Александр Твардовский: биография и творчество (подробный обзор). Твардовский А.Т

Открытый урок молодого специалиста школы № 11 г. Калининграда Жарковой Марии Александровны.

Урок изучение нового материала. Знакомство с личностью А.Т. Твардовского: жизнь и этапы творчества поэта.

Анализ композиционных особенностей поэмы "Василий Теркин".

Работа носит групповой характер, поиско-творческая деятельность

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Дата : 15.04.

Тема урока : А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Цели :

1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;

3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Вид урока : Урок изучения нового материала (смешанный: беседа, исследование)

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, групповая работа, поисковая деятельность.

1. Организационный момент : Приветствие ; озвучивание плана и постановка учащимися целей урока; работа в классных тетрадях: записать дату, тему урока.

Формирование целей урока: Как вы думаете, какие цели мы будем преследовать на сегодняшнем уроке? (раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение)

I этап урока (17 мин):

2. Знакомство с личностью Твардовского (сообщение групп)

Прежде чем приступить к знакомству с жизнью и творческим путем А.Т. Твардовского, хочу зачитать вам стихотворение советского поэта Михаила Дудина «Памяти А.Т. Твардовского» (1988 г)

Он был на первом рубеже

Той полковой разведки боем,

Где нет возможности уже

Для отступления героям.

Поэзия особняком

Его прозрением дарила.

Его свободным языком

Стихия Жизни говорила.

Сочувствием обременен

И в песне верный своеволью,

Он сердцем принял боль времен

И сделал собственною болью.

Пусть память, словно сон, во сне

Хранит для чести и укора

Всю глубину в голубизне

Его младенческого взора.

Задание: Записать тезисы выступлений одноклассников в тетрадь. Ответить на вопросы:

Сообщения и презентации учащихся (12 мин )

1. Биография А. Т. Твардовского (1-ая группа).

А.Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе в глубине Смоленщины, в крестьянской семье. Поэт рассказывал, что тянулся к литературе и особенно к стихам с детских лет. Он начал сочинять стихи еще до овладения первоначальной грамотой: «Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающих моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имел понятия о правилах стихосложения... Я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание... и лада, Ряда, и музыки,- желание родить их на свет - немедленно, чувство, сопутствующее и доныне всякому новому замыслу».

Для формирования личности будущего поэта имело большое значение начитанность его отца, любовь к книге, которую отец воспитывал в детях. «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги», - писал Твардовский в автобиографии. Он рано познакомился с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.

Отец мечтал дать детям хорошее образование. Подготовка к гимназии началась заранее. Трифон Гордеич даже специально привез из Смоленска репетитора, своего дальнего родственника, и Александр сразу был записан во 2-ой класс. Учеба продолжалась до 1924 года в разных школах. Твардовский становится деятельным участником общественной жизни деревни. Он, «рядовой сельский комсомолец», посылал «небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении местных властей». А 19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подписью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь поэта.

В 1932 - 1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается.

К. Симонов так вспоминает об этом периоде: «Пришедшая к нему слава нисколько не поколебала его серьезного и строгого отношения к тому понятию необходимой для писателя образованности, в которое он вкладывал очень много... Став выдающимся поэтом, он оставался выдающимся студентом, с упорством продолжая пути к заветной цели и с блеском завершив образование в лучшем по тому времени гуманитарном высшем учебном заведении страны».

Жизнь внесла свои коррективы в творческие планы Твардовского. Началась война с Финляндией, и он стал корреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины». Затем Великая Отечественная война...

2. Твардовский на войне. (2-ая группа.)

«Жизнь - одна, и смерть - одна»

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки «Родина и чужбина», а также воспоминания Е. Долматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, О. Верейского, знавших Твардовского в те годы, В. Лакшина и В. Дементьева, которым впоследствии Александр Трифонович немало рассказывал о своей жизни. Так, В. Лакшину он рассказал, что «в 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в который он работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом, из которого, по словам И.С. Маршака, вышел опять-таки «чудом». В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «красноармейская правда». Стала она родным домом и легендарного Теркина.

По воспоминаниям художника О. Верейского, рисовавшего портреты Твардовского и иллюстрировавшего его произведения, «он был удивительно хорошо собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягко ступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма очень шла ему к лицу. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлые глаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались, иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щек была какая - то женственная мягкость».

Держался Александр Трифонович всегда естественно, спокойно чуть замкнуто. Очень не любил делиться «секретами» своей «творческой лаборатории» и сердился, когда кто-либо пытался бесцеремонно в них проникнуть. Никогда не терял самообладание, не позволял себе «срываться», не допускал и мысли о том, чтобы как-нибудь злоупотребить своим положением литературной знаменитости, но с непосредственным начальством держался совершенно независимо, без тени угодничества или заискивания. Писатель Е. Воробьев, проживший бок о бок с Твардовским почти три военных года, свидетельствует: «Когда Твардовский сталкивался с неуважительным отношением к себе или к своим товарищам, с бездушием, формализмом, хамством, он отвечал молчаливым презрением, сдержанным негодованием. За три года не припомню случая, чтобы он невежливо разговаривал с подчиненными, с теми, кто был ниже его по званию. Но вот в разговорах с начальством, когда имели место несправедливость, бестактность или чье-то недомыслие, он своего недовольства не скрывал. В таких случаях он бывал очень резок, мог нагрубить и не стеснялся проучить солдафона, упивающегося властью, из разряда тех, про кого однажды сказал: «Заведующий своим телом».

Во время войны выявилась еще одна характерная черта Твардовского: он не только никогда не щеголял своей храбростью, но, напротив, нередко подчеркивал те моменты, когда испытывал чувства страха. Вот, например, его запись о поездке в Гродно: «В городе продержались мыс редактором часа два, делая по возможности вид друг перед другом, что страшно нам не очень. А было очень страшно, томительно до утомления. Уже не испытываешь ни малейшего любопытства, томишься собственной неприкаянностью, праздностью здесь, где идет тяжелое дело, которым люди занимаются по прямому долгу». А в заметке о взятии Вильнюса сказано не без некоторой даже самоиронии: «...Мы, корреспонденты, сидели километрах в трех-четырех в штабе дивизии, с профессиональной бессовестностью ожидая, когда можно будет выезжать в Вильнюс, поснимать и поспешить обратно».

На самом же деле это был человек недюжинной личной храбрости. По свидетельству А. Аборского, который в 1952 году вместе с поэтом отдыхал в Гаграх, во время шестибального шторма Твардовский «бросался в мутные, ревущие волны, заплывал километра на полтора от берега, тогда как другие, причем отличные пловцы, боялись даже приблизиться к воде». Е. А. Долматовский, близко знавший Твардовского в первый год войны, пишет о нем: «Он спокойно и с достоинством выходил под огонь, когда это требовали обстоятельства».

Наряду с храбростью Александр Трифонович обладал также изрядной физической силой (видно, не зря проводил он в детстве время в отцовской кузнице), твердостью руки и верностью взгляда. Не удивительно, что он стал чемпионом гарнизона по игре в городки. О. Верейский вспоминает: «Он очень любил проявлять свою недюжинною физическую силу, то есть не показывать ее, а просто выпускать на волю. То он колол дрова для кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускал случая подтолкнуть, вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся с немногими охотниками помериться с ним силами, с готовностью принимал участие в застольных сборищах, на которых с охотой и старанием пел народные песни».

В 1944 году вся редакция «Красноармейской правды» вошла в состав 3-го Белорусского фронта. Вместе с бойцами и офицерами этого фронта Твардовской и встретил День Победы.

3. Творческий путь поэта. (3-я группа).

Творческий путь А. Т. Твардовского начался в 30-е годы. Он написал стихи и поэмы, прославляющие социализм, несмотря на то, что необоснованным репрессиям подверглась его семья в Смоленщине (поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия»).

О годы юности немилой, ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он - враг.

А мать? Но сказано: два мира, и ничего

О матерях...

В годы войны был фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-1945 гг. поэма «Василий Теркин» стала одним из популярнейших произведений о войне.

После войны А. Твардовский, возвращаясь к впечатлениям военных лет и незатухающей скорби о погибших, пишет проникновенные стихотворения «Я убит под Ржевом» и «Я знаю, никакой моей вины, / в том, что другие не пришли с войны...». Первое стихотворение построено как монолог безымянного солдата, погибшего в первый же год войны, защищая Москву: «И у мертвых, безгласных / Есть отрада одна: / Мы за Родину пали, / Но она спасена». Во втором стихотворении, написанном в 1966 году, поэт говорит о том, как глубоко в его сердце лежит ответственность перед погибшими.

Поэмы «За далью - даль», и «По праву памяти» содержат лирическую исповедь поэта, пережившего потрясения в связи с переоценкой происшедшего со страной и с ним самим. Основой сюжета поэмы «За далью - даль» является путешествие поэта в поезде «Москва - Владивосток» через всю страну и одновременно осмысление пережитого страной за последние годы. Это путешествие в пространстве и во времени (10 лет и 10 тысяч верст). Поэма «По праву памяти», посвященная памяти отца, репрессированного в годы коллективизации, говорит о пересмотре позиции автора по отношению к политике партии больше виков в 1930-1940-е годы. Поэма, написанная в 60-е годы, была запрещена даже достаточно либеральной в те годы цензурой и увидела свет только в 80-е годы, после смерти поэта.

С 1958 года Твардовский возглавляет журнал «Новый мир» и делает его центром, вокруг которого группировались силы, стремящиеся к честному изображению действительности, пути, пройденного страной после Октября 1917 года. Твардовский - редактор поддерживает многих начинающих писателей. «Властитель дум», «духовный пастырь», «оплот правды и бесстрашия», «мастер», «великий труженик», «богатырь» - такие характеристики рассыпаны по страницам воспоминаний его современников. У Ф. Абрамова читаем: «Твардовский и мое поколение». Разделяют какие-нибудь 10-15 лет - немного, но он был отцом наших душ... Мы боготворили. Главный редактор. Организатор всех сил. Бог. Непревзойденный авторитет. Какая-то ходячая легенда... Слава Твардовского была бессмертна... Мы боготворили, и напечататься в «Новом мире» считалось за великую честь.

«Новый мир» стал ведущим органом демократического обновления общества. Ни один другой орган печати не сказал тогда так много горькой правды о сталинской эпохе, о культе личности Сталине, как это сделал «Новый мир».

Многие из современников могут свидетельствовать: «Мы ждали каждый номер. Проза. Критика. И всегда уровень». Как самобытное явление «Новый мир» заявил о себе с момента опубликования очерков Овечкина, а за ним - прозы Солженицына. А потом - целая череда блестящих талантов: Ф. Абрамов, К. Воробьев, В. Шукшин, Ф. Домбровский, 3. Залыгин. В писательской судьбе каждого из них Твардовский сыграл блестящую роль.

Были подготовлены к публикации, но запрещены романы Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Раковый корпус», «В круге первом». А. Твардовский был бескомпромиссен в своей переоценке прошлого и в борьбе за подлинную свободу творчества. В 1970-м году, в период начинающегося так называемого «застоя», был отстранен от руководства журналом, что ускорило его безвременную кончину.

  • Что еще можно добавить о поэте на основе этой статьи?

Рефлексия : ответы на вопросы, заданные в начале урока; зачитать тезисы

  • Что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?
  • Чем поразила вас судьба Твардовского?

3. Физкультминутка : «имитация дождя». Создание эмоционального настроения, подготовка к анализу поэмы (3 мин ).

II этап урока:

4. История создания поэмы «Василий Теркин» (7 мин )

Слово учителя: «Переправа, переправа… Берег левый, берег правый…» - это строки из одного из самых легендарных произведений времен Великой Отечественной войны «Василий Теркин». В годы ВОВ голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом. Поэзия помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце. Не утратить веры в торжество победы. Перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и – шагнула в бой.

Коллективная работа по статье учебника «Как был написан Василий Теркин» (стр. 89-90): составить цитатный план

1) «Василий Теркин... - лицо вымышленное от начало до конца, плод воображения, создание фантазии».

2) Принцип композиции и стиля - «это стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы...», потому что «... этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы; он был там, где и герой - на войне».

3) С появления первой части поэмы «Теркин» стал моей основной работой на фронте.

4) «...Работа моя встречена хорошо, и это мне придает сил продолжать ее».

5) «Теркин» был для меня... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю» .

Краткое сообщение об истории создания поэмы (подведение итога)

5. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы

Чтение эпиграфа к данному этапу урока

«Василий Тёркин» – это лучшее из всего,

написанного о войне на войне.

И чтобы написать так,

как написано это,

никому из нас не дано.

К. Симонов

Согласны ли вы с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание – цель урока)

Слово учителя:

Поэма «Василий Теркин» - произведение подлинно новаторское по своим жанрово- стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. В связи с этим предлагаю вам решить небольшую задачу: вам необходимо найти оптимальную композицию и доказать её оптимальность (теория литературы, работа в группах, 3 мин )

СПОСОБЫ СВЯЗИ: 1) отсутствует; 2) цепная (последовательное развитие событий); 3) параллельная (в центре повествования один и тот же объект)

Ответы учащихся

Слово учителя:

Жизнь как бы сама подсказывала темы «беседы» автора с фронтовым читателем. Так родился структурный принцип внутренней завершенности каждой беседы - главы: фронтовой читателей мог не знать предшествующей главы или не дождаться последующей, погибав или получив ранение в ближайшем бою, перед которым и попала ему в руки фронтовая многотиражка с очередной главой. Но целостное представление о рассказанном он все равно получал. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав.

Законченность поэме придают объективно - исторические хронологические рамки: все события, описанные в ней, происходят в период сурового времени Великой Отечественной войны, и факты, известные каждому читателю, чувства, сопережитые всеми, способствуют более глубокому эмоциональному восприятию поэмы в целом и каждой отдельной ее части.

Слово учителя

Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос) (каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Сюжет из фильма (ответ на вопрос)

Итак, мы знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. А на чем или на ком держится книга? (На герое).

Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо? (Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него).

Каким, по вашему, он должен быть? Предлагаю каждой группе сейчас заполнить анкету нашего главного героя Василия Теркина, пользуясь текстом поэмы, и представить ее своим одноклассникам и нашим гостям. Обосновать ответы. А также, глядя на портреты Теркина, запишите те черты характера, какими, по вашему мнению, он должен обладать (Веселый, Любит поесть, Располагающий (легко находит общий язык с людьми), Мужественный, смелый, отважный, храбрый воин, Выносливый, стойкий, Умелый, Находчивый, Тактичный, деликатный, умеет себя вести, Простой, Обыкновенный, типичный, такой, каких много)

На кого рассчитана книга? Каким должен быть язык? («Вот стихи, и все понятно, Все на русском языке»). И содержание, и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не только военной, но и всей русской литературы второй половины 20 века.

Рефлексия: Вернемся к эпиграфу урока. Мы доказали или опровергли его мнение? Достаточно ли мы знаем, чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос? (Нужно читать и анализировать поэму дальше) .

Домашнее задание:

  1. Прочитать главу «Переправа»;
  2. Выучить наизусть отрывок из этой главы;
  3. Сравнить главы «На привале» и «Переправа» (стиль, язык, настроение, образ главного героя).

Хронологическая таблица Твардовского лаконично расскажет про жизнь и творчество поэта и писателя русской литературы.

Материал кратко изложит основные события жизненного пути Александра Трифоновича, познакомит с неоконченными школьными годами, учёбой в педагогическом университете, институте философии, истории и литературы в городе Москва. В таблице указаны даты выхода в свет первых стихотворений автора, названы журналы, в которых печатался поэт. Здесь же можно узнать о работе Твардовского военным корреспондентом в годы войны и написании известных поэм автора («Василий Тёркин», «Дом у дороги»). В описании жизни по датам указаны и другие места работы, а также напечатанные сборники произведений.

Биография Твардовского в таблице поможет закрепить пройденную тему, подготовить дополнительную информацию к уроку.

1910 год, 8 (21) июня – Родился на хуторе пустоши Столпово (деревня Загорье) Смоленской губернии в семье кузнеца.

1919-1924 – Учится в Ляховской сельской школе и в девятилетней школе в Белом Холме; школу не окончил.

1925 – Первая публикация: стихотворение «Новая изба» в газете «Смоленская деревня».

1928 – Переезжает в Смоленск.

1931 – Женится на М. И. Гореловой;
опубликована первая поэма «Путь к социализму».

1932 – Поступает в Смоленский педагогический институт.

1935 – Публикация «Сборника стихов. 1930-1935».

1936-1938 – Переезжает в Москву;
поступает в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ), который оканчивает в 1939 г;
написана поэма «Страна Муравия».

1939 – Публикация поэтического сборника «Сельская хроника»;
получение диплома Московского института философии, литературы и истории;
призван в армию: в качестве военного корреспондента принимает участие в финской кампании.

1941 – Выходит сборник «Загорье»;
государственная премия.

1941-1945 – Работа во фронтовых газетах; создание поэмы «Василий Тёркин».

1946 – Государственная премия;
поэма «Дом у дороги».

1947 – Публикация книги очерков и рассказов «Родина и чужбина»;
присуждение Сталинской премии за поэму «Дом у дороги».

1950-1960 – главный редактор журнала «Новый мир»;
работа над поэмой «За далью – даль».

1961 – Сборник «Стихи из записной книжки».

1963 – Публикация поэмы «Тёркин на том свете».

1963-1968 – Пост вице-президента Европейского сообщества писателей.

1967 – Сборник «Из лирики этих лет. 1959–1967».

1969 – Поэма «По праву памяти».

1971, 18 декабря – Умер А. Т. Твардовский; похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Самые популярные материалы февраля для вашего класса.

Сочинение

В творчестве Твардовского запечатлены основные вехи разви­тия советской страны: коллективизация, Великая Отечествен­ная война, послевоенное возрождение. Это поэт - советский по сути своей, но, вместе с тем, в его поэзии находят место и общечеловеческие проблемы. Его творчество глубоко народно прежде всего по своей мировоззренческой основе. Поэт широко использует народный разговорный язык, фольклорные формы, и духе народно-поэтического творчества рисует своих героев.

По поэмам Твардовского можно проследить историю страны. Первые поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия» отрази­ли период коллективизации. Крестьянин Никита Моргунок от­правляется искать ту обетованную землю, которая
…в длину и в ширину - кругом своя.
Посеешь бубочку одну,
И та - твоя.

Это идеал крестьянского счастья. Твардовский ведет Моргун­ка по всей стране, и, в ходе путешествия наблюдая то новое, что несут с собой колхозы, герой отказывается от единоличного хозяйства и приходит к мысли, что колхоз - это и есть кресть­янский рай. Твардовский использовал мотив путешествия, характерный для народного творчества, с той же целью, что в свое время Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Поэт искренне верил, что коллективизация принесет крестьянам сча­стье. Позже - в 1960-е годы - в поэме «По праву памяти» Твар­довский с высоты личной судьбы и исторического опыта ос­мыслит коллективизацию, увидит не только открывшиеся перспективы, но и гибельные меры, которыми проводилось рас­крестьянивание России.

В годы Великой Отечественной войны Твардовский создает поистине народную «книгу про бойца» «Василий Теркин». Ее герой стал олицетворением всей русской нации. Общность судь­бы Теркина с судьбой всего народа подчеркивается в поэме не­однократно. В образе героя отражены коренные черты русского национального характера: простота, смекалка, находчивость, мужество. Пожалуй, самое главное качество Теркина - трудо­любие. Он, привыкший трудиться в колхозе, и войну считает ратным трудом. Теркин способен и на гармони играть, и часы починить, и переправу наладить. Теркин не унывает даже в са­мой тяжелой обстановке, он умеет подбодрить шуткой, смеш­ным рассказом.

Твардовский в индивидуальном облике воплотил всеобщее, присущее народу. Вместе с тем поэт подчеркивает, что «в каж­дой роте есть такой» Теркин. Герой выступает как обобщенный образ Бойца и Человека:
То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, -
В бой, вперед, в огонь кромешный
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

Образ героя сливается с образом всего воюющего народа. В главе «Смерть и воин» Теркин преодолевает даже смерть. В такой условной форме Твардовский воплотил мысль о непобедимо­сти, бессмертии народа: «Не подвержен Теркин смерти, коль войне не вышел срок».

Поэма «Василий Теркин» - эпопея войны, так как в много­образных боевых эпизодах, в различных ситуациях и сценах соз­дается образ народа на войне, прослеживается ее история от отступления до победы.

В послевоенный период во время хрущевской оттепели Твар­довский продолжает биографию Теркина в поэме «Теркин на том свете». Поэт хотел очистить народное сознание от тотали­тарной идеологии. Не случайно поэма начинается со спора по­эта с идеологически обработанным читателем, который во всем слышит «отголоски недозволенных идей», видит крамолу в ли­тературном произведении, даже не читая его, а безусловно веря официальным оценкам. Теркин из эпического героя превраща­ется в героя трагического: сохранив живую душу на «том свете», Теркин вступает в поединок с тоталитарной системой. «Тот свет» - военно-бюрократическая Система с загробактивом, «Гробгазетой», Особым отделом, Органами, Сетью, в которой избыток набитых дураков, не желавших уходить в отставку. Теркину удается сохра­нить живую душу и выбраться с «того света». Он совершает в мирное время духовный подвиг. Возвращение Теркина - это обретение выхода для всего живого, что пыталась задушить мерт­вая Система, где мертвецы командуют живыми, где «за живых мертвец в ответе». Если Теркин-боец возвеличивал свое государство, все делал для его победы, то новый Теркин разрушает тоталитарную сис­тему, которая давит человека.

В послевоенный период Твардовский пишет поэму «Дом у до­роги» - плач о семьях, которые война разбросала, разрушила. Описывая довоенную жизнь и быт семьи Сивцовых, поэт показы­вает условия формирования стойкости героев, любви к своему Дому.

Эта любовь помогает Андрею, вернувшемуся с войны, отстраивать дом в надежде, что вернется его жена, снова будет крепкая и доб­рая семья. Надежда и любовь не оставляют и Анну даже в неверо­ятно тяжелых условиях фашистского концлагеря. Название «Дом у дороги» символично - это дом у дороги войны.

Лироэпическая поэма «За далью - даль» раздвигает время и пространство современной поэту действительности 1960-х годов.

Поэт обращается в прошлое, чтобы сопоставить с настоящим, увидеть те преобразования, которые произошли в стране. Обра­щение к далям времени позволяет размышлять о судьбе русско­го народа, о его характере и традициях (главы «Семь тысяч рек», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре»). В главе «Так это было» Твардовский рассказывает о периоде культа личности Сталина, о том складе личности человека, который вырабаты­вался в это время:
Но кто из нас годится в судьи -
Решать, кто прав, кто виноват?
О людях речь идет, а люди
Богов не сами ли творят?

Поэт пытается философски осмыслить время, найти истоки происходившего.

Помимо временных далей поэт обозревает и дали географи­ческие. Поэма - это своеобразный дорожный дневник путеше­ствия на поезде Москва - Владивосток, проходящем через всю страну. Огромные пространства пробегают за окнами вагона. Проехав через всю страну, поэт с необыкновенной преданно­стью и любовью вспоминает о своей «малой» родине:
С дороги - через всю страну -
Я вижу отчий край смоленский.

Перед поэтом предстает еще одна даль - даль нравственных потенций человека, глубокая даль души лирического героя.

Все три дали сливаются в большое симфоническое произве­дение, в котором раскрываются сила и могущество страны, кра­сота и героизм советского человека. Поэт убежден в историче­ской правильности и прогрессивности пути нашей страны:
За годом - год, за вехой - веха,
За полосою - полоса.
Нелегок путь. Но ветер века -
Он в наши дует паруса.

Последней поэмой Твардовского была «По праву памяти». Это поэма о «памяти бессонной», обо всем, что было за годы совет­ской власти - великом и трагическом, об истории и вечных ценностях. Поэт писал поэму в 1970 г., когда уже забыли о куль­те личности, пытались приукрасить или замолчать негативное в истории советской страны:
Забыть велят и просят лаской
Не помнить - память под печать,
Чтоб ненароком той оглаской
Непосвященных не смущать.

Твардовский судит себя, страну по самым высоким нравст­венным меркам. Он видит истоки обесчеловечивания, предатель­ства в сталинских временах, когда переворачивалась мораль, когда доблестью считались лжесвидетельство, предательство, клевета, если это совершалось под знаком любви к вождю. Поэт уверен, что убить память невозможно, что народ будет помнить свою историю, так как
Одна неправда нам в убыток,
И только правда ко двору!

Поэма «По праву памяти» - горькое, драматическое произ­ведение. В ней Твардовский трагически осознавал, что тоже был в заблуждении, что историческая вина лежит и на нем:
Давно отцами стали дети,
Но за всеобщего отца
Мы оказались все в ответе,
И длится суд десятилетий,
И не видать еще конца.

Так вся история страны, запечатленная в поэмах Твардов­ского, получила свое философское осмысление в его послед­ней, итоговой поэме.

А. Твардовский стал летописцем 30—60-х годов XX столетия, биографом времени суровых испытаний, перемен, экспериментов. Он не побоялся в сложных условиях высказаться убедительно обо всем, что тревожило советских людей, начать углубленный разговор о «суде памяти» над ошибками периода коллективизации, сталинщины, о совести и ответственности живых перед мертвыми.

В рамках социалистического реализма, коммунистической идеологии писатель смог создать произведения о жизни советских людей, полной обычных и необычных забот, радостей и печалей, раскрыть их психологию, показать начавшийся в период оттепели процесс перестройки общества, человечность, веру в будущее.

Сестра поэта А. Матвеева в 1980 году писала, что дед по линии отца Гордей Васильевич Твардовский «был родом из Белоруссии, рос на берегах Березины».В «Автобиографии» поэт отмечает, что отец был грамотным человеком. Соседи звали его паном Твардовским, уважая «западные корни». Старался дать детям приличное образование. Мать была натурой впечатлительной и чуткой, ее «до слез трогал звук пастушьей трубы».

Учеба будущего поэта началась с репетиторства: для детей привезли из Смоленска гимназиста 8 класса Н. Арефьева. В 1918 году А. Твардовский учился в Смоленске в 1-ой Советской школе (бывшей гимназии), а осенью 1920 года — в Ляховской школе, но вскоре ее закрыли. Пришлось продолжить учебу в Егорьевской школе. В 1923 году А. Твардовский стал учиться за 8 километров от дома, в Белохолмской школе. В 1924 году учеба для А. Твардовского закончилась.

Любовь к литературе возрастала на почве увлечения произведениями А Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, М. Лермонтова. В 1925 году в газете «Смоленская деревня» среди других материалов о новом крестьянском быте было помещено первое стихотворение комсомольского корреспондента А Твардовского «Новая изба», в котором ниспровергались старые и славились новые боги, вместо икон вешались портреты Маркса и Ленина.

В 1928 году произошел разрыв активиста-комсомольца с отцом. А. Твардовский переезжает в Смоленск, знакомится ближе с М. Исаковским — сотрудником газеты «Рабочий путь», который поддержал молодого автора.

Окрыленный поэт едет в Москву, где М. Светлов печатает его стихи в журнале «Октябрь», а зимой 1930 года вновь возвращается в Смоленск. В 1931 году А. Твардовский женился на Марии Гореловой. В том же году отца писателя раскулачили и выслали с семьей в Зауралье, на Север, заставили строить бараки посреди тайги. Отец и 13-летний брат Павел бежали из ссылки, попросили за них заступиться, на что преданный советской власти поэт ответил: «Помочь вам могу только тем, чтобы бесплатно доставить вас туда, где были» (из воспоминаний младшего брата Ивана). Свою вину он будет замаливать, как в раннем (стихотворение «Братья», 1933), так и позднем (поэма «По праву памяти», триптих о матери) творчестве. В апреле 1936 года А. Твардовский посетил родных в высылке, а в июне этого же года помог им переселиться на Смоленщину.

1930-е годы стали временем становления поэта. Он пишет эпические, сюжетные стихотворения — картинки с натуры, сценки, пейзажные и бытовые зарисовки и поэмы «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933). Однако более удачными получались у А. Твардовского стихотворения, сцепки с натуры, пейзажные зарисовки. Среди них выделяется напевное стихотворение под названием «Кружились белые березки...» (1936). Автор совмещает два плана повествования: конкретный, частный случай — на берегу реки справляется хоровод, поют «девочки-подростки», играет с перебором гармонь, и общий — ведется речь о празднике, который отмечался «по всей реке, по всей стране».

Картина праздника воссоздана яркая, карнавальная: мелькают «платки, гармонь и огоньки», «поют девочки-подростки», ходит «по кругу хоровод». Самыми удачными и светлыми точками в этой карнавальной картине являются две — метафора «Кружились белые березки» и сравнение «А по реке в огнях, как город, / Бежал красавец пароход». Мастерство писателя проявляется и в удачном подборе своеобразных, новаторских рифм: «березки — подростки», «не дома — по иному», «перебором — город», «разнообразный — праздник».

Правдивыми получились стихотворения поэта о детстве, о родных местах. «На хуторе Загорье» можно назвать небольшой лиро-эпической поэмой о детстве, о жизни. Автор поднимает общеизвестное на уровень поэтического:

На белой горке солнце
Вставало поутру.

Идя путем отказа от риторики, репортажности, в 1935 году поэт написал стихотворение «Утро» — светло-прозрачное, полное белизны снега, от которого «в комнате светло». Снег, снежинки, «пушок летучий» — центральные образы произведения. Они движутся, перемещаются в просторе, словно живые существа.
Обратим внимание на олицетворение, осложненное эпитетами: снежинка не просто кружится, а кружится «легко и неумело», первая снежинка, еще робкое существо. Снег охарактеризован двумя эпитетами — густой и белый. Погода, видно, стоит довольно морозная, безветренная, а поэтому снег не утрачивает своей густоты и белизны.

В 1932 году А. Твардовский по рекомендации Смоленского Союза писателей без экзаменов поступает (как активный автор, комсомолец) в Смоленский пединститут, а осенью 1936 года переводится на 3-й курс ИФЛИ — Московского Института истории, философии и литературы. Издает в это время книги «Дорога» (1938), «Про деда Данилу» (1939), поэму «Страна Муравия» (1936), за которую получил орден Ленина.

В годы войны

А. Твардовский участвовал в войне с Финляндией в 1939—1940 годах как военный корреспондент. К лету 1939 года он закончил ИФЛИ, а уже осенью принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию. Навсегда запомнились ему страшные картины зимы 1940 года в Финляндии. В годы Великой Отечественной войны поэт был корреспондентом газеты «Красная Армия», прошел от Москвы до Кенигсберга. Энциклопедией о войне стала поэма «Василий Теркин». Также были написаны цикл стихотворений «Фронтовая хроника», книга очерков и воспоминаний «Родина и чужбина», поэма «Дом у дороги».

Батальные сражения в поэме «Василий Теркин» носят локальный характер, как в главе «Поединок», где Василий Теркин побеждает сильного противника. Слог поэмы — разговорный: идет откровенная, дружеская беседа о том, что происходило на войне.

Поэма «Дом у дороги» (1942—1946) названа автором «лирической хроникой». Это исповедь поэта о покинутом, не докошенном луге у дома возле дороги, об оставленной солдатом семье, своеобразный «плач о Родине», «песнь / Ее судьбы суровой». В поэме нет развернутого сюжета, она построена на лирических переживаниях событий: уход Сивцова на войну; горе жены Анюты, встречающей пленных и пытающейся увидеть среди них своего Андрея; прощание с мужем, пробирающимся из окружения к своим, а затем плен вместе с детьми в Германии.

Гуманистическая позиция А. Твардовского особенно выразительно раскрылась в его элегиях — раздумьях 1941— 1945 годов о жизни и смерти, бессмысленной жестокости войны, которая никогда не щадит. В стихотворении «Две строчки» речь идет о бесславной Финской войне 1939— 1940 годов, когда на снегу остались лежать тысячи молодых солдат и офицеров. Такими же трагедийными по содержанию являются стихотворения «Война — жесточе нету слова», «Перед войной», «Как будто в знак беды... ».

В послевоенные годы

После войны литература развивалась в условиях идеологического диктата. Критиковалось «безыдейное» творчество А. Ахматовой и М. Зощенко. Журналы «Звезда» и «Ленинград» попали под специальное постановление о допущенных «идеологических ошибках». Круг явлений, дозволенных для художественного изображения, сужался, господствовала «теория бесконфликтности». А. Твардовский старался избежать упрощенного изображения действительности.

С 1958 года и до конца своих дней писатель был главным редактором ведущего журнала страны — «Новый мир», отстаивающего принципы правдивого искусства, открывая читателям имена новых авторов: Ф. Абрамова, А. Солженицына, В. Быкова, Г. Бакланова, Е. Винокурова и др.

В это время писатель работает над произведениями о пережитом в довоенный период, о культе личности Сталина, о бюрократизме, создает поэмы «За далью — даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти». Лирика поэта конца 1950—1960-х годов становится монологической, исповедальной, из нее исчезают элементы описательпости.

Произведения А. Твардовского соответствуют принципам коммунистической партийности и народности, идеологически выдержаны. В них славятся ленинские идеалы, строители коммунизма, но в духе «шестидесятничества» отстаивается «социализм с человеческим лицом». Обращается поэт и к вечной проблематике («Жестокая память», «Московское утро», «О сущем», «Не хожен путь» и др.).

Стихотворение «Жестокая память » (1951), написанное в годы преобладания публицистической поэзии, и сегодня трогает наши сердца искренностью чувства, откровенностью автора, глубоким драматизмом его переживаний. Философская идея стихотворения выражается заключительными строками:

И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна.
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.

Этот вывод возникает в стихотворении не сразу, а после талантливого, подробного описания автором природы, запомнившейся ему с детства, ее красок и звуков. Жар соснового леса, сонная речушка, лето и солнце, «пекущее в спину», «оводов звон», росистый луг — это реалии мирной жизни, наполнявшие детские годы поэта. Картина выдержана в светлых тонах. Природа звонкая, чистая... Вторая картина — трагическая: вместо прежних чистых красок и запахов появляются иные — мрачные, военные: трава пахнет «маскировкой окопной», запах воздуха тонкий, однако перемешан «с дымом горячих воронок». Столкнув картины мирной и военной жизни, поэт сообщает читателям о том, что теперь уже природа для него — источник не радости, как в детстве, а жестокой памяти о войне.

«Московское утро » (1957—1958) — эпическое сюжетное стихотворение о том, как лирический герой встал пораньше, чтобы купить газету, в которой, по словам главного редактора, будет опубликовано его стихотворение. Но когда газета была просмотрена, стихотворения там не оказалось — сняла его цензура из-за неприемлемой концовки. Последние строки стихотворения — это вывод о том, что главный редактор в искусстве — «великое время», которое поэт призывает учить «мудрым уроком — упреком». Благодаря такому редактору лирическому герою становится «все по плечу», он может «горы своротить».

Более глубокий разговор на тему поэта и поэзии, поэта и времени, поэта и правды, совести А. Твардовский ведет в стихотворениях конца 1950-х — 1960-х годов. «Слово о словах» (1962), «Вся суть в одном — единственном завете... » (1958), «О сущем» (1958), «Нехожен путь... » (1959), «Я сам дознаюсь, доищусь... » (1966), «На дне моей жизни... » (1967), «Допустим, ты свое уже оттопал... » (1968) и др.

«Вся суть в одном — единственном завете... » (1958) — философское размышление об индивидуальном, не зависящем от обстоятельств, неповторимом характере художественного творчества. В духе времени переоценки ценностей (хрущевская «оттепель») — это смелый вывод. И преподносит его автор лаконично, доказательно, нанизывая тезис на тезис, развивая, повторяя исходную мысль, придает характер доказательности высказыванию с помощью средств поэтического синтаксиса: повторов — «в одном — единственном завете»; «Сказать хочу. / И так, как я хочу», но в первую очередь — переносов: вторая строфа состоит из них полностью. Проводится в стихотворении параллель: Лев Толстой — автор. Поэт не может передоверить свое слово даже гению — Льву Толстому.

Стихотворение «О сущем » (1957—1958) написано в ином стилевом ключе, чем предыдущее: в нем больше эмоциональных образов — кирпичиков, которые составляют одно целое — жизнь. Отказываясь от славы и власти в первых строках («Мне славы тлен — без интереса/И власти мелочная страсть...»), в следующих поэт утверждает свою причастность к полноправной жизни природы, общества, доказывает по существу реалистическую, правдивую миссию художественного творчества. Он хочет иметь часть утреннего леса, «уходящей в детство стежки», «березовой сережки», «моря, моющего с пеной / Каменья теплых берегов», песни юности, беды и победы людской. Это все нужно ему для того, чтобы «видеть все, и все изведать, / Всему не издали учась ». В этой части стихотворения эмоциональное воздействие достигается и тропами (эпитеты — пахучая конопля, теплые берега), и повторами — единоначатиями (четырежды предложения начинаются предлогом «от»). Энергичность высказывания достигается приемом бессоюзного соединения фраз. К названным в начале произведения желаниям истинного художника слова автор добавляет в конце произведения еще одно — стремление быть честным.

В стихотворении «Не хожен путь... » (1959) продолжается разговор о поэте, его миссии. Автор считает первейшей обязанностью художника слова — успевать за временем, быть впереди, даже если путь не изведан. Эта идея высказана уже в первой строфе динамического, написанного в форме призыва, обращения к «большому или малому», любому творцу. Эффект действия создается использованием глаголов и глагольных форм, разбивкой длинных строк на более короткие доли, повторами («за ним, за ним»), обращениями, вопросами, восклицаниями («А страшно все же? »; «Еще бы нет! »), дополнительными паузами, не предусмотренными правилами («Да — сладко! »). Создается ощущение возбужденности и высокой эмоциональной настроенности автора.

В стихотворение вводятся элементы драмы как рода литературы: монолог-обращение в первых двух строках перерастает в диалог, происходящий между автором и его воображаемым собеседником. В стихотворении употребляются просторечия («сробел», «без остатка», «крышка»). Последнее слово выражает активное содержание, а потому выступает как отдельная строка. Большую идейную нагрузку несет образ «огневой вал», «вал огня» — это отзвук военной памяти, символ передовой линии обороны, фронта. С его помощью «закрепляется» идея: поэт должен быть впереди, на линии огня.

В системе произведений о сущности творчества, роли поэта и поэзии значительное место занимает стихотворение «Слово о словах » (1962). Философская мысль, заключенная в нем, — многогранная, разветвленная. Слово — первоэлемент литературы, ее строительный материал. Без точного, значительного, удачного слова, без его изобразительного, образного значения не было бы «изящной словесности», как называли литературу еще в пушкинское время. Поэт отстаивает значимость такого творчества, в котором слово имеет огромное значение, активно выступает против «краснословья» (пустословия). Его позиция — позиция мыслителя, мастера. Стихотворение представляет собой раздумье об истинных и ложных ценностях, гражданственности, честности и приспособленчестве. Поэт делит слова на две категории: слово и словеса. Слова всегда точны, пламенны, «скупо применяются» авторами.

В стихотворении «На дне моей жизни... » (1967) звучит мотив осеннего прощания-расставания с жизнью. Поэт осмысливает прожитую жизнь, задумываясь над вопросом, не был ли бренным его путь в этом мире, и отвечает на него отрицательно.

В 1946 году, в период осмысления героической победы, обострившей патриотические чувства поэта, заставившей его взглянуть по-новому на мир в целом и на свою малую родину, написано стихотворение «О родине ». Оно построено по принципу отрицания (пять первых строф) и утверждения (остальные десять). В первой части стихотворения поэт как бы предполагает, что было бы, если бы он родился «у теплого моря в Крыму», на побережье Кавказа, на Волге «в сердце Урала», в Сибири, на Дальнем Востоке. И далее это предположение последовательно, с помощью ряда доводов отвергается, потому что в таком случае автор «не смог бы родиться в родимой... стороне». Все дальнейшее описание сводится к характеристике Родины как самой дорогой, самой любимой. Поэт подбирает «ласковые» эпитеты («не такая знаменитая», «негромкая» сторона; нет в ней величавой полноты рек, горных хребтов; она незавидная). Но это сторона — труженица, обжитая отцами и дедами, с которой поэт «таинством речи родимой», счастьем правды обручен. Потому край этот незнаменитый дорог лирическому герою, что он — его составная часть. Три последние строфы подводят к философскому вы воду-обобщению: именно с горизонтов малой родины видны масштабы Родины великой.

Цикл стихотворений о матери

Тема Родины почти у каждого поэта неотделима от темы матери, женщины. Матери Марии Митрофановне поэт посвятил стихотворения «Я помню осиновый хутор... » (1927), «Песня» (1936), «Не стареет твоя красота... » (1937) и др. Но самым ярким получился цикл из четырех стихотворений под общим названием «Памяти матери » (1965), написанный после ее ухода из жизни. Этот цикл автобиографичен. Первое стихотворение — об авторе, поэте, который вспоминает свой уход из дому в другую жизнь, о том, как эта разлука кончается вызовом к матери на последнюю встречу-разлуку. Это грустная элегия о неумении (и даже нежелании) любить своих матерей, покаяние перед собой и матерью.

Второе стихотворение цикла — «В краю, куда их вывезли гуртом... » — описание трагической страницы жизни семьи Твардовских в ссылке, в Зауралье. Образ матери предстает уже во внутреннем, духовном состоянии: она любит свой край, не мыслит себя без него. Для нее даже родное кладбище — символ Родины. Мать не могла равнодушно смотреть на чужое таежное кладбище. Его образ — противоположный веками созданному образу белорусского кладбища, которое всегда выделялось своими «воздушными» чертами.

Третье стихотворение цикла «Как не спеша садовники орудуют.. .» переводит рассказ в философский план: сравнивая неспешный труд садовников, засыпающих корневища яблонь в яме грунтом так, «Как будто птицам корм из рук, / Крошат его для яблони», по горсточке его отмеривают, и труд могильщиков — поспешный, «рывками, без передышки», ибо он оправдан чувством вины живых перед мертвыми, суровостью и магией подобного ритуала. Так сцена погребения матери перерастает в монолог автора о жизни и смерти, их взаимозависимости, о благородстве любого труда, о вечности и мгновении. Это философская элегия, раздумье о вечных истинах.

Завершается цикл о матери стихотворением «Ты откуда эту песню... », в котором звучит мелодия с повторяющимся эпиграфом (одновременно и рефреном, несколько видоизмененным в конце) из народной песни:

Перевозчик-водогребщик,
Парень молодой,
Перевези меня на ту сторону,
Сторону домой...

Когда-то пела ее в юности мать А. Твардовского. Вспоминала она ее, переезжая в сибирский край, где «леса темнее», «зимы дольше и лютей».

Мелодия грустная далее переходит в трагическую. Песня матери, высказавшей боль разлуки и с родными в юности, и с родителями в зрелом возрасте, и с жизнью, завершается за две строфы до окончания стихотворения рефреном-эпиграфом. В двух последних строфах песня продолжает звучать в исполнении автора. Это поэт пишет свой реквием, молитвенно повторяя песню матери.

Стихотворением-реквиемом А. Твардовского можно назвать отклик на смерть первого космонавта Земли — «Памяти Гагарина » (1968). До этого поэт написал стихотворение «Космонавт» (1961), в котором восхитился подвигом своего земляка, совершенном «во имя наших и грядущих дней». Но то была торжественная ода, гимн. Второе стихотворение дополняет содержание первого. Поэт пишет о подвиге, благодаря которому мир «стал добрее», потрясенный этой победой. Морально-этическое значение подвига Гагарина доводится до мировых масштабов, а сын смоленского края показывается сыном всей планеты, космоса. Еще одна идея утверждается в стихотворении: первый космонавт — посланец мира, ибо после его полета Земля кажется такой маленькой, беспомощной, что возникает вопрос: «...маленькой Земле — зачем же войны, / Зачем же все, что терпит род людской?». Третья идея стихотворения — автор утверждает, что великий подвиг совершил обычный юноша, «хлеботочец», затем — сам кормилец, не чета древнему княжескому роду. И последняя мысль произведения — констатация бессмертия подвига, славы, скорбь о том, что ушел из жизни не только герой, но и человек, «свойский парень, озорной и милый, / Лихой и дельный, с сердцем не скупым».

Поэтический эпос А. Твардовского. Поэма «По праву памяти»

В начале своего творческого пути А. Твардовский заявлял, что его влечет эпическое повествование. Его поэтический эпос конца 1950—1960-х годов становится более лирическим, публицистическим, по-философски углубленным, с элементами фантастики («Теркин на том свете»).

Тематически поэмы А. Твардовского многообразны: героика труда, энтузиазм созидателей «строек коммунизма», воспоминания о прошлом и мечты о будущем («За далью — даль»), критика пороков социалистического строя — бюрократизма, подхалимства, невежества чиновников («Теркин на том свете»), суд памяти, совести, ответственности за прошлое, антитоталитаризм («По праву памяти»).

Поэма «За далью — даль » писалась с 1950 по 1960 год на основе наблюдений от послевоенных поездок по стране — в Сибирь, Якутию, на Урал, на Дальний Восток. Написана она в форме дорожного дневника, созданного в поезде, следующем из Москвы во Владивосток. В главе «Так это было» поэт выносит приговор сталинщине, диктатору, огражденному еще при жизни кремлевской стеной от народа.

Идейный пафос поэмы «Теркин на том свете » сам автор определил так: «Пафос этой работы... — в победительном, жизнеутверждающем осмеянии всяческой мертвечины, уродливостей бюрократизма, формализма, казенщины и рутины...». Пороки советской бюрократической системы, подчинявшей своей воле и чиновников всех рангов, и народ в целом, приведшие к отрыву руководителей от масс и процветанию угодничества, блата, взяточничества, кумовства, в открытой, публицистической форме поэт не мог показать по цензурным соображениям. Поэтому он написал поэму-сказку, поэму-фантазию, пришлось прибегнуть к вымышленному сюжету: герой прежней поэмы оживает, попадает на тот свет, где его принимают за мертвеца. «Тот свет» спроецирован на советскую государственную систему. Все черты (то (укрупненные, шаржированные) повторяют черты бюрократического государства сталинского типа.

Поэма «По праву памяти » готовилась к печати в «Новом мире» в 1970 году, однако из-за бескомпромиссной правды, заключенной в ней, вышла в свет только в 1987 году. Поэт оценивает трагические события, произошедшие с его другом, с выселенной в тайгу семьей, выносит приговор сталинщине, тоталитаризму, превращающим людей в бесправные существа, калечащим их духовно и физически. Одновременно в ней выносится приговор и себе — частично виноватому в том, что трагически сложилась судьба его близких. С болью, «по праву памяти», рассказывает поэт страшную правду о тиране, прозванном отцом народов:

Он говорил: иди за мною,
Оставь отца и мать свою,
Все мимолетное, земное
Оставь — и будешь ты в раю.

Эти строки измученного, исстрадавшегося сердца взяты из второй, центральной главы поэмы. Они отодвигают на второй план фигуру железного вождя — отца всех народов, расшифровывают брошенную им фразу, вынесенную в название главы — «Сын за отца не отвечает». Отвечает! Да еще как! Потому и страдает поэт, который в юности пережил трагедию отречения от отца, а затем получил реабилитацию из уст вождя «Сын за отца не отвечает». А как же не отвечать? Как забыть руки отца «в узлах из жил и сухожилий», которые не могли сразу ухватить маленький черенок ложки, поскольку на них была сплошная мозоль («один мозолистый кулак»)? Как забыть его, горбевшего «годами над землей» и названного кулаком? Поэт, отвергая сталинский лозунг, воссоздает образ своего отца-труженика Трифона Гордеевича, проникает в психологию человека, который уже в вагоне, отъезжая в Сибирь, «держался гордо, отчужденно / От тех, чью долю разделял».

Третья глава — «О памяти» призывает человечество помнить трагедию народа. ГУЛАГи, тюрьмы, репрессии — об этом нужно писать, так как молодое поколение должно помнить «отметки» и «рубцы» трагической истории. Поэты должны домолвить «все былые недомолвки», поскольку каждый оказался в ответе за «всеобщего отца».

А. Твардовский заявляет, что сокрытие правды приведет к трагедии — общество окажется не в ладу с будущим, «неправда будет нам в убыток». Причиной прежнего молчания поэт считает страх, который вынуждал людей «хранить безмолвье / Перед разгулом недобра».

Глава «Перед отлетом», открывающая поэму, — лирическое воспоминание о юности, о светлых мечтах, о новых далях, столичной жизни, мире науки и знаний.

«По праву памяти» — итоговое произведение прозревшего и призвавшего к прозрению других писателя, верившего в социалистические идеалы, в коммунизм и боровшегося за их «чистоту». Служа утопическим идеалам, поэт служил одновременно народу, надеялся на лучшую участь для Отечества.

А. Твардовский — классик русской литературы советского периода. Заслуга его как летописца своего сложного времени велика. Именно ему удалось показать не только героические, но и трагические события, происходившие в стране, приоткрыть правду сталинской эпохи, бросить вызов забвению гуманистических принципов жизнестроения, наступившему в конце 1960-х — в 1970-е годы. Поэт раскрыл дополнительные возможности социалистического реализма, достиг большей правдивости образного отражения действительности, расширил тематические горизонты словесного искусства.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. Т. ТВАРДОВСКОГО

1910 , 21 июня - родился на «хуторе пустоши Столпово», близ деревни Загорье Смоленской губернии.

1920 - поступил в сельскую школу. «Он очень любил книги и удивлял нас знанием их» (из воспоминаний однокашницы поэта А. Н. Седаковой-Ерофеевой).

1924 - «Летом я начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет» (из «Автобиографии»).

1925 , 19 июля - в газете «Смоленская деревня» опубликовано стихотворение «Новая изба».

1926 - участвует в работе съезда селькоров.

1927 - первая поездка в Москву со стихами.

1928 - уход из родительской семьи и начало жизни в Смоленске.

1930–1931 - подвергается грубой демагогической критике, в особенности после «раскулачивания» и высылки семьи.

1931 - благодаря поддержке Э. Багрицкого в Москве выходит поэма «Путь к социализму».

1932 - поступает в Смоленский педагогический институт.

В Смоленске выходит очерк «Дневник председателя колхоза».

1934 - участвует в работе Первого Всесоюзного съезда советских писателей (делегат с совещательным голосом) в Москве. Начинает работать над поэмой «Страна Муравия».

1935 - в Смоленске выходит «Сборник стихов (1930–1935)», высоко оцененный в рецензии В. Ф. Асмуса в «Известиях».

1936 - «Страна Муравия» публикуется в апрельском номере журнала «Красная новь», а позже выходит отдельным изданием. Поэт переезжает в Москву и поступает на четвертый курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ).

1938 - в Москве выходят книги «Дорога. Стихи. 1934–1935» и «Про деда Данилу».

1939 - выходит сборник «Сельская хроника. Стихи (1937–1938)». Поэт награжден орденом Ленина «за выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы». Оканчивает МИФЛИ.

1939–1940 - в качестве военного корреспондента участвует в походе Красной армии в Западную Белоруссию и Западную Украину и в войне с Финляндией.

1940 - начало работы над книгой о Василии Тёркине.

1941 - получает Сталинскую премию второй степени за поэму «Страна Муравия». Выходит сборник стихов «Загорье». С началом войны поэт отправляется работать во фронтовую газету «Красная Армия».

1942 , сентябрь - публикуются первые главы «Василия Тёркина», сразу получившие широкую известность. Начинает работать над поэмой «Дом у дороги».

1945 - завершает «Василия Тёркина».

1946 - получает за поэму «Василий Тёркин» Сталинскую премию первой степени. В мае - июне публикует «Дом у дороги» в журнале «Знамя».

1947 - получает за эту поэму Сталинскую премию второй степени. Его книга «Родина и чужбина» подвергается несправедливым нападкам в прессе. Начало поездок в Сибирь, продолжавшихся в 1940–1950-е годы.

1949 - выходит «Книга лирики. 1934–1949».

1950 - назначается главным редактором журнала «Новый мир». Начинает работать над книгой «За далью - даль».

1951 - публикует статью «Как был написан „Василий Тёркин“».

1952 - выходит сборник «Послевоенные стихи. 1945–1952».

В «Новом мире» (№ 9) напечатан очерк Валентина Овечкина «Районные будни», получивший широкий отклик.

1953 - публикуются первые главы книги «За далью - даль».

«Новый мир» начинает печатать остро критические статьи о современной литературе, вызывающие негодование официозной критики.

1954 - Твардовский написал и хотел опубликовать сатирическую поэму «Тёркин на том свете» (была набрана для пятого номера «Нового мира»). Поэма была запрещена, а он снят с поста главного редактора.

1956 - в сборнике «Литературная Москва» опубликованы новые главы книги «За далью - даль», в том числе - «Друг детства».

1957 - в длительной беседе с Н. С. Хрущевым поэт критически высказывается о положении в литературе.

1958 , июль - вновь назначен главным редактором «Нового мира» (однако цензура и идеологические отделы ЦК КПСС постоянно вмешиваются в дела журнала).

1960 - напечатаны заключительные главы книги «За далью - даль» благодаря поддержке Хрущева.

1961 - книга «За далью - даль» получает Ленинскую премию.

1962 - Твардовский добивается публикации в «Новом мире» (№ 11) повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», ставшей важной вехой в литературной и общественной жизни.

1963 - благодаря поддержке Хрущева опубликована поэма «Тёркин на том свете».

1965 - на основе поэмы московский Театр Сатиры ставит замечательный спектакль, который вскоре был снят с репертуара якобы по желанию… самих актеров.

1966 - Твардовский отказывается одобрить судебный приговор писателям А. Синявскому и Ю. Даниэлю, обвиненным в антисоветской деятельности.

1967 - выходит сборник стихов «Из лирики этих лет».

1968 - Твардовский отказывается подписать «коллективное» письмо, в котором писатели одобряют вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию. Усиливаются нападки на «Новый мир». Цензура не пропускает поэму «По праву памяти» (будет опубликована только 17 лет спустя), которая без ведома автора печатается в зарубежной прессе (1969).

1970 , февраль - после многомесячной критической кампании по поводу «Нового мира» в прессе руководство Союза писателей по прямой подсказке ЦК КПСС устраняет из редколлегии «Нового мира» ближайших сотрудников Твардовского и заменяет их чуждыми и враждебными ему людьми. Попытка обратиться к Л. И. Брежневу - безуспешна. Твардовский вынужден подать в отставку.

Июнь - вступается за генетика и диссидента Жореса Медведева, насильно помещенного в психиатрическую больницу.

22 сентября - Твардовского настигает инсульт, в октябре врачи диагностируют запущенный рак легких.

1971 ,18 декабря - Александр Трифонович Твардовский умирает в подмосковном дачном поселке Пахра. Погребен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Корней Чуковский автора Лукьянова Ирина

Основные даты жизни и творчества К. И. Чуковского 1882, 19 (31) марта – в Санкт-Петербурге родился Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия Николай Васильевич Корнейчуков), внебрачный сын крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчуковой и студента Эммануила

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Максимилиан Волошин, или себя забывший бог автора Пинаев Сергей Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. А. ВОЛОШИНА 1877, 16 мая - В Киеве, в семье коллежского советника, члена Киевской палаты уголовного и гражданского права Александра Максимовича Кириенко-Волошина и его жены Елены Оттобальдовны, в девичестве Глазер, родился сын

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Лермонтов: Один меж небом и землёй автора Михайлов Валерий Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА 1814, в ночь со 2 на 3 октября - в Москве, в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (урождённой Арсеньевой) родился сын Михаил.1815, первая половина апреля - из Москвы Лермонтовы вместе с

Из книги Леонид Андреев автора Скороход Наталья Степановна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Л. Н. АНДРЕЕВА 1871, 9(21) августа - в городе Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева и дочери разорившегося польского помещика Анастасии Николаевны, в девичестве Пацковской, родился первый ребенок - Леонид.11 августа

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Державин автора Западнов Александр Васильевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. Р. ДЕРЖАВИНА 1743, 3 июля - в семье небогатых казанских помещиков подполковника Романа Николаевича Державина и его жены Феклы Андреевны родился сын Гавриил - будущий поэт.1750 - «Явлен» в Оренбурге вместе с другими дворянскими сыновьями

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер