Варианты оформления отрядных уголков в лагере. Мастер класс «Оформление стенгазет в лагере дневного пребывания

Особенности оформления отрядного уголка;

В течение смены дети хотят наблюдать успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они почитать остроумные советы от вожатых, сравнить оценки за чистоту, узнать распорядок дня, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться, и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок, именно он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

Отрядный уголок призван: информировать, развивать активность и мотивировать, разносторонне расширять знания, учить анализировать, давать представления о культуре оформления, пробуждать интерес к творчеству и к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после отрядного дела, благодарности карта сокровищ после поиска клада, реквизит после мероприятия и т.д.).Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Самое главное - уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино).

Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память. Ведь в уголке остаётся всё - "жизнь" отряда за смену, и каждый кусочек что-то напоминает.

Уголок обязательно должен содержать:

    название отряда, девиз, отрядная песня и т.д

    распорядок дня (лагерный и отрядный), расписание занятий/кружков и т.д

    списки детей (можно по комнатам);

    законы лагеря/отряда, список запрещенных продуктов и другие служебные объявления;

    элементы тематического оформления (в зависимости от тематики смены/отряда)

    грамоты и награды отряда, все творчество детей и отряда в целом (в течение смены),

Дополнительно отрядный уголок может содержать:

    план на день/ на смену

    поздравления - отмечать успехи отряда и отдельных личностей, списки именинников

    график настроения, детский или вожатский

    график самоуправление, смены командиров и т.д

    новости отряда (обновляется каждый день)

    «всякая всячина» (стена пожеланий, мотивационки, почта и т.д)

Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, есть некоторые рекомендации, которые Вам помогут:

Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны обновляться (должны появляться новые детские рисунки, новые выпуски лагерной газеты и т.п.)

В уголке должна быть всесторонне описана жизнь отряда (самоуправление, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы и т.п).

В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:

заезд ребят в лагерь в оргпериод;

    основной период;

    заключительный

    период смены.

- Оргпериод

Первый вклад в оформление отрядного уголка делают именно вожатые: готовят приветственную газету, вносят первые декоративные тематические элементы - как знак доброжелательности, радостного ожидания новой встречи с ребятами. Первое такое послание должно быть максимально красочным, располагающим и информативным.

С заездом детей можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Это и будет вашим первым отрядным делом. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.Примерное содержание: (краткие данные о лагере, поздравление с приездом;законы лагеря; название отряда, первые песни, девиз, кричалки, Экраны самоуправления, чистоты, настроения, план на день и другие).

- В основной период смены

отражается ежедневная деятельность отряда:соревнования,подготовка к отрядным и лагерным делам, праздникам, участие в творческих конкурсах, дежурство отряда, жизнь отряда, поощрение детей.

- В заключительный период смены

может быть представлена рубрика "Как мы жили" с фотографиями, или же мысли ребят о прожитых днях. Можно закрепить лист ватмана с надписью, «стена пожеланий», «контакты», где дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания, свои контактные данные.

Подводя итоги:

Отрядный уголок – лицо отряда, организационный элемент, отражение творческого и эмоционального развития отряда в течение смены. По нему можно проследить особенности отряда на каждом этапе, так же проанализировать состояние детей в тот или иной момент смены (экран настроения).

Отрядный уголок должен быть информативным, понятным, информация на нем должна быть упорядочена и сгруппирована, так чтобы любой человек, незнакомый с отрядом, мог сразу разобраться во всей предоставленной информации.

Отрядный уголок должен быть ярким, позитивным, с разнообразием форм и материалов. Состоять из множества элементов, чтобы привлечь внимание. Чем веселее, красочнее и насыщеннее он будет, тем лучше и благоприятнее будет впечатление ребят. Будьте креативными. Размещайте на отрядном уголке различные «фишки», характеризирующие именно ваш отряд.Придумывайте вместе нескучные названия рубрик, главное - привлекающие внимание, чтобы хотелось прочесть, запомнить.

Художественно-оформительская работа в детском лагере, как правило, ложится на плечи вожатого, так как он традиционно является организатором образовательного пространства отряда: это и оформление отрядного уголка, стендов, визитки, выставки творческих работ детей и т.д. В связи с этим овладение основами декоративно-оформительского искусства является важным звеном в подготовке вожатого, готового и способного к созданию условий для актуализации художественного потенциала детей. При этом важно отметить, что вожатые должны обладать широким кругозором, глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками в области искусства.

Кроме того, вожатому необходимо уметь развивать и совершенствовать запросы детей через различные виды продуктивной деятельности, от грамотной организации которой зависит уровень художественно-эстетического развития детей и подростков.

Как показывает практика, лагерь для детей и подростков становится временным домом, который необходимо оформить в этой логике, сделав его уютным, красочным, комфортным, а для этого нужна слаженная работа всего отряда. В художественном оформлении нуждаются следующие пространства:

1. Оформление корпуса

Оформление корпуса предполагает два направления: оформление, подготовленное взрослыми; оформление, выполняемое самими детьми.

В рамках первого направления появляются: табличка с номером отряда и возрастом детей; приветственные плакаты на дверь корпуса или холла; оформление вожатской.

Второе направление связано с оформлением: прихожей;

дверей комнат детей, холла.

2. Общее оформление лагеря

Территория лагеря становится дружелюбной, когда простые указатели выполнены в забавной форме, но при этом эстетическая концепция имеет место быть. Эти таблички можно делать как до заезда, так и во время смены вместе с детьми. На сегодняшний день большой проблемой является задидактированность во всех сферах жизнедеятельности детей. Взрослым, почему-то, все время хочется сделать за детей то, что они вполне могут сделать сами. Но при этом важно помнить о воспитании эстетического вкуса у детей. Поэтому, давая возможность детям и подросткам проявить активность и инициативность, не означает самоустранение со стороны вожатого и организаторов лагеря. Необходимо создать атмосферу команды, в которой от деятельности каждого зависит успех общего дела.

3. Дружинный уголок.

Дружинный уголок создается чаще всего подменными вожатыми, который размещается на видном месте, часто посещаемом детьми. Самым удобным в этом отношении является столовая. Дружинный уголок отражает следующие рубрики:

название сезона;

план сетку;

сведения об отрядах (название и эмблемы);

имена педагогического состава;

имена начальника лагеря, кого-то из песонала и медиков;

сведения об успехах в соревнованиях;

график чистоты уборки территории;

В дружинном уголке также могут располагаться рубрики, которые создаются самой сменой.

4. Отрядный уголок

Одним из центральных тем в лагере становится оформление отрядных уголков, как центральных знаковых пространств, отличающих один отряд от другого. Это не случайно, так как в отрядном уголке отображается вся жизнь отряда, его проблемы и достижения, важная информация и приятные сюрпризы. Концепция уголка-это образ жизни отряда, его принципы, направления. И если к его оформлению подойти бессистемно, неразумно, то можно столкнуться с тем, что уголок будет выполнять одну лишь функцию-декоративную. А образовательная функция остается не актуализированной, что сказывается не только на качестве оформительской продукции, но и общем эстетическом уровне детей.

Что представляет собой отрядный уголок?

Пока дети и подростки находятся на летнем отдыхе, много меняется в их жизни, самые разные события происходят в лагере, участниками которых становятся сами дети. Поэтому хочется зафиксировать не только все мероприятия, но и свои чувства, эмоции. Еще важным для детей является демонстрация достижений, некоего роста, а в некоторых случаях и преодоления. Возникает проблема - размещения всей этой информации в месте, которое всеми обозревается. И таким местом традиционно выступает отрядный уголок, который иногда называют и ежедневником, и ин- формационником. Его цель - отражение жизнедеятельности отряда в лагере.

Отрядный утолок также выступает в качестве средства для формирования творческой активности детей, расширения знаний, воспитания эстетического вкуса, мотивации к самореализации и творческой социализации.

Отрядный уголок -это то место, с которым постоянно работает отряд, отражая все успехи и победы отряда, свои фантазии, изобретения, мастерство. Отрядный уголок не статичная газета, а живое, творческое пространство.

Что включает отрядный уголок?

Как правило, в первые дни делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, которая заполняется в течение всей смены. Перед отъездом дети разбирают уголок по частям на память. Однако можно придумать и другой способ, как увезти с собой уголок или его частичку. Сегодня это можно сделать с помощью интерактивных средств, используемых в медийном пространстве.

Для оформления отрядного уголка можно выделить несколько принципов:

чтобы Уголок был «говорящим», т.е. содержание и его рубрики были мобильными и вариативными;

чтобы Уголок отражал все стороны жизни отряда (самообслуживание, самоуправление, спорт, дни рождения, участие в жизни лагеря, награды, перспективы);

чтобы оформление и обновление Уголка, его рубрик производили дети.

В подготовке уголка и работе над ним можно выделить три этапа:

  • 1. Заезд детей в лагерь и оргпериод.
  • 2. Основной период.
  • 3. Заключительный период.

Для первого этапа можно использовать следующие рубрики:

краткие данные о лагере;

поздравления с открытием лагерной смены;

законы лагеря (а вот законы отряда вырабатываются совместно с детьми, в этом случае они становятся их нормой); адрес лагеря (эта рубрика сохраняется постоянно); наказы ребят с прошлого года, смены, потока; лагерная песня (отрядная песня придумывается вместе с детьми);

план на день (составляется в ходе совместных обсуждений с опорой на общую сетку смены, где имеются «красные зоны» самоопределения детей).

Для отрядного уголка в этот период целесообразно провести конкурс на эмблему, название и прочие позиции, которые находят отражение в уголке. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждает и делает эскиз, макет уголка в соответствии с новыми выходными данными, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

На втором этапе в отрядном уголке отражается ежедневная деятельность отряда: соревнования;

подготовка к отрядным, общим делам лагеря (центра), праздникам;

участие в конкурсах, смотрах, играх; подготовка к дежурству отряда;

«молнии», репортажи, экспресс-опросы; поощрение детей и т.д.

В заключительный период смены на третьем этапе необходимо провести общую рефлексию, обозначив данную рубрику «Что у нас получилось?» или «Что мы теперь умеем?», «Что нам не удалось?» и т.д. При этом общая рефлексия сопровождается фотоотчетами, фиксирующими достижения, также можно сделать отрядный журнал с высказываниями детей, оформить летопись и пр. На этом же этапе может появиться рубрика пожеланий.

Отрядный уголок отражает следующие основные позиции: название отряда; список детей; девиз;

отрядная песня;

речевка или любимая кричалка; план на смену; режим дня;

план на день (или на ближайшие 3-4 дня).

Все компоненты уголка зависят от общей концепции и идеи, влияющей на все оформление.

Отрядный календарь, раскрывающий основные периоды смены. В итоге каждое мероприятие фиксируется в этом календаре. Форма подачи календаря может быть различной. Отрядный календарь раскрывает важные события. Календарь выполняет функцию плана на смену. При этом важно мероприятия не просто обозначить на календаре, а дать им оригинальное название, которые раскрывают суть самого мероприятия.

Новостная лента полностью подчинена новостям и анонсам тех мероприятий, которые только что прошли или планируются, а также в новостной ленте имеются короткие репортажи и интервью.

Поздравления можно выделить в отдельную рубрику. Поздравления в отряде не только посвящены дням рождения, но и любым достижениям в жизни отряда и лагеря.

Режим дня: в данной рубрике отражаются основные позиции с целью выработки общих правил, предусмотренных лагерем. Но важно каждую позицию проговорить с детьми, чтобы выделенные нормы стали собственными для них.

Список отряда, его оформление индивидуально. Можно использовать фотографии, комиксы, коллажи, карикатуры и т.д. Всё зависит от общей концепции отрядного уголка. Для того, чтобы в период смены происходило сближение и плодотворное общение отрядов, целесообразно дать список детей другого отряда, указав их интересы.

Отрядная песня, ее создание возможно на уровне компиляции, а, может, найдутся такие талантливые дети, которые смогут придумать свою песню.

Краткая информация о лагере и отряде. Информация о лагере постоянна, но она может со временем переноситься из уголка отряда в любое другое место в отряде. Форма подачи этой информации также может быть различной. Например, летопись лагеря в высказываниях отдыхающих или история лагеря в рисунках и фотографиях. В информации о лагере и отряде содержатся также официальные сведения (адрес, контактные данные).

Наши достижения представляются не только в выставке грамот, но и отзывов в адрес победителей.

Наши планы раскрывают ориентиры, к которым стремятся дети. Это важно отобразить в отрядном уголке, так как планы ставят сами дети. И в этом случае они несут ответственность, они становятся более собранными, целеустремленными.

Всякая всячина. В этой рубрике, как правило, размещаются такие материалы, которые актуальны «здесь и сейчас».

Книга жалоб и предложений может иметь самые разные обозначения и оформления, но на сути это не сказывается. В этой же рубрике может размещаться отрядная почта.

Отдельным направлением в отрядном уголке являются Законы отряда, которые каждый должен знать и выполнять.

У каждого отряда должны быть свои традиции. Законы четко разграничиваются на две категории. Первая категория - серьезная, которая затрагивает круг вопросов, важных для отряда. Вторая категория шуточных законов, которые, с одной стороны, слегка разбавляют пафосность ситуации, с другой стороны, смыслово определяют ряд позиций во взаимоотношении между детьми и вожатыми.

В процессе выработки правил и законов важно акцентировать внимание детей на трех «нельзя»: нельзя нарушать режим дня, нельзя самовольно уходить за территорию лагеря, нельзя никого обижать.

Режим работы лагеря требует особого оформления. Здесь важно учитывать не только основные режимные моменты, но и общий стиль уголка, название отряда, его девиз. И в связи с этим подойти к оформлению, т.е. рассмотреть его через призму этих позиций. Например:

Вот уже в который раз Повара встречают нас!

Время отдыха, труда, игры

Вместе с отрядом сил не жалей: Пой, танцуй, рисуй и клей!

Ужина время настало и вот - Отряд за отрядом к столовой идет!

Время отдыха, труда, игры

Фильм или дискотека,

А может какая другая потеха?

Второй ужин

Вот и снова горн поет.

Булка и йогурт в столовой нас ждет.

Время отдыха, труда, игры

Кончим ужин, поиграем, Сказки на ночь почитаем.

Время Мой- додыра

На ночь надо нам умыться! Вот вода, а вот корытце.

Спать, спать по палатам Всем ребятам и вожатым!

5. Оформление игр, КТД и мероприятий

При проведении отрядных или дружинных игр или КТД вам тоже может понадобиться оформление. К их числу относятся: реквизит, название КТД, место проведения и т.п.

Для проведения дружинных мероприятий оформляются сами места проведения с указанием названия станции, места проведения тех или иных этапов мероприятия, необходимого реквизита. Если мероприятие проводится на сцене, то обязательно оформляется задник сцены и делается оформление зала, идет изготовление бутафории, приглашений, программок и т.д. в соответствии с тематикой сезона, с тематикой мероприятия или общей концепцией отряда.

6. Награды

Как правило, награды делают вожатые до начала смены:

сертификаты и пр.

Однако могут быть и награды, которые утверждают сами дети.

Грамоты бывают:

Рисованные.

Ксерокопированные - рисуете или набираете на компьютере и размножаете с помощью ксерокса. Если ксерокс черно-белый, то можно раскрасить их, используя разные материалы.

Коктейль-грамоты, составленные из вырезок по принципу коллажа.

Отпечатанные на цветном принтере.

Купленные в магазине.

Сделанные своими руками из подручных материалов: диски, пластинки, трафарет, открытки и пр.

Все грамоты должны быть аккуратными, яркими, подходить по тематике мероприятия.

Грамоты, купленные в магазине, можно использовать для награждения на официальных или серьезных мероприятиях (открытие, закрытие, Олимпиада, Зарница).

7. Костюмы.

Для изготовления костюмов используйте все подручные средства, в том числе и бросовый материал. Важно, чтобы все костюмы были оправданы и соответствовали характеру и содержанию мероприятия. Особенно это касается спектаклей, выступлений на сцене.

Что необходимо для оформительской работы в лагере?

Бумага для рисования формат (бумага чертежная) А 4

20 листов (на каждого ребенка)

Бумага (ватман)

15 листов (на отряд)

Бумага цвет-

Бумага для оригами (5 наборов на отряд)

Бумага для аппликации (1 набор на каждого ребенка)

Бумага для аппликации двусторонняя (1 набор на каждого ребенка)

Набор крепированной бумаги 12 листов 12 цветов (7 пачек на группу)

Белый картон (мелованный)

  • (1 пачка 10 листов на двух детей) Белый картон (немелованный)
  • (1 пачка 8 листов на каждого ребенка)

Цветной картон (16 листов 8 цветов) (1 пачка на двух детей)

Гофрокартон цветной (5 листов 5 цветов) (1 пачка на каждого ребенка)

Поделочный картон 10 листов 10 цветов (5 пачек на группу)

Черный картон (30 листов на группу)

Краски гуашевые (наборы: луч или мастер-класс) 12 цветов

1 набор на ребенка

акварельные

  • 1 набор
  • (12 или 24 цвета) (на каждого ребенка)

Карандаши

грифельные

По 3 карандаша на каждого ребенка (твердо-мягкий (ТМ или НВ), мягкий (М или В), очень мягкий (3 М или 3 В)

Цветные карандаши (лучше акварельные)

  • 1 набор
  • (18 или 24 цвета) (на каждого ребенка)

Ручка гелевая черная

1 ручка (на каждого ребенка)

Масляная

1 набор 25 цветов (на каждого ребенка)

Сухая мелко- вая пастель

7 наборов (20 цветов) (на отряд)

Фломастеры

1 набор (10-12 цветов) (на каждого ребенка)

Кисти синтетические

1 набор 3 кисти: №№ 2, 4, 7 (на каждого ребенка)

Кисти малярные

Плоская малярная кисть (2,5 см)

Валик малярный

Валик с лотком (на каждого ребенка)

Клей ПВА (1 тюбик по 45 гр на каждого ребенка)

Пластилин

1 набор 12 цветов (на каждого ребенка)

Глина для лепки

1 упаковка глины для лепки (1 кг) (на каждого ребенка)

салфетки

2 пачки (на ребенка)

Бумажные

салфетки

  • 2 пачки бумажных белых салфеток (100 шт. на группу)
  • 2 пачки желтых салфеток (на группу)
  • 2 пачки розовых салфеток (на группу)
  • 2 пачки красных салфеток (на группу)
  • 1 пачка с изображением цветов (любых) (на группу)

Губка поролоновая

Круглая поролоновая губка (1 шт. на каждого ребенка)

Прямоугольная поролоновая губка (1 шт. на каждого ребенка)

1 палитра на каждого ребенка

Стакан для воды

1 стакан на каждого ребенка

Фартук для рисования

Фартук для рисования (на каждого ребенка)

Также нужны:

Кнопки, скрепки, степлер.

Тетради (1 на ребенка).

Ненужные журналы.

Старые открытки.

Раскраски.

Отдельную группу составляет природный и бросовый материал, в сборе которого принимают участие сами дети.

М.М. Борисова, Н.Н. Илюшина, Н.П. Павлова,Т.Н. Щербакова


Техники, которыми можно воспользоваться для оформления

Рассмотрим подробнее ряд художественных техник.

Техники рисования. В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike - искусная и techne - искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ. В узком смысле слова понятию техника соответствует прямой непосредственный результат работы художника специальными материалами и инструментами. Под техникой рисунка Т.С. Комарова предлагает понимать владение материалами, инструментами; способы их использования для целей изображения, выражения художественного образа; развитие глаза и руки, их согласованную деятельность.

Классические техники определены в соответствие с используемым материалом (гуашь; акварель; пастель; соус; сангина, уголь; карандаш; фломастер).

Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребёнку добиться выразительности создаваемых образов.

К неклассическим техникам можно отнести:

Монотипия. Для выполнения данной техники необходимо сложить лист бумаги пополам, а затем нанести цветовые пятна на одну половинку сложенного листа. После этого лист опять складывается, при этом плотно прижимаются обе половинки. Далее лист раскрывается. Цветовое пятно, полученное от смешения нескольких цветов, дорисовывается до определенного образа.

Диатипия. С целью получения изображения берётся листок бумаги, на который наносятся цветовые пятна. После этого листок прикладывается к другому, разглаживается и в определённом направлении листок отрывается от основного. Нанесённые таким образом пятна позволяют создать фактурное изображение на плоскости.

Акватипия. Для использования этой техники необходимо иметь обработанный лист оргстекла. На него наносится краска (преимущественно акварельная), замешанная с мылом. На подсыхающую поверхность накладывается лист бумаги и плотно прижимается. Можно немного сдернуть лист по стеклу-оттиск будет интереснее. Полученное изображение доводится до определенного образа.

Кляксография. Игры с кляксами позволяют развивать глазомер, координацию движений, фантазию и воображение. Эти игры обычно способствуют снятию напряжения эмоционально расторможенных детей. На лист бумаги следует поставить большую яркую кляксу (тушью, акварелью), чтобы капля кляксы была «живой». Можно потрясти лист, тогда она начнет двигаться; подуть на кляксу (лучше из соломинки или трубочки от сока), и она «побежит», оставляя след. Можно сверху капнуть другим цветом и тоже раздуть. Получившееся изображение доводится до образа.

Линотипия (цветные ниточки). Для выполнения данной техники потребуется одна или несколько ниточек длиной 25-30 см. Необходимо сложить лист бумаги пополам, а затем разложить в произвольном порядке предварительно выкрашенные цветными красками ниточки на одну половинку сложенного листа. После этого обе половинки складываются, при этом один конец ниточки (чек) должен оставаться снаружи, плотно прижимаются и аккуратно разглаживаются. Затем, прижимая сверху одной рукой, второй - резким движением ниточки выдергиваются. Полученное изображение следует довести до образа.

Рисование по мятой бумаге. На смятую в комок бумагу наносятся цветовые пятна, затем аккуратно расправляется. При закрашивании, в местах сгибов, краска становится более интенсивной, темной. Проявляется так называемый «эффект мозаики».

Рисование двумя красками. Для выполнения этой техники на кисточку набирается одновременно две краски. Например, на весь ворс -серая, а на кончик -белая краска. При нанесении на лист бумаги получается эффект объемного изображения.

Рисование двумя кисточками. Краска наносится на две кисточки, затем кисти берутся в одну руку, и выполняется мазок двумя кисточками одновременно, что позволяет передать элементарный объем.

Рисование по фольге. Для этого необходимо взять плотную фольгу и с помощью старых ручек нанести изображение путем штрихования, точечного рисования и проведения различных линий.

Граттаж (цветная восковка). Для выполнения этой техники плотный лист бумаги покрывают толстым слоем воска, парафина или цветных восковых мелков. Сверху широкой кистью или губкой в несколько слоев наносится тушь. Для плотности закрашивания можно приготовить специальную смесь: в гуашь или тушь добавить немного шампуня или мыла. Затем тщательно все перемешать и нанести на лист, покрытый воском.

Рисование восковыми мелками. На чистый, сухой лист бумаги наносится контурное изображение с помощью восковых мелков. После этого акварелью заполняются участки, образованные от линий, нанесённых мелками. В результате такого рисования получается изображение, напоминающее технику холодного батика, где присутствует чёткий контур, образованный рисунком восковых мелков и нежные, прозрачные цветовые пятна, подчёркивающие содержание образа, характер контура.

Рисование на стекле. Изображение получается в результате нанесения краски на поверхность стекла, предварительно обезжиренную. При работе со стеклом необходимо обработать края стекла, чтобы оно было безопасно для рисования.

Пальцеграфия. Рисунок наносится пальчиками, боковой частью ладони, кулаком. Рисовать полностью ладонью не желательно, поскольку частое рисование ладонью приводит к негативным последствиям, связанным с появлением сухости кожи на ладонях. Техника пальцеграфии используется только в отдельных случаях, фрагментарно.

Силуэтное рисование. Изображение выполняется одним цветом, контрастным по отношению к фону. Как правило, рисунок получается из пятна, которое дорисовывается путем добавления деталей до получения целостного силуэта, напоминающего предметы, объекты.

Невидимые картинки. Рисунки получаются после дорисовывания каракуль, появившихся в результате рисования с закрытыми глазами.

Набрызг состоит в получении изображения путём распыления краски с помощью зубной щетки. Набрызг используется как самостоятельная техника, так и в комплексе с другими. К примеру, совместно с трафаретами, эстампом.

Печатки и штампы выполняются из овощей и фруктов, путем вырезания из них определённой формы. С помощью штампов и печатей можно получить ритмичный рисунок, узор, орнамент. В качестве печатей могут выступать крышки от пластиковых бутылок и ластики.

Матрицы, также как печати и штампы, позволяют тиражировать определенный силуэт, но выполняются из плотного картона, из которого вырезается сначала общий силуэт, после чего он отпечатывается на листе бумаги. Затем вырезаются поочередно детали образа, которые по замыслу имеют другой цвет, отличный от предыдущего силуэта. На детали наносится краска, после чего они отпечатываются в соответствующем месте на листе бумаги для завершения образа. Нужно отметить, что матриц вырезается столько, сколько цветов в планируемом рисунке.

Тампонирование бывает двух видов. Первый связан с тем, что изображение получается в результате наложения на лист бумаги трафарета, внутренняя часть которого заполняется краской с помощью губки или тампона. Второй вид заключается в свободном использовании тампона или губки в качестве изобразительного инструмента. То есть, рисунок создается благодаря отпечаткам, полученным от соприкосновения тампона с поверхностью листа бумаги. Используя данную технику, можно достигнуть эффекта размытости контура.

Простая гравюра на картоне. Суть гравюры заключается в том, что на картон наклеиваются отдельные детали целостного образа. Причём некоторые детали наклеиваются многослойно. Делается это для того, чтобы получить неровную, неоднородную поверхность. После того, как все детали приклеены, весь картон покрывается слоем гуаши или темперы. Пока не высохла краска, к картону плотно прикладывается чистый лист бумаги. Чтобы получился чёткий оттиск, необходимо по листу прокатать скалку. В завершении получается печатное изображение. Данная техника позволяет многократно использовать картонную заготовку для получения изображения.

Витраж. Это изображение получается с помощью цветной плёнки или раскрашенной кальки, которая клеится на силуэт, вырезанный из картона.

Рисование мылом. Для получения изображения необходимо на кусок мыла нанести краску. После этого с помощью круговых движений кисти получить цветную пену, которую необходимо наносить на лист бумаги, предварительно смоченный водой. Пена, высыхая на листе бумаги, создаёт определённую фактуру, которая может использоваться при изображении моря, снега, пожухлой травы, облаков и т.д.

Рисование солью. Прежде всего, необходимо выполнить фон, на который посыпается соль. Соединяясь с краской, соль оставляет белый ореол, который может создавать эффект падающего снега, многочисленных цветов на лугу, песочного берега и т.п.

Рисование манкой. Манка, также как соль, посыпается на подготовленный фон. Но, в отличие от соли, она не растворяется, а формируется в комки, из-за чего образуется фактурное пятно, которое может преобразоваться в скалу, пышную траву, гроздья сирени и т.д.

Рисование зубной пастой. Суть данной техники рисования сводится к тому, что зубная паста выступает в качестве красящего вещества. Изображение получается таким же способом, как в технике диатипия: зубная паста наносится на небольшой листок бумаги, после чего он прикладывается к основе, затонированной темными оттенками (тёмно-синий, тёмно-коричневый, чёрный, тёмно-зелёный). Оттиски зубной пасты позволяют создать сельский (зимний), морской пейзаж, стилизованный портрет, натюрморт, поскольку их фактурность сама по себе уже интересна и выразительна.

Рисование чаем осуществляется с помощью чайных пакетиков, в которых содержится чай, различный по цвету: от зелёного до чёрного. Разный колорит позволяет экспериментировать с содержанием рисунка. Для получения изображения необходимо опустить чайный пакетик в тёплую воду, а затем, прижимая его к листу бумаги, наносить различные по форме и направлению пятна. Образовавшиеся отпечатки можно дорисовать с помощью акварели и гелевых ручек до образа.

Рисование с помощью пищевой плёнки используется в основном для создания фона. На смоченный водой лист бумаги наносится акварель или жидкая гуашь, после чего весь лист, пока он ещё остаётся влажным, покрывается пищевой плёнкой. При этом плёнка не должна расправляться. Чем больше она имеет мятый вид, тем интереснее получаются оттиски. Как только высохнет лист, с него снимается плёнка. Образовавшиеся от неё следы могут служить самостоятельным фоном, а могут быть и частью образов.

Техника рисования тканью. Принцип выполнения этой техники тот же самый. Но у неё есть своя особенность: краска может наноситься как на лист бумаги с последующим оттиском ткани, так и на саму ткань. При этом обязательно необходимо смачивать ткань водой, чтобы краска постепенно расплывалась по листу бумаги, меняя свою насыщенность.

Рисование восковой стружкой. Суть техники заключается в том, что стружка раскладывается хаотично на листе бумаги, после чего накрывается чистым листочком, по которому необходимо прогладить тёплым утюгом. В результате проглаживания восковая стружка расплывается, образуя единое цветовое пятно, которое в последствие можно дорисовать до образа.

Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий. Всё зависит от задач и степени включённости каждой отдельной техники.

Рисование пищевыми красителями. На влажный лист наносятся пищевые красители путем рассыпания. После этого образ дорисовывается с помощью акварели.

Рисование по наждачной бумаге. На наждачную бумагу наносится манка или песок в соответствие с содержанием образа.

Рисование манкой и клеем. На темный фон наносится клей в тех местах, где будут находиться предметы (объекты), после этого на клей посыпается манка. Получается воздушный образ.

Рисование фольгой. На подготовленный фон наносятся изображения с помощью фольги, предварительно окрашенной гуашевы- ми красками.

Рисование пластиковыми карточками. На фон наносят пятна гуашевыми красками, после чего пластиковыми карточками пятна размазываются в разных направлениях. Так получается нужный образ.

Рисование на кальке. На кальку наносятся изображения восковыми мелками или пастелью (сухой, масляной), после чего изображенные предметы и объекты обводятся фломастерами или маркерами (черного цвета).

Рисование капсулами от киндер-сюрпризов. Лист бумаги густо покрывается гуашевыми красками. После этого частичкой от киндер-сюрпризов процарапывается фон. Таким образом получается изображение-оттиск.

Рисование сухой гуашью. На фон, выполненный гуашевыми или акварельными красками, наносится сухая гуашь. Гуашь прилипает к листу бумаги, после этого можно дорисовать образ красками.

Рисование с помощью ватных дисков. На влажный лист бумаги приложить половинку ватного диска и обильно закрыть гуашевой краской. Ватные диски позволяют передать форму самых разных предметов, объектов. Состав гуаши помогает закрепиться диску на листе бумаги без клея.

Рисование с помощью бумажной салфетки. Белая бумажная салфетка прикладывается к влажному фону и промакивается с помощью кисти акварельными красками. Покрытая акварелью салфетка передает фактуру. Салфетку можно предварительно смять и приложить к фону, а затем закрыть гуашевыми красками. Так салфеткой можно изобразить крону дерева, лес, кустарник, гроздь сирени, букет цветов, тело животного и т.д.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что лето -период, благоприятный для развития физических и духовных сил ребенка, для формирования у него важных интегративных качеств, для творческой социализации и самовыражения. И оформительская работа может стать мощным средством и условием для решения поставленных задач. К тому же, оформление в лагере или отряде - это увлекательное, познавательное и воспитательное дело, которое объединяет всех участников педагогического процесса в период отдыха.

Летняя погода очень изменчива и капризна, а некоторые дети в вопросах «экипировки» постоянны: как уж «влезут» в любимые джинсы и свитер, так их оттуда никакими силами не вытянешь даже в сорокаградусную жару. Поэтому облегчить свою воспитательскую долю можно, договорившись о создании соответствующей рубрики в отрядном уголке - о вариантах одежды (например: «парад», «дождь», «солнце», «спорт»). К месту будет напомнить о том, что информация о санитарном состоянии в отряде должна быть наглядной, ведь все так стараются быть лучшими по чистоте и порядку! Не забудьте отвести в уголке место для «поздравлений»: именинников, победителей, призеров и тех, кому отряд хотел бы сказать «спасибо» за хорошее дежурство, за помощь малышам...да мало ли еще за что. Главное, чтобы эта рубрика никогда не пустовала! А для этого можно учредить в отряде конкурс -«Поздравь друзей!»:

с тем, что вожатые сегодня выспались и у директора хорошее настроение!

любителей поплавать с открытием купального сезона!

с первым дождем в лагере!

всех, всех, всех с интересно прожитой неделей в лагере!

Обязательно найдите место для рубрики «Режим дня» и информация о лагере (законы, традиции, лагерные песни и легенды, почтовый адрес лагеря). А также это могут быть рубрики «Твое настроение», «Есть что сказать -скажи!», «Погода на завтра», «Доска объявлений» и любые сведения, которые помогут ребятам снять внутреннее напряжение, найти взаимопонимание и искоренить сомнения в своих способностях. Только если не подумать о красочном оформлении и композиции уголка, все перечисленное выше будет выглядеть на стенде сплошным винегретом. Итак, об оформлении.

Если исходить из статистических данных, то в 98 случаях из ста - и вожатые, и их воспитанники далеко не художники. Впрочем, и отрядный уголок скорее не живописное полотно, а информационная газета или журнал. Поэтому, чем ближе стиль ее оформления к газетно-плакатному, тем лучше, а, значит, при оформлении должны быть использованы 3-4 хорошо сочетающихся цвета. Причем яркие и чистые цвета аппликации из цветной бумаги гораздо предпочтительнее темных «гуашных» разводов. И еще немного секретного: существуют определенные законы организации места. Они связаны с тем, что любой печатный текст мы читаем слева направо, а любое изображение рассматриваем сверху вниз - это чисто рефлекторная привычка. Поэтому, оформляя уголок и следуя принципам газетного листа, сверху помещается название, эмблема, девиз отряда (как бы «шапка»). Все, что будет находиться в середине - важная и постоянная информация о жизни коллектива, а уже внизу и по бокам могут помещаться самые «несерьезные» материалы.

Помогут в оформлении отрядного места следующие способы иллюстрирования:

красочные, интересные открытки и вырезки из журналов;

эмблемы, вымпелы и различные сувенирные «безделушки»;

напыление, которое делается с помощью зубной щетки или жесткой кисти: на оформляемом пространстве раскладываются шаблоны (из бумаги, картона, листья, цветы и т.д.), они должны заходить друг за друга. Напыление проводится в несколько этапов, каждый раз «опыляется» все пространство, а шаблоны постепенно удаляются, один за другим.

выдувание: на гладкую бумажную поверхность наносят каплю из туши и с помощью трубочки из нее выдувают лучики, ветки, щупальца, кустарники и т.д.;

граттаж: делается заготовка - плотную бумагу натирают свечой до получения ровного слоя, затем прокрашивают гуашью и дают подсохнуть. Все надписи и рисунки наносятся на поверхность заостренным предметом, а восковую стружку снимают мягкой кисточкой.

Только не подумайте, что соблюдение всех этих советов - обязательные оформительские условия. Ни в коем случае! Ваш отрядный уголок может быть сколь угодно игровым и выразительным. Надо только немного пофантазировать! А, главное, чтобы он нравился самим ребятам, а вас распирала творческая гордость потомка Церетели!

P.S. Конкурс, который можно проводить в течение всей смены в отрядном уголке и который развеселит и детей, и вожатых, и даже администрацию лагеря, это -конкурс «Крылатая фраза дня». Предложите ребятам продолжить «список», периодически (каждые 3-4 дня) подводите итоги, определяя и награждая «интереснейшую фразу сезона». Попробуйте!

Оформительские «тайны».

Фон. Несколько советов, как сделать яркий фон на большом формате за минимальное количество времени:

использовать губку для мытья посуды, либо просто кусочек поролона;

использовать насадку-распылитель для бутылки, в которой развести краску необходимой концентрации;

вместо распылителя можно использовать аэрограф -для этого вам понадобятся материалы: пустой стержень и корпус от гелиевой ручки, коробок спичек. Стержни закрепляем под прямым углом на коробочку, узкий стержень опускаем в стаканчик с краской, а в широкий выдуваем воздух;

фон получится более ярким, если при использовании аэрографа или распылителя использовать метод трафаретов, т. е. перекрываем одну часть - задуваем, затем перекрываем другую часть - задуваем. Таким образом, мы можем использовать несколько цветов на одном фоне, наложение картинок и тематические фигурки на фоновом рисунке;

получается очень веселый фон, если он состоит из отпечатков ладошек ваших деток.

Объем. При оформлении уголка можно использовать объемные фигуры:

из бумаги, которые можно подвесить рядом с уголком, либо на потолок: чайки, человечки, звезды, шарики, цветы;

отдельным блоком на рефлексию можно придумать многоуровневую конструкцию, которую впоследствии детям необходимо собрать воедино;

использование объемных деталей: буквы, ракушка с жемчужиной, «сундук настроения»;

чтобы сделать объемный ландшафт, необходимо, помяв газету, накрыть ее намоченной в ПВА марлей. Когда высохнет, необходимо закрасить гуашью;

план на день можно сделать в виде большого дома, у которого открываются окна.

Так как основным местом жизнедеятельности вашего отряда будет отрядное место, оно должно быть уютным и удобным. Это может быть отдельная беседка, укромный уголок, любое помещение со стенами. Еще до того, как приехали дети, вам придется позаботиться и о нем, приготовив так называемый «встречный уголок».

В нем должны присутствовать: слова приветствия; телефон, полный адрес лагеря; законы, традиции;

режим дня и место для меняющегося плана; добрые и веселые советы; возможно, пожелания предыдущей смены; номер отряда;

экран настроения. Оформить его можно по-разному. Можно на одном или нескольких листах ватмана, можно, распределив по всему отрядному месту.

По окончании организационного периода у вашего отряда появится «рабочий уголок». В него войдут все произведения искусства отряда. Здесь можно разместить следующие рубрики:

Название отряда.

Девиз, эмблема, отрядная песня.

План-сетка с результатами планирования. Нарисуйте календарь на весь месяц с указанием дня недели и числа. Под каждым числом впишите соответствующие мероприятия, предусмотренные администрацией лагеря, и мероприятия, запланированные вами. Постоянное ожидание чего-то нового стимулирует в ребенке мотивацию к деятельности, поддерживает его активность и положительную эмоциональную динамику отряда.

Список отряда. Удобнее составлять список по палатам. Постарайтесь его обыграть, дав веселые характеристики в рисунках каждой группе. Списки на дверях палат предложите оформить самим ребятам.

«Сегодня в отряде!..». Расписание на предстоящий день и шуточные советы к предстоящему мероприятию (походу в лес, на речку, спортивному конкурсу), веселые рекомендации по поводу того, как проводить время в плохую погоду.

«Пальма лагеря». Поместите в ней правила и законы лагеря. Повесьте пальму в отрядном месте, чтобы она всегда была перед глазами ребят. Правила можно юмористически обыграть: так они будут легче и менее конфликтно усвоены ребятами.

Рубрика «Эти песни мы поем». Часто вожатый сталкивается с тем, что ребята по много раз просят написать слова и аккорды понравившихся песен. Отведите в отрядном уголке место, где тексты наиболее популярных у ребят песен будут находиться постоянно и любой из желающих сможет подойти и переписать их в любое время.

Дополнительно в отрядный уголок вы можете поместить:

«Веревка доверия». Это отличный способ наладить наиболее доверительное общение между вожатыми и отрядом. В углу отрядного холла натяните веревку с прищепками (скрепками). Каждый ребенок может прикрепить к веревке листок бумаги и на одной стороне написать волнующий его вопрос, а на другой стороне вожатый пишет ответ.

«Тайная почта». Это один из наиболее простых путей по созданию положительного взаимодействия детей друг с другом. В первые дни смены напишите на маленьких бумажках имя каждого ребенка (можете включить и себя). Смешайте их и предложите каждому вытянуть бумажку с именем (если вытащил свое, то тянет еще раз), ребенок запоминает имя, но никому не говорит. Таким образом, у каждого оказывается «тайный друг по переписке». В течение всей смены ребята каждый день пишут «своему другу» какие-нибудь приятные слова, делают маленькие поделки, сюрпризы. В конце смены они должны угадать, кто же все это время оказывал им знаки внимания.

«Градусник настроения». При помощи этого градусника ребенок в любой момент может выразить свои эмоции, изменив показатель градусника в соответствии со своим настроением. Изготовить градусник можно из куска картона и двух связанных в кольцо разноцветных тесемок (различные настроения вы можете отобразить как словами, так и рожицами).

«Ромашка». Посередине листа ватмана нарисуйте окружность - серединку цветка. Сделайте вокруг надрезы и вставьте туда ярко раскрашенные вырезанные из другого ватмана (или из цветной бумаги) лепестки. При помощи этих лепестков можно распределять методом жеребьевки задания по уборке, дежурству в столовой и т.д.

«Забор гласности». Это может быть один или несколько листов ватмана, оформленных в виде забора и прикрепленных к стене. В течение смены каждый может подойти к «забору» и написать на нем все, что вздумается. Это поможет вожатым отслеживать настроение ребят, держать руку на пульсе всего происходящего в отряде, а администрации лагеря - сохранить стены и забор в чистоте.

Постепенно ваше отрядное место будет «обрастать» всевозможными новыми и интересными идеями, вы можете пополнять его работами и ребят из других смен.

В конце смены ваш уголок превратится в «прощальный».

Отрядный уголок – презентация отряда, выраженная в графическом виде. Уголок отряжает основную информацию об отряде, его деятельность в течение всей смены. Важно, что бы он был не только красивым, ярким, креативным, но и всегда содержал актуальную информацию о жизни отряда.

Оформление должно соответствовать названию отряда, тематике проводимой смены, возрасту детей.

Основные элементы отрядного уголка можно разделить на два вида:

Статичные – не изменяются в течение всей смены, содержать основную информацию о вашем отряде:

  • Название
  • Девиз
  • Речевка
  • Список детей
  • Законы лагеря и отряда
  • Распорядок дня
  • Отрядная песня
  • Списки именинников
  • Распорядок дня

Динамичные – дополняются в, меняются в течение смены:

  • достижения детей в период смены (личные и командные): грамоты, благодарности и т.п.;
  • поздравления именинников;
  • мероприятия, проводимые в лагере и в отряде;
  • план на день;
  • почта, приуроченная к мероприятиям;
  • экран чистоты;
  • экран настроения;
  • стена гласности.

Визуальное оформление уголка ограничивается только фантазией вожатого и детей, значит, выбор практически безграничен. Это может быть как рисунок на одном или нескольких ватманах, так и целая композиция из различных элементов.

Как оформить отрядный уголок?

Отрядный уголок рисуется в первые дни смены – организационный период. Важно, чтобы оформлением уголка занимались именно дети, а не вожатые по ночам. Совместная работа детей, позволит сплотить ваш отряд. Так же отрядный уголок поможет узнавать полезную информацию детям, с которой они еще не знакомы, например, «Режим дня».

Все необходимые материалы для оформления уголка необходимо получить у вашего руководства, это краски, бумага, кисточки, карандаши и другая канцелярская продукция.

Конечно же проще организовать процесс оформления уголка в детьми среднего и старшего возраста. Однако вожатым детей младшего школьного возраста тоже необходимо привлекать их в данную деятельность. Вы можете распечатать или самостоятельно нарисовать «заготовки» элементов, которые ваши совсем юные воспитанники с радостью разукрасят яркими цветами. И даже самые юные ребята могут оставить отпечатки свои ладошек с помощью краски, что приведет их в восторг.

Не забывайте о цензуре при воплощении творчества и фантазии ваших воспитанников. Не должно содержаться информации, запрещенной законодательством РФ, оскорбительных рисунков и надписей и т.п.

Пример отрядного уголка.

Если ситуация сложилась таким образом, что идей оформления совсем нет, не бойтесь обращаться к вашим коллегам, культоргу, педагогу-организатору, эти люди вам обязательно подскажут и помогут, просто проявите инициативу.

Проявите фантазию, не ищите банальных шаблонов, и тогда ваш отрядный и по-настоящему красивый уголок обязательно станет гордостью вашего отряда, частички которого дети захотят забрать с собой на память.




Детство, детство, детство- это свет и радость

Это песни, это дружба и мечты.

Детство, детство, детство- это краски радуг,

Детство, детство, детство- это я и ты.

Припев : Все люди на большой планете

Должны всегда дружить.

Должны всегда смеяться дети

И в мирном мире жить!

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети

И в мирном мире жить!

Ярко- ярко пусть пылают лишь рассветы,

Ночью звёздной пусть спокойно спят поля…

Детство, детство добротой не зря согрето,

Детство, детство - завтрашний твой день, Земля!

Припев.

Детство, детство, детство- это летний вечер,

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детство, детство, детство- это значит дети,

Дети, дети, дети - это значит мы!

«Утверждено»

Директор МБОУ «СОШ № 32»

___________/Ю.В. Маняхин/

«__»__________2014 г.



1. Воспитанники лагеря обязаны:

Выполнять Устав лагеря;

Бережно относиться к имуществу лагеря;

Уважать честь и достоинство своих ровесников и работников лагеря;

Выполнять требования работников лагеря (если воспитанники во время сезона разбили стекло, сломали лагерное имущество), то родители должны возместить ущерб, установленном законодательством порядке.

2. Воспитанники лагеря могут быть отчислены по следующим причинам:

По совершению преступлений, предусмотренных законом;

По пропускам лагеря больше 3-х дней, без предоставления медицинской

справки о состоянии здоровья;

По желанию родителей;

По состоянию здоровья;

3. Воспитанникам лагеря запрещается:

Распитие спиртных напитков, курение на прилегающей территории лагеря;

Играть в азартные игры;

Выходить за территорию лагеря;

Купаться без присмотра воспитателей;

Переходить через реку без сопровождения воспитателя, вожатого;

4. Педагогические работники лагеря имеют право:

Участвовать в управлении лагеря;

Свободу выбора при использовании методик обучения и воспитания,

учебных пособий и материалов;

5
. Медицинский работник лагеря осуществляет контроль:

За качеством продуктов с регистрацией в специальном журнале:

За условием хранения продуктов;

За качеством приготовления пищи;

За правильностью отбора и хранения суточной пробы;

За соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока и

дежурными по столовой;

6. Физкультурно-оздоровительная работа в лагере согласуется с врачом и

предусматривает следующие мероприятия:

Утренняя гимнастика;

Занятие физкультурой в отрядах, экскурсии и походы с играми на

местности;

Спортивные соревнования и мероприятия;

Мероприятия по физическому воспитанию должны соответствовать

возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и

физической подготовки воспитанников;

7. Родители имеют право:

Защищать законные права и интересы детей;

Участвовать в проводимых мероприятиях лагеря;

Оказывать материальную помощь лагерю;

Выполнять Устав лагеря;

8. Начальник лагеря:

Планирует, организует и контролирует воспитательный процесс;

Несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников;

Осуществляет распределение должностных обязанностей и несет

ответственность за уровень квалификации работников;

Утверждает штатное расписание;

Представляет учреждение в общественных организациях;

Несет ответственность за свою деятельность перед учредителем.

8 30 -9 00

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!

9 00 -9 15

На линейку быстро стройся!

9 15 -9 45

Всем за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара!

9 45 -11 30

Работа по плану, общественно-полезный труд,

работа кружков

11 30 -12 45

Кто куда: кто в поход,

Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся,

В быстрой речке не купайся.

Раз пришел веселый час,

Здесь играют все у нас!

12 45 -13 15

Занятия на свежем воздухе,

оздоровительные мероприятия,

спортивные праздники

13 15 -13 45

Обед

13 45 -14 30

Занятия по интересам

14 30

А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"

Завтра снова мы придем!


Оформляем отрядный уголок

ЧТО ТАКОЕ ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК?

Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему

интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих

сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день

недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день

отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об

этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда

называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один - он отражает

деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне

расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре

оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива .

Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд,

отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы

отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная

газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но

тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

а) Уголок должен быть «говорящим», т. е. содержание и его рубрики должны

меняться.

б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда

(самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения,

перспективы).

в) В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить

три периода:

заезд ребят в лагерь в орг. период;

основной период;

заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые

а) «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

б) поздравление с приездом;

в) законы лагеря;

г) адрес лагеря;

Д) наказ ребят прошлой смены;

е) первые песни, лагерная песня;

ж) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая

группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в

соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания

названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

Соревнования,

Подготовка к отрядным и дружинным делам, празд­никам,

Участие в творческих конкурсах, смотрах.

Подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,

Жизнь отряда

Поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представ­лена рубрика «Как мы

жили» с фотографиями или же

мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели за­крепляют рядом с

отрядным уголком лист ватмана с над­писью «А напоследок я скажу.»», а дети

пишут на проща­ние друг другу и лагерю пожелания.

Календарь

План на смену (План-сетка, Дрова для костра - наши дела. Еще не вечер. Ни

дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и

Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до

вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня.... New Da, Сегоднячко).

Поздравляем (Гип-гип-ура!!!. Маэстро, музыка! Целуем в щечку.

Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло

рекордам, Физподготовка).

Режим дня

Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка;

Ба, знакомые все лица).

За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у

соседей).

Наша песня (А мы поем..., А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер.

Музыкальный граммофон).

Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).

Наши достижения (Страна должна знать своих героев, Наши взлеты и залеты).

Добьемся.

Всякая всячина (А вы знаете, что. Всяко разно...).

Очень Важная Информация {Новости, Скоро в отряде, Что пишут в газетах).

А вы слышали, что... (Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам, о том

что...) - Наше настроение.

Книга жалоб и предложений (Бочка жалоб и предложений, Озеро доверия.

Отрядная почта).

Киношка. (Сегодня на экране вы увидите, что ни­когда не видели...)

Законы отряда. (Это должен каждый знать обяза­тельно на «пять»).

ЗАКОНЫ ОТРЯДА

У каждого отрада должны быть свои традиции. Здесь мы объединили самые

популярные и веселые законы некоторых отрядов. Надеем­ся, что у Вашего

отрада появятся новые законы. Если нет, предлагает воспользоваться эти.

Ребятам они очень нравятся. .

1. ________________.

2. _________________.

3. Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми

4. За двумя воспитателями погонишься - ни одного не поймаешь.

5. Поспешишь. - весь отрад насмешишь.

6. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей, захвати с собой

7. Воспитатель - всему голова.

8. Увидел, услышал - запомни, доложишь!

9. Зовут, есть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.

10. Хочешь, есть - умей вертеться.

11. Съел сам - помоги другому.

12. Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго.

13. Проверяй пятое питание, не вставая с постели.

14. После команды «Отбой» наступает темное время суток.

15. Не храпеть!

16. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС? ,

17. Не думай о секундах с высока, заходя в душ...

18. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить.

19 Bаш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «Clifford».

Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с

победой в соревнованиях, но и...

всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись!

всех вас с тем, что Воспитатели сегодня выспались (используйте свой шанс);

с первым днем лета;

всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере!

всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить

столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ!

с первым дождем в лагере!

всех нас любимых!

всех нас с хорошим настроением воспитателей!

всех с полным последним днем смены!

всех с последним воскресеньем смены!

всех с родительским днем!

любителей понырять и поплавать с открытием купального сезона в

«Звёздочке»!

всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна!

всех любителей поесть с последним полдником, ужином и пятым питанием!

всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене!

всех нас со спокойно проведенной ночью!

всех, кого намазали (не намазали)!

всех девчонок, кого пригласили на медленный танец, всех мальчишек, кто

решился пригласить этих самых девчонок на медленный танец, всех остальных

мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только

смотрели, смотрели, смотрели...

в отрядном уголке. И в зависимости от того, что написано в плане на день,

какая сегодня погода и какое у отряда настроение, воспитатели и ребята

придумывают, какое же время настало:

собирать шишки;

убирать палаты;

пылесосить пустыню;

убирать территорию;

делать ноги;

сматывать удочки;

сушить сухари;

собирать потерянные вещи;

срывать цветы удовольствия;

ловить момент;

играть на дудке;

сверять часы;

пухнуть с голоду;

давать обещания;

сушить весла;

одевать носки.

СТИХОТВОРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

Вот таким может быть режим дня для малышей, а старшие отряды пусть

попробуют придумать его сами.

9:00 Утро. Солнышко встает - спать ребятам не дает.

9:10. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.

9:30. Умываться, одеваться, на линейку собираться.

9:45 Горн зовет, пора-пора на линейку, детвора.

10:00 Каша, чай, кусочек сыра - вкусно, сыто и красиво. (Что ты ходишь

такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?)

10.30 Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.

11.00 – 13.00. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет

нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше

отряда нет места на свете - знают Воспитатели. Знают все дети. И если ты

час посвятишь, сей отряду, будет всем весело. Будут все рады.

13.00 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.

14.00-16.00. К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.

16.30Вот уже в который раз повара встречают нас.

18.00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники

час этот маются, а все ребята в кружке занимаются..Если не поленимся

сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой,

танцуй, рисуй и клей.

19.00 Ужина время настало и вот - отряд за отрядом к столовой идет.

20.30 Вечером фильм иль дискотека или какая другая потеха, может быть

конкурс. А может игра станет сюрпризом для вас, детвора.

2300. За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»