Общепедагогические методы обучения и воспитания. Общепедагогические технологии в школе

2019

Знакомство с программами развивающего обучения даёт возможность осваивать новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса, понять необходимость перемен в образовательной деятельности и определить для себя направление в работе – интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка.

  • Методическая разработка интегрированного урока в 10-м классе по алгебре и началам анализа. Тема урока: "Исследование функции" 2019

    Цели урока: научить учащихся применять алгоритма исследования функции с помощью производной для решения задач программирования на языке Паскаль; изучить схему исследования функции и построения графика с помощью производной.

  • Технологическая карта урока в 5-м классе по ФГОС. Тема урока: "Сложение и вычитание десятичных дробей" 2019

    Цели урока: создать для учащихся условия для формирования навыков сложения и вычитания десятичных дробей по алгоритму; формировать навыки применения алгоритма при решении практических задач.

  • План урока-игры по материаловедению "Семь металлов создал свет по числу семи планет…" 2019

    Игра предназначена для обучения студентов в системе профессионального образования технического профиля. В процессе игры участники, работая в команде, изучают основные физические свойства цветных металлов и их классификацию. Кроме серьезных заданий, есть задания, которые систематизируют общие знания, полученные при изучении химии, истории, русского языка и других дисциплин.

  • Программа специального курса по спортивным играм 2019

    Рабочая программа специального курса внеурочной деятельности «спортивные игры» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, реализуется в рамках спортивно-оздоровительного направления развития личности и обеспечивает результаты освоения курса.

  • Реферат "Использование нетрадиционных форм работы на уроках истории как средства повышения познавательного интереса и успеваемости учащихся" 2019

    Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта – это освоение учителями новых образовательных технологий. Такие технологии заложены и хорошо разработаны в системе развивающего обучения. Наибольшее распространение в настоящее время получают так называемые «нетрадиционные» уроки, как одна из форм развивающего обучения, где за основу берется развитие познавательного интереса. При всем разнообразии методических подходов на первый план выдвигается идея развивающего обучения, способствующего развитию интеллекта и способностей учащихся. Для этого и необходимо разнообразить учебный процесс различными типами как традиционных, так и нетрадиционных уроков, чтобы последовательно формировать универсальные учебные действия у учащихся.

    реферат

  • Особенности перевода диплома 2019

    Для получения высшего или второго высшего образования за границей будущему студенту потребуется предоставить целый пакет документов. И одним из основных документов – перевод диплома. Также перевод диплома может понадобиться тем людям, которые хотят легализовать свой диплом в другой стране. Стоит отметить, что при подготовке всех документов, будет также необходимо подать в консульство государства, куда человек собирается переезжать, нотариальный перевод диплома и написанное по специальному образцу заявление. Для выполнения данной процедуры вы можете обратиться к квалифицированному переводчику или бюро переводов, которое выполнит официальный перевод диплома на английский или другой язык.

    перевод диплома на иностранный язык , бюро переводов , обучение за границей


  • Изменения в интересе к математике у старшеклассников за счет интернет-технологий 2019

    В современном уроке компьютер играет большую роль, позволяя сделать сложную науку математику более доступной. Использование интернет-технологий на любом этапе учебной деятельности в процессе проведения преобразующего этапа опытной работы позволило сделать уроки математики, не похожими друг на друга. После проведенных уроков, с использованием интернет-технологий, мы прежде всего провели анкету, направленную на изменение интереса к математике у старших классов с использованием интернет-технологий.

  • Использование ТСО и ИКТ на занятиях по экономики в начальной школе 2019

    Ведь в возрасте 7–10 лет детям трудно разобраться в тонкостях экономической науки. Современные ТСО и ИКТ позволяют сделать уроки экономики в начальной школе более яркими, динамичными и запоминающимися. На уроках для большей вовлеченности детей в экономическую среду могут быть использованы фрагменты из любимых мультфильмов. С помощью них дети учатся видеть экономический аспект в повседневной жизни.

  • Развитие функциональной грамотности у учащихся 9–10-х классов на уроках "Человек. Общество. Право" через применение тренингов с коучинговым подходом 2019

    В условиях динамично развивающегося общества главной задачей учителя становится развитие функциональной грамотности учеников. Искусство обучения претерпевает серьезные изменения. Учителя оставляют традиционную позицию «учитель–ученик» и переходят на позицию «ученик-учитель». На своих уроках я призываю ребят активнее пользоваться интернет-ресурсами, потому что объем информации в учебнике недостаточен. Кстати я отметила, что на начальных этапах ученики, не смотря на то что они имеют достаточный опыт пользования интернет-технологий, не могут быстро найти нужную информацию. Поиск ведется поверхностный и бесцельный. Затем ребята начинают конкретизировать запросы и быстро находить нужный контент. Я считаю, что ученикам нужно только задавать вектор поиска, а решение проблемы они найдут самостоятельно.

  • Способы решения задач по теории вероятностей ЕГЭ по математике базового уровня 2019

    Раздел «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» в материалах открытого банка заданий ФИПИ по математике ЕГЭ базового уровня содержит 392 задачи на сорока страницах. В статье выделены несколько типов задач по различным темам курса теории вероятностей и предложены способы их решения. Каждый тип задач сопровождают минимально необходимые теоретические сведения. Формулировки задач скопированы с сайта ФИПИ.

  • Проблемы обучения детей-билингвов русскому языку в поликультурных классах 2019

    Статья посвящена раскрытию одной из актуальных проблем образования – обучение детей-билингвов русскому языку в поликультурных классах. В статье сформулированы основные трудности, с которыми сталкивается учитель в работе, предложены методические рекомендации, упражнения, приёмы, которые способствуют школьнику-инофону овладеть русским языком. Планомерная работа, участие родителей, контроль со стороны учителя, психологический комфорт дают возможность повысить эффективность обучения детей, для которых русский не является родным языком.

  • Урок по методике смешанного обучения. Тема урока: «Лес. Растения зоны смешанных лесов». 4-й класс 2019

    Цели урока: познакомить учащихся с многообразием растений леса, с особенностями их строения, отношению к свету, их значением в жизни человека; познакомить учащихся со значением лесов в жизни человека.

    Цель урока: использование знаков, цифр, математических символов, «+», «-», «≠», «=», «>», «<»; обозначение неизвестного числа.


  • 2019

    Цель урока: выделить естественные и искусственные источники света, определить необходимость искусственного освещения и его источники.

  • Полезные ископаемые 2019

    Цель урока: дать учащимся знания о полезных ископаемых и объяснить их значимость; обучение работе с картами полезных ископаемых Казахстана; воспитание бережного отношения к природе, бережного и рационального использования природных ресурсов.

  • Результативность школьного урока. От чего она зависит? 2019

    Для того чтобы учащиеся на уроках математики овладели системой знаний и умений, которые необходимы им для применения в практической деятельности следует использовать современные образовательные технологии. Считаю, что применение современных образовательных технологий способствует самореализации и успешной социализации ребенка. Используя современные образовательные технологии мы можем повысить эффективность учебного процесса, а значит результативность урока.

    современные образовательные технологии

  • Конспект урока по литературному чтению Э.Успенский "Чебурашка" 2019

    Цель урока: продолжить работу с произведениями Э.Успенского; развивать умение выразительного беглого чтения и умение анализировать поступки героев.

    Биология в школе – один из немногих предметов, позволяющих осознать целостность мира и взаимосвязи научного познания. В статье приведены примеры использования на уроках биологии основных терминов и понятий химии, показан опыт полевых работ и экспедиций школьников, использование возможностей Интернета для привития учащимся экологической культуры. Делается вывод, что изучение биологии в 10–11-х классах можно сделать более эффективным и результативным, привлекая знания учащихся по смежным дисциплинам и используя различные наглядные и практические методы.

  • К 60-летию Всероссийского научно-методического семинара «Передовые идеи в преподавании математики в России и за рубежом» 2019

  • Профориентационная работа на уроках химии 2019

    В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии. Эффективность как педагогической, так и профориентационной работы, во многом зависит не только от деятельности учителя на уроке, но и от его умения проводить интересные уроки, внеклассные мероприятия, общаться с детьми и их родителями, внимательно относиться к личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Учителя химии имеют довольно большой и разнообразный опыт такой работы. Ведь возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Курс химии в 9-м классе предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия и т.д. Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации именно девятые классы, т.к. после их окончания многие обучающиеся покидают школу, поступая либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.


  • Роль инновационных технологий в образовательном процессе 2019

    Инновация – это всегда нововведение. Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов. Ошибочно полагать, что инновации в школе – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования такие, как введение ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, электронный дневник, электронный журнал успеваемости и др. Модификации стандартных педагогических приёмов и методов с целью повышения успеваемости обучающихся в усвоении определённого материала, также можно назвать инновациями. Эти новшества в образовании могут быть разработаны самим учителем и применяться только в рамках конкретного класса, а могут быть одобрены руководством школы для использования всем педагогическим коллективом.

  • Методическая разработка учебного занятия по МДК.02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Тема «Алгоритм организации сюжетно-ролевой игры» 2019

    Цели разработки: систематизировать знания об особенностях организации сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах путем создания алгоритма; познакомить с современной педагогической технологией Виммельбух; содействовать развитию аналитических способностей, познавательного интереса, внимания, мышления; создать условия для формирования коммуникативной и информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.

    технология Виммельбух , организация сюжетно-ролевой игры

  • Технология оценивания на уроках истории 2019

    Оцениванию в документах стандарта второго поколения уделяется большое и серьезное внимание. Ориентация стандарта на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.

    оценивание

  • Интеллект-карта для закрепления изученного материала по предметам для обучающихся начальной школы в рамках ФГОС 2019

    Стало уже общепринятым утверждение, что сегодня уже не столь важно дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Не случайно, (слайд 2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», поэтому каждому учителю нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.

  • Общепедагогические технологии

    Педагогическая технология тесно связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят:

      концептуальная основа;

      1. цели обучения - общие и конкретные;

    1. процессуальная часть - технологический процесс:

      1. организация учебного процесса;

        методы и формы учебной деятельности школьников;

        методы и формы работы учителя;

        деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

        диагностика учебного процесса.

    Любая научная концепция для того, чтобы она «работала» в педагогическом процессе, нуждается в соответствующей ей технологии. Причем каждой из них может соответствовать несколько технологий. Отсюда следует, что педагогических технологий может быть значительно больше, чем научных концепций. Они разрабатываются как учеными, так и учителями. Поэтому в практике существует достаточное их количество, другое дело, что не все их можно назвать технологиями, так как не всегда они обладают признаками и свойствами педагогических технологий.

    Признаками существования педагогической технологии являются:

      цели (во имя чего необходимо учителю ее применять);

      наличие диагностических средств;

      закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;

      система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;

      средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.

    Дидактические технологии

    Для того чтобы в обучении было меньше погрешностей, важно различать три основных группы педагогических технологий:

      Технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков. В основе данной группы технологий два основных метода обучения: вербальный (словесный) метод и иллюстративный метод. Следовательно, технологии объяснительно-иллюстративного обучения способствуют, прежде всего, развитию памяти, но при этом дают в основном репродуктивный уровень обученности. Иллюстративный метод практически является одним из самых необходимых методов в обучении и должен присутствовать постоянно. Иного отношения заслуживает вербальный метод. Его использование необходимо ограничивать в пределах 20 % от общего использования различных технологий, большую часть времени, уделяя самостоятельному приобретению учениками знаний.

      Личностно-ориентированные технологии обучения создают условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учитывают и развивают индивидуальные особенности школьников; предполагают групповую форму работы учащихся; дают возможность учитывать возможности и способности учащихся; способствуют формированию таких социальных качеств как сотрудничество, взаимопомощь, развивают коммуникабельность, умение адаптироваться к окружающим их сверстникам;

      Технологии развивающего обучения, в центре внимания которых - способ обучения, обеспечивающий включение внутренних механизмов личностного развития обучающихся, их интеллектуальных способностей.

    Воспитательные технологии

    Назовем в качестве примеров некоторые современные воспитательные технологии, которые получили достаточно широкое распространение в массовой практике школ (Краткие характеристики воспитательных технологий даны по кн.: Селевко Г.К. Современные технологии. М., 1998)

      Общепедагогические технологии воспитательного процесса (педагогические системы).

      1. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили имеет особые целевые ориентации: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств (души и сердца, познавательных сил...). Идеал воспитания – самовоспитание.

        Система воспитания в Павлышской школе В.А. Сухомлинского.

        Модель трудового воспитания А.А. Католикова по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд – основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.

        Школа как воспитательная система В.А. Караковсого.

        Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина) имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, Образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России; пробуждение русского национального самосознания, русского национального характера...

        Воспитательная система Всероссийского детского центра «Орленок», «Океан».

      Частнометодические воспитательные технологии .

      1. О Выявление и развитие творческих способностей детей в разнообразной внеурочной деятельности детей в «творческой комнате» (И.П. Волков).

        О Технология воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.

        Технология личностно-ориентированной коллективной творческой деятельности С.Д. Полякова.

        Технология педагогической поддержки О.С. Газмана.

        Система нравственного воспитания через курс «Этическая грамматика» А.И. Шемшуриной (1-9-й классы).

        Авторский курс самопознания и самовоспитания для старшеклассников «Человековедение» (СНОСКА: См. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000; Я - человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М., 1996)

        Технология теоретико-практической педагогики и психологии для родителей в специальном журнале «Домашнее воспитание».

      Локальные (модульные) воспитательные технологии Эти технологии наиболее подробно разработаны группой педагогов Н.Е. Щурковой, В.Ю. Питюковым, Д.Д. Рогозиной, А.П. Савченко и др. См.: Краткий справочник по педагогической технологии. М.,1997; Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М., 1997).

    В технологии педагогического общения могут быть специальные технологии: педагогического требования, информационного воздействия, создания воспитывающей среды, организации групповой деятельности (здесь модульные технологии целеполагания, анализа ситуации, вооружения учащихся способами деятельности, создания и разрушения конфликта, создание ситуаций успеха и преодоление неуспеха, педагогической реакции на поступок), технология индивидуального и дифференцированного подхода, технология педагогической оценки, технология этической защиты и другие.

    Программа школьной воспитательной деятельности по основам православной культуры «Милость сердца»

    2010-2011 учебный год

    Актуальность данной программы обусловлена необходимостью общества, семьи и школы обратить внимание на подрастающее поколение, воспитать милосердных людей, а также патриотов своего Отечества.

    Цель программы : рассмотреть с учащимися вопросы любви и добра, содействовать стремлению быть лучше.

    Задачи:

    • Формировать нравственное сознание, нравственные качества, социально значимые ориентации и установки в жизненном самоопределении и нравственном поведении; прививать детям потребность во внутрисемейном общении, развивать художественный и эстетический вкус. Помогать ощущать себя частью своей Родины посредствам участия в жизни своей станицы, знакомства с интересными людьми Кубани.
    • Прививать детям традиции наших предков, знакомить с основами православной культуры, обеспечивать, сохранять и укреплять физическое, психологическое, социальное и нравственное здоровье личности; создавать благоприятные условия в микросоциуме для развития способностей и реализации возможностей человека.

    Реализация программы.

    Этапы:

    2009-2010

    Ожидаемые результаты:

    Схема реализации программы школьной воспитательной деятельности по основам православной культуры «Милость сердца»

    Программа школьной воспитательной

    деятельности «Милость сердца»

    Учебная деятельность Внеклассная Творческая деятельность

    воспитательная работа учителя и учащихся

    Преподавание кружковая *конкурсы;

    ОПК деятельность *фестивали;

    В рамках элективного (8 «Б») *чтения, форумы

    курса (9 «А»), факультатива * выставки

    (6 «В» класс)

    Интеграция - Поездки к православным

    В учебных предметах памятникам Кубани;

    русский язык, - Встречи с интересными

    литература, людьми

    история, - Участие в православных

    кубановедение, праздниках;

    обществознание, ИЗО, - Организация помощи

    музыка, технология нуждающимся людям.

    Предварительный просмотр:

    Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.

    Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы воспитать жизнеспособную личность – человека, который определил в жизни духовно-нравственные приоритеты, самоутвердился, реализовал свои задатки и творческие возможности, который гармоничен и гибок в современных условиях. В создавшейся ситуации естественным стало появление разнообразных личностно- ориентированных технологий.

    В свете введения ФГОС идея и опыт педагога-новатора В.Ф.Шаталова по использованию опорных сигналов приобретает особую актуальность. Опорные сигналы - это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы - позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей.

    Не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила; использование опорных конспектов обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний, кроме того, если использовать опорные конспекты в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков, можно добиться свободы оперирования ими при выполнении практических работ.

    Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.

    1. Тематические схемы при изучении нового материала(начало урока).

    Мы составляем опорный конспект на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике, а зачастую из собственных наблюдений по предлагаемому материалу и представляя их в виде обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в опорном конспекте. Таким образом, опорный конспект не даётся детям в готовом виде, а “вырастает” на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения педагогом материала: слово учителя, беседа, самостоятельная работа над теоретическим материалом учебника. Такое составление опорных конспектов ведёт к реальному сотрудничеству учителя с учащимися.

    1. Использование алгоритмов при работе с текстовым материалом(основная часть урока).

    При изучении орфографических и пунктуационных правил , я использую форму алгоритмов. Всякий мыслительный процесс состоит из ряда умственных операций. Чаще всего многие из них не осознаются, а иногда о них просто не подозревают. Психологи подчеркивают, что для эффективного обучения эти операции надо выявить и специально им обучать. Это не менее необходимо, чем обучение самим правилам. Без овладения операционной стороной мышления знание правил сплошь и рядом оказывается бесполезным, ибо ученик не в состоянии их применить.

    Ведь выбор правильного написания – это решение задачи, то есть выполнение каких-либо мыслительных операций. На практике это выбор правильных условий и дальнейших действий из возможных вариантов. Знание правила не может быть гарантией правильного его применения. Это подтверждает наличие ошибок у обучающихся всех категорий. Многие ученики могут прекрасно рассказать правило, но в самостоятельной или проверочной работе допускают ошибки, иногда на, казалось бы, простые правила. В этом случае грамматическая ошибка - показатель неумения решить грамматическую задачу. Исследование показывает, что учащиеся, которые хорошо помнят все правила, делают ошибки именно потому, что не знают, как эти правила применять, не знают соответствующих методов действий и рассуждений. Не зная общих методов решения грамматических задач, учащиеся не могут дать полного ответа на вопрос, что и в какой последовательности надо делать, чтобы распознать данное грамматическое явление (например, является ли данноепредложение сложносочиненным или сложноподчиненным).Психологи отмечают большую разнородность приемов решения одной и той же задачи разными учащимися. Было замечено также, что, разбирая какое-либо предложение, ученик идет одним путем, разбирая следующее, аналогичное,- другим, хотя самом деле метод действия в обоих случаях должен быть общим, единым. В связи с этим у учащихся часто возникает неуверенность в своих действиях и решениях.Часто ошибки возникают оттого, что учащиеся знают и применяют лишь часть операций, необходимых для распознавания того или иного грамматического явления, или пользуются ими не в той последовательности, в которой необходимо.

    При изучении орфограмм и пунктограмм с помощью алгоритмов работа может строиться разными способами, в том числе и вполне традиционно. Учащимся предлагается языковой материал для анализа (в одном столбике в словах после шипящих «Ё», в другом – «О», попробуйте найти закономерность). Затем выявляются все необходимые условия для выбора правильного написания. Приступаем к составлению алгоритма. Здесь важно отслеживать и комментировать добавление каждого этапа. Тут же проверяем наш алгоритм на практике (несколько простых примеров), затем возможна самостоятельная работа с проверкой. По мере накопления детьми опыта работы с алгоритмами, увеличиваем время самостоятельной работы. Сначала делаем это на этапе тренировочных упражнений, потом в процессе создания самого алгоритма. При правильной организации эта деятельность вызывает большой интерес у учащихся, позволяя при этом значительно дифференцировать работу на уроке. Здесь также возможны формы как индивидуальные, так и коллективные и групповые. Важным элементом при работе с алгоритмом является речевое сопровождение всех этапов работы. При коллективном или групповом создании алгоритма – это беседа, дискуссия в рабочем режиме. Затем, при получении окончательного варианта проговариваются все его составные части. То есть мы практически формулируем правило из учебника, но в действии, осознавая процесс его создания и направленность на конечный результат.

    Процесс составления алгоритма может прописываться в тетради, где обязательно должен быть окончательный вариант, который ученики могут использовать при отработке орфограммы или при выполнении подобных заданий. Можно вести отдельную тетрадь со схемами и алгоритмами.

    1. Использование алгоритмов при работе с текстовым материалом(закрепление).

    Следует отметить, что электронный алгоритм чаще всего является только частью презентации к уроку. Дальнейшая работа по отработке правила, закреплению, обобщению, проверка тоже проводится с применением цифрового ресурса. В электронном варианте легко при необходимости вернуться к какому-либо элементу, запустить алгоритм для тех, кто нуждается в повторении. Очень удобно применять накопленный материал на обобщающих уроках, при подготовке к проверочным работам или итоговой аттестации. Также можно использовать материал на спецкурсах, в кружковой работе.

    При использовании алгоритма в электронном варианте удобно проводить проверку самостоятельно выполненных заданий. Также легко выявить причину допущенной ошибки. Например, при изучении правописания О-Ё после шипящих при наличии ошибки запускаем алгоритм, чтобы установить, на каком этапе произошёл «сбой» (чаще всего ученики пропускают этап определения части речи и сразу переходят к определению морфемы, но применение именно электронного варианта снижает вероятность таких ошибок, так как у детей сформировался чёткий зрительный образ действий и их последовательность, и при самостоятельной работе они примерно знают, сколько этапов им нужно пройти).

    Опорные конспекты – хорошее справочное пособие для учеников, которое

    Опорные конспекты – хорошее справочное пособие для учеников, которое

    А) служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем;

    Б) обеспечивает возможность самостоятельно отрабатывать теоретический материал.

    Составление опорных конспектов – реальное, действенное сотрудничество обучающихся с учителем.

    Опорный конспект – важней- шее средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке.

    Работая с опорными конспектами, дети «раскрепощаются».

    В классе - атмосфера взаимоподдержки и взаимопомощи.

    Вырабатывается интерес к русскому языку как учебному предмету.

    Требования, предъявляемые к алгоритмам однозначность предписываемых действий и операций; результативность, предполагающая, что при выполнении конечного числа операций будет получен искомый результат; массовость, означающая, что алгоритм применим к решению целого класса задач.

    Графический Словесный Словесно-графический Виды алгоритмов

    Алгоритм «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»

    Графический Буквы Ы – И после Ц.

    Безударная гласная в корне слова. Найди корень слова Поставь ударение Ударение падает на гласную в корне? ДА НЕТ пиши слово с этой гласной подбери проверочное слово удалось подобрать ДА НЕТ пиши слово посмотри в с этой гласной словарь

    Опорная схема а) служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем; б) обеспечивает возможность самостоятельно отрабатывать теоретический материал.

    Ь Ь Словесно-графический Разделительные Ъ и Ь знаки. В глаголах и наречиях Знак пишется всегда, У кратких прилагательных Не пишем никогда. Существительное - много, Существительное – мой - Знак не нужен никакой. А подставь она, одна – Мягкий знак пиши всегда. наречие сущ. ж.р. 3скл. глагол кр. прил. сущ. мн.ч. сущ. м.р. Определить, какой частью речи является слово.

    Алгоритмы Способствуют повышению уровня грамотности Развивают логическое мышление ученика Дисциплинируют работу мысли

    Ценность опорных конспектов: - лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков); - структурность (один блок содержит несколько тем. Например, раздел «Морфология», раздел «Словообразование» и т.д. - удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.); - занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах. - цветовое оформление - важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.



    В педагогической теории и практике существуют различные классификации педагогических технологий. Для характеристики технологий обучения мы выбрали классификацию Г.К.Селевко, который выделяет следующие типы технологий:

    По уровню применения: общепедагогические, частно-методические, локальные (модульные);

    По философской основе: научные, религиозные, гуманистические, прагматические и др.;

    По ведущему фактору развития: биогенные, социогенные, психогенные;

    По ориентации на личностные структуры (информационные, операционные, эмоционально-художественные, технологии саморазвития, прикладные);

    По характеру содержания и структуры (обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-направленные, гуманитарные и технократические, комплексные, частно-предметные);

    По типу организации познавательной деятельности (лекционное обучение, обучение с помощью технических средств обучения, обучение с помощью книги, занятия в «малых группах», репетиторство, программное обучение, дистанционное обучение, система консультантов);

    По преобладающему методу обучения (догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, проблемного обучения, развивающего обучения);

    По направлению модернизации традиционной системы (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология, технологии с процессуальной ориентацией);

    Технологии активизации и интенсификации деятельности учащихся;

    Природосообразные технологии, использующие традиции народной педагогики;

    Альтернативные технологии (вальдорфская педагогика, технология свободного труда, технология вероятностного образования);

    Рассмотрим более подробно некоторые из названных технологий. Как было уже сказано, по уровню применения выделяются общепедагогические, частнопедагогические (предметные) и локальные (модульные) технологии. Так, технология развивающего обучения, технологии личностно-ориентированного образования - это общепедагогические технологии. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И. Пасова представляет собой пример частнопедагогической или частнопредметной технологии обучения иностранному языку.

    Модульная технология (локальный уровень) направлена на решение отдельных дидактических задач. Например: на уроке учитель может использовать технологию формирования понятий, технологию повторения и контроля за изученным материалом, технологию работы с книгой, технологию воспитания определенного качества личности и т.д.

    Среди технологий, которые различаются по философской основе, можно выделить материалистические и идеалистические, научные (сциентистские) и религиозные, прагматические и экзистенциалистские, гуманистические и авторитарные педагогические технологии. Так, большинство педагогических технологий Древнего Востока были авторитарными, т.е. основанными на беспрекословном подчинении ученика воле педагога, который являлся для него абсолютным авторитетом. Ярким примером авторитарной педагогики является иезуитская педагогика, разработанная педагогами католического ордена иезуитов («Общества Иисуса»), основанного в 1534 г. Игнатием Лойолой. Представителем авторитарной педагогики был известный немецкий ученый педагог Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841). Он разработал систему обучения и воспитания, в которой основными признаками были подчинение личности воспитанника воле учителя, муштра, угрозы, наказания. Идеи авторитарной педагогики присутствовали в определенной степени в дореволюционной российской, а также в советской школе в 30-70-е годы XX века.

    К гуманистическим технологиям следует отнести технологии обучения и воспитания педагогов эпохи Возрождения: педагогические технологии Витторино-де-Фельтре, Т.Мора, Фр.Рабле. Сюда также относятся технологии, разработанные Я.А.Коменским, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, т.к. в основе таких технологий лежала любовь к ребенку. В России известными носителями гуманной педагогики и создателями гуманистических педагогических технологий были Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, представители педагогики сотрудничества 90-х годов XX века: Ш.А.Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов.

    По ведущему фактору развития педагогические технологии можно разделить на биогенные, социогенные и психогенные. Биогенные педагогические технологии - это такие технологии, которые основываются на посылке о том, что развитие психики человека определяется биологическими, наследственными факторами (генетическим кодом), а внешняя среда лишь реализует наследственные качества. К этому типу технологий относятся все средства, методы и формы древних педагогических систем: Древнего Китая, Древней Индии, Японии, Арабского Халифата. Социогенные педагогические технологии основаны на положении о том, что ведущим фактором развития личности а, следовательно, обучения и воспитания является социальная среда. Ярким представителем этой концепции был английский философ и педагог XVII в. Дж. Локк, который считал, что душа ребенка - это чистая доска, на которой педагог-воспитатель может начертать все, что он захочет. Большинство педагогических технологий, которые разрабатывались советскими педагогами, были также социогенными. Считалось, что при помощи определенных педагогических средств можно сформировать личность, соответствующей по своим качествам требованиям общества.

    Психогенные технологии основаны на положении о том, что результаты развития, обучения и воспитания учащихся определяются не требованиями общества, а психическими процессами, происходящими в человеке, а также его предшествующим опытом. Можно сказать, что сейчас, в начале XXI века, большинство педагогических технологий в области обучения и воспитания разрабатываются в российской педагогике на основе психических факторов развития школьников, хотя это и не совсем верно. Очевидно, что и биологические, и социальные, и психические факторы должны в равной степени учитываться при разработке педагогических технологий.

    По ориентации на личностные структуры отечественные ученые выделяют: информационные, репродуктивные, знаниевые, академические, операционные технологии, технологии, направленные на развитие эмоционально-художественной сферы личности и технологии, направленные на формирование эмоционально-нравственных отношений. Кроме того, к этому типу технологий относятся технологии саморазвития личности, эвристические технологии и ряд других.

    Информационные педагогические технологии направлены на формирование знаний, умений и навыков, так называемых ЗУНов. Информационные технологии определяют «обученность» личности, т.е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и уровень сформированности, в основном, репродуктивных элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Формирование интеллектуальных и творческих умений и навыков относится уже к операционным педагогическим технологиям.

    Операционные педагогические технологии направлены на формирование способов умственной деятельности (так называемых СУДов) - или способов учебной работы. В отечественной школе внедрение операционных технологий осуществляется под девизом «Учись учиться». Содержание операционных педагогических технологий включает формирование умений и навыков планирования учащимися учебной деятельности, выбор рациональных путей их достижения. К операционным педагогическим технологиям относятся способы привития школьникам умений и навыков организации своей деятельности, умения и навыки восприятия информации (работа с книгой, конспектирование, библиографический поиск).

    Кроме того, операционные педагогические технологии включают обучение умениям и навыкам мыслительной деятельности: осмысление учебного материала, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, формулирование выводов и заключений и другие способы умственных действий. Операционные педагогические технологии в современной школе более востребованы, чем информационные, т.к. направлены на формирование способов самостоятельной работы. Операционные педагогические технологии призваны научить школьников умениям и навыкам оценивания результатов своей учебной деятельности. К операционным умениями и навыкам относятся самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности, оценка достоверности изложения освоенного материала, корректности решения задачи, рефлексивный анализ своей деятельности и другие операции.

    Разумеется, в таком «чистом виде» педагогические технологии практически не встречаются. Типы педагогических технологий выделены здесь в качестве идеальных моделей (конструктов) для того, чтобы можно было более четко увидеть их отличительные черты. В действительности в одной и той же педагогической технологии могут сочетаться элементы информационной и операционной технологии, социогенного и психогенного, дидактического и воспитательного типов.

    Многие из названных технологий имеют своих авторов. Так, создателем технологии укрупнения дидактических единиц является П.М.Эрдниев. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре разработана Е.И.Пасовым, система развивающего обучения - Л.В.Занковым и Д.Б.Элькониным, технология коллективного творческого дела - И.П.Ивановым. Однако, внедренные в образовательную практику, эти технологии становятся достоянием всего педагогического сообщества и начинают свою самостоятельную жизнь.

    Вместе с тем, некоторые педагогические технологии имеют отличительные черты, которые выражаются, прежде всего, в неразрывном соединении и разработанных методов и форм обучения (воспитания) с личным мастерством педагога, его собственным педагогическим почерком. Такие технологии отражают особенности характера и образа жизни ее автора. Они практически недоступны для полного повторения, т.к. несут на себе отпечаток личности и тех условий, в которых они применяются. К авторским технологиям можно отнести систему работы М.Монтессори, С.Френе, В.Р.Шаталова, С.Н.Лысенковой и многих других российских педагогов-новаторов. Вместе с тем, некоторые элементы и методы авторских технологий творчески адаптируются учителями и преподавателями в своей профессиональной деятельности.

    Классифицируя педагогические технологии по различным основаниям, педагогу важно иметь в виду, что обучение, развитие и воспитание личности – это сложные, амбивалентные процессы, которые слиты воедино. Мы согласны с теми учеными, которые утверждают, что если обучение можно технологизировать почти в полном объеме, то развитие и воспитание личности требуют технологизации лишь частично и являются скорее искусством, чем алгоритмом педагогически целесообразных действий.

    На практике наиболее полно разработаны обучающие технологии. В образовательных учреждениях, работающих в инновационном режиме, востребованы технологии активного обучения. Использование активных и интерактивных технологий существенно повышает качество педагогического процесса, т.к. обеспечивает условия для такой его организации, при которой каждый обучающийся энергично включается в познавательную деятельность, в процесс открытия для себя неизвестного знания, в решение проблемной ситуации. Основными методами интерактивных технологий являются: проблемные и бинарные лекции, деловая игра, дискуссия, мозговой штурм, метод анализа конкретной ситуации, тренинг и др. Технологией названные методы становятся в том случае, если они объединены общей концепцией, используются в определенной системе, повышают эффективность обучения и могут быть воспроизведены любым преподавателем, который обладает необходимым уровнем профессиональной культуры.

    Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление - педагогические технологии.

    Педагогические технологии имеют два источника. Первый источник - производственные процессы и конструкторские дисциплины, связывающие тем или иным способом технику и человека, составляющие систему "человек - техника - цель". В этом смысле технология определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала в процессе производства продукции. Можно привести и другие определения этого понятия, но, в сущности, все они отражают основные характерные признаки технологии: технология - категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов.

    Второй источник - сама педагогика. Еще А. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным "педагогическим производством", ставил проблемы разработки "педагогической техники". Он отмечал: "Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди... Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка".

    Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами (например, акад. В. Монахов приводит 10 определений, проф. В. Башарин - 8 и т.д.). С точки зрения В. Беспалько, Б. Блума, В. Журавлева, М. Кларина, Г. Моревой, В. Монахова и других, педагогическая технология (или более узко - технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос "как учить" с одним существенным дополнением "как учить результативно".

    В своей работе я пытаюсь использовать различные педагогические технологии, выбирая те которые более приемлемы к конкретном группе обучающихся, а иногда и каждого ученика. Так на протяжении нескольких лет я изучала методику А.Ривина. Эта технология основана на коллективном способе обучения. Обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Это помогает сплотить группу, почувствовать заинтересованность более сильных учащихся в более полном объеме изучить тему, выделить главное и обучить этому сокурсника. Тот в свою очередь, пытаясь усвоить главное, проговаривает материал, что является повторением для первого учащегося. При изучении методической литературы мною было выяснено, что похожие технологии разрабатывали

    В. Дьяченко, А. Соколов, Н. Суртаева и др., это позволило мне ознакомиться более подробно с данной технологией и внести свои коррективы в учебный процесс и методику использования технологии Ривина.

    Не малую роль в процессе обучения играет и вопрос воспитания личности и индивидуального подхода к каждому учащемуся. К педагогическим технологиям на основе личностной ориентации учебного процесса относят технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков); на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.). Так при изучении или повторении темы мною часто используются материалы электронных носителей, что в значительной мере облегчает процесс обучению и вызывает большой интерес у учащихся с разным уровнем усвоения материала. Так учащиеся имеющие хорошие навыки пользования компьютером изучают материал самостоятельно, имеют возможность воспользоваться дополнительным материалом и в качестве поощрения воспользоваться игровыми программами по темам. Учащиеся имеющие минимальные навыки работают медленнее, нуждаются в помощи учителя или используя первую технология помощь сокурсника. Со временем чувство соперничества «кто быстрее» перерастает в сотрудничество, так как при более полном усвоении материала в течении отведенного времени, появляется возможность продолжить использовать тот или иной вариант обучения с использованием информационных технологий (электронные учебники, слайды, обучающие игры, видеоматериал, тестовые задания и т.д) Выполнение заданий в электронном виде (кроссвордов, схем, составление резюме) превращается в творческую работу и позволяет расширить и закрепить полученные знания и умения не только по изучаемому предмету, но и по информатики.

    Немаловажную роль играют и игровые моменты. Так в виде игры может быть построен весь урок, его часть или включены несколько моментов. Изучая материал по использованию игровой технологии я использую игровые моменты из Казахстано-Германского проекта «Профессиональная педагогика», особенно на уроках «Профессиональной этики» по ассоциативному восприятию, формам общения и т.д.

    несколькими педагогами.

    Для проведения уроков использую технологию «Интегрированный урок». В проведении интегрированного урока принимают участие несколько преподавателей. Технология внедрения уроков разработана на среднем уровне и предполагает основательную подготовку со стороны педагогов. Качественно подготовленные и проведенные интегрированные уроки способствуют формированию у учащихся убежденности в связи предметов, способствуютразвитию познавательного интереса.

    Подводя итоги рассмотрения понятия "педагогическая технология", отметим, что специфика педагогической технологии состоит в том, что построенный на ее основе педагогический процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. Вторая характерная черта технологии заключается в структурировании (алгоритмизации) процесса взаимодействия преподавателя и учащихся.

    Таким образом, "педагогическая технология" является тем педагогическим феноменом, который сосредотачивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное - может помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как толерантность, искренность, креативность" (Е.Ф. Широкова).

    Подготовительный этап.

    Основной этап.

    Заключительный этап.

    1 вариант анализа.

    7.Сотрудничество учителей:

    Органичность;

    Противоречия.

    Широта кругозора;

    Так как основная моя должность это мастер производственного обучения, то иногда я провожу не просто интегрированные уроки, но и бинарные, где имеет связь предмета «Товароведение пищевых продуктов» с уроками производственного обучения

    Первые бинарные уроки в профессиональной школе проводились ещё в 1987 году и являлись экспериментом.

    Бинарный урок это нетрадиционная форма обучения. В её структуре органически сочетаются личности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, взаимообусловленная деятельность преподавания и учения можно выделить в три уровня:

    Обратите внимание, все эти этапы связаны между собой образуя целостную психолого-педагогическую систему.

    Проведение бинарных уроков позволяет перенести теоретический курс специальных дисциплин в учебные мастерские, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, научно обоснованной производственной деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебно – производственной деятельности. То есть мы не услышим из уст учащихся, что преподаватель объяснил им этот вопрос так, на уроке производственного обучения – иначе .

    Благодаря этому активнее протекает восприятие учебного материала, острее становятся наблюдения, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных производственных ситуациях, в условиях, когда требуется оперативно и взвешенно принять единственно правильное решение.

    Главными вопросами профтехобразования были и есть вопросы усиления политехнической подготовки учащегося, развитие его профессиональной мобильности, способности адаптироваться в современных экономических условиях, быть вовлечённым в общественную жизнь своей страны. Поэтому бинарная модель обучения - важное средство реализации межпредметных связей и принципа политехнизма, так же является интегрированным средством, помогающим разрешать многие задачи и пренебрегать им нельзя.

    При проведение бинарных уроков реализуются многие принципы обучения, но приоритетными являются следующие:

    Профессиональная направленность (когда содержание учебного материала имеет профессионально-техническую направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов. например: физики и информатики, материаловедения и спец.технологии, спец.технологии и производственного обучения и других сочетаний);

    Политехнизм (когда учащиеся ориентируются на применении е тех или иных знаний по тем или иным предметам в производственной деятельности). В бинарных уроках большой акцент делается на единстве эмпирического (наблюдаемого) знания с теоретическим, его осмысливанием. Методика бинарного урока, проводимого мною, отличается от методики традиционного тем, что преподаватель и мастер производственного обучения, это одно лицо и урок ведется одновременно, когда теоретическая часть плавно переходит в практическую, закрепляя полученные знания.

    Организация и проведение интегрированных уроков

    Интеграция в современном обществе объяс­няет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготов­ленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных, хорошо подготовленных специали­стов.

    Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

      способствуют повышению мотивации учения, форми­рованию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с несколь­ких сторон;

      в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравни­вать, обобщать, делать, выводы; интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, пере­грузку;

      не только углубляют представление о предмете, рас­ширяют кругозор, но и способствуют формированию разно­сторонне развитой, гармонически и интеллектуально разви­той личности;

      интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют оп­ределенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах,

      интегрированные уроки позволяют систематизировать знания,

      формируют в большей степени умении и навыки,

      способствуют росту профессионального мастерства преподавателя, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении.

    Закономерности интегрированного урока:

      урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого; этапы и компоненты урока находятся логикоструктурной зависимости;

      отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

    Цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность. Связанность структуры достигается последо­вательно, но не исключает параллельную связь (в первом
    случае соблюдается очередность действий, во втором вы­полняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

    Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в кото­ром, с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими, соотношение изу­ченного и изучаемого, соединение отдельных зачетов в од­но общее, предупреждение недочетов.

    Методы интегрированного обучения

    1 - активное использование знаний, полученных на уро­ках по другим предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин);

      Рассмотрение комплексных проблем, которые по са­мой своей сути требуют привлечения знаний из разных предметов;

    3 - исследовательский метод (учащиеся самостоятель­но сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения).

    При организации и планировании таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:

    В интегрированном уроке объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрирован­ного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходи­мы для ее реализации. Проведение интегрированного урока двумя учителями требует их психологической совместимо­сти, такта, умения слышать партнера, корректности оценок и строгого разграничения компетенций;

    Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока. При пла­нировании требуется тщательное определение оптималь­ной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке;

    При проведении интегрированного урока преподавателями (ведущими разные предметы) требуется тщательная коор­динация действий.

    Интегрированные уроки призваны расширить знания учащихся по определенным темам. Они совершенствуют структуру межпредметных связей и помогают повысить вос­питательную эффективность урока, ломают сложившуюся диспропорцию между интеллектуальным и эмоциональным познанием, соотношением логики и эмоций.

    Классификация интегрированных уроков

    Одно из направлений совершенствования учебного про­цесса в современной профессиональной школе - проведение уроков, выходящих за рамки одного предмета.

    Практический опыт преподавателей дают возможность определить:

    Интеграцию как педагогическое явление, имеющее общую основу, в центре которой – личность, ее отношение к человеку, истории, обществу, природе и вытекающие из этих отношений сложные многообразные региональные, национальные, общечеловеческие связи;

    Интеграцию как педагогическое творчество, новый качественный уровень подготовки к уроку учителя и верный путь в обучении и воспитании.

    Интегрированные уроки могут классифицировать по-разному: в зависимости от вида интеграции, интегрирующего фактора, способствующего объединению и взаимодействию учебных дисциплин.

    В зависимости от степени перекрывания предметных областей по своему содержанию интегрированные уроки могут быть:

    На базе одной дисциплины, другая же дисциплин (может быть как из той же, так и из другой образовательных областей) выступает в роли вспомогательной;

    Уроки, в которых вклад дисциплин из одной образовательной области одинаков;

    Интегрированные уроки, на которых последующая учебная тема вытекает из предыдущей. Для этого типа ин­теграции характерна высокая степень взаимообусловлен­ности и соподчиненности её элементов.

    В практике работы современной профшколы часто используется понятие бинарный урок - урок, в котором участвуют не­сколько, обычно двое, учителей, ведущих разные предметы, что позволяет показать взаимосвязь предметов.

    Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимо­обусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.

    Формы урока могут быть различны, но в каждом долж­но быть достаточно материала для упражнения «деятельных сил» (И. Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от приро­ды проявления творческой активности учителя.

    Форма урока

    Сущность

    Интегриро­ванный урок

    На базе одной дисциплины, другая же дисциплина (может быть как из той же, так и из другой образовательных областей) выступает в роли вспомогательной;

    Уроки, в которых вклад дисциплин из одной образовательной области одина­ков;

    Уроки, на которых учебные дисциплины группируются вокруг определенной учебной проблемы, законов развития природы, понятий и т.д.;

    Интегрированные уроки, на которых последующая учебная тема вытекает из предыдущей. Для этого типа интеграции характерна высокая степень взаимообу­словленности и соподчиненности ее эле­ментов.

    Бинарный урок

    Урок, в котором участвуют несколько, обычно двое, учителей, ведущих разные предметы, что позволяет показать их взаимосвязь; материал предметов скла­дывается чисто автоматически. На интег­рированном уроке происходит концепту­альное объединение сходных нескольких предметов для углубленного изучения научной проблемы. В этом его отличие от урока бинарного, где материал двух предметов складывается чисто автомати­чески.

    Урок с ис­пользовани­ем межпред­метных свя­зей

    По способу организации: фрагментар­ные, «узло­вые», синтези­рованные.

    Конструирование и проведение урока двумя или более учителями разных дис­циплин; - одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисцип­линам; - создание на этой основе интегрирован­ных тем, разделов и уроков. В урок эпизодически включается матери­ал других предметов, но при этом сохра­няется самостоятельность предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.

    Фрагментарны уроки с элементами МПС

    Раскрытие частных вопросов темы урока.

    «Узловые»

    Включают МПС в качестве органической составной части всего содержания темы.

    «Синтезированные»

    Специально организуемые, повторительно-обобщающие, которые концентрируют знания учащихся из разных предметов с целью раскрытия всеобщих законов и принципов.

    Уроки с реали­зацией вторич­ных (третичных) МПС

    Деятельность учащихся по нахождению и применению знаний из других предметов носит более самостоятельный характер и ориентируется на поисковые виды деятельности

    Отдельные уроки на ос­нове инте­грации

    Различные типы органи­зации про­цесса обучения.

    Интегрирован­ные курсы

      Это интегрированные уроки, которые проводятся в системе. Но в них включа­ются дополнительные игровые формы, проблемные ситуации.

      Интегрированный курс характеризуется блоковой подачей материала, но более высокого порядка. 3. Курс может выстраиваться на объединении нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий и реализовываться в классно-урочной форме обучения.

    Система орга­низационных форм учебных занятий

    Уроки освоения новых знаний и алго­ритмов;

    Эвристические беседы;

    Уроки в форме проблемного приложения знаний на основе познавательной про­блемы;

    Уроки самостоятельного освоения новых знаний и выполнение познавательных заданий;

    Проблемные уроки;

    Уроки с элементами ролевой игры- диа­лога;

    Уроки освоения новых знаний с элемен­тами обсуждения опережающих познава­тельных заданий;

    Уроки в форме проблемно-дидактиче­ских игр;

    Уроки освоения новых знаний в форме

    сопоставительного анализа;

    Интегрированные уроки по межпредмет­ной проблематике.

    Методика подготовки и проведения интегрированного урока

    Подготовительный этап.

    Определение смежного предмета (предметов).

    Выбор темы урока, постановка целей.

    Определение содержания урока.

    Подбор знаний и тем сообщений для учащихся.

    Определение форм, методов и средств обучения, позволяющих наиболее эффективно решать задачи урока.

    Основной этап. Проведение интегрированного урока.

    Заключительный этап. Анализ интегрированного урока.

    Схема анализа интегрированного урока

    1 вариант анализа.

    1.Сочетаемость и сочетание дисциплин в процессе интеграции.

    3.Стадия перехода от параллельного соединения материала к целостной новой структуре.

    4.Уровень новизны. Формирование целостного взгляда предмет.

    5.Спонтанное осуществление или результат тщательно подготовки преподавателя и ученика:

    Какую самостоятельную работу выполнили ученики до урока;

    Цель работы, ее характер, объем;

    Облегчил ли урок условия обучения учащихся или затруднил их.

    6.Форма урока, виды деятельности ученика и учителя: ра­зумны ли, ведут ли к поставленной цели?

    7.Сотрудничество учителей:

    Органичность;

    Единство проблем и содержания;

    Противоречия.

    8.Результаты деятельности учащихся:

    Создание единого представления о проблеме;

    Широта кругозора;

    Культура суждений, их аргументация;

    Степень убежденности в итогах обсуждения единой проблемы.

    2 вариант анализа.

    1 Объект интеграции (культура, наука, краеведение, человек, технология и др.).

    3. Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегрированных уроков?

      Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или на уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от парал­лельного соединения материала к целостной новой струк­туре?

      Тема урока, проблема, цель. Уровень новизны. Дос­тигнута ли систематизация знаний учащихся, формирова­ние целостного взгляда на предмет?

    6. Деятельность преподавателя и учеников по подготовке к уро­ку. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учителя? Какую самостоятельную работу ученики должны выполнить до урока: ее цель, объем, характер? Облегчают ли эти уро­ки условия обучения учащихся или они затрудняют их жизнь?

    7. Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности преподавателя и учеников. Разумно ли они сочета­йся, ведут ли к поставленной цели?

    8. Сотрудничество преподавателей на уроке. Насколько оно органично? Не тянет ли кто-либо «одеяло на себя». Действительно ли едины проблемы и содержание проведенных и уроков? Нет ли противоречий в используемых ими материалах?

    9. Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке. Создалось ли у них единое (интегрированное представление по проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация, степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи» эмоциональная вовлеченность в проблему.

    Литература:

    1. Лакоцетина Т.П. Современный урок. Часть 6.: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руков. учебных заведений, студентов пед. учебн. заведен.-Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008.

    2. Сухаревская У.Ю. Технология интегрированного урока. «Учитель», 2003.

    3. Э.Д. Шантина. Интеграция как фактор развития учащихся в процесссе обучения и воспитания.Журнал «Образование в современной школе», №2, 2006, с.17.