Уроки доброты (по рассказу «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева) (ЕГЭ по литературе). Сочинение на тему: Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев Несколько интересных сочинений
>Сочинения по произведению Конь с розовой гривой
Уроки доброты
Важное место в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» занимает тема доброты. Этот рассказ является автобиографическим и внесен в сборник «Последний поклон». В нем автор повествует об одном происшествии из детства, которое осталось в его памяти на всю жизнь. Главный герой произведения, мальчик Витя , рано оставшийся без матери и воспитанный бабушкой и дедушкой. Бабушка мальчика, Катерина Петровна, хоть и строгая женщина, но внука очень любила. Однажды она отправила его с соседскими мальчишками за ягодами. На вырученные деньги обещала купить ему пряничного коня с розовой гривой. В те годы такие сладости были редкостью, и мальчишки со всей деревни могли только мечтать о таком прянике.
Левонтьевские дети были хулиганистыми и невоспитанными, отчего бабушка мальчика их недолюбливала. И на этот раз они по дороге устроили драку, съели все собранные ягоды и мальчика Витю вынудили поступить также. Тогда он поделился своими ягодами, чтобы не прослыть жадиной. Возвращаться домой с пустой посудиной вовсе не хотелось, тем более, зная бабушкин характер. С ней не проходили никакие слезы или отговорки. Тогда, ребята посоветовали ему набить туесок травой, а сверху прикрыть единичными ягодами. Так и поступили. Когда вернулись, Санька , самый вредный из левонтьевских ребят, стал угрожать, что выдаст его бабушке, если тот не принесет калачи. Тогда Витя встал перед очередным нравственным выбором: красть у бабушки калачи или нет. Все-таки украл и носил до тех пор, пока Санька не насытился.
Происшествия этого дня так тревожили мальчика, что он никак не мог заснуть. Поутру решил рассказать все бабушке и просить прощения, а ее уже не было. Она отправилась в город продавать ягоды. Когда Катерина Петровна вернулась, то была очень зла на внука, а он забился в кладовку и не выходил весь день. Бабушка всем соседям рассказала, как с ней обошелся ее внук. Мальчику было ужасно стыдно. На следующий день приехал дед со своей заимки и посоветовал Вите поговорить с бабушкой и просить прощения. Он так и поступил. Бабушка сначала долго отчитывала его, а потом все-таки дала «коня с розовой гривой». Столько лет прошло с тех пор, дедушки с бабушкой давно не было, а автор и сам постарел. Однако он никогда не забывал того «урока» бабушки и пряничного коня.
Рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя не покидает ощущение сказки, волшебства происходящего. От первого до последнего слова повествование исполнено любви и доброты. Автор доносит до читателя идею о том, что самые важные в жизни уроки – именно такие уроки доброты.
Повествование ведется от первого лица. Главный герой, маленький мальчик, мечтает о розовом пряничном коне. Этот конь – просто чудо! Им можно любоваться, его так приятно прятать за пазухой, благодаря ему можно почувствовать свою власть и превосходство над леонтьевскими ребятишками. И какой же он вкусный!
Чтобы заслужить такое чудо, нужно немало постараться – набрать в лесу целый туесок земляники. Но как его наберешь, когда рядом шумная компания озорных малышей, которые так и норовят то подраться, то подурачиться. И так оно самой собой получилось, что главный герой возвращается вечером к бабушке с пустым туеском и в подавленном состоянии духа. С легкой руки коварного Саньки, решение находится быстро – мальчик набивает туесок травой, которую сверху присыпает ягодами, и отдает его бабушке.
Обман вскрывается быстро, буквально на следующий день: бабушка чуть не продала «землянику», которую собирал «бедный сиротиночка», на рынке. Конечно, пожилая женщина натерпелась позора, и маленького проказника, казалось, ждало неминуемое и суровое наказание. Предчувствуя беду, мальчик плохо спит накануне, весь день проводит в тревоге. Выбора нет, ему приходится идти домой. А там… конечно, бабушка вне себя от переживаний и негодования. На маленького шалуна накатывает волна раскаяния, он чувствует себя таким виноватым, таким пропащим…
На помощь приходит дедушка, пытаясь ободрить внука. И эта неожиданная доброта в ответ на его шалость вызывает у мальчишки обильные слезы, которые идут из самой глубины сердца, как чистое раскаяние. Сейчас он хочет только одного – чтобы его простили, чтоб у него на душе было легко, чисто и радостно, как раньше.
Кульминация рассказа – примирение с бабушкой и неожиданный подарок в виде заветного пряничного коня. Этот конь – даже больше, чем сбывшаяся мечта, он становится символом примирения, прощения и бескорыстной любви. Мальчишка прекрасно понимает, что своим поведением заслужил только наказание, поэтому для него конь становится гораздо большим, чем просто лакомство. Это урок любви, который он запомнил на всю жизнь и вспоминает с теплотой, уже став взрослым.
- Читая некоторые литературные произведения, не только с интересом следишь за сюжетом, но и полностью погружаешься в описываемую эпоху, растворяешься в повествовании. Именно таков рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Во многом этот эффект достигается благодаря тому, что автор сумел передать своеобразную колоритную речь героев. Действие рассказа происходит в глухой сибирской деревушке, поэтому в речи героев много устаревших и просторечных слов. Речь Катерины Петровны, бабушки, особо ими богата. Будучи […]
- В рассказах Виктора Астафьева очень часто поднимается тема детства. Читая рассказ «Конь с розовой гривой», сразу погружаешься в чарующий мир, где земляника кажется особо вкусной, где так хочется завоевать авторитет у ребятишек из соседнего двора, и так боишься рассердить бабушку. Название рассказу дал прекрасный пряничный конь, о котором мечтает герой повествования. Этот конь необычайно красив, у него розовая грива и розовые копытца, а сам он белый-белый. Его можно прятать за пазуху и слышать, как он там […]
- В огромном количестве произведений русской литературы 20 века присутствует тема сохранения природы, писатели и поэты задают себе и внимательному читателю вопрос: что для нас природа? Что мы готовы сделать для того, чтобы сохранить ее первозданный вид? Проблема преумножения богатств и сбережения ресурсов стоит перед всем человечеством сравнительно недавно. Ведь именно в 20 веке мы стали остро ощущать это на себе. Над ее решением трудятся лучшие умы планеты, о ней пишут самые талантливые писатели. В рассказах […]
- Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность. В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, […]
- Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе прослеживается во всех произведениях Виктора Астафьева. Писатель глубоко и тонко чувствует, как важно человеку беречь природу, относиться уважительно к ее законам. В рассказе «Васюткино озеро» природа предстает как чувствующее ранимое существо, живущее своей собственной жизнью, с которой неразрывно связана жизнь человека. С развитием цивилизации человек все больше и больше теряет связь со своими корнями, с источником жизни. Алчность и ненасытность приводят […]
- Тема взаимодействия человека и природы не раз поднималась в творчестве Виктора Астафьева. В его рассказе «Васюткино озеро» два главных действующих лица: Васютка и тайга. Эта идея отражена даже в названии: Васютка выступает как представитель людского рода, а озеро становится символом тайги. На протяжении всего рассказа автор доносит до читателя идею о том, что, будучи сыном природы, человек обязан соблюдать ее законы. Того, кто их нарушает, неминуемо ждет суровое наказание. В самом начале рассказа Васюткин […]
- Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» описывает приключения мальчика, который потерялся в тайге. Главный герой, подросток, продержался почти пять суток в условиях, в которых даже взрослому крепкому мужчине пришлось бы тяжело. Что же помогло Васютке выжить в тайге? Васютка отправляется за кедровыми орешками, по привычке взяв с собой ружье, краюшку хлеба, нож и спички. Зайдя довольно глубоко в лес, мальчик с удилением замечает глухаря – редкую добычу. Когда Васютка, погнавшись за глухарем, окончательно […]
- По преданию, дары волхвов – это драгоценные благовония, которые три мудреца‑волхва преподнесли младенцу Иисусу. Они увидели, как вспыхнула звезда на востоке, и поняли, что родился спаситель мира. Отсюда пошел обычай в Рождество дарить своим близким подарки. В рассказе О. Генри все происходит по‑другому. «Меблированная комнатка за восемь долларов в неделю. В обстановке не то, чтобы вопиющая нищета, но скорее красноречиво молчащая бедность. Внизу, на парадной двери, ящик для писем, в щель которого не […]
- Главный герой одноименной повести Гоголя Тарас Бульба воплощает в себе лучшие качества украинского народа, выкованные им в борьбе за свою свободу от польского гнета. Он щедр и широк душой, искренне и пылко ненавидит врагов и также искренне и пылко любит свой народ, своих товарищей-казаков. В характере его нет мелочности и эгоизма, всего себя он отдает родине и борьбе за ее счастье. Не любит он нежиться и не хочет для себя богатства, ведь вся его жизнь в сражениях. Все что ему нужно - это чистое поле и хороший […]
- У меня никогда не было собственной собаки. Живем в городе, квартира невелика, бюджет ограничен и лень менять свои привычки, подстраиваясь под собачий "прогулочный" режим... В детстве я о собаке мечтала. Просила купить щеночка или взять хоть с улицы, любого. Готова была ухаживать, дарить любовь и время. Родители все обещали: "Вот подрастешь...", "Вот пойдешь в пятый класс...". Прошел и 5-й, и 6-й, потом уже я подросла и поняла, что собаку в дом никто никогда не пустит. Договорились на кошках. С тех пор […]
- Великая Отечественная война безусловно является центральным историческим событием 20 века. Поэтому неудивительно, что про неё написано множество великих литературных произведений, как в прозе, так и в стихах. Разумеется, основную лепту здесь внесли советские писатели, которые не понаслышке были знакомы с ужасами той страшной войны. Многие литераторы той поры сами принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны и в своих произведениях доносят «окопную» правду того эпохального времени, […]
- Творческая личность в силу своей эмоциональности нисколько не защищена от жизненных реалий, и биография Цветаевой тому подтверждение. Поэтесса Цветаева Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Мать ее была талантливой пианисткой и происходила из польско-немецкой семьи, отец – известным филологом и искусствоведом, на момент рождения дочери он был профессором Московского университета, позже он стал директором Румянцевского музея и основал музей изящных искусств. Ранее детство поэтессы проходило в […]
- Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть "Дубровский" была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем "Дубровском", молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими "бурями", человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла - его читал и […]
- Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой‑то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно это и составляло задачу Ольги Ильинской – разбудить Обломова, заставить его проявить себя как человека деятельного. Девушка считала, что любовь подвигнет его на великие свершения. Но она глубоко ошибалась. Невозможно разбудить в человеке то, чего у него нет. Из‑за этого недоразумения разбились сердца людей, герои страдали и тяжело […]
- Литературная судьба Фета не совсем обычна. Его стихи, написанные в 40-х гг. XIX в., были встречены очень благожелательно; их перепечатывали в хрестоматиях, некоторые из них были положены на музыку и сделали имя Фета очень популярным. И действительно, лирические стихи, проникнутые непосредственностью, живостью, искренностью, не могли не привлечь внимания. В начале 50-х гг. Фет печатался в «Современнике». Его стихи высоко ценил редактор журнала Некрасов. Он писал о Фете: «Что-то сильное и свежее,чисто […]
- Поэма Гоголя « Мертвые души» – одно из величайших и в то же время загадочных произведений XIX в. Жанровое определение «поэма», под которой тогда однозначно понималось лирико‑эпическое произведение, написанное в стихотворной форме и по преимуществу романтическое, воспринималось современниками Гоголя по‑разному. Одни нашли его издевательским, а другие усмотрели в этом определении скрытую иронию. Шевырев писал, что «значение слова “поэма” кажется нам двояким... из‑за слова “поэма” выглянет глубокая, значительная […]
- В то время, когда Владимир Маяковский начинал свою творческую деятельность, в литературе разгорелась дискуссия, должны ли писатели обращаться к теме любви. Маяковский пишет и посвящает Лиле Брик поэму «Люблю». В ней чувство любви отражается поэтом не так, как в классической поэзии XIX в. У Маяковского любовь – это глубоко личные переживания, не имеющие ничего общего с мнением обывателей о любви. Первую часть произведения поэт назвал «Обыкновенно так», чтобы противопоставить обыденному восприятию чувства любви […]
- В воскресенье я с бабушкой ходила в галерею. Там я видела много интересных картин русских художников. В каждом зале мы смотрели на картины одного автора. И мне очень понравилась и запомнилась картина художника Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». Она очень большая. Экскурсовод рассказал нам, что эта картина нарисована по известной русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». На ней Иван-царевич с Еленой-Прекрасной убегают от погони. Их везет на себе Серый Волк. Он очень большой […]
- Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
- Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
Уроки доброты
Важное место в рассказе В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” занимает тема доброты. Этот рассказ является автобиографическим и внесен в сборник “Последний поклон”. В нем автор повествует об одном происшествии из детства, которое осталось в его памяти на всю жизнь. Главный герой произведения, мальчик Витя, рано оставшийся без матери и воспитанный Бабушкой и дедушкой. Бабушка мальчика, Катерина Петровна, хоть и строгая женщина, но внука очень любила. Однажды она отправила его с соседскими мальчишками за ягодами.
На вырученные деньги обещала купить ему пряничного коня с розовой гривой. В те годы такие сладости были редкостью, и мальчишки со всей деревни могли только мечтать о таком прянике.
Левонтьевские дети были хулиганистыми и невоспитанными, отчего бабушка мальчика их недолюбливала. И на этот раз они по дороге устроили драку, съели все собранные ягоды и мальчика Витю вынудили поступить также. Тогда он поделился своими ягодами, чтобы не прослыть жадиной. Возвращаться домой с пустой посудиной вовсе не хотелось, тем более, зная бабушкин характер. С ней не проходили никакие слезы или отговорки. Тогда, ребята посоветовали
ему набить туесок травой, а сверху прикрыть единичными ягодами. Так и поступили. Когда вернулись, Санька, самый вредный из левонтьевских ребят, стал угрожать, что выдаст его бабушке, если тот не принесет калачи. Тогда Витя встал перед очередным нравственным выбором: красть у бабушки калачи или нет. Все-таки украл и носил до тех пор, пока Санька не насытился.
Происшествия этого дня так тревожили мальчика, что он никак не мог заснуть. Поутру решил рассказать все бабушке и просить прощения, а ее уже не было. Она отправилась в город продавать ягоды. Когда Катерина Петровна вернулась, то была очень зла на внука, а он забился в кладовку и не выходил весь день. Бабушка всем соседям рассказала, как с ней обошелся ее внук. Мальчику было ужасно стыдно. На следующий день приехал дед со своей заимки и посоветовал Вите поговорить с бабушкой и просить прощения. Он так и поступил. Бабушка сначала долго отчитывала его, а потом все-таки дала “коня с розовой гривой”. Столько лет прошло с тех пор, дедушки с бабушкой давно не было, а автор и сам постарел. Однако он никогда не забывал того “урока” бабушки и пряничного коня.
Другие работы по этой теме:
- Рассказ Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок,...
- Воспитание Основная тема многих рассказов В. П. Астафьева – тема взросления. Он часто возвращается к своему собственному детству, так как оно оставило неизгладимый отпечаток на...
- Рассказ Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя...
- Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает события своего детства. Мальчишка отправился в лес с другими ребятами, чтоб насобирать ягод на продажу. Бабушка обещала ему...
- Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его. Писатель ставит в рассказе важные нравственные...
- Весело и интересно проведенный день В своих рассказах Виктор Астафьев часто поднимает тему детства и многие из них были автобиографичны. Читая произведение “Конь с золотой...
- Мой любимый герой Рассказ “Конь с розовой гривой” можно отнести к разряду поучительных, потому что главный герой к концу произведения учится ценить и любить своих...
Исследовательская работа. Уроки доброты и прощения в «Притче о блудном сыне» и в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой ». Выполнила ученица 6 класса МОУ СОШ №2 г. Можайска Шудрова Е. Руководитель: Трифонова И. В.
Исследовательская работа. Тема: Уроки доброты и прощения в «Притче о блудном сыне» и в рассказе «Конь с розовой гривой». Цель: показать, как доброта, милосердие, прощение помогают людям стать лучше. Задачи: 1. Сравнить «Притчу о блудном сыне» и рассказ «Конь с розовой гривой». 2.Показать, как отец в притче и бабушка в рассказе «наказывают» детей добротой. 3. Раскрыть урок доброты и прощения в произведениях.
3 В « Притче о блудном сыне» сказано: «Младший сын потребовал от отца часть наследства и, собрав все, пошел в дальнюю сторону, и там растратил имение свое, живя распутно». К чему привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?
Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу, пасти свиней. «И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему».
Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что не достоин называться сыном своего отца. Он решил вернуться, чтобы быть хотя бы наемником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, так как посчитал себя недостойными их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой. .
Как встречает его отец? Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И отец оказался мудр: ни слова упрека, ни нравоучений. Он понимает, что сыну и без того тяжко и стыдно, что урок, данный ему жизнью, не прошел даром, и ничего к этому добавлять не нужно. .
7 Как понимаем слова отца: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся?» Сын был «мертв», потому что забыл заповеди божьи и вел распутную жизнь, теперь же он осознал свой грех, покаялся; ожил – к нему вернулась душа. Какую идею несет притча? Притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.
Перед бабушкой в рассказе «Конь с розовой гривой» так же, как и перед отцом в притче, стоял выбор: она могла хранить обиду и упрекнуть внука в обмане и в краже. Но бабушка прощает его. И прощает как по природной доброте своей и жалости, так и из способности тонкого и чуткого понимания, что внук раскаивается. Б абушка «наказывает» внука добротой. И дело не только в том, что нельзя обманывать и предавать близких, но в осознании необходимости прощать. Она зло побеждает добром. « По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой. - Б ери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку…»
Оказывается, родительская любовь – то, без чего нельзя жить. Она выше справедливости. Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, что не сделало бы самое тяжкое наказание. Писатель благодарен бабушке за её доброту, за веру в него, за то, что помогла осознать свою вину. «Сколько лет с тех пор прошло! ..А я все не могу забыть бабушкиного пряника- того дивного коня с розовой гривой». Так заканчивает свой рассказ писатель. Он оправдал её доверие и вырос настоящим человеком, понимающим, что такое честность, долг, совесть, доброта. .