Учет металлолома. Реализация лома черных и цветных металлов: оформление, учет, налогообложение

Реализация металлолома в 2018 году облагается НДС по особым правилам. Поговорим о том, какие изменения произошли в порядке уплаты налога на добавленную стоимость и как правильно начислять этот налог по таким операциям?

Читайте в статье:

Реализация металлолома в 2018 году: НДС к уплате

Покупатели металлолома производят расчет отдельно по итогам каждого квартала, в котором они получали такие товары. Начисленный в течение квартала налог уменьшайте на сумму вычетов и увеличивайте на суммы восстановленного НДС.

Налоговый агент - покупатель должен увеличить НДС к начислению на суммы налога, которые он восстанавливал, когда:

  • получал товары, в счет которых ранее платил предоплату и принимал налог к вычету (или при возврате аванса);
  • учитывал уменьшение стоимости или количества товаров (корректировал сумму, ранее принятую к вычету).

Такие правила установлены абзацем 4 подпункта 3 пункта 3 и абзацем 6 подпункта 4 пункта 3 .

Реализация металлолома в 2018 году: вычеты по НДС

Агент - покупатель вправе уменьшить налог к начислению по итогам квартала на следующие виды вычетов. Они перечислены в пункте 4.1 .

    Начисленного НДС. Воспользоваться им можно только при выполнении двух условий. Во-первых, агент должен быть плательщиком НДС. Во-вторых, приобретенный металлолом;должен быть принят на учет и предназначен для использования в операциях, облагаемых этим налогом. Если оба условия выполнены, то можно применить вычет в том квартале, когда он начислил НДС. НК разрешает ставить к вычету именно «исчисленные», а не уплаченные суммы.

    Агенты, которые применяют специальные режимы, плательщиками НДС не являются. Поэтому права на этот вычет они не имеют. Как и покупатели, которые используют освобождение от уплаты налога по .

    Экспортеры металлолома, которые применяют ставку 0 процентов, предъявляют НДС к вычету в особом порядке. Металлолом - это сырьевой товар. Поэтому, если вы приобрели его для продажи на экспорт, то применить вычет можно не раньше, чем в последний день квартала, в котором собраны документы, подтверждающие право на нулевую ставку. Это следует из пункта 3 . Разъяснения - в .

    При возврате товара продавцу или предоплаты покупателю. Агенты - покупатели имеют право на такой него, если являются плательщиками НДС (п.5 ст.171 НК). При этом:

    • если покупатель вернул полученный товар, он принимает к вычету тот налог, который ранее начислил вместо продавца при отгрузке этого товара;
    • если продавец вернул аванс, то покупатель принимает к вычету налог, начисленный ранее (в день получения продавцом предоплаты).
  1. С аванса, перечисленной агентом. Когда предусмотрена авансовая форма расчетов, рассчитывается НДС с аванса, перечисленного продавцу, и принимаются к вычету (абз.2 п. 12 ст. 171 НК). Таким правом могут воспользоваться все: и плательщики НДС, и те, кто применяет спецрежимы, и те, кто использует право на освобождение от налога.

    С предоплаты за продавца. Агенты сначала начисляют налог на добавленную стоимость с аванса, а потом принимают его к вычету. Право на вычет возникает в момент, когда продавец отгрузил товары, по которым он ранее получил аванс (п.8 ст.171 НК).

    При уменьшении стоимости или количества товаров. Агенты - покупатели имеют право на него вместо продавцов. Сначала они начисляют налог на добавленную стоимость с отгрузки. Потом, если стоимость или количество товаров уменьшили, принимают излишне начисленный налог к вычету. Это следует из пункта 13 статьи 171 НК.

Оформление счетов-фактур при реализации металла

Специальных правил оформления и регистрации счетов-фактур при реализации металлолома в нет. Пока в него не внесли поправки, руководствуйтесь и приложениями к нему. Там же есть новые коды операций для регистрации счетов-фактур в книге продаж, покупок и журнале учета счетов-фактур.

Общая схема документооборота при покупке металлолома с выплатой аванса представлена в таблице:

Покупатель - налоговый агент, плательщик НДС

Покупатель - агент применяет спецрежим или использует освобождение от НДС

Покупатель перечислил предоплату

Расчет с предоплаты по формуле:

Сумма НДС с аванса

Сумма аванса

Сумма аванса

Ставка 18%

Расчетная ставка (18/118)

Регистрирует в книге продаж счет-фактуру на предоплату. Указывает сумму, исчисленную по формуле. Свой счет на предоплату не составляет.

Действует как покупатель

Принимает к вычету налог, исчисленный с предоплаты.

Регистрирует в книге покупок счет-фактуру на предоплату от продавца с исчисленной суммой. Свой счет на аванс не составляет.

Продавец отгрузил, а покупатель приобрел товар

Агент действует вместо продавца

Начисление с отгрузки по формуле:

Сумма НДС с отгрузки

Стоимость отгруженного товара

Стоимость отгруженного товара

Ставка 18%

Расчетная ставка (18/118)

Регистрирует в книге продаж счет-фактуру на отгрузку. Указывает сумму, исчисленную по формуле. Свой счет на отгрузку не составляет.

Принимает к вычету налог, исчисленный с аванса.

Регистрирует в книге покупок счет-фактуру на предоплату. Указывает сумму, исчисленную по формуле. Свой счет не составляет.

Действует как покупатель

Принимает к вычету исчисленную сумму НДС с отгрузки. Регистрирует в книге покупок счет-фактуру на нее с исчисленной суммой.

Права на вычет не имеет. В книге покупок ничего не регистрирует.

Восстанавливает налог, ранее принятый к вычету с аванса. Регистрирует в книге продаж счет-фактуру на предоплату с исчисленной суммой. Свой счет не составляет (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК).

В таком же порядке регистрируйте в книгах исправленные и корректировочные счета-фактуры. В ситуациях, когда покупатель не является агентом, оформляйте документы в общем порядке.

Как выставить счет-фактуру по НДС при продажа металлолома в 2018 году

Продавцы - плательщики НДС выставляют счета-фактуры на аванс и на отгрузку с пометкой «НДС исчисляется налоговым агентом». Исключение - продажа металлолома на экспорт и физлицам. Агенты - покупатели платежные документы на предоплату и на отправку металлолома самостоятельно не составляют. Такой порядок следует из пункта 8 статьи 161, пункта 3.1 статьи 166 и пункта 5 статьи 168 НК.

НДС по металлолому с 2018 года: книга продаж у продавца и покупателя

Продавец - плательщик налога на добавленную стоимость регистрирует в своей книге продаж счета-фактуры на предоплату и на отгрузку. В графе 2 указывайте коды операций, которые приведены приложении к письму . Например, если регистрируете первичный счет-фактуру на аванс, поставьте в графе 2 код 33, а если на отгрузку - код 34. Коды операций для других ситуаций смотрите в таблице «Коды видов операций по НДС».

В графе 14 (стоимость без налога) укажите:

  • сумму полученной предоплаты (на аванс);
  • стоимость отправленных товаров (на отгрузку).

В графе 13б и графе 17 (сумма налога):

  • делайте прочерки, если составляете книгу продаж на бумаге;
  • указывайте цифру «0», если ведете ее в электронном виде по установленному формату или выгружаете сведения в раздел 9 декларации.

Такой порядок следует из приложения к письму .

При операциях с металлоломом продавец - плательщик НДС заполняет книгу покупок, если регистрирует корректировочный счет-фактуру на уменьшение стоимости отгрузок. В этом случае укажите в графе 2 книги код вида операции 34. В графе 15 укажите разницу в стоимости. Если составляете книгу покупок на бумаге, в графе 16 (сумма налога к вычету) поставьте прочерк. Если формируете ее электронном виде или выгружаете сведения в раздел 8 декларации, укажите в графе 16 цифру «0». Такие разъяснения приведены в приложении к письму ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480.

НДС по металлолому с 2018 года: книга продаж налогового агента

Покупатель - агент регистрирует в книге продаж счета-фактуры на аванс и на отгрузку. Несмотря на то что он действует и вместо продавца, и как покупатель, все операции по начислению (восстановлению) НДС регистрируются в одной книге.

В графе 2 книги продаж указывайте коды операций согласно приложению к письму ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480. Например:

  • 41, когда регистрируете счет-фактуру на аванс, чтобы начислить с него налог вместо продавца;
  • 42, когда регистрируете счет на отгрузку, чтобы начислить налог с нее вместо продавца;
  • 43, когда регистрируете счет на предоплату, чтобы после отгрузки товара продавцом восстановить вычет с аванса в качестве покупателя.

В графе 13б (стоимость с налогом) укажите:

В графу 14 (стоимость без налога) впишите:

  • сумму предоплаты, если регистрируете на него счет-фактуру;
  • стоимость товаров, при регистрации на отгрузку.

В графе 17 книги продаж покупатель указывает сумму с аванса или сумму с отгрузки, которую определил расчетным методом. Такой порядок следует из приложения к письму ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480.

Книга покупок налогового агента

Покупатель - агент регистрирует в книге покупок счета-фактуры на предоплату и отгрузку, которые получены от продавца. Несмотря на то что он действует и вместо продавца, и как покупатель, все вычеты регистрируются в одной книге.

В графе 2 книги покупок указывайте коды операций согласно приложению к письму ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480. Например:

  • 41, когда регистрируете счет-фактуру на аванс для вычета НДС с него в качестве покупателя;
  • 42, при регистрации на отгрузку для вычета налога с покупки в качестве покупателя;
  • 43, при регистрации на аванс для вычета налога с него вместо продавца.

В графу 15 впишите:

  • сумму предоплаты, если регистрируете на него счет-фактуру;
  • стоимость товаров при регистрации на отгрузку.

В графе 16 книги покупок указывают сумму налога с аванса или с отгрузки, которую определил расчетным методом. Такой порядок следует из приложения к письму ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480.

С нового года в России начали действовать поправки в Налоговый кодекс о пересмотре списка освобождаемых от НДС операций. Согласно закону, покупатели металлолома стали налоговыми агентами. Это новый способ борьбы с многоступенчатыми цепочками перепродаж и незаконным возмещением НДС на рынке, который на протяжении многих лет был опутан серыми и откровенно незаконными финансовыми схемами. К обсуждению документа были привлечены все заинтересованные стороны, при этом позиция его критиков остается не вполне понятной.

Для наведения порядка на рынке металлолома предпринимались самые разные шаги. Десять лет назад операции по заготовке и реализации лома цветных и черных металлов были освобождены от налогообложения: налогоплательщики вправе были не платить НДС при наличии у них соответствующих лицензий. Предполагалось, что это позволит прекратить хищения НДС, и короткое время мера действительно работала. Однако сравнительно быстро некоторые участники рынка нашли новые пути для незаконного обогащения – НДС стали воровать на этапе переработки лома и реализации полученной продукции. Пресечь эту практику не смогло даже внедрение автоматизированной системы контроля за уплатой налога.

Поправки в Налоговый кодекс, принятые в конце прошлого года и заработавшие с 1 января, предусматривают, что покупатели лома и отходов черных и цветных металлов, а также вторичного алюминия и сплавов из него становятся налоговыми агентами. По сути, закон лишь исключил возможность уклонения от уплаты НДС при производстве и реализации продукции из лома. Причем эта мера разработана с учетом европейской налоговой практики: директивой ЕС тоже предусмотрена возможность введения так называемой «реверсивной уплаты» при внутренних поставках товаров и услуг, чувствительных к мошенничествам с НДС. Например, в Германии в 2014 году налоговое агентирование распространили почти на всю металлопродукцию.

Поправки активно обсуждались с участниками рынка с весны 2017 года и с учетом конструктивных предложений и замечаний были успешно приняты – в том числе потому, что критика законопроекта, особенно активно зазвучавшая к концу прошлого года, была очевидно неубедительной. Между тем некоторые ее тезисы повторяются до сих пор. Например, противники нововведений не раз заявляли, что предлагаемые меры могут привести одновременно и к росту цен на продукцию металлургов, и к падению цен на лом как раз на размер НДС – 18%. На волатильность цен обращают внимание и сейчас. Но цены на металлопродукцию регулируются рынком, и никакого влияния на себестоимость производства на металлургических заводах введение налогового агентирования оказать просто не способно. На деятельность физических лиц по сдаче принадлежащего им лома цветных и черных металлов нововведения также принципиально не могут оказать никакого влияния – это в законе зафиксировано отдельно: при приобретении лома у физического лица покупателю не надо будет ни удерживать НДС, ни исчислять его.

Кроме того, в окончательной редакции закона налогоплательщик – налоговый агент при покупке товара исчисляет налог к уплате в бюджет и в том же налоговом периоде принимает его к вычету. Другими словами, фактической уплаты налога нет, а значит, нет и увеличения платежей в бюджет для участников рынка.

«Замечания, которые высказываются отдельными представителями отрасли сейчас, создают впечатление, что эти критики не должным образом читали сам законопроект, потому что аргументы, которые ими приводятся, никак не следуют из текста закона», – отмечал директор некоммерческого партнерства «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии» Дмитрий Пузанов.

«За прошедшие два месяца 2018 года уже можно отметить явное оздоровление рынков алюминиевого лома и вторичного алюминия, – подчеркнул Дмитрий Пузанов. – Так, если в 2014–2016 годах все добросовестные производители вторичного алюминия в зимний период или останавливали производство, или вынуждены были работать с убытком из-за искусственно завышенных цен на лом, то в январе–феврале 2018 года удается заготовить сырье по ценам, позволяющим работать как минимум без убытка. И это несмотря на резкое сокращение объемов заготовки лома в связи с суровой и многоснежной зимой. Кроме того, можно отметить, что до начала 2018 года на рынке вторичного алюминия присутствовал товар, реализуемый по необоснованно заниженным ценам. Такой товар без существенных убытков могли поставлять только производители, использующие необоснованную налоговую выгоду. А в 2018 году цены на вторичный алюминий в России выровнялись, и у добросовестных производителей появилась возможность выигрывать тендеры на поставку продукции на автомобилестроительные заводы и предприятия черной металлургии. Эти примеры однозначно подтверждают эффективность вступивших в силу с 1 января 2018 года изменений в Налоговый кодекс, направленных на пресечение хищений НДС при реализации продукции, изготавливаемой из лома и отходов металлов».

Между тем добросовестные представители отрасли закон поддержали. Например, генеральный директор предприятия по производству медной катанки и проволоки ООО «ЭЛКАТ» Максим Третьяков отмечал в конце прошлого года, что освобождение реализации лома от НДС совершенно не выполняет задачи предотвращения хищений налога: на последней стадии обращения медного лома перед поставкой на металлургические заводы он весь превращается в продукцию, поставляемую с НДС. Аналогичную позицию заняли участники рынка алюминиевого лома и вторичного алюминия, который, по их оценкам, к концу прошлого года на две трети был охвачен хищениями НДС.

Конечно, как и к любым значимым нововведениям, отрасли нужно адаптироваться к новым правилам. Необходимо помнить о главной задаче закона – повышении прозрачности в ломозаготовительной отрасли и борьбе против формирования необоснованной налоговой выгоды, то есть тех самых хищений НДС, которые стали настоящим проклятием рынка металлолома в последние годы.


Организация занимается обслуживанием и уборкой территории жилого фонда на основании договоров с управляющей компанией. В процессе сбора мусор сортируется. Собранный лом цветного металла сдан специализированной организации. Организация не имеет лицензии на деятельность, связанную с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по сдаче лома и получению за него денежных средств на расчетный счет? Облагается ли данная операция НДС?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 149 НК РФ.

Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.

При этом п. 6 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в частности, деятельность, связанная с заготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома цветных металлов.

Порядок лицензирования указанной деятельности определяется Положением о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 N 766 (далее - Положение).

В соответствии с п. 2 Положения под реализацией лома цветных металлов понимается продажа или передача заготовленного и (или) переработанного лома цветных металлов на возмездной и безвозмездной основе. Под заготовкой лома цветных металлов понимаются сбор, покупка лома цветных металлов у юридических и физических лиц и транспортировка заготовленного лома цветных металлов грузовым автомобильным транспортом, под переработкой лома цветных металлов - процессы хранения, сортировки, отбора, измельчения, резки, разделки, прессования, брикетирования лома цветных металлов.

Таким образом, в целях применения льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, налогоплательщик, осуществляющий реализацию лома цветных металлов, должен иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов.

В свою очередь, следует учитывать, что для осуществления реализации лома цветных и черных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства, и не осуществляющих заготовку (закупку) лома цветных и черных металлов у физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получение лицензии не требуется (письма ФНС России от 16.08.2006 N 03-1-03/1562@, УФНС по г. Москве от 28.04.2006 N 19-11/35889). Под собственным производством судами понимается не только непосредственно производственный процесс. Например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 24.11.2008 N А12-10838/08 указано, что лом, образовавшийся в результате утилизации собственных объектов капитальных вложений, является ломом, образовавшимся в процессе собственного производства.

Следовательно, если организация реализует лом цветных металлов, образовавшийся в результате ее предпринимательской деятельности, то такие операции освобождаются от обложения НДС в любом случае, то есть независимо от наличия лицензии, а п. 6 ст. 149 НК РФ (требующий наличия у налогоплательщика соответствующей лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ) на реализацию лома, образовавшегося в процессе собственного производства, не распространяется.

Другими словами, если организация реализуют лом черных и (или) цветных металлов, образовавшийся в процессе собственного производства, то освобождением от уплаты НДС по пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ можно воспользоваться без лицензии.

Основанием применения освобождения от обложения НДС операций по реализации лома и отходов черных металлов являются первичные учетные документы, подтверждающие факт образования и оприходования лома черных металлов в процессе производственной деятельности.

Для подтверждения того, что хозяйствующий субъект реализует лом цветных и (или) черных металлов, образовавшийся у него в процессе собственного производства, необходимо, чтобы в учете были отражены операции по приобретению металла, использованию его в производстве, а также операции по учету возвратных отходов с исключением данной суммы из расходов, участвующих в налогообложении прибыли (то есть стоимость возвратных отходов уменьшает себестоимость продукции).

Таким образом, реализация лома цветных металлов подлежит лицензированию (за исключением реализации лома, образовавшегося в результате собственного производства). Следовательно, в рассматриваемом случае льгота, предусмотренная пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, может применяться только при наличии у организации соответствующей лицензии. Поскольку у организации лицензия отсутствует, реализация ею лома цветных металлов облагается НДС по ставке 18% (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2009 по делу N А43-8532/2009-32-118, ФАС Поволжского округа от 27.05.2009 N А55-15625/2008).

Налог на прибыль

В данном случае лом цветных металлов, как безвозмездно полученное имущество, признается внереализационным доходом (п. 8 ст. 250 НК РФ). Оценка дохода в этом случае осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 268 НК РФ установлено, что при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения этого имущества. При реализации указанного в ст. 268 НК РФ имущества налогоплательщик также вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества.

В свою очередь, на основании п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением материально-производственных запасов.

Статьями 254 и 268 НК РФ не предусмотрен порядок определения стоимости безвозмездно полученных материально-производственных запасов. Следовательно, в ситуации, когда имущество получено безвозмездно, цена его приобретения равна нулю.

Таким образом, стоимость безвозмездно полученных материально-производственных запасов при их списании в производство или реализации (в данном случае - лома цветных металлов) не учитывается в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций. При этом при реализации имущества налогоплательщик может уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией (письма Минфина России от 26.09.2011 N 03-03-06/1/590, от 19.01.2006 N 03-03-04/1/44, УФНС России по г. Москве от 18.03.2005 N 20-12/17819).

Бухгалтерский учет

При принятии решения о сдаче лома специализированной фирме указанные материалы сначала должны быть оприходованы в бухгалтерском учете Вашей организации.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи МПЗ (п. 9 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов").

Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), предусмотрено, что по кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" на субсчете "Безвозмездные поступления" учитывается активов, полученных организацией безвозмездно. Лом учитывается на счете 10 "Материалы" , субсчет "Прочие материалы".

В соответствии с Инструкцией суммы, учтенные на субсчете "Безвозмездные поступления" счета по безвозмездно полученным материальным ценностям, списываются с этого счета в кредит счета , субсчет "Прочие доходы", по мере списания на счета учета затрат на производство (расходов на продажу)*(1). Аналитический учет по субсчету "Безвозмездные поступления" ведется по каждому безвозмездному поступлению ценностей.

при реализации лома:
Дебет Кредит , субсчет "Прочие доходы"
- отражена реализация лома на сторону;

Металлолом, полученный в результате демонтажа списанных основных средств, подлежит сдаче специализированной организации. Могут ли учреждения воспользоваться средствами от его реализации? Как в бухгалтерском учете отразить эту операцию? Является ли реализация металлолома объектом обложения НДС? Нужно ли учитывать доход, полученный от реализации металлолома, при определении налоговой базы по налогу на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Общие положения

Созданной в учреждении постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов принимается решение о списании объекта основных средств в связи с физическим или моральным износом и оформляется акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акт о списании автотранспортных средств (ф. 0306004).

Списание движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, регулируется Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 №  834 (далее - Положение № 834).

Согласно пп. «д» , «е» п. 4 Положения №  834 федеральные казенные учреждения должны согласовывать списание недвижимого и движимого имущества с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), в ведении которых они находятся.

Федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлена самостоятельность в принятии решения в отношении списания движимого имущества (за исключением особо ценного движимого имущества (далее - ОЦДИ), закрепленного за ними на праве оперативного управления или приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества) (пп. «ж» п. 4 Положения №  834 ).

Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения №  834 ).

Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп. «з» , «и» п. 4 Положения №  834 ).

В рамках Положения № 834 Минкультуры издан Приказ от 03.10.2011 №  957 , которым утвержден Порядок согласования Минкультуры РФ решения о списании особо ценного движимого имущества, а также федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), закрепленного за подведомственными Минкультуры РФ организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления .

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального имущества, в том числе недвижимого (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за подведомственными Минкультуры организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 03.10.2011 №  956 .

В результате оформленный комиссией акт о списании утверждается руководителем учреждения либо самостоятельно, либо после согласования с федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого оно находится.

По завершении процедуры согласования списания объекта имущества и утверждения акта он подлежит демонтажу.

Бухгалтерский учет

По завершении демонтажных работ на основании акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004) объект списывается с регистров бухгалтерского учета.

Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

Металлолом, полученный в ходе разборки списываемого имущества, подлежит оприходованию. При этом его фактическая стоимость определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за его доставку (п. 106 Инструкции №  157н ).

Принятие металлолома к бухгалтерскому учету отражается следующей записью:

Полученный металлолом в дальнейшем реализуется специализированной организации.

Реализация металлолома является одним из видов приносящей доход деятельности. Причем казенные учреждения могут осуществлять такую деятельность, если такое право предусмотрено их учредительными документами (ст. 161 БК РФ ).

Бюджетные и автономные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (уставах) (п. 4 ст. 9.2 Федерального закона №  7-ФЗ, п. 7 ст. 4 Федерального закона №  174-ФЗ ).

Однако распоряжаться средствами, полученными от такой деятельности, они будут по-разному:

  • казенные учреждения обязаны эти средства направить в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 161 НК РФ );
  • бюджетные и автономные учреждения вправе распоряжаться ими самостоятельно (п. 3 ст. 298 ГК РФ , п. 8 ст. 2 Федерального закона №  174-ФЗ , Письмо Минфина РФ от 16.04.2012 №  02-04-10/1305 ).
При реализации стоимость металлолома списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230). Эта операция отражается в бухгалтерском учете следующей записью:

В бухгалтерском учете начисление дохода от реализации металлолома следует оформить следующей корреспонденцией счетов:

Автономным учреждением производится списание пришедшего в негодность оборудования (иное движимое имущество) на основании оформленного в установленном порядке акта. Оборудование было приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности. Стоимость оборудования 58 000 руб. амортизация начислена в размере 100%.

Полученный в результате разборки оборудования металлолом принят к учету по рыночной цене в сумме 20 000 руб. (цифры условные), который затем был реализован сторонней организации. Доход от этой операции составил 24 000 руб. Денежные средства поступили на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

В бухгалтерском учете эти операции будут отражены следующей корреспонденцией счетов:

В бюджетном учете казенного учреждения при отражении операции по реализации металлолома следует учитывать некоторые особенности.

Так при перечислении специализированной организацией денежных средств на счета учета доходов бюджета порядок отражения в бюджетном учете операций по реализации металлолома будет зависеть от того, является ли казенное учреждение администратором доходов бюджета.

При этом используются следующие счета:

  • 1  303  05  000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». Этот счет применяется, если учреждение не является администратором доходов от реализации металлолома;
  • 1  210  02  440 «Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет от выбытия материальных запасов». Применять этот счет будет учреждение, являющееся администратором соответствующих доходов бюджета.
Казенное учреждение реализовало полученный от разборки оборудования металлолом. Доход от этой операции составил 18 000 руб. Рыночная стоимость металлолома составила 17 000 руб. Денежные средства были перечислены организацией в доход бюджета. Учреждение является администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет сопровождаться следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Оприходован металлолом по рыночной стоимости 1 105 36 340 1 401 10 172 17 000
Начислен доход от реализации металлолома 1 205 74 560 1 401 10 172 18 000
Списана стоимость металлолома 1 401 10 172 1 105 36 440 17 000
Начислена задолженность по перечислению в бюджет денежных средств от реализации металлолома 1 304 04 440 1 303 05 730 18 000
Отражено поступление денежных средств от сдачи металлолома в доход бюджета на основании извещения (ф. 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет 1 303 05 830 1 205 74 660 18 000

Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что учреждение является администратором доходов от реализации металлолома.

В этом случае в бюджетном учете казенного учреждения эта операция будет отражена следующим образом:

Налогообложение

НДС. Исходя из положений пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов освобождается от налогообложения.

При этом следует учитывать положения п. 6 ст. 149 НК РФ ,в соответствии с которым операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством РФ. Аналогичное мнение выразил Минфинв Письме от 17.07.2013 №  03-03-05/27903 .

Исходя из пп. 34 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №  99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность, связанная сзаготовкой, хранением, переработкой и реализацией лома черных металлов, цветных металлов, является лицензируемой.

Лицензирование деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов регулируется Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 № 1287 .

Пунктом 1 этого документа установлено, что порядок лицензирования указанной деятельности распространяется на учреждения, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) под понятием «лом и отходы цветных и черных металлов» следует понимать пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства:

  • изделия из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и черных металлов и их сплавов;
  • неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Положения Федерального закона № 89-ФЗ позволяют расширенно толковать понятие «лома, образовавшегося у юридических лиц в процессе собственного производства».

Поэтому можно сделать вывод, что реализация отходов и лома черного и цветного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, не является лицензируемым видом деятельности в соответствии с законодательством РФ и освобождается от обложения НДС независимо от наличия у налогоплательщика лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации металлолома.

В подтверждение этого вывода можно привести решение ФАС ЦО, представленное в Постановлении от 22.10.2010 № А08-764/2009-16-20 . В нем указано, что наличие лицензии для применения льготного налогообложения является обязательным условием в случаях, когда вид деятельности подлежит обязательному лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Судьи пришли к выводу, что отсутствие лицензии не препятствует налогоплательщику воспользоваться правом на освобождение от налогообложения операций по реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с нормами ст. 149 НК РФ , если для осуществления данных операций не требуется наличия лицензии.

Налог на прибыль. В статье 251 НК РФ перечислены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако операций, связанных с реализацией металлолома, в данном перечне нет.

Поэтому доход, полученный от реализации металлолома, учреждения должны учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Кроме того, стоимость материалов (в том числе металлолома), полученных при разборке списываемых основных средств, учитывается во внереализационных доходах (п. 13 ст. 250 НК РФ ). В то же время согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на его стоимость, учтенную во внереализационных доходах.

Таким образом, выручка от реализации металлолома может быть уменьшена на его рыночную стоимость, ранее учтенную в составе внереализационных доходов при списании оборудования.

В Письме Казначейства РФ от 28.12.2012 №  42-7.4-05/8.0-748 разъясняется порядок исполнения казенными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль. В нем указано, что исполнение бюджетных обязательств по уплате налога на прибыль осуществляется в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. В письме также приведена следующая корреспонденция счетов, которой следует сопровождать в бюджетном учете начисление налога на прибыль и его перечисление в соответствующий бюджет:

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Напомним, что с 01.01.2018 начался эксперимент, предполагающий исчисление и уплату налога при реализации некоторых видов товаров не продавцами, а покупателями – налоговыми агентами. Это следует из п. 8 ст. 161 и п. 3.1 ст. 166 НК РФ. В число таких товаров вошли:

    Лом и отходы черных и цветных металлов;

    Алюминий вторичный и его сплавы.

До указанной даты реализация лома и отходов черных и цветных металлов НДС не облагалась в силу пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Сего­дня данная норма утратила силу, тем самым реализация указанного продукта (с добавлением вторичного алюминия и его сплавов) вновь введена в налогооблагаемый оборот.

Определяемся с налоговой базой.

В роли налоговых агентов могут выступать и «упрощенцы» – покупатели названных объектов (далее по тексту перечислять их не будем, обобщим – «металлолом»). Но только в случае, если их контр­агентом является плательщик НДС. Продавец выставит покупателю счет-фактуру с надписью «НДС исчисляется налоговым агентом» (графа 7), а покупатель исчислит (расчетным методом) налог и уплатит в бюджет (абз. 5 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Обратите внимание:

Налоговые агенты обязаны исчислить и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС (Письмо ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Оплата товара продавцу производится за вычетом налога. Расчеты покупателя с продавцом металлолома (стоимость покупки условно 118 руб., в том числе НДС 18 руб.) покажем в таблице.

Налоговый агент, приобретающий металлолом, определяет налоговую базу, исходя из стоимости реализуемых товаров по ст. 105.3 НК РФ (из договорной стоимости), с учетом налога (абз. 1 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Из нормы п. 15 ст. 167 НК РФ следует, что порядок исчисления НДС налоговыми агентами, указанными в п. 8 ст. 161 НК РФ, идентичен порядку, установленному для налоговых агентов, обозначенных в п. 4 и 5 ст. 161. То есть налоговый агент определяет налоговую базу как стоимость товаров без включения в нее суммы НДС.

Расчетный метод исчисления налога предполагает применение расчетной ставки – в нашем случае 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Принимая во внимание приведенные нормы, покажем, как налоговому агенту, обязанному исчислить НДС, определить налоговую базу с учетом того, что стоимость металлолома в договоре может указываться по-разному, в частности:

    С налогом, например, «118 руб., в том числе НДС». Тогда налоговая база равна 118 руб. Налог, определяемый расчетным методом, соответственно равен 18 руб.;

    Без НДС, например, «100 руб. без НДС». Налоговая база в этом случае также равна 118 руб. (100 руб. + 100 руб. х 18 %). Сумма НДС – 18 руб. (118 руб. х 18/118).

Поскольку налоговые агенты обязаны удержать исчисленный налог из средств, перечисляемых налогоплательщику (пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ), а продавцы должны выставить счета-фактуры на суммы без учета налога, в любом случае продавец получает оплату за вычетом НДС.

Налоговый кодекс предусматривает особенности исчисления НДС налоговыми агентами и при предварительной оплате, и при возврате, и в случаях изменения стоимости металлолома. Остановимся подробнее на «авансовом» НДС.

«Авансовый» НДС.

С учетом п. 15 ст. 167 НК РФ покупатели металлолома определяют момент определения налоговой базы в порядке, установленном п. 1 ст. 167, – либо на дату отгрузки продавцом товара, либо на дату получения последним предварительной оплаты товара.

В пункте 2 Письма № СД-4-3/480@ ФНС разъяснила: при предоплате предстоящих поставок металлолома налоговый агент исчисляет НДС как на дату перечисления оплаты (частичной оплаты), так и на дату отгрузки металлолома в счет этой оплаты (частичной оплаты). Далее ведомство, ссылаясь на ст. 171 НК РФ (п. 3, 5, 8, 12 и 13, в частности), указывает: суммы исчисленного «агентского» («авансового») налога подлежат вычетам. А принятые к вычету суммы налога (в силу пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170) подлежат восстановлению.

Обратите внимание:

Суммы налога, принятые к вычету в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, подлежат восстановлению в размере налога, принятого налогоплательщиком к вычету по приобретенным им товарам, в оплату которых подлежат зачету суммы ранее перечисленной оплаты, частичной оплаты согласно условиям договора (при наличии таких условий).

По мнению автора, рекомендация главного налогового ведомства страны не вызывает вопросов у налоговых агентов – плательщиков НДС. Мы же говорим об «упрощенцах» – а у них здесь может возникнуть «запинка». Дело в налоговом вычете – вправе ли его применить плательщик «упрощенного» налога?

Однако если внимательнее изучить нормы НК РФ, сомнения развеются. Пункты 12 (о вычете «авансового» НДС) и 13 (о вычете НДС при корректировке отгрузки) ст. 171 могут применять и те, кто не платит НДС (в отличие от п. 3, 5 и 8, из которых четко следует, что эти нормы адресованы только налогоплательщикам).

При таком подходе покупатель-«упрощенец» при перечислении предоплаты будущей поставки металлолома исчислит «авансовый» НДС. Когда же продавец отгрузит товар, исчисленный за продавца «авансовый» НДС покупатель может принять к вычету.

Пример 1:

«Упрощенец» закупает лом черных металлов у организации на условиях предоплаты товара. Стоимость лома (по договору) – 500 000 руб. (без НДС).

Аванс (60 % стоимости договора – 300 000 руб.) перечислен в январе 2018 года, оставшаяся сумма – при отгрузке металлолома (в марте).

В январе «упрощенец» исчислит «авансовый» НДС. Сумма налога составит 54 000 руб. ((300 000 руб. + 300 000 руб. х 18 %) х 18/118).

В марте (при отгрузке металлолома покупателю) будет исчислена сумма «отгрузочного» НДС в размере 90 000 руб. ((500 000 руб. + 500 000 руб. х 18 %) х 18/118).

При этом «авансовый» НДС в сумме 54 000 руб. «упрощенец» примет к вычету.

Вычет «авансового» и «отгрузочного» НДС за себя «упрощенцу» не полагается!

Покупатель, перечисляющий аванс в счет будущей поставки, вправе рассчитывать на вычет НДС с предоплаты (за себя – покупателя) только в случае, если он является плательщиком НДС. В нашем случае «упрощенец» (лицо, не признающееся плательщиком НДС в силу применения специального налогового режима – п. 2 ст. 346.11 НК РФ) НДС с аванса за себя к вычету не принимает (поэтому в дальнейшем и не восстанавливает данный налог).

По той же причине покупатель не сможет принять к вычету НДС, исчисленный по отгрузке металлолома. Таким правом (о чем сказано в абз. 3 п. 3 ст. 171 НК РФ) располагают покупатели – налоговые агенты (поименованы в п. 8 ст. 161 НК РФ), исчислившие НДС в соответствии с абз. 2 п. 3.1 ст. 166 НК РФ, при условии, что металлолом приобретен ими для целей, указанных в п. 2 ст. 171, в частности:

    Для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения (за исключением товаров, предусмотренных в п. 2 ст. 170, по которым налог учитывается в их стоимости);

  •  для перепродажи.

Пример 2:

Воспользуемся условием примера 1.

Заявить вычет НДС, исчисленный в марте при отгрузке металлолома в сумме 90 000 руб., покупатель-«упрощенец» не вправе.

Когда обязанностей налогового агента у «упрощенца» не возникает

Если металлолом приобретен у продавцов, освобожденных от обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ), или «спецрежимников», НДС покупатели (в том числе «упрощенцы») не рассчитывают и не уплачивают. В этом случае в договоре, первичных документах продавец делает отметку «Без налога (НДС)» (абз. 6 п. 8 ст. 161 НК РФ).

Пример 3:

При ликвидации объекта ОС организацией (освобожденной от обязанностей плательщика НДС в силу ст. 145 НК РФ) получен металлолом, которого установлена в сумме 150 000 руб. (без НДС). Металлолом продан компании, применяющей УСНО.

В данном случае покупатель (налоговый агент) НДС не исчисляет, так как продавец не уплачивает НДС.

Сумма налога, исчисленная на дату перечисления предоплаты и на дату отгрузки лома, увеличивается на сумму НДС, подлежащую восстановлению в соответствии с пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ и уменьшается на сумму вычетов, предусмотренных п. 3, 5, 8, 12 и 13 ст. 171 НК РФ с учетом особенностей вычета НДС при экспорте товаров.

Обратите внимание:

Для налоговых агентов, не являющихся плательщиками НДС, основания для восстановления ранее принятого НДС не определены, поскольку такие агенты не вправе принимать к вычету налог, восстановление которого предусмотрено пп. 3 и 4 п. 3 ст. 170 НК РФ. Иными словами, так как НДС к вычету не принимался, и восстанавливать нечего.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в электронной форме по каналам ТКС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ).

Уплата исчисленного налога за истекший квартал производится равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

И еще. «Доходно-расходные» «упрощенцы» суммы уплаченного «агентского» налога по приобретенному металлолому могут учесть в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16, ст. 346.17 НК РФ).

«Упрощенец» – продавец металлолома.

«Упрощенец» может быть и продавцом металлолома. Что нужно иметь в виду при таких обстоятельствах?

По общему правилу продавцы при реализации металлолома НДС не исчисляют. В договоре и первичном учетном документе продавцы-«упрощенцы» делает соответствующую запись («Без налога (НДС)»).

Но при утрате права на применение УСНО согласно гл. 26.2 НК РФ бывший «упрощенец» исчисляет и уплачивает налог по операциям реализации металлолома самостоятельно. Это следует из абз. 8 п. 8 ст. 161 НК РФ. Исчисление и уплата налога производятся начиная с периода, в котором плательщик перешел на ОСНО, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на применение УСНО.

Пример 4:

Организация, применяющая УСНО и соответственно сопровождающая документы записью «Без налога (НДС)», 15.04.2018 продала металлолом.

На 10.06.2018 у нее была превышена максимальная величина дохода (150 млн руб.) для применения УСНО и поэтому компания потеряла право на применение спецрежима с начала II квартала 2018 года (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

По лому, отгруженному во II квартале 2018 года за период с 01.04.2018 до 10.06.2018 (в данном случае продажа состоялась 15.04.2018), организация исчислит НДС самостоятельно, не передавая «процедуру» покупателю.

Обобщим сказанное.

Покупатели – налоговые агенты, находящиеся на УСНО, при покупке металлолома у плательщиков НДС исчисляют «агентский» НДС. В отношении налога, исчисленного при предоплате за продавца, они смогут применить вычет. По «авансовому» и «отгрузочному» НДС за себя такого права у них нет.

Заинтересованному читателю рекомендуем ознакомиться с Письмом от 16.01.2018 № СА-4-3/480@, в котором ФНС привела примеры заполнения НДС-документов при совершении сделок с металлоломом. Здесь же приведены новые группы кодов видов операций (КВО). Первая группа КВО – для использования в книге покупок и книге продаж продавца, а также в журнале учета посредника (33 и 34), вторая – для использования в книге продаж и книге покупок покупателя (41, 42, 43, 44).