Бестактность в литературных произведениях. Аргументы к сочинению ЕГЭ

  • Пример готового сочинения к ЕГЭ.
  • Исходный текст, по которому пишется сочинение.

Проблема необдуманного обращения со словом и бестактности в отношении окружающих

Образец сочинения

Одна талантливая поэтесса однажды заметила:

Поосторожней со словами,
Они и ранят, и казнят,
Они порой в душе, как камень,
Никем неубранный, лежат.

С этой мыслью нельзя не согласиться. Слово может принести человеку несказанную радость, а порой и повергнуть его в страшное отчаяние. Именно этой теме посвящен текст С. Львова. Основная проблема его - проблема необдуманного обращения со словом и, как следствие ее, проблема бестактности в отношениях с ближним.

Проблема эта очень актуальна для нашей современной жизни. Как часто подобного рода бестактности мы встречаем в различных журнальных и газетных статьях, в публикациях в Интернете.

С. Львов очень озабочен этим небрежным обращением со словом. Он приводит пример ситуации из своей жизни. Известный писатель навсегда обидел мальчика, назвав его в своей статье «языкатым толстяком». А девушка-писатель попала в больницу, получив жесткую рецензию на свое произведение. «Осторожно со словом! Оно может тяжко ранить!» - призывает в финале автор.

Текст С. Львова очень образный, эмоциональный. Автор использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитет («языкатым толстяком»), метафору {«вытаскивать ее из пропасти отчаяния»), градацию («жалкого, слабого, никому не интересного человека»).

Я полностью разделяю точку зрения автора. Нужно быть острожным в обращении со словом, потому что мы можем не только обидеть окружающих, но и быть непонятыми ими. Наши слова могут истолковать превратно. Вспомните знаменитые строки Ф.И. Тютчева:

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.

И словно продолжает тютчевскую мысль наша юная поэтесса А. Небутова в стихотворении «Поосторожней со словами». Она говорит здесь о том, что «словом можно убить человека». Как порой мы жалеем о вырвавшихся у нас невольно словах, причинивших боль другому человеку!

Так же считал и Л.Н. Толстой, писавший: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей».

Таким образом, будем внимательны и бережны в обращении со словом, будем бережны в обращении со своими близкими, друзьями, окружающими людьми.

Текст к сочинению на тему необдуманного обращения со словами, бестактности

Раны от слова вызываются не только грубостью, а часто необдуманным обращением со словом. Я сам однажды в жизни пострадал от этого. В детстве я был полным и таким остался. Взрослым переношу это легко, а когда был школьником, меня дразнили, я страдал ужасно. Понадобилось немало выдержки и умения постоять за себя, чтобы дразнить перестали. И вот нас, группу школьников, пригласил в редакцию большой газеты известный писатель. Поили чаем и угощали пирожными. Писатель беседовал с нами о школе. Готовился написать очерк. Отвечал на его вопросы и я. Очерк появился. Я развернул газету и похолодел: он, указав имя, фамилию и школу, назвал меня в очерке «языкатым толстяком Сережей!». Много ли радости в том, что он похвалил мои ответы? На всю страну прославил меня - языкатым толстяком! Сказано было метко, сколько я ни отбивался, ничего не помогало, надолго прилипло ко мне это новое прозвище. Ответ был один: «В газете так напечатали! Значит, так оно и есть».

Прошло много лет. Мы встретились с этим писателем в доме отдыха. Разговорились, и я спросил его:

А вы знаете, какое горе вы мне когда-то причинили?

Он страшно удивился.

Я рассказал ему эту историю. Он сказал:

Забыл: Извините меня!

Взрослый, я его извинил, мальчишкой же ненавидел. Дети особенно чувствительны к слову, особенно ранимы. Родители, педагоги, журналисты, пишущие о детях, врачи, не забывайте об этом.

В одной семье произошел такой случай. Дочка, школьница пятого класса, которая незадолго до того перенесла тяжелое долгое заболевание, вернулась однажды домой бледная и сказала:

В эту школу я больше не пойду.

Ничего объяснять она не стала. Видно было только - потрясена безмерно.

Лучше умереть, чем в эту школу.

Родители решили перевести девочку в соседнюю школу. И только спустя годы она рассказала, в чем было дело. На медицинском осмотре в присутствии подруг школьный врач сочувственно воскликнула:

С таким сердцем жить нельзя!

Подруги засыпали девочку вопросами. Она молча оделась и молча вышла из школы. Вышла, чтобы больше никогда туда не возвращаться. Никому ничего не сказала, чтобы никого из близких не огорчать. Она верила старшим и думала, что живет последние недели.

Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а глупость, невежество.

Девушка-ткачиха с детства сильно заикалась и очень страдала от этого. Жизнь ее складывалась несладко. Она описала свою историю в повести, где изобразила себя под другим именем. У нее была наивная мечта: напечатают повесть, люди прочитают, узнают ее в героине и поймут, как были к ней несправедливы. И жизнь ее изменится. Послала она повесть в литературную консультацию. Сотрудник, прочитавший рукопись, видно, спешил, а может, плохо знал свое дело. Только он не заметил, что в сопроводительном письме было сказано: повесть автобиографическая. И написал автору: вы вывели в качестве главного героя жалкого, слабого, никому не интересного человека.

Ему казалось, он пишет рецензию на повесть, а написал он отзыв о жизни девушки, которая и без того считала себя никому не нужной. Его жестокий - не по злой воле, а по невнимательности и душевной тупости - ответ надолго уложил девушку в больницу. И когда мы с товарищами по редакции взялись вытаскивать ее из пропасти отчаяния, это оказалось нелегко!

Осторожно со словом! Оно может тяжко ранить!


1. Вспомним повесть А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Гринёв, влюблённый в Машу Миронову, написал стихотворение и прочёл его Швабрину, чтобы тот оценил произведение. Гринёв ожидал похвалы, но Швабрин сказал, что стихи нехороши. Взяв тетрадку, он разобрал каждое слово, высмеяв стихотворение.

2. М.А.Булгаков "Собачье сердце". Председатель домкома Швондер, стремясь выражаться витиеватыми, увесистыми фразами, строит неправильные, бессмысленные предложения, отчего профессор Преображенский не может его понять. Зайдя в дом профессора, ни он, ни его спутники не сняли головных уборов, а своей грязной обувью они испачкали чистые ковры.

Бескультурным в повести Булгакова является и Полиграф Полиграфович Шариков.

Его речь изобилует просторечными и грубыми словами, а выглядит он всегда неопрятно: его одежда порванная, грязная и безвкусная. Появление этого героя лишает покоя всех окружающих его людей. Шариков целыми днями сквернословит и играет на балалайке, приходит в дом пьяный и приводит с собой посторонних людей.

3. Из воспоминаний В.П.Астафьева. В санатории во время концерта классической музыки зрители уходили из зала, громко хлопая крышками стульев, оскорбляя музыкантов.

Обновлено: 2017-07-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Даже чуткий и участливый человек может бестактно отреагировать на чужую беду. Иногда слова ободряющего ранят, хотя он сам этого не желает. Почему же так происходит? Как избежать этого?

Хотел успокоить, но обидел

Человека, впавшего в депрессию, призывают немедленно взять в себя в руки. Женщину, потерявшую ребёнка, успокаивают тем, что она сможет родить ещё. Подросток, страдающий от травли со стороны сверстников, обвиняется в слабости характера и безвольности. В подобных случаях люди пытаются помочь другу (родственнику), которому пришлось столкнуться с проблемами в своей жизни, однако не замечают, что ведут себя бестактно. Джулиана Брейнс, социальных психолог, знает, почему так происходит. Всё дело в том, что сочувствующий не всегда может оценить масштаб переживаний пострадавшего или же попросту игнорирует их.

К примеру, Шерил Сендберг, член совета директоров Facebook, не так давно потеряла мужа. Через 30 дней после трагедии женщина опубликовала в этой же социальной сети пост, посвящённый окончанию шлошима (иудейской поминальной традиции). Шерил Сендберг очень ранил простой комментарий друга, который говорил о том, что всё будет хорошо.

На самом деле искренне сочувствующий человек признаёт, что подобная ситуация никогда не сможет стать благоприятной, ведь скорбящий всю жизнь будет горевать об утрате. Бестактность может проявится в том, что «участливый» человек пытается возложить ответственность за произошедшее на саму жертву обстоятельств.

Причины бестактности

Многих интересует, почему же люди не умеют тактично вести себя, когда с их приятелем, другом или родственником случилась беда. Причина такого поведения зачастую объясняется тем, что сочувствующему не приходилось сталкиваться с проблемой, из-за которой переживает пострадавший. К примеру, человек, наслаждающийся гармоничными отношениями с партнёром, не сможет разделить душевную боль брошенного или обманутого.

Не могут искренне сочувствовать горюющему другу или родственнику те, кто успешно преодолел похожую ситуацию в своей жизни.

Эмпатия заставляет участливого человека взять на себя часть той боли, которую испытывает «жертва» сложившихся обстоятельств. Есть люди, которые специально не вникают в проблемы пострадавшего, так как пытаются оградить себя от душевных страданий. Их безразличие и оскорбляет того, кто нуждается в поддержке.

Многие люди предпочитают сразу же давать советы страдающему, однако часто последний требует элементарной психологической поддержки. Человек, переживающий горе, в первое время после произошедшего, посчитает раздачу советов верхом бестактности и чёрствости.

От неприятностей никто не застрахован. Беда может произойти и с тем, кого все знают как сильную и независимую личность. Людям, наблюдающим подобную ситуацию тяжело смириться с тем, что от горя страдает тот, кто должен проявлять силу духа. Именно поэтому они пытаются абстрагироваться от неё.

Банальная растерянность может вылиться в бестактность. К примеру, человек попросту не может найти слов утешения, поэтому говорит страдающему «не бери в голову» или «всё будет хорошо». Однако подобные банальности ещё больше ранят человека, столкнувшегося с трудностями в своей жизни.

Оказывается, как трудно ответить на такой простой вопрос! Толковые словари Ушакова, Ожегова и Шведова трактуют бестактность как свойство, лишенное чуткости, чувства приличия. Древнегреческий ученый Теофраст утверждает, что «Бестактность – это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность людям, с которыми общаешься…» . Каждый из живущих хотя бы один раз сталкивался с подобным явлением.
Мы можем, не подумав обидеть человека, ранить его, обидеть совсем напрасно.

Бесполезные советы даем, не спрашивая, нуждаются ли в них. И все это делаем из благих побуждений, но, тем не менее, это бестактность по отношению к окружающим.
Такт, деликатность, благородство нужно постоянно воспитывать в себе самим. К примеру, кто-то из твоих одноклассников прочитал чужую записку. На первый взгляд - мелочь? Скорее - бестактность. У некоторых есть привычка хлопать дверью, сильно до звона в стеклах, так, что вздрагивают окружающие. В предложенном отрывке в предложениях 25-30 приводятся примеры более яркие. Мальчики-одноклассники грубо высмеивают своего товарища, подарившего девочке цветы. Бесцеремонно вмешиваются в разговор и старшеклассники, проходившие мимо. Насмешки и высмеивание благих намерений приводят героя к тому, что он сам совершает аналогичный поступок (предложение 34-37) и обижает этим свою маму. В этом случае подходит любое определение – отсутствие воспитания, бестактность, грубость. Конечно, одобрить или примириться с бестактностью, как бы она не проявлялась, нельзя.

Я считаю, что умение вести себя, знать, как поступить в тех или иных обстоятельствах, должно быть присуще каждому человеку. А это уже должно прививаться в семье, школе. Помните, А. П. Чехов сказал: «…Хорошее воспитание не в том, что не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».

Исходный текст для работы над сочинением:

(1)Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
– (3)Это мне папа подарил, – сказала мама. – (4)Ведь сегодня Восьмое марта.
(5)Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. (6)Он немедленно побежал к себе в комнату, схватил портфель, вытащил открытку, в которой было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта и обещаю всегда тебя слушаться», и торжественно вручил маме.
(7)А когда он уже уходил в школу, мама вдруг предложила:
– (8)Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.
(9)Лена Попова была его соседкой по парте.
– (10)Зачем? – хмуро спросил он.
– (11)А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.
(12)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.
(13)По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. (14)Но у самой школы ему повезло: он встретил Лену Попову. (15)Подбежав к ней, протянул мимозу.
– (16)Это тебе.
– (17)Мне? (18)Ой, как красиво! (19)Большое спасибо, Витя!
(20)Она, казалось, готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.
(21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.
– (24)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.
– (25)Это мне Витя подарил, – спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.
(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорово, юный жених!
(30)Ребята засмеялись. (31)А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.
(32)Еле досидев до конца уроков, он, как только прозвенел звонок, со всех ног бросился домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.
(33)Когда мама открыла ему дверь, он закричал:
– (34)Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! (35)Вбежал в комнату, схватил веточки мимозы и бросил их на пол. – (36)Ненавижу эти цветы, ненавижу!
(37)Он стал топтать ветки мимозы ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались и умирали под грубой подмёткой его ботинок.
(38)А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. (39)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…
(По В. Железникову)*
* Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) – современный российский детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира.