Формула общей плотности урока по физической культуре. Определение моторной плотности урока

Одним из показателей эффек-тивности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковы-ми возможностями и условиями организации работы в подгото-вительной, основной и заключительной частях урока. Общее вре-мя, затраченное на урок (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

Плотность - это отношение рационально использованного времени ко всему времени, отведенному на урок. Чем меньше потери времени в уроке, тем выше плотность урока.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигатель-ную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оп-равданных (рациональных) затрат времени к общей продолжи-тельности урока.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагоги-чески целесообразные мероприятия:

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, по-становку учебных задач;

2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8) мотивацию учащихся;

9) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслаб-ление, постановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уро-ке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кро-ме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока.

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

К снижению общей плотности уро-ка приводят следующие причины:

Неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожида-ние очереди перед выполнением упражнений);

Неподготовленность учителя к уроку; непродуманные орга-низация и содержание урока, приводящие к паузам;

Излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

Неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что при-водит к нерациональному использованию времени из-за много-кратного повторения команд и распоряжений, замечаний учени-кам, повторений объяснения и т.п.


Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разде-лить на общее время занятия, урока.

Например, установлено, что суммарное время, затраченное уча-щимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавате-ля, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежны-ми заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока бу-дет равна:

Р(моторная) = (25 х 100) : 40 = 62,5%

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неиз-бежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, разли-чием содержания применяемых упражнений, местом их исполь-зования и методами применения. Показатели моторной плотнос-ти меняются также и в зависимости от типа урока.

Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих зна-чительных затрат времени на умственную деятельность зани-мающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы вре-мени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению каче-ства и эффективности учебной работы в целом.

Методика определения плотности урока физической культуры способом хронометрирования.

Хронометрирование ведется с помощью секундомера, путем наблюдения. Секундомер включается со звонком на урок. Можно работу вести по часам. Если работа ведется фронтально, всем классом, то наблюдение ведем за всем классом. Если работа ведется по отделениям, то наблюдение ведем за одним отделением, а в нем за одним учеником, а затем продолжаем работу с учетом перехода к другому снаряду.

В уроке можно хронометрировать следующие компоненты: О - объяснение; Р - работа; П - потеря времени. Можно отдельно хронометрировать ожидание очереди у снаряда, отдых.

Подготовка и уборка снарядов относится к работе (Р), если проводится организованно, а если неорганизованно - потеря времени (П), к потере времени относится опоздание класса по любой причине, неисправность оборудования, плохая дисциплина.

Результаты хронометрирования протоколируются и затем изображаются графически. Моторная плотность может равняться 50-80% в зависимости от типа урока, раздела программы, возраста и подготовленности учащихся, их количества, метода обучения и метода ведения урока, от количества инвентаря и его состояния и т.д.

В целях повышения плотности урока можно не делать перекличку, по возможности не делать объяснение с показом упражнения, вводить дополнительные снаряды, использовать роль помощников и т.д.

Хронометрирование заканчивается со звонком с урока. Приступая к хронометрированию урока, следует заранее подготовить протокол хронометрирования по форме:

Данные обрабатываются в виде графика. Масштаб 1 минута = 0,5 см. Для составления графика нужно:

1. Измерить линию по горизонтали 45 минут - 22,5 см., если 40 минут - 20 см;

3. Можно выборочно проверить отдельные компоненты на графике.

Общая плотность 79.5% является недостаточной и объясняется несвоевременным началом урока и недостаточным умением учителя заинтересовать учащихся предла­гаемым упражнениями, а также неэффективной организацией выполнения упражне­ний в основной части урока.

двигательные по преимуществу действия (выполнение физических упражнений, перемещение и установка снарядов, раздача и сбор учебных пособий , подготовка мест занятий, взаимопомощь и др.);

отдых - учитываются и оцениваются целесообразные и нецелесообразные затраты времени.

При проведении урока могут быть случаи, когда затраты времени нельзя назвать рациональными, педагогически оправданными (опоздание класса к началу урока, окончание урока до звонка, затянувшаяся подготовка мест занятий, поиск инвентаря и др.) и в этом случае затраты времени определяются как «простой » и не входят в процент плотности.

К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

§ неоправданные простои на уроке (опоздание, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря и т. п.);

§ неподготовленность учителя к уроку , непродуманные содержание и организация урока, приводящие к неизбежной потере времени;

§ излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

§ нерациональное использование времени из-за неудовлетворительной дисциплины занимающихся, многократных повторений объяснения, команд и распоряжений учителем, замечаний ученикам.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.


Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.

МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Моторная плотность урока – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчёта моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений умножить на 100% и разделить на общее время урока.

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, различием содержания применяемых действий, технических приёмов, упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа занятия.

При всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления обучаемыми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной деятельности в целом.

В зависимости от типа и двигательной направленности урока показатели моторной плотности могут изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, моторная плотность на уроках по спортивным играм будет выше моторной плотности на уроках по гимнастике.

На уроках совершенствования техники движений и развития двигательных качеств она может достигать 70-80 %. Для уроков направленных на обучение двигательным действиям и формирование знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность учащихся, моторная плотность может находиться на уровне 50 % и ниже. Оптимальной моторной плотностью на роках физической культуры в IV-V классах принято считать плотность, равную 37-49 %; в VI-VIII классах – 50-60 %; в старших – до 70 %.

устранению отмеченных недостатков и укачаны пути повышения плотности урока.

Хронометраж урока физической культуры.

Задачи урока:

I. Образовательные:

1. Совершенствовать выполнение группировки в кувырке:

а) вперед в упор присев (девочки);

б) назад из седа (мальчики).

2.Совершенствовать выполнение приземления в опорном прыжке ноги врозь.

II. Развивающие:

1. Развивать координационные, силовые, скоростно-силовые способности.

III. Воспитательные:

Воспитывать чувство организованности и дисцип­линированности.

Класс: 5 «А»

В классе по списку 28 человек. Присутствовало 24 (из них 15 мальчиков, 9 девочек).

Наблюдение проводилось за учеником

Хронометрировал урок:

Примерная запись анализа плотности урока.

Начало урока не было четко организовано. Класс опоздал на 2 минуты, чем объясняется простой в подготовительной части урока

При проведении обще­развивающих упражнений учитель сначала объяснял и показывал уп­ражнения, а затем учащиеся их выполняли. Более целесообразно было бы проводить их по названию или по команде «Делай раз» и т. д. Это позволило бы сократить время, затраченное на показ и объяснение, тем более что уп­ражнения хорошо знакомы школьникам. Общая продолжительность подгото­вительной части -19. 00 мин.” затянута.


В основной части урока при выполнении упражнений ученик проделал опорный прыжок 5 раз, а кувырок только 3 раза и затратил на это 1 минуту 26 секунд, а на ожидание очереди и отдых - 8 минут 31 секунду. Время на ожи­дание очереди и отдых при выполнении сложно координационных упражне­ний (прыжок через «козла»), должно быть не более 2 минут. В данном случае наблюдался неоправданный простой. Увеличение числа повторений не только повысит мо­торную плотность урока, но и в большей мере будет соответствовать задаче совершенствования разученных движений. Повысить моторную плотность можно было, введя дополнительное упражнение в интервалах между основ­ными заданиями (элемент круговой тренировки). Например, в прыжках это могло быть подпрыгивание на месте на двух ногах с последующим принятием положения правильного приземления.

тили на различные вынужденные паузы, в большинстве своем нецелесообразные. В продолжение основной части урока ученик, за которым велось наблюдение, выполнил 2 подхода в прыжках в длину, (один вне очереди) и 4 подхода в метании. Моторную плотность основной части урока можно было увеличить, используя для метания упражнение в парах.

Более двух минут педагог затратил на замечания по поводу дисциплины. Учитывая особенности данного класса (ребята достаточно дисциплинированы, занимались с интересом) можно предположить, что улучшению дисциплинированности будет способствовать более основательная подготовка преподавателем к уроку, конкретизация частных задач, выбор соответствующих методических приемов обучения, воспитания, организации.

Педагогически значимой заключительной части урока фактически не было: ребята наспех убрали снаряды, построились и на этом урок был закончен. Подвести итоги, оценить и мотивировать учащихся к следующим занятиям педагог не успел. В том числе по причине неэффективного расхода времени на предыдущих этапах.

Общую и моторную плотность урока можно было повысить, резервы для этого имелись.

Предложения:

1. Следует обратить внимание на более качественную разработку конспекта и своевременную организацию материально-технических условий.

Подпись хронометриста:____________________

Оценка урока: _________________

Подпись проводящего урок:________________

Подводя итоги хронометрирования урока, следует помнить, что сумма всех рациональных и непроизводительных затрат времени (графы 4) должны равняться общей продолжительности урока

На основе данных хронометрирования дается всесторонний письменный анализ деятельности учителя, и оценка его умения правильно и рационально использовать время урока. Оценивая плотность урока, необходимо учитывать поставленные перед уроком задачи и условия проведения урока Необходимо проанализировать, какие специальные педагогические мероприятия были проведены преподавателем с цепью более экономного, эффективного исполь­зования времени урока В анализе плотности урока нужно конкретно изло­жить причины, которые обусловили соответствующие показания секундоме­ра В заключение анализа должны быть внесены предложения по

Таблица 1. Примерные показатели моторной плотности на уроках различного типа

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ХРОНОМЕТРАЖА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ

  • 2.3.1. Кровеносная система
  • 2.3.2. Сердечно-сосудистая система
  • 2.3.3. Дыхательная система
  • 2.3.4. Системы пищеварения и выделения
  • 2.3.5. Нервная система
  • 2.3.6. Эндокринная система
  • Тема 2. Социально-биологические основы
  • 2.4.Организм человека как единая саморазвивающаяся
  • 2.5. Внешняя среда – природные и социально-экологические
  • 2.6. Биологические ритмы и работоспособность
  • 2.7. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное
  • 2.8. Средства физической культуры в совершенствовании
  • 2.8.1. Физиологические механизмы и закономерности
  • 2.9. Двигательная функция и повышение уровня адаптации
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента,
  • 3.1. Понятие «Здоровье», его содержание и критерии
  • 3.2. Функциональные возможности проявления здоровья человека
  • 3.3. Влияние образа жизни на здоровье
  • 3.3.1. Факторы риска и здоровье
  • 3.4. Направленность поведения человека на обеспечение
  • 3.4.2. Индивидуально-психологические особенности личности
  • 3.5. Содержательные особенности составляющих
  • 3.5.1. Режим труда и отдыха
  • 3.5.2. Сон и профилактика его нарушений
  • 3.5.3. Личная гигиена и закаливание
  • 3.5.4. Культура сексуального поведения
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 4. Психофизиологические основы учебного
  • 4.1. Объективные и субъективные факторы обучения
  • 4.2. Типичные особенности жизнедеятельности студентов
  • 4.3. Работоспособность и ее общие закономерности
  • 4.4. Объективные и субъективные признаки усталости, утомления
  • 4.5. Формы и методы психорегуляции в учебной и спортивной
  • 4.6. Особенности рационального использования малых форм
  • 4.7. Средства физической культуры в регулировании
  • 4.7.1. Понятие о релаксации и аутотренинге
  • 4.7.2. Оперативная тонизация
  • 4.8. Роль оздоровительно-спортивного лагеря
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка
  • 5.2. Специальная физическая подготовка
  • 5.2.1. Спортивная подготовка
  • 5.2.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как
  • 5.3. Интенсивность физических нагрузок
  • 5.4. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности
  • 5.5. Значение мышечной релаксации (расслабления)
  • 5.6. Коррекция физического развития телосложения, двигательной
  • 5.7. Формы занятий физическими упражнениями
  • 5.8. Построение и структура учебно-тренировочного занятия
  • 5.9. Общая и моторная плотность занятия
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка
  • 5.10. Методические принципы физического воспитания
  • 5.11. Средства и методы физического воспитания
  • 5.11.1. Средства физического воспитания
  • 5.11.2. Методы физического воспитания
  • 5.12. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям
  • 5.14. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных
  • 6.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на организм, здоровье и работоспособность
  • 6.2. Формирование мотивов и организация
  • 6.2.1. Управление процессом самостоятельных занятий
  • 6.3. Формы и содержание самостоятельных занятий
  • 6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических упражнений
  • 6.4. Возрастные особенности самостоятельных занятий для женщин
  • 6.5. Гигиена самостоятельных занятий:
  • 6.6. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 7. Индивидуальный выбор видов спорта
  • 7.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие
  • 7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений
  • 7.3. Спортивная классификация
  • 7.4. Национальные виды спорта
  • 7.5. Студенческий спорт
  • 7.6. Специальные зачетные требования и нормативы.
  • 7.7. Спортивные соревнования
  • 7.8. Нетрадиционные виды спорта
  • 7.9. Мотивы индивидуального выбора студентом
  • 7.10. Характеристика основных групп видов спорта, развивающих
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 8. Особенности занятий избранным видом
  • 8.1. Краткая историческая справка о видах спорта
  • 8.1.1. Волейбол
  • 8.1.2. Баскетбол
  • 8.1.3. Футбол
  • 8.1.4. Плавание
  • 8.1.5. Лыжный спорт
  • 8.1.6. Легкая атлетика
  • 8.1.7. Борьба
  • 8.1.8. Пауэрлифтинг
  • 8.1.9. Аэробика
  • 8.2. Влияние различных видов спорта на физическое развитие, функциональную подготовленность, психические качества и свойства личности
  • 8.3. Определение целей и задач спортивной подготовки.
  • 8.4. Основные пути достижения необходимой структуры
  • 8.5. Специальные зачетные требования и нормативы
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 9. Врачебно-педагогические исследования
  • 9.1. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям
  • 9.2. Методы исследований, применяемые во врачебном контроле
  • 9.2.2. Метод стандартов
  • 9.2.3. Метод корреляции
  • 9.2.4. Метод монограмм
  • 9.2.5. Метод индексов
  • 9.3. Исследование функционального состояния организма
  • 9.4. Исследование функции дыхания
  • 9.5. Исследование нервной системы
  • 9.6. Объективные и субъективные показатели самоконтроля
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 10. Профессионально-прикладная физическая
  • 10.1. Краткая историческая справка
  • 10.2. Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической подготовки человека к труду в современных условиях
  • 10.3. Понятие ппфп, ее место в системе физического
  • 10.4. Основные факторы, определяющие содержание ппфп
  • 10.5. Дополнительные факторы, влияющие на содержание ппфп
  • 10.6. Методика подбора средств ппфп и видов спорта
  • 10.7. Организация, формы и средства ппфп в вузе
  • 10.8. Особенности ппфп студентов на учебных занятиях
  • 10.9. Система контроля ппфп студентов
  • 12 Минутный тест ходьбы и бега (по к. Куперу)
  • Список рекомендуемой литературы
  • Тема 11. Физическая культура в производственной
  • 11.1. Производственная физическая культура (пфк)
  • 11.2. Методические основы пфк
  • 11.2.1. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм,
  • 11.2.2. Производственная физическая культура в рабочее время
  • 11.2.3. Методика составления комплексов в различных видах
  • 11.2.4. Профилактические комплексы физических упражнений для работников умственного труда и студентов технического вуза
  • 11.3. Физическая культура и спорт специалиста в свободное от работы время
  • 11.3.1. Утренняя гигиеническая гимнастика (угг)
  • 11.3.2. Утренние специально направленные занятия физическими
  • 11.3.3. Попутная тренировка
  • 11.3.4. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха
  • 11.4. Использование дополнительных средств повышения
  • 11.5. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры
  • 11.6. Влияние индивидуальных особенностей,
  • 11.7. Роль личности руководителя во внедрении физической
  • Список рекомендуемой литературы
  • Оглавление
  • Тема 3. Основы здорового образа жизни студента
  • Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе
  • Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе
  • Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий
  • Тема 7. Индивидуальный выбор видов спорта или системы
  • Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта
  • Тема 9. Врачебно-педагогические исследования и самоконтроль
  • Тема 10. Профессионально-прикладная физическая
  • Тема 11. Физическая культура в производственной деятельности
  • 5.9. Общая и моторная плотность занятия

    Проблема оптимизации нагрузки зависит от ее дозирова­ния в физических упражнениях, от плотности занятия. Различают общую и моторную плотность учебно-тренировочного занятия.

    Общая плотность – отношение педагогически оправданного вре­мени ко всей продолжительности занятия. Педагогически оправдан­ное время – это время, затраченное на подготовку инвентаря и обору­дования, на объяснение и показ упражнений, на выполнение физичес­ких упражнений и заданий, на отдых между упражнениями.

    К неоправданным затратам времени относятся задержки начала за­нятий, недостаток или отсутствие необходимого инвентаря, нерацио­нальная трата времени из-за нарушения дисциплины.

    При проведении учебно-тренировочного занятия следует стре­миться к стопроцентной общей плотности.

    Моторная плотность – отношение времени, затраченного непо­средственно на выполнение физических упражнений, ко всей продол­жительности занятия. Моторная плотность может колебаться от 10–15 до 79–90 %. Рациональная моторная плотность и дозирование учеб­но-тренировочной нагрузки зависят от вида спорта, возраста, пола, общей физической и спортивной подготовленности занимающихся, от условий занятий, от характера конкретных учебных или тренировоч­ных заданий.

    Именно моторная плотность часто определяет пульсовую «стои­мость» занятий, т.е. определяет кривую изменения ЧСС в течение всего занятия и, следовательно, фактическую интенсивность физичес­кой нагрузки занимающегося.

    Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка

    В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (часть 2)

    Чтобы понять основные положения общей фи­зической, специальной и спортивной подготовки, необходимо хотя бы кратко познакомиться с принципами и методами физического вос­питания, с основами обучения движениям и развития физических (двигательных) качеств, а также психических качеств, черт и свойств личности, которые могут формироваться в процессе физического воспитания.

    5.10. Методические принципы физического воспитания

    Методические принципы физического воспитания совпа­дают с общедидактическими, и это оправданно, так как физическое воспи­тание – один из видов педагогического процесса и на него распростра­няются общие принципы педагогики:

      сознательность и активность;

      наглядность;

      доступность;

      систематичность;

      динамичность.

    Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполня­ются содержанием, отражающим специфику процесса.

    Принцип сознательности и активности

    Этот принцип предусматривает формирова­ние осмысленного отношения и устойчиво­го интереса к занятиям физическими уп­ражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оцен­ку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сфор­мулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнения­ми и развился устойчивый интерес к ним. Студентам следует пояс­нить, что путь к физическому совершенству – большой напряженный труд, где неизбежны утомительные, нередко однообразные упражне­ния и скучные задания, преодоление определенных индивидуальных трудностей.

    Принцип наглядности

    Наглядность – необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тре­нировочного занятия главное – создать пра­вильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.

    Непосредственная наглядность – это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выраже­ниями.

    В некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» вклю­чает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.

    Принцип доступности

    Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также инди­видуальные различия в физических и пси­хических способностях занимающихся.

    Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-трениро­вочном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, ко­торые могут быть успешно преодолены. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающегося и означает оптимальную меру доступности.

    Конкретные данные о возможностях занимающихся преподаватель или тренер получает путем тестирования и систематического врачеб­ного контроля. Вот почему в начале каждого учебного года в высшем учебном заведении программой по физической культуре предусмотре­но тестирование студентов в основных упражнениях, характеризую­щих их физическую подготовленность: и скоростно-силовых упражне­ниях, в упражнениях «на выносливость» и силу основных мышечных групп.

    Таким образом, принцип доступности в практике физического вос­питания студентов предусматривает определение посильного упраж­нения, задания, оптимальных методических условий для их реализа­ции.

    В практике работы с учебными группами приходится сталкиваться с разным уровнем общей физической подготовленности. Поэтому чаше всего всей группе даются задания усредненной сложности, до­ступные «средней части» студентов.

    Индивидуальный подход учитывает возможности каждого занима­ющегося при определении учебно-тренировочного задания. Его чаще применяют в спортивной подготовке, где тренер встречается с учеником на учебно-тренировочных занятиях почти ежедневно в течение ряда лет, а количество одновременно занимающихся на одном заня­тии – 1–8 чел. (за исключением некоторых спортивных игр).

    В практике работы по физический культуре преподаватель исполь­зует индивидуальный подход, чтобы определить дополнительные до­ступные задания студенту, отстающему по какому-либо разделу, для самостоятельных занятий во внеурочное время.

    Границы доступного изменяются по мере развития физических и духовных сил занимающихся; что было недоступным на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответ­ствии с этим должны изменяться и требования, предъявляемые к их возможностям.

    Принцип систематич­ности

    Принцип систематичности – это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.

    Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, сверхвосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по фи­зической культуре никогда не проводят в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематич­ности объясняется программное требование по дисциплине «Физи­ческая культура» – регулярное посещение всех занятий, предусмот­ренных учебным расписанием.

    Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последователь­ность в освоении учебного материала.

    Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.

    Многими исследователями детально изучено замечательное свойство живых систем, состоящее в том, что организм не просто воз­мещает рабочие траты, а компенсирует их «с избытком». Путем сверхвосстановления израсходованных энергетических веществ и обновле­ния белковых структур создается основа отставленного эффекта вы­полненной работы.

    Данное положение и раскрывает суть совершенст­вования функциональных систем организма (повышение тренирован­ности) под влиянием систематических (регулярных) целенаправлен­ных учебных занятий-тренировок (рис. 1)

    Необходимо, однако, учитывать, что если за тренировочным заня­тием последует слишком большой перерыв, то указанный аффект в той или иной мере постепенно утрачивается (редукционная фаза). Это относится прежде всего к уровню работоспособности (сформирован­ные умения и навыки сохраняются в течение более длительного вре­мени). Стало быть, интервал отдыха должен заканчиваться раньше, чем наступает редукционная фаза. Это положение подчеркивает важ­ность принципа систематичности и одной из его сторон – непрерыв­ности учебно-тренировочного процесса.

    Рис. 1. Изменение уровня работоспособности под влиянием повторных

    физичес­ких нагрузок в тренировочном цикле (по Н.Г. Озолину)

    Повторяемость и вариативность в применении различных упраж­нений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности.

    Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в боль­шей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфи­ческими закономерностями приобретения и закрепления умений и на­выков, совершенствования форм и функции организма.

    Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снизит психологические перегруз­ки, возникающие при выполнении однообразных заданий.

    Последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в рамках одного занятия, многомесячного и многолетнего процесса физического воспитания также является одной из сторон принципа систематичности.

    Принцип динамичности

    Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в по­становке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регуляр­но обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интен­сивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков – координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.

    Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к не­изменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к на­грузкам.

    Динамика нагрузок характеризуется постепенностью, проявляю­щейся в различных формах (рис. 2).

    Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу.

    Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы.

    Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годо­вом циклах являются своеобразным фоном, на который накладывают­ся прямолинейная и ступенчатая динамика.

    Рис. 2. Основные формы динамики нагрузки (сплошная линия – динамика объе­ма недельной нагрузки, пунктирная – динамика интенсивности).

    Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Определять плотность урока необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях урока. Общее время, затраченное на урок (или его часть, принимается за 100%. Относительно него и рассчитываются процентные величины.

    Различают:

    v общую (педагогическую) и

    v моторную (двигатель­ную) плотность урока.

    Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.

    Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия (В.Ф. Новосельский, 1989):

    1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

    2) сообщение и закрепление теоретических сведений;

    3) проведение общеразвивающих упражнений;

    4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку; подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

    5) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

    6) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

    7) мотивацию учащихся;

    8) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

    10) педагогический контроль;

    11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

    12) воспитательную работу на уроке.

    Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на * 100% и делится на общее время урока t общ

    ОП = (t ад * 100%) / t общ

    Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%.

    К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

    Неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

    Неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

    Излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

    Неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.



    Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:

    ОП = (39 мин * 100%) / 40 мин = 97,5%

    Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока. Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений t фу умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока t общ

    МП = (t фу * 100%) / t общ

    Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин (оставшиеся 15 мин были затрачены на объяснения преподавателя, подготовку мест занятий, интервалы отдыха между смежными заданиями и т.п.). В этом случае моторная плотность урока будет равна:

    МП = (25 мин * 100%) / 40 мин = 62,5%,

    Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока.

    Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

    При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

    Общая и моторная плотность на занятиях по физической культуре у детей дошкольного возраста

    Подготовил статью. Турчев В.В.

    Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей.

    В методике различают общую и моторную плотность занятий.

    Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа воспитателя, проделывания упражнений, наблюдение и анализ, установка и уборка пособий и т.д.) к продолжительности всего занятия.

    Например: занятие длится 20 минут, дети были в движении 16 минут, 4 минуты = 2 минуты дети стояли без пользы для дела + 2 минуты: на раздачу пособий, на построение – они педагогически оправданы.

    Вывод: общая плотность – это педагогически оправданная деятельность детей на занятии. Её можно записать следующим образом: общая плотность = чистое время + педагогически оправданное время, делённое на длительность занятия.

    (16 минут + 2 минуты оправданное время = 18 мин).

    18 мин х 100:20 = 90% Общая плотность составляет 90 %.

    Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры ко всей продолжительности занятия.

    В моторную плотность занятия входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

    В данном случаи - 16 мин х 100:20 =80%

    Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе – не менее 80%.

    Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3-4 лет составляет – 130-140 уд/мин, на воздухе – 140-160 уд/мин; у детей 5-7 лет – в зале 140-150 уд/мин; на воздухе – 150-160 уд/мин.

    Методика определения величины моторной плотности.

    До начала занятия из состава группы выбирается любой ребенок, за которым ведётся наблюдение в течение всего занятия. Причём ни ребенок, ни педагог, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ребенка: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.

    Высокая моторная плотность от 80 – и более %, средняя – 60-80%, а низкая – все, что ниже 60%. Моторная плотность зависит от возраста детей, от подбора упражнений.

    Вместе с тем величина МПЗ больше зависит от типа занятия. Естественно, что на занятиях ознакомления с новым материалом и его разучивания МПЗ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы педагога. С другой стороны, если на занятии совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и дети тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПЗ должна быть одним из основных критериев методической грамотности педагога.

    Что касается частоты сердечных сокращений.

    Проверка величины нагрузок и приспособляемости организма к тем или иным упражнениям осуществляется путем подсчета пульса в процессе занятий и построения физиологической кривой занятия. Для этого подсчитывают пульс за 15 сдо начала занятий, в начале занятия и в конце каждой его части (вводной, основной, заключительной). На основании полученных данных чертят физиологическую кривую урока, по вертикали - реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

    По данным Г. П. Юрко, при правильном распределении нагрузки в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15-20 % от исходного, увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составлять 40% от исходного; выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 70-80% от исходного, а в заключительной части занятия оно увеличивается всего на 10-15% от исходного.

    Спустя 3-4 мин после занятия пульс должен прийти к исходному уровню.

    Примерный график пульсометрии