Все случаи чередования гласных в корне. Чередующиеся безударные гласные в корне
Корни с чередованием - тема, вызывающая наибольшие трудности в изучении русской орфографии. Исторически они восходят к различным источникам пополнения русского языка, к этимологии слов. Не секрет, что наш язык - потомок старославянского, соответственно, вариативность связана с тем, что часть лексических единиц была перенесена из него, а другая часть образовалась уже непосредственно в древнерусском языке. Потому-то и происходит путаница.
Чередование: что это такое
Корни с чередованием - это такие значимые части слова, где существует вариативность написания гласной либо согласной буквы. Зависит это от многих факторов: последующих букв, ударения, местоположения.
Как правило, явление чередования прослеживается при изменении формы слова: друг - дружба (вариативность согласных г/ж) или возить - везти (вариативность о/е). какие могут быть чередования в русском языке? Для начала поговорим о гласных.
- о - ы - у: сохнуть - усыхать - сухой;
- о - ы(и): бой - бить; вой - выть;
- о - е - и: мор - умереть - умираю; ожог - жечь - выжигать;
- о - а: рост - растить.
Нередки случаи, когда гласные "о" либо "е" чередуются с нулем звука. Такие звуки принято называть беглыми: день - дня; сон - о сне.
Разберем правописание корней с чередованием с учетом требований орфографической нормы.
Правописание зависит от ударения
Корней с чередованием, корректное написание которых зависит от ударения, четыре.
Для начала разберем безударные позиции, когда следует писать букву "о". Прежде всего это корни -гор-/-гар-: загар - загорелый; угар - подгореть; разгореться - разгар. Следует отметить, что под ударением следует писать ту букву, которая отчетливо слышится. Есть у правила исключения, это слова изгарь, пригарь, выгарки . Интересна этимология данных корней. Исторически слова горе и гореть - однокоренные. Горем называли то, что жжет, мучает изнутри. А вот прилагательное горячий начинает свое существование со «Слова о полку Игореве».
Также выбор в безударной позиции буквы "о" наблюдается и в корнях -твар-/-твор-: творец - тварь; сотворить, творение . Исключение - слово утварь .
Пишется "о" в безударном положении в корнях -клон-/-клан-: поклонение - кланяться; наклонился, уклонение . Под ударением следует употреблять ту букву, которая отчетливо слышится: склон, наклон .
Букву "а" следует писать в безударной позиции в двух корнях. Во-первых, -зар-/-зор-: зарница - зорька; заря - зори . Исключения - зоревать, зорянка .
Во-вторых, буква а пишется в безударном и ударном положении корня -плав-: плавает, плаванье, поплавок. "О" употребляется только в словах пловец, пловчиха , а слово плывун пишется вообще с "ы".
Правописание зависит от последующего согласного
От последующего согласного будут зависеть буквы "а" и "о", входящие в следующие корни с чередованием:
1. -Лаг-/-лож-: перед "г" следует писать "а", а перед "ж" употребляется "о": полагать, предлагать, слагаемое , но сложение, положить, предложить . Исключение - слово полог . С этим правилом связана одна из норм грамматики: слова с корнями -лаг-/-лож- никогда не употребляются без приставок. Предложение «Ложу тетрадь на парту» крайне некорректно. Правильнее будет сказать: «Кладу тетрадь на парту» либо «Положу тетрадь на парту».
2. Чередование -раст-/-ращ-/-рос-: "а" употребляется перед сочетанием с "т" или "щ"; перед "с" пишется "о": растить - выращивать - выросли ; возраст - сращение - заросли . Исключений здесь достаточно много: ростовщик, росток, отрасль, Ростов, Ростислав .
3. Чередование -скак-/-скоч-: перед "к" употребляется "а", перед "ч" необходимо писать "о": скакать - выскочка ; проскочить - проскакать . Есть в правиле исключения: скачок, скачу .
Правописание зависит от последующего гласного
Самые многочисленные корни с чередованием, написание которых зависит от последующего суффикса -а-. Это связано с тем, что данный суффикс исторически помогал создать форму несовершенного вида. Да и сейчас эта тенденция сохранена: собирать (несовершенный вид) и соберу (совершенный вид); втирать (несовершенный вид) - втереть (совершенный вид).
Правило достаточно простое: в корнях с чередованием "е - и" следует писать "и", если после корня наблюдается суффикс "а". Гораздо сложнее запомнить эти корни, а их немало:
- -бер-/-бир-: заберу - забираю; переберу - перебираю; изберу - избираю;
- -чет-/-чит-: вычет - вычитать; почет - почитать (здесь имеются исключения: сочетать, сочетание, чета);
- -дер-/-дир-: выдернуть - выдирать; отдерешь - отдирать;
- -стел-/-стил-: стелет - устилает; постелить - постилать;
- -мер-/-мир-: вымереть - вымирать; умереть - умирать;
- -жег-/-жиг-: обжечься - обжигать; зажечь - зажигать;
- -тер-/-тир-: натереть - натирать; затереть - затирать;
- -блест-/-блист-: заблестеть - блистать; блесна - блистательный;
- -пер-/-пир-: отпереть - отпирать; запер - запирала.
Также от последующего суффикса -а- зависит гласная "а" в корнях -кас-/-кос-: касание - прикоснуться; касательная - коснуться .
Правописание зависит от лексического значения
Особую сложность представляют корни с чередованием гласных, где необходимо правильно растолковать значение слова.
Например, -мак-/-мок-: здесь следует обратить внимание на процесс. Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье . Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное .
Второе чередование: -равн-/-ровн. Необходимо обратить внимание на результат действия. В словах, которые говорят о выравнивании, делании одинаковым, следует писать -равн-: квадратное уравнение; сравнить по росту, держать равновесие . Если же имеется в виду процесс формирования ровной поверхности, в корне пишется буква "о": сровнять яму с землей ; выровнять асфальт ; разровнять грядки . У данного правила есть исключения: равнина, уровень, поравняться и все его производные, поровну .
Чередование согласных
Чередование согласных также имеет место в русском языке. Разберем примеры:
- к - ч: рука - ручной;
- х - ш: грех - грешный;
- г - ж - з: друг - дружочек - друзья;
- д - ж - жд: водить - вожатый - сопровождать;
- б - бл: любовь - влюбленный;
- п - пл: ослеп - ослепла;
- в - вл: ловит - улавливает;
- м - мл: кормить - кормлю.
В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
2.3.1. Правописание безударных гласных в корне
Правило | Примеры |
---|---|
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. | Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый. |
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . | Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть. |
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . | Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий. |
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). | Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет. |
Обратите внимание!
1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .
2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.
Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
).
Ко
мпания
- 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания
).
3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .
4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
интелле
кт. интелли
гент,
аккомпане
мент. аккомпани
ровать,
лиде
р. лиди
ровать,
трене
р. трени
ровать,
абоне
мент. абони
ровать,
дезинфе
кция. дезинфи
цировать.
Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?
2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных
Корни с чередующимися гласными А /О
1. Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . | Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. | Прига рь, изга рь, выга рки. |
Клан-/клон- | Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение. | ||
Твар-/твор- | Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. | Утва рь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . | За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. | Зо ревать, зо рянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . | Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. | Пло
вец, пло
вчиха; плы вуны |
2. Зависимость от конечных согласных корня
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Раст-
Ращ-/рос- |
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . | Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. | а) Ро
стов, Ро
стислав, ро
сток, ро
стовщик, выро
сток
ро
стовщический
). б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ). |
Скак-/скоч- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . | Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. | Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь. |
Лаг-/лож- | Перед г пишется а , перед ж пишется о . | Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. | Поло г . |
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
4. Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Мак-/мок- | Корень мак-
(мач-
) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». |
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн-
пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». |
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). | Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник. |
Корни с чередующимися гласными И /Е
Корни | Правило | Примеры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бир-/бер- |
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е . . |
Заби ра ть - забе ру. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жиг-/жег- | Выжи га ть - выже гший. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стил-/стел- | Засти ла ть - посте лить. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блист-/блест- | Бли ста ть - бле стеть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мир-/мер- | Уми ра ть - уме реть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тир-/тер- | Сти ра ть - сте реть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дир-/дер- | Разди ра ть - разде рёт. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пир-/пер- | Запи ра ть - запе реть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чит-/чет- |
Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило. 2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть. В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и . Пи р, пи ровать. Чередование A(Я) /им(ин)
2.3.3. Употребление буквы ЭКак отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ). В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э . При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов. Вконтакте Основные правилаСогласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:
Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь. Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться». Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением. В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование. Когда выбор способа написания зависит от согласныхЕсть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый. Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:
Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово. Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а». В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» . Наличие суффикса -а-Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.
Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:
Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а- Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон. Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:
Исключение: имя существительное «равнина», «поровну». Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие. Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-. Приведем примеры:
Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным. Корень -плав-В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла). Чередующиеся безударные гласные в корне
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-
ИтогПодводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. к..варный переб..рёшь просл..вляя вр..щение Пояснение (см. также Правило ниже). Приведём верное написание: обАяние-НГ кОварный-НГ перебЕрёшь-ЧГ прослАвляя-ПГ врАщение-НГ Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам. На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит, списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё. Ответ: переберёшь. Ответ: переберёшь Актуальность: Используется с 2015 года Сложность: обычная Раздел кодификатора: Правописание корней Правило: Задание 9. Безударные гласные в корнях слов ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ. Общее понятие о корне как части словаКорень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов. Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный). В задании 8 встречаются: Для успешного выполнения задания необходимо: Уметь определять тип корня; Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня. В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов. 8.1. Безударные гласные, проверяемые ударениемПГ В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило: Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга
ПРИМЕЧАНИЯ 8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударениемКраткое обозначение в пояснении НГ Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю. 8.3. Безударные гласные в корнях с чередованиемКраткое обозначение в пояснении ЧГ Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка. Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы. 8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой! Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне . 8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/ЯУдарное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН: нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы. 8.3.3.Чередование гласных а/о в корнеВ зависимости от условий существует несколько типов. 1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
2. Правописание корня зависит от последующей буквы.
3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.
Чередование гласных в корне - это когда в одном корне при сохранении его лексического значения пишутся разные буквы. Проверить безударные гласные ударением в таком случае невозможно, их написание основано на ряде особых правил. I. Правописание гласных в корне зависит от ударения
II. Правописание гласных зависит от последующего согласного в корне
III. Правописание гласного зависит от суффиксаПравило «ИрА»: в корне пишется И , если сразу за ним суффикс -а-.
В корне пишется А , если после корня следует суффикс -а-.
IV. Правописание гласного зависит от значения корня
* Ещё несколько лет назад слово за ревать считалось исключением из общего правила и писалось с корнем зор-. Сегодня правило гласит, что нужно писать через А : за ревать. Так рекомендует «Русский орфографический словарь», именно такое написание соответствует и правилам полного академического справочника: § 35. … зар - зор. На месте безударного гласного пишется А . Из «Объяснительного русского орфографического словаря-справочника» (авт. Е. В Бешенкова, О. Е. Иванова, Л. К. Чельцова): Слова за ревать, за рянка, за ревой изменили написание в словарях последних десятилетий. С 1999 г. в академическом орфографическом словаре даётся слово за ревать . До 1974 г. словари рекомендовали писать слово зорянка с корнем зор-. «Орфографический словарь русского языка» в 13-м издании 1974 г. утвердил в качестве нормативного написание за рянка. Слово за ревой с 1991 г. рекомендуется писать только с корнем зар- , хотя в орфографическом словаре 1974 г. приводились оба варианта, а в 1956 г. было только зоревой, в словаре Д. Н. Ушакова - заревой. Как имя собственное утвердилось написание Зоревая пушка (в Петербурге), хотя в общем случае пишется за ревая пушка. В качестве примера приведём название рассказа В. Шукшина, которое до сих пор пишется то «Заревой дождь», то «Зоревой дождь». В произведениях Шолохова слово зоревать только с корнем зор-:
|