"Холодная война": причины, начало, сущность и ход событий. ЕГЭ

  • 5. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в хiii-хv вв.
  • 6. Особенности формирования русского централизованного государства в хiv-хVвв.
  • 7. Развитие русской культуры х-хii вв.
  • 8. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе хvi в.
  • 9. Эпоха Возрождения. Реформация: ее экономические, политические и социокультурные, причины и последствия (хv-хvi вв.)
  • 10. Русская культура в хiv-хvIвв.
  • 11. Правление Ивана Грозного: основные направления внутренней и внешней политики.
  • 12. «Смутное время»: ослабление государственных начал, Земский собор 1613г.
  • Земские соборы
  • Созыв собора
  • Кандидаты на престол
  • 13. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649г.
  • 14. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
  • 15. Екатерина II: «Просвещенный абсолютизм» в России.
  • 16. Русская культура в хviiIв.
  • 17. Европа в хviiIв.: Европейское Просвещение и рационализм.
  • 18. Александр I: попытки реформирования российского общества.
  • 19. Европейские революции хviii-хiх вв. (Франция, Германия, Италия).
  • 20. Крестьянский вопрос в России: этапы решения. Реформы Александра II.
  • 21. Русская культура хiх вв.
  • 22. Развитие Европы в конце хiх в. Новый этап экономического развития.
  • 23. Международные конфликты и войны конца хiх-начала хх вв.
  • 24. Особенности развития российской экономики конца хiх-начала хх вв.
  • 25.Революция 1905-1907 гг. В России. Причины, основные этапы, результаты.
  • 26. Первая Мировая война: предпосылки, основные этапы, итоги.
  • 27. Революция в России в 1917 г.: от февраля к октябрю
  • 28. Социально-экономические, политические, национальные и культурные преобразования Советской власти (октябрь 1917г. - весна 1918 г.)
  • 29. Особенности международных отношений в межвоенный период (1918-1939гг.)
  • 30. Политический кризис начала 20-х гг. В Советской России. Переход от «военного коммунизма» к нэПу.
  • 31. Приход нацистов к власти в Германии (1933г.).
  • 32. Основные направления и итоги «Нового курса» ф. Рузвельта в сша. (30-е гг. Хх в.)
  • 33. «Народные фронты» в Европе в 30-е гг. Хх в.: Франция, Испания
  • 34. Советская внешняя политика в 30-е гг. Хх в. Международный кризис 1939-1941гг.
  • 35. Причины, предпосылки, периодизация Второй мировой войны. Первый этап Второй мировой войны (1939-1941гг.).
  • 22 Июня 1941 г. Фашистская Германия без объявления войны, нарушив пакт о ненападении, напала на ссср.
  • 36. Нападение фашистской Германии на ссср. Великая Отечественная война советского народа: основные этапы.
  • 37. Война ссср с Японией (1945г.). Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки.
  • Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн
  • 38. Начало «холодной войны». План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание нато (II пол. 40-х гг. ХХв.)
  • 39. Усиление конфронтации двух мировых систем. Корейская война. Революция на Кубе. Карибский кризис (1962г.).
  • 40. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве (1953-1964гг.)
  • 41. Попытки обновления социалистической системы в ссср. «Оттепель» в духовной сфере.
  • 42. Крах мировой колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. (60-е гг. Хх в.)
  • 43. Основные направления развития мировой экономики в 1945-1991гг. Создание и развитие международных финансовых структур.
  • 44. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 -1989гг. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии ссср.
  • 45. Развитие европейской экономической интеграции. Маастрихский договор: рождение Европейского Союза. (80-е -90-е гг. ХХв.).
  • 46. Россия в 90-е гг. Хх в. (политика, экономика, культура). Отношения Российской Федерации со странами снг.
  • Отношения Российской Федерации с другими странами снг
  • 38. Начало «холодной войны». План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание нато (II пол. 40-х гг. ХХв.)

    Начало холодной войны

    Американский президент Гарри Трумэн любил хвастаться тем, что у него в руках «хорошая дубина для русских парней». Он имел в виду атомное оружие. «Если России не показать железный кулак и не говорить с ней решительно, новая война неминуема. Мы не должны идти больше на компромиссы... Я устал нянчиться с Советами», - говорил американский лидер.

    9 мая 1945 г. советник посольства США в Москве Дж. Кеннан, наблюдая из окон посольского здания празднование Дня Победы, говорил: «Ликуют... Они думают, что война закончилась. Она еще только начинается».

    Комитет начальников штабов (КНШ) США оценивал СССР как ведущую мировую державу и главного политического противника. Уже 4 сентября 1945 г. в меморандуме разведки США намечалось 20 важнейших целей и 20 советских городов, которые должны быть подвергнуты атомной бомбардировке. В октябре 1945 г. американские генералы настаивали на превентивной войне против СССР. После уничтожения до половины населения СССР и его капитуляции планиро­валось расчленить страну на зоны оккупации. Затем предполагалось подчинить Китай и Юго-Восточную Азию, взять под свой контроль весь мир. Советское руководство было прекрасно информировано обо всех этих планах. Советский разведчик, англичанин Гарольд Адриан Рассел (Ким) Филби, служивший в раз­ведке Великобритании (СИС), с 1949 г. был назначен на должность офицера связи с Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) и Федеральным бюро расследований (ФБР) США. «Это привело к тому, что все чрезвычайно обшир­ные усилия западных разведок в период с 1944 по 1951 г. были безрезультатными. Было бы лучше, если бы мы вообще ничего не делали», - признался позже один из американских разведчиков 1 .

    Подобная информация была явно не способна укрепить дружеские чувства советского руководства к бывшим союзникам. Разумеется, Сталин и другие выс­шие руководители страны понимали опасность ситуации и прилагали максимум усилий для того, чтобы укрепить геополитическое положение СССР, восстановить разрушенное народное хозяйство и ликвидировать монополию США на обладание атомным оружием.

    В марте 1946 г. в университете американского города Фултона в присутствии президента Г. Трумэна с яркой речью выступил бывший премьер-министр Велико­британии Уинстон Черчилль. Он определил принципы противоборства с «совет­ской угрозой». Выступление Черчилля длительное время считали фактическим началом холодной войны. На самом деле он лишь идеологически обосновывал и представлял общественности уже фактически проводимую политику. Через несколько дней после смерти Ф. Д. Рузвельта (12 апреля 1945) сменивший его Г. Трумэн занял жесткую позицию в отношении СССР. По одному из спорных во­просов в узком кругу он заявил: «Если русские не пожелают присоединяться к нам, то пусть убираются к черту». А на совещании в сентябре 1945 г. было отвергнуто предложение военного министра Генри Л. Стимсона, который предостерегал от «атомной дипломатии», от использования монополии на атомное оружие в качестве средства давления на СССР 2 .

    История в ТЕРМИНАХ

    Холодная война. Она представляла собой глобальное противоборство двух сверх­держав - США и СССР. Основными составляющими холодной войны были:

      гонка вооружений, в первую очередь разработка и размешение новых видов оружия массового поражения, нарашивание их количества;

      противостояние военно-политических блоков;

      прямое военное противостояние в локальных войнах;

      борьба за влияние в странах «третьего мира», за вовлечение их в орбиту своих интересов;

      «психологическая война» - подрывная пропаганда, поддержка оппозиции;

      ожесточенное противоборство разведок, специальных служб.

    Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы

    Агрессивная направленность американской внешней политики в полной мере проявлялась в «доктрине Трумэна». Она предусматривала открытое вмешательство США во внутренние дела других государств, поддержку реакционных режимов, отказ от сотрудничества со странами советского блока, создание военных баз на чужих территориях. Глобальная сеть иностранных военных баз и оккупационных группировок в Западной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, на океанских островах выполняла тройную функцию:

    Создание реальной угрозы Советскому Союзу и социалистическому содруже­ству;

    Поддержка угодных США правительств;

    Защита экономических интересов американских монополий.

    Под американским руководством стали преодолеваться противоречия внутри капиталистического мира, которые стали причиной двух мировых войн и успеш­но использовались советской дипломатией. Во второй половине 40-х гг. США оказали колоссальную помощь многим странам в рамках плана Маршалла. Его осуществление способствовало быстрому восстановлению экономики Западной Европы с одновременным усилением политического и экономического влияния США. Общий объем помощи составил 13,1 млрд долларов. Большая часть этой суммы была предоставлена безвозмездно в виде поставок продовольствия, топлива, сырья, полуфабрикатов и удобрений. В этих условиях США получали безогово­рочную поддержку своих начинаний. Образовался военно-политический союз НАТО (1949), в который вошли следующие страны: США, Англия, Франция, Ка­нада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Греция, Турция, ФРГ, Испания. В других регионах возникли военные блоки СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС.

    США были инициатором или активным участником множества военных кон­фликтов, военно-политических кризисов, осложнений на международной арене.

    В нарушение Потсдамских соглашений в мае 1949 г. была образована Федера­тивная Республика Германия. В октябре 1949 г. на территории, занятой советскими войсками, было провозглашено образование Германской Демократической Респу­блики.

    За контроль над Берлином шла борьба советской и союзнической военных администраций, а также спецслужб. В августе 1961 г. Западный Берлин был об­несен мощной стеной, которая должна была пресечь негативное экономическое воздействие на Восточный Берлин и ГДР, а также прекратить побеги граждан ГДР в Западный Берлин. В центре Европы возник постоянный очаг напряженности, породивший немало опасных конфликтных ситуаций. Берлинская стена просуще­ствовала до 1989 г. На территории ГДР была размещена Группа советских войск в Германии (ГСВГ).

    Методическая разработка урока по теме: «Холодная война»

    Подготовила: Короткова Ирина Викторовна,

    учитель истории и обществознания, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.о. Саранск Республики Мордовия

    «Все должно быть изложено так просто, как только возможно,

    но не проще».

    А. Эйнштейн

    Организацию работы над технологией создания и использования опорных планов-конспектов рассмотрим на примере темы «Холодная война» по истории в 9 классе.

    Рассмотрим применение метода проекта на уроке истории по теме «Холодная война» в 9 классе. Исторические события, приведшие к «холодной войне» изучаются на протяжении ряда уроков, объем информации достаточно велик, поэтому, когда ученики начинают изучать данную тему, то им приходится возвращаться к пройденному ранее материалу. Это вызывает трудности и проблемы у ряда учащихся. Считаю, что целесообразнее будет составить опорный план-конспект, который систематизирует материал.

    Цели и задачи урока:

      выяснить сущность термина «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

      в ходе работы над созданием образа «холодной войны» сформировать у школьников целостное представление о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

      способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

    Основные понятия: «холодная война»; социалистический лагерь; план Маршалла; доктрина Трумэна; ялтинско-потсдамская система международных отношений;

    Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

    План урока:

      Оргмомент. Создание благоприятной атмосферы общения.

      Актуализация знаний.

      Мотивационно-целевой этап.

      Организационно-деятельностный этап.

      1. Вступительное слово учителя.

        Причины начала «холодной войны».

        Циклы послевоенной мировой политики.

        Последствия «холодной войны» для развития мировой политики.

        Итоги «холодной войны».

      Рефлексивно-оценочный этап.

      Домашнее задание.

    На предыдущих уроках рассматривались события, связанные с «Холодной войной», а теперь их нужно их систематизировать и отразить в опорном плане-конспекте.

    В процессе урока учащиеся составляют опорный план-конспект, делают выводы, где отвечают на поставленные вопросы.

    Класс делится на группы:

    1 группа - систематизирует даты по теме.

    2 группа - систематизирует термины и понятия по теме.

    3 группа - отвечает на проблемные вопросы:

    например:

    Почему «Холодная война» получила такое название?

    Назовите причины «Холодной войны » (не менее 3 положений)

    Назовите последствия «Холодной войны » (не менее 3 положений)

    Сформулируйте отрицательные и положительные последствия «холодной войны». (не менее 3 положений)

    Когда, по вашему мнению, закончилась «Холодная война» ?

    Неизбежна ли была холодная война. Можно ли было ее избежать?

    4 группа - эксперты.

    Учитель - координатор

    Деление класса на группы позволяет дифференцировать обучение.

    Материалы к уроку:

    После окончания Второй мировой войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

    Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров.

    После окончания Второй мировой войны державы-победительницы не смогли наладить между собой отношения. Главные противоречия были между Советским Союзом и Соединенными Штатами. Оба государства стали формировать военные блоки (союзы), которые в случае войны выступили бы на их стороне. Противостояние между СССР и США, а также их союзниками получило название холодной войны. Несмотря на то что боевых действия не велись, оба государства находились в состоянии почти непрерывной конфронтации (вражды) с конца 1940-х до середины 1970-х гг., постоянно наращивая свой военный потенциал.

    Начало холодной войны принято отсчитывать от 1946 года, когда английский премьер министр Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь в американском городе Фултоне, в которой Советский Союз был назван главным врагом западных стран. Между СССР и западным миром опустился «железный занавес». В 1949 году был создан военный Североатлантический союз (НАТО). В блок НАТО вошли США, Великобритания, Франция, Западная Германия, Канада, Италия и другие западные страны. В 1955 году Советский Союз основал организацию Варшавского договора. Кроме СССР, в нее вступили восточноевропейские страны, входившие в социалистический лагерь.

    Одним из символов холодной войны стала расколотая надвое Германия. Граница между двумя лагерями (западным и социалистическим) проходила прямо по городу Берлину, и не символическая, а самая настоящая - в 1961 году город был разделен на две части Берлинской стеной.

    Несколько раз за время холодной войны СССР и США находились на грани войны. Самым острым моментом в этом противостоянии был Карибский кризис (1962 год). Советский Союз разместил свои ракеты на острове Кубе, ближайшем южном соседе США. В ответ Соединенные Штаты начали подготовку вторжения на Кубу, где уже находились советские военные базы и советники.

    Лишь личные переговоры президента США Дж. Кеннеди и руководителя СССР Н.С. Хрущева предотвратили катастрофу. Наличие у США и Советского Союза атомного оружия сдерживало правительства этих стран от начала настоящей «горячей» войны. В 1970-е годы начался процесс политики разрядки. СССР и США подписали очень важные договоры о нераспространении ядерного оружия, но напряженность между двумя странами сохранялась.

    В 1979 году советское правительство ввело войска на территорию Афганистана.

    Гонка вооружений поглощала огромные ресурсы обоих блоков. К началу 1980-х годов Советский Союз стал сильно проигрывать в соревновании двух систем. Социалистический лагерь все больше отставал от передовых капиталистических стран Запада.

    Отрицательные последствия:

      Раскол мира на 2 системы.

      Создание военных блоков.

    Положительные стороны:

    (Группы делают выводы).

    Выводы: так короткий период сотрудничества СССР и США завершился переходом к их соперничеству - к «холодной войне». Она расколола мир на 2 системы, усилила милитаризм, гонка вооружения достигла невиданного уровня, прошлась по судьбам народов. Люди привыкли смотреть на внешний мир как на источник опасности.

    Результатом работы учеников предполагается должен стать следующий опорный план-конспект:

    Планируемые результаты: Опорный план-конспект «Холодная война»

    «Холодная война» - это

    1. враждебно-агрессивная политика держав по отношению друг к другу:

    2. глобальная геополитическая, военная, экономическая и идеологическая конфронтация в период 1946–1991 гг. между СССР и союзниками - с одной стороны, и США и их союзниками - с другой;

    3. мировая конфронтация между двумя военно-политическими блоками во главе с СССР и США, не дошедшая до открытого военного столкновения между ними.

    Причины «холодной войны»

    1. возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой, между двумя сверхдержавами того времени СССР и США;

    2. неразрешимые идеологические противоречия между двумя моделями общества социалистической и капиталистической;

    3. Запад опасался усиления СССР;

    4. отсутствие у стран победительниц общего врага, а так же, амбиции политических лидеров;

    5. после окончания Второй мировой войны державы-победительницы не смогли наладить между собой отношения.

    Отрицательные последствия:

      Раскол мира на 2 системы.

      Создание военных блоков.

      Гонка вооружения. Подорвала экономику СССР и снизила конкурентоспособность американской экономики.

      Региональные конфликты. Страны «третьего мира» вовлечены были в арену региональных и локальных конфликтов.

      Раскол Германии на 2 государства.

      Влияние на внутреннюю жизнь США и СССР: поиск образа врага, нарушение гражданских прав и свобод. «Железный занавес» в СССР.

      «Холодная война» привела к тому, что в обоих «лагерях» развернулись репрессии против инакомыслящих и людей, выступавших за сотрудничество и сближение двух систем.

    Положительные стороны:

      В странах Запада были проведены социальные реформы с целью создания «государства благоденствия»- как барьер против проникновения идей коммунизма.

      Невиданные научные открытия. Стимулировала развитие ядерной физики, космических исследований, создала условия для мощного роста электроники и создания уникальных материалов.

      Соперничество двух сверхдержав благоприятно сказалось на восстановлении экономических и политических позиций Западной Германии и Японии.

      Облегчила народам колониальных и зависимых стран борьбу за независимость.

    п.п

    Дата

    Событие

    Речь бывшего премьер-министра Черчилля в городе Фултоне

    1946 – 1991 гг.

    Холодная война

    План Маршалла

    Доктрина Трумэна

    Распад Германии на ФРГ и ГДР

    Разрыв отношений СССР с Югославией

    Создание НАТО

    Создание ядерного оружия в СССР

    1953 – 1964 гг.

    Годы правления Хрущева Н.С.

    Водородная бомба в СССР

    Организация Варшавского договора

    Ввод советских войск в Венгрию

    Берлинская стена

    Карибский кризис

    Подписание Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

    1964 – 1982 гг.

    Годы правления Брежнева Л.И.

    Ввод советских войск в Чехословакию

    «Доктрина Брежнева»

    Договор ОСВ-1

    Хельсинское соглашение

    Договор ОСВ-2

    1979 – 1989 гг.

    Война в Афганистане

    Вывод: «Холодная война» была результатом Второй Мировой войны, после которой остались 2 сверхдержавы, конфликт между ними был неизбежен.

    Словарь: «Холодная война», «железный занавес», биполярная система, НАТО, ОВД, ОСВ-1, ОСВ-2, «Доктрина Брежнева», разрядка

    Опорный план конспект по теме «Холодная война» может быть представлен не только в Microsoft Office Word, но и в JPEG-рисунок (.jpg), что позволяет уменьшить или увеличить его размер, удобнее вклеить в тетрадь, уместить на одной странице и т.д.

    И в заключение следует отметить, что любой метод, технология проведения уроков признаются прогрессивными, если они дают оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. Поэтому совмещение разнородных технологий в комплексе помогут каждому ученику получить в соответствии с его природой наилучший обучающий, воспитательный и развивающий результат.

    Вместе с тем, следует сказать, что структура современного урока истории не может быть аморфной, безликой, случайной. Самое главное важно понять, что смысл нового образовательного подхода состоит не в строгом следовании алгоритму тех или иных приемов, а в свободном творчестве учителя и учеников, работающих с использованием новых технологий обучения.

    ТЕМА § 28. Внешняя политика СССР и начало «холодной войны»

    Учебник История России. XX - начало XXI в. 11 класс. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. (2007, 480с.)

    Класс 11

    Дата проведения урока 22.03.2015

    ЦЕЛИ УРОКА :

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

    Ученики должны знать о про тивостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

    представлять значение об идеологическом и экономическом аспекте данного конфликта;

    понимать значение терминов «холодная война», «железный занавес», «НАТО», «гонка вооружений».

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

    Формировать личностное отношение к содержанию урока: раскрыть негативные социально- политические последствия, враждебности, недоверия, идеологического противостояния, агрессивности, характерных для жизни общества в годы «холодной войны»;

    РАЗВИВАЮЩАЯ

    продолжить формирование следующих умений:

    Назвать главные персоналии, показывать на карте локализацию задействованных стран, проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

    ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

    Ученики должны использовать знания для:

    понимания особенностей современной жизни, сравнения событий и явлений прошлого и настоящего; анализа причин текущих событий в России и конфликтов с США;

    высказывания своего отношения к современным событиям и явлениям.

    Организационный план t

      Предварительная организация класса (оргмомент) 1

      Проверка домашнего задания, подготовка к основному этапу 10

      Изучение нового материала 22

      Закрепление. Самостоятельная работа 8

      Подведение итогов 3

      Домашнее задание 1

    Форма проведения занятия - урок

    Тип урока изучения нового материала

    ИНСТРУМЕНТАРИЙ

      Компьютер;

      Мультимедиа проектор;

      К. «Политическая карта мира ХХ в»;

      Портреты Черчилля, Трумэна;

      Презентация «Холодная война» ;

      Отрывок Доктрины Трумэна;

      Раздаточный материал для проверки знаний.

    Литература для учителя

    Литература для учащихся

    Кредер А.А. Новейшая история. М., 1996

    Доктрина Трумэна

    Тесты по истории России. 11 класс. К учебнику Загладина Н.В., Козленко С.И. и др. - Симонова Е.В. (2011, 174с.)

      ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ: ( Великая Отечественная война )

    Формы, виды и приемы проверки знаний и умений

    Содержание вопросов и познавательных заданий

    Предполагаемые краткие ответы

    Ответы на вопросы тестов, индивидуально.

      (см. Приложения)

    Карточка 1

    Карточка 2

    Карточка 3

    Карточка 4

    Карточка 5

    3,2,2,1,4

    1,3,1,3,3

    2,2, 1943

    235, 3, 1

    3, 23, 3214

    Выставление оценок за опрос

    II . ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА И ПОДВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НОВОЙ ТЕМЫ:

    На прошлом уроке мы познакомились с таким периодом XX в., с таким явлением в истории международных отношений, с таким понятием из курса всеобщей истории, как «холодная война». Но холодная война это не просто термин, не просто метафора – это целая эпоха в жизни человечества, наполненная фактами, событиями, лицами. Предлагаю сегодня, опираясь на материал прошлого урока и самостоятельно проведенную работу, создать образ этой эпохи; дополнить ее портрет теми штрихами, без которых он был бы недостаточно выразительным.

    Сообщение и запись темы урока на доске

    Давайте запишем определение понятия «Холодная война» и эпиграф нашего урока - «Война невероятна, мир невозможен». Реймон Арон
    ПЗ: Зафиксировать в тетради этапы «холодной войны» и основные даты;

    III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

    Приемы и средства

    преподавания

    Основные вопросы плана и их краткое содержание

    Познавательные задания и вопросы учащимся

    1.

    Слайд 1. повествование

    Слайд 2 - 7. Работа с документами: Чтение отрывка речи Трумэна, «Мускулы мира» Черчилля, План Маршала

    2.

    Истоки холодной войны (1945-1947гг.)

    Давайте начнем с истоков «холодной войны»

    1. обратимся к документу, к известной нам речи У. Черчилля «Мускулы мира» 5 марта 1946г., Фултон

    В ней нет прямого призыва к конфронтации. Но многие историки считают эту речь предвестником «холодной войны».

    2. 12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речь, которая стала доктриной внешней политики государства. И эту речь тоже считают истоком «холодной войны»

    Познакомьтесь с фрагментом речи Трумэна.

    Два основных тезиса доктрины: позиция силы и политика твердого сдерживания коммунизма от захвата новых территорий, провозглашенных жизненно важными для обеспечения безопасности и интересов США, ослабление советской системы и обострение ее противоречий

    3. А теперь обратимся к краткой исторической справки о плане Маршалла. Президент Трумэн сказал о внешнеполитической доктрине США, названной его именем, и о плане Маршалла как о двух скорлупках одного ореха, так как план довершил политический раздел Европы экономическим расколом.

    4. И, заглядывая вперед, назовем эту организацию, которая была создана 25.01.1949 года с целью объединения экономики социалистических стран в противовес плану Маршалла.

    Западные средства массовой информации назвали это объединение «акционерным обществом нищих»

    3.

    (учащиеся записывают определение в рабочий лист).

    Как вы думаете почему?

    Какое событие имеется в виду?

    Какова основная идея речи?

    Какая организация? (СЭВ – совет экономической взаимопомощи)

    Слайд 8. повествование

    Чтение учеником доклада

    Слайд 9. повествование

    Апогей холодной войны (1949-1953гг.)

    1. Граница между двумя лагерями прошла по территории Германии. Это событие считают апогеем «холодной войны», так как оно окончательно определило границы «железного занавеса» в Европе. Железный занавес – это образное выражение. Позже,13.08.1961 г. в столице Германии, появилось его материальное воплощение.

    7 августа на закрытом заседании Политбюро ЦК СЕПГ был назначен день «Х», иначе говоря, день возведения стены, которым и стало 13 августа 1961 г.

    В ночь на 13 августа 1961 г. в Восточном Берлине была объявлена тревога первой степени. Военнослужащие, полиция и рабочие дружины заняли указанные позиции, где были заранее подготовлены стройматериалы для возведения заграждений. К утру трехмиллионный город оказался разрубленным на две части. Колючая проволока перегородила 193 улицы, 8 трамвайных путей и 4 линии метро.

    По обе стороны колючей проволоки собрались огромные толпы. Люди были в замешательстве. Шумевшая до утра свадьба направлялась догуливать ее к родителям невесты и была остановлена вооруженными пограничниками в нескольких шагах от дома. Почтальон так и не развез по домам почту, детсад остался без воспитательницы, дирижер не появился на концерте, врач до самого вечера пытался объяснить, что нужен в больнице.

    Больше всего повезло тем, кто жил в домах, через которые проходила граница между секторами. В первые часы они прыгали из окон на свободную территорию. Западные Берлинцы растягивали палатки и одеяла под окнами и подхватывали прыгавших, но пограничники стали врываться в квартиры и замуровывать окна. Стену доводили до «совершенства» еще 10 лет – сначала построили каменную, а потом стали заменять железобетонной. Стена оказалась совершенно непреступным сооружением. Но мечта о свободе обостряет изобретательность, и некоторые попытки прорваться сквозь стену завершалась удачно. Сотни, если не тысячи людей пытались ее преодолеть. Одна семья сумела перекинуть трос с крыши своего дома и переехать на другую сторону на ролике.

    В октябре 1964 г., прорыв подземный ход длиной 145 м и высотой 60 см, бежали 57 человек: с восточной стороны залезали по трое в ящик, с западной тянули его за веревку. Два друга – электротехник и водитель грузовика – соорудили воздушный шар, посадили жен и детей и ночью перелетели на западную сторону.

      «Железный занавес» появился в Азии.

    А об этом, нам подробнее расскажет Хлопонин Андрей.

    4. фрагмент «Атомный взрыв»

    После ее первого испытания (ядерной бомбы) в США изобретатель Р. Оппенгеймер сделал решительный вывод: «Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме того как создать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме».

    Альберт Энштейн сказал: «Каким видом оружия будет вестись III мировая война? Не знаю, но единственным оружием IV будет каменный топор».

    4. Образ «холодной войны» был бы неполным без еще одного выразительного штриха.

    На эмблеме этой организации, основанной 04.04.1949 г., окружность символизирует единство и сотрудничество, роза – путь к миру. Но при этом на протяжении многих лет этот блок считался главным военным противником СССР и всего социалистического лагеря.

    Расшифровка аббревиатуры по-английски North Atlantic Treaty Organization- «она»

    По правилам русского языка данная аббревиатура употребляется с существительными блок, альянс и в мужском роде.

    Что именно стало таким символом?

    Записывают в тетрадь основные даты и параметры возведения стены

    Как вы себе представляете атомную войну?

    Что такое НАТО? Какие страны входили в состав?

    Слайд 10. Опрос по понятиям

    Слайд 11. Работа с таблицей: признаки «холодной войны»

    III Период партнерства, и соперничества.(1960-1980 гг.)

    После апогея «холодной войны» международные отношения развивались по принципу «маятника»: от кризиса к разрядке, от соперничества к партнерству…

    Если мы решили говорить языком той эпохи, то давайте вспомним из курса 9 класса понятия, характеризующие этот сложный период.

    Беседа о содержании понятий

    На слайде вы видите правильные понятия, вы справились с этим заданием.

    IV. Завершение холодной войны (рубеж 1990-х гг.)

    Исторически, хронологическое завершение «холодной войны» приходится на рубеж 90-х гг. XX столетия: это завершение связывают с распадом СССР, роспуском ОВД и СЭВ, объединением Германии и падением Берлинской стены. Прошло немного времени, но уже ясно, что «холодная война» была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и непомерных материальных и людских потерь.

    Сегодня мы с вами попытались конкретизировать образ той эпохи, и, чтобы наша совместная работа имела логическое завершение, давайте подумаем, случайно ли штрихи этого портрета распределились в три колонки?

    Назовите основные понятия «Холодной войны»:

    Карибский кризис

    Вьетнамский синдром

    Пражская весна

    Разрядка

    На самом деле они иллюстрируют три признака, отражающих сущность «холодной войны»:

    Биполярность мира, гонка вооружений, военно-политические блоки.

    Вывод по уроку

    Давайте подведем итоги урока:

    «Холодная война» - состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами, с другой. Продолжалось с 1946 г. по рубеж 90-х. получило название «холодной войны», поскольку в отличие от «горячих войн» осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами. Сегодня мы с вами попытались конкретизировать образ той эпохи, и, чтобы наша совместная работа имела логическое завершение, предлагаю вам ответить на вопросы и записать интересное домашнее задание.

    IV . ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    1.Что такое «Холодная война»?

      Назовите страны, которые были задействованы в войне;

      Что такое НАТО?

      Каким был итог этой войны?

      Назовите главные этапы войны.

      По цепочке продолжите одну из фраз: «Мне понравилось сегодня на уроке…», «Я узнал, что…», «Мне запомнилось…», «Мне не понятно…».

    Выставление оценок за урок

    V . ЗАДАНИЕ НА ДОМ: § 28 прочитать, выучить основные даты и персоналии, поразмышляйте, Кто являлся поджигателем «Холодной войны». На кого бы вы возложили ответственность? При ответе на вопрос используйте высказывание американского историка Дж. Геддиса: «Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала «холодной войны» - и США и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща. Поэтому следует закрыть вопрос о происхождении «холодной войны» совместными констанциями, заявив, что все мы просто оказались «без вины виноватыми». Согласны ли вы с этой точкой зрения. Свой ответ аргументируйте.

    Приложения

    Карточка №1

    Карточка №2

    Карточка №3

    Карточка №4

    Карточка №5

    Международные отношения после Второй мировой войны стали эпохой противостояния двух социально-политических систем: капитализма и социализма. Это противостояние получило название Холодной войны. Ее первый этап относится к 1949-1953 гг.

    Предпосылки Холодной войны

    На Тегеранской (1943 г.) и Ялтинской (1945 г.) конференциях Сталину, Рузвельту и Черчиллю удалось найти общий язык. При этом появились спорные вопросы относительно послевоенного устройства мира:

    • процедура создания международной организации для поддержания мира и безопасности (будущая ООН);
    • судьба колониальных владений;
    • послевоенное положение Германии и Франции;
    • западные границы СССР и др.

    В последний раз союзные главы государств и правительств встретились на Потсдамской конференции (июль-август 1945 гг.).

    Рис. 1. Черчилль, Трумэн и Сталин на Потсдамской конференции. 1945 г..

    В итоге были приняты решения по послевоенному устройству Европы:

    • перестройка политической жизни Германии на демократической основе;
    • закрепление за союзниками зон оккупации;
    • признание влияния СССР в Центральной и Восточной Европе.

    Единство союзников на Потсдамской конференции сохранялось только за счет продолжающейся войны с Японией.

    Ядерное оружие

    С конца 30-х гг. США, Германия, Великобритания и СССР ведут активные разработки ядерного оружия. В США эти работы получили название “Манхэттенского проекта”.

    ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

    В июле 1945 г. первая атомная бомба была успешно испытана на полигоне в штате Нью-Мексико. В начале августа США впервые применили атомное оружие против Японии. Огромная разрушительная мощь поразила весь мир и стала основанием для американской идеи о мировом господстве.

    Рис. 2. Макет бомбы “Малыш”, сброшенной на Хиросиму.

    4 сентября 1945 г. в США был разработан первый план атомной войны против СССР, по которому бомбардировке должны были подвергнуться 20 крупных городов.

    Превосходство США сохранялось до 1949 г., пока атомная бомба не была изобретена в СССР. С этого времени начинается гонка вооружений – одна из главных составляющих Холодной войны.

    Этапы нарастания конфронтации

    Когда началась Холодная война? 5 марта 1946 г. в Фултоне У. Черчилль в присутствии американского президента Г. Трумэна произнес речь о необходимости уничтожения СССР, как “империи Зла”.

    Эта речь и дата ее произнесения считаются началом Холодной войны.

    • экономическая, финансовая и военная помощь всем некоммунистическим режимам;
    • право США вмешиваться в события в любой точке земного шара.

    В апреле 1949 г. был образован Североатлантический союз (НАТО) во главе с США. В ответ в 1955 г. СССР и страны Восточной Европы создали военно-оборонительный союз, получивший название Варшавского договора.

    Корейская война

    Первой “горячей точкой” Холодной войны стала война в Корее. Мирное урегулирование в результате Второй мировой войны разделило страну на северную (просоветскую) и южную (проамериканскую) половины.

    Рис. 3. Танки сил ООН в Сеуле. 1950 г..

    До сих пор идут споры о том, кто развязал войну. В 9 классе нужно запомнить следующее:

    • война началась в июне 1950 г.;
    • 15 стран ООН направили в Южную Корею свои войска;
    • на стороне Северной Кореи выступил Китай;
    • Советский союз оказывал помощь Северу техникой и военными специалистами.

    Летом 1953 г. было подписано мирное соглашение, которое закрепило разделение страны на Северную и Южную Корею по 38 параллели.Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 127.

    Цели урока: способствовать формированию целостного представления о развитии международных отношений после Второй Мировой войны и подвести учащихся к выводу о причинах и последствиях идеологического противостояния СССР и США, названного «холодной войной»; способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в исторических источниках, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значимых событий. Способствовать ориентации личности учащихся на демократические ценности в межличностных и межгосударственных отношениях, раскрывая негативные социально-политические и морально-психологические последствия нетерпимости, враждебности, недоверия, агрессивности, характерных для жизни общества в годы «холодной войны».

    Основные понятия: «холодная война», биполярный мир, конфронтация, доктрина Трумэна, план Маршалла, гонка вооружений.

    Основные даты: 1946-начало «холодной войны», 1949г. – образование НАТО, 1955 г. – образование ОВД, 5 марта 1946г.- речь Черчилля в Фултоне, 1947 г. – доктрина Трумэна.

    Оборудование: карта Европы, портреты Сталина, Трумэна, Черчилля, документы (отрывок из речи Черчилля в Фултоне, таблица «Страны НАТО, страны ОВД»).

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Изучение нового материала.
    Вступительное слово учителя. Закончилась. Вторая Мировая война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества. Давайте подумаем, как могли сложиться после войны отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции?
    - сотрудничество или соперничество?
    Тема урока сегодня «Внешняя политика: холодная война». Какой можно сделать вывод?
    Бывшие союзники пошли по пути противостояния, или конфронтации.
    Эпиграфом для нашего урока я выбрала слова российского поэта Е.Евтушенко.
    «Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила». (1990)

    Давайте определим цели урока.
    План урока (называют учащиеся):

    1. Причины «Холодной войны».
    2. Понятие «Холодная война».
    3. Доктрина Трумэна, план Маршалла.
    4. Черты «холодной войны».

    1) Задание. По ходу моего рассказа постарайтесь выделить причины «Холодной войны».
    Историки, и отечественные, и зарубежные много спорили о международных отношениях до и после Второй Мировой войны. В работах западных историков не раз говорилось о том, что до войны и сразу же после нее Запад был слишком терпелив к агрессивному Советскому Союзу. Это терпение иссякает.
    Каким же было положение до войны? Единственным бесспорным экономическим и политическим лидером являлись Соединенные Штаты Америки.
    Интересный исторический факт. В начале 30-х годов в учебных атласах по географии в США не было Советского Союза, на его месте – лишь белое пятно.
    И вот после окончания Второй Мировой войны Советский Союз становится сверхдержавой; а Запад оказался к этому не готов.
    Американцы и англичане опасались Советской армии – самой мощной в мире. Новое положение СССР подтолкнуло его к расширению границ, стремлению укрепить свои позиции в мире.
    Назовем причины «холодной войны» :

    1. Столкновение интересов двух великих держав.
    2. Стремление США к мировому господству.
    3. «Экспорт» коммунизма.

    2) Отправной точкой в « холодной войне» принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании У Черчилля, которую он произнес в присутствии американского президента Трумэна 5 марта 1946г. в Фултоне - родном городе президента.
    Задание. Познакомьтесь с отрывком из речи Черчилля(см. приложение) и ответьте на вопросы.
    Обратите внимание: в речи Черчилля не говорится о необходимости открытого противостояния.
    Теперь попробуем дать определение:
    «Холодная война» - это период противостояния, или конфронтации двух сверхдержав – СССР и США.

    3) Доктрина Трумэна. «План Маршалла».
    В 1947 г. была разработана доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».Одним из проявлений нового курса США стал план Маршалла. Задание. Прочитав текст учебника на стр. 271 (285), выпишите
    1. Цели доктрины Трумэна, ее сущность.
    2. Основное содержание плана Маршалла.
    3. Определите отношение Советского Союза к этим программам.
    Цель доктрины Трумэна – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма) ; заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма) .
    Содержание доктрины Трумэна:
    - широкомасштабная экономическая помощь европейским странам;
    - создание военно- политического блока;
    - размещение вблизи советских границ сети военных баз США (Греция, Турция);
    - поддержка внутренней оппозиции в странах Восточной Европы;
    - при необходимости использование вооруженной силы.
    План Маршалла – (по имени госсекретаря США) – оказание помощи странам Европы.
    СССР – категорически против этой политики США, советское руководство объявило эти меры призывом к войне против СССР.

    4. Подводя итоги, выделим характерные черты исторического периода, названного «холодной войной»(составление схемы на доске)
    1) Гонка вооружений (сообщение Кати Соловьевой)
    2) Создание образа врага
    3) Раскол мира (работа с картой): посмотрите на документ №2(см. приложение) - отметьте на карте страны, входившие в противоборствующие блоки – мир стал биполярным.(2 мировые системы - капиталистическая и соц.)
    4) военные конфликты (сообщение).
    Чем же опасна холодная война?
    «Холодная война» продолжалась с 1946 по 1991 год, практически до распада СССР. Почему она не переросла в войну «Горячую»?

    Дом. Задание. – параграф 38, выучить определения, по желанию – подготовить сообщение о корейском конфликте.