Поступление денежных средств в бюджетном учреждении. Бухгалтерский учет движения денежных средств в бюджетном учреждении

Движение денежных средств учреждения на банковских сче­тах, в кассе, а также движение денежных документов учитывается на счетах, открываемых к счету 20100 «Денежные средства учреждения».

Инструкции по применению плана счетов, утверждённой Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 года № 157н. предусмотре­но открытие к счету 020100000 след. счетов:

020101000 «Денежные средства учреждения на банковских счетах»;

020102000 «Денежные средства учреждения во временном распоряжении»;

020103000 «Денежные средства учреждения в пути»;

020104000 «Касса»;

020105000 «Денежные документы»;

020106000 «Аккредитивы»;

020107000 «Денежные средства учреждения в иностранной валюте».

ДС относятся ко 2 разделу «Финансовые активы».

На счете 020101000 «Денежные средства учреждения на бан­ ковских счетах» учитываются операции по движению денежных средств учреждения в случае проведения указанных операций не через органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Также на счете учитываются операции со средствами, полученными от предпринимательской и иной деятельности, прино­сящей доход.

Учет операций по движению средств на счете ведется в Журнале операций по банковскому счету на основании документов, приложенных к выпискам со счетов. Операции по учету движения денежных средств на банковском счете организации оформляются бухгалтерскими записями.

Аналитический учет по счету 020101000 “ДС учреждения на банковских счетах” ведется в Журнале операций по банковскому счету на основании документов, приложенных к выпискам со счетов, Карточке учета средств и расчетов, а также на забалансовых счетах 17 “Поступления ДС на банковские счета учреждения” и 18 “Выбытие ДС с банковских счетов учреждения”.

Движение денежных средств на банковском счете отражают бухгалтерскими записями:

Сумма, поступившая на счет от распорядителя бюджетных средств:

Д 20101 «ДС на банк. счетах» К 30404 «Внутр. расчеты м/д распорядителями и получателями средств»;

Сумма, перечисленная со счета поставщику или подрядчику:

Д 30200 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К 20101 «Денежные средства на банковских счетах»;

Сумма, перечисленная с банковского счета распорядителю бюджетных средств:

Д 30404 «Внутренние расчеты между распорядителями и получателями средств» К 20101 «Денежные средства на банковских счетах».

Счет 020104000 «Касса» предназначен для учета движения наличных денежных средств в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кассе учреждения.

Для работы с наличными ДС учреждение д. иметь спец. оборудованную кассу (изолированное помещение). Все наличные деньги, в пределах согласованного с обслуживающим банком лимита, денеж. документы и ц.б. хранятся в несгораемых металлических шкафах. Хранение в кассе наличных денег и др. ценностей, не принадлежащих данному пр-ю, запрещается. Все операции с кассовой наличностью осущ-ет кассир, являясь лицом с полной МО.

При оформлении и учете кассовых операций учреждения руководствуются порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, установленным ЦБ РФ с учетом след. особенностей.

Поступление в кассу и оприходование наличных ДС оформляется в учреждении ПКО. ПКО выписывается работником бух-рии в 1 экземпляре, подписывается гл. бух-ром и кассиром, принявшим деньги, завереряется печатью. Квитанция явл-ся отрывной частью и служит оправдательным документом лица, внесшего наличные деньги в кассу учреждения. Прием в кассу наличных ДС от ФЛ производится также по бланкам строгой отчетности – квитанциям. Прием наличных денег учреждениями при осуществлении расчетов с населением должен осуществляться с обязательным применением ККМ. Установлено ограничение на сумму наличных расчетов между ЮЛ, согласно которому предельный размер расчетов по одной сделке составляет 100 000 руб. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа на предприятие и должностных лиц.

Из кассы ДС могут выдаваться на: выплату з/п; хозяйственные нужды; командировочные расходы; оказание материальной помощи; выплату пособий по временной нетрудоспособности; выдачу ссуд сотрудникам. Выдача из кассы денег оформляется РКО с учетом требований, предъявляемых к выписке ПКО. РКО подписывается также руководителем учреждения. При выдаче наличных ДС из кассы в подотчет нескольким лицам взамен индивидуальных РКО применяется Ведомость на выдачу денег из кассы подотчетным лицам. Основным документом на выплату з/п является Платежная или Расчетно-платежная ведомость.

Все ПКО и РКО после их выписки регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ведется в хронологическом порядке), после чего документы используются для заполнения Кассовой книги. Поступление и расходование наличных ДС в иностранной валюте ведутся на отдельных листах Кассовой книги по видам иностранных валют. Кассовая книга является учетным регистром строгой отчетности (она должна быть пронумерована и прошнурована, последняя страница заверяется печатью учреждения и подписями руководителя и главного бухгалтера). Контроль за правильным ведением Кассовой книги должен обеспечивать гл. бух-р учреждения.

При выдаче из кассы наличных денежных средств раздатчикам, определенным приказом руководителя учреждения и с кото­рыми заключены договоры о полной материальной ответственности, учет ведется кассиром в Книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий.

Учет кассовых операций в учреждениях, как в валюте Рос­сийской Федерации, так и в иностранных валютах, ведется в Кассо­вой книге. Поступление и расходование наличных денежных средств в иностранной валюте ведется на отдельных листах Кассо­вой книги по видам иностранных валют.

Учет операций по движению наличных денежных средств на счете 20104 «Касса» ведется в Журнале операций по счету «Касса» на оснований кассовых отчетов. Операции по учету движения наличных денежных средств оформляются бухгалтерскими записями. По Д счета 020104510 “Поступления в кассу” отражают сумы наличных ДС, поступивших в кассу. По К счета 020104610 “Выбытия из кассы” отражают суммы выбытия наличных ДС из кассы.

Приход наличных денежных средств в кассу:

- Сумма поступивших наличных от ОФК (орган Федерально­го казначейства):

Д 20104 «Касса» К 30405 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, ор­ганизующими исполнение бюджета».

Сумма поступивших наличных средств с банковского расчетного счета:

Д 20104 «Касса» К 20101 «Денежные средства учреждения на банковских счетах».

Сумма поступивших наличных средств от подотчетного лица:

Д 20104 «Касса» К 20800 «Расчеты с подотчетными лицами».

Расход наличных денежных средств из кассы:

- Сумма аванса, выданная из кассы подотчетному лицу:

Д 20800 «Расчеты с подотчетными лицами» Кт 20104 «Касса».

Сумма наличных, внесенная из кассы на расчетный счет ка­значейства:

Д 30405 «Расчеты по платежам из бюджета с органами ка­значейства» К 20104 «Касса».

Сумма наличных, внесенная из кассы на расчетный счет в банке:

Д 20101 «Денежные средства учреждения на банковских счетах» К 20104 «Касса».

Сумма наличных, выданная из кассы в качестве заработной платы:

Д 30201 «Расчеты по оплате труда» К 20104 «Касса».

Сумма наличных, внесенная из кассы на депонент:

Д 30402 «Расчеты с депонентами» К 20104 «Касса».

Сумма наличных, выданная из кассы в оплату договора подряда:

Д 30207 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг» К 20104«Касса».

Помимо наличных ДС в кассе учреждения хранятся денежные документы, учитываемые на счете 020105000 «Ден. док-ты» : оплаченные талоны на бензин, масла, питание; путевки в дома отдыха, санатории, турбазы; абонементы; полученные извещения на почтовые переводы; почтовые марки; марки государственной пошлины; бланки строгой отчетности.

Прием в кассу и выдача из кассы денежных документов оформляются ПКО и РКО, которые регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов отдельно от операций по ДС.

Аналитический учет денежных документов ведется по их видам в Карточке учета средств и расчетов. Учет операций по движению денежных документов ведется в Журнале по прочим операциям.

Безналичные расчеты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчетным, текущим и валютным счетам учреждений, системы корреспондентских счетов банковских учреждений и т. д.

Движение безналичных средств, полученных за счет бюджетного финансирования и внебюджетных источников, учитывается учреждениями на счетах органа казначейства или на счетах в кредитных организациях, если эти учреждения или их средства, полученные за счет внебюджетных источников, не переведены на казначейское обслуживание. При осуществлении безналичных расчетов используются платежные поручения, платежные требования, аккредитивы. Аккредитивы выставляются за счет как бюджетных средств, так и внебюджетных средств учреждений.

Движение ДС по аккредитивным расчетам учитывается на с чете 020106000 “Аккредитивы” .

Аналитический учет по счету ведется по каждому выставленному аккредитиву в Карточке учета средств и расчетов. Учет операций по движению аккредитивов ведется в Журнале операций по банковскому счету на основании документов, приложенных к выпискам с аккредитивного счета.

Особое внимание следует обратить на то, что средства, полученные от государственных внебюджетных фондов, учитываются как бюджетные, с признаком 1 в разряде 18 счета бюджетного учета.

Счет 020102000 “ДС учреждения во временном распоряжении” применяется для учета ДС в валюте РФ и в иностранной валюте, поступивших во временное распоряжение учреждения, на которые может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества; средств, полученных на ответственное хранение.

Счет 020103000 “ДС учреждения в пути” учитывает движение ДС учреждения в валюте РФ и в иностранной валюте в пути. ДС в пути являются ДС, перечисленные учреждению, но полученные им в следующем месяце, а также средства, переведенные кредитной организацией с одного счета на другой счет. Учет операций по движению ДС на счете ведется в Журнале операций по банковскому счету.

Для обеспечения достоверности данных бюджетного учета и бюджетной отчетности учреждения обязаны проводить инвентаризацию ДС и документов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. В целях контроля за правильностью отражения в учете кассовых операций и соблюдения кассовой дисциплины инвентаризация кассы проводится не реже одного раза в месяц. Также обязательно проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. Инвентаризация ДС, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии учреждения, с данными выписок банков. По окончании проверки составляется акт инвентаризации. Информацию о результатах инвентаризации комиссия доводит до руководителя учреждения, который принимает соответствующее решение.

Соблюдение кассовой дисциплины в бюджетных учреждениях проверяется органами, исполняющими бюджет, и вышестоящими организациями.

Счет касса в бюджетном учете предполагает ведение своеобразного учета по работе с наличными денежными средствами. Такой учет ведут исключительно в бюджетных организациях. Счет касса означает четкое поэтапное выполнение всех операций. Безусловно, на этапе планирования работы кассира и организации труда, возникает множество вопросов, на которые мы постараемся в этой статье ответить.

Материальная ответственность

С сотрудниками, которые будут заниматься денежной наличностью в организации обязательно должен быть заключен специализированный договор о материальной ответственности. Также данный специалист должен заниматься созданием всей отчетной документации и вести своеобразный учет денежных средств. Вся отчетная документация создается с учетом постановлений Министерства финансов нашей страны. Также она должна быть составлена таким образом, чтобы по ней в дальнейшем можно было произвести бюджетный учет.

Учет и отчетность

Для ведения учета по операциям, которые непосредственно связаны с наличными средствами используется инструкция по бюджетному учету. В соответствии с требованиями данной инструкции, все средства, которые получены из бюджетных средств, должны учитываться отдельно от тех операций, которые предполагают работу с наличными средствами, полученных из внебюджетных источников. То есть, происходит своеобразное разделение кассовой документации на ту, которая будет основой ведения бюджетного учета, при использовании государственных средств. И ту, которая будет основой обычного бухгалтерского учета, по операциям со средствами, которые не являются бюджетными.

Все операции, которые оформляются кассовыми ордерами, непременно должны быть занесены кассиром в специализированную кассовую книгу. Все поступления в данную кассу обязательно отражаются по дебету в специализированном счете, формирующем всевозможные поступления в кассу организации. Выбытие средств также проводится отдельным документом (счет 0 201 04 610 – выбытие из кассы).

Другие же операции с денежной наличностью в кассе обязательно оформляются кассовыми приходными ордерами, или же расходными кассовыми ордерами. Все ордера должны иметь четко установленную форму. Кроме всего прочего, они обязательно должны регистрироваться в журнале расходных и приходных кассовых документов. Если денежные средства (имеются в виду исключительно бюджетные) выдаются из кассы, то должна быть оформлена специальная ведомость. Каждая ведомость должна дополнительно быть оформлена как расходный кассовый ордер. Если Ваше руководство приказывает делать по-другому, то Вы вправе отказать начальнику, т.к. его требование будет незаконным.

Также счет кассы должен отображать в себе все обороты, которые в процессе деятельности организации накапливаются по кредиту и дебету, но только в области указанных счетов с начала года. Именно данные параметры будут отражаться в последующей бюджетной отчетности о финансовых результатах деятельности.

Движение денежных средств на лицевых счетах в органе федерального казначейства

Виды лицевых счетов

Особенности ведения денежных операций на лицевом счете

Порядок отражения поступлений и расходов по бюджетной и внебюджетной деятельности

Документы, необходимые для проведения денежных операций

Бюджетные учреждения учитывают денежные средства на лицевых счетах, открытых в территориальном органе Федерального казначейства по месту обслуживания (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ; в ред. от 03.11.2015). Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства утвержден Приказом Казначейства России от 29.12.2012 № 24н (в ред. от 29.12.2014).

Бюджетные организации не имеют права самостоятельно заключать договор банковского счета для открытия счетов по учету бюджетного финансирования — денежные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которым непосредственно работают банки. Расчетные документы банк принимает от федерального казначейства, оно же получает от банка подтверждение расчетных документов к обработке, расчетные документы, поступившие при возврате средств, выписки по счетам.

Бюджетные организации наличные средства получают в банке по чековой книжке, выданной структурам федерального казначейства; неиспользованные средства федерального бюджета бюджетная организация также сдает в кассы банка. Лимит кассы банк устанавливает структуре Федерального казначейства, которой открыт счет. Порядок ведения кассовых операций и соблюдение лимита кассы контролируют органы Федерального казначейства. Доходы по предпринимательской деятельности, самостоятельно заработанные бюджетной организацией, также учитываются на счетах в казначействе.

Виды лицевых счетов

В территориальном органе Федерального казначейства учреждению могут быть открыты следующие виды лицевых счетов:

20 — предназначен для учета операций со средствами бюджетных учреждений. На этом счете отражаются операции со средствами субсидий, полученных на выполнении государственного задания (за исключением субсидий на иные цели, капитальные вложения), средствами, полученными по предпринимательской деятельности, доходами от сдачи имущества в аренду, а также средствами, поступающими в обеспечение заявки на участие в закупках и исполнения контракта;

21 — отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций с субсидиями на иные цели и капитальные вложения (ст. 78.1, 78.2 Бюджетного кодекса РФ);

22 — лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами ОМС.

В Органе Федерального казначейства для осуществления операций учреждению здравоохранения ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировском районе» города Екатеринбурга открыт единый лицевой счет по поступлению и расходованию денежных средств, на который зачисляются:

  • субсидии на выполнении государственного задания (бюджетные ассигнования);
  • доходы, полученные от иной приносящей доход деятельности.

Учреждение занимается в том числе предпринимательской деятельностью (оказание санитарно-эпидемиологических услуг на платной основе юридическим и физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключив с ними договора).

Для раздельного учета движения денежных средств за счет разных источников финансирования, отражения операций в бухгалтерском учете по видам деятельности применяется код вида финансового обеспечения (КФО).

Порядок учета субсидий определен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (в ред. от 06.08.2015; далее — Инструкция № 157н). В соответствии с ним следует применять код вида финансового обеспечения деятельности 4 (КФО 4) «Субсидии на выполнение государственного задания»

По предпринимательской деятельности применяется код вида финансового обеспечения деятельности 2 (КФО 2) «Доходы от оказания платных услуг».

Особенности ведения денежных операций на лицевом счете в ОФК

1. Первичный документ для осуществления безналичных расчетов по оплате денежных обязательств — заявка на кассовый расход.

На получение наличных денег оформляется заявка на получение наличных денег.

Бюджетные учреждения кассовые операции со средствами проводят в порядке, утвержденном Приказом Казначейства России от 19.07.2013 № 11н.

2. В документах на списание денежных средств с лицевого счета в Органе Федерального казначейства при формировании заявки на кассовый расход указывается КФО. Задача учета кассовых расходов — проконтролировать целевое расходование средств.

3. Субсидии на выполнение государственного задания (бюджетные ассигнования) и доходы по предпринимательской деятельности, прочие доходы зачисляются на один лицевой счет. Для раздельного аналитического учета движения денежных средств в бухгалтерском учете используются забалансовые счета 17 и 18, открытые к счету 0.201.11.000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства».

4. Федеральное казначейство контролирует кассовые расходы в разрезе статей бюджетной классификации независимо от осуществляемой деятельности — бюджетной или иной приносящей доход.

5. Списываются денежные средства строго по целевому назначению в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по видам деятельности с распределением по статьям бюджетной классификации (КОСГУ).

ФФБУЗ работает с органом федерального казначейства с использованием СУФД.

С. С. Велижанская,
заместитель главного бухгалтера ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе город Екатеринбург»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Значение учета денежных средств в бюджетных организациях

Определение 1

Учет денежных средств в бюджетных организациях – это отражение получения всех денежных средств и их расход согласно заявленному бюджету.

Учитывая, что денежные средства в бюджетных организациях поступают, как правило, из бюджетных средств, их учету уделяется отдельное и повышенное внимание, так как злоупотребление служебными полномочиями в части незаконного оборота бюджетных средств - влечет за собой уголовную ответственность.

Особенности отражения операций с денежными средствами

В бухгалтерском учете бюджетных предприятий применяется план счетов, где для учета всех операций используют счет 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения». Данный счет имеет несколько субсчетов, где отдельно учитываются различные операции.

Например, счет 1 201 01 000 используется при учете движения денежных средств на расчетных счетах бюджетного предприятиях, в случае, если приток денежных средств осуществляется из источников доходов данной организации. Также на этом счете учитываются средства на счетах, которые открыты в кредитных компаниях.

Счета 2 201 01 000, 3 201 01 000 применяются для тех денежных средств, которые были получены из других источников (внебюджетных). Все операции, при которых бюджетная организация получает денежные средства, оформляются оборотами по дебету соответствующих счетов учета. А при их выбытии – делаются записи по кредиту соответствующих счетов. Корреспонденция счетов при притоках и оттоках денежных средств должны соответствовать:

  • источнику притока денежных средств;
  • получателю денежных средств.

Замечание 1

Важно, чтобы корреспонденция счетов учета средств соответствовала бюджетам расходования таких средств, то есть, чтобы было соблюдение исполнения бюджетов для данной организации.

Например, если бюджетная организация получила средства из бюджета на ремонт помещения, то расходование таких средств должно точно соответствовать заранее составленной смете на такие затраты.

Особенностью учета денежных средств в бюджетных организациях, является одновременное отражение движения денежных средств и на забалансовых счетах. Так, все притоки средств отражаются на счете 17, а все оттоки таких средств – на счете 18.

В бюджетные организации могут поступать средства во временное распоряжение. Для учета таких средств, применяется счет 0 201 02 000. Это могут быть средства:

  • которые были изъяты (в ходе следствия, дознания и т.д.);
  • которые были направлены бюджетной организации на ответственное хранение.

Для каждой отдельной организации казначейство устанавливает определенный лимит, выше которого средства не могут там находиться.

Особенности документального оформления операций с денежными средствами

Каждая операция по движению денежных средств в бюджетной организации должна быть правильно оформлена соответствующими типами документов.

Например, все операции по движению средств на счетах организации – должны отражаться в Журнале операций с безналичными денежными средствами. Записи осуществляют на основании данных документов, которые прилагаются к банковским выпискам. То есть, информация в данном журнале должна соответствовать информации из банковских выписок организации.

Наличные денежные средства в бюджетных организациях оформляются по правилам ведения кассовых операций. То есть, заполняются первичные кассовые документы на каждую операцию.

Например, при поступлении средств формируются записи в квитанциях и приходных кассовых ордерах. Уполномоченные лица в конце каждого рабочего дня сдают наличность с заполненным Реестром сдачи документов вместе копиями выписанных квитанций.

При расходовании средств, делаются записи в Книге учета выданных раздатчикам денег на выплату заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий.

Кроме того, на каждую выдачу средств оформляется расходный кассовый ордер, а все кассовые операции фиксируются в кассовой книге бюджетной организации.

Замечание 2

В некоторых организациях имеют место операции с денежными средствами в валюте. Для учета таких средств заполняются отдельные страницы Кассовой книги согласно виду валюты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Ульяновский государственный технический университет

Дипломная работа

тема: Учет денежных средств в бюджетной организации (на примере УПФ в Ульяновском районе)

денежный аккумулированный безналичный

Студент

Савичева Марина Константиновна

Руководитель

Романова Ирина Борисовна

Рецензент

Камалова Равиля Фатклисламовна

Ульяновск 2006

Введение

1.1 Денежные средства как экономическая категория

2.1 Учет кассовых операций

2.2 Учет операций на расчетном счете

2.3 Учет расчета с подотчетными лицами

3. Аудит и ревизия денежных средств в бюджетных организациях

3.1 Виды и формы контроля в организациях

3.2 Планирование и осуществление ревизии и аудита

3.3 Оформление результатов ревизионной и аудиторской проверки

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

На современном этапе развития рыночной экономики, денежные средства выполняют функцию всеобщего обмена, позволяя предприятиям и организациям выплачивать заработную плату персоналу, рассчитываться с контрагентами, выполнять платежи в бюджет и выполнять прочие хозяйственные операции. денежный средства безналичный

В условиях сокращения бюджетного финансирования, роль учета и контроля в обеспечении финансовыми ресурсами бюджетных организаций возрастает, обостряется проблема рационального их использования.

Главная цель дипломной работы заключается в изучении системы бухгалтерского учета бюджетной организации и контроля денежных средств. Исходя из цели, были поставлены и решены следующие задачи:

- изучен порядок документирования кассовых операций, операций на расчетном счете, расчетов с подотчетными лицами;

- изучена теория и методология бухгалтерского учета, ревизии и аудита денежных средств бюджетного предприятия;

- проанализированы результаты инвентаризации денежных средств и расчетов;

- предложены рекомендации по совершенствованию учета денежных средств на предприятии.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, связанные с документальным оформлением и бухгалтерским учетом операций с денежными средствами бюджетной организации.

Объектом исследования является Управление Пенсионного Фонда (государственное учреждение) Российской Федерации. Управление расходует государственные средства, строго соблюдая целевое назначение согласно утвержденным сметам, финасово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств.

Бухгалтерский учет в Управлении обеспечен систематическим контролем за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей. Организация бухгалтерского учет денежных средств играет важную роль в общей системе бухгалтерского учета и обеспечивает законность и эффективность обращения денежных средств на предприятии.

В работе изложен анализ системы бюджетного учета в ее единстве, структура порядок составления бухгалтерской отчетности, излагаются правила применения Плана счетов бухгалтерского учета, исполнения смет расходов. Описывается аналитический и синтетический учет денежных средств и расчетов, средств целевого назначения. Охарактеризованы виды, назначение, состав бухгалтерской отчетности и принципы ее составления.

Все разделы дипломной работы содержат конкретные материалы по ведению учета, а также перечни основных бухгалтерских проводок. Приложен список нормативных документов.

Теоретической и методологической основой исследования послужили исследования труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам организации учета наличных денежных средств, нормативные акты государственных органов.

Информационная база сформирована на основе годовой отчетности, первичных документов, сводных регистров Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации за 2005 год.

В процессе исследования применялись следующие методы: диалектический, монографический, дедуктивный, абстрактно-логический, экономико-статистический, сравнительного анализа, индуктивный, метод сопоставления однородных фактов, анализ, синтез.

1. Теоретические основы учета и контроля денежных средств

Деньги - это товар, выступающий в роли всеобщего эквивалента, отражающего стоимость всех прочих товаров.

Выпуск бумажных так и кредитных денег оказался в современных условиях монополизирован государством. Центральный банк, находящийся в собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков стоимости. Денежная масса- это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в народном хозяйстве, которым располагают частные лица, институциональные собственники и государство.

Рисунок 1 - Виды денежных масс

Доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%), а основная часть сделок между предпринимателями и организациями, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, «электронных денег», которые посредством компьютерных операций, можно использовать для переводов с одного счета на другой. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т.е. безналичными деньгами. Безналичные расчеты- расчеты, осуществляемые между физическими и юридическими лицами без применения наличных денег путем перевода средств через банк с расчетного счета плательщика на счет их получателя.

Таким образом, нами были рассмотрены основные экономические категории в рамках предмета исследования, дано определение сущности денежных средств. Подведем краткие итоги по результатам исследования и рассмотрим аспекты правового регулирования денежной системы в Российской Федерации.

Итак, нами установлено, что деньги посредством своих уникальных свойств позволяют решить множество организационно-экономических проблем на уровне страны и отдельного предприятия.

Роль денег прежде всего проявляется в результатах участия денег в установлении цены товара. На цену товара влияют соотношение спроса и предложения и конкуренция, что позволяет снижать цену товара. Однако снижение цен могут допустить производители, у которых уровень издержек ниже. Напротив, производители, у которых уровень издержек выше, вынуждены либо добиться снижения издержек, либо сократить или прекратить производство таких товаров. Механизм ценообразования направлен, следовательно, на повышение эффективности производства, на снижение уровня издержек.

Большое значение имеют деньги в процессе денежного оборота, когда выполняют функцию средства обращения или средства платежа. При оплате приобретаемых ценностей или оказанных услуг покупатель контролирует уровень цен и качество товаров и услуг, что вынуждает изготовителей снижать цены и повышать качество своей продукции. В итоге это направлено на повышение эффективности производства.

Деньги играют важную роль в хозяйственной деятельности предприятий, функционировании органов государства, в усилении заинтересованности людей в развитии и повышении эффективности производства, экономном использовании ресурсов. С помощью денег можно определить не только суммарную величину издержек на производство каждого вида продукции и совокупного их объема, но и результаты производства посредством цены отдельных видов продукции, всего ее объема, величину полученной прибыли.

На уровне отдельного предприятия денежные средства относятся к важнейшему разделу активов - высоколиквидными оборотными средствами. Они позволяют обеспечить взаимосвязь между предприятиями и физическими лицами как в России так и за рубежом по поводу приобретения и реализации товаров, работ и услуг и обеспечить получение прибыли. Денежные средства являются основным источником для расчетов с контрагентами, персоналом предприятия.

Особую роль играют наличные денежные средства, которые выступают источником пополнения оборотных средств через подотчетных лиц, в период ареста счетов организации по требованию фискальных органов государственной власти.

Таким образом, денежные средства рассмотрены нами как важная экономическая категория. В этой связи, особый интерес для исследования представляет нормативное регулирование наличных денежных средств в России и за рубежом, представленное в следующей части работы.

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти, имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды являются одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществлённые внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов и особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во всё новых расходах, требовавших всё новых средств, для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали своё существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось, в целом же наблюдалась тенденция к увеличению количества и объёма фондов. С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет.

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную, привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых была вновь консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Ранее существовавшая хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или меж отраслевых комплексов. Однако, недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование их в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В сочетании с вялостью государственной власти в стране наблюдались такие явления, как невыплата в течение многих месяцев заработной платы, пенсии и других социальных пособий, что продолжается до сих пор.

В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целые денежные фонды, тем самым, оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищённых статей.

Внебюджетные фонды Российской Федерации созданы в соответствии с законами РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г., «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 г.; «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г. Законами Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов государственной власти, республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г., «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995 г., «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 23 сентября 1997 г.

Решение об образовании государственных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Состав государственных внебюджетных фондов Бюджетный кодекс РФ трактует адресноограничительно, как фонды денежных средств, образуемых вне рамок бюджетов и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионные обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Статьей 144 Бюджетного кодекса РФ к ним отнесены только Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, несмотря на то, что ряд других фондов образован федеральными органами власти, управляются ими и в составе своих доходов имеют бюджетные средства.

Такие внебюджетные фонды находятся в особенности государства, но являются автономными, они имеют строго целевое назначение и создаются под конкретные программы, имеющие общегосударственное, региональное или местное значение, для осуществления которых бюджетных средств недостаточно и необходимы дополнительные финансовые ресурсы, мобилизуемые как в регионе, так и за его пределами.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указывая источники формирования, определяется порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные социальные фонды, являясь составной частью финансовой системы Российской Федерации, обладают рядом особенностей:

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов предоставляются одновременно с проектом соответствующих бюджетов на очередной финансовый год;

Бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

Внебюджетные фонды имеют строгую целевую направленность; их расходование может осуществляться исключительно на цели, определенные законодательством РФ, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами или законами субъектов РФ;

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридических лиц;

Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

Денежные ресурсы находятся в государственной собственности; они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из внебюджетных фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (правление фонда).

Государственные внебюджетные социальные фонды Российской Федерации аккумулируют средства для реализации важнейших гарантий государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи и социальной поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.

Средства государственных внебюджетных социальных фондов находятся в государственной собственности. Основным их источником являются обязательные платежи. Обязательный характер платежей в государственные внебюджетные фонды, законодательное установление тарифов и категорий плательщиков приводят к тому, что эти платежи отождествляются с налогами.

1.2 Основные формы наличных и безналичных расчетов в бюджетных организациях

Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в регионах создаются Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

Отделения являются юридическими лицами, имеют в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, могут приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, несут обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отделения ПФ РФ имеют печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы.

В своей деятельности Отделения ПФ РФ руководствуются Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекцией ПФРО, настоящим Положением.

Отделения ПФ Российской Федерации осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Бюджет ПФР ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете ПФР.

Основными документами, которые регулируют в настоящее время наличное денежное обращение в РФ, являются Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05 января 1998 № 14-П (далее - Правила) и Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный ЦБ РФ от 22 сентября 1993 № 40 (далее - Порядок). Отметим, что Положение и Порядок обязательны для выполнения организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.

Для осуществления расчетов наличными денежными средствами каждой организации необходимо иметь кассу. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты.

Все кассовые операции, проводимые организациями, должны оформляться первичными документами. Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» предусмотрены унифицированные формы по учету кассовых операций.

Установлено, что на основании письма ЦБ РФ от 16 мая 2003 № 23 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования» в целях учета операций с наличной иностранной валютой, осуществляемых через кассу организации при расчетах с командируемыми лицами, организация может отражать операции по выдаче и приему наличной иностранной валюты, полученной со счета в банке для оплаты командировочных расходов.

В соответствии с Положением ЦБ РФ от 25 июня 1997 № 62 «О порядке покупки и выдачи иностранной валюты для оплаты командировочных расходов», данное письмо применяется с учетом особенностей, установленных Указанием ЦБ РФ от 20 октября 1998 № 383-У «О порядке совершения юридическими лицами - резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем рынке Российской Федерации», по аналогии с порядком учета рублевых кассовых операций в кассовой книге. При этом учет кассовых операций с наличной иностранной валютой должен осуществляться в отдельной кассовой книге.

Таким образом, нами рассмотрено нормативное регулирование движения денежных средств предприятий и организаций на основе постановлений, писем и прочих распорядительных документов Центрального Банка, Госкомстата Российской Федерации.

Установлено, что регулирование наличных денежных средств связано прежде всего с необходимостью обеспечения экономической безопасности государства, стремлением ограничить практику использования наличных средств в теневой экономике Российской Федерации.

На данном этапе исследования осуществлен анализ большого числа нормативных актов. Однако, указанные документы регулируют только общие вопросы предмета исследования. По этой причине необходимо изучить нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета и контроля денежных средств, определить цели и задачи, стоящие перед соответствующими подразделениями предприятия.

Денежные средства, поступающие на расчетные счета Управления ПФ РФ в Ульяновском районе, являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В соответствии с действующим законодательством Отделения хранят временно свободные денежные средства (за исключением наличных денег в кассе в пределах установленного лимита) в банке.

Расчетный счет обязан открыть банк по месту регистрации учреждения, бюджетные средства на содержание учреждения накапливаются на этом счете.

Взаимоотношения между Отделениями и банком оформлены договором текущего счета. По этому договору банк обязуется открыть расчетный счет и другие счета, зачислять на них поступающие клиенту суммы и по поручению клиента списывать соответствующие суммы управления для зачисления их на счета кредиторов, принимать от клиента и выдавать ему наличные деньги и др. Первый расчетный счет служит для обеспечения финансирования выплаты государственных пенсий и плановых показателей по сбору страховых взносов, а второй расчетный счет служит для финансирования УПФ РФ на исполнение сметы доходов и расходов.

Поступление денежных средств из бюджета учитываются на расчетном счете в бухгалтерии Отделений и отражаются на активном субсчете 201.01 «Расчетный счет» по дебету и кредитуются счетом 304.04 «Внутренние расчеты между главным распорядителем и получателем бюджетных средств».

По кредиту этого субсчета отражаются операции, связанные с различными платежами, выдачей и перечислением денежных средств, в корреспонденции с дебетом счетов 201.04 «Касса», 302.00 «Расчеты с поставщиками и подрядчиком», 303.02 «Расчеты с Фондом социального страхования РФ», «Расчеты с Фондом обязательного медицинского страхования РФ», « Расчеты с Пенсионным фондом РФ». Со счета денежные средства осуществляются платежными и другими расчетными документами, составленными в соответствии с требованиями настоящего Положения, в пределах имеющихся на счете денежных средств. Учет операций по движению на расчетном счете ведется в накопительной ведомости к журналу операций№2. По окончании итоги переносятся в книгу Журнал - Главная. Отделения имеют право перечислять авансы другим организациям по договорам. В договорах должен быть пункт об оплате вначале аванс 30% , а после оказанных услуг полностью оплата оставшейся части 70%. Все авансовые платежи отражаются по дебиту субсчета 302.00 кредит 201.01 .

Отделения осуществляют все расчеты с поставщиками за полученные товары и оказанные услуги, как правило, в безналичном порядке по расчетным документам через учреждения банков. Центральным Банком установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами 10 тысяч рублей.

Формы расчетов определяются в договорах сторон в соответствии с Законодательством РФ. Работники бухгалтерии должны точно и своевременно учитывать и строго контролировать все расчетные операции, принимать меры к ускорению расчетов, предупреждать нарушения расчетной дисциплины. Важно правильно и оперативно оформлять расчетные документы, своевременно сдавать их в банк для осуществления расчетов, следить за полнотой и своевременностью платежей.

Платежными документами считаются платежное поручение - это распоряжение плательщика банку списать со счета на счет получателя определенную сумму в погашение своих обязательств. Так же платежные требования - поручения поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в банк, обслуживающий плательщика, расчетных документов стоимость поставленных по договору оказанных услуг или выполненных работ. Оно является акцептированным если плательщик не отказался от оплаты, «Акцепт», который означает согласие плательщика на оплату расчетных документов за товарно - материальные ценности и услуги. Все расчетные операции регулируются нормативными актами Банка России, определяющими порядок обмена электронными документами с использованием средств защиты информации. В Отделениях существует отдел по защите информации, в обязанность которого входит контроль за входящей информацией и ушедшей вся она проверяется Анти - Вирусом.

Отделения готовили расчетные документы на бумажных носителях - это были в основном платежные поручения, которые печатались автоматизировано шрифтом черного цвета. Подписи на расчетных документах проставлялись ручкой с пастой или чернилами черного, синего или фиолетового цвета. При составлении документа особо обращалось внимание на то, чтобы оттиск печати и оттиск штампа на расчетных документах всегда были четкими, все слова на печати хорошо читались. Также внимание обращалось на заполнение реквизитов, на назначение платежа, в котором обязательно указывался счет, или договор являющиеся основанием для перечисления со счета денежной суммы на счет получателя, указывалась очередность платежа согласно правилам, которые утверждены постановлением Банка, например налоги - 3 очередность, платежи за услуги - 6 очередность. Списание денежных средств с расчетных счетов проходило в течении 3-х дней. Курьеру было необходимо отнести платежные документы и только на следующий день в выписке Банка можно было бы увидеть, произошло ли списание денежных средств со счета, но это не значит, что деньги уже на счете получателя. Они еще проделывали долгий путь, чтобы попасть на счет получателя, деньги из Бака попадают на счет сбербанка и только после этого на 3-й день происходит зачисление на счет получателя. Расчетные документы принимались и принимаются банком к исполнению независимо от их суммы. Если же банком будут определены нарушения при заполнении платежных документов, согласно установленным требованиям правил ведения бухгалтерского учета и настоящее частью Положения, то они будут возвращены и оплата по ним не будет произведена. Поручения действительны в течение десяти дней со дня выписки (день выписки в расчет не принимается). Финансирование ПФР производит своевременно. Расчеты через картотеку внебалансового счета, Отделения ПФ РФ не производит, в этом случае платежи не задерживаются. Банк в установленный срок производит списание денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

На сегодняшний, день в Отделениях ПФ РФ фонда производятся расчеты с контрагентами используя программное обеспечение «Банк - клиент». Эта программа изначально составлена программистами Банка. Конкретные люди имеют доступ к работе с банком, согласно инструкции, предусмотрены все необходимые условия для пользования секретными ключами этой программы. Все это помогает быстро, оперативно справится с задачами финансирования пенсий и всех текущих платежей. Сокращаются сроки списания денежных средств, с расчетного счета на расчетные счета получателя, сегодня он составляет всего 1 день. Уменьшился документооборот, меньше затрат на перечисление. Отделения сами контролируют банковскую выписку, к которой прикладываются все первичные документы на оплату, рассчитывают расходы исходя из остатков на расчетном счете. Однако, курьер все равно получает выписку из Банка для подтверждения остатков. Такие же требования остались к оформлению платежных документов, несмотря на то, что отправляются в электронном виде. «Банк - клиент» новшество очень удобное, современное и экономное во всех отношениях.

1.3 Цели и задачи учета и контроля денежных средств в организации

Основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету, отражены в ряде нормативных актов. К примеру, часть положений федерального закона «О бухгалтерском учете», можно отнести к учету движения наличных денежных средств.

Так, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

В статье 9, главы II федерального закона о бухгалтерском учете особым образом описаны требования к оформлению первичных учетных документов.

Для отражения в учете хозяйственных операций, связанных с движением наличных денежных средств, в соответствии с приказом Минфина от 31.10.2000 года, № 94н открыт счет 201.00 «Касса». Счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации.

К счету 201.00 "Касса" могут быть открыты субсчета:

201.04 "Касса организации",

201.05 "Денежные документы" и др.

В п. 9 части II положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, указано, что организации ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Таким образом, нами изучена теория и методология бухгалтерского учета и контроля наличных денежных средств. Установлено, что деньги играют важнейшую роль в хозяйственной деятельности предприятия и позволяют ему включаться во всеобщий процесс обмена товарами и услугами. Государство в свою очередь стремиться жестко регулировать данную область экономических отношений и для этого у него имеются объективные причины.

Бухгалтерский учет денежных средств в полной мере описан в законодательных актах. Имеются унифицированные формы первичной документации, аналитические и синтетические регистры. Предусмотрен специальный балансовый счет для учета кассовых операций, описан порядок инвентаризаций. Заслуживает внимания независимое подтверждение законности хозяйственных операций на базе аудита.

Вместе с тем, для изучения того, как реализуются указанные нормы на практике, необходимо изучить опыт организации бухгалтерского учета на конкретном предприятии, что и будет сделано в следующей главе.

Особенности отчетности Управления представляет собой систему показателей, характеризующих условия и результаты работы за определенный период. Составление отчетности - завершающий этап учетного процесса. Она составляется по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Это позволяет включить в содержание отчетности не только стоимостные, но и натуральные показатели для оценки и обобщения как количественных, так и качественных характеристик.

В международных стандартах бухгалтерского учета в едином учетном процессе выявляются четыре стадии: документирование хозяйственных операций, сведение воедино отдельных учетных данных на основе счетов синтетического и аналитического учета; формирование отчетных форм анализа деятельности организации.

В бухгалтерской отчетности отражаются нарастающим итогом имущественное и финансовое положение учреждения, результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Учреждения и организации, а также централизованные бухгалтерии, обслуживающие учреждения не производственной сферы, состоящие на республиканском бюджете Российской Федерации, бюджетных национально - государственных и административно - территориальных образований Российской Федерации составляются годовые, квартальные и месячные бухгалтерские отчеты об исполнении смет расходов.

При составлении и представлении бухгалтерской отчетности Управление руководствуется Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст. 5369), положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 и иными положениями по бухгалтерскому учету. Планом счетов бухгалтерского учета в Бюджетных организациях, инструкцией по его применению утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 9558-ЮД указанный Приказ в государственной регистрации не нуждается).

При отражении данных в бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что если в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету показатель должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетности этот показатель показывается в круглых скобках (операционные расходы, направление денежных средств, выбытие основных средств и пр.).

Отчетным годом для всех предприятий, учреждений и организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Годовые отчеты составляются по состоянию на 1 января, квартальные - на 1 июля и 1 октября, месячные - на первое число следующего за отчетным месяца. Первым отчетным годом для вновь создаваемых учреждений считается период с даты государственной регистрации, т.е. приобретения прав юридического лица, по 31 декабря включительно, а для предприятий, созданных после 1 октября,- по 31 декабря следующего года включительно.

Правила составления и представления отчетности регламентируются Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н; Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ №4/96), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 февраля 1996 г. №10, а также письмом Министерства финансов Российской Федерации «О порядке составления годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности учреждениями и организациями, состоящими на бюджете» от 15 февраля 1993 г. №12(с изменениями от 3 августа 1993 г. , 25 июля 1994 г., 27 июня 1995 г.,26 августа 1997 г.)

Образцы форм годового, квартальных и месячных отчетов для Управления и их содержание устанавливается Министерством финансов РФ., и заполняются в точном соответствии с предусмотренными в них показателями. Годовые, квартальные и месячные отчеты могут представляться в виде автоматизированных форм.

Сметные показатели форм годового, квартального и месячного отчетов должны соответствовать утвержденным сметам расходов, сметам доходов и расходов с учетом внесенных в отчетном периоде изменений, оформленных в порядке, установленном Министерства финансов РФ.

Годовой отчет Отделения включает следующие формы:

0503130 «Баланс исполнения бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета»;

0503125 «Справка по внутренним расчетам »;

0503126 «Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получатели средств бюджета»;

0503121 «Отчет о финансовых результатах деятельности»

0503127 «Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя, получателя средств бюджета»;

0503169 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности»;

0503130 «Справка к балансу»по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года;

050168 «Сведения о движении нефинансовых активов»;

0503174 «Сведения о финансовом результате деятельности учреждения»;

0503176 «Сведения о недостачах и хищениях денежных средств».

Бухгалтерская отчетность Управления включает показатели деятельности не только самого себя, но и структурных подразделений.

Управление предоставляет месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность своей вышестоящей организации Областной ПФР г. Ульяновска, в установленные сроки.

Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по действующему законодательству, представляется с учетом требований этого законодательства.

Главный бухгалтер представляет сводную, квартальную, годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, в установленные сроки. Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером.

Ответственность лиц, подписавших сводную бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с действующим законодательством. В Управлении бухгалтерия автоматизирована и в соответствии с этим бухгалтерский учет основывается на едином взаимосвязанном, технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с Планом счетов , предусмотренным настоящей Инструкцией, и типовым проектными решениями по комплексной автоматизации бухгалтерского учета. Таким образом, данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители - выходные формы документов (мемориальные ордера, карточки, ведомости, главная книга, отчет и т.д.). При этом содержание показателей в выходных формах документов должно соответствовать требованиям, предусмотренным настоящей Инструкцией для регистров бухгалтерского учета.

Если будут обнаружены ошибки в бухгалтерской отчетности, необходимо внести исправления в соответствующие базы данных и получить выходные формы получить с учетом исправления ошибок. Без оформления документов, подтверждающих любые исправления, новые данные в формы не заносятся.

В пояснительной записке следует привести краткую характеристику деятельности организации (обычных видов деятельности; текущей, инвестиционной и финансовой деятельности), основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на финансовые результаты деятельности организации, а также решения по итогам рассмотрения годовой бухгалтерской отчетности, т.е. соответствующую информацию, полезную для получения более полной и объективной картины о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период и изменениях в ее финансовом положении.

При изложении в пояснительной записке основных показателей деятельности, характеризующих качественные изменения в имущественном и финансовом положении, их причины в случае необходимости следует указывать принятый порядок расчета аналитических показателей

При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на счетах в банках, в кассе организации.

Бухгалтерский учет имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, в эффективном использовании финансовых ресурсов. Умелое распределение денежных средств само по себе может приносить организации дополнительный доход. Поэтому нужно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств.

Организация бухгалтерского учета в Государственном учреждение - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе ведется согласно основополагающими нормативными документами для ведения бухгалтерского учета это:

Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 12.08.98 г.;

Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 г. 129 - ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 27.12.91 г. 2122-1;

Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях» утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. № 107 н.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 27.07.98 г. 34 н.

Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Министерством финансов СССР от 29.07.83 г. 105;

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.95 г. 49;

Инструкция по Бухгалтерскому учету и отчетности по исполнению бюджета ПФР, утвержденная постановлением Правления ПФР от 30.01.95 18, согласования с Министерством финансов Российской Федерации;

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров банка России от 22.03.1993 40;

Положение об отделе учета поступления и расходования средств регионального отделения Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденное постановлением Правления ПФР 15.01.92 11;

Другие действующие инструктивные и методические материалы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Настоящей Инструкцией установлен единый порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. Инструкцией применяются следующие понятия:

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических и иных функций некоммерческого характера, должность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов;

Главный распорядитель средств бюджета (далее - главный распорядитель) - орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления или иной прямой получатель средств бюджета, определенный соответствующим законом (правовым актом) о бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим законом (правовым актом), по распорядителям и получателям средств бюджета, находящимся в его ведении;

Лимит бюджетных обязательств - предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета;

Принятие денежных обязательств за счет средств бюджета - заключение получателем договоров (соглашений, актов) на выполнение (услуг) с исполнителями работ (услуг) в пределах лимитов бюджетных обязательств;

Объем финансирования расходов - объем прав получателя на оплату принятых в установленном порядке денежных и иных обязательств за счет средств бюджета, в пределах которых органы, исполняющие бюджеты, осуществляют кассовые расходы по поручению получателя;

Кассовый расход - операция по списанию средств со счета органа казначейства или в кредитной организации в оплату принятых в установленном порядке получателем обязательств, подлежащих оплате за счет средств соответствующего бюджета;

Лицевой счет - регистр аналитического учета органа казначейства, предназначен для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляющего бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями;

Учреждения осуществляют учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 № 48 , ст.5369; 1998, № 30, ст. 3619) и настоящей Инструкцией.

Порядок ведения бухгалтерского учета в учреждениях, установленный настоящей Инструкцией, предусматривает:

план счетов бухгалтерского учета в учреждениях;

журнальную форму ведения бухгалтерского учета;

способ применения субсчетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов как бюджетных средств, так и средств, полученных за счет внебюджетных источников;

формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

методы оценки активов и обязательств;

корреспонденцию субсчетов по основным бухгалтерским операциям;

другие вопросы организации бухгалтерского учета.

Руководство Управления осуществляется начальником, который назначается на должность Правлением ПФР по согласованию с администрацией Ульяновской области.

Отдел казначейства является структурным подразделением регионального Управления Пенсионного фонда Российской Федерации и находится в непосредственном подчинении начальника ГУ - УПФ РФ в Ульяновском районе.

Отдел в своей работе руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, Положением о Пенсионном фонде РФ, постановлениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции ПФР, правилами, инструкциями и положениями, разработанными ПФР, приказами и распоряжениями начальника Управления, а также настоящим Положением.

В состав отдела казначейства входят следующие группы:

Финансовая группа;

Группа бухгалтерского учета по исполнению смет доходов и расходов аппарата Управления;

Группа по своду бухгалтерской отчетности по расходам на выплату пенсий и сметам доходов и расходов на содержание органов ПФР;

Группа прогнозирования кассовых поступлений.

Отдел возглавляет главный бухгалтер - начальник Отдела казначейства, который назначается и освобождается от занимаемой должности Председателем Правления ПФ РФ.

Работа отдела казначейства строится в соответствии с квартальным планом работы и Положением об отделе казначейства, утвержденным начальником Управления.

Должностные инструкции на специалистов отдела казначейства составляются главным бухгалтером в соответствии с методическими рекомендациями Методологического совета региональных отделов учета поступления и расходования средств, изложенными в письме ПФР от 20.10.1997г. № ЕВ - 03 - 11/ 7470-ИН.

Главный бухгалтер по мере поступления документов из ПФР проводит с работниками учета занятия по изучению инструктивно-нормативных документов.

С целью своевременного изучения изменений в законодательных документах работники отдела казначейства в практической работе применяют программу «Консультант Плюс», информацию из журналов « Бухгалтерский учет в бюджетных и коммерческих организациях», «Главбух» и газету «Экономика и жизнь».

2. Организация учета денежных средств в бюджетных организациях

2.1 Учет кассовых операций

В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3537-1 "О денежной системе Российской Федерации" (статья 15) Совет Директоров Банка России решением от 22 сентября 1993 г. N 40 утвердил "Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации".

Приказом начальника Управления ПФР в Ульяновском районе от 05 июля 2000 г. № 37 утверждено Положение об учетной политике Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе. Пункт «Общее положение» устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновском районе, Управление образовано для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения на территории Ульяновского района.

Подобные документы

    Осуществление наличных и безналичных расчетов. Документальное оформление поступления и выдачи наличных денежных средств. Ведение кассовой книги. Основные бухгалтерские проводки по учету кассовых операций. Существующие в РФ формы безналичных расчетов.

    курсовая работа , добавлен 30.06.2014

    Денежные средства и их эквиваленты. Формы безналичных расчетов. Учет денежных средств на текущих счетах, операций на валютном счете, амортизации основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности, расчетов с покупателями и заказчиками.

    шпаргалка , добавлен 01.06.2009

    Учет движения денежных средств на расчетных и специальных счетах в банках. Списание денежных средств. Документальное оформление движения средств предприятия на счетах в банках. Хранение средств в иностранной валюте и операции, связанные с расчетами.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2016

    Производственная деятельность хозяйства и ее результаты. Учет движения наличных денежных средств в кассе предприятия, безналичных денежных средств на расчетных счетах предприятия. Автоматизированная форма учета денежных средств, оптимизация их потоков.

    дипломная работа , добавлен 22.12.2007

    Сущность и формы безналичных расчетов. Их правовое регулирование, задачи учета. Порядок и схемы осуществления операций по данному счёту в организации. Совершенствование учета денежных средств на специальных счетах в банке на основе опыта крупных компаний.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2011

    Учет операций по расчетному и валютному счету, на специальных счетах в банках. Учет переводов в пути. Формы организации безналичных расчетов. Оформление платежных поручений. Организация расчетов с помощью платежных требований.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2003

    Денежные средства: понятие, задачи и основы организации учета. Нормативно-правовое регулирование денежных средств в Российской Федерации. Организация учета денежных средств. Документальное оформление. Порядок открытия и оформления расчетного счета.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2008

    Характеристика задач и основ организации учета денежных средств в наличной и безналичной форме. Учет кассовых операций в рублях и в иностранной валюте. Учет денежных средств на расчетном счете и специальных счетах в банках. Операции с подотчетными лицами.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Наличные денежные средства, их значение в хозяйственном обороте и использование для расчетов на территории республики Беларусь. Нормативно-правовое обеспечение учета кассовых операций. Основные задачи контроля денежных средств банковских операций.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2014

    Учет денежных средств на расчетном счете и других счетах в банке, кассовых операций и денежных документов. Понятие о дебиторской и кредиторской задолженности. Учет расчетов с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, по оплате труда.