в Абаканской степи. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнят с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались. У хакасов существовал культ «тeсей» - семейных и родовых покровителей. Большинство обрядовых действий совершалось при участии шамана.

Хакасы — тюркский народ России, проживающий в Хакасии. Самоназвание — тадарлар. Численность всего 75 тыс. человек. Но последние годы переписи были неутешительными, потому как это число становиться все меньше. В основном хакасы проживают на своих родных землях, Хакасия — 63 тыс. человек. Также есть относительно крупные диаспоры в Туве — 2 тыс. и в Красноярском крае — 5,5 тыс. человек.

Народ Хакасы

Распределение по группам

Хотя это и небольшой народ, но он имеет этнографическое деление и каждая группа представителей будет отличаться своими умениями или традициями. Деление по группам:

  • качинцы (хаас или хааш);
  • кызылцы (хызылы);
  • койбалы (хойбалы);
  • сагайцы (са ай).

Все разговаривают на хакаском языке, который относиться к тюрской группе алтайской семьи. Только 20% всего населения поддерживают русский язык. Встречается местная диалектика:

  • сагайская;
  • шорская;
  • качинская;
  • кызыльская.

Хакасы долго не владели письменностью, поэтому она создана на основе русского языка. Среди хакасов встречаются смешанные компоненты с енисейскими киргизами, котами и аринами, камаминцами и маторами.

Происхождение народа

Хакасы — это минусинские, абоканские или ачинские татары, как их раньше именовали в России. Сам же народ называет себя кадарами. А официально, это потомки древнего поселения Минусинской котловины. Название народа пошло от слова, которым называли китайцы поселение — хягасы. История происхождения такова:

    1. I тысячелетие н.э. На территории Южной Сибири проживали киргизы.
    2. IX век. Создание нового государства — Киргизского каганата на реке Енисей (средняя часть).
    3. XIII век. Набег татаро-монголов и падение каганата.
    4. IX век. После распада Монгольской империи племена создали — Хонгорай. Новообразование послужило появлению хакасского народа.
    5. XVII век. Появление на территории представителей русского народа обернулось войной. После больших потерь территорию отдали по договоренности (Буринский договор).

Характеристика народа

В исторических документах предков и самых хакасов описывали как лютый народ и завоевателями. Они всегда добиваются цели, как бы сложно бы это не было. Они очень выносливые, знают меру и многое могут вынести. Со временем научились уважать другие народности и их достоинства и даже строить какие-либо отношения. Но помимо этого с хакасами очень сложно договориться, они могут резко действовать или принимать решения и редко уступают. Несмотря на эти черты, народ очень дружелюбный и сострадательный.

Религиозное исповедование

Этот народ занимается шаманством. Они считают себя потомками горных духов, поэтому свято верят, что общаются с духами и могут предотвратить что-то плохое, вылечить от тяжких болезней. Лишь небольшая часть население под примусом приняла христианство и была окрещенная. Также внедрился ислам, но его часть также незначительна. Хотя религия и изменилась, но это никак не повлияло на традиции и обычаи хакасов. Они и по сей день могут обращаться к небу и просить дождя или, наоборот, хорошей погоды. Наблюдается жертвоприношение богам, в основном это маленькие ягнятки. А если кто-то болел с близких, то обращались к березе с просьбами и молитвами, чтобы быстро поставить на ноги больного. Выбранная молоденькая березка служила оберегом и на нее навязывали цветные ленты, чтобы ее можно было найти. Сейчас главным шаманом народа является Белая Волчица.

Культура, быт и традиции

На протяжении многих лет хакасы занимались скотоводством, а также собирали орехи, ягоды и грибы. Только кызыльцы занимались охотой. Проживали хакасы в зимнее время в землянках или сооломе, остальное время в юртах. Традиционный напиток из кислого коровьего молока — айрам. Также исторически стали традициоными блюдами угре и хан-сол, то есть кровянка и мясной суп. А вот в одежде предпочтение длинной рубахе или однотонному платью, в основном, оранжевого цвета. Замужние женщины могли одевать вышитый жилет и украшения.

В каждой семье выбирался изых, это жертвоприносящая лошадь богам. Шаманы участвуют в этом обряде и заплетают в гриву цветные ленты, после животное отпускали в степь. Только главный в семье мог прикасаться к лошади или прокатится верхом на ней, а дважды в год, по весне и осенью, нужно лошадь вымыть (молоком), расчесать гриву, хвост и заплесты новые ленты.

Необычная традиция в хакасов, когда юноша, который поймает фламинго, может смело свататься на любой девушке. После того, как птицу поймали, на нее одевали красную рубашку с платком. Дальше жених делал обмен с родителями девушки, отдавал птицу и забирал невесту.

Очень интересная проводилась игра с детьми, когда за вознаграждение детям нужно было назвать имена предков до 7, а то и 12 колена.

Хакасы — уникальный народ, но современный народ объединяет традиции тюркского, русского, китайского и тибетского народа. Все это сложилось исторически и в разные периоды. Но хакасы прекрасно ладят с природой, ценят дары природы (и величают за это богов). Они свято верят в свои силы и это помогает им в быту. А детей с малку приучают уважать ближнего и как поступать со старшими от себя.

Глава I. Хоорай - этносоциальное объединение кыргызов в эпоху позднего средневековья 7

1. Этносоциальная структура и вопросы политической истории 15

2. Проблема угона енисейских кыргызов в Джунгарию и ее значение для этнической истории хакасов 30

3. Вхождение Хакасии в состав России и административное преобразование кыргызских улусов 37

Глава П. Родоплеменной состав хакасов в XVIII-XIX вв.

1. Происхождение хакасских сеоков и лингво-географические параллели их названий 55

2. Возникновение хакасских фамилий 83

3. Особенности хозяйства и традиционной культуры 93

Глава Ш. Разложение хакасских сеоков и развитие патриархально-феодальных отношений

1. Сеок как форма патриархально-родового уклада 132

2. Родовое управление и судопроизводство 144

3. Поземельные отношения и социально-классовое расслоение хакасов 156

Заключение 169

Примечания 172

Приложения

1. Список хакасских фамилии 208

2. Список хакасских сеоков XIX в 258

3. Проект степных законов для южных скотоводцев и промышленников и кочующих земледельцев Енисейской губернии 264

ВВЕДЕНИЕ

Хакасы (самоназвание - "тадар") - тюркоязычный народ, антропологически относящийся к южносибирской (туранской) переходной расе. В основном они проживают на территории Хакасской автономной области, расположенной в западной части Хакасско-Минусинской котловины. Небольшая их часть (около I тыс. человек) обитает по среднему течению р. Чулым (Тегульдетский район Томской области и Тюхтетский район Красноярского края). Некоторые хакасские селения – Арыпкаев, Ораки, Можары, Большое Озеро, Усть-Парная и др. находятся в пределах Ужурского и Шарыповского районов Красноярского края. Более 2 тыс. хакасов проживает в Туве. Численность всех хакасов по данным Всесоюзной переписи населения 1979 года составляла 70776 человек. Из них 57286 (81 %) считало родным языком язык своей национальности .

Хакасский язык относится к уйгуро-огузской группе тюркских языков. Он составляет особую хакасскую подгруппу, куда входят близкородственные языки фуюйских кыргызов и сары-уйгуров Китайской Народной Республики, а также шорцев и северных алтайцев: кумандинцев, тубаларов и челканцев . По мнению тюркологов, язык хакасов генетически связан с древнекиргизским и древнеуйгурским языками.

Хакасы делятся на четыре группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (сагай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал), говорящих на различных диалектах. Койбалы почти полностью ассимилированы качинцами и сохранили свое этническое самосознание только в д. Койбалы Бейского района. Хакасское население долины р. Матур и верхнего Таштыпа говорит на шорском диалекте. Сами себя они считают сагайцами, но последние противопоставляют их и называют "чыстанас" – т.е. таежные асы.

В царской России хакасы именовались татарами (минусинские, ачинские, абаканские). Двухвековое управление русской администрации содействовало закреплению последнего имени в сознании народа. В связи с этим хакасы стали называть себя "тадар" (т.е. татарин). Помимо хакасов этноним "тадар" закрепился также среди соседних тюркоязычных народов Южной Сибири – шорцев, телеутов и северных алтайцев.

По всей видимости, "тадар" не является их историческим именем. Смена этнонимов отразила изменения произошедшие после присоединения Южной Сибири к России.

Термин "хакас" для обозначения коренного населения Хакасско-Минусинской котловины официально принят в первые годы Советской власти. Он был заимствован из китайских источников. В китайских летописях IX-X вв. формой "хягасы" передавалось звучание имени енисейских кыргызов . Принятый этноним отождествлял современное население долины Среднего Енисея с кыргызами и способствовал их политическому возрождению. Однако, в связи с принятием термина "хакас" в научной литературе распространилось ошибочное мнение о хакасах, как искусственном объединении качинцев, сагайцев, кызыльцев и койбалов в один народ при Советской власти . Но все исторические сведения и этнические определения резко противоречат подобным заключениям и характеризуют завершение процесса сложения хакасского народа к началу XIX в.

По данным восточных письменных документов XVII-XVIII вв., Хакасия называлась именем "Хонгор" или "Хонгорой" , что, несомненно, свидетельствует о наличии здесь в эпоху позднего средневековья своеобразного этносоциального образования. Необходимо отметить, что в фольклоре хакасов в качестве их старинного самоназвания употребляется термин "хоорай". Он, несомненно, восходит к первоначальной основе "хонгорой", этимологию которой еще предстоит выяснить . Вероятно, будет правомерным употребление термина "хоорай" для населения Хакасии в эпоху позднего средневековья (до вхождения в состав России).

Исследование этнической истории коренных народов Сибири, формирование которых завершилось только после присоединения к России, несомненно, находится среди актуальных проблем советской исторической науки. Особенного внимания изучаемая тема заслуживает в наши дни в связи с ростом этнического самосознания и современными межнациональными отношениями. Тщательный анализ родоплеменного состава хакасов позволяет выявить их этнические компоненты и генетические связи с этносами Саяно-Алтая. В данной работе уделено внимание историческому развитию сеока – основной формы социально-этнического деления хакасов и главного хранителя этнических традиций, а также более поздним его преобразованиям – фамилиям. Не отрицая локальных особенностей, отдельных групп хакасов, мы рассматриваем их хозяйственный быт и традиционную культуру как сложившийся, устоявшийся комплекс, подверженный эволюционным процессам.

Хронологические рамки темы охватывают три столетия, начиная с момента первых контактов хакасских родоплеменных групп с Российским государством в Х VII в. и кончая последними десятилетиями XIX в., когда основная масса хакасских хозяйств (более 80 %) перешла на оседлость. Этот период включает основной процесс формирования и сложения хакасского народа. В некоторых случаях, например, для выяснения исторических корней сеоков, нами предпринимался ретроспективный анализ, уходящий за исходный рубеж. Конечная дата обоснована существенными сдвигами в социально-экономическом развитии хакасского аала в связи с развитием капитализма, отходом от традиционного полукочевого быта и административными преобразованиями .

В дореволюционной историографии Хакасии первые этнографические труды принадлежат перу царских чиновников: Г.И. Спасскому, Н.С. Щукину, Н.А. Кострову, И.И. Каратанову и др., давшим материалы по родоплеменной структуре, традиционной культуре, обычному праву и формам ведения скотоводческого хозяйства . Ценный вклад в дело изучения этнографии, фольклора и языка хакасов внесли работы первого хакасского профессора Н.Ф. Катанова . В этнографических заметках П.Е. Островских была сделана попытка выяснить происхождение хакасов на основе фольклорных данных . Автор без критического обоснования отнес их к сибирским татарам хана Кучума. В 1897 г. в Хакасии работала научная экспедиция по изучению быта и хозяйственного положения коренных жителей, в результате которой были опубликованы книги А.А. Кузнецовой, П.Е. Кулакова и А. Ярилова, посвященные истории, культуре и хозяйству хакасов .

Большая научно-культурная деятельность была развернута в г. Минусинске при краеведческом музее политическим ссыльными – народниками (Д.А. Клеменц, Ф.Я. Кон, Е.К.Яковлев и др.). Работы народников отличались определенной демократической направленностью, защитой интересов трудового хакасского населения от царских колонизаторов и местных эксплуататоров. Е.К. Яковлев, изучив научную литературу и этнографические коллекции Минусинского музея, впервые дал полный этнографический обзор хакасов . Автор прослеживает частичную связь коренного населения Хакасско-Минусинского края с кыргызами, хотя в основном еще придерживается распространенного мнения академика В.В. Радлова о конгломерате различных племен, якобы поселившихся в начале XVIII в. в хакасских степях после ухода кыргызов в 1703 г. Изучая родовые отношения у хакасов, Е.К. Яковлев пришел к выводу о пережиточном их характере и отметил факты классового расслоения общества. Несомненные заслуги в деле научного изучения Сибири и отстаивании права сибирских народов на их самобытность принадлежат представителям областнического течения – Н.Г. Потанину, А.В. Адрианову, Н.Н. Козьмину и др. А.В. Адрианов в "Очерках Минусинского края" отстаивал исконность проживания современных хакасов в Минусинском крае, которые "представляют крепко сросшийся со своей территорией элемент" . Он констатировал, что полукочевой быт у коренных жителей к концу XIX в. окончательно подорван.

Можно выделить наиболее характерные черты, свойственные дооктябрьской историографии Хакасии: отчетливо выраженный краеведческий профиль изучения, описательный фактологический подход при сравнительно слабом и методологически ограниченном осмыслении этнических процессов. К советской историографии Хакасии можно отнести большую часть трудов профессора Н.Н. Козьмина. Около 15 своих печатных работ посвятил он изучению истории местного края. Н.Н.Козьмин на основе письменных источников провел исследование этнического состава и политического строя енисейских кыргызов X VII в., которых он полностью отождествил с современными хакасами .

Автор пришел к выводу о существовании четырех улусов – княжеств и выделил элитарную родоплеменную группу в лице кыргызов. По-новому он подошел к характеристике хакасских сеоков и считал многие из них остатками бывших исторических образований. Н.Н. Козьмин отрицал мысль о чрезвычайной застойности общественных отношений у народов Южной Сибири, но, вместе с тем, абсолютизировал явления регресса .

По поводу происхождения и этнической истории хакасов в советской историографии существует большая литература с довольно разнообразным составом источников и противоречивыми выводами . Профессор Л.П.Потапов в своих этнографических трудах широко использовал российские письменные источники и данные этнонимики . В связи с тем, что общие этнонимы присутствуют в разных этнических объединениях, он приходит к выводу о конгломератности и довольно позднему образованию хакасского народа, а также отрицанию их преемственности с кыргызами. Отсутствие комплексного подхода к изучению этнической истории не позволило автору увидеть более глубинные процессы и дать объективную оценку. Профессор Л.Р. Кызласов приводит данные китайских источников (в основном, об этнониме "хягас") и относит хакасов к одной из древних общностей . Он очень углубляет собственно историю хакасского народа. Если Л.П. Потапов в первую очередь утверждает о конгломератности, то Л.Р. Кызласов этому не придает значение. Он представляет хакасов как неизменное, монолитное этносоциальное образование, сохранявшееся на протяжении очень длительного времени, начиная с эпохи раннего средневековья. Отдельные периоды существования этой общности он соотносит с известными историческими событиями – образованием Тюркских каганатов, господства уйгуров, кыргызским "великодержавием", монгольским завоеванием и т.д. При таком подходе к источнику (один этноним) собственно этническая история теряется (не выделяются отдельные этнические группы, отсутствует механизм этнического процесса и пр.).

К проблеме происхождения хакасов обращались специалисты других областей. Антропологии хакасов посвятил основные работы академик В.П. Алексеев . Его исследования достаточно аргументированы, однако материалы относятся к кыргызским киштымам. Поэтому выводы не могут быть использованы для решения кардинального вопроса, ибо обряд трупосожжения кыргызов лишает нас такой возможности. Антропологические материалы не отражают этнического ядра средневекового населения Хакасии.

Советскими учеными делались попытки выяснить археологические истоки отдельных видов культуры хакасов. Однако до сих пор в Хакасии погребальные памятники монгольского времени остаются неизвестными. Некоторые элементы более ранних археологических культур хотя и сопоставимы, но связать их нет возможности, т.к. каждая такая археолого-этнографическая параллель требует особого доказательства, которое обезоруживается следующим периодом, где нет ни археологических, ни этнографических данных. По всей видимости, указанные источники еще недостаточно изучены.

Несмотря на большое участие различных специалистов, проблема этнической истории хакасов остается не до конца решенной и в наши дни. Дело осложняется еще тем, что до сих пор не разрешен и чрезвычайно актуальный вопрос о степени родства енисейских кыргызов, предполагаемых исторических предков хакасов, и киргизов Тянь-Шаня. В какой степени енисейские кыргызы приняли участие в этнической истории народов Центральной и Средней Азии можно узнать только тогда, когда будут выявлены глубинные истоки этнической истории хакасов.

Современная наука понимает этнические процессы как постоянные изменения во времени характерных черт исторически сложившейся этнической системы. Происходит постоянное взаимодействие различных этнических компонентов, органически дополняющих друг друга в рамках того или иного объединения и конкретной исторической ситуации. "В ходе исторического процесса может значительно измениться этническая территория, а некоторые части этноса - даже отколоться от его основного ядра, может модифицироваться словарный состав языка, его морфологические, синтаксические и другие особенности, а некоторые части этноса вообще могут сменить язык,т.е. подвергнуться языковой ассимиляции, большие перемены могут произойти в материальной и духовной культуре и т.д., но пока у входящих в этнос людей сохраняются те или иные этнические черты и этническое самосознание, этнос продолжает существовать" .

В разные периоды этнический состав отдаленных и ближних предков хакасов, безусловно, менялся, трансформировался, дополнялся и много терял за счет миграций, смешения и контактов с соседними народами.

В этой ситуации, на наш взгляд, наиболее показательным источником, поддающимся в наше время историческому анализу, является комплекс - историческая память народа, наиболее полно отраженная в фольклоре, ономастика, топонимика, язык, а также традиционные элементы этнографической культуры. Эти источники и легли в основу работы. Они собраны в результате опроса многочисленных информаторов более чем за двадцатилетний стаж полевой работы. Большинства наших информаторов уже не осталось в живых, и записи с ними невозможно повторить, что, несомненно, повышает ценность материала. Свидетельства исторического фольклора, при соблюдении критического подхода к нему, выступают важным (иногда единственным) источником для изучения прошлого бесписьменных народов.

Вторая группа источников - это архивные данные из различных архивохранилищ страны. Наибольший интерес представляют материалы фондов Центрального государственного архива древних актов (ЦГАДА) и Ленинградской части Архива Академии наук СССР (ЛЧ ААН СССР), где сосредоточены богатейшие собрания документов по истории Сибири XVII-XVIII вв. В Государственном архиве Хакасской автономной области (ГАХАО) важным источником являются дела бывших хакасских ведомств.

Большое значение для исследуемой темы алеют записи и сведения путешественников и ученых: Д. Мессершмидта, П.С. Палласа, И.Г. Георги, А. Кастрена и многих других, посетивших Хакасию в XVIII-XIX вв. Особого внимания, на наш взгляд, заслушивают материалы обычного права хакасов.

В 1824 г. в Красноярске, по показаниям бегов и знатоков обычаев был составлен проект степных законов. В 1837 г. его вместе с проектами законов бурят, эвенков и якутов объединили в единый "Свод степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири" и издали в I841 г. в Петербурге . Данные материалы впервые вводятся в научный оборот.

Таковы основные источники нашей работы. Представленный источниковедческий комплекс в целом обеспечивает изучение данной темы, хотя степень полноты при освещении отдельных вопросов неодинакова. Исследование не претендует на исчерпывающее раскрытие проблемы, но выделенные в ней этапы формирования хакасов и сопровождающие их историко-культурные процессы, на наш взгляд, наиболее близко освещают чрезвычайно сложную и многообразную по формам своего проявления этническую историю жителей долины Среднего Енисея.