Занятие по логопедии звук ч. Конспект подгруппового занятия «Знакомство со звуком и буквой Ч

Разработала учитель - логопед

Некрасова Надежда Павловна

1. Изолированно произносить звук [Ч]:

Губы округлены и вытянуты вперед, широкий кончик языка касается альвеол (бугорков за верхними зубами), боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинка языка приподнята. При произнесении звука [Ч] кончик языка отрывается от альвеол.

Ч, ч, ч, ч, ч…

2. Автоматизация в слогах:

При произнесении слогов выделяем звук [Ч].

АЧ

ОЧ

УЧ

ЫЧ

ИЧ

ЯЧ

ЮЧ

ЕЧ

3. Автоматизация в сочетаниях слогов:

При произнесении выделяем звук [Ч].

Ач-ач-ач

Оч-оч-оч

Уч-уч-уч

Ыч-ыч-ыч

Ич-ич-ич

Яч-яч-яч

Юч-юч-юч

Еч-еч-еч

Ач-оч-уч

Ич-еч-ач

Яч-юч-еч

Ич-ыч-оч

Еч-оч-уч

4. Проговаривать слова, выделяя звук [Ч]:

Ач: ткач, богач, тягач, кумач, вскачь, плач, (врач), (грач).

Оч: ночь, дочь.

Уч: могуч, тянуч, тягуч.

Ич: дичь.

Яч: мяч.

Юч: ключ, колюч.

Еч: меч, течь, печь.

5. Проговаривать слова, выделяя звук [Ч] :

Ач: пачка, тачка, дачка, задачка, задачник, мачта, качка, значки, удачно; кабачки, башмачки, начни.

Оч: бочка, точка, дочка, почка, кочка, ночка, почта, почва, замочки; очки, бабочка, удочка, дудочка, веточка, ночной, значки, шапочка, уточка, тапочки, Вовочка, девочка, вазочка, баночки, почта.

Уч: кучка, Жучка, тучка, внучка; мучной, паучки, пучки.

Ич: птичка, водичка, яичко, кличка; пуговичка, новички.

Ыч: кавычки; бычки.

Еч: печка, овечка, уздечка, вечно, колечко; маечка, Танечка, Петечка, Ванечка, Анечка, мечта.

Яч: ячмень.

6. Произносить слова, выделяя звук [Ч]:

Ча: кочан, свеча, очаг, мычать, печать, скучать, внучата, печатать, обучать, стучать; туча, сдача, подача, удача, задача.

Чо: бачок, бычок, пучок, значок, кабачок, башмачок, бочонок, паучок, светлячок, скачок, плечо.

Чу: хочу, каучук; жемчуг.

Чи: мячи, учитель, учить, точить; мячик, могучий, пахучий, заячий.

Че: учение, учебник, печенье, качели, кочевник; ученик, печень.

Чё: учёба, учёный, печёный, печёнка, ночёвка, печёт, течёт.

Бахча, бельчата, зайчата, овчинка, мальчик, зайчик, диванчик, венчик, кончик, зайчонок, пончик, птенчик, копчёный.

7. Произносить слова, выделяя звук [Ч]:

Ча: чай, чайник, чайка, час, часто, чашка, чадо, чан, чаша.

Чу: чудо, чуб, чуткий; чугун, чугунок, чудак, чудеса, чугунный, чудной, Чукотка.

Чи: чиж, чижик, чинный, чистить; читать, чихать, читатель.

Че: чек, чей, чешки; чемодан, чемпион.

Чё: чётный, чёткий.

Чтение, чтец.

8. ДИ «Ромашка»:

Подобрать к ромашке те лепестки, в названии картинок которых есть звук [Ч].


9. Образовать существительное с уменьшительно-ласкательным значением:

Назови ласково.

Пень - пенёчек

замок -

стакан -

кувшин -

палец -

язык -

гамак -

бок -

бак -

ваза -

коза -

вода -

собака -

коса -

кофта -

сани -

кисть -

ключ -

мяч -

10. Игра на автоматизацию звука [Ч] в словах:

Инструкция: фишка стоит на букве Ч; 2 клеточки вправо, 1 клеточка по диагонали вниз вправо... какое слово? и т. д. Если фишка останавливается на пустой клеточке, то предложите самостоятельно придумать слово со звуком [Ч].

11. ДИ «Волшебный куб»:

В кармашки куба вставить те картинки, в названии которых есть звук [Ч]. Затем, подбрасывая куб, определять место звука [Ч] в названии выпавшей картинки.

12. Проговаривать слова с двумя звуками [Ч]:

Чечевица, чечётка, чукча, чепчик.

13. ДИ «Чей хвост, чья шубка, чьё ухо?»:

Образование притяжательных прилагательных.

Заяц - (заячий, заячья, заячьё)

Белка -

14. Проговаривать словосочетания, выделяя звук [Ч]:

Мамочкина шапочка ягодная начинка

чугунная печка Ванечкин зайчик

удобные ботиночки кожаный чемоданчик

чугунная ванна новая маечка

тонкая веточка мягкие тапочки

чайные чашки пахучий мёд

Анечкин мячик дикая уточка

мягкая овчинка тёмная тучка

умный ученик дубовая бочка

новый учебник

15. ДИ «Сосчитай до 5»:

новый учебник

чугунная печка

чайная чашка

16. Проговаривать предложения:

Сонечка чистит ботиночки. Ученики читают стихи. Мамочка готовит сочный кабачок. У бычка хвостик кисточкой. На кочке сидит уточка. Танечка играет с мячиком. Бабушка сшила внучке юбочку. Мальчик пьет молочный коктейль. Санечка и Ванечка пасут бычков. У девочки в сачке бабочка. Светочка достает из чемодана маечку и кофточку. У мамочки часы, а у дочки - часики. Девочка Светочка и мальчик Санечка чинят часы. Это Светочкин зайчик, а это Вовочкин бычок. Сонечка сидит на скамеечке, а птичка на веточке.

17. Проговаривать тексты:

Дачники.

На даче Коля и Ваня помогают маме, чем могут: наливают воду в бочку, поливают кабачки, топят печку. Мама называет мальчиков дачниками.

Паучок.

Ткёт паучок паутинку. Ниточка к ниточке, от веточки к веточке. Вот и готова паутинка. Думает паучок: «Попадёт муха в паутинку. Будет чудно!». Но вот птичка чуть-чуть качнула веточку. Нет у паучка ни мухи, ни паутинки.

Текст проговаривать при условии, что в речи есть звук [Р]:

У бабушки.

Летом Танечка ездит отдыхать к бабушке в деревню. У бабушки большой кирпичный дом. В бревенчатом хлеву живут бычок и овечка. За домом течёт ручеёк. Там плавают уточки.

Вечером внучка с бабушкой накрывают на стол. На столе чай в чайнике, молочко, клубничка, черника, свежие булочки.

Из печки бабушка достаёт чугунок с картошечкой, печёные яблочки, а из бочонка грибочки. Часто к ним заходит соседская девочка Олечка и мальчик Ванечка.

После ужина дети по очереди читают интересные книжечки.

18. Проговаривать чистоговорки:

У зайчика значок,

На значке - кабачок.

Ученик задачей

Очень озадачен.

Танечка чётко

Отбивает чечётку.

Ни у кого так чечётка

Не звучит так чётко.

В тумбочке Ани чего только нет:

Пачка печенья, куча конфет,

Задачи: Постановка отсутствующего звука «Ч».

Цели занятия:
- Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука «Ч».
- Укрепить мышцы языка посредством выполнения артикуляционной гимнастики.
- Закрепление правильного произношения звука [Ч].
- Формирование умения выделять заданный звук на фоне звуков, слогов и слова.
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие логического мышления;
- Развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: Игрушка черепаха, картинки.

Организационный момент:
Логопед загадывает загадку про Черепаху:

Домик мой, везде со мной.
Он устроен за спиной.
Я с лягушками дружу
Очень медленно хожу.
Вовсе не букашка,
Кто я...(черепашка)

Показ игрушечной черепахи.
Логопед:
Давай вместе с черепахой сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика:

1. «Лопатка».
Цель: Выработать навыки делать язык широким и спокойно удерживать его в расслабленном состоянии.
Губы в улыбке. Рот открыт. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 - 10. Обратить особое внимание, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

2. «Пирожок».
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать умение поднимать боковые края языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

3. «Качели».
Цель: Укреплять мышцы языка. Развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;
в) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;

4. «Язык перешагивает через зубы».
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

5. «Маляр».
Цель: Вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6. «Грибок».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

7. «Гармошка».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

8. «Вкусное варенье»
Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх - она должна быть неподвижной.

9. «Чашечка».
Цель: Укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опушена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

10. «Фокус».
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

11. «Саночки».
Цель: развивать подвижность языка, умение удерживать язык в верхнем положении с приподнятыми боковыми краями.
Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. движения языком вперед-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

12. «Заборчик» - «Рупор» - «Трубочка».
Цель: укреплять круговую мышцу рта, вырабатывать умение быстро менять положение губ.
Зубы сомкнуты. Губами имитируется произнесение звуков и-о-у.

Ход занятия.

1. Игра: «Поймай звук Ч».
Хлопни в ладошки, если услышишь звук Ч.
- П, Ш, Ч, Ц, Л, Ч.
- ПА, НО, ЧЕ, СА, ЩА, ЧО.
- ЧАЙ, СОН, ЧАСЫ, ЩАВЕЛЬ, СОК, ШАПКА, МЯЧ.

2. Игровой приём постановки звука «Ч». (Постановка по подражанию).
Логопед:
-Черепахи очень медленно ползут, они мирные и спокойные.
-Черепахи любят тишину.
Когда громко, можно сделать так:
Логопед подносит указательный палец к губам и произносит: Ч-Ч-Ч-Ч-Ч…
Логопед уточняет артикуляцию звука «ч»:
При произнесении звука «Ч»
Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
Зубы сближены.
Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка.
-Ребёнок повторяет за логопедом: Ч-Ч-Ч-Ч…

3. Пальчиковая гимнастика: «Черепашка».
- "Сколько пыли, сколько сора –
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка.
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

4. Игра: « Найди картинку».
Ребёнок должен отобрать те картинки, в названии которых есть звук «Ч».
Картинки: чемодан, часы, очки, бочка, пчела, качели, мяч, ключ, шапка, щука, ящик, цапля, тапок, танк.
Итог занятия:
-Какой звук, ты учился произносить? (Звук «Ч»).
Молодец!

Если же по каким-то причинам звук по подражанию не получается, то можно воспользоваться механическим способом постановки звука «Ч». При помощи зонда №5.Ребёнка просят произнести слог ать, зондом №5 приподнимаем и отодвигаем язык назад, затем округляем губы.

ТЕМА: ЗВУК И БУКВА Ч.

Цель: актуализация знаний детей о звуке Ч и букве Ч.

Задачи:

развивать звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;

развивать фонематические процессы;

закреплять зрительный образ буквы;

развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику.

Оборудование:

мяч,

ряд цифр (среди которых есть цифра 4) и ряд букв (среди которых есть буква Ч),

буква Ч, стилизованная под человечка и цифру 4;

печатная буква Ч;

фишки – зеленые кружки по числу карточек, в названии которых есть звук Ч;

картинки-лото, в названии которых может встречаться звук Ч;

5 ребусов;

карточки с написанными словами-«примерами»;

буквы большого формата, по контуру которых написаны деформированные предложения;

картинки из лото.

Ход занятия

1.Представление звука Ч, его анализ.

Для занятия нужна сюжетная картинка со спящей в кровати девочкой.

Логопед предлагает детям прослушать маленький рассказ, постараться услышать звуки окружающего мира, которые будут в рассказе упоминаться.

Логопед. В доме было необычайно тихо. Только тикали на стене часы, как будто что-то шептали: чик-чик-чик, да стучал колесами отходящий со станции поезд: чух-чух-чух. И вдруг в окно постучался соседский мальчик. Мама отодвинула занавеску, приложила палец к губам: «Ч-Ч-Ч, тихо! Дочку разбудишь.» Девочка в кроватке перевернулась на бочок, чихнула: ч-ч – и снова тихо засопела во сне.

Повторите звуки окружающего мира и подумайте, на какой речевой звук они похожи. Дети приходят к выводу, что это звук Ч. Затем идет анализ звука Ч.

Звук Ч произносится в момент поднятия кончика и передней части спинки языка к альвеолам (к «бугоркам» за верхними зубами), где образуется смычка, которая потом переходит в щель. Так образуется звук Ч.

Если при произнесении звука есть препятствия, звук нельзя петь, значит, звук ч согласный или гласный? Этот звук глухой или звонкий? Докажите.

Детям дается понятие, что звук Ч в русском языке звучит всегда мягко. Идет обобщение: звук Ч – согласный, глухой, всегда мягкий.

2.Постановка игровой задачи занятия.

Логопед. Что делала маленькая девочка из прослушанного рассказа? (Дети говорят, что она спала).

А вы знаете, ребята, что во сне человеку может присниться все самое необычное, даже волшебное. Так и этой малышке приснилось, что она попала в сказочную страну ребусов и игр. Но она еще мала, чтобы решать ребусы. Давайте мы ей поможем!

3. Игра с мячом.

Цель игры: развитие слогового синтеза.

Для проведения игры берется мяч.

Дети становятся в круг. Логопед предлагает отправиться в путешествие, а для этого собрать команду внимательных и сообразительных. Логопед говорит начало слова, бросает мяч ребенку, ребенок придумывает конец слова.

Затем мяч возвращается логопеду.

ЧА… (часы, чайка, чашка); ЧИ…(чистота, чирикать); ЧУ…(чудо, чудовище); ЧЕ…(чемодан, черемуха).

В конце игры логопед говорит, что все дети справились с заданием и все отправятся в страну ребусов и кроссвордов.

4.Представление буквы Ч.

Цели упражнения: знакомство со стилизованным вариантом буквы Ч, закрепление зрительного образа этой буквы.

Понадобятся: ряд цифр (среди которых есть цифра 4) и ряд букв (среди которых есть буква Ч); буква Ч, стилизованная под человечка и цифру 4, печатная буква Ч.

Логопед. Посмотрите, ребята, кто первым встречает нас у входа в страну ребусов и кроссвордов – это буквы и цифры. Теперь надо поискать среди цифр и среди букв похожие по написанию. Это цифра 4 и буква Ч.

Далее идет анализ написания печатной буквы Ч. Показывается «живая» буква Ч: логопед встает лицом к детям, исходное положение: ноги вместе, правая рука отведена в сторону и поднята в локтевом суставе вверх.

Логопед. Да, вы правильно решили: 1 3 8 4 5 2 7 9 6

«Ч» мы пишем как четыре. А Б Е Ч К М О П Т

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

5.Динамическая разминка.

Чертит мелом буква Ч Руки поднимать вверх,

Свои черточки – Ч-Ч. через стороны опускать вниз. Человечек Ч-Ч-Ч, Приседания с прямой спиной.

И читает: Ч-Ч-Ч,

И чихает: Ч-Ч-Ч.

Чинит часики: Ч-Ч-Ч,

А мечтает о мяче.

Вот какая буква Ч, Имитация танцевальных

Озорная буква Ч. движений.

6.Игровое задание «Подберите нужное слово».

Цель задания: учить детей подбирать слова со звуком Ч.

Логопед. Необходимо ответить на вопрос одним словом, но в нем обязательно должен присутствовать звук Ч.

Имя сказочного мальчика-луковички. (Чиполлино).

Крошечная девочка, которая умещается в бутоне цветка. (Дюймовочка).

Фамилия работника почты деревни Простоквашино. (Печкин).

Обаятельный сказочный персонаж с большими круглыми ушами. (Чебурашка).

Кто такая Тортилла? (Черепаха).

Как звали волшебного джинна из кувшина? (Хоттабыч).

Сказочный змей с тремя говорящими головами. (Горыныч).

7.Игра с фишками.

Цель игры: учить детей выделять звук Ч из названия предметной картинки.

Для игры понадобятся фишки - зеленые кружки по числу карточек, в названии которых есть звук Ч; картинки-лото, в названии которых может встречаться звук Ч.

Логопед раскладывает на столе картинки-лото и предлагает детям положить фишки только на те картинки, в названии которых есть звук Ч.

8.Игровое задание «Назовите один слог».

Цель игры: развитие слогового анализа.

Логопед называет слово, а ребенок – только слог, в составе которого есть звук Ч. Например: ПОДАЧА-ученик называет «ЧА».

Слова: ночь, бечевка, часы, дочка, бельчонок, печка, качалка, черешня и т.д.

9.Решение ребусов.

Цель упражнения: развитие логического мышления.

Логопед помогает детям решить ребусы, объясняя правила в случае необходимости.

М Ч

Т Д

Ш Ч

ЛЕ ЧА

Ч

10.Игра «Веселые примеры».

Цель игры: развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза.

Понадобятся карточки с написанными словами-«примерами».

Логопед. Попробуем составлять и решать веселые примеры. Для этого надо вспомнить, что знак «-» обозначает «отнять, убрать, вычесть», знак «+» обозначает «добавить».

Примеры записаны на доске.

КОРОБ+ОЧКИ=

ПЕРЕДАЧА-ПЕРЕ=

БУЛКА-КА+ОЧКИ=

ЗАЯЦ-ЯЦ+НАВЕС=

ЧАЙНИК-НИК+КА=

МОЧАЛКА-ЧАЛКА+ЛОТОК=

ПЕЧЬ-Ь+КА=

БЕЛЫЙ-ЫЙ+КА=

11.Игра «Какое слово спряталось?»

Цель упражнения: развитие фонематического слуха.

Логопед произносит набор звуков, но в этом наборе спрятано слово. Ученики должны его услышать и выделить. Логопед проговаривает обязательно ударение имеющегося слова.

КРОДАЧАПА – Дача;

УКТУЧАНА – ТУЧА;

ЛАЮЧАЙЗИ – ЧАЙ;

ПЫЧАСЫЖГ – ЧАСЫ;

БРОЧУДОСТ – ЧУДО;

СЛУМЯЧЛИ – МЯЧ.

12.Игра «Запомните только первый слог слова».

Цель упражнения: развитие слогового анализа и синтеза.

Упражнение выполняется стоя. Кто выполняет задание, тот садится.

Логопед просит детей запомнить только первый слог из произнесенных им трех слов, а затем сложить эти слоги в новое слово. Загадка, дача, чары – ЗАДАЧА;

Калоши, лапы, читатель – КАЛАЧИ;

Чудо, человек, лошадь – ЧУЧЕЛО.

13.Чтение деформированных предложений.

Цели упражнения: умение выделять слова в предложении по порядку; закреплять зрительный образ букв; развивать внимание.

Потребуются буквы большого формата, по контуру которых написаны деформированные предложения.

Логопед. Навстречу нам попадаются предложения, которые спрятались в контур больших букв. Давайте их прочитаем.

Примеры предложений: Алиса была в Стране Чудес. Быстро наступила ночь. Девочка взяла воду из бочки.

14.Игровое упражнение «Слоговое лото».

Цель упражнения: развитие слогового анализа.

Понадобятся картинки из лото: качели, чашка, часы, мяч, ключ, чайник, черепаха, чудовище, чемодан.

Логопед. Нам необходимо разложить карточки в 4 ряда: в первом ряду-картинки с названиями из одного слога, во втором ряду-из двух слогов и т.д.

15.Итоги занятия.

Логопед предлагает детям слепить из пластилина букву Ч, вспомнить слова, в названии которых есть эта буква.

Цель:

  • Закрепить навык произношения звука ч в слогах, словах и фразах; закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • работать по развитию звуко-слогового анализа слова “грач”;
  • познакомить с буквой ч; познакомить с правописанием гласных а, у после ч;
  • развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.

Оборудование:

  • дерево, елка, пенечки, картинки, конверт с загадками, паспортом для звука Ч и символами звуков; цветочки с буквами;
  • сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина), медальки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня, друзья, мы отправимся путешествовать по сказочному лесу. А вот на чем мы туда поедим, догадайтесь!

“Кто на бегу, пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя.
Да и меня с тобой” (поезд).

Дети садятся в паровоз (поют песенку).

Вот мы расселись по местам,
Весело ехать в гости нам.
Едем, едем, не долог путь,
Где-нибудь можно отдохнуть”.

II. Закрепление пройденного о гласных буквах и звуках.

– Давайте отдохнем на лесной полянке в этом волшебном лесу.

Посмотрите на пенечках лежат картинки. Возьмите их. На пенечек сядет тот, кто назовет, гласные звуки в слове, которое обозначает предмет на вашей картинке.

III. Знакомство с новым материалом.

1. А это что за конвертик, давайте посмотрим что там!

А в конверте загадки, паспорт, и символы звуков.

Интересно, для чего это? Давайте сначала отгадаем загадки.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча )

– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт. Какой символ мы ему туда наклеим?

Артикуляция

– Возьмите зеркала. Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

– Можно ли его спеть?

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

– Давайте произнесем звук [ч’]

– Как произносится новый звук?

Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.)

– А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук Ч, что у нас с горлышком происходит? (оно молчит). (Звук [ч’] глухой.)

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

Какой символ мы наклеим в паспорт (зеленый кружок).

2. Речевая зарядка:

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

ча-чо-чу-чи

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

– мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо -чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.).

4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.

Найдите мне птичку, в названии которой есть звук Ч (Грач)

  • Сколько слогов в этом слове?
  • Как узнать, сколько слогов в слове?
  • Назовите гласный звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

5. Физкультминутка.

Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте порезвимся на лесной полянке.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.

6. Знакомство с буквой ч.

Ребята, звук Ч обозначается буквой Ч. Где-то в этом лесу она спряталась. Давайте попробуем ее найти. (Дети находят букву Ч)

  • Показ буквы ч.
  • Прописать в воздухе.
  • Выложите букву Ч из палочек.
  • Игра “Раз-два повернись и в букву [ч] превратись”

7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1 )

– Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

8 . А вот и еще полянка, на этой полянке живут буквы. Прочитайте их. (Читают)

– Только одна буква заблудилась. Какая? (Ч) Почему?

– Давайте познакомим нашу заблудившуюся букву с буковками, живущими на этой полянке. Для этого нужно прочитать слоги-слияния с этой буквой ( чи, ча, чу, чо ).

Давайте теперь поиграем с цветочками, на лепестках написаны слова, со слогом (ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ), прочитайте их (туча, куча, часы, чашка, лечу, чулок, чудо, молчу, шепчу, чугун, лучи, свечи, калачи, чижик, жучок, плечо, паучок).

– Молодцы, ребята! Вот сколько новых слов вы прочитали с буквой Ч. Какая важная и нужная буква “Ч”.

VI. Подведение итога занятия.

– Пришло время возвращаться домой. Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

Буква Ч Дарит вам медальки “Юным грамотеям”.

Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит детей по собственному учебнику с опорой на презентацию в программе PowerPoint .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук «Ч» и буква Ч»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:

Знакомство со звуком «Ч» и буквой Ч;

Совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

Совершенствование навыка послогового чтения.

Коррекционные:

Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к познанию; активности, усидчивости, стремления к преодолению дефекта.

Оборудование: «учебник» с заданиями (Прил. №1), проектор и компьютер, указка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный), простые карандаши, клок шерсти, мяч.

Ход

1. Организационный момент. (слайд 2)

Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?

Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать Он пришел сегодня к вам, чтобы помочь овладеть этими навыками и даже принес свой собственный учебник, который специально для вас придумал.

Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?

Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с поиощью звука [ч] как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
- Чему будем учиться по новому учебнику на занятии?

2. Подготовительная работа

А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

Гимнастика для глаз: (слайд 3)

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

Пальчиковая гимнастика: (слайд 4)

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши -

Пусть посмотрят малыши

3. Если б не было его,

не сказал бы ничего.

Это - … (язык, рот…)

Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»: (слайд 5)

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же. (слайд 6)

3. Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.

Вам, наверное, хочется побольше узнать об этом звуке, не правда ли? Звук “Ч” обозначается буквой Ч, в учебнике она в верхнем правом углу. Обведите всеми пальцами той руки, которой обычно пишите, по очереди. Карандашом какого цвета вы ее раскрасите? Почему?

Дайте полную характеристику звуку. Какой он? (слайд 7)

Произнесите звук еще несколько раз и расскажите Чебурашке, как при этом расположены губы, зубы и язык.

На что похожа буква Ч? Чебурашка предлагает поиграть вам в игру.

Игра «Раз-два повернись и в букву Ч превратись»
Дети изображают при помощи пальцев, рук и других частей тела букву Ч.

4. Печатание буквы Ч.

Чебурашка приготовил для вас буквы для печатанья. Посмотрите, как пишется буква Ч? Напишите её в воздухе. Напечатайте буквы в учебнике. Сравните чем они похожи, чем разли

5. Выделение звука на фоне слога, слова.

Чебурашка пригласил друзей поиграть с вами:
Слайд 8
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

Что изображено на картинках в учебнике? Чебурашка просит напечатать букву Ч в окошке домика в зависимости от того, где находится звук «Ч».

6. Упражнение в словоизменении, деление слов на слоги.

Ч ебурашка предлагает вам новую игру.

Игра «Как меняет слово буква ч»
Проследите, как меняется слово, когда в нем появляется буква ч? (слайд 9)

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже, без его услуг.
Дети, в учебнике читают слова. Затем надо поставить букву ч в нужное место в слове и прочитать слово еще раз. Что изменилось?

Река - ре(ч)ка, рука - ру(ч)ка, молоко - моло(ч)ко, яблоко - ябло(ч)ко.
Название предмета звучит более ласково или он уменьшается в размерах.

Игра «Предмет уменьшается, а слово увеличивается»
Дети, у меня для вас есть еще одна очень интересная игра. Но прежде ответьте мне на один вопрос. Мы с вами заметили, что звук [ч] как бы уменьшает предмет, а вот само слово увеличивается или уменьшается? Например, берем клок шерсти (демонстрация). Сколько слогов в слове клок?
Дети (считают хлопками). Один.
Логопед. Теперь отрываем клочок. Он стал меньше, а слово? Кло-чок. Сколько слогов?
Дети. Два. Слово стало длиннее.
Логопед. А теперь возьмем маленький клочочек. Сколько слогов в слове кло-чо-чек?
Дети. Три.
Логопед. Слово стало еще длиннее, а предмет клочочек стал совсем маленький, т.е. предмет уменьшается, а слово увеличивается. А теперь выполним задание в учебнике и сделаем слоговые модели слов.
Дети. Лук - лучок - лучочек, жук - жучок - жучочек, (слайды 10 и 11)

7. Динамическая пауза. Чебурашка предлагает отдохнуть и поиграть.

Пальчиковые игры Железновых «Тук, ток» (дорожка 09)

8. Работа с текстом. Чебурашка приготовил еще одно очень интересное задание.
Прочитаем текст . Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.
Слайд 13
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо прячется под листочками.
А днем греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Давайте, найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно
. ЧЕРЕПАХУ .
Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше.

9. Итог занятия
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии? Где он находится?
Назовите его. Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук «Ч»? Докажите.

Какие задания показались вам интересными?

Какое задание было трудным?
Вы молодцы, отлично работали на занятии, Чебурашка прощается с вами, и оставляет для вас раскраску.