Как устроена сортировочная станция. Схемы односторонних сортировочных станций, устройства, порядок работы Расположение главных путей на сортировочных станциях

В зависимости от значения в общей работе сети железных дорог сортировочные станции делят на:

o основные (или опорные) сетевого значения. Основные (опорные) станции располагаются в узлах, где пересекаются важнейшие магистральные линии с мощными вагонопотоками и большой местной работой, а также в районах массовой погрузки и выгрузки грузов при необходимости сортировки вагонопотоков. Главной задачей этих станций является формирование сквозных поездов дальних назначений.

o районные Районные сортировочные станции перерабатывают вагонопотоки, зарождающиеся или погашаемые в узлах и на участках между этими станциями и смежными с ними другими сортировочными станциями, а также формируют участковые, сборные и вывозные поезда на прилегающие участки и в некоторых случаях -сквозные поезда (в небольшом числе). К районным станциям также относят портовые сортировочные станции, обслуживающие порты, и промышленные сортировочные станции, обслуживающие крупные промышленные районы.

o вспомогательные (в помощь основным или районным в отдельных узлах).

В зависимости от типа сортировочных устройств различают станции:

o горочные Для расформирования и формирования составов оборудуются горками повышенной, большой, средней или малой мощности, вторые - вытяжными путями со стрелочными горловинами на уклоне или вытяжными путями и стрелочными горловинами на площадке.

o безгорочные Безгорочные станции представляют собой переходную форму от участковых к горочным сортировочным станциям и отличаются от последних меньшим числом сортировочных путей и меньшими размерами переработки.

Группа парков приема, сортировки и отправления образует сортировочную систему (сортировочный комплект). В зависимости от числа сортировоч ных комплектов сортировочные станции бывают:



o односторонние (однокомплектные), на которых в одной системе перерабатываются вагонопотоки всех примыкающих направлений

o двусторонние (двухкомплектные), на которых одна система парков работает в нечетном, а другая - в четном направлении.
На двусторонних станциях горки могут быть в обеих системах (нечетной и четной) или только в одной.

Сортировочные станции располагаются в районах массовой погрузки и выгрузки грузов (на выходах из добывающих бассейнов, на подходах к крупным промышленным центрам, вблизи крупных морских и речных портов), а также в железнодорожных узлах, где происходит значительная корреспонденция вагонопотоков между сходящимися линиями и переформировывается большое число поездов.

Концентрация сортировочной работы на мощных, хорошо технически оснащенных станциях позволяет уменьшить затраты на развитие сортировочных станций и их оборудование, наиболее эффективно использовать средства комплексной механизации и автоматизации, снизить число переработок вагонов в пути следования, уменьшить простои вагонов и эксплуатационные расходы.

Типовые схемы сортировочных станций

Инструкцией по проектированию станций и узлов на железных дорогах РФ предусмотрено применение типовых схем сортировочных станций

С последовательным расположением основных парков

С комбинированным расположением парков

Схемы односторонних сортировочных станций различаются взаимным расположением парков и размещением устройств локомотивного хозяйства.
Во всех схемах направление сортировки выбирается так, чтобы оно совпадало с преимущественным направлением, т. е. с направлением следования большей части перерабатываемых вагонопотоков.

С последовательным расположением парков приема, сортировки и отправления, объединенных для обоих направлений (а - горка средней мощности, б - горка большой мощности)

При ограниченной длине станционной площадки допускается применение схемы с комбинированным расположением парков

T1, T2 - парки приема и отправления транзитных поездов

О1, О2 - парки отправления поездов своего формирования

П1, П2 - парки приема поездов своего поступающих в расформирование

С - сортировочный парк

ЭУ - экипировочные устройства

ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства

Комбинированные схемы по сравнению со схемами с последовательным расположением парков имеют следующие недостатки :

o затруднена перестановка тяжеловесных составов вагонами вперед

o при перестановке сформированных составов со среднего вытяжного пути прерывается работа на одном из крайних путей

o выходная горловина парка О1 перегружается многими операциями (перестановкой составов, подачей покомотивов, отправлением поездов) и может ограничивать пропускную способность (необходим специальный расчет загрузки); маршруты приема четных поездов в разборку пересекаются с маршрутами отправления четных поездов из парка 02 и с маршрутами подачи локомотивов к этим поездам.

Основная схема двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков в обеих системах.

Существенными достоинствами этой схемы являются

o поточность выполнения операций по переработке вагонопотоков

o независимость работы обеих систем

o очень высокая пропускная и перерабатывающая способность


Схема I односторонней сортировочной станции с сортировочной горкой средней мощности.

Схема II односторонней сортировочной станции с горкой большой мощности

Комбинированная схема с объединенным парком приема для обоих направлений.


ПАССАЖИРСКИЕ СТАНЦИИ

Назначение сортировочных станций, выполняемые на них операции и основные устройства

Сортировочные станции предназначены главным образом для массовой переработки вагонопотоков, т.е. расформирования и формирования грузовых поездов в соответствии с действующим планом формирования поездов. На сортировочных станциях перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки, формируют сквозные, участковые, сборные и участково-сборные поезда на примыкающие линии, а также вывозные и передаточные поезда до ближайших грузовых станций узла и промышленных станций, производят частичную переработку вагонов с изменением массы и длины составов, подборку (группировку) вагонов в составах передач на грузовые станции и пути необщего пользования, а также в составах сборных и других многогруппных поездов.

Формирование на сортировочных станциях сквозных поездов дает возможность пропускать эти поезда без переработки через участковые и некоторые попутные сортировочные станции, что ускоряет доставку грузов, оборот вагона и снижает себестоимость перевозок. Сортировочные станции являются главными опорными пунктами организации вагонопотоков на сети железных дорог. От успешной работы этих станций зависит ритмичность работы целых направлений и полигонов сети, а также выполнение заданных размеров перевозок и эксплуатационных показателей.

Кроме организации вагонопотоков, на сортировочных станциях производят: техническое обслуживание и коммерческий осмотр составов транзитных грузовых поездов и поездов своего формирования; отцепочный ремонт вагонов; техническое обслуживание, экипировку и ремонт локомотивов; смену локомотивов и локомотивных бригад; обслуживание путей необщего пользования. На ряде сортировочных станций организуют сортировку грузов и формирование сборных вагонов с контейнерами и мелкими отправками, техническое обслуживание рефрижераторного подвижного состава, снабжение водой поездов с живностью и др.

Для выполнения указанных выше операций на сортировочных станциях предусматривают парки приема поездов, поступающих в переработку, парки отправления сформированных поездов, а также отдельные пути или парки для приема, обработки и отправления транзитных поездов. Для выполнения сортировочной работы сооружают сортировочные парки, сортировочные горки и вытяжные пути. Комплекс устройств, включающий парк приема, сортировки и отправления совместно с сортировочной горкой и вытяжными путями формирования образует сортировочную систему (сортировочный комплект).

На сортировочных станциях также размещаются устройства локомотивного и вагонного хозяйств, эксплуатационно-ремонтные базы дистанций пути, электроснабжения и водоснабжения, материальные склады, технические и служебные здания, а при необходимости - сортировочные платформы для мелких отправок и площадки сортировки контейнеров, пункты подготовки вагонов к перевозкам, пункты технического обслуживания и экипировки рефрижераторных вагонов, устройства для снабжения водой вагонов с живностью.

Если сортировочные станции входят в состав железнодорожных узлов, имеющих отдельные пассажирские и грузовые станции, то на самих сортировочных станциях пассажирские и грузовые операции выполняются в небольших объемах. Для посадки и высадки пассажиров, в том числе работников станции в пригородные и местные поезда, устраивают пассажирские остановочные пункты на главных путях. Местные погрузочно-выгрузочные операции выполняют главным образом на отдельных путях локомотивного и вагонного хозяйств и материальных складов. Однако небольшие сортировочные станции могут иметь пассажирские устройства примерно в таком же объеме, как на участковых станциях.

Сортировочные станции оборудуют устройствами электрической централизации стрелок и сигналов, механизированной очистки стрелок, механизированными устройствами автоматического или полуавтоматического действия для закрепления подвижного состава, средствами для осмотра вагонов в техническом и коммерческом отношениях (промышленные телевизионные установки, электронные габаритные ворота, электронные весы), устройствами для опробования автотормозов, транспортировки вагонных деталей, для ограждения составов на путях технического осмотра и безотцепочного ремонта вагонов, современными средствами связи, автоматизированной системой управления технологическим процессом станции, в рамках которой решаются задачи планирования поездообразования, обработки информации о поездах, подсчета показателей работы и др.

Конструкцию предгорочного парка определяют: число путей, схемы гор­ловин, продольный профиль. Предгорочный парк проектируется на горизон­тальной площадке с трехэлементным профилем. Допускается располагать этот парк на спуске в сторону горки на уклоне 1-1,5 %о. При реконструкции стан­ции допускается расположение предгорочного парка на подъеме до 2 %о лишь в особо трудных местных условиях при надлежащем обосновании.

Продольные оси предгорочного и сортировочного парков проектируют на одной прямой. Отступления от этого правила допускаются только в труд­ных местных условиях.

На рис. 5.24 приведена схема объединенного парка приема односторон­них станций при наличии двух подходов в преимущественном направлении (из Б и Г) и одного общего подхода (из А и В) в непреимущественном (чет­ном) направлении, который может примыкать к предгорочной или к вход­ной горловине.

Секции парка специализированы для приема поездов нечетного и четного на­правлений, для маневренности в горловинах укладываются съезды, позволяющие принимать поезда с каждого подхода в любую секцию парка. Входная горловина парка фис. 5.24) обеспечивает выполнение следующих параллельных операций:

Одновременный прием поездов с двух подходов и Г);

Заезд горочного локомотива на пути средних секций;

Уборку поездного локомотива от поездов, прибывших с А.

При двух и более подходах к парку, ходовой путь для горочных локомо­тивов располагают в середине парка, а тупик для этих локомотивов - меж­ду главными путями в горловине.


В случае приема транзитных угловых поездов Б -Г или Г -Б в парк при­ема из него необходимо устроить выход на главный путь отправления.

Выходные (предгорочные) горловины парка приема относятся к самым заг­руженным элементам сортировочных станций. Их конструкции различают­ся: в зависимости от числа путей надвига, расположения выходов для поезд­ных локомотивов и наличия примыкания подхода для поездов непреиму­щественного направления.

В схеме (см. рис. 5.24) имеются два пути надвига и два спускных пути. Выход на путь в обход горки может быть дан а как продолжение пути 4. Поездные локомотивы от прибывших нечетных поездов уходят по пути II.

В схеме пути в горловинах секционированы и уложены съезды для вы­полнения параллельных операций. В горловине выполняются следующие параллельные операции:

Прием поездов с А или В (на 9 и 10 пути);

Надвиг состава до горба горки (по пути 5a и 6a);

Роспуск состава;

Уборка поездного локомотива от поездов, прибывших с Б и Г на путь
4a, а затем с пересечением путей надвига уборка в локомотивное хозяйство.

Схема парка приема двусторонней станции из-за отсутствия подхода дру­гого направления упрощается.


К горочной горловине сортировочного парка предъявляются требования:

Горловина должна быть возможно более короткой. Для выполнения
этого условия в горочных горловинах между центрами стрелочных перево­
дов укладывают прямые вставки минимальной длины (при попутной укладке
4,50 м, при встречной допускается укладывать без прямой вставки), приме­
няют кривые минимально допустимых радиусов 200 и 180 м;

Пути должны иметь примерно одинаковое сопротивление. Для выполне­
ния этого условия в горочных горловинах применяют симметричные стрелоч­
ные переводы марки 1/6, пути объединяют в пучки по 4^8 путей в каждом;

Для укладки тормозных замедлителей выделяют прямые участки.

Со спускных путей должен быть выход на все пути сортировочного пар­ка. Для выхода из предгорочного парка в сортировочный парк, минуя гор-


ку (для вагонов с опасными грузами, которые нельзя спускать с горки), ук­ладывают обходные пути, соединяющие парк приема с крайними пучками сортировочного парка. Укладка обходных путей позволяет убирать локо­мотивы из сортировочного парка после осаживания (не задерживая роспуск составов), передавать отдельные группы вагонов из парка приема в сорти­ровочный в обход горки, принимать в случае необходимости поезда непос­редственно на пути сортировочного парка. На рис. 5.25 показан пример го­рочной горловины.

Поперечный профиль земляного полотна для сортировочного парка про­ектируется пилообразного типа с сооружением в широких междупутьях (меж­ду пучками) водоотводных лотков.

В выходной (хвостовой) горловине сортировочного парка (рис. 5.26) укладывается от 2 до 4 вытяжных путей, на которых выполняется фор­мирование составов из накопленных вагонов. Вытяжных путей должно быть не менее количества работающих локомотивов. Конструкция вы­ходной горловины сортировочного парка должна обеспечивать выход с любого пути сортировочного парка на любую вытяжку и в тоже время позволять маневровым локомотивам независимую работу на вытяжном пути, кроме этого горловины должны быть компактными (короткими).

Для выполнения этих требований пути объединяются в пучки, которые вы­ходят на вытяжной путь, это обеспечивает независимость работы на вытяж­ках. Для обеспечения маневренности, между вытяжками укладываются съез­ды, обеспечивающие выход с любого сортировочного пути на любой вытяжной путь. Чтобы горловина была компактной, между центрами стрелочных пере-


водов укладываю прямые вставки минимально допустимой длины. Стрелоч­ные переводы укладывают марки 1/9 на рис. 5.26, а и 1/6 на рис. 5.26, б.

В горловинах предусматривается возможность подачи поездных локо­мотивов и отправления сформированных поездов непосредственно из сор­тировочного парка с минимальными перерывами в маневровой работе.

При большом местном вагонопотоке под выгрузку, требующем группи­ровки по грузовым районам, а также для формирования большого числа многогруппных поездов может сооружаться на одном из вытяжных путей горка малой мощности или дополнительный сортировочно-группировоч-ный парк с горкой малой мощности.


Парк отправления, расположенный последовательно с сортировочным парком, проектируется от него, на расстоянии около 400-500 м. Это необ­ходимо для обеспечения маневровой работы в «хвосте» сортировочного парка и возможности увеличения длины и числа путей в сортировочном и отправочном парках. В профиле парк отправления располагается на пло­щадке или подъеме до 1 %о, а в особо трудных условиях при переустройстве станции - до 2,5 %о.

На рис. 5. 27 показана схема объединенного парка отправления односто­ронней сортировочной станции, в котором объединены четыре парка:

Парк отправления для нечетных поездов своего формирования Oj;

Парк отправления для четных поездов своего формирования О 2 ;

Парк для приема-отправления нечетных транзитных поездов Ύ χ ;

Парк для приема-отправления четных транзитных поездов Т 2 ;

В парки отправления Oj и О 2 выставляются сформированные, в сорти­ровочном парке, поезда. С ними выполняются операции по отправлению (техническое обслуживание, безотцепочный ремонт, коммерческий осмотр). Подается по ходовому пути поездной локомотив, и после опробования ав­тотормозов, поезд отправляется.

В парки транзитные Tj и Т 2 принимаются транзитные поезда, соответ­ственно четные и нечетные. Убирается поездной локомотив, а затем выпол­няются такие же операции, как с поездами своего формирования, выставля­емыми в парки О] и О 2 из сортировочного парка. Поэтому пути этих парков могут быть взаимозаменяемы, т.е. в случае необходимости поезда своего формирования можно переставлять в парки Tj и Т 2 , а транзитные поезда можно принимать на пути парков О { и О 2 .

Объединенный отправочный парк делят на секции, специализированные по направлениям. Внешние группы путей являются транзитными парками соответствующих направлений. Горловины парков проектируются с учетом взаимозаменяемости путей отправления сформированных поездов и путей приема транзитных. Поэтому предусматривается возможность приема по­ездов с I главного обходного пути (с направлений Б и Г) в секцию Oj, из А и В в секцию О 2 , а с вытяжных путей формирования устраивается выход и на пути приема транзитных поездов Tj и Т 2 . При небольшом числе транзит­ных поездов их обслуживают в парке отправления.


Во входной горловине парка отправления выполняются следующие па­раллельные операции:

Прием поездов из Б (Г) в парк Tj;

Работа на трех вытяжных путях;

Подача (уборка) поездного локомотива от поездов прибывших с Б и Г
и отправляющихся на А и В;

Отправление поездов на Б и Г из парка Т 2 .

Ходовой путь для поездных локомотивов на двусторонней станции распо­лагается сбоку парка, а на односторонней - между парками отправления.

В выходной горловине парка отправления обеспечивается одновременное выполнение следующих операций:

Работа на вытяжке 75 с составами транзитных поездов из парка Tj;

Отправление поездов на А (В) из парка Oj;

Подача поездного локомотива из локомотивного хозяйства в тупик 16;

Прием поездов из А (В) в парк Т 2 .

На рис. 5.28 приведена схема сортировочной станции, которая соответ­ствует принципиальной схеме, изображенной на рис. 5.1.

Сортировочная станция – раздельный пункт, основной работой которого является: сортировка вагонов по назначениям следования и формирование из этих вагонов составов в соответствии с действующим планом формирования поездов; формирование передач на подъездные пути предприятий промышленного транспорта и прием вагонов с подъездных путей; подборка (группировка) вагонов в составах передач на грузовые станции узла и поездов на портовые и паромные станции, а также в составах сборных и других многогруппных и групповых поездов местных назначений на прилегающие участки; осмотр и подготовка составов поездов и отдельных вагонов в техническом и коммерческом отношении; выполнение операций по пропуску поездов без переработки составов и с их частичной переработкой и заменой групп. Кроме того, на сортировочных станциях могут выполняться ремонт вагонов, смена локомотивов и локомотивных бригад, сортировка грузов и формирование сборных вагонов с контейнерами и мелкими отправками, обслуживание рефрижераторного подвижного состава, а также местная грузовая работа и, в необходимых случаях, ремонт, техническое обслуживание и экипировка локомотивов, пропуск и обслуживание пассажирских поездов. Сортировочные станции перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки и формируют сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные и сборно-участковые поезда. Размещение сортировочных станций определяется густотой и структурой вагонопотоков. Сортировочные станции находятся обычно на подходах к крупным городам, промышленным районам, в пунктах слияния нескольких линий и на выходах из добывающих районов.
Сортировочные станции классифицируют: по ведомственной принадлежности – на станции сети МПС России, промышленные, объединенные; по значению их работы для сети железных дорог – на основные станции сетевого значения и региональные; по типу сортировочных устройств - на горочные, безгорочные и расположенные на уклоне; по мощности (производительности) основных устройств (по проектным размерам переработки вагонов в среднем в сутки десятого года эксплуатации) – на станции повышенной мощности – более 5500 вагонов, большой - от 3500 до 5500 вагонов, средней – от 1500 до 3500 вагонов, малой – до 1500 вагонов; по взаимному расположению основных парков (приемного, сортировочного и отправочного) – на станции (системы) с последовательным, комбинированным и параллельным расположением парков; по взаимному расположению главных путей и станционного путевого развития – на станции с объемлющим, односторонним и внутренним расположением главных путей; по числу комплектов (систем) парков путей – на односторонние и двусторонние.

Комплект (система) сортировочной станции включает: сортировочную горку, приемный парк, сортировочный парк, вытяжные пути формирования, отправочный и транзитный парки. Для сортировки вагонов на станциях применяются сортировочные горки повышенной, большой, средней и малой мощности; тип и мощность сооружаемой горки определяются в соответствии с «Правилами и нормами проектирования сортировочных устройств» (ВСН 207-89). Приемный (предгорочный) парк предназначен для приема поездов и подготовки их к расформированию; сортировочный (подгорочный) парк – для накопления вагонов на составы отправляемых поездов; отправочный парк – для подготовки к отправлению составов поездов своего формирования; транзитный (приемо-отправочный) парк – для приема транзитных поездов без переработки и их подготовки к отправлению.
На сортировочной станции имеются устройства: обслуживающие грузовое движение и выполняющие сортировочную и группиро-вочную работу и формирование составов поездов и передач; обеспечивающие экипировку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов и вагонов; обслуживающие пассажирское движение (в узлах, где оно не вынесено на параллельные ходы); специальные. К основным устройствам сортировочной станции также относятся: группировочный или сортировочно-группировочный парк (с горкой малой мощности), центральный пост управления станции со станционным технологическим центром обработки поездной информации и перевозочных документов (СТЦ), локомотивное хозяйство, вагонное ремонтное предприятие, механизированный пункт текущего отцепочного ремонта вагонов, пункт технического обслуживания и экипировки рефрижераторных вагонов, секций и поездов, грузовые устройства – сортировочная платформа для мелких отправок и контейнерная площадка или грузовой район со всем необходимым оборудованием, остановочные пункты с павильонами для пассажиров, технические и служебные здания и сооружения водоснабжения, электроснабжения, пути, С ЦБ и связи и т. п.

Сортировочные станции оборудуются электрической централизацией стрелок и сигналов, средствами механизированной очистки стрелок, телевизионными установками, пневматической почтой (большого или малого диаметра), системами автоматизации работы горок, устройствами компьютерной техники, автоматизированными рабочими местами (АРМ), автоматизированными системами управления работой станции (АСУ СС) и др.
На односторонней станции весь поступающий в переработку вагонопоток со всех примыкающих участков перерабатывается в одной сортировочной системе. Когда не требуются развитые вспомогательные сортировочно-группировочные устройства, применяют схемы типовых односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков, представленные на рис. 4.40,а (с горкой средней или большой мощности) и рис. 4.40,6 (с горкой повышенной мощности). Схема типовой односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков дана на рис. 4.41.

Двусторонняя станция имеет два сортировочных комплекта, один из которых перерабатывает вагонопоток нечетного, а другой – четного направления. Схема типовой двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением основных парков в системах представлена на рис. 4.42. На двусторонней станции один комплект может быть с горкой, а другой без нее.

При больших объемах местной работы на сортировочной станции с целью детальной подборки групп вагонов по станциям прилегающих участков и пунктам погрузки – выгрузки целесообразно сооружать вспомогательные сортировочные устройства (ВСУ). В основном применяют следующие ВСУ: горка малой мощности (ГММ) на вытяжном пути формирования, которая соединена с несколькими крайними путями основного сортировочного парка; группировочный парк с ГММ для подборки вагонов по группам в составах многогруппных поездов и передач и подачи их на грузовые пункты; сортировочно-группировочный парк с горкой малой или средней мощности для накопления и группировки по определенным признакам вагонов при повторной их переработке (рис. 4.43).
Путевое развитие сортировочной станции, мощность ее технических устройств и их взаимное размещение должны обеспечивать: потребную пропускную и перерабатывающую способность станции на расчетные сроки (с учетом пункта 10.4 СТН Ц-01-95 «Железные дороги колеи 1520 мм»); поточность в движении поездов, вагонов и локомотивов, наиболее полное соответствие структуре обрабатываемых вагонопотоков и грузопотоков; комплексное развитие всех технических элементов станции и их полное взаимодействие в работе; возможность приема, отправления и формирования длинносоставных поездов; наименьшее время нахождения вагонов и поездов под технологическими операциями, наименьшие пробеги составов, вагонов и локомотивов при минимальном числе пересечений маршрутов; наименьшую себестоимость переработки вагонов; возможность объединения и кооперирования устройств и сооружений, предназначенных для выполнения однородных технологических операций; сохранность грузов и подвижного состава, а также личную безопасность обслуживающего персонала; пропуск и переработку поездов и вагонов с опасными грузами в соответствии с указаниями МПС России.
В основу технологии работы сортировочных станций положен метод диспетчерского руководства расформированием – формированием поездов, целью которого является планирование и организация работы, обеспечивающие максимальное совмещение операций по расформированию составов поездов с одновременным их формированием.

Для односторонних сортировочных станций, перерабатывающих преимущественно транзитные вагонопотоки, в качестве основных типовых рекомендуются две схемы с последовательным расположением объединенных парков приема, сортировки и отправления (см. рис. 18.1), отличающиеся расположением локомотивного и вагонного хозяйств, а также маршрутами приема в переработку четных поездов и пропуска поездных локомотивов.

Схема I, показанная на рис. 18.1, а применяется для сортировочных станций с горками средней и большой мощности.

В этой схеме нечетные перерабатываемые поезда из «Б» принимаются в верхнюю часть парка приема (П), а четные поезда из «А» - в нижнюю часть парка П. Поездные локомотивы уходят на экипировку от нечетных поездов по ходовому пути 11, а от четных поездов - через тупик по путям 16 и 11. После выполнения контрольно-технического и коммерческого осмотров к прибывшим составам подают горочный локомотив, с помощью которого надвигают составы на горку для сортировки вагонов по путям сортировочного парка. Верхнюю часть сортировочного парка специализируют для накопления составов нечетных поездов, а нижнюю часть парка - для составов четных поездов. После роспуска нескольких составов на путях сортировочного парка накапливаются составы определенных назначений, из которых формируют поезда маневровыми локомотивами, работающими на вытяжных путях.

Сформированные составы нечетных поездов переставляют на верхние пути парка отправления (О), а четных поездов - на нижние пути парка О. В парке отправления производится техническое обслуживание и коммерческий осмотр вагонов, полное опробование тормозов. Поездные локомотивы к составам нечетных поездов подаются по ходовому пути 13 через тупик 14, а к составам четных поездов - через нижнюю часть входной горловины парка О.

Рис. 18.1 Схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением основных парков: а - схема I с горкой большой или средней мощности; б - схема II с горкой повышенной мощности:

П - парк приема; С - сортировочный парк; О - парк отправления; С2 - сортировочно-группировочно-отпра- вочный; СО - сортировочно-отправочный парк; Тр, и Тр 9 - транзитные парки; ЭК - экипировочные устройства; ЛХ и ВХ - локомотивное и вагонное хозяйства; МПРВ - механизированный пункт ремонта вагонов; СП - сортировочная платформа; 1 - центральный пост управления станцией; 2 - пост дежурного по парку совмещенный с пунктом обогрева вагонников; 3 - пост дежурного по формированию; 4 - ПТО; 5 - пункт обогрева вагонников;

6 - компрессорная; 7 - пункт приема поездных документов

Транзитные грузовые поезда нечетного направления принимают в парк Tpj, а четного - в парк Тр 2 . Здесь производят техническое обслуживание и коммерческий осмотр составов, смену поездных локомотивов и локомотивных бригад, полное опробование тормозов, после чего поезда могут следовать дальше.

При приеме поездов из «А» в парк приема по путям П-Пб происходит пересечение их маршрутов с отправлением поездов на «Б» из парков О и Тр 2 , а также с маршрутами подачи поездных локомотивов от четных поездов из парка П на экипировку и из локомотивного хозяйства под отправляемые четные поезда. Такое пересечение может быть допущено при числе прибывающих поездов до 30-40, а отправляющихся - до 50-60. При большем числе поездов, а также при пропуске по пути II пассажирских поездов необходимо строительство путепроводной развязки (путь Не). Под путепроводом целесообразно уложить и ходовой путь 17 для подачи поездных локомотивов из депо под все отправляемые поезда и от четных поездов из парка приема на экипировку.

Кроме указанных, пересечения маршрутов в схеме I имеют место и при подаче поездных локомотивов под нечетные поезда в парки О и Tpj по пути 13 и отправлении четных поездов с путей парка О. Кроме того, во входной горловине парка О маршруты перестановки составов четных поездов враждебны маршрутам отправления этих поездов на «Б».

Отмеченные для схемы I пересечения маршрутов, кроме последнего, отсутствуют в схеме II односторонней сортировочной станции с горкой повышенной мощности (см. рис. 18.1, б). Это достигается за счет устройства петлевого подхода для приема в переработку четных поездов, устройства путепровода под горкой для пропуска поездных локомотивов и укладки ходового пути 15 для подачи локомотивов под нечетные поезда между парками О и Tpj. Такая развязка маршрутов обеспечивает большую пропускную способность и безопасность движения, а при сооружении петлевого пути и для отправления нечетных поездов (показан штриховой линией) достигнет максимального значения.

Приведенные схемы односторонних сортировочных станций с последовательным расположением объединенных парков приема и отправления обеспечивают поточность обработки перерабатываемого вагонопотока, без повторной сортировки угловых вагонопотоков. Основным недостатком этих схем является значительный перепробег перерабатываемого вагонопотока четного направления, встречного направлению сортировки. Для схемы I, представленной на рис. 18.1, этот перепробег равен двойному расстоянию между осями парков приема и отправления. В схеме II перепробег вагонов направления, противоположного направлению сортировки, увеличивается еще больше за счет приема поездов по петлевому подходу и достигнет максимального значения при сооружении петлевого пути для отправления четных поездов (показан штриховой линией). Кроме того, в этой схеме существенно возрастают также пробеги поездных локомотивов нечетного направления, подаваемых под составы через путепровод под горкой.

Схема I рекомендуется в тех случаях, если в дальнейшем предусматривается сооружение второй сортировочной системы для четных поездов. Применение схемы II рекомендуется при строительстве крупной односторонней станции, если в перспективе не намечается строительство второй сортировочной системы.

Если длина станционной площадки недостаточна для последовательного размещения трех основных парков, то могут применяться схемы комбинированного типа, в которых один из парков - приема или отправления размещается последовательно с сортировочным парком, а парки отправления или приема - параллельно сортировочному парку.

Типовая схема односторонней сортировочной станции комбинированного типа (см. рис. 18.2) предусматривает сооружение объединенного парка приема для обоих направлений последовательно с сортировочным парком, а парков отправления и транзитных - по обе стороны сортировочного парка. Локомотивное хозяйство размещается рядом с парком П. При этом возможны два варианта укладки ходовых путей в парки Oj и Tpj: под горкой с устройством путепроводной развязки или в обход вытяжных путей формирования. Меньшие пробеги локомотивов и число пересечений маршрутов будут при путепроводной развязке, поэтому этот вариант рекомендуется в качестве основного. Верхние пути парка С можно использовать как сортировочно-отправочные на «А» и в этом случае их следует оборудовать устройствами для осмотра и безотцепочного ремонта вагонов, а число путей в парке соответственно увеличить.


Комбинированные схемы по сравнению со схемами с последовательным расположением парков имеют ряд существенных недостатков: большие затраты маневровых средств на перестановку сформированных составов; большую загрузку выходной горловины парка О] (перестановкой составов, уборкой маневровых и подачей поездных локомотивов, отправлением поездов); наличие пересечений маршрутов приема четных поездов в переработку с маршрутами отправления четных поездов своего формирования из парка 0 2 и маршрутами подачи локомотивов к этим поездам.

При больших размерах транзитных и местных вагонопотоков рекомендована схема сортировочной станции с горкой повышенной мощности и с параллельным роспуском составов, развитым сортировочно-группировочно-отправочным парком С 2 , располагаемым последовательно со средней секцией основного сортировочного парка С, и второй сортировочной горкой (см. рис. 18.3). Такая схема станции может оказаться целесообразной в крупных железнодорожных узлах:

  • - при больших размерах местных вагонопотоков;
  • - значительных размерах перекрестных вагонопотоков;
  • - потребности устройства на основной горке трех или четырех спускных путей, в том числе для параллельно работающих (с участием основной горки) технологических линий повторной сортировки отсевных вагонов и роспуска части составов на второй сортировочной горке, минуя первую без расформирования;
  • - относительно небольших размерах вагонопотока с частичной переработкой составов и изменением их массы и длины.

Станция работает следующим образом. На основной сортировочной горке вагонопоток делится на три части: четный и нечетный транзитные, накапливаемые на крайних секциях сортировочного парка (С), и местный, для накопления которого выделяется средняя секция сортировочного парка. При параллельном роспуске двух составов местные вагоны сразу направляются на пути средней секции, где накапливаются на составы местных назначений. При одновременном поступлении местных вагонов в обоих расформировываемых составах в среднюю секцию направляют местные вагоны из того состава, где группа таких вагонов больше, а местные вагоны из второго состава поступают на отсевной путь соответствующей


крайней секции, откуда затем вновь подаются на горку для повторной сортировки.

После накопления составов местных назначений на путях средней секции парка С они надвигаются на вторую горку, где производится более детальная сортировка вагонов местных назначений с подборкой их по группам в адрес отдельных грузовых районов или крупных грузовых фронтов грузовых и промышленных станций узла. При этом на грузовых станциях останется произвести подборку вагонов по отдельным погрузочно-выгрузочным путям внутри грузовых районов.

Сформированные составы местных поездов отправляются непосредственно с путей парка С 2 , а составы остальных поездов своего формирования с путей отправочных парков Oj и 0 2 .

Недостатком рассмотренной схемы станции является отсутствие взаимозаменяемости отправочных парков Oj и 0 2 , необходимость дополнительных затрат на сооружение вспомогательной сортировочной горки, парка С 2 , а также на укладку вытяжных и соединительных путей. Эти затраты должны окупаться экономией, получаемой на грузовых станциях или путях необщего пользования за счет уменьшения затрат на маневровую работу, которая выполняется там, как правило, на вытяжных путях.

При проектировании односторонней сортировочной станции с горкой средней или малой мощности, работающей преимущественно на узел, порт или крупный промышленный район, может применяться схема без отправочного парка, приведенная на рис.

При такой схеме поезда, поступающие в адрес грузовых, промышленных или портовой станций узла принимаются на пути верхней части парка П, а поступающие из узла - на нижние пути этого парка. После отцепки поездного локомотива и обработки по прибытию составы расформировывают на пути сортировочноотправочного парка (СО), где после накопления и формирования составов производят их техническое обслуживание и коммерческий осмотр, подают передаточные локомотивы при отправлении в узел и поездные локомотивы для отправления на линию и после опробования тормозов поезда отправляют. Число путей в парке СО, в связи с занятием их операциями по отправлению, соответственно увеличивают.


В необходимых случаях эта схема может быть дополнена вспомогательным сортировочно-группировочным устройством для подборки вагонов, отправляемых в передаточных поездах в узел.

Маршрутизированный вагонопоток с примыкающих линий, который не требует сортировки, принимают в транзитный парк Tp l5 где производят обработку составов в техническом и коммерческом отношении, осуществляют смену прибывших поездных локомотивов на передаточные или вывозные и отправляют готовые поезда в узел. Маршруты, отправляемые со станций узла, принимаются в транзитный парк Тр 2 , где проходят техническое обслуживание и коммерческий осмотр. Вывозные или передаточные локомотивы меняются на поездные, производится полное опробование тормозов и поезда отправляются на линию.

В последние годы для ускорения продвижения вагонопотоков, поступающие с линий маршруты могут пропускать по станции без остановки до станции назначения (портовой или крупной грузовой), на которой происходит оборот поездных локомотивов и смена поездных локомотивных бригад.

Рассмотренная схема станции имеет ряд недостатков. В ней горловины сортировочно-отправочного парка имеют дополнительную загрузку подачей под составы поездных локомотивов и отправлением поездов. Поэтому требуется проверка их пропускной способности.