Что такое коммуникативная сторона общения в психологии. Коммуникативная сторона общения, ее характеристика

Коммуникативная сторона общения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Коммуникативная сторона общения
Рубрика (тематическая категория) Психология

Тема 2. Социальная психология общения

В психологической науке общение традиционно воспринимается как специфический вид совместной деятельности людей. Так, в работах известного отечественного психолога Б. Г. Ананьева человек воспринимается как субъект трех базовых видов деятельности - труда, познания и общения (Ананьев Б. Г. , 1977).

В структуре общения обычно выделяют когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент связан с обменом информацией словесными (знаковыми) средствами, аффективный - с обменом информацией на эмоциональном уровне, поведенческий - с общением с позиций взаимной регуляции поведения и деятельности партнеров по общению.

Рассмотрим характеристики каждой из выделœенных сторон общения.

Под коммуникацией в узком смысле слова принято понимать процесс обмена информацией между людьми. При этом следует понимать, что, в отличие от простого ʼʼдвижения информацииʼʼ, между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двоих индивидов, говорящих ʼʼна одном языкеʼʼ, являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе общения.

Еще Л. С. Выготский отмечал, что ʼʼмысль никогда не равна прямому значению словʼʼ (Выготский Л. С, 1956). По этой причине у общающихся должны быть не только идентичные лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Вместе с тем, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры носят социально-психологический характер.
Размещено на реф.рф
С одной стороны, такие барьеры бывают связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, а также с различным мировоззрением. С другой стороны, барьеры могут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся: застенчивости, скрытности, некоммуникабельности, а также взаимной неприязни или недоверия.

Информация, исходящая от коммуникатора, должна быть двух типов - побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Выделяется побуждение нескольких видов: активизация (побуждение к действию в заданном направлении), интердикция (запрет нежелательных видов деятельности), дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения или деятельности партнера).

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, при этом не предполагается непосредственное изменение поведения. Сам характер сообщения должна быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито ʼʼбезразличногоʼʼ тона изложения до включения в текст сообщения элементов явного убеждения. Убедительность - это способность формировать убеждения, т. е. ʼʼосознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациямиʼʼ. Факторы, повышающие убедительность сообщения, изучались и в отечественной социальной психологии, и в зарубежной. Шведский ученый К. Асп сформулировал способы повышения убедительности информации.

1. Релœевантность информации. Все факты и аргументы должны иметь отношение к той идее, которую хочет донести источник информации. Известно, что в первую очередь запоминаются аргументированные факты, во вторую - только факты. Общие утверждения и оценочные суждения оставляют в памяти незначительный след. Соотношение релœевантной информации с другими видами информации определяет ее плотность. Асп предложил разработанный им индекс плотности информации - соотношение количества релœевантных единиц информации с числом, к примеру, слов в сообщении.

2. Широта информации. Выражается в разнообразии аргументации.

3. Глубина информации. Выражается не только в логической, но и в научной обоснованности.

В отечественных исследованиях также приводится целый перечень факторов, способствующих повышению доверия к воспринимаемой информации.

1. Свойство желательности. Человек более склонен доверять тому, что для него приятно или полезно, или тому человеку, который ему симпатичен.

2. Свойство логического следования. В случае если исходная посылка признается человеком истинной, а вывод производится со строгой логической крайне важно стью, то человек будет доверять истинности вывода тем больше, чем короче логическая цепь вывода и чем отчетливее вывод сформулирован в понятиях, выражающих привычные для человека представления.

3. Свойство эмоциональности. Убеждающая сила речевого сообщения пропорциональна его эмоциональной насыщенности. Эмоционально насыщены в порядке убывания: беседа с одним человеком ʼʼс глазу на глазʼʼ, лекция, кино или телœевидение, радио, печатный или рукописный текст.

4. Кумулятивное свойство. Доверие тем выше, чем чаще встречаются факты, послужившие основанием для доверия.

5. Свойство непосредственности. Больше доверия вызывают факты, случившиеся с самим рассказчиком.

6. Свойство согласия. Доверие выше, в случае если другие компетентные лица согласны с приведенными фактами. Причем степень уверенности пропорциональна отношению числа соглашающихся к числу несогласных. И наоборот, сложившаяся уверенность может перейти в сомнение в случае несогласия других компетентных лиц.

7. Свойство ассоциативности. В случае если несколько высказываний имеют убеждающую силу, то эта сила возрастет, в случае если высказывания будут связаны в единую логическую систему.

8. Свойство безразличия. Изложенные факты обычно не вызывают значительного доверия, в случае если они безразличны воспринимающему их слушателю.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе: соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делœении различают вербальную и невербальную коммуникации (Андреева Г. М., 1998).

При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используют человеческую речь. При помощи речи реализуются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определœенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Важно заметить, что для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Речь одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

§ значение и смысл слов, фраз; важную роль играют точность употребления слова, его доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, точность произносимых звуков, слов, выразительность и смысл интонации;

§ речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи;

§ выразительные качества голоса - характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - ʼʼхм-хмʼʼ, ʼʼэ-э-эʼʼ и др.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена ʼʼкоммуникативных ролейʼʼ, т. е. смена ʼʼговорящегоʼʼ и ʼʼслушающегоʼʼ, когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он понял смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид общения представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит обогащение, развитие информации.

Кроме вербальных, коммуникативный процесс бывает представлен невербальными средствами.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Существует несколько подходов к разделœению жестов на группы. К первому из них относится разделœение жестов на выразительные исходя из их роли в коммуникативном процессе:

1. Жесты-ʼʼиллюстраторыʼʼ - это жесты сообщения: указатели (ʼʼуказующий перстʼʼ), пиктографы, т. е. образные картины изображения (ʼʼВот такого размера и конфигурацииʼʼ); кинœетографы - движения телом; жесты-ʼʼбитыʼʼ (жесты-ʼʼотмашки>>); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты - ʼʼрегуляторыʼʼ - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целœенаправленные движения руками.

3. Жесты - ʼʼэмблемыʼʼ - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. К примеру, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях ʼʼздравствуйтеʼʼ, а поднятые над головой - ʼʼдо свиданияʼʼ.

4. Жесты - ʼʼадапторыʼʼ - это специфические привычки человека, связанные со стремлением установить контакт: касания, похлопывания партнера по плечу, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.)

5. Жесты - ʼʼаффекторыʼʼ - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определœенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Другая классификация жестов, предложенная А. Пизом (2001), представляет практический интерес для наблюдателя, поскольку позволяет по неконтролируемым или слабо контролируемым движениям узнать скрытые намерения или эмоциональное состояние человека:

1) жесты уверенности - соединœение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

2) жесты нервозности, неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула перед тем, как на него сесть, и др.;

3) жесты стремления к самоконтролю - руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

4) жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

5) жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

6) жесты расположения к собеседнику - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

7) жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

8) жесты неискренности - прикрытие рукой рта; прикосновение к носу как более утонченная форма прикрывания рта͵ свидетельствующая либо о сокрытии истины, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; бегающий взгляд и др.

Следует отметить, что нюансы, которые придает включение оптико-кинœетической системы знаков в ситуацию коммуникации, оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, к примеру в различных национальных культурах.

Особая область социальной психологии, где исследуется расположение людей в пространстве при общении, принято называть проксемикой.

Выделяют следующие зоны дистанции при человеческом контакте.

Интимная зона (15-45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для общения в этой зоне характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определœенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделœение адреналина, прилив крови к голове и пр.
Размещено на реф.рф
Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всœегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

Личная, или персональная, зона (45-120 см); она служит для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагается только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

Социальная зона (120-400 см); эта зона обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинœетах, как правило, с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (свыше 400 см); под этой зоной подразумевается зона для общения с большой группой людей, находящихся, к примеру, на митинге, и пр.

В целом всœе системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, крайне важно й людям для совместной деятельности.

Коммуникативная сторона общения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Коммуникативная сторона общения" 2017, 2018.

В ходе общения одним из важнейших аспектов взаимодействия выступает обмен информацией : различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами .

Коммуникация (от англ. communicate- сообщать передавать) – одна из сторон человеческого общения – информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями и т. п.). Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется коммуникация, так как человек, выполняющий определенную работу, ориентируется на оценку и мнение других о его работе.

Процесс обмена информацией характеризуется следующими признаками:

1. В процессе обмена информацией мы имеем дело в двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом. Любое общение предполагает взаимное информирование, налаживание совместной деятельности. Особую роль играет значимость информации: информация должна быть не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве: деятельность, общение и познание.

2. При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации , т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

4. Информация всегда меняется в процессе коммуникации.

5. Могут возникать специфические коммуникативные барьеры , которые носят социальный или психологический характер . Ситуация может усложниться из-за того, что партнеры относятся к различным социальным, политическим, религиозным группам или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, при неприязни по отношению друг к другу, недоверии и т. п.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем . Если в качестве знаковой системы используется человеческая речь , то идет речь о вербальной коммуникации . Речь является самым универсальным средством коммуникации , т.к. в этом случае менее всего теряется смысл сообщения, но при этом должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации. Посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируются друг на друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая .

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и стимулирует какое-то действие. Стимуляция может быть различной: активация – побуждение к действию в заданном направлении; интердикция – побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Для того, чтобы информация точно дошла до адресата американский исследователь Гарольд Лассуэлл предложил для изучения убеждающего воздействия СМИ модель коммуникативного процесса , которая включала 5 элементов:

1. Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор

2. Что? (передается) - Сообщение (текст)

3. Как? (осуществляется передача) - Канал

4. Кому? (направлено сообщение) - Аудитория

5. С каким эффектом? - Эффективность

Рассмотрение коммуникативной стороны общения предполагает обращение к такому понятию, как субъективная информативность личности .

Субъективная информативность личности – характеристика субъекта, указывающая на степень его осведомленности о предмете, средствах общения, собеседнике и других компонентах процесса общения. На субъективную информативность личности влияют многие факторы. Среди них можно выделить:

Индивидуально-психологические свойства субъекта;

Предыдущий опыт межличностного взаимодействия;

Возрастные особенности;

Когнитивные характеристики;

Социокультурный уровень;

Уровень общей психологической культуры;

Во многом результат любого взаимодействия зависит от уровня субъективной информативности участников. При недостаточном уровне может возникать непонимание, общение будет затруднено вследствие возникновения различного рода барьеров, каузальных атрибуций и т.д. Рассмотрим более подробно понятие барьер общения.

Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению .

Выделяют: барьеры понимания , барьеры социально-культурного различия , барьеры отношения .

2. Социально-культурные барьеры – это социальные , политические, половозрастные и профессиональные различия между партнерами по общению, которые приводят к разной интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

3. Барьеры отношения – это психологический феномен, возникающий в процессе общения коммуникатора и реципиента. Речь идет о возникновении чувства неприязни, недоверия к коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.

Рассматривая в предыдущем вопросе виды общения, мы указали, что процесс обмена информацией идет двумя каналами: вербальным (при помощи речи) и невербальным . Невербальное общение имеет принципиальное значение в процессе передачи информации от коммуникатора реципиенту.

Напомним, что Невербальное общение – это коммуникация между индивидами без использования слов, т.е. без речевых и языковых средств , представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Психолог Аллан Пиз считает, что при помощи невербальных средств общения передается до 80% информации.

Выделяют следующие виды невербальных средств общения .

1. Кинесика изучает внешние проявления человека, включающие в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (движение тела – осанку, походка, позы), жесты и взгляд .

2. Экстралингвистика исследует речевые паузы, кашель, плач, смех, а паралингвистика – громкость, тембр, ритм, высоту звука.

3. Такесика изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание).

4. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство).

Количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека, пола, типа темперамента, социального статуса, национальности.

Мимика тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжении или покоя. Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит, радость, гнев, печаль, то есть самые распространенные эмоциональные состояния лица. Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками.

Улыбка является универсальным средством невербального общения. Она обозначает потребность в одобрении, доброжелательность. Некоторые психологи придерживаются мнения о том, что человек улыбается не только тому, что рад чему-либо, но и потому, что улыбка помогает чувствовать уверенность и быть счастливее. Улыбка украшает человека, дарит радость встречи, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению. Улыбка может быть дружелюбная, ироничная, заискивающая, презрительная, несмешливая и т.д. Следует помнить, что улыбка должна соответствовать ситуации и не должна вызывать раздражение собеседника.

Взгляд – это первый шаг на пути к собеседнику. Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д. Зрительный контакт помогает регулировать разговор. Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на собеседника, чем когда он его слушает. Если мысль говорящего закончена, то он, как правило, смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: «Я все сказал, слово за вами». Взгляд в сторону или искоса воспринимается как выражение подозрения или сомнения.

Жесты . В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки. Даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике. Рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, – согласие на подчинение, а рука поданная вертикально, – партнерское рукопожатие. Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и движением чувств человека.

В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов :

Жесты оценки, при которых человек оценивает информацию (почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание);

Жесты самоконтроля (руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился в подлокотники);

Жесты доминирования (жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз);

Жесты расположения (прикладывание руки к груди, означающее честность, прикосновение к собеседнику).

Поза – это положение человеческого тела. От умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит ваш внешний вид. Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации. Наиболее информативны плечевой пояс и верхняя часть тела человека. Человеческое тело способно принимать около тысячи различных положений, из которых в силу культурной традиции каждого народа одни являются запретными, а другие – нормативными.

В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:

Открытую, характеризующую искренность и правдивость (открытые ладони рук, развернутые навстречу собеседнику, руки и ноги не скрещены, расстегнутый пиджак;

Закрытую, или защитную, означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации (скрещенные руки, посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их;

Поза готовности, характеризующая желание активных действий, энтузиазм в достижение цели (руки лежат на бедрах, туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади.

Важное место для общения имеет голос , который является выразителем наших чувств. Тихим голосом разговаривают люди робкие и неуверенные в себе; очень громкая, «взвинченная» речь может восприниматься как резкость и агрессия. В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Каждому человеку необходимо работать над постановкой голоса, особенно учителю. Существенной значение имеет гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его в зависимости от содержания речи. Кроме того, очень важен тон речи, то есть окраска, голоса человека, с помощью которой он передает свои чувства и мысли. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр – это окраска звука, яркость, теплота, мягкость и индивидуальность. Неслучайно есть голоса, которые нас привлекают и надолго завораживают.

Одним из важнейших средств может стать умелое использование пауз, которые помогают доносить и воспринимать смысл высказывания.

Проксемика занимается нормами пространственной и временной организации общения.Выделяю 4 пространственные зоны, или дистанции в общении:

1. интимная (от 0 до 45 см). Является самой важной дистанцией и охраняемой человеком. Проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям;

2. личная (от 45 см до 120 см). Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей;

3. социальная (от 120 см до 400 см). Это дистанция официальных встреч с посторонними людьми, которых мы не очень хорошо знаем (новичок в группе, новый сотрудник в коллективе);

4. общественная или публичная (от 400 см до 750 см). При общении с большим количеством людей.

Определяющим фактором расстояния между общающимися являются социально-возрастные различия.

Итак, невербальное поведение человека, несмотря на свою подчиненность языку, обладает относительной самостоятельностью, формируется в конкретной культуре и несет ее отпечатки и не всегда осознается человеком. Это может приводить к возникновению коммуникативного диссонанса, когда наблюдается расхождение между вербальным и невербальным уровнями сообщения информации.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого феномена. Ука­занная сложность феномена общения требует выделения отдель­ных его составляющих, описания структуры. Существует не­сколько подходов к структурированию общения. Одним из час­то употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения - коммуникативную, инте­рактивную и перцептивную.

Коммуникация заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения проявляется в организации взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями. Перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания между ними.

Коммуникативная сторона общения

Общение, как обмен информацией. Говоря о коммуникации, мы, прежде всего, имеем в виду обмен между людьми различ­ными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это можно рассмат­ривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов: психологической обратной связи, наличии коммуникативных барьеров, коммуникативном влия­ нии и существовании различных уровней передачи информации (например, вербального и невербального). Проанализируем эти особенности подробнее.

Основная цель информационного обмена в общении - выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций или проблем. Для межлично­стного общения характерен механизм обратной связи . Содер­жание данного механизма состоит в том, что в межличност­ной коммуникации процесс обмена информацией как бы уд­ваивается и, помимо содержательных аспектов, информация, поступающая от реципиента к коммуникатору, содержит све­дения о том, как реципиент воспринимает и оценивает пове­дение коммуникатора. Выделяют прямую и косвенную обрат­ную связь. Косвенная обратная связь - это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. Для этого обычно используются различные риторические вопро­сы, насмешки, иронические замечания, неожиданные для партнера эмоциональные реакции. В данном случае коммуникатор должен сам догадываться, что именно хотел сказатьему партнер по общению, какова же на самом деле его реакция и его отношение к коммуникатору.

В процессе коммуникации перед участниками общения стоит задача не только обменяться информацией, но и до­биться ее адекватного понимания партнерами. То есть в меж­личностной коммуникации как особая проблема выделяется интерпретация сообщения, поступающего от коммуникатора (к реципиенту).

Коммуникативный барьер - это психологическое препятст­вие на пути адекватной передачи информации между партнера­ми по общению (см. выше).

Принято выделять два основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Прежде всего, эти два типа коммуникации различаются харак­тером психологической установки, возникающей у коммуника­тора по отношению к реципиенту. В случае авторитарного воздействия реализуется установка "сверху-вниз", в случае диалогического - установка на равнопра­вие. Установка "сверху-вниз" предполагает не только подчинен­ное положение реципиента, но и восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия: коммуникатор вещает, слуша­тель внимает и некритически впитывает информацию. Предпола­гается, что у реципиента нет устойчивого мнения по определенно­му вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении. При равноправной установке слушатель воспринимается, как активный участник коммуникативного про­цесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе об­щения собственное мнение. Соответственно различаются и пози­ции реципиентов в коммуникативных актах авторитарного диало­гического типа. В первом случае слушатель выступает в качестве пассивного созерцателя, во втором - вынужден заниматься актив­ным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу. Наблюдаются различия ив организации коммуникатив­ного пространства: 1) при авторитарной - все участники видят только лектора; 2) при диалогической - и коммуникатора, и друг друга.

Информация как таковая может быть двух типов: побуди­тельная и констатирующая. Побудительная информация прояв­ляется в форме приказа, совета или просьбы. Она призвана сти­мулировать какое-то действие. Стимуляцию, в свою очередь, подразделяют на активизацию (побуждение к действию в задан­ном направлении), интердикцию (запрет нежелательных видов деятельности) и дестабилизацию (рассогласование или наруше­ние некоторых автономных форм поведения или деятельности). Констатирующая информация проявляется в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время ком­муникативного процесса: открытую (когда коммуникатор от­крыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зре­ния); отстраненную (когда коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не ис­ключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто);закрытую (когда коммуникатор умалчивает о своей точке зре­ния, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее).

В процессе коммуникации осуществляются: взаимное влияние людей друг на друга; обмен различными идеями, интересами, на­строениями, чувствами и т.д. Чтобы описать процесс взаимовлия­ния, недостаточно знать только структуру коммуникативного акта. Необходимо проанализировать также мотивы общающихся, их це­ли, установки и т.п. Для этого следует обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Яв­ляясь универсальным средством общения, речь приобретает значе­ние только при условии включения ее в систему деятельности. Подобное включение обязательно предполагает употребление дру­гих - неречевых - знаковых систем. При этом речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и его семан­тикой, т.е. смыслом поступков (В.Г.Ананьев). Иначе говоря, пол­нота описания коммуникации требует учета и невербальных средств общения.

1.Введение…………………………………………………………………………………..3

2.Коммуникативная сторона общения………………………………………4

3.Заключение………………………………………………………………………….

4.Список используемой литературы……………………………………..

1.Введение

В своей контрольной работе я поставила задачу рассмотреть следующие вопросы:

1.В чем заключается психологическая сущность коммуникативных барьеров?

2.Что означает понятие коммуникация в узком и широком смысле слова?

3.В чем заключается психологический смысл обратной связи?

4.Почему семантический барьер является одним из наиболее

распространенным препятствием в понимании субъектами друг друга?

5.Как барьеры социально- культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

6.В чем заключается значение визуального контакта в коммуникационном процессе?

7.Каковы условия и средства различия коммуникационной компетенции?

Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми».

Процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию.

Коммуникативная сторона общения, состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств.

В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть напротив, люди, включенные в совместную деятельность, познают друг друга.

Этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникационного процесса.

Коммуникационный процесс- обмен информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информацией.

Основные функции коммуникации:

1.информативная- передача сведений

2.интерактивная- организация взаимодействия между людьми

3.перцептивная- восприятие друг друга партнерами по общению

4.экспресивная-возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:

1.отправитель информации

2.сообщение- собственно информация

3.канал-средство передачи информации

4.получатель информации.

Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов:

IЭТАП - начало обмена информацией, когда отравитель должен ясно представить, что он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

II этап- воплощение идеи в слова, символы, в сообщение.

Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи.

IIIэтап- передача информации через использование выбранных

каналов связи.

IVэтап- получатель информации переводит символы в свои мысли.

Vэтап- обратная связь- отклик получателя на полученную информацию,

на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.

Информация в общении не просто передается от одного партнера

к другому (при этом лицо, передающее информацию, принято называть коммуникатором, а получающего эту информацию- реципиентом).

Коммуникация


Коммуникатор Реципиент


Обратная связь

Обратная связь- это информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

Цель обратной связи- помощь партнеру по общению в понимании того, как воспринимаются его поступки, какие чувства они вызывают у других людей.

Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь- информацию о том, как люди вас поняли.

Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации.

Под обратной связью понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседником для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствие с этим собственного поведения.

Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод.

В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и на невербальном уровне.

Вербальная коммуникация, использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения, а также осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка.

Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы «считываем» в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее.

Сюда же можно отнести такую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз, имеющая место в визуальном общении.

Значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части «коммуникативного айсберга» - в области невербального общения.

Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения.

К анализу «невербалики» мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогает определить искренность другого.

Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддерживать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его.

В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, «длительность» их, смена статики и динамика взгляда, избегание его и т.д.

Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации. Их роль определяется не только тем, что они в состоянии усилить или ослабить речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая, тем самым, процесс коммуникации более открытым.

В процессе коммуникации человек может играть каждую из трех ролей: быть передатчиком, принимающим и передающим средством связи.

В то же время он является самым подверженным помехам каналом коммуникации, и тем не менее, информация очень часто передается именно через людей, что обусловливает определенные искажения в процессе.

Человек как элемент коммуникации – сложный и чувствительный «получатель» информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная им информация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно, усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.

Адекватность восприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессе общения коммуникативных барьеров.

В случае возникновения барьера информация искажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает реципиенту.

Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда ее искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль.

Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение. При этом передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию. Это говорит о замещающе - искажающем барьере.

Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями – эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.

Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации – это так называемое фонетическое непонимание.

Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искаженный грамматический строй речи.

Существует также семантический барьер непонимания, связанный прежде всего, с различиями в системах значений участников общения. Это проблема жаргонов и слэнгов.

Даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создает свое «поле значений», характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, или выражений. В различных микрокультурах не одинаково понимается смысл некоторых ценностей. Кроме того, каждая среда создает свой мини- язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи.

Все это вместе может значительно затруднить процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.

Причиной психологического барьера могут служить социально- культурные различия между партнерами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной интерпритации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации.

В качестве барьера может выступать и само восприятие партнера по общению, как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста.

Огромное значение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преграда на пути усвоения предлагаемой информации.

Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспринимает ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтет ее не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации, способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, есть коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность рассматривается, как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Заключение.

Выполнив контрольную работу я решила поставленные задачи, рассмотрев коммуникативную сторону общения.

Список используемой литературы.

1.Социальная психология; Морозов А.В.; М.; Академический проспект;2005.

2. Психология и этика деловых отношений; Столяренко Л.Д,; Ростов н/Д: «Феникс»; 2003.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Стороны структуры общения. Коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны общения. Информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции. Механизмом социально-психологической регуляции поведения людей.

    презентация , добавлен 27.12.2015

    Характеристика теорий социально-психологического воздействия (общих и специальных), разработанных различными психологическими школами. Отличительные черты таких социально-психологических способов влияния, как внушение, заражение, подражание, убеждение.

    контрольная работа , добавлен 11.08.2010

    Становление речевого воздействия как науки в конце ХХ века. Цели общения: информационная, предметная и коммуникативная. Основные способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, клянченье, внушение. Нормативные правила общения.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2015

    Понятие и отличительные признаки направленного и ненаправленного влияния, их место и значение в современной практической психологии. Средства внушения и особенности их применения. Убеждение как механизм влияния посредством логической аргументации.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2010

    Общение как основа межличностных отношений. Коммуникативная сторона общения. Типы информации и средства коммуникации. Психология межличностного общения. Социально-ролевые отношения. Социально-психологический климат в коллективе. Структура малых групп.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Сущность общения: функция и виды. Три взаимосвязанных стороны этого процесса: коммуникативная, интерактивная и персептивная. Факторы межличностного общения. Паралингвистические особенности невербального общения. Характеристика основных категорий общения.

    реферат , добавлен 06.10.2009

    Анализ терминов "общение" и "коммуникация" в психологической и социологической литературе, их соотношение, общие и отличительные признаки. Основные виды коммуникативных сфер. Задачи коммуникативного процесса, виды барьеров в общении. Внутригрупповой язык.