Противодействие расследованию и меры по его преодолению. Государственные меры по преодолению кризиса

Каким образом разработать стратегию преодоления сопротивления изменениям? Как правило, ответить на этот вопрос непросто. Прежде всего потому, что как нет двух полностью одинаковых организаций, так не существует универсальных правил преодоления сопротивления. Многие менеджеры недооценивают не только разнообразие, с которым люди могут реагировать на изменения в организации, но и то, какое положительное влияние эти изменения могут оказывать на отдельных людей и коллективы. Однако все-таки существует ряд достаточно универсальных методов преодоления сопротивления стратегическим изменениям. Здесь мы рассмотрим две группы методов, предложенные Дж. Коттером и Л. Шлезингером.

Коттер и Шлезингер предлагают следующие методы преодоления сопротивления изменениям:

Ø информирование и общение;

Ø участие и вовлеченность;

Ø помощь и поддержка;

Ø переговоры и соглашения;

Ø манипуляции и кооптации;

Ø явное и неявное принуждение.

Ниже мы рассмотрим пути и условия успешного осуществления выделенных Дж. Коттером и Л. Шлезингером методов, однако предварительно представим результаты анализа в табл. 5.

Таблица 5. Методы преодоления сопротивления изменениям

Подход Обычно используется в ситуациях: Преимущества (достоинства) Недостатки
Информирование и общение При недостаточном объеме информации или неточной информации в анализе Если вам удалось убедить людей, то они часто будут помогать вам при осуществлении изменений Подход может требовать очень много времени, если вовлекается большое количество людей
Участие и вовлеченность Сотрудники имеют значительные силы для сопротивления Люди, которые принимают участие, испытывают чувство ответственности за осуществление изменения Подход может потребовать много времени
Помощь и поддержка Когда люди сопротивляются изменениям из-за боязни проблем адаптации к новым условиям Ни один другой подход не срабатывает так хорошо при решении проблем адаптации к новым условиям Подход может быть дорогостоящим и требовать большого количества времени и тем не менее может потерпеть неудачу
Переговоры и соглашения Когда отдельный служащий или группа явно теряют что-либо при осуществлении изменений Иногда это является сравнительно простым (легким) путем избежать сильного сопротивления Подход может стать слишком дорогостоящим, если ставит целью добиться согласия только путем переговоров
Манипуляции и кооптации Когда другие тактики не срабатывают или являются слишком дорогостоящими Этот подход может быть сравнительно быстрым и недорогим решением проблем сопротивления Подход может порождать дополнительное сопротивление, если у людей поймут, что ими манипулируют
Явное и неявное принуждение Когда необходимо быстрое осуществление изменений и когда инициаторы изменений обладают значительной силой Этот подход отличается быстротой и позволяет преодолеть любой вид сопротивления Рискованный способ, люди остаются недовольными инициаторами изменений


Информирование и общение. Мы уже отмечали выше, что один из наиболее распространенных путей преодоления сопротивления осуществлению стратегии заключается в предварительном информировании людей. Получение представления о предстоящих стратегических изменениях помогает осознать необходимость этих изменений и их логику. Процесс информирования может включать в себя дискуссии один на один, групповые семинары или отчеты. На практике это осуществляется, например, путем проведения семинаров менеджером для менеджеров низших уровней. Программа общения или информирования может восприниматься как наиболее подходящая, если сопротивление стратегии основывается на неверной или недостаточной информации, особенно если «стратеги» нуждаются в помощи противников стратегических изменений при осуществлении этих изменений. Эта программа требует времени и усилий, если осуществление ее связано с участием большого количества людей.

Участие и вовлеченность . Если «стратеги» вовлекают потенциальных противников стратегии на этапе планирования, то они зачастую могут избежать сопротивления. Стремясь добиться участия в осуществлении стратегических изменений, их инициаторы выслушивают мнение сотрудников, вовлеченных в эту стратегию, и впоследствии используют их советы. Исследователи обнаружили, что многие менеджеры очень серьезно относятся к вопросу участия персонала в осуществлении стратегии. Иногда это носит положительный характер, иногда - отрицательный, т. е. некоторые менеджеры считают, что всегда должны принимать участие в процессе осуществления изменений, в то время как другие считают это безусловной ошибкой. Оба отношения могут создавать ряд проблем для менеджера, так как ни одно из них не является идеальным.

Помощь и поддержка . Поддержка может осуществляться как предоставление возможности обучения новым навыкам, свободного времени служащим для обучения, просто возможности быть выслушанным и получить эмоциональную поддержку. Помощь и поддержка особенно необходимы, когда в основе сопротивления лежит страх и беспокойство. Бывалые суровые менеджеры обычно игнорируют подобные виды сопротивления, так же как и эффективность такого способа борьбы с сопротивлением. Основной недостаток этого подхода заключается в том, что он требует большого количества времени, следовательно, является дорогостоящим и тем не менее зачастую терпит неудачу. Если же времени, денег и терпения просто нет, то использовать методы поддержки не имеет смысла.

Переговоры и соглашения . Еще один путь борьбы с сопротивлением заключается в предоставлении стимулов активным или потенциальным противникам изменения. Например, менеджер может предложить сотруднику более высокую заработную плату в обмен на изменение рабочего задания, он может повысить пенсию отдельному служащему взамен на более ранний срок ухода на пенсию. Переговоры особенно подходят в том случае, когда ясно, что кто-то теряет в результате изменения, и тем не менее он обладает существенной силой сопротивляться. Достижение соглашения является сравнительно легким способом избежать сильного сопротивления, хотя оно, как и многие другие способы, может быть довольно дорогостоящим. Особенно в тот момент, когда менеджер дает понять, что он готов идти на переговоры, чтобы избежать сильного сопротивления. В этом случае он может стать объектом шантажа.

Манипуляции и кооптации . В некоторых ситуациях менеджеры пытаются скрыть свои намерения от других людей, используя манипуляции. Манипуляции в данном случае подразумевают избирательное использование информации и сознательное изложение событий в определенном, выгодном для инициатора изменений порядке. Одна из наиболее распространенных форм манипуляции - кооптация. Кооптация личности подразумевает предоставление ей желаемой роли при планировании и осуществлении изменений. Кооптация коллектива подразумевает предоставление одному из его лидеров или кому-то, кого группа уважает, ключевой роли при планировании и осуществлении изменений. Это не является формой участия, потому что инициаторы изменения стараются получить не совет кооптируемых, а только их поддержку. При определенных обстоятельствах кооптация может быть относительно дешевым и легким способом достижения поддержки отдельного индивидуума или группы служащих (более дешевый способ, чем переговоры, и более быстрый, чем участие). Но он имеет ряд недостатков. Если люди чувствуют, что их просто дурачат, чтобы они не сопротивлялись изменениям, что с ними обращаются не на равных или им просто лгут, то их реакция может быть крайне отрицательной. Кроме того, кооптация может создать еще и дополнительные проблемы, если кооптированные используют свои возможности оказывать влияние на организацию и реализацию изменений путем, который не отвечает интересам организации. Другие формы манипуляции также обладают недостатками, которые могут оказаться еще более существенными. Более того, если менеджер будет и в дальнейшем пользоваться репутацией манипулятора, то он рискует потерять возможность использовать такие необходимые подходы, как образование, общение, участие, и даже может испортить свою карьеру.

Явное и неявное принуждение. Менеджеры часто преодолевают сопротивление путем принуждения. В основном они заставляют людей смиряться со стратегическими изменениями путем скрытой или явной угрозы (угрожая потерей работы, льгот, возможности продвижения и т. д.), или путем реального увольнения, или путем перевода на более низкооплачиваемую работу. Так же как и манипуляция, использование принуждения - это рискованный процесс, потому что люди всегда сопротивляются навязанному изменению. Однако в ситуациях, когда необходимо быстро осуществить стратегию, и там, где она не пользуются популярностью, независимо от того, как она осуществляется, принуждение может быть единственным вариантом для менеджера.

Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является использование только одного или ограниченного числа подходов независимо от ситуации. Это касается и сурового начальника, который часто прибегает к принуждению, и менеджера, ориентированного на своих сотрудников, который постоянно пытается привлекать и поддерживать своих людей, и начальника-циника, всегда манипулирующего своими сотрудниками, и интеллигентного менеджера, который в большой степени полагается на образование и общение, и, наконец, менеджера типа адвоката, который все время старается вести переговоры.

Хьюз выделяет восемь факторов преодоления сопротивления изменениям .

Фактор 1 : учет причин поведения личности в организации:

принимать в расчет потребности, склонности и надежды тех, кого затрагивают изменения;

демонстрировать получение ими индивидуальной выгоды от реализации стратегии.

обладание достаточными властью и влиянием.

Фактор 3: предоставление информации группе:

соответствующая информация, относящаяся к делу и достаточно важная.

Фактор 4: достижение общего понимания:

общее понимание необходимости изменений;

участие в поиске и трактовке информации.

Фактор 5 : чувство принадлежности к группе:

общее ощущение причастности к изменениям;

достаточная степень участия.

согласованная групповая работа для снижения противодействия.

Фактор 7 : поддержка изменений лидером группы:

привлечение лидера в конкретной рабочей обстановке (без отрыва от непосредственной работы).

Фактор 8 : информированность членов группы:

открытие каналов связи;

обмен объективной информацией;

знание достигнутых результатов изменения.

Рассмотрим содержание этих факторов подробнее.

Учет причин поведения личности в организации . При любых изменениях необходимо принимать в расчет потребности, склонности и надежды тех, кого затрагивают изменения. Перед тем как принять участие в процессе изменений, человек должен видеть определенный персональный выигрыш, который он получит в результате этих изменений, тогда он вряд ли будет оказывать сопротивление изменению.

Значение авторитета руководителя . Чем выше авторитет руководителя, тем больше то влияние, которое он может оказать на процесс изменений. В большинстве организаций руководитель имеет больший престиж, чем члены вверенного ему трудового коллектива, поэтому пожелания руководителя обычно являются более мощным стимулом для начала и поддержания процесса изменений, чем пожелания того или иного его подчиненного. При этом официальный лидер коллектива и реальный лидер (часто неформальный) не обязательно должны быть одним и тем же лицом. Зачастую неофициальный лидер, обладающий высоким авторитетом в трудовом коллективе, может иметь большое влияние на процесс изменений. Независимо от того, имеется ли неофициальный лидер, непосредственный руководитель имеет больше власти и влияния, чем «тренер» из службы обучения персонала.

Предоставление информации группе . В группе может возникнуть осознанное стремление к изменениям, если ей предоставляется информация о том, как будет действовать группа в процессе изменений, в чем ее задача, как изменится ее работа и т. п., особенно если эти данные объективны и в них содержится новая информация, дополняющая уже имеющуюся. Относящаяся к изменениям информация, сосредоточенная в какой-либо одной организации или группе, имеет большее влияние, чем общая информация о деятельности отдельных людей. Чем в большей степени информация централизована, доступна, значима и связана с проблемой, тем больше возможностей для успешного проведения изменений. Например, информация, полученная с помощью анкетирования, при правильном использовании может принести больше пользы для конкретного трудового коллектива, чем общие данные о намерениях.

Достижение общего понимания . Сильное стремление к изменениям может быть вызвано достижением общего понимания всеми членами группы необходимости изменений, при этом инициатива, направленная на стимулирование изменений, будет исходить от самой группы. Для этого сотрудники должны знать, с какими проблемами реально столкнулась организация, какие пути для решения этих проблем выбраны. Факты, добытые отдельными сотрудниками или группами, либо участие этих сотрудников или групп в планировании, а также в сборе, анализе и интерпретации данных оказывают существенное влияние на процесс изменений. Информация, полученная одним из членов группы сотрудников, более понятна, более приемлема и имеет больше шансов быть использованной, чем та, которая предоставлена «внешним экспертом». В частности, участие в анализе и трактовке данных позволяет уменьшить или исключить противодействие, возникающее из-за слишком медленного или слишком быстрого хода дела. Если данные должны стать фактической основой для проведения изменений, они должны быть правильно поданы и восприняты. Все дело в принципиальном отличии ситуации, когда приглашается независимая консалтинговая фирма, которая проводит исследование и готовит отчет, от ситуации, когда исследование проводится своими силами при содействии независимых экспертов.

Чувство принадлежности к группе . Сила противодействия изменениям снижается, когда сотрудники, которые должны испытать это изменение на себе, и те, кто пытается оказать влияние на ход изменений, ощущают себя принадлежащими к одной и той же группе. Изменение, которое исходит изнутри, выглядит гораздо менее угрожающим и вызывает меньшее противодействие, нежели изменение, которое навязывается извне. Степень участия в изменениях может быть различной. Наибольшая степень участия (обычно наиболее эффективная) характеризуется участием всех членов группы. Следующая степень участия соответствует участию отдельных членов группы. Наименьшая степень подразумевает участие только руководителя. Это не обязательно усиливает положительное отношение к изменениям, но существенно уменьшает открытое сопротивление.

Авторитет группы для ее членов . Чем более авторитетна группа для своих членов, тем большее влияние она может на них оказать. Группа является привлекательной для своих членов в той мере, в какой она удовлетворяет их потребности. Это влечет за собой готовность каждого члена группы к тому, что на него будет оказано влияние со стороны других членов, и усиление стимулов к сплоченности группы, если это для нее важно. В том, что касается изменений, сплоченность группы может способствовать как снижению, так и усилению сопротивления, в зависимости от того, полезными или вредными считает группа эти изменения.

Поддержка изменений лидером группы . Группа, которая сохраняет психологическую значимость для отдельных ее членов, имеет большее влияние, чем группа, членство в которой кратковременно. Процесс изменения, который включает в себя объединение отдельных руководителей во временные группы с отрывом от основной работы, менее эффективен в случае длительных изменений, чем процесс изменения, в котором руководители участвуют без отрыва от конкретной рабочей обстановки.

Информированность членов группы . Информация, относящаяся к необходимости изменений, планам изменений и их последствиям, должна быть доведена до сведения всех членов группы, кого она касается. Этот принцип можно сформулировать и так: процесс изменения требует целенаправленного и продуманного открытия каналов общения. Блокировка этих каналов обычно ведет к недоверию и враждебности. В частности, объективная информация о масштабах и направленности изменений (знание результатов) облегчает дальнейшие изменения, так как люди представляют, что их ждет в результате реализации стратегии. Процессы изменений, обеспечивающие конкретную информацию о достигнутом к данному моменту прогрессе и дающие критерии, по которым можно оценить имеющиеся улучшения, приводят к большему успеху при организации изменений и поддержании их хода, чем процессы, которые не дают такой конкретной информации и не имеют обратной связи.

Успешная реализация стратегии в организации всегда характеризуется умелым применением целого ряда перечисленных подходов, часто в самых различных сочетаниях. Однако успешное осуществление характеризуется двумя особенностями: менеджеры используют эти подходы с учетом их достоинств и недостатков и реалистично оценивают ситуацию.

Приложение 3

I . Меры по преодолению последствий

мирового финансового кризиса, предпринимаемые

в государствах – участниках СНГ

Мировой финансовый кризис в разной степени затронул финансовые рынки государств – участников СНГ, что объясняется различиями в уровне развития экономики этих государств, их финансовых рынков, степенью интеграции в глобальную экономику, глубиной экономических связей, в том числе в валютно-финансовой сфере, как с другими государствами участниками СНГ, так и с третьими странами.

В настоящем разделе приводятся сведения о влиянии кризиса на экономическую ситуацию в некоторых государствах - участниках СНГ и мерах, предпринимаемых в этих государствах по преодолению его негативных последствий.

РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Резкое ухудшение во второй половине 2008 года конъюнктуры на мировых товарных и сырьевых рынках привело к снижению ценовых индексов и падению спроса на основные товары белорусского экспорта (нефть и нефтепродукты, металлы, удобрения, сельскохозяйственная техника и др.). С учетом прогнозируемого международными экспертами подорожания импорта энергоносителей для Беларуси в 2009 году, а также рецессии в основных развитых странах мира (США, ЕС, Япония) ожидается сохранение давления на текущий счёт платёжного баланса Беларуси.

Кроме того, в настоящих условиях существенно ограничено привлечение внешних финансовых средств в Беларусь на долговой основе. Принятие Концепции управления внешним долгом Республики Беларусь, предусматривающей систему мониторинга и ограничений на внешние заимствования предприятий и организаций всех форм собственности, как ожидается, будет способствовать повышению экономической безопасности страны.


Меры по поддержке финансового рынка

В настоящий момент в банковском секторе Беларуси наблюдается довольно стабильная ситуация. Нормативы ликвидности банками республики соблюдаются.

В качестве превентивных мер по поддержанию стабильной ситуации с внутренней ликвидностью и привлечением средств нерезидентов Национальным банком предприняты следующие меры:

повышена ставка рефинансирования (с 15 октября 2008 года на 0,25 % до 10,75 % годовых, с 12 ноября 2008 года еще на 0,25 % до 11 % годовых);

увеличение суммы гарантированного возмещения по вкладам физических лиц с 700 тыс. тенге до 5 млн. тенге. Данная мера будет введена на определенный период времени (на 3 года);

дальнейшее снижение нормативов минимальных резервных требований с 5 % по внутренним обязательствам и 7 % по иным обязательствам до 2% как по внутренним, так и по иным обязательствам, что позволит банковской системе высвободить дополнительную ликвидность в объеме около 400 млрд. тенге (около 3,3 млрд. долларов США).

Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор.

В этой связи в Республике Казахстан разработан План совместных действий Правительства, Национального Банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на годы, который определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в стране и обеспечение необходимой основы для будущего экономического роста.

Для достижения этих целей Правительство, Национальный Банк и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций сконцентрируются на следующих пяти направлениях:

стабилизация финансового сектора;

решение проблем на рынке недвижимости;

поддержка малого и среднего бизнеса;

реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов .

Для финансового обеспечения Плана будут использованы средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долларов США (1200 млрд. тенге).

КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

На текущий момент в экономике страны отмечается ухудшение показателей платежного баланса , возросший дефицит торгового баланса требует больших средств в иностранной валюте для финансирования, соответственно возрастает спрос и укрепление доллара США. В этом случае осложняется ситуация с нехваткой иностранной валюты, например доллара США, внутри рынка, что может спровоцировать проблемы с ликвидностью.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Мировой финансовый кризис, перешедший в открытую стадию в августе 2008 года, кардинально изменил условия функционирования экономики и финансовой системы России. В условиях ухудшения ситуации на мировых финансовых рынках усилился чистый отток частного капитала из страны: только в августе - ноябре текущего года, по предварительным оценкам, он составил порядка 100 млрд. долларов США. Снижение золотовалютных резервов за этот период превысило 140 млрд. долларов США. В таких условиях резко обострилась ситуация с ликвидностью в банковской системе, которая переросла в полноценный кризис доверия среди коммерческих банков. Возникла угроза состоятельности частных финансовых компаний, банков и нефинансовых предприятий, в значительной степени зависящих от долгового финансирования. Дополнительным дестабилизирующим ситуацию фактором явились падающие цены на энергоносители. С июля по декабрь 2008 года российская нефть подешевела на мировых рынках в 4 раза. На этом фоне капитализация российского рынка акций за несколько месяцев упала почти в 5 раз.

Системность возникших проблем требовала разработки комплексного подхода к их решению, основанного на координации действий Правительства и Банка России. Таким образом, в августе-ноябре 2008 года был осуществлен широкий комплекс мер экономической политики, направленный на сглаживание негативных последствий глобального финансового кризиса для российских кредитных организаций, в первую очередь, на расширение их возможностей по получению необходимой ликвидности и формированию кредитных ресурсов для экономического развития страны.

Банк России, расширяя имеющийся инструментарий регулирования ликвидности в банковской системе, а также задействуя существующие регулятивные возможности, за последние месяцы осуществил:

Ключевыми проблемами аграрного сектора республики являются ограниченная доступность кредитных ресурсов, передовых технологий выращивания сельскохозяйственных культур, слабо развитая сельскохозяйственная инфраструктура и отсутствие современных методов промышленной переработки сельскохозяйственной продукции.

В этой связи Таджикистану необходимо внедрение современных агротехнологий с использованием элитного семенного материала и химических удобрений, инновационных методов ведения агробизнеса, освоение новых площадей орошаемых земель, эффективное использование водных ресурсов, сохранение окружающей среды.

Сильные морозы и маловодье в годах, недостаточность поступления электроэнергии и природного газа из соседних государств негативно повлияли на социально-экономическое положение страны.

Правительство Республики Таджикистан в связи с этим предприняло ряд действий, направленных на недопущение углубления кризисной ситуации. В частности, в стране был введен режим жесткого ограничения подачи электроэнергии и экономии воды в водохранилищах , ограничена подача электроэнергии крупным промышленным предприятиям, а также на объекты социального назначения.

Советом национальной безопасности и обороны Украины принято Решение «О безотлагательных мерах по усилению финансово-бюджетной дисциплины и минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на экономку Украины», которое введено в действие Указом Президента Украины. Указанные меры предусматривают сокращение бюджетных расходов на содержание органов управления , стимулирование инвестиционных расходов, в частности, на финансирование инфраструктурных проектов, приведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги к экономически обоснованному уровню, повышение прозрачности в корпоративном управлении банками , в частности, определение реальных владельцев банков и усиление их ответственности за поддержку финансовой стабильности банков, обеспечение стабильности на валютном рынке.

Кабинет Министров Украины в целях недопущения спада производства и роста безработицы принял постановление «О первоочередных мерах по стабилизации ситуации, сложившейся в горно-металлургическом и химическом комплексе», которое предусматривает введение моратория на повышение тарифов для горно-металлургических и химических предприятий на грузовые перевозки до конца текущего года, на повышение тарифов на электроэнергию и цен на коксующийся уголь; ускоренный механизм возмещения налога на добавленную стоимость для данных предприятий; установление до конца 2008 года нулевых ставок сбора в виде целевой надбавки к тарифу на природный газ.

В ноябре текущего года утверждены Порядок использования средств Стабилизационного фонда и Порядок участия государства в капитализации банков . В кратчайшие сроки были проведены переговоры с Международным валютным фондом для получения стабилизационного кредита.

Украиной подписан Меморандум об экономической и финансовой политике, разработанный Кабинетом Министров Украины и Национальным банком совместно с МВФ. Он нацелен на восстановление макроэкономической и финансовой стабильности в Украине. В первую очередь Меморандумом предусматривается необходимость решения проблем финансового сектора путем обеспечения поддержания ликвидности банков и увеличения объема гарантирования депозитов, предоставления финансовой помощи банкам, в том числе за счет бюджетных средств, решения проблем с кредитными долгами населения и субъектов предпринимательской деятельности . Все вышеперечисленное поможет адаптироваться к возможным внешним рискам (дальнейшее сокращение экспортно ориентированного производства в результате падения мирового спроса) и будет способствовать постепенному сокращению инфляции за счет адаптации макроэкономической политики . Это будет обеспечено за счет политики гибкого обменного курса; приведения доходов населения в соответствие с целевым показателем инфляции и одновременным обеспечением защиты наиболее незащищенных слоев населения; внедрения более жесткой фискальной политики и приведения цен в энергетическом секторе в соответствие с затратами.

В целях обеспечения макроэкономической стабильности и минимизации возможных убытков для экономики и финансовой системы Украины от финансового кризиса принят Закон Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».

Нормы указанного Закона предусматривают также максимальное сохранение непрямой поддержки сельхозтоваропроизводителей за счет специальных режимов обложения налогом на добавленную стоимость , которые не противоречат требованиям ВТО. Указанное достигается путем распространения режима аккумулирования сельхозтоваропроизводителями средств налога на добавленную стоимость на все операции по реализации сельскохозяйственной продукции, включая продажу молока и мяса, на перерабатывающие предприятия.

10. Облегчить доступ банков к ресурсам центральных банков (расширение перечня предметов залога или его изъятие при кризисных ситуациях).

11. Установить максимальный уровень беззалогового доступа банков, принимая во внимание платежеспособность банка или величину его капитала.

12. После оценки потенциального спроса на ликвидность со стороны банков обсудить масштабы и механизмы возможной поддержки центральными банками и со стороны правительства каждого государства.

13. Проведение совместной фискальной политики, способствующей стимулированию спроса на внутреннем рынке.

14. Реализация приемлемых для каждого государства - участника СНГ и в целом для Содружества рекомендаций, предложенных странами – участницами саммита «Группы двадцати».

15. Воздержание от введения новых ограничений во взаимной торговле и инвестициях в течение последующих 12 месяцев.

16. Согласование подходов государств - участников СНГ к разработке и реализации мер денежно-кредитной и финансово-банковской политики:

По увеличению ликвидности кредитных организаций путем снижения нормативов обязательных резервов, повышения доступности для банков инструментов рефинансирования, включая увеличение сроков и уменьшение требований к обеспечению кредитов, повышения лимита на размещение средств бюджета на банковские депозиты и др.;

По укреплению устойчивости банковского и финансового сектора путем повышения требований к прозрачности и подотчетности кредитных организаций, а также координации политики государств-участников СНГ в сфере надзора и контроля на национальных финансовых рынках в целях защиты инвесторов и потребителей услуг, предупреждения финансовых рисков, связанных с мошенничеством и злоупотреблениями.

17. Координация политики по предупреждению банкротства кредитных организаций по следующим направлениям:

Выделение системообразующим банкам государственных финансовых средств на поддержку банковской системы путем предоставления субординированных кредитов;

Предоставление центральным банкам права компенсировать банкам часть убытков по сделкам на межбанковском рынке в результате кредитования банков, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций;

Предоставление права специализированным государственным структурам, занимающимся страхованием вкладов физических лиц, оказывать финансовую помощь инвесторам, приобретающим акции/доли в уставном капитале банков с наличием признаков неустойчивого финансового положения.

18. Согласование политики государств участников СНГ в области валютного регулирования .

Следует ускорить заключение Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ.

19. Создание условий для дальнейшего расширения сферы использования национальных валют государств - участников СНГ для обслуживания взаимных внешнеэкономических связей .

В целях дальнейшего увеличения внешнеэкономических связей предлагается заключить двусторонние соглашения между центральными (национальными) банками государств - участников СНГ об информационном обеспечении участников интегрированного валютного рынка в развитие Решения Совета глав правительств СНГ от 01.01.01 года о сотрудничестве и координации деятельности государств - участников СНГ в области организации интегрированного валютного рынка государств участников Содружества Независимых Государств

20. Формирование предпосылок для создания региональной резервной валюты на базе российского рубля.

Выполнение российским рублем роли региональной резервной валюты предполагает выполнение им таких функций в международном обороте, как валюта цены контрактов, средство международных расчетов, средство финансирования и инвестирования, а также средство накопления. Поэтому согласованные меры могут включать создание условий для расширения использования российского рубля в обслуживании внешнеэкономических отношений государств - участников СНГ в качестве:

а) валюты цены контрактов и средства платежа во взаимной торговле, в том числе по поставкам энергоносителей;

б) валюты предоставления кредитов и займов, финансирования инвестиционных проектов,

в) компонента международных резервов, наряду с долларом США, евро другими валютами, с учетом удельного веса Российской Федерации во взаимной внешней торговле государств - участников СНГ и доли российского рубля во взаимных расчетах .

21. Согласование мер по поддержанию экономической активности в целях преодоления негативных последствий финансового кризиса.

Данное направление совместных действий предполагает согласование подходов к внесению изменений в национальное законодательство государств-участников СНГ в целях оздоровления ситуации в финансово-банковском секторе, в отдельных отраслях экономики, стимулирования внутреннего спроса, социальной поддержки граждан.

В качестве согласованной позиции государств участников СНГ по мерам, разрабатываемым и реализуемым в рамках МВФ и других международных финансовых и нефинансовых организаций, целесообразно рассмотреть следующие меры:

22. Согласование позиции государств-участников СНГ по усилению требований к банкам при совершении кредитных сделок и к деятельности спекулятивных хедж-фондов в странах с развивающимися рынками.

Важной целью координации политики по данному направлению сотрудничества является обеспечение минимизации резких разрушительных перепадов в объемах притока и оттока спекулятивного иностранного капитала на рынки государств участников СНГ. Учитывая, что возникновению мирового финансового кризиса во многом способствовали такие факторы, как несовершенные методы управления рисками, постоянно растущий отрыв сложных и непрозрачных производных финансовых инструментов от базовых активов и связанные с этим чрезмерные заимствования для биржевых спекуляций , важно принять ограничительные меры при совершении кредитных сделок и для операций хедж-фондов, в том числе на рынках государств участников СНГ.

К числу таких мер можно отнести установление более высоких норм по размеру собственного капитала для банков при предоставлении структурированных кредитов и проведении операций по секьюритизации активов, а также для хедж-фондов, активно развивающих спекулятивную деятельность на финансовых рынках. Такие меры способствовали бы снижению волатильности притока/оттока капитала, особенно в странах с развивающимися рынками.

23. Выработка согласованных подходов государств ~ участников СНГ к реформированию мировой валютно-финансовой системы и роли Международного валютного фонда и других структур в новой финансовой архитектуре.

Признавая неадекватность новым реалиям сложившегося в последние десятилетия мирового финансово-экономического мироустройства, основанного на принципах Бреттон-Вудской валютной системы и в целях перестройки мировой валютно-финансовой архитектуры, включая реформирование международных финансовых институтов, предлагается:

Наделить Международный валютный фонд функцией надзора и контроля, прежде всего за транснациональными банками в целях создания системы раннего оповещения, позволяющей отслеживать все крупные международные сделки и появляющиеся на рынке новые производные финансовые инструменты;

Согласовать подходы государств участников СНГ по вопросу источников пополнения ресурсов МВФ с целью расширения его возможностей для поддержки государств с развивающимися рынками, наиболее пострадавших от мирового финансового кризиса;

Реформировать деятельность Форума финансовой стабильности путем расширения его состава за счет стран с развивающимися рынками и придания его деятельности нормотворческого характера, прежде всего по вопросам надзора и контроля за операциями на мировом финансовом рынке;

Согласовать позиции государств участников СНГ по вопросам перехода к многополярной мировой валютно-финансовой системе, формируемой на основе международных финансовых центров и региональных резервных валют;

Содействовать формированию внутренних и внешних условий для возобновления доступа стран с развивающимися рынками к ресурсам мирового финансового рынка на качественно новой основе, учитывая, что потоки долгосрочного частного капитала играют важную роль в достижении устойчивого экономического роста.

МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕЛЕГАЛЬНЫХ РУБОК И ЭКСПОРТА ЛЕСА Усилия правительства и администраций

Администрации Приморского и Хабаровского краев начиная с 1998 года предприняли целую серию попыток по преодолению криминального разгула в лесах. В их числе были и многократные попытки побудить правительство России изменить действующее законодательство для ограничения экспорта круглого леса, увеличения лесных податей при заготовке ценных пород, ограничения экспорта в соответствии с лимитами лесосечного фонда.

Георгий Марков, заместитель председателя департамента лесной промышленности администрации Хабаровского края (ноябрь 1998 г.) :

"Федеральная служба леса пытается ограничить нелегальные рубки и экспорт ясеня путем повышения лесной подати. Но это очевидно приведет к банкротству базовых заготовителей, пытающихся работать легально, платить все налоги и содержать социальную инфраструктуру лесных поселков. В то же время, эта мера никак не коснется мелких заготовителей, работающих нелегально за наличные доллары, без документов или по поддельным документам. Запрет на экспорт круглого леса представляется гораздо более эффективной мерой. Северо-восточный Китай создал на нашем ясене перерабатывающие мощности до 200 тысяч кубометров в год. И если мы введем запрет на экспорт круглого леса, экспортеры будут вынуждены оставить древесину на Дальнем Востоке для переработки, создавая рабочие места для местных жителей и увеличивая налоговые поступления в местные бюджеты. Главная задача - заставить таможенную службу принять такой запрет. Сейчас мы пытаемся сделать это через правительство, хотя сопротивление очевидно: таможня получает слишком много доходов от круглого леса, и не хочет их терять.

В то же время Дальневосточное таможенное управление поддерживает инициативу приморцев о введении 10-дневного моратория на экспорт леса от момента подачи декларации: это даст возможность проверить всю цепочку перепродавцов. В содружестве с Приморской администрацией и таможенниками мы пытаемся создать свои правила торговли лесом, в которых ясень будет представлен отдельной строкой. Таможни должны пойти навстречу местным администрациям и разрешать вывоз ясеня только после подтверждения легальности его заготовки. Сегодня они этого не делают. Мы находимся в лучшем положении, чем приморцы, поскольку у нас есть отлаженная система контроля по основным пунктам. Мы договорились с таможнями, что в декларации указывается пункт вывоза. Кроме того, количество пунктов перепродажи и сортировки должно быть строго ограничено в обоих краях..Железнодорожники тоже должны пропускать ясень только в специальные экспортные пункты. Нужна сертификация экспортеров ясеня. Сейчас мы ждем решения правительства на эту тему. Это важно, учитывая, что только в Хабаровском крае мы имеем 300 заготовителей и 67 экспортеров".

К обязательной сертфикации, но не экспортеров, а лесозаготовительных операций, что представляется более разумным, Приморское управление лесами только приступило в 2000 году по указанию Федеральной службы леса.. Ранее, пытаясь создать препятствия на пути нелегально заготовленной древесины к экспортным пунктам, администрации и управления лесами обоих краев предприняли серию важных шагов, включая постановление Правительства по упорядочению экспортных поставок древесины ценных твердолиственных пород (№ 163 от 13 апреля 1998 г.). Были созданы дорожные милицейские посты, введены транспортные талоны (в Хабаровском крае) и сертификаты (в Приморье) для контроля перепродавцов. Была разработана специальная технологическая схема по таможенному оформлению экспорта с учетом данных лесобилета и сертификата. Хотя милицейские посты вскоре превратились в пункты нелегальных поборов, а сертификаты стали предметом массовой купли-продажи и подделки, временную отдачу от такой меры ощутили все: в 1998 году криминальный поток ясеня и дуба и число "самоволок" начали убавляться. Этот процесс, по официальным данным, стал особенно устойчивым в 1999 году, когда экспорт твердолиственных пород упал еще более чем на 30 %, хотя уровень официально или неофициально легализованной древесины в этом объеме продолжает оставаться неопределенным и, по многим оценкам, попрежнему высоким.

Комиссией по лесопользованию Хабаровского края приняты в последнее время следующие меры:

Введена обязательная квартальная отчетность экспортеров с перечнем показателей для представления в "Хабаровскглавлес"; главными показателями при оценке деятельности экспортеров решено считать соответствие средней цены реализации с утвержденными Комиссией минимальными ценами и уплату налоговых платежей с доходов; запрещена поставка на экспорт "комбинированного" пиловочника; решено провести комплексную проверку деятельности 15 предприятий-экспортеров, в числе которых ЗАО "Форест-Старма", ООО "Крона-Пасифик", "Керби-Трейдинг", "Амурсиблес", "Кордаит-лес", "Лесной комплекс", "Флора".

Одна из проблем, которую пока невозможно решить на уровне региона - отсутствие страха у нелегальных заготовителей и перепродавцов. Уголовный кодекс, под который подпадает торговля незаконным лесом, пасует перед системой доказательств, которую нужно представить для вынесения наказания. Лесной кодекс и природоохранное законодательство и вовсе предусматривают смехотворно низкие штрафы за незаконную порубку, многократно перекрываемые криминальным доходом от продажи того же леса. Поэтому главной проблемой для самовольщиков становится потеря древесины при конфискации или потеря денег на взятки контролирующим чиновникам. Проще говоря, криминалитет теряет там, где он вынужден делиться с властью. Именно по этим причинам, как считают местные наблюдатели, под давлением недовольных хозяев черного лесного рынка главный милицейский пост на транс-Сихотэ-Алинской дороге Дальнереченск-Пластун был закрыт сначала на зимние месяцы, период наиболее активной вывозки леса, а затем (в 1999 году) и вовсе снят. В конце концов система, при которой на нелегальной порубке все равно кто-то наживается, пришла к своему совершенству: наживаться начали властные и контролирующие структуры районного уровня. Постановление приморского губернатора от 29 декабря 1999 года № 590 узаконило "Временный порядок изъятия, учета, хранения и реализации лесных ресурсов, добытых с нарушением лесного законодательства": 30 % дохода от украденной у него древесины получает лесхоз, 30 % - районная милиция и 40 % - муниципальный бюджет. Те, кто должен по закону охранять лес от незаконных посягательств, отныне - на законном основании - впрямую и сильно заинтересованы в том, чтобы таких посягательств было как можно больше.

Несколько лет назад в системе органов внутренних дел были созданы отделы и Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) и с организованной преступностью (УБОП).Перед ними ставилась задача найти выход из тупика, разорвав цепь зависимости и заинтересованности местных органов в самовольных рубках. Однако и эти краевые структуры, по многим свидетельствам не связанные с местным криминалом, не смогли добиться многого, столкнувшись с пороками законодательства. Весьма сложным, не в пример криминальным структурам, оказалось и отладить их оперативное взаимодействие с другими органами краевого и районного уровня, преодолеть между ними взаимное недоверие, амбиции и разницу в целях. В сущности, создание новых структур, инициатив и моделей, направленных на пресечение лесного криминала, только добавляет количество криминальных лазеек и моделей на разных этапах процесса. Это показывает и мировой опыт: ни одна, самая тоталитарная система не способна выстоять перед натиском рынка. Тем более, если свобода предпринимательства, как это случилось в новой России, оказывается почти единственным законным правом, на защите которого стоит государство, невзирая на то, что мелкий лесной бизнес при столь сильном китайском влиянии в принципе не может быть легальным.

Валерий Алпатов, директор фирмы АВФ, Красноармейский район Приморья (февраль 2000 г.).

"Я три года занимался секвестрованной древесиной, то есть ворованной, и знаю весь механизм, от пенька до таможни. Красноармейский район был основоположником нелегальных рубок. Привлекает он криминальные структуры количеством и доступностью древесины твердолиственных пород. Но сегодня у этого явления появился новый аспект - рубка леса как воровство в законе. Об этом надо наконец сказать, хотя лучше было бы говорить об этом 10 лет назад. Теперь этот "опыт" Красноармейского района пошел на юг Приморья, в Хабаровский край. Я знаю, что сейчас в районе работает около 30 бригад, занятых тайной рубкой леса. Это стабильные бригады, о которых знают руководители района, лесхозы, органы внутренних дел. Они более-менее регулярно ловятся, но ловятся водители, и никогда - заказчики таких рубок..

Эти дикие бригады прекрасно оснащены техникой. Если взять количество автокранов на душу населения, то в нашем районе этой крановой техники больше всех. Идет регистрация через ГАИ-ГИБДД официально, причем понятно для каких целей: строймонтажа в районе нет, грузоперевозок нет. Просто от этого явления все уходят. Что греха таить: весь район сегодня кормится лесом. И связь криминальных структур Красноармейского района и Дальнереченска, где формируются экспортные партии на Китай, она очень сильна.

Введение транспортного сертификата только сделало систему воровства более монопольной и отлаженной. Если раньше было 300-400 поставщиков, то сегодня осталось 90 или 50 - те, кто имеет доступ к сертификату. Имея расчетную лесосеку, сейчас мало кто заходит в лес сам. Он тут же продает документы другому. А в лесу порой на том месте, куда выписан лесобилет, лес давно украден.И арендаторы часто становятся расхитителями собственного арендованного леса, переводя его из легальной заготовки в криминальную."

В последнее время в регионе проявляется новая опасная тенденция в процессе принятия решений в сфере лесопользования. Окрепшие руководители лесопромышленных компаний, готовые к наращиванию объемов заготовки и освоению новых лесных массивов оказывают открытое давление на территориальное руководство, заставляя высокопоставленных чиновников игнорировать ранее ими же принятые природоохранные решения и сдавать в рубки перспективные для охраны участки. Так случилось с кварталами будущих национальных парков "Удэгейская Легенда" и Верхне-Уссурийского в Приморье, едва не был выставлен на аукцион участок, зарезервированный под будущий Южно-Приморский природный парк. Бизнесмены открыто козыряют своей готовностью вносить деньги в бюджет от примитивной торговли сырьем, что для многих чиновников, слабо образованных экологически, и есть главный довод, позволяющий легко попирать закон.

Как видим, усилия властей по пресечению незаконных лесозаготовок и ограничению криминального лесного рынка встречаются с массой препятствий самого разного характера. Но все они имеют под собой одну социально-психологическую основу - менталитет "дикого Востока", где пренебрежение законами и ограничениями превращается из преступления в некую доблесть. Очевидно также, что кризис экономики и государственности стал невероятно благодатной почвой для такой нравственной трансформации, охватившей все слои общества, от лесорубов, водителей и торговцев до милиционеров, лесников и таможенников, от районных лидеров до московских законодателей. В такой атмосфере нередки ситуации, когда проигнорировать бездумный или бездарный закон в интересах простых людей оказывается действительно более справедливо и разумно, чем так же бездумно его исполнять.

Причины развала системы государственного контроля лесозаготовок и экспорта могут быть представлены в следующей классификации:

Отсутствие эффективного взаимодействия между правительственными структурами (ГТК, Лесная служба и Минторг) и региональными администрациями. Отсутствие публичной общедоступной информации о динамике лесного экспорта и ее соотнесении с лимитами заготовок. Несоответствие лесоустроительной информации современным требованиям и практике лесопользования. Отсутствие запрета на лесозаготовительную деятельность для системы лесхозов. Финансовая зависимость контролирующих органов от штрафов и платежей лесозаготовителей и экспортеров. Сокращение бюджета инспектирующих, право- и природоохранных органов. Возможность регистрации иностранных компаний в России и получения ими заготовительных и экспортных лицензий. Отсутствие ограничений на регистрацию экспортных контрактов в соответствии с лимитами лесосечного фонда территории. Множественность и слабый контроль в лесоэкспортных пунктах. Отсутствие требований на проверку лесозаготовительных документов в правилах таможенного контроля. Недостаточность стимулов к экспорту пиломатериала с одновременным снижением лимитов и объемов заготовок. Отсутствие механизмов, побуждающих экспортеров реинвестировать прибыли от лесного экспорта в лесопромышленный комплекс территории. Сложность контроля конкретных партий леса от лесосеки до экспортного пункта. Отсутствие финансовых и административных стимулов для гарантии исполнения вводимых ограничений на экспорт леса. Отсутствие адекватных мер со стороны стран-импортеров по ограничению импорта леса, заготовленного с нарушениями природоохранных и других законов страны-экспортера. Абсурдность налоговой системы, предполагающей большое количество платежей в разные уровни и на разных стадиях процесса заготовки и экспорта и толкающей заготовителя и экспортера на нелегальные рубки и экспорт. Отсутствие эффективной системы внешнего контроля государственных структур, ответственных за контроль лесозаготовок и экспорта, что приводит к коррупции. Слабость, недостаточная оснащенность и низкий уровень государственного финансирования лесхозовю Низкий уровень штрафов и недостаточная жесткость законодательства по отношению к хищениям лесных ресурсов на корню. Секретность контрактных цен на экспортируемый лес. Усилия общественности

В России существуют богатые традиции гражданского мониторинга и контроля. В 60 - 70-е годы эта работа проводилась Всесоюзным обществом охраны природы (ВООП), в 80-х годах эти функции отошли к правительственной структуре Госкомприроды. Общественный контроль утратил свое значение. Однако в последние годы, с ростом нового экологического движения, общественный контроль за деятельностью правительственных органов и компаний вновь заявил о себе в полный голос. Во многих случаях правительственные структуры охотно принимают и даже инициируют подержку общественности в решении природоохранных задач.

Гражданский контроль является очень серьезной силой в деле пресечения коррупции и других нарушений закона в Сибири и на Дальнем Востоке. Экологические группы по всему региону сегодня активно вовлечены в деятельность по мониторингу лесозаготовок. Они совершают сотни рейдов, самостоятельно или вместе с государственными инспекторами, для выявления нелегальных рубок и пресечения браконьерства. Результаты очень часто становятся темой публикаций в прессе, предметом дальнейшего расследования правоохранительными органами, нередко общественность прямо стимулирует работу не очень активных государственных инспекций. В ряде регионов общественные организации и группы становятся самыми активными помощниками комитетов Госкомэкологии, управлений лесами, природоохранных прокуратур и администраций в деле обеспечения законности в процессе природопользования.

Экологическая группа "Тайга" в Красноармейском районе Приморья не раз на протяжении 11 лет своего существования выдерживала настоящие публичные бои с представителями ведомств - Гидропроекта, Атомэнерго, лесопромышленных компаний за сохранение пока еще нетронутых массивов уникальной уссурийской тайги. Группе приходится в последние годы действовать в условиях особенно жесткого натиска лесопромышленников, в условиях клеветы, дезинформации и публичного шельмования со стороны районной администрации Сегодня уже ни у кого не остается сомнений, что такие инициативы нуждаются во всесторонней поддержке не только международных общественных, но и территориальных государственных органов, заинтересованных в наведении порядка в лесах.

Финансовый кризис и рецессия 2008-2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую экономику, когда любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций, на ликвидность, доходы граждан и рост экономики. Мировой финансовый кризис, который набрал обороты в начале осени, впритык приблизился к России. Правительственные доклады и сюжеты центральных телеканалов страны преисполнены оптимизма и пренебрежительной риторики только относительно "небрежной американской финансовой системы". Оценки независимых экономических экспертов более реалистичны. Они предупреждают: до конца 2009 финансовое состояние Россиян может значительно ухудшиться.

По оценкам министра финансов РФ Алексея Кудрина, бороться с последствиями кризиса Россия будет как минимум два года. Из-за кризиса на американском рынке ипотечного кредитования российский рынок продолжил падение: индекс РТС опускался почти на 2,02%, но вскоре падение замедлилось. Индекс ММВБ падал несколько медленнее, в диапазоне 1,6-1%. Кризис уже начинает влиять на заработные платы граждан по всей России. 6. Алексей Кудрин заявил следующее: "Можно не бояться за вклады населения. Можно не бояться за устойчивость всех ведущих банков. Это абсолютно под контролем. Но то, что мировой фондовый рынок еще будет тянуть нас вниз, к этому надо быть готовым. Поэтому мы вошли в долгую полосу. Наши меры должны несколько смягчать вот эти движения..."

Из-за недостатка свободных денег проблемы есть у всех предприятий. С другой стороны, на рынке кадров существует дефицит, следовательно, вероятное сокращение зарплат не затронет квалифицированных специалистов на наиболее востребованных направлениях. Но остальные вполне могут столкнуться с непродолжительными задержками по выплатам заработной платы либо незначительным сокращением окладов.

Планируется массовое сокращение работников. Эксперты подсчитали: каждый второй работодатель планирует уволить в среднем по 10% персонала. А в некоторых банках и в розничных сетях потеряет работу каждый третий-четвертый. Компании увольняют людей, чтобы улучшить финансовое положение, пошатнувшееся из-за кризиса. Под ударом в первую очередь окажутся офисные работники. Они ничего не производят, то есть не формируют прибыли, а зарплаты их, как правило, выше, чем у "производителей". "Евросеть" объявила о сокращении персонала на несколько процентов. Это коснется офиса. Сейчас в компании на четыре продавца приходится один офисный работник, а сокращения приведут к тому, что это соотношение будет один к десяти. Пострадают те отделы, где на сотрудников можно переложить часть обязанностей их коллег. "Рекорд" по количеству сокращенных сотрудников удерживает Магнитогорский металлургический комбинат: здесь собираются оставить без работы 3000 человек. За ним следует ритейловая компания "Патэрсон" - здесь без работы могут остаться 1600 человек. Более двухсот сотрудников потеряют работу на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате, Банке Москвы и в МГТС. Еще столько же покинет штаты медиакомпаний "Амедиа" и РБК.

Но все же массовая безработица России пока не грозит, хотя сокращения в отдельных секторах экономики будут значительными. Впрочем, тем кто сохранил свои места радоваться особо тоже не отчего. Им придется приготовиться к заморозке зарплат и снижению реальных доходов примерно на 30%.

С сентября 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство Российской Федерации и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в ноябре 2008 года утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики. В сегодняшних условиях это позволяет сосредоточиться как на решении текущих антикризисных задач, так и на создании основ для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (далее - программа) является документом, определяющим приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

Программа обеспечивает оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики. К приоритетам программы следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы. Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции. Одновременно будут активизированы действия, повышающие эффективность и конкурентоспособность экономики и ускоряющие ее переход на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. К ним относятся наращивание человеческого потенциала, модернизация здравоохранения и пенсионной системы, образования и национальной инновационной системы, создание технологических и инфраструктурных заделов на будущее. Последовательно будет обеспечиваться развитие рыночных институтов.

Программа учитывает решения глав государств и правительств, выработанные на саммите «Группы двадцати», который состоялся 2 апреля 2009 г. в Лондоне. К их числу относятся меры по восстановлению темпов экономического роста и расширению числа рабочих мест, укреплению финансовой системы и финансового регулирования, возобновлению полномасштабного кредитования, сдерживанию протекционизма.

Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации и бюджетные проектировки на среднесрочную перспективу (2010-2012 годы) будут разрабатываться с учетом проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года исходя из необходимости:

1) проведения институциональных преобразований, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышение эффективности образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, улучшения жилищных условий, развития сферы культуры;

2) сокращения дифференциации населения по уровню доходов;

3) снижения зависимости экономического роста от экспорта топливно-сырьевых товаров, развития внутреннего спроса и конкуренции на товарных рынках;

4) повышения защищенности частной собственности, совершенствования экономических институтов, последовательного снижения роли государства как собственника промышленных и финансовых активов;

5) значительного роста инновационной активности и ускорения технологической модернизации отраслей экономики, стимулирования повышения ресурсо- и энергоэффективности;

6) развития производственной инфраструктуры;

7) обеспечения макроэкономической сбалансированности, сокращения бюджетного дефицита, снижения уровня инфляции и процентных ставок, устойчивости рубля и повышения его международной привлекательности;

8) повышения эффективности и надежности банковской системы, формирования устойчивого финансового рынка;

9) уменьшения региональной дифференциации, ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов.

Основные приоритетные направления политики Правительства России в посткризисный период.

Первый приоритет - выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала. Будет оказана поддержка гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период экономического кризиса. Усилена социальная защита населения, обеспечены необходимые объемы и качество социальных и медицинских услуг, доступность качественных и безопасных лекарственных средств. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, включая сдерживание роста безработицы, развитие программ переподготовки работников, оказание адресной поддержки гражданам в трудоустройстве.

Начнется модернизация пенсионной системы. Будет активизирована социальная помощь, модернизация здравоохранения и образования, включая необходимые для этого структурные преобразования. Необходимые меры поддержки будут оказаны гражданам, приобретающим жилье. Государство будет содействовать реализации жилищной программы и развитию ипотечного кредитования.

Второй приоритет - сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. Деятельность Правительства Российской Федерации в этой сфере будет направлена на создание условий для существенного повышения эффективности российских предприятий. При этом помощь государства не будет подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции, но сегодня испытывают временные трудности в связи с недостатком кредитов и снижением спроса.

Для сохранения важнейших производств государство готово напрямую входить в капиталы компаний. Одновременно будут приняты меры по усилению защиты интересов частных владельцев компаний, включая миноритарных акционеров.

Третий приоритет - активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Правительство Российской Федерации предпримет усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы.

Важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Будут приняты меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям в соответствии с международной практикой. При этом основной акцент будет сделан на восстановление деловой активности за счет субсидирования процентных ставок, развития лизинга, поддержки потребительского кредитования.

Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Российская экономика должна выйти из кризиса обновленной, более сильной и современной. Государством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо - и энергоэффективности. Наличие программы повышения производительности труда, использования энергосберегающих технологий и инновационного развития станет условием предоставления государственной помощи предприятиям.

Сохраняется приоритет государственных расходов на развитие высокотехнологичных отраслей, включая авиа- и судостроение, космическую промышленность, атомную энергетику, электронную и радиоэлектронную промышленность. Одновременно будут создаваться инфраструктурные заделы для экономического роста, в частности, увеличатся бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры, реализацию проектов по обновлению парка пассажирского транспорта.

Пятый приоритет - создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности. Будут осуществлены мероприятия по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольного регулирования. Сокращены избыточные полномочия органов исполнительной власти по контролю за предпринимательской деятельностью. Уменьшен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Активизирована работа по предотвращению и пресечению действий коррупционного характера. Особое внимание будет уделено поддержке и стимулированию развития малого и среднего предпринимательства. Будет предложен комплекс мер по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес, расширению доступа субъектов малого предпринимательства к государственным закупкам. Установлены льготные тарифы на технологическое присоединение к электрическим сетям. Определены льготные арендные ставки при аренде федерального имущества малыми и средними компаниями.

Шестой приоритет - формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики. Банковская система должна стать более эффективной, очищенной от проблемных кредитных учреждений. Будут реализованы меры по следующим направлениям: расширение ресурсной базы и повышение ликвидности финансовой системы; повышение доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора; обеспечение санации банков. Особое внимание будет уделено оперативности принятия и реализации необходимых решений.

Предусматриваются меры по формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования.

Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов. Правительство Российской Федерации будет проводить ответственную макроэкономическую политику, предполагающую устойчивость обменного курса рубля и снижение инфляции. Будут предприниматься усилия по сдерживанию роста цен на товары первой необходимости и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства. Будут реализованы меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит осуществить комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности бюджетных расходов.

В рамках денежной политики Правительством Российской Федерации и Банком России будут реализованы меры по снижению процентных ставок и стимулированию роста сбережений населения.

Реализация отмеченных приоритетов объективно требует временного усиления роли государства в экономической жизни страны. Правительство Российской Федерации будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотиваций предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритетность частной инициативы будет соблюдена и в кризисных условиях. При этом участие государства в экономике по мере преодоления кризиса будет снижаться.

Важную роль в преодолении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Будут приняты меры по ускорению интеграционных процессов на базе Содружества Независимых Государств, формирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Какие экономические меры используются в настоящее время для снижения долговой нагрузки на экономику и вместе с тем - в целях повышения потенциала экономического роста? В области макроэкономической политики - это прежде всего сокращение дефицита государственного бюджета средствами ограничительной налогово-бюджетной политики. В средне- и долгосрочной перспективе такие меры позволят уменьшить темпы роста государственного долга и даже снизить его уровень. Развитые государства - ведущие должники в мировом хозяйстве - в настоящее время проводят политику так называемой бюджетной корректировки (бюджетной консолидации), в соответствии с которой реализуется сокращение бюджетного дефицита на величину порядка 1% ВВП в год. Это позволит достичь в среднесрочной перспективе компромисса между восстановлением бюджетной устойчивости и стимулированием экономического роста. Так, в Испании и Италии в течение ближайших лет будут продолжены значительные сокращения дефицита государственного бюджета для восстановления доверия мировых финансовых рынков. Отличительной особенностью программ снижения бюджетного дефицита в Греции, Ирландии и Португалии является их поддержка кредитами ЕС, МВФ и Европейского ЦБ (так называемой «тройки» кредиторов). В США администрация Б. Обамы в 2011 г. приняла план по сокращению дефицита государственного бюджета до 2020 г. на общую сумму 3,8 трлн долл, (до 2,2% ВВП).

В то же время в краткосрочном плане сокращение государственных расходов в целях оздоровления государственных финансов оказывает скорее дестимулирующее воздействие на экономический рост. Это можно утверждать и в отношении повышения налогов, которое может сопровождаться снижением налоговой базы. В современной мировой экономике примером опасности такого рода явилась угроза так называемого «фискального обрыва» в США в начале 2013 г. Его причиной послужило совпадение по времени двух факторов, имеющих однонаправленное воздействие на бюджет: истечение срока налоговых льгот и сокращение бюджетных расходов на социальные нужды. В результате крупнейшая экономика мира оказалась на грани рецессии.

Известным в мировой практике способом облегчения долгового бремени является девальвация национальной валюты. В условиях плавающего обменного курса или в рамках участия той или иной страны в интеграционном объединении по типу валютной зоны (например, в «зоне евро») возможности обесценения национальной валюты ограничены. Тем не менее «валютные войны» с целью обесценения национальных денежных единиц и увеличения за счет этого объема экспорта стали распространенным явлением в международных валютно-финансовых отношениях.

Некоторые развитые страны, например США, Великобритания (с 2010 г.), государства - члены «зоны евро» (с ноября 2012 г.), Япония (с апреля 2013 г.) используют в настоящее время другой метод поддержания доходности государственных долговых бумаг, обеспечения ликвидности и платежеспособности обремененной долгами экономики, некоторого облегчения национальной валюты и стимулировании спроса. Эти цели достигаются путем эмиссии доллара, евро и других валют монетарными властями названных выше стран в обмен на выкуп с рынка государственных ценных бумаг в условиях крайне низких, практически нулевых процентных ставок. В масштабе мировой экономики это, пожалуй, первый случай широкого использования нетрадиционных методов при проведении стимулирующей кредитно-денежной политики.

Первой такую политику начала проводить Федеральная резервная система США в рамках программы так называемого «количественного смягчения» (англ, quantitative easing , QE). По итогам первого и второго раундов количественного смягчения (ноябрь 2008 г. - середина 2011 г.) Федеральная резервная система выкупила облигаций на сумму свыше 2 трлн долл. В отличие от предыдущих, третий раунд «количественного смягчения» (QE3 ), начавшийся в сентябре 2012 г., является бессрочным. В его рамках Федеральная резервная система ежемесячно выкупает государственные и ипотечные облигации на 85 млрд долл. Сигналом к сворачиванию этой политики является снижение уровня безработицы в стране до 7% (при более чем 12% в посткризисный период).

Какова же эффективность политики «количественного смягчения» в США? По состоянию на май 2013 г., можно констатировать следующие положительные эффекты: снижение доходности по 10-летним казначейским облигациям (англ, treasury notes), т.е. повышение цены государственного долга, преодоление дефляции, поддержание невысоких, но все же положительных темпов роста экономики (на уровне 1,5-2%), обеспечение достаточной ликвидности в банковской системе и на финансовых рынках, некоторое снижение курса доллара. Однако спрос в экономике по-прежнему невелик, уровень безработицы стабильно высок, долг растет неснижающимися темпами. Главным же бенефициаром неограниченного вливания ликвидности в финансовую систему стали мировые рынки нефти, газа, золота, а также акционерного капитала. Так, фондовый индекс S&P 500 с 2009 до конца 2013 г. вырос почти на 150%. Перенасыщение экономики США ликвидностью повышает риск надувания «пузырей» на финансовых рынках и возможного обесценения долга.

Существуют и институциональные меры урегулирования долговых проблем. Во многих странах мира, в том числе США, это законодательное установление предельно допустимого уровня государственного долга в абсолютном выражении. Следует отметить, что конгресс США вынужден периодически повышать потолок федерального долга. В середине октября 2013 г. очередное повышение стало 79-м по счету случаем за последние

53 года. Однако законодательное ограничение госзаимствований не может сдержать их растущее накопление и расходы на обслуживание. К концу 2013 г. государственный долг США превысил 17 трлн долл, (мировой рекорд в абсолютном выражении), что больше ВВП страны на 7,6%. В расчете на душу населения это порядка 54 тыс. долл. При этом совокупная задолженность страны, в которую также входят долги штатов, муниципалитетов, компаний и домохозяйств, оценивается более чем в 60 трлн долл., что уже сопоставимо с величиной мирового ВВП, а в подушевом исчислении составляет почти 190 тыс. долл.

Среди других мероприятий институционального характера в сфере регулирования долговых отношений следует выделить огосударствление банков, как правило, крупнейших из проблемных, в целях предотвращения угрозы перерастания банковского кризиса в долговой. Такие действия практиковали на рубеже последних десятилетий правительственные органы Великобритании, Испании, Исландии.

К группе институциональных мер относятся и специально создаваемые с определенной целью финансовые учреждения. Например, в 2010 г. были основаны Европейский фонд финансовой стабильности и Европейский механизм финансовой стабилизации как инструменты реагирования на острую фазу долгового кризиса в ЕС. Призванные оказывать содействие странам ЕС, испытывающим трудности с обслуживанием государственного долга, созданные учреждения при соучастии МВФ оказывали финансовую помощь Греции (164 млрд евро), Ирландии (85 млрд евро) и Португалии (78 млрд евро) - странам, наиболее пострадавшим от долгового кризиса. Эти средства выделяются отдельными траншами по мере необходимости и с учетом выполнения странами-заемщиками согласованных программ бюджетной экономии.

В конце 2012 г. оба учреждения были заменены новым - Европейским стабилизационным механизмом (ЕСМ) с капиталом 700 млрд евро. Он является самостоятельной организацией, цель которой - оказание помощи странам «зоны евро» путем выкупа их государственных облигаций. Воспользоваться средствами этой финансовой организации могут только государства, которые ратифицируют подписанный в марте 2012 г. Договор о стабильности, сотрудничестве и управлении стран ЭВС. Согласно этому договору, создаются обязательные нормативы снижения государственного долга тех стран-членов, у которых он превышает 60% ВВП; учреждается процедура контроля над дефицитом бюджета; предполагается контроль органов ЕС над бюджетной политикой проблемных стран и жесткие санкции за нарушение взятых ими обязательств. Таким образом, оказание финансового содействия со стороны ЕСМ строго обусловлено выполнением норм и правил бюджетной дисциплины, принятых странами при вступлении в «зону евро».

В заключение необходимо отметить особенности протекания долгового кризиса в «зоне евро», поскольку именно этот регион является воплощением современных долговых проблем развитых стран. Европейский континент наиболее полно демонстрирует переход банковского кризиса в долговой. Это связано с тем, что главным источником финансирования бизнеса в Европе является, в отличие от США, банковская система. Ее активы превышают ВВП «зоны евро» в 2,7 раза, в то время как в США они равновелики ВВП. Обратная ситуация характерна для глубины финансового рынка: 37% в «зоне евро» и 82% в США. Примером перерастания банковского кризиса в «зоне евро» в долговой являются Ирландия, Португалия, Испания, Кипр. Урегулирование кризисных ситуаций в экономиках первых трех из этих стран производилось преимущественно за счет использования традиционных каналов получения финансовой помощи от стабилизационных фондов ЕС, МВФ и Европейского центрального банка («тройки» кредиторов). Особенностью преодоления финансового кризиса на Кипре выступает обусловленность получения им финансовой помощи изъятиями с банковских вкладов (так называемой «стрижкой» депозитов) и ограничительными мерами валютного контроля (введением лимита трансграничных операций). Общим для всех этих стран является сопутствующий рост государственного долга и ухудшение его обслуживания.

Практически все государства - члены «зоны евро» в той или иной степени оказались пораженными долговым кризисом, и это обстоятельство, как уже отмечалось, отразилось на качестве их суверенных кредитных рейтингов. Произошедшее расползание долгового кризиса поразило в первую очередь так называемые периферийные страны «зоны евро» - группу PIIGS в составе Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании (см. долговые позиции стран этой группы на рис. 34.1). Под угрозой были не только национальные финансовые системы, но и единство ЕС и стабильность единой европейской валюты. В эпицентре же долгового кризиса оказалась в 2010 г. Греция с объемом государственного долга в размере 300 млрд евро, из которых 23 млрд были краткосрочными обязательствами. Обслуживание этой категории долга не представлялось возможным при дефиците государственного бюджета страны, превышавшем в 2009-2010 гг. 10% ВВП.

Следует отметить, что платежеспособность стран «зоны евро» осложнена отрицательной экономической активностью в этом регионе. В отличие от США, которые ощутили спад экономической динамики лишь в течение одного посткризисного 2009 г., «зона евро» не подавала сигналы о выходе из рецессии до середины 2013 г. Политика количественного смягчения Европейского ЦБ и бюджетной консолидации пока не увенчалась успехом. Это обстоятельство способствует утяжелению бремени долга государств «зоны евро» и значительно осложняет его обслуживание.

Можно сделать вывод о том, что глобальный долговой кризис сформировал один из полюсов в системе рисков, с которыми сопряжено развитие мировой экономики. Поэтому мониторинг и решение долговых проблем рассматривается международным сообществом как важный фактор поддержания стабильности мировой валютной и финансовой системы. Вопросы управления долгом становятся одним из центральных пунктов повестки дня как правительственных органов и бизнес-сообщества, так и в деятельности международных организаций.