Звуки д т логопедическое занятие. Конспект занятия по дифференциации звуков - в слогах, словах, предложениях

Занятие имеет следующие цели: Уточнение и сравнение артикуляций звуков Д -Т, закрепление знаний детей о звуках, Развитие фонематического слуха, развитие зрительного внимания и памяти. Занятие сопровождает презентация. Персонажи Даня и Таня способствуют повышению мотивации учащихся к изучени. новой темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференциация Т-Д в слогах и словах

Цели

образовательные: -различение звуков Т-Д на слух, в слогах и словах, на письме;

Уточнение и сравнение артикуляций звуков Т-Д:

Различение звуков по звонкости - глухости;

Закрепление в речи формы единственного и множественного числа существительных;

- упражнения в словообразовании;

развивающие: - развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками Т -Д;

  • развитие мышления, памяти, внимания;
  • согласование движений и речи;

воспитательные:

Повышение речевой активности;

Воспитания желания говорить правильно и красиво;

Создание ситуации успеха;

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, тетради, смайлики для оценки настроения.

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Сегодня у нас урок логопедии. Давайте повторим нашу речевку:

Логопед: Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Ученики: Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать,

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

II. Основная часть

1.Психогимнастика.

Логопед: Посмотрите, к нам на занятие пришли гости ( слайд 1) .(По щелчкам мыши на экране появляются рисунки улыбающихся и недовольных детей).

Изобразите каждого из них. Кого мы пригласим на наше занятие?

Таня и Даня будут нашими гостями.

2. Работа по картинкам (слайд 2) . Что означают слова Таня и Даня? (имена детей). Это очень похожие имена. А чем они отличаются? Какой первый звук в имени Даня? Какой первый звук в имени Таня? Давайте проверим: другие звуки одинаковые или разные? Какой второй звук в имени Даня(а), в имени Таня(а), Какой третий звук в имени мальчика (н), третий звук в имени девочки (н). Назовите последний звук в слове Даня(я), а в слове Таня(я). (слайд 2). Изменился один звук, а изменилось все слово.

Даня - полное имя Данил. Таня - полное имя Татьяна.

Чем отличаются эти имена? Звуками Д -Т.

  1. Сообщение темы урока(слайд 3).

Будем учиться различать эти звуки, а чтобы лучше проговаривать, выполним артикуляционную гимнастику.

  1. Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения.

«Маляр», «Качели», « Дятел», «Пулеметик».

Какие упражнения выполняли? (для развития языка).

Упражнения для губ: «Улыбочка - трубочка», « Оскал», «Спрятали губы».

Какие упражнения выполняли?(для губ).

Следующие упражнения - для развития дыхания.

«Свеча», «Сдуем пушинку с левой руки(с правой руки)», « В весеннем лесу».

«Подуем на бабочек»(на жёлтую, на красную, на голубую).

Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).

5.Уточнение артикуляции звука Д.

Логопед: Произнесите звук Д перед зеркалом. В каком положении губы? В каком положении зубы? В каком положении язык? Проверим: дрожит ли наше горлышко? Если дрожит, значит, звук звонкий (слайд 4).

Произнесите звук Т перед зеркалом. В каком положении губы? В каком положении зубы? В каком положении язык? Проверим: дрожит ли наше горлышко? Если не дрожит, значит, звук глухой (слайд 5) .

6.Характеристики звуков (сходства и различия)(слайд № 6).

7. Соотнесение с буквами(слайд №7).

Буква Д как будто дом, Т - эта буква - молоток!

Но всего с одним окном. Тук - тук - тук да ток- ток -ток!

8. Развитие фонематического восприятия.

Поиграем в игру «Услышь звук». Если услышите звук Д- сделайте руками крышу над головой, Если услышите звук Т- сделайте руками Т (логопед показывает): поднимаем левую руку и не нее кладем правую.

Услышать звуки занятия среди остальных звуков:

а) а, м, д, с, т, у, ть;

б) в слогах: ап, ом, да, ус, тё, ку, дя, ры,тю;

в) в словах: дядя, Мама, тётя, сын, ухо, дед.

9. Дифференциация в слогах(слайд №8).

Чтение слогов. Какую группу слогов, первую или вторую, читали твердо?(1). Какую группу слогов читали мягко? (2). Где находится язык при чтении мягких слогов? (у нижних зубов).

Чтение слогов со стечением согласных. (слайд № 9).

10. Физкульт минутка «Дни недели».

В понедельник я стирала,

Во вторник пыль я подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг играла в мяч.

В пятницу я чашки мыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

По мере называния детьми предложения появляются на экране ( слайд № 10) .

Ребята! Что мы с вами повторяли? (дни недели).Назовите дни недели (хоровое проговаривание).

В названиях каких дней недели есть звуки занятия Д и Т ?

11. Дифференциация в словах(слайд №11) .

Посмотрите на картинки и скажите, какие предметы отдадим Дане, а какие

Тане? (работа по слайду).

12.Игра « Большое - маленькое»(слайд №12) .

Логопед называет предмет, дети образуют слова с уменьшительно - ласкательным суффиксом(дом - домик).

13. Пальчиковая игра с речевым сопровождением «Здравствуй, солнце золотое!»(слайд №13).

14.Дифференциация звуков Д-Т на письме (слайд №13).

Вставить пропущенные буквы Д-Т в слова и прочитать.

  1. Работа в тетрадях.

Запишите пары слов тетрадь (слайд №15). Подчеркните букву Д двумя чертами, а букву Т одной чертой.

III. Итог урока. Рефлексия.

  • оценивание работы учащихся на уроке;
  • вывод: какие звуки различали?
  • оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов.

Задание на подготовку: раскрасить рисунки и прочитать чистоговорки на звуки Д-Т.

Даня и Таня прощаются с вами и говорят «Молодцы, до новых встреч!» (Слайд №16).


Разделы: Начальная школа

Цели занятия:

  1. Формирование умения четко произносить и различать на слух особенности звучания звонких, глухих согласных [Д] – [Т], [Д’] – [Т’] в словах, предложениях. Практическое усвоение правильного написания слов с буквами Д, Т.
  2. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  3. Обогащение лексического запаса у детей, используя темы «Птицы», «Профессии».
  4. Развитие слухового внимания, речеслуховой, зрительной памяти, словесно-логического мышления.
  5. Формирование мотивации к учению, активной мыслительной деятельности, самостоятельности, эмоционального настроя каждого ученика.
  6. Воспитание культуры речевого общения.

Оборудование:

  • картинки;
  • перфокарты;
  • ребусы;
  • трафареты букв Д, Т;
  • звуковые кубы;
  • магнитные полоски, обозначающие слоги;
  • магнитные фишки с буквами Д, Т;
  • желтые и черные карандаши.

Ход занятия

I. Психологический настрой (хоровое приветствие).

Всем-всем добрый день.
Заниматься нам не лень.
Будем трудиться – слушать и писать учиться.

II. Введение в тему занятия.

Послушайте внимательно и скажите, всё ли я правильно говорю:

  • Ученик написал предложение в строчку и в конце поставил дочку.

В чем ошибка? Какие звуки перепутались? Как правильно? Как думаете, какие будем различать звуки и буквы?

III. Сообщение темы занятия.

IV. Сравнительная характеристика звуков [Д] и [Т].

Что общего у этих звуков? Чем они отличаются?

Докажем, что звук [Т] глухой, как темная полярная ночь. Прослушаем стихотворение и выделим повторяющийся звук. Используем звуковой куб черного цвета (картонный куб, заполненный глухо звучащими предметами), контроль рукой.

Тихо-тихо снег идет.
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.

Почему звук [Д] звонкий? Докажем это.

Наши пальцы превратились в капли дождя и по очереди стучат по крыше (звуковой куб желтого цвета с колокольчиком внутри).

Дождик, дождик, не дожди, (дождь стучит редко – часто, медленно – быстро)
Дождик, дождик, подожди.
Выйди, выйди, солнышко, (поочередное прикосновение каждого пальца к большому)
Золотое донышко.

V. Развитие фонематических процессов с использованием лексической темы «Птицы» (игра «Внимательные уши»).

Чтобы лучше слушать, массируем уши («шапка для размышления»).

Проверю, какие у вас внимательные уши. Возьмите в левую руку букву Т, а в правую – Д. Поднимайте буквы Д, Т, когда услышите в словах соответственно звуки [Д], [Д’], [Т], [Т’]. Запоминайте слова, которые я произнесу – будем играть в цепочку слов.

  • Дрофа, трясогузка, аист, лебеди, страус, дятел.

Как одним словом называются перечисленные мной предметы? Задайте друг другу вопросы о птицах. Повторите названия птиц.

VI. Физкультурная минутка.

Лебеди летят, крыльями машут.
Склонились над водой, качают головой.
Гордо и прямо умеют держаться.
Тихо, спокойно на воду садятся.

VII. Развитие зрительного гнозиса и графомоторных навыков.

Прилетел дятел – ничего не поймет. Какая буква спряталась? Обвести контуры букв (ученик у доски обводит указкой, остальные – рукой в воздухе).

На какую птицу похожа строчная буква Д?

С какой буквой не путаем букву Т?

VIII. Зашифровывание слов по картинкам (игра «Шифровальщики»).

Зашифруем слова, обозначающие профессии людей (по картинкам):

  • продавец
  • космонавт
  • доктор
  • дрессировщик
  • учитель

Вспоминаем и записываем эти слова с опорой на схемы.

IX. Составление словосочетаний (игра «Паутинка»).

К словам из первого столбика подберите подходящие по смыслу слова из второго столбика.

X. Работа у доски ученика в качестве учителя (игра «Учитель»).

Прочитайте пары слов:

  • душ – тушь
  • день – тень
  • доска – тоска
  • плоды – плоты

Чем различаются слова в парах?

Придумайте слова, близкие по значению к слову «тоска». Составьте предложение с каждым словом.

Оценка «учителем» своей деятельности.

XI. Работа с перфокартами с последующей взаимопроверкой.

Закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово из левого столбика. Списать 1-2 предложения по выбору. Подчеркнуть букву Д желтым, букву Т – черным.

XII. Отгадывание ребусов. Составление скороговорки.

Отгадать ребус, записать скороговорку по памяти.

На дворе трава, на траве дрова.

Домашнее задание: повторять скороговорку четко, сначала медленно, затем быстрее.

XIII. Коллективное составление рассказа «Зима» по опорным словам и сюжетным картинкам.

У каждого ученика конверт со словами одного цвета. Составить предложения из слов, вставить буквы Д и Т. Прочитать предложения по порядку цветов радуги. Составить рассказ по сюжетным картинкам. Работает ученик-консультант.

IX. Итог занятия.

Какие звуки и буквы учились различать? Что было трудно? Что понравилось? Что узнали нового?

Благодарю всех за работу!

Разделы: Начальная школа

  1. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д, т .
  • учить детей дифференцировать звуки,обогащать словарь детей;
  • развивать навыки слогового анализа и синтеза; закреплять знания языковых норм;
  • способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков). Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование:

  • Карточки с артикуляционной гимнастикой; буквы т, д ;
  • предметные картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус, уточка, удочка;
  • карточки со словами: уточка, удочка.

Ход занятия

1. Организационный момент

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать.
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем проговаривать все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

– Для того чтобы нам красиво говорить мы должны сделать артикуляционную гимнастику.

2. Артикуляционная гимнастика

Упражнения “Маляр”

“Лягушка и слоненок”

“Качели”

– Молодцы вы хорошо поработали и ваш артикуляционный аппарат готов к дальнейшей работе.

3. Развитие фонематического восприятия

Рассмотрите предметные картинки и назовите их.

– Сколько звуков в этих словах? (6 звуков .)

– Это очень похожие слова уточка-удочка.

– А чем они различаются? (Второй звук т , в слове уточка. )

– В слове удочка второй звук д .

– Какой второй звук в слове уточка ? (Звук т. )

– А какой второй звук в слове удочка ? (Звук д. )

На доску вывешивается слова, уточка – удочка .

– Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилась все слово.

– Сегодня мы будем учиться различать эти звуки т, д и буквы тэ , дэ для того, чтобы на письме их не путать.

4. Сравнительная характеристика звуков.

– Дайте характеристику нашим звукам.

Произнесите звуки т и д . Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково. )

– Как произносим эти звуки? (Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух “взрывом” разрушает эту преграду. Звуки согласные. )

– Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука д ? (Дрожит .)

– А теперь произнесите звук т и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении этого звука? (Не дрожит. )

– Какой вывод можем сделать?

Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса.

Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

5. Соотнесение звука и буквы

– Звуки на письме и при чтении обозначаются чем? (Буквами. )

– Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы, тэ , дэ .

– Скажите, если поставить согласный и гласный звуки вместе, то, что они образуют? (Слог. )

6. Дифференциация звуков в слогах

– Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Запишите слоги парами по звонкости/глухости (запись на доске ). Укажите в них наличие звуков изучаемых на занятии.

– ТА, ТО, ТУ;

– ДА, ДО, ТУ;

– А что образуется из слогов? (Слова. )

– Откройте тетради 2 строчки вниз и запишите сегодняшнее число.

7. Дифференциация звуков в словах

– Сейчас поиграем в игру “Что где находится?” (Приложение 1 .)

– Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять букву, с которыми мы сегодня работаем.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.

– Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? Капуста. В слове капуста слышу звук т, он согласный, глухой, значит, пишу букву тэ , выделяю букву тэ , рисую колокольчик без язычка.

– Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Стул .)

– Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (Дыня. )

– Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (Карандаш. )

– Что находится между карандашом и стулом? (Дом .)

– Что находится под тарелкой? (Ведро .)

– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения. )

8. Дифференциация звуков в предложении

– Составьте из предложенных слов предложения и подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

У, дом, в, дедушки.

Около, деревни, пруд.

Летом, Тема, был, у, дедушки.

– Прочитайте, что у вас получилось. Запишите каждый свое предложение в тетрадь и найдите в нем наши.

Буквы выделите, их как мы это делали в словах.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ .)

Давайте попробуем поставить, наши предложения так чтобы получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тема был у дедушки.

– Придумайте продолжение нашему рассказу.

Вариант 1

Он ходил летом на рыбалку. В пруду водилось много рыбы. Тема любит отдыхать летом в деревне.

Вариант 2

Дедушка подарил Теме удочку. Мальчик каждое утро ходил на рыбалку. Рыбу он отдавал коту Ваське. Мальчик очень любит рыбалку.

– Как можно озаглавить наш текст.

9. Итог занятия

– Какие звуки учились различать на занятии? (Т, д .)

– Дайте краткую характеристику этих звуков? (Т – согласный, глухой, произносится без участия голоса. Д – согласный, звонкий, в произношении учувствует голос .)

– Для чего мы учились различать эти звуки? Чтобы писать без ошибок.

Тимонова Ирина
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Д] - [Т]»

Цель :

Профилактика дисграфии и дислексии; -уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [д] и [т] ; - развитие фонематического восприятия; - развитие навыков звукового анализа и синтеза ; -обогащение словаря детей; -закрепление знаний языковых норм; -способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков) ; -способствовать формированию устанавливать причинно-следственные связи;

Оборудование :

буквы «д» и «т» на каждого ребенка;

колокольчики из самоклейки;

полоски для выкладывания букв;

полоски для выкладывания схемы предложения;

демонстрационный материал «СМАРТ»

Ход занятия:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Игра «Лопни шарик» .

Дети дотрагиваются до шарика, шарик лопается, называют появившуюся букву и садятся на место.

2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

На интерактивной доске появляются картинки (дом, Том)

Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (дом, Том) .

Назовите звуки по порядку .

Сколько звуков в этих словах ? (3 звука ) .

Это очень похожие слова «дом Том» .

А в чем их различие?

В слове «дом» первый звук - [д] .

В слове «Том» первый звук - [т] .

Посмотрите, поменяли один звук , а изменилось все слово.

Сегодня мы будем учиться различать звуки и буквы [д] и [т] для того, чтобы их не путать.

Давайте вспомним правило.

Правило : звуки слышим и произносим , а букву видим и пишем.

4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ

Давайте сравним и дадим характеристику нашим звукам .

Произнесите звуки [д] и [т] . Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков ? (Одинаково) .

Как мы произносим эти звуки ? Губы чуть приоткрыты, кончик языка упирается в верхние зубы, выдыхаемый воздух «взрывом» разрушает эту преграду. Звуки согласные .

Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко при произношении звука [д] ? (Дрожит) .

А теперь произнесите звук [т] и послушайте , дрожит ли горлышко при произношении этого звука ? (Не дрожит) . Значит, звук произносится без голоса.

Какой вывод мы можем сделать?

[д] - согласный, звонкий, в произношении участвует голос.

Перед вами лежат буквы и колокольчики, приклейте каждой букве нужный колокольчик.

(Дети под буквой из самоклейки приклеивают колокольчик)

ФИЗМИНУТКА

Руки кверху поднимаем

А потом их опускаем

А потом к себе прижмем

А потом их разведем

А потом быстрей быстрей

Хлопай топай веселей.

5. СООТНЕСЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ

Вспомните, из каких элементов состоят буквы «т» и «д» .

На что похожа буква «т» , «д» (показ букв)

Выложите из синих полосок буквы Т, Д.

А скажите, если поставить согласный и гласный звук вместе , то что они образуют? (Слог) .

6. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОГАХ

(на доске появляются слоги)

Давайте прочтем слоги.

АТ, ОТ, УТ, ИТ ТА, ТО, ТУ, ТИ

АД, ОД, УД, ИД ДА, ДО, ДУ, ДИ

А если мы добавим одну букву получится у нас слово?

(дети добавляют буквы и читают получившиеся слова)

А что образуется из слогов ? (Слова) .

7. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СЛОВАХ

Игра «Разложи картинки» на доске находятся картинки в названиях которых есть звуки «т» , «д» . Дети поделившись на команды раскладывают по ящикам картинки с заданным звуком и определяют позицию звука в слове .

Молодцы справились с этим заданием хорошо.

Скажите, что образуют слова, связанные между собой по смыслу? (Предложения) .

8. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Игра «Собери предложение» . Дети переставляют слова и называют получившиеся предложение. На каждое предложение появляется картинка. Дети считают количество слов в предложении и выкладывают схему предложения.

У, дом, в деревне, дедушки.

Пруд, деревни, около.

Летом, Тёма, был, у, дедушки.

Подумайте, какой рассказ может получиться из этих предложений.

Предложения, связанные между собой по смыслу образуют что? (Рассказ) .

Давайте попробуем поставить наши предложения так, чтобы получился рассказ.

У дедушки дом в деревне. Около деревни пруд. Летом Тёма был у дедушки.

Как можно озаглавить наш текст?

9. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Какие звуки мы научились различать? ([т], [д]) .

Дайте краткую характеристику этих звуков .

[т] - согласный, глухой, произносится без участия голоса.

[д] - согласный, звонкий, в произношении учувствует голос.

Для чего мы учились различать эти звуки ?

(Чтобы писать без ошибок) .

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р], [Р’]» Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков «Р» / «Рь» (подготовительная к школе группа). Автор учитель-логопед Козырева А. В.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[С’]» Дифференциация звуков [c](подготовительная группа) Цели: закреплять навыки четкого произношения звуков и их дифференциацию; формировать.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ж], [З]» Ф. И. О. : Овчинникова Светлана Владимировна Должность: Учитель - логопед Образовательное учреждение:МДОУ Детский сад "Березка"п. Новая Игирма.

Конспект группового логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [г]-[к]» Групповое логопедическое занятие (2 класс). Грамматическая тема: Дифференциация согласных звуков [Г-К]. Лексическая тема: Деревья. Цель:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]» Цель: учить дифференцировать звуки [Л]- [Ль]. Задачи: Коррекционно-образовательные: -закреплять умение дифференцировать звуки [Л]- [Ль].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж]» Цель: дифференциация звуков [з] и [ж] в ряде звуков, слогах, словах. Задачи: учить детей различать звуки [з] и [ж]; развивать артикуляционный.

Конспект логопедического занятия

Тема: Дифференциация [т]-[д].

Цель:

Сравнение звуков [т]-[д], их дифференциация.

Задачи:

Закрепить умение выделять и различать на слух звуки [т], [д];

Развивать фонематическое восприятие и аналитико-синтетическую деятельность;

Уточнять и обогащать словарь детей;

Работать над развитием психических функций детей: памяти, внимания, слуховой памяти, мышления.

Оборудование: компьютер, «су-джок» шары, мяч, звуковые линейки, цветные фломастеры, карточки.

СЛАЙД 1

Ход занятия.

I . Организационный момент.

СЛАЙД 2

Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем –
Ни минуты не теряем.

II. Основная часть .

(Щелчок мышкой)

Прежде чем начать наше занятие, нам необходимо разбудить наши пальчики, наши глазки и нашу голову.

1.Выполним массаж Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком (су-джок) в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Упражнение: массаж кольцом су-джок пальцев рук с перечислением дней недели: поочередное перекатывание кольца по пальцам рук. Потереть ладошки и вспомнить выходные дни недели. Сколько дней в неделе?

Назовите, какой сегодня день недели, завтрашний, вчерашний?

Какое сегодня число?

(СЛАЙД 2 – ЩЕЛЧОК МЫШИ)

Сообщение темы.

Сегодня на занятие к нам пришли гости из мультфильма. А вот кто это, вам нужно будет отгадать.

СЛАЙД 3- ЩЕЛЧОК-музыка

(СЛАЙД 3-щелчёк- появляется Том и Джерри)

Мультфильм «Том и Джерри» знают все любители этих героев. Что только с ним не происходило, в какие приключения они не попадали. На нашем занятие мы узнаем новую историю с их участием. Эти герои попали в школьный класс, где пришлось выполнять задания. Посмотрите, как они написали диктант. СЛАЙД 4

Что в этом диктанте не так?

Какие буквы перепутали наши герои?

Что же нужно сделать, чтобы они не путали буквы? (Нужно сравнить звуки.)

Какие звуки будем сегодня сравнивать? [д]-[т]

Нужно помочь Тому и Джерри научиться различать звуки [д]-[т].

Тема занятия: Звуки [д]-[т] и их буквы. СЛАЙД 5

2. Характеристика звуков.

Какой первый звук в именах героев занятия?

Том - звук [т], Джерри – звук [д].

Расскажите про звуки нашего занятия.

СЛАЙД 6

[д] – согласный, твёрдый, звонкий .

[т] – согласный, твёрдый, глухой .

Чем похожи?

Чем отличаются?

3. Развитие фонематического слуха.

Нам необходимо помочь мышонку и коту научиться различать на слух звуки.

а) Игра «ЭХО» СЛАЙД 7

Повторите слоги (с синим мячом)

Та-да-та

То-до-то

Ду-ту-ду дэ-тэ-дэ

Ата-ада-ата

Ода-ота-ота

Идо-ида-ита ату-аду-ату

б) Добавим слог -та или -да в конец слова: (с мячом)

Бе-, коф-, во- , мо-, горо-, воро-, гуся-, утя-, приро-, свобо-, добро-, полно-;

- Покажите движением руки «колокольчик», если в слоге или в слове звук [д]. -Почему?

Покажите движением руки «наушники», если в слоге или в слове звук [т]. –Почему?

СЛАЙД 8

в) Да, та, ту, ды, нда, пто, мдо, фто

(глаза закрыты, язычок прикусили)

г) птицы: аис т , ман д аринка, у т ка, яс т реб, боро д ач, крече т , т урач, д рофа, с т репе т , сул т анка, пас т ушак, т упик, ипа т ка, ав д о т ка, галс т учник, хо д улочник, д упель, т равник, с т риж, у д о д ы, ке д ровка, д убровник, пес т рогру д очка (сибирская), д роз д ы, с т раус.

д) Зв. анализ (зв. линейка) СЛАЙД 9

- Определить место звука [т] (глухой).

Слова: труба (1), стоп(2) (щелчёк) , крот(4), портфель(4),утро (2), плакат(6), самокат(7)

- [д] (звонкий).

Слова: радуга(3), следы(4), друг(1), команда(6),медаль(3), ягода(4), помидор(5)

4. Связь звука с буквой. СЛАЙД 10

Скажите, чем звуки отличаются от букв?

- Звуки слышим, произносим. Буквы видим и пишем.

Какой буквой на письме обозначается звук [д]?

Сколько элементов в заглавной букве “дэ”?

Какой буквой на письме обозначается звук [т]?

Сколько элементов в заглавной букве “тэ”?

Сколько элементов в строчной букве?

Ребята, найдите на листочках буквы «те» и «де», обведите их. (Карточка)

Сколько букв нашли?

5. Физминутка СЛАЙД 11 + гимнастика для глаз (влево-вправо, вниз-вверх, вращение головой, пишем в воздухе буквы Д и Т)

6. Дифференциация в словах

Игра «пятый лишний».

Том и Джерри всё перепутали. Поможем им. Вам необходимо внимательно прочитать слова. Затем, хорошо обдумав, нужно вставить пропущенные буквы. Поэтому вам нужно быть предельно внимательным, терпеливым, сосредоточенным.

СЛАЙД 12

а) - Вставить пропущенные буквы т или д и подчеркнуть «лишнее слово»

упло, ….оговор, пла...ок, …ружба, …жерри;
...ом, …опор, …омовой
, …рубач, …ряпка;
…роз…ы
, …абуре…,…рак…ор, …ор…, …омск.

СЛАЙД 13 ПРОВЕРИМ

В первой строчке лишнее слово платок.

Во второй строке лишнее слово домовой, так как все слова начинаются с буквы т.

В третьей строке лишнее слово дрозды, так как в этом слове две буквы д.

СЛАЙД 14 б) -Том и Джерри очень часто ссорятся. Либо соревнуются. Но каждое их приключение заканчивается чьей-нибудь неудачей. Я предлагаю более безобидное соревнование для них, а вы им поможете.

Записать слова в три столбика 3-мя цветами (к доске выходят ученики) :

Парта 1, погода 2, трудно 3, трактор 4, подруга 5, стыдно 6 , туча 7, борода 8, простуда 9.

СЛА ЙД 15 Проверка (щелкать мышкой):

«Т» «Т - Д» «Д»

парта трудно погода

трактор стыдно подруга

туча простуда борода

7. Дифференциация в предложении.

Два самых веселых героя виртуального мира просто обожают друг друга, хоть часто и воюют между собой. Том гоняется за Джерри, а тот шкодит время от времени. Но сегодня на них обоих возложена серьезная миссия

СЛАЙД 16 . Закончить предложения, выбирая нужное по смыслу слово из данных в скобках.

1.Ветер ____________ шляпу с головы Джерри.

Том запрыгнул на _______________.

(стул, сдул)

2. Джерри любит отдыхать на ___________.

Том в ____________ увёз мусор.

(дачка, тачка)

3. У Тома в лапах ___________.

У Джерри на сердце __________.

(тоска, доска)

4.В озере плавает друг Джерри ______________ Даг.

Была в лапах у Тома на рыбалке.

(удочка, уточка)

Проверка: щелчок мыши.

Запишите любое одно предложение тремя цветами.

8. Итог занятия. СЛАЙД 17

Ну, а нам пора расстаться

И с героями Томом и Джерри прощаться.

Ребята, наше путешествие заканчивается.

Какие звуки и буквы сравнивали на занятии?

В чем сходство?

В чем различие?

Молодцы! Вы заслужили памятные сувениры. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, чтобы у вас всегда было веселое радостное настроение! До свидания! До новых встреч! (Щелчок мыши).