Святые отцы о гневе божьем и наказании им за грехи. Оптинские старцы о гневе, раздражительности и обидчивости

Человек, поддавшийся гневу, испытывает огромный стресс. Страдают и тело, и душа.

Молитва от гнева и раздражительности помогает человеку справляться с припадками ярости.

Человек, умеющий прощать обидчиков своих, получает в награду гармонию с самим собой.

Святые отцы о гневе

Созданная Творцом, раздражительность должна помогать душе во время лености, расслабления.

Малодушные же люди гневаются по малейшему поводу. Гнев – небезопасный советник.

Решение, принятое в таком состоянии, никогда не бывает благоразумным.

Подобно больному желудку, не принимающему здоровую пищу, человек, надменный и раздражительный, не в состоянии сказать и услышать что-либо здравое.

Четыре вещи, которые заставляют человека гневаться:

  • стремление удовлетворить пожелания;
  • удовлетворение собственных интересов;
  • право учительства;
  • убежденность в своей мудрости.

Одержимый бесом гнева человек может причинить боль самым близким людям.

В те моменты, когда он чувствует, что им одолевают ярость, злоба, Святые отцы говорят что нужно, стиснув зубы, отойти.

Поддаться гневу, значит, совершить грех. Бороться с гневом можно и нужно.

Наставления святых отцов:

  • научиться любить;
  • молиться;
  • есть в меру;
  • больше молчать.

По словам святых отцов, чтобы обуздать свою раздражительность, следует помолиться за того, кто нанес обиду или опечалил, и поблагодарить его за великую пользу.

Только с чистой душой можно обращаться к Богу. Молитва, прочитанная с обидой на сердце, не будет услышана. Обращение к Создателю и гнев не совместимы.

Молитва Давиду от гнева

  • успокоиться;
  • справиться с трудностями;
  • защититься от надменных, раздраженных людей;
  • излечиться от недугов.

Прочитать долгую молитву, когда гнев или иная страсть вот-вот возьмут вверх, крайне тяжело. Чтобы нейтрализовать вспышки ярости, своей или другого человека, нужно проговорить короткую фразу: «Господи, помяни царя Давида и всю кротость его».

Что такое праведный гнев в православии

Гнев, направленный против греха, считается праведным. Он приносит духовную пользу человеку, не оставляя в сердце злобу.

Так же, как гнев, приводящий к греху, праведный это тоже недовольство чем-либо. Это оружие, данное Богом, для защиты от греховных помыслов.

Праведный гнев – это стремление отодвинуть от себя все неправильное и плохое.

Чтобы праведный гнев «стал привычкой», нужно постоянно и осознанно гневаться на собственные грехи. Имея такой навык, человек сможет спокойно реагировать на соблазны и не поддаваться им.

Почему гнев это грех

Все то, что лишает человека Божьей благодати, и приводит к возникновению чувства отделенности от Бога, считается смертным грехом. Гнев – разрушительная сила. Она уничтожает любовь, дружбу, симпатию.

Душа без своего Создателя мертвеет. В случае отсутствия покаяния она попадет в ад. Именно поэтому гнев – это смертный грех.

Как не раздражаться

Разгневанному человеку сохранять спокойствие во время разговора достаточно трудно.

Первое, что нужно сделать при нарастающей озлобленности, — замолчать. Чтобы не раздражаться по пустякам, можно заранее подготовиться.

Если предстоит встреча с малоприятными людьми, стоит рассмотреть всевозможные варианты развития сценария и учесть все детали, которые могли бы вывести из себя.

Чтобы не раздражаться, бесовские помыслы нужно отсекать сразу. Существуют следующие способы:

  1. Противостояние помыслам.
  2. Закон духовного вытеснения (вместо мести – молитва).
  3. Погружение под помыслы (размышления о будущих мучениях в адских глубинах).

Справиться с мрачными мыслями и раздражительностью помогает принцип взвешивания. На одной чаше весов нужно представить то, что вызвало гнев, на другой – возможные потери (мир, доверие, хорошее расположение ближних).

Как вариант, чтобы забыть о своей ярости, можно выполнить какую-нибудь работу. Раздражительные мысли чаще посещают ленивых и ведущих праздный образ жизни людей.

Какие еще есть молитвы для усмирения гнева

Чтобы избавиться от злых помыслов, нужно читать духовные книги, Священное Писание, Новый Завет, Псалтырь. Молитвы, помогающие в любой немирной ситуации:

  1. О примирении во вражде сущих.
  2. О ненавидящих и обидящих нас.
  3. От злости и гнева Ефрему Сирину.
  4. Николаю Чудотворцу.
  5. Богородице.
  6. Иисусу Христу.
  7. Призывание помощи Святаго Духа.

Чтобы не превращаться в послушную игрушку сатаны, угольки страстей нужно тушить, а не раздувать. Нужно избегать любых ссор. Лучше улыбнуться в ответ или шутить.

Преподобный авва Исаия:
Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви.

Святитель Димитрий Ростовский:
Бог предусмотрительно создал пчелиную матку не имеющей жала: если бы имела она его, всех бы умерщвляла. Это пример начальствующим: ибо начальствующему совсем не следует предаваться слепому, беспамятному гневу и ярости, чтобы не умерщвлял он всех, повинующихся ему, своим яростным нападением. Итак, побеждай благим злое, а не злым злое, ибо как огня не погасишь огнем, но только водой, так и ярости ты не сможешь победить яростью, но преодолеешь ее кротостью и долготерпением.
Кто, в злопамятстве и беспамятстве гневаясь, совершил что либо благое? Кто, не имея кротости и долготерпения, показал какую-либо совершенную добродетель или победу? Никто! Ибо и апостолы, если бы неразумно раздражались и гневались на согрешающих, никого не наставили бы на путь спасения, никого не привлекли бы ко Христу. Хотя иногда они и ожесточались на согрешающих, однако не с яростью и не гневаясь без памяти, но благоразумно и с долготерпением, молясь Богу о согрешающих, их исправляли и наставляли.

Преп. Ефрем Сирин:
Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога.
Гневающийся... убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве...
Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен.
Гневливый человек далек от долготерпения и любви, пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где в нем нет нужды, там вмешивается и навлекает на себя все большую и большую ненависть.

Святитель Василий Великий:
Подчинившиеся страсти гнева не совершают ничего здравого.

Святитель Григорий Богослов:
Гнев - опасный советник, что предпринято в гневе, никогда не бывает благоразумно.

Святитель Иоанн Златоуст:
«Гневные не видят ничего здраво и не делают ничего как следует, но уподобляются людям с поврежденными чувствами, потерявшим способность рассуждать.
Гнев - сильный, все пожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает человека неприятным на вид и постыдным.
Если ты скажешь оскорбительное слово, если оскорбишь брата, то огорчишь не его, а Духа Святого.
Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к себе самому».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:
Как нет ничего выше любви, так, напротив, нет ничего хуже ярости и гнева. Лучше пренебречь полезным и необходимым, чтобы избежать гнева. Так же как лучше принимать и переносить все неприятное, чтобы сохранить спокойствие любви и мира, потому что нет ничего гибельнее гнева и скорби и полезнее любви. (Авва Иосиф).

Святитель Тихон Задонский:
Как гнев, так и злоба рождаются от безмерного самолюбия. Ибо самолюбец во всем ищет своей корысти, славы и чести. А если видит препятствие в чем-нибудь своему намерению и желанию, тем смущается, огорчается и гневается на того, кто творит препятствие. И потому старается помочь делу гневом, то есть отомстить, что свойственно злобе».

Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Будучи землей, я вместе с тем и лишен владения этой землей: похищают ее у меня различные страсти, в особенности... лютый гнев, я лишен всей власти кротости над собой. Кротость возвращает мне эту власть.

Святитель Тихон Задонский:
Гнев обращается в злобу и злопамятство, когда долго удерживается и питается в сердце. Поэтому и повелит Господь скоро его пресекать, чтобы не перерос в ненависть и злобу, и тем не приложилось к злу большее зло. "Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу" (Еф. 4, 26-27), говорит апостол. Как пожар, если его не потушить сразу, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед. Поэтому, по увещанию апостола, нужно сразу изгонять гнев из сердца, чтобы, усилившись, не причинил еще больше вреда и не погубил нас самих, гневающихся, и тех, на кого мы гневаемся.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Если попустишь сердцу твоему ожесточиться злопамятством и оправдаешь твой гнев гордостью, то отвратится от тебя Господь Бог твой и будешь предан на попрание сатане.

Авва Исаия:
Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту: невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев грех заменил в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам.

Святитель Иоанн Златоуст:
Потому ты и оскорбляешь, что сам ты ничто: человеку не свойственно наносить оскорбления.
В том и благородство, в том и свобода, чтобы никому не говорить ничего унизительного, хотя бы иной и был достоин этого.
Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов - вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас.
Для того и дал нам Бог оружие гнева, чтобы мы не собственное тело (то есть ближних) поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. Вонзи туда свой меч по самую рукоять, если хочешь и рукоять, и не извлекай его оттуда никогда, напротив, присоедини еще и другой меч. А это произойдет, если мы будем щадить друг друга, если будем миролюбиво расположены друг к другу.

Святитель Василий Великий:
Можно не приходить в гнев, если всегда помнить, что ты перед очами Всевидящего Бога.

Преподобный Ефрем Сирин:
Если увидишь лежащую змею - бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце.

Святитель Иоанн Златоуст:
Чтобы с дерзновением приступать к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и соединиться с нею, но отгоняй его, как бешеного пса.
Что для огня вода, то для гнева кротость и ласковость.

Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыносимое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа, и скоро станешь кротким и смиренным... извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но и для врага, наставляя его (примером) быть добрым.
Всегда сохраняя себя от гнева, мы уподобимся Богу.

Преподобный Нил Синайский:
Щадя других и не проявляя своего гнева, сам найдешь пощаду, в общем мнении покажешься благоразумным и сохранишь способность молиться.

Святитель Тихон Задонский:
«Не нужно гневаться никому за слово обличительное. Не гневаешься, человек, на зеркало, которое отражает недостатки лица твоего. За что же гневаться на проповедника, указывающего на твои грехи?
Как не угашается огонь огнем, так не побеждается гнев гневом, но разжигается еще больше. Отсюда восстают ссоры, войны, драки, кровопролития, убийства и прочее зло. А кротостью и любовью часто и самые свирепые враги преклоняются и примиряются».

Преподобный Ефрем Сирин:
Гневающийся на ближнего да примирится с ним, чтобы примирился с ним прогневанный праведный Судия.

Святитель Иоанн Златоуст:
В этом-то (примирении) и состоит исцеление душ и ран наших, в этом - самый лучший путь угождения Богу, в этом - самое верное отличие боголюбивой души, когда мы все исполняем ради закона Господня и не поддаемся неблагородным мыслям, но становимся выше страстей, представляя себе благодеяния, ежедневно оказываемые нам Богом.

Преподобный Исидор Пелусиот:
Примирение нас друг с другом всего вожделеннее для Бога Слова. Ибо Тот, Кто примирил небесное с земным, прекращает и наши вражды, не позволяя возникнуть им, а возникшее исторгая с корнем.

Святитель Иоанн Златоуст:
Если ты примиришься здесь, то избавишься от суда там...

Цветник духовный

Как обуздать гнев? Если человек захочет избавиться от какой-то страсти, то Бог будет ему помогать. Говорят, что легче начать духовное воспитание своей души, когда выявишь главную страсть. И тогда надо объявить ей войну.

Допустим, Вы вечером помолились, легли в кровать с молитвой. Лежите и на завтра должны заложить программу в свой духовный «компьютер»: «Господи, завтра я буду вести борьбу с собой. С завтрашнего дня не буду раздражаться, возмущаться, гневаться. Всецело предаю себя Твоей воле, Господи».

В деле нашего спасения мы должны уступить место Богу, чтобы Сам Бог действовал в нас. Гнев — это страшный порок! Он святыми отцами приравнивается к духовному убийству. Преподобный Силуан говорит: «Косо посмотрел на брата своего — благодать Божия отошла от тебя». А какое там «косо посмотрел»! Гневаясь на ближнего, мы совершаем даже два духовных убийства: поражаем своим чувством ненависти его душу и в своей душе убиваем все живое, человеческое, доброе. Там нет места Святому Духу.

У человека много страстей, с которыми он ведет борьбу. От некоторых из них он может получить какое-то временное удовольствие, например, от чревоугодия. Но гнев, зло, ненависть — это такие страшные пороки, что не дают даже временного удовольствия ни самому согрешающему, ни окружающим. С гневом человек добровольно впускает в себя силу демоническую, разрушительную.

Но если мы сосредоточимся на желании «завтра я не гневаюсь», то в искушении найдем силы, опору устоять.

Повторяю, собраться с духом надо с вечера. И так жить в течение всего дня. Утром встали, надо помолиться: «Господи, помоги провести этот день спокойно, мирно». Когда положили такое основание, тогда все будет хорошо.

В древности жил известный философ Сократ. У него была жена, и звали ее Ксантиппа. Была она страшно сварливая. Однажды устроила ему сильнейший скандал, а закончила тем, что схватила ведро с помоями и грязную воду вылила ему на голову. Что бы мог сделать обычный человек? Схватить это ведро и им стукнуть по голове, а то и убить. А Сократ — ничего подобного! Он себя сдержал. Отер ладонями лицо, открыл глаза, улыбнулся и сказал: «Ну, вот, Ксантипушка, после бури и дождик».

Надо к этому добавить следующее. Ученики знали его как прекрасного, мудрого и сдержанного человека. Какой-то мудрец сказал им: «Сократ — жестокий человек!» Они удивились: «Как это так?» — «Да, он очень жестокий!» Ученики спросили учителя об этом. И он ответил: «Да, я действительно очень жестокий, но постоянно контролирую все свои слова и дела».

Так что человек должен постоянно себя воспитывать. У преподобного Серафима Саровского монахи спросили: «Кто в нашем монастыре достиг высот монашеского подвига?» И преподобный указал на повара. Они так и ахнули: «Отче, так это самый жестокий человек!» — «Да, от природы он неуправляемый. Если бы он дал власть своим страстям, то здесь не осталось бы камня на камне, но он держит себя в руках, старается смиряться. Конечно, ему благодать и милость Божия особо благоволят».
Господь дает Свою благодать тем, кто смиряет себя. А от тех, кто не совершенствуется, не меняется к лучшему, милость Божия отходит.

Учился я в семинарии в первом классе. Был у нас один молодой человек, студент-семинарист. Стал он кощунствовать, читая Священное Писание. Сидел он впереди меня, и как только перемена — сразу начинал слова Господней молитвы наизнанку выкручивать. Или бежит по ступенькам: «Отче наш, Отче наш, иже еси на Небесех…» — кощунствует, как считалочку повторяет. Я как-то даже возмутился и сказал ему:
— Нехорошо! Ведь это же слова Бога и обращение Его к Отцу Небесному. Когда их читают в храме, делают земной поклон, головы склоняют. Все человечество должно преклонить голову, а ты кощунствуешь.
Он не внял словам, грубо прервал меня. Я сказал ему второй раз, третий. Он каждый раз грубил. Тогда я ему сказал:
— Ну, предоставлю тебя воле Божией.
И все. Он кощунствовал, но я ему больше ни одного слова не сказал, не возмущался. Долго он в семинарии не задержался, месяца два побыл и исчез, выгнали с треском.

Свт.Феофил Антиохийский: "Скажешь мне: "так Бог гневается?" Да, Он гневается на тех, которые делают зло, но благ, щедр и милостив к любящим и боящимся Его; ибо Он наставник благочестивых и отец праведных, но судья и каратель нечестивых " (Послание к Автолику, книга 1, часть 3).

Свт.Ириней Лионский: "Поелику в обоих Заветах проявляется та же правда Божия в наказании оскорбителей Бога, и там (в Ветхом) - прообразовательно, временно и умереннее, а здесь (в Новом) истинно, вечно и гораздо строже, ибо вечный огонь и с неба открывающийся гнев Божий от лица Господа нашего, как и Давид говорит: “лице Господа против делающих злое, чтобы истребить с земли память их” (Пс.33:17), - причиняет большую казнь подвергающимся ей; то пресвитеры выставляли бессмыслие тех, которые на основании того, что было с прежде неповиновавшимися Богу, пытаются ввести другого Отца, противопоставляя сему то, как много по Своему милосердию сделал Господь, пришедши для спасения принявших Его, а умалчивая о Его суде и о том, что ожидает слышавших Его учение и не исполнявших, и что лучше было бы, если бы они не родились и что Содому и Гоморре отраднее будет на суде, чем тому городу, который не принял слов Его учеников.

Ибо как в Новом Завете вера человеков в Бога увеличилась, получив в прибавление Сына Божия, чтобы человек сделался причастным Богу, так увеличились и требования относительно образа жизни, ибо нам заповедано воздерживаться не только от худых дел, но даже и от худых помышлений и от праздных разговоров, пустых речей и легкомысленных слов; также увеличилось и наказание тем, которые не веруют Слову Божию, презирают Его пришествие и обращаются вспять, и сделалось не только временным, но и вечны м" (Против ересей, Кн.4-я, гл.28-я,1-2).

Сщмч.Киприан Карфагенский: "Наконец как неразделимо таинство единства, как безнадежны и как великую казнь заслуживают себе от гнева Божия те, кои производят раскол, и, оставивши епископа, поставляют себе вне иного лжеепископа, – это возвещает Священное Писание в Книгах Царств, где говорится, что десять колен отделились от колен Иудина и Вениаминова и оставивши своего царя, поставили себе иного, вне: и разгневася Господь на все семя Израилево и поколеба я, и даде я в руки расхищающим я дондеже отверже я от лица своего. Яко отторжеся Израиль от дому Давидова, и поставиша себе царя Иеровоама сына Наватова (4 Цар. 17, 20. 21). Говорится, что Господь разгневался и предал их погибели за то, что они отделились от единства и поставили себе другого царя. И гнев Господень против произведших раскол был так велик, что даже, когда человек Божий был послан к Иеровоаму, чтобы обличить грехи его и предсказать ему будущее мщение; то ему запрещено было вкушать у них хлеб и пить воду. А когда тот не соблюл сего и, вопреки повелению Божию, обедал с ними; то тотчас был поражен величием суда Божия: на возвратном пути напал на него лев, и, искусав его, лишил жизни " (Письмо (№62): К Магну о крещении Новациан и о получивших крещение в болезни).

Преп.Антоний Великий: "Один же воначальник, по имени Валакий, немилосердно гнал нас, христиан, из усердия к злоименным арианам. Он был до того жесток, что бил дев, обнажал и наказывал бичами монахов. Антоний посылает к нему и пишет письмо в таком смысле: «Вижу грядущий на тебя гнев Божий. Перестань гнать христиан, иначе гнев постигнет тебя. Ибо он готов уже поразить тебя». Валакий, рассмеявшись, бросил письмо на землю и оплевал его, принесшим же нанес оскорбление и велел сказать Антонию следующее: «Поскольку заботишься о монахах, то дойду и до тебя». Но не прошло пяти дней, как постиг его гнев Божий. Валакий с Несторием, эпархом египетским, отправился на первый ночлег от Александрии, именуемый Хереус; оба ехали на конях, принадлежавших Валакию, и кони эти были смирнее всех, каких только держал он у себя. Не успели добраться до места, как начали кони по обычаю играть между собою, и самый смирный из них, на котором ехал Несторий, вдруг начал кусать Валакия и до того зубами изгрыз ногу его, что немедленно отнесли его в город, а на третий день он умер. Тогда все удивились, что так скоро исполнилось Антониево предсказание " (свт. Афанасий Великий. Житие преподобного Антония Великого).

Свт.Григорий Богослов: "До сих пор Бог удерживал еще и откладывал Свой гнев за нас, не возжег еще всей Своей ревности, а только высоко занес руку на нечестивых и хотя натянул и приготовил лук, однако же удерживал его силой и ожидал, пока выйдет наружу вся злоба Юлиана, подобно какому-нибудь злокачественному и гнойному нарыву; ибо таков закон Божия суда: или спасти покаянием, или наказать по справедливости " (Слово 5-е).

Он же: "Но когда в мире вещество возмутится само против себя и, своим смятением готовя разрушение, сделается неукротимым, или когда Бог, в страх и наказание грешникам, нарушит несколько стройный порядок или наводнением, или землетрясением, или необыкновенными дождями, или затмением солнца, или продолжительностью какого-нибудь времени года, или извержением огня, тогда беспорядок и страх разливаются всюду, и среди смятения открывается, как благодетелен мир " (Слово 6-е).

Он же: "Знаю это «оружие очищенное» (Пс.7:13), этот «упивающийся меч на небесах» (Пс.34:5), которому повелено сечь, «изничтожать», обесчадить (Иез.21:10), не миловать ни тел, ни мозгов, ни костей. Знаю, что Бесстрастный, как «медведица, лишенная детей», и «как рысь», встречающая «на пути ассириев» (Ос.13:7–8), не древних только, но и всякого, кто ныне ассириянин беззаконием; и что нельзя убежать от крепости и скорости гнева Его, когда Он бодрствует над нашими нечестиями, и когда врагов Его преследует ревность, готовая «пожрать противников» (Евр.10:27). Знаю это «разграбление, и опустошение, и разорение, и сердца сокрушение, и расслабление колен» (Наум.2:10), и другие подобные наказания, постигающие нечестивых. Не говорю уже о тамошних судилищах, которым предаются пощаженные здесь, почему лучше здесь подвергнуться вразумлению и очищению, нежели претерпеть истязание там, когда настанет время наказания, а не очищения. Ибо как выше смерти «поминали» здесь «Бога» (о чем прекрасно любомудрствует Давид), так для отшедших отсюда нет «исповедания» и исправления «во аде» (Пс.6:6); потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного " (Слово 15-е).

Свт.Иоанн Златоуст: "Подлинно, немалые скорби постигли Вифлеем, когда детей отторгали от сосцов матерей, и предавали неправедной смерти. Если же ты еще малодушествуешь и не в силах возвыситься до такого любомудрия (речь идет о сказанном выше в этой беседе -- прим. сост.), то узнай конец того, кто дерзнул на такое злодеяние, и немного успокойся. В самом деле, суд весьма скоро постиг Ирода за его поступок, и он за свое злодейство был достойно наказан: он кончил жизнь тяжкой смертью, и даже более жалкой, чем та, на которую он осудил младенцев, потерпев при этом бесчисленное множество и других страдани й" (Беседа 9-я на Евангелие от Матфея, часть 3-я).

Свт Григорий Турский: "Ирод же, боясь за свою власть, велел убить всех младенцев, надеясь таким образом уничтожить Христа. Затем по Божьему произволению он погиб сам " (История франков. Книга 1. Глава 19. О дарах волхвов и об избиении младенцев).

Блаж.Августин Иппонийский: "Когда же говорится, что Бог гневается, то этим не обозначается то волнение, какое бывает в душе гневающегося человека, но от названия, прилагаемого к страстям человеческим, имя гнева получила Его кара, которая может быть только справедливой " (Энхиридион, гл.33-я).

Он же: "Гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех " (О Граде Божием, кн.15-я, гл.25-я).

Свт.Григорий Палама: "Итак, преступлением [прародителей] был приведен в действие смертный приговор душе соответственно Праведности Творца, ибо Он оставил оставивших [Его], не принуждая тех, которые созданы самовластными. Этот приговор человеколюбиво был произнесен заранее Богом по причинам, о которых мы уже сказали " (Сто пятьдесят глав// Богословские труды. Сборник 38, Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2003. с.63).

Свт. Димитрий Ростовский: "Спустя немного времени сошлись войска Феофила и Амирмумны, произошло великое сражение и много было побито людей с обеих сторон. Сначала греки одолевали агарян, потом, по попущению Божию, сражение изменилось, ибо Владыка Христос, прогневавшись на Феофила за его иконоборство, лишил греков мужества; агаряне оправились и стали одолевать греков. [...] Когда эту записку, привязанную к стреле, нашли и принесли к агарянскому князю Амирмумне, он прочел ее и весьма обрадовался. Тотчас повелел всему своему войску подойти к указанной стене и, при содействии коварного Вадитзиса, все агарянское войско вошло в город, в коем произошло великое избиение, так что кровь христианская текла рекой по городским улицам, город же был уничтожаем не только мечом, но и огнем, ибо он тотчас был зажжен со всех сторон, и это было наказанием Господним людей, за умножившиеся в то время среди греков ереси. Из жителей сего города почти никто не уцелел тогда от агарянского меча или огня, а оставшиеся в то время невредимыми, впоследствии не избегли умерщвление, а иные плена. [...] Так сей прекрасный город Амморея в один день погиб от меча и огня, ради грехов нечестивого царя Феофила, отнявшего иконы у церквей и жестоко замучившего многих святых исповедников за поклонение иконам " (Страдание святых 42 мучеников Амморейских).

Иероним Босх. Гнев

Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое... (прп. Антоний Великий, 89, 103).

Раздражение есть упоение души, оно так же выводит душу из ума, как и вино (свт. Василий Великий, 8, 17).

Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству; без гнева человек не может иметь чистоты, т. е. если <человек> не будет гневаться на все всеваемое в нас от врага... Этот гнев превратился в нас в такое состояние, что мы воспламеняемся им на ближних своих за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи (прп. авва Исаия, 59, 11).

Если в состоянии будешь целомудренным рассудком подсечь горький корень раздражительности, то сим уничтожишь много страстей в самом их начале (свт. Василий Великий, 8, 153).

Лучше улыбкою пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо (прп. Ефрем Сирин, 30, 175).

Четырьмя вещами умножается в нас гнев: когда стремимся удовлетворить пожеланиям, когда последуем собственной воле, когда присваиваем себе право учительства и когда почитаем себя мудрыми (прп. авва Исаия, 59, 51).

Если будет тебе нужно (обличить) брата, и видишь себя в гневе и нестроении, то отнюдь ничего не говори ему, чтоб не прийти в большее расстройство (прп. авва Исаия, 88, 430).

Человек раздражительный и шумливый щедр на клятвы, а безмолвствующий разумен (прп. Ефрем Сирин, 30, 193).

Что яд аспидов, то раздражительность и памятозлобие; потому что они и лицо изменяют, и мысль возмущают, и жилы расслабляют, и производят в человеке недостаток сил к совершению дел, а кротость и любовь отдаляют все это (прп. Ефрем Сирин, 30, 194).

Господь гневающемуся напрасно угрожает судом, но не запрещает, где должно, употреблять гнев, как бы в виде врачевства (свт. Василий Великий, 8, 151).

Гнев - небезопасный для всякого советник; что предпринято в гневе, то никогда не бывает благоразумно (свт. Григорий Богослов, 15, 362).

Когда по какому-нибудь поводу раздражительная часть души нашей приходит в тревогу, тогда демоны предлагают нам отшельничество, как вещь добрую, чтобы, устранив причины огорчения, не освободились мы от смущения... (авва Евагрий, 89, 572).

Как желудок не может принимать здоровой и твердой пищи, когда он слаб, так и душа надменная и раздражительная, делаясь бессильною и расслабленною, не может принимать духовного слова (свт. Иоанн Златоуст, 52, 478).

Раздражаться по поводу незначительных случаев свойственно людям малодушным, жестоким и удрученным горем... (свт. Иоанн Златоуст, 53, 730).

Находясь в раздражении, мы не в состоянии будем ни сказать, ни услышать что-либо здравое; освободившись же от страсти, и сами никогда не произнесем обидного слова, и в словах других не услышим обиды (свт. Иоанн Златоуст, 55, 614).

Многие смеются над тобою, как над человеком злопамятным, прибегающим к худой защите, к раздражительности, которую Творец дал в помощь душе, чтобы подкреплять телесные силы во время лености и расслабления. Посему если осмеивающие тебя говорят правду, то ясно, что не знаешь ты цели Сотворшего, железо употребляя на убийства, красоту на обольщение, язык на хулы, и Подателя благ делая виновником зла. Посему обуздай скорее раздражительность, чтобы не низвергла <она> тебя стремглав в погибель (прп. Исидор Пелусиот, 60, 164-165).

Раздражение (φνμος ) и гнев (οργη ), кажется мне, суть почти одно и то же; но первое указует на быстрое движение страсти, похищающее и способность мыслить, а последний - на долговременное пребывание в страсти. Почему первое называется так от слова воспламенение (αναφυμιαδις ), а второй от слова вскисать (οργαν ) и желать отмщения (αμυνης εραν ) (прп. Исидор Пелусиот, 62, 137).

Если кто-нибудь... тебе досадит, или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову отцев, помолись о нем, как об оказавшем тебе великую пользу и о врачующем сластолюбие твое. Через это раздражительность твоя будет уменьшаться; ибо, по словам святых отцев, любовь есть узда раздражительности (прп. авва Дорофей, 29, 205).

Ничто так не противно кающимся, как смущение от раздражительности, потому что покаяние требует великого смирения, а раздражительность есть знак великого возношения (прп. Иоанн Лествичник, 57, 89).

Страсти раздражения суть: гнев, горечь, бранчливость, вспыльчивость, дерзость, надменность, кичение и другие подобные (прп. Григорий Синаит, 93, 193).

В безгневии и кротости легко преуспеешь, если будешь все отклонять от себя, и душу подвигать к любви, больше молчать, умеренно насыщаться пищей, и всегда молиться, как сказали отцы: «раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвой окрыли; и свет ума никогда не помрачится в тебе» (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 396).

С раздражительностью бороться надо. Первый шаг - не поддаваться... стиснуть зубы и отойти... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 249).