Штрафы за персональные данные в году. Какой штраф ждет компанию за нарушение закона о персональных данных

Здравствуйте, дорогой коллега!

Если у вас есть сайт, то с 1-го июля вы можете попасть на штрафы до 300000 руб. просто за то, что не разметили нужную информацию.

В феврале 2017 года были внесены поправки в Федеральный закон 152 по поводу нарушений закона о персональных данных.

Поправки вступают в силу 1 июля 2017 года и коснутся всех, кто обрабатывает и хранит на сайте любые персональные данные.

Являетесь ли вы оператором персональных данных?

Являетесь, если используете следующие инструменты:

  • обратная связь (форма обратной связи, заказ обратного звонка, форма любой заявки),
  • пользователи (регистрация, авторизация, данные соц.сетей),
  • продажи (данные для доставки и связи с клиентом),
  • е-маил маркетинг (подписка на новости, рассылку, на лидмагнит).

Персональные данные - это любая информация о пользователе, по которой его можно идентифицировать.

Например, по имени и логину понять что за человек нельзя. А вот по логину и е-маилу уже можно. Также можно определить пользователя по установленному пикселю ретаргетинга на сайте.

Поэтому вы являетесь оператором персональных данных, если пользователи на вашем сайте оставляют в любом сочетании следующие данные:

  • е-маил
  • телефон
  • адрес
  • образование, семейное положение, уровень доходов,
  • cookie
  • данные об IP адресе и местоположении

Что делать с сайтом?

  1. Хостинг и база данных должны располагаться на территории России
    По хранению персональных данных в ФЗ 152 не все прозрачно и понятно, поэтому, чтобы не было проблем лучше руководствоваться требованием ФЗ-242 и хранить данные на территории РФ.
  2. Согласие на обработку персональных данных
    Под каждой формой разместить текст "Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных" и ссылка на документ.
  3. Разместить в футере ссылку на политику работы с персональными данными
    Необходимо подготовить документы по работе с персональными данными (по закону эти документы можно объединить в один).
  4. Зарегистрироваться в Роскомнадзоре
    Ссылка на регистрацию http://pd.rkn.gov.ru/operators-registry/notification/form/ .
  5. Разместить на сайте всплывающую информацию о сборе cookies.

Кроме этого нужно:

  1. Сообщать по запросу человека, какие у вас есть данные о нем, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали
  2. Удалять по первому требованию данные, которые используются для рассылки
  3. Подписать с сотрудниками обязательства о неразглашении персональных данных
  4. Защищать сайт и базу данных от взлома и утечки

Зачем нужна регистрация в Роскомнадзоре?

По закону операторы персональных данных должны уведомить Роскомнадзор, причем сделать это нужно до начала обработки данных или хотя бы до 1 июля 2017 г.

Уведомление можно не подавать если:

  1. Обрабатываются только данные сотрудников.
  2. Персональные данные получены только для исполнения конкретного договора с конкретным человеком и больше никак не будут использоваться и тем более распространяться.
  3. Человек сам опубликовал эти данные в общем доступе.
  4. У вас есть только ФИО клиента.

Штрафы

    Штраф не зависит от вида нарушения. Для ИП или директора 1000 руб., для юр.лица - 10000 руб.

Выпиской штрафов занимается прокуратура. Процедура длительная, сумма не высокая, поэтому на этот счет не было особых переживаний.

7 видов нарушений, общий штраф до 295000 руб.

  • Нет политики конфиденциальности - штраф 10 тыс.руб. для ИП, 30 тыс.руб. для юр.лица.
  • Нет согласия на обработку персональных данных клиента магазина или подписчика на информационный курс - штраф 20 тыс.руб. для ИП, 75 тыс.руб. для юр.лица.
  • В форме обратной связи нет ссылки на обработку персональных данных, то штраф для юр.лица 50 тыс.руб.
  • За отказ в уточнении или удалении персональных данных штраф 20 тыс.руб. для ИП и 45 тыс.руб. для юр.лица.

Выпиской штрафов занимается Роскомнадзор, решение принимается быстро.

Перед наложением штрафа Роскомнадзор присылает уведомление о нарушении и требование предоставить документы.

Будут ли штрафовать на самом деле?

Как говорится, время покажет. Но на данный момент в Тамбовоской области и в Астрахани прокуратура идет просто по списку сайтов и штрафует за формы обратной связи.

Может быть им делать больше нечего, может нагнетают страха перед введением закона. Но так или иначе, лучше подготовиться.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Совсем недавно вступили в силу изменения в ст. 13.11 КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Персональные данные с 1 июля 2017 года стали для кого-то головной болью, а кто-то на эти изменения не обратил внимания. Как выясняется при анализе поправок — зря.

Законодательство о персональных данных весьма сложное и непонятное. Но ориентироваться в нем сейчас совершенно необходимо, чтобы не попасть под крупный штраф.

Если объяснять суть изменений в двух словах, то штрафы выросли на несколько порядков (до 75 тыс. руб. за одно нарушение), а совершить правонарушение без знания закона можно запросто даже не подозревая об этом.

Поэтому давайте по порядку разбираться во внесенных и вступивших в силу изменениях, на которые многие упорно не обращают внимание.

Сперва давайте в целом поговорим о том, что такое персональные данные.

Что относится к персональным данным физического лица

Отношения, возникающие по поводу обработки персональных данных регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Ключевым понятием, вокруг которого вертится все остальное, является понятие самих персональных данных.

В соответствии с п. 1 ст. 3 указанного закона это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Из этого определения следуют два важных вывода:

  1. Субъектом персональных данных может быть только физическое лицо. Сведения о юридическом лице не являются и не могут являться персональными данными.
  2. Чтобы сведения о физическом лице признавались персональными данными, они должны позволять идентифицировать его.

С первым выводом все понятно. Со вторым возникает серьезный вопрос: при каких условиях информация, имеющая отношение к человеку, начинает рассматриваться как персональные данные? Что является персональными данными по закону?

При ответе на этот вопрос выделяют два подхода:

  1. Это только та информация, из которой можно сделать однозначный вывод о том, что речь идет о конкретном человеке.
  2. Это любая информация, которая имеет отношение к физическому лицу и позволяет выделить его из общей массы людей.

Но это теоретические подходы. Правильный выбор затруднен из-за отсутствия в законе перечня примеров возможных видов персональных данных. В определенной степени этот пробел восполняется судебной практикой.

Например, в Определении Верховного Суда РФ от 24.06.2015 № 18-АПГ15-7 указано:

«...К данным сведениям относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация».

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.12.2016 N 33-26115/2016 по делу N 2-3830/2016 повторяет то же самое.

Особого внимания заслуживает информация, которую пользователи оставляют на посещаемых сайтах в сети Интернет. Анализ самой последней судебной практики (в частности, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда № 09-АП-17574/2016 от 23.05.2016 по делу № А40-14902/2016) позволяет сделать вывод, что сведения об IP-адресе пользователя, cookie, сведения о географическом местоположении устройства пользователя и т. п. тоже считаются персональными данными.

В целом суды придерживаются первого подхода — к персональным данным относится только та информация, из которой можно сделать однозначный вывод о том, что речь идет о конкретном человеке.

Обычно это связка «имя» и что-то еще. Например, номер мобильного телефона. Или адрес электронной почты. Или те же cookie и иные метаданные.

Поэтому если на сайте есть какая-либо форма для заполнения пользователями, в которой есть поле «Имя», то вместе с передаваемыми метаданными (IP, cookie) вся эта информация будет относиться к персональным данным, а значит владелец этого интернет-ресурса является оператором их обрабатывающим.

Если совсем по-простому, то при наличии на вашем сайте формы обратной связи, то вы обрабатываете персональные данные. А если есть форма подписки, как у меня, то и подавно.

Роскомнадзор придерживается позиции, что персональные данные — это любая информация, относящаяся к физическому лицу. Такую информацию озвучивает само ведомство. Факт идентификации или неидентификации субъекта персональных данных оператором не влияет на статус данных как персональных.

Отговорка «я не обрабатывают персональные данные, я их только собираю», не сработает.

С 1 июля 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 13-ФЗ), которым детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. В связи с этим мы решили напомнить основные положения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) и гл. 14 ТК РФ, которые регламентируют правила обработки персональных данных работников и гарантии их защиты.

Закон о персональных данных в 2017 г.

Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному либо определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ).

Согласно п. «a» ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) персональные данные означают любую информацию об определенном или поддающемся определению физическом лице (субъекте данных).

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ любые действия или операции с персональными данными считаются их обработкой. К таким действиям относятся сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача персональных данных (их распространение, предоставление, доступ к ним), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение данных. Все эти действия могут совершаться с помощью средств автоматизации или без использования таковых.

Организация работы с персональными данными.

Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих его личность, ИНН. Это значит, что каждый работодатель, заключая трудовой договор, получает информацию, относящуюся к персональным данным. Такая информация содержится в документах, предъявляемых работником при приеме на работу:

  • в паспорте;
  • в военном билете (у военнообязанных);
  • в свидетельстве о присвоении ИНН;
  • в страховом пенсионном свидетельстве;
  • в документах об образовании;
  • в водительском удостоверении и документах на машину, если это требуется в связи с исполнением трудовой функции;
  • в медицинской справке о прохождении медицинского осмотра (медицинской книжке), если это необходимо в связи с исполнением работником трудовой функции.

В статье 86 ТК РФ установлены общие требования, которые должны соблюдать работодатель и его представители при обработке персональных денных в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина:

  • обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
  • при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами;
  • все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника можно получить только у третьей стороны, работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;
  • работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами;
  • работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, кроме случаев, установленных ТК РФ или иными федеральными законами;
  • при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;
  • защита персональных данных работника от их неправомерного использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;
  • работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;
  • работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
  • работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ каждая организация обязана издать документ, определяющий ее политику в отношении обработки персональных данных, локальный акт по вопросам обработки персональных данных, а также локальный акт, устанавливающий процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства РФ, устранение последствий таких нарушений.

Отсутствие в организации локального нормативного акта, устанавливающего порядок обработки персональных данных работников, является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (постановления Московского городского суда от 29.08.2011 № 4а-1743/11, 4а-1742/11, ФАС МО от 27.11.2006 № КА-А40/11424-06 по делу № А40-17389/06-146-165, от 01.11.2006, 08.11.2006 № КА-А40/10787-06 по делу № А40-32068/06-96-156).

Работодатель обязан обеспечить такой порядок хранения персональных данных, который бы ограничивал несанкционированный доступ к ним. Право доступа к персональным данным работника, в частности, имеют:

  • руководитель организации (работодатель – индивидуальный предприниматель);
  • непосредственный руководитель работника;
  • начальник отдела кадров;
  • сотрудники отдела кадров;
  • сотрудники бухгалтерии.

Так как доступ к персональным данным может иметь не только руководитель организации, ответственность за разглашение персональных данных предусмотрена и для работников организации. Например, согласно п. «в» ч. 6 ст. 81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе при разглашении персональных данных другого работника.

Закон о персональных данных в 2017 г. К сведению:

Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 (далее – Положение).

Согласно п. 6 Положения лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы:

  • о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации;
  • о категориях обрабатываемых персональных данных;
  • об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).

Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации

Обработка персональных данных без использования средств автоматизации должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ

Необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях

При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором

К сведению:

Все документы, содержащие персональные данные работников, такие как личные дела, картотеки, учетные журналы, следует хранить в специально оборудованных шкафах или сейфах, которые запираются и опечатываются. Трудовые книжки работников нужно хранить в сейфе отдельно от личных дел.

Оформление согласия работника на передачу его персональных данных.

В соответствии со ст. 88 ТК РФ передача персональных данных работника третьей стороне без письменного согласия указанного работника не разрешается, за исключением предусмотренных законом случаев. Сразу перечислим ситуации, когда не требуется согласие работника на передачу его персональных данных.

Не требуется согласие работника на передачу его персональных данных

Нормы законодательства

Третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника

Абзац 2 ст. 88 ТК РФ, абз. 1 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

В ФСС, ПФР в объеме, предусмотренном законом

Абзац 15 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ, п. 1, 2 ст. 9, п. 1, 2, 2.1, 3 ст. 11, абз. 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, абз. 3 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

В налоговые органы

Подпункты 1, 2, 4 п. 3 ст. 24 НК РФ, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

В военные комиссариаты

Абзац 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, пп. «г» п. 30, пп. «а» – «в», «д», «е» п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

По запросу профессиональных союзов в целях контроля за соблюдением трудового законодательства работодателем

Абзац 5 ч. 6 ст. 370 ТК РФ, п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

По мотивированному запросу органов прокуратуры

Пункт 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

По мотивированному требованию правоохранительных органов и органов безопасности

Статья 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, п. «м» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

По запросу от государственных инспекторов труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности

Абзац 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

В органы и организации, которые должны быть уведомлены о тяжелом несчастном случае, в том числе со смертельным исходом

Абзац 5 ст. 228 ТК РФ. Перечень оповещаемых органов и сроки направления извещений о несчастном случае установлены ст. 228.1 ТК РФ

В случаях, связанных с исполнением работником должностных обязанностей, в том числе при направлении в командировку

Части 5 – 5.2 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, п. 19 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085, абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ № 1085, абз. 4 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

Для предоставления сведений в банк, обслуживающий банковские карты работников, при условии что в договоре о выпуске карт (коллективном договоре, локальном нормативном акте организации) содержится пункт о праве работодателя передавать персональные данные работников либо работодатель действует на основании доверенности на представление интересов работников

Абзац 10 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

Во всех остальных случаях передача персональных данных производится с письменного согласия работника, из которого должно быть ясно, кому будут передаваться его персональные данные и с какой целью.

Кроме того, работодатель обязан предупредить лиц, получающих персональные данные, о том, что данные сведения могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что данное правило соблюдено.

Контроль и надзор за обработкой персональных данных.

Контроль и надзор за обработкой персональных данных работников осуществляются в соответствии с гл. 5 Федерального закона № 152-ФЗ.

К сведению:

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).

С учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 16-ФЗ , с 01.03.2017 деятельность Роскомнадзора в сфере обработки персональных данных отнесена к государственному контролю и надзору. Теперь Роскомнадзор защищает права субъектов персональных данных – физических лиц и будет проводить проверки организаций и предпринимателей (операторов персональных данных), а также контролировать обработку персональных данных иными операторами. Порядок проведения проверок и других контрольных мероприятий определяет Правительство РФ (ч. 1, 1.1 ст. 23 Федерального закона № 152-ФЗ).

Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания его персональных данных и способов их обработки целям обработки таких данных и принимает соответствующее решение.

Работодателю следует ознакомиться с положениями Приказа Минкомсвязи РФ от 14.11.2011 № 312, которым утвержден Административный регламент по исполнению данной службой функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за правильностью обработки персональных данных. Предметом контроля являются:

  • документы, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных;
  • информационные системы персональных данных;
  • деятельность по их обработке.

Привлечение к административной ответственности за персональные данные.

Согласно ст. 90 ТК РФ лица, виновные в нарушении положений законодательства РФ в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Пунктом 2 ст. 23 Федерального закона № 152-ФЗ установлено, что уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении положений этого закона. Размер административной ответственности за нарушение закона о персональных данных предусмотрен ст. 13.11 КоАП РФ.

Федеральным законом № 13-ФЗ ст. 13.11 КоАП РФ изложена в новой редакции. В частности, детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Новая редакция этой статьи начнет применяться 1 июля 2017 года.

Ответственность за персональные данные. К сведению:

До начала действия поправок ст. 13.11 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований гл. 14 ТК РФ, Федерального закона № 152-ФЗ, Федерального закона № 27-ФЗ и других законов, определяющих порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (их персональных данных), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 500 до 1 000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Начиная с 01.07.2017 предусмотрена следующая административная ответственность за нарушения закона о персональных данных.

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Для юридических лиц

Для должностных лиц

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо их обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, указанных ниже, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

От 30 000 до 50 000

От 5 000 до 10 000

Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на их обработку в случае, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

От 15 000 до 75 000

От 10 000 до 20 000

Обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ в области персональных данных требований к составу сведений, отражаемых в согласии субъекта персональных данных на их обработку в письменной форме

От 15 000 до 75 000

От 10 000 до 20 000

Невыполнение предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по опубликованию документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных либо обеспечению иным образом неограниченного доступа к ним

От 15 000 до 30 000

От 3 000 до 6 000

Невыполнение предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

От 20 000 до 40 000

От 4 000 до 6 000

Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством РФ в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки

От 25 000 до 45 000

От 4 000 до 6 000

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к ним, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния

От 25 000 до 50 000

От 4 000 до 10 000

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по их обезличиванию

От 3 000 до 6 000

Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни установлена в ст. 137 УК РФ.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что незаконные сбор или распространение сведений о частной жизни лица, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются:

  • либо штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до двух лет;
  • либо лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок от двух до пяти лет;
  • либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет или без такового;
  • либо арестом на срок до шести месяцев, лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет.

Возмещение морального вреда.

Согласно ст. 24 Федерального закона № 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований этого нормативного правового документа, несут предусмотренную законодательством РФ ответственность.

Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных данным законом, а также требований к защите персональных данных, подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

* * *

В заключение перечислим основные обязанности работодателя, которые он должен исполнять при работе с персональными данными:

  • разработать и принять локальные нормативные акты, регламентирующие порядок хранения и использования персональных данных работников;
  • назначить лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных;
  • установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ;
  • установить перечень мест хранения документации, являющейся носителем персональных данных работников, а также перечень мер, необходимых для обеспечения сохранности персональных данных, порядок их принятия;
  • ознакомить работников под подпись с положением об организации работы с персональными данными;
  • брать письменное согласие работников на обработку персональных данных, которое должно быть конкретным и информированным и содержать в себе именно те сведения, на которые работники дают согласие для обработки, а также согласие для передачи своих персональных данных третьим лицам с указанием этих лиц;
  • направлять в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных работников в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

За неисполнение названных требований законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности, а в отдельных случаях – и к уголовной.


Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве», опубликованы на сайте http://www.rsoc.ru 24.12.2012.

Федеральный закон от 22.02.2017 № 16-ФЗ «О внесении изменений в главу 5 Федерального закона «О персональных данных» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных, действует в редакции от 24.11.2014.

С. Е. Нестеров,

С 1 июля 2017 года существенно ужесточена ответственность за нарушения при взаимодействии с персональными данными физических лиц. Это следует из положений Федерального закона от 07.02.2017 № 13-ФЗ). Изменения затронут всех без исключения работодателей, которые связаны с обработкой персональных данных сотрудников и подрядчиков-физических лиц. Более того, можно сказать, что поправки касаются практически всего бизнес-сообщества, взаимодействующего в персональными данными физических лиц (например, владельцев сайтов, которые собирают персональные данные посетителей). Как подготовится к изменениям? Увеличатся ли штрафы? Кто будет выявляться нарушения в обработке персональных данных? Давайте разбираться.

Персональные данные: особая информация

Персональные данные работников – это любая информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного сотрудника (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

У работодателя (организации или ИП) персональные данные работников, чаще всего, обобщаются в их личных карточках и личных делах. При этом почти каждый менеджер отела кадров или HR-специалист знает, что персональные данные допускается получать только лично от работников. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то российское законодательство обязывает уведомить об этом работника и получить от него письменное согласие (пункт 3 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Работодатели не вправе получать и обрабатывать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности человека. То есть, собирать сведения, допустим, о вероисповедании сотрудников – нельзя. Ведь такая информация представляет из себя личную или семейную тайну и никак не может быть связана с выполнением трудовых обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ).

Получив персональные данные, работодатель в силу требований законодательства обязан их не распространять и не раскрывать третьим лицам без согласия работника (ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Под персональными данными можно понимать любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных) – пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ. Примерами такой информации может быть фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания и т. д.

Как работодатель обязан защищать персональные данные

В целях защиты и ограничения доступа к персональным данным работодатель должен обеспечить качественную и современную систему их защиты. Как именно это сделать? Этот вопрос решает каждый работодатель самостоятельно. При этом порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных должен быть закреплен в локальном акте организации, допустим в Положении об обработке персональных данных работников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ).

Также у работодателя должен быть официально назначен работник, который отвечает за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Им может быть, например, работник отдела кадров, которые взаимодействует с личными делами, получает согласия работников на обработку, ведет карточки сотрудников и т.д.

Проверки работодателя по вопросам обработки им персональных данных проводят подразделения Роскомнадзора. Приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312 утвержден Административный регламент исполнения Роскомнадзором функций по осуществлению государственного контроля (надзора).

Какая ответственность применяется к работодателям

За нарушение порядка получения, обработки, хранения и защиты персональных данных сотрудников предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность (ст. 90 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ). Разберем каждую из этих видов ответственности.

Дисциплинарная ответственность

К дисциплинарной ответственности за нарушения при работе с персональными данными можно привлечь к ответственности работников, которые в силу трудовых отношений обязаны соблюдать правила работы с личными данными, но нарушили их (ст. 192 ТК РФ). То есть, привлечь к ответственности можно, к примеру, менеджера отдела кадров, которому поручена соответствующая работа. За дисциплинарный проступок сбора, обработки и хранения персональных данных работодатель может наказать своего работника, применив к нему одно из следующих взысканий (ч.1 ст. 192 ТК РФ):

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Материальная ответственность

Материальная ответственность работника может наступить, если в связи с нарушением правил работы с персональными данными организации причинен прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ). Предположим, что ответственный работник отдела кадров допустил грубое нарушение – распространил персональные данные сотрудников в сети Интернет. Работники, узнав об этом, подали на работодателя в суд, который постановил: «выплатить пострадавшим работникам денежную компенсацию – 50 000 рублей каждому». В такой ситуации работодатель имеет возможность возложить на виновного сотрудника отдела кадров ограниченную материальную ответственность в пределах его среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Взыскание причиненного ущерба можно осуществить по распоряжению руководителя не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера причиненного сотрудником ущерба. Если месячный срок истек, то взыскать ущерб придется через суд. Такой порядок предусмотрен в статье 248 Трудового кодекса РФ.

Читайте также Кто должен проводить инструктаж по ГО и ЧС

При полной материальной ответственности сотрудник должен будет полностью возместить организации всю сумму ущерба, возникшего в связи с нарушениями в сфере персональных данных (ст. 242 и 243 ТК РФ). Однако, как правило, на работников, ответственных за обработку персональных данных полную материальную ответственность не возлагают.

Дисциплинарную и материальную ответственность работодатель (к примеру, коммерческая организация) применяет исключительно по своему усмотрению. Государственные контролирующие органы (в том числе., Роскомнадзор) в этом процессе участия не принимают.

Административная ответственность

За нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных работодателя и должностных лиц контролирующие органы могут привлечь к административной ответственности в виде штрафов, которые могут составлять:

  • для должностных лиц (например, генерального директора, главного бухгалтера, кадровика или индивидуального предпринимателя): от 500 до 1000 рублей;
  • для организации: от 5000 до 10 000 рублей.

Отдельный (самостоятельный) штраф для должностных лиц за разглашение персональных данных в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей составляет от 4000 до 5000 рублей. Такие меры ответственности описаны в статьях 13.11 и 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность для директора, главного бухгалтера или начальника отдела кадров компании или другого лица, ответственного за работу с персональными данными, может наступить за незаконные действия:

  • сбор или распространение сведений о частной жизни сотрудника, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия;
  • распространение сведений о работнике в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

За такие нарушения в части обращения с персональными данными допускаются следующие меры уголовной ответственности:

  • штраф до 200 000 рублей (или в размере доходов осужденного за период до 18 месяцев);
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • арест на срок до четырех месяцев;
  • лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются жестче:

  • штрафом от 100 000 до 300 000 руб. (или в размере доходов осужденного за период от одного года до двух лет);
  • лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет;
  • принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового;
  • арестом на срок от четырех до шести месяцев;
  • лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет (статья 137 Уголовного кодекса РФ).

Что изменится с 1 июля 2017 года

Федеральный закон от 07.02. 2017 № 13-ФЗ расширил перечень оснований для привлечения работодателя к административной ответственности в области защиты персональных данных, а также увеличил размеры административных штрафов. Этот закон вступает в силу с 1 июля 2017 года. Сразу скажем, что административная ответственность в сфере персональных данных существенно ужесточена. При этом важно следующее: вместо единственного вида административной ответственности, описанного в статье 13.11 КоАП РФ, появится семь. Таким образом, за различные нарушения работодателей в сфере персональных данных можно будет применять разные штрафы. Если нарушение по разным составам выявят несколько, то, соответственно, количество штрафов может увеличиваться. Поясним новые составы правонарушений более детально.

Нарушение 1: обработка персональных данных в «иных» целях

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных – самостоятельные виды административного нарушения (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ). Приведем пример: организация-работодатель собирает персональные данные работников и передает эти данные сторонним компаниям в рекламных целях (передаются ФИО, телефоны, регионы проживания, уровень дохода). Потом рекламные фирмы начинают рассылать работникам на телефон, e-mail и домашние адреса различный спам и рекламные предложения. Если в таких действиях работодателя не будет выявлено уголовного состава преступления, то можно будет применить административную ответственность. С 1 июля 2017 года административное наказание может быть следующим:

  • или предупреждение;
  • или штрафы.

Нарушение 2: обработка персональных данных без согласия

Обработка персональных данных работодателем, по общему правилу, возможна только с письменного согласия работников. Такое согласие должно включать в себя следующую информацию (части 4 статьи 9 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  • ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе;
  • наименование или ФИО и адрес работодателя (оператора), получающего согласие сотрудника;
  • цель обработки персональных данных;
  • перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
  • наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
  • подпись работника.

С 1 июля 2017 года обработка персональных данных без согласия работника в письменной форме, либо если письменное согласие не содержит обозначенных выше сведений – это самостоятельное административное нарушение, предусмотренное в части 2 статьи 13.11 КоАП РФ. За него возможны штрафные санкции:

Нарушение 3: доступ к политике по обработке персональных данных

Оператор персональных данных (например, работодатель или интернет-сайт) обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных в Интернете (например, через сайт), обязан опубликовать в Интернете документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу. Это предусмотрено пунктом 2 статьи 18.1 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ.

С выполнением этой обязанности на практике сталкиваются многие пользователи сети Интернет. Так, например, когда вы оставляете какую-либо заявку на сайтах и указываете свои ФИО и e-mail, то можете обратить внимание на ссылку на подобные документы: «Политика обработки персональных данных», «Положение об обработке персональных данных» и т.п. Однако стоит признать, что некоторые сайты этим пренебрегают и никакой ссылки не приводят. И получается, что человек оставляет заявку на сайте, не знает, в каких целях сайт собирает персональные данные.

Некоторые работодатели также на своих сайтах выставляют имеющиеся вакансии и предлагают кандидатам заполнить форму «О себе». В таких случаях интернет-сайт также должен обеспечить доступ к «Политике обработке персональных данных».

С 1 июля 2017 года в части 3 статьи 13.11 КоАП РФ выделен самостоятельный состав правонарушения – невыполнение оператором обязанности по публикации или предоставлению неограниченного доступа к документу с политикой по обработке персональных данных или сведениями по их защите. Ответственность по этой статье может выглядеть как предупреждение или административные штрафы:

Нарушение 4: сокрытие информации

Субъект персональных данных (то есть, физическое лицо, кому принадлежат эти данные) имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей (ч. 7 ст. 14 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ):

  1. подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
  2. правовые основания и цели обработки персональных данных;
  3. цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
  4. наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
  5. обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  6. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  7. порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  8. информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
  9. наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
  10. иные сведения, предусмотренные Федеральным законом или другими федеральными законами.

С 1 июля 2017 года усилена административная ответственность за нарушение законодательства в области персональных данных и их обработку.

ВНИМАНИЕ!

В настоящее время проверочные действия в Интернет госструктурами ведутся очень активно, штрафы значительные и исчисляются суммарно по каждому нарушению.

Внимательно изучите данную статью или воспользуйтесь нашими услугами по проведению всех необходимых мероприятий.

Федеральный закон от 07.02.2017 N 13-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

С этой целью новой редакцией статьи 13.11 КоАП РФ расширен перечень составов правонарушений, а также увеличены размеры штрафов.

Так, в частности, установлена административная ответственность за:

Обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством в области персональных данных, либо обработку персональных данных, несовместимую с целями сбора персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (повлечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 1000 рублей до 3000 рублей, на должностных лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей, на юридических лиц - от 30000 рублей до 50000 рублей);

Обработку персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработку персональных данных с нарушением установленных законодательством в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

Невыполнение оператором предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных;

Невыполнение оператором предусмотренной законодательством в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных.

Составление протоколов по административным делам данной категории отнесено к компетенции должностных лиц Роскомнадзора (ранее дела данной категории возбуждались прокурором).

В прежней редакции статьи 13.11 КоАП РФ была установлена ответственность лишь за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), которая предусматривала предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 300 рублей до 500 рублей, на должностных лиц - от 500 рублей до 1000 рублей, на юридических лиц - от 5000 рублей до 10000 рублей.

Как соблюдать закон о персональных данных 2017 года

Вниманию сайтовладельцев! С 1 июля штрафы за нарушение закона о персональных данных увеличатся до 75 тысяч рублей (за одно обнаруженное нарушение).

У вас на сайте есть контактная форма?

Значит, скорее всего это касается и вас. Прокуратуры уже штрафуют компании и суды их поддерживают. Помимо штрафов в пользу государства за нарушение правил обработки персональных данных может быть также взыскана компенсация морального вреда и определена иная ответственность.

Правила безопасности при работе с персональными данными

В феврале 2017 года внесены поправки в статью 13.11 КоАП по поводу нарушений закона о персональных данных, которые вступят в силу 1 июля. Нововведения коснутся всех, кто получает, собирает, обрабатывает или хранит персональные данные.

Штрафы увеличены в десятки раз и разделены по видам нарушений. Так, если на сайте не размещена политика конфиденциальности, то штраф для ИП составит 10 тысяч рублей, а для компании — 30 тысяч. До 75 тысяч рублей составит штраф для юрлица, если посредством сайта обрабатываются персональные данные клиента интернет-магазина или подписчика на информационный ресурс без его согласия (директор компании или ИП должен будет заплатить до 20 тысяч).

И т.д. Если будет зафиксировано несколько нарушений, штрафов будет тоже несколько.

Что делать? Срочно привести сайты в порядок! Проверки уже начались

Сейчас протоколы о нарушениях имеет право выписывать только прокуратура, и размер штрафа вне зависимости от вида нарушения составляет для юрлица 10 тысяч рублей, а для ИП или директора — 1000 рублей. С 1 июля уже в соответствии с более высокими ставками и, по всей видимости более рьяно, выписывать протоколы будет Роскомнадзор.

Как узнать, являетесь ли вы тем самым оператором персональных данных?

Персональные данные согласно Федеральному закону «О персональных данных» — это любые данные о человеке, по которым его можно идентифицировать. При этом в законе не содержится перечня типов таких данных, поэтому приходится исходить из общей логики закона и практики, и «дуть на воду». К примеру, по имени пользователя или логину нельзя понять, что это за человек, то по имени и телефону или ФИО и электронной почте уже можно некоторым образом идентифицировать человека, а значит получение подобного сочетания уже может определяться как сбор и хранение персональных данных.

Итак, скорее всего, вы уже являетесь оператором персональных данных, если каким-то образом получаете от людей, к примеру, следующую информацию (в любом сочетании): фамилию, имя, отчество, какой-либо физический адрес, электронную почту, номер телефона, дату или место рождения, фото, ссылку на персональный сайт или соцсети, профессию, образование, уровень доходов, семейное положение и т.д.

На практике это означает, что все владельцы сайтов, которые содержат личные кабинеты, формы обратной связи, подписки или регистрации, анкеты и т.д., одним словом заполняемые формы, где посетитель должен оставить свои данные — это операторы персональных данных. Даже если на сайте есть лишь популярные нынче кнопки заказа обратного звонка (пользователь оставляет имя и номер телефона) или отправки сообщения (имя и электронный адрес) — это тоже может быть квалифицировано как обработка персональных данных.

А записи в моей телефонной книжке тоже считаются сбором и хранением персональных данных?

Нет. На данные, которые вы храните для личных и семейных нужд, данный закон не распространяется. Но если вы передадите эти данные лицу или организации, которая согласно данному закону является оператором персональных данных или опубликуете сведения, это будет считаться нарушением.

Как работать с персональными данными, не нарушая закон?

Как минимум необходимо выполнить и соблюдать 10 нижеследующих правил:

  • публиковать в открытом доступе всю информацию о ваших принципах взаимодействия и работы с персональными данными клиентов и посетителей вашего предприятия или ресурса;
  • запрашивать только те данные, которые нужны для каждой конкретной цели. Например, нельзя запрашивать паспортные данные или домашний адрес для осуществления рассылки по электронной почте ;
  • перед получением персональных данных, которые предполагается публиковать в общедоступных источниках, получать письменное согласие у каждого посетителя, клиента или подписчика на их обработку, хранение и распространение. В случае, если данные не публикуются, а используются исключительно для обработки внутри компании, необходимо явным образом ограничить возможность передачи вам персональных данных без согласия на их обработку;
  • использовать данные только для тех целей, о которых вы предупредили человека и которые указаны в опубликованных вами документах, касающихся работы с персональными данными;
  • сообщать по запросу человека, какие у вас есть данные о нём, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали;
  • удалять данные по первому требованию лица, персональные данные которого хранятся в вашей базе;
  • хранить базы данных в надёжном месте, защищать их от взлома и утечки (требования определены законодательством!) ;
  • назначить лицо, ответственное за обеспечение безопасности персональных данных и соблюдения определённых ФЗ N152 правил работы с персональными данными;
  • обучить сотрудников работе с персональными данными;
  • зарегистрироваться в Роскомнадзоре.

Согласно Закону обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в Законе, возлагается на оператора.

Почему владелец сайта должен регистрироваться?

По закону операторы персональных данных должны уведомить Роскомнадзор. Причем сделать это нужно до начала обработки данных или вскоре после начала осуществления данной деятельности. Роскомнадзор внесёт информацию об операторе в Реестр операторов персональных данных.

Уведомление можно не подавать, если:

  • обрабатываются только данные сотрудников;
  • персональные данные получены только для исполнения конкретного договора с конкретным человеком и не будут распространяться и использоваться никак иначе;
  • у вас хранятся только ФИО клиента;
  • данные опубликованы в общем доступе самим человеком или кем либо по его поручению.

Что делать, если ваш сайт содержит формы и позволяет получать персональные данные?

Если ваш сайт даёт возможность получать персональные данные и вы до сих пор не выполнили перечисленные выше условия, то уже сейчас может быть зафиксировано нарушение и уже сейчас вас могут оштрафовать. Даже в том случае, если ваш сайт обслуживается другой компанией или специалистом на аутсорсинге, штраф будет выписан на компанию или ИП, которые указаны на сайте в качестве владельца и, следовательно, получателя персональных данных.

Как избежать возможных проблем (необходимая программа-минимум):
1) Подготовьте публичные документы и разместите их на сайте так, чтобы они были доступны с любой страницы вашего сайта. Это может быть уведомление, пользовательское соглашение, правила продажи или политика в отношении обработки персональных данных.
Как бы не назывался этот документ, он должен содержать правила и условия обработки персональных данных.

2) Не используйте документы других компаний без обработки. Их можно использовать в качестве шаблона, но список данных и цели использования персональных данных необходимо прописать свои. То, что требуется типографии для оформления заказа или интернет-магазину для доставки товара, не понадобится для e-mail рассылки. Запрос излишних данных может быть расценен как нарушение закона и стать поводом для штрафа.

3) Реализуйте программное решение, которое гарантирует однозначное установление того, что человек согласился на обработку персональных данных. Это может быть чек-бокс в форме регистрации, в котором необходимо поставить галочку, или кнопка согласия с условиями использования, без активации которых человек не сможет отправить сообщение или оформить заказ.
Для подстраховки можно заверить у нотариуса распечатанные скриншоты веб-страниц с формами, прокомментировав их сопроводительным текстом (к примеру, «на момент заверения указанные на данной распечатке кнопки работали согласно описанному в преамбуле функционалу и без их активации пересылка данных была технически невозможна»).

4) Подготовьте внутренние документы, регламентирующие правила хранения и обработки персональных данных, и ответственности сотрудников, которые имеют к ним доступ.

5) Отправьте, если сайт подпадает под требования Закона, уведомление в Роскомнадзор. Если стопроцентно уверены, что отправка уведомления не требуется, оформите всю документацию так, чтобы это было явно понятно и возможным проверяющим. Например, можно указать в политике работы с персональными данными, что они используются только для исполнения конкретных договоров, или зафиксировать в документации, что данные открыты для общего доступа по желанию пользователя (но помните, что доказывание этого факта Закон возлагает на оператора).