Сад в китайском стиле: ландшафтное воплощение философии Востока. Создаем китайский сад – открываем душу миру Растения для китайского сада

Китайский сад - это не просто пагоды, красный цвет и колокольчики. В его основе всегда лежит синтез природы и мифологии, попытка создать рай на земле. Этот рай имеет вполне конкретный образ. По древним легендам, в океане существовали пять Островов бессмертных. Их описания со временем превратились в пособие для садоводов, которые создавали миниатюрные копии ландшафта мифических островов. В идеальном китайском саду обязательно есть водоем с одним или несколькими островами, павильон и искусственная гора - прообраз горного массива Куньлунь. Рассматривая планы известных садов, европеец может обнаружить нарушение привычных нам законов планирования. Но в реальности эти сады гармоничны. В чем секрет? Китайцы изначально создавали сад, а не привязку ландшафта к дому. Если убрать забор и дом, участок соединяется с природой. Поэтому в китайских садах традиционно использовались растения-аборигены, произрастающие в этой местности. Собираясь в путешествие по китайским садам, возьмите в дорогу мои любимые книги.

Елена Голосова «Сады и парки дельты реки Янцзы»; Дж. Саймондс «Ландшафт и архитектура»; Gao Yonggang «The Essential Guide to Creating a Chinese-Style Garden: Design a Landscape for the Soul in Your Own Backyard».

Карьерный сад

Заброшенный карьер площадью 4,26 га превратился в оазис. Он расположен в Ботаническом саду в Шанхае. Дизайнеры совместно с инженерами изменили рельеф участка, создав секретные сады и петляющие маршруты. Каменные стены карьера оставили нетронутыми, что позволит им «самовосстанавливаться» под дождем и солнцем. Quarry Garden, in Shanghai Botanical Garden. 997 Longwu Rd, Xuhui Qu, Shanghai Shi. www.shbg.org

Сад Чжаньюань В Нанкине

Этому саду 600 лет, и здесь сохранились постройки династии Мин. Обратите внимание на дорожки из камней. Перед тем как поместить в сад, их много лет держали на дне озера Тайху, чтобы вода сточила все лишнее, а затем обрабатывали вручную. Идеальный камень должен был обладать пятью качествами: шоу - узкий, чжоу - морщинистый, лоу - продырявленный, тоу - проникающий, сю - красивый. Zhanyan garden. No. 128, Zhanyuan Road, Qinhuai District. www.njzy.net

Юхэюань - Парк Безмятежного отдыха

Пекинский парк 1750 года также называется «Летний дворец». Охраняется ЮНЕСКО как шедевр китайского ландшафтного дизайна. Обойти всю территорию за день не получится. Сюда принято возвращаться. Yihe Yuan Summer Palace. 19 Xinjiangongmen Rd, Haidian Qu. www.summerpalace-china.com

Парк Бейхай

Императоры разных династий снаряжали экспедиции на поиски Островов бессмертных, о которых повествуют китайские легенды. Острова не нашли. Но их описание легло в основу создания этого парка в Пекине. Здесь есть знаменитый ресторан императорской кухни, где готовят по рецептам времен династии Цин. 1 Wenjin St, Xicheng Qu. www.beijingtrip.com/attractions/park.htm

Сад Лю Юань

«Сад уединения» в Сучжоу входит в число четырех самых известных садово-парковых ансамблей Китая и охраняется ЮНЕСКО. Композиция классического пейзажного сада состоит из серии видовых точек и маршрутов перемещения между ними. Сад был создан самим хозяином в соответствии с искусством традиционных садов «бэнь юй цзыжань» («произрастая из природы»), согласно которому сначала формируется сад и лишь затем план участка. 338 Liuyuan Road, Gusu Qu, Suzhou Shi, Jiangsu Sheng. www.china.org.cn

Вангшиюань

Еще одно название - «Сад мастера плетения сетей и интриг». Образец классического китайского сада отражает тесную связь между образом жизни владельца и ландшафтом. Участок размером всего около 50 соток кажется в разы больше благодаря хитрой планировке. Из каждой комнаты дома можно без труда попасть в сад. Этот прием совмещения дома и улицы характерен для многих частных садов Сучжоу. Wangshi Yuan. No.11 Kuojiatou Alley, Daichengqiao Road, Canglang District, Suzhou 215006. www.szwsy.com

Речной парк Хаутан в Шанхае

Парк был создан к выставке Шанхай Экспo 2010 и отражает идею «ландшафта как автономной экосистемы». Участок представляет собой узкую полосу площадью 14 га на реке Хуанпу. Эти земли, загрязненные продуктами нефтепереработки, ранее принадлежали сталелитейному заводу и верфи. Проект, выполненный китайской архитектурной студией Turenscape, призван создать новую «зеленую» территорию, продемонстрировать экологически чистые технологии, а после выставки Expo использовать ее как общественную набережную. Еще одна задача, стоящая перед проектировщиками, заключалась в улучшении контроля за паводками. Чтобы создать новую активную береговую линию как живой организм для лечения загрязненной реки, было разработано болото 1,7 км в длину и 5–30 метров в ширину. Авторы проекта выстроили красивые деревянные мостики, а для поглощения загрязняющих веществ высадили растения, очищающие воду. No.2200 Shibo Avenue, Pudong New Area, Shanghai.

Сад Юй-Юан

Сад был основан в XVI веке во времена империи Мин по указу сына министра в качестве подарка своему отцу. Именно отсюда и пошло название «Сад радости». Оно символизирует счастье, которое младшие дарят старшим. К сожалению, в XIX веке сад сильно пострадал, но был отреставрирован в 1956 году. 218 Anren St, Huangpu Qu, Shanghai Shi, 200010. www.yugarden.com.cn

Ботанический сад Чень Шань в Шанхае

Масштабный пейзажный проект мюнхенского бюро Planungsgruppe Valentien осуществлен в 2010 году. На 206 гектарах насыпной земли в дельте реки Янцзы у подножия горы Чень организован уникальный зеленый ландшафт с автономной экосистемой. В основу проекта легли эстетика и символика традиционного китайского ландшафта, дополненные инновационными техническими решениями. Chenshan Botanical Garden. No.3888 Chenhua Road, Songjiang District, Shanghai 201619. www.csnbgsh.cn

Сад Хе юань в Янчжоу

Сад Хе Юань в Янчжоу являет собой хорошо сохранившийся образец садового искусства времен династии Цин. Одной из главных достопримечательностей является павиль­он пионов. He Yuan Yangzhou. No.66 Xuningmen Avenue Yangzhou. www.he-garden.net



Философия садового интерьера

Сады стран Азии созданы для умиротворения, покоя и побуждают входящего в них к расслаблению. Именно поэтому растения, которые используются для оформления, должны оставаться в единой цветовой гамме, а основу садового интерьера составляют все оттенки зеленого. На просторах такого сада крайне осторожно применяют пестролистные сорта и формы, особенно если речь идет о японском направлении.

Классики японских садов утверждают, что самые строгие ценители не позволяют цвести даже рододендронам, их бутоны педантично удаляют каждый год. Ведь цветы присутствуют лишь как дополнение к какому-то элементу сада, как акцент, усиливающий впечатление. Это не значит, что такой сад скучен и монотонен. Наоборот, симфония зелени и камней, легкое журчание воды и шелест ветра, играющего деко-ративными злаками, как нельзя более подходит для медитативного чаепития после напряженного рабочего дня.

Творения азиатских садовни-ков отличаются изящной просто-той и лаконичностью ассортимента растений. И в то же время крайней аккуратностью и чистотой посадок. Эти основные факторы должны стать первыми при выборе ассортимента. То есть культуры и формы должны сочетаться между собой круглый год и быть устойчивыми в климате вашего региона.

Совет специалиста

Не нужно пытаться адаптировать сложные теплолюбивые виды под свой регион, ведь красота любого сада достигается, лишь когда он сформирован, а его жители предстают перед вами во всей своей красоте в любое время года.

Вторым моментом становится философия, идея сада. Недостаточно красиво расположить камни и подобрать истинно китайские или японские сорта, необходимо, чтобы они отражали вашу задумку и были частью цельной картины. В таком саду принадлежность к восточной культуре выбранного растения отходит на второй план, подчиняясь общему движению.

Хвойная основа сада в восточном стиле

Специально для желающих следовать букве азиатской садовой культуры остановимся более подробно на основных представителях Востока среди посадочного материала. Начнем с древесной группы, формирующей скелет сада.

Многолетники для оформления восточного сада

Создав каркас из растений, нельзя пренебрегать В многолетними травянистыми культурами, также играющими важную роль в жизни восточного сада. Всем известны популярные и любимые в странах Азии пионы (Paeonia) и хризантемы (Chrysanthemum). Наряду с ними можно использовать такие фактурные растения, как хосты (Hosta), ирисы сибирские (Iris sibirica), астиль-бы (Astilbe), лилейники (Hemerocallis)r роджерсии (Rodgersia), клопогоны (Cimicifuga), баданы (Bergenia), разнообразные культуры папоротников (Polypodiophyta). При этом не стоит увлекаться выбором сортов и красотой цвета. Опирайтесь на видовые формы, чья красота раскроется в изящной простоте листьев.

Отдельно стоит упомянуть злаковые культуры, ставшие популярными в отечественных садах. Ключевыми растениями этой группы станут мискантусы китайские (Miscanthus sinensis) с неброской окраской листвы. В полутени можно высадить строгие формы молинии голубой (Molinia caerulea), осоки грея (Carex grayi), щучки извилистой (Deschampsia flexuosa). Для светлых и открытых участков подойдет просо прутьевидное (Panicum virgatum), разные ожики (Luzula), овсяница сизая (Festuca glauca) и многие другие.

МИНИАТЮРЫ В МОДЕ

Любители почвопокровных растений могут создать небольшой сад мхов и ползучих культур. В качестве подходящих растений на открытых участках используют армерию альпийскую (Armeria alpina), вербейник монетчатый (Lysimachia nummularia), мшанку шиловидную (Sagina subulata), способную создать иллюзию настоящего сада мхов, а также стелющиеся очитки (Sedum) и цимбалярию постенную (Cymbalaria muralis). Для полутени подойдут барвинки (Vinca), копытень европейский (Asarum europaeum), пахизандра верхушечная (Pachysandra terminalis).

Сад в японском стиле своими руками

Традиционные японские сады – это вселенная, заключенная на одном маленьком участке. все здесь символично и имеет глубокий смысл при внешней сдержанности и простоте. именно поэтому так сложно создавать садовые объекты в японском стиле. Сложно, но интересно!

«Наша» Япония

Стоит ли устраивать японский сад в средней полосе России? Если ваше обычное времяпрепровождение по выходным и праздникам

на даче подразумевает обилие друзей и родственников, песни и шашлыки, это замечательно, но тогда японский сад не для вас. Аскетичная японская беседка не предназначена для приготовления барбекю и проведения застолий. Японский сад создается для созерцания.

Также от этой идеи следует отказаться увлеченным цветоводам и любителям ярких красок. В японских садах преобладает зеленый цвет, они раскрашиваются лишь цветением сакуры весной и яркой листвой кленов осенью. Конечно, есть азалии, глицинии, новее это очень эпизодически. В таких садах практически нет многолетников, только деревья и кустарники. Как говорится, любителей флоксов и роз просьба не беспокоиться. Для европейского садовода главное в саду — растения, неважно, стриженые (для регулярного стиля) или вольно растущие (для композиций в пейзажном духе). У японцев иные приоритеты — в своих прогулочных садах они создавали идеализированный природный ландшафте горами, озерами, деревьями. Мир в миниатюре, в котором присутствуют все элементы природы — камни, вода, растительность. Обратите внимание: растения на последнем месте!

Какие растения сажают в японском саду?

Завораживающие осенние краски обязаны изящным листьям кленов. Вместо проблемных у нас японских видов выбирайте устойчивые в средней полосе к. маньчжурский и к. ложнози-больдов с резными мелкими листьями, оранжевыми и пурпурными осенью.

Японскую весну невозможно представить без сакуры, которая плохо себя чувствует в Подмосковье. Так что заменим ее вишней сахалинской, в. курильской или в. обыкновенной, боярышниками, даже декоративными или плодовыми яблонями и сливами. Их пышное цветение, пусть и не аутентичное, интереснее, чем несколько цветков явно мучающихся у нас настоящих сакур.

В качестве стриженых полусферических кустов японцы используют мелколистную азалию, можно ее попробовать для этой цели, но проще и дешевле делать такие стрижки из спиреи Бумальда и спиреи японской.

Источник вдохновения

Источником вдохновения для тех, кто хотел бы создать японский садик, могут послужить сады Тофуку-дзи. По японским меркам они неприлично молоды, созданы в 1939 году в Киото японцем Сигэмори Мирэй, считавшим, что истинный путь — не слепое копирование идеальных образцов, а создание собственного стиля. Четыре разных сада предстают перед нами один за другим по мере продвижения по деревянной галерее вокруг храма.

Южный сад состоит из четырех групп камней и валунов, утопающих в море гравия и символизирующих острова блаженства. Камни разных размеров — лежащие на боку, горизонтальные и вертикальные в виде острых пиков — создают ощущение движения, застывшего в какой-то миг. В правой части этого сада — пять пологих, покрытых зеленым мхом холмов, символизирующих главные дзэнские монастыри Киото, весной эти холмы не зеленые, а рыжие. Экспрессия сада потрясает. Исходные данные схожи с тем что можно увидеть в саду камней в Реандзи – небольшая прямоугольная гравийная площадка, на которой расставлены камни, но этот сад словно к пульсирует энергией.

Минимализм четырех садов Тофуку-дзи потрясает. Каждый наполнен глубокой символикой и философией, но и для совершенно далекого от этого человека они создают ощущение гармонии и абсолютного покоя. Ничего, кроме камней, гравия, мха и кустарников. Так просто – и так выразительно!

Восточный сад — семь серых цилиндрических к камней разной высоты, размещенных как звезды в созвездии Большой Медведицы. Первоначально они использовались в качестве фундаментных камней в различных постройках храма. Западный сад — стриженые прямоугольные параллелепипеды азалий чередуются с гравием как квадраты на шахматной доске. Особенно хорош Северный сад —прямоугольная площадка, на которой в шахматном порядке чередуются квадраты мха и каменных плиток. Мох все плотнее смыкается и постепенно поглощает каменные квадраты. По краям площадки расположены полусферы стриженой мелколистной азалии.

Один из классических видов японских садов — холмистый, который может быть большим или маленьким, но в его центре всегда находится водоем с островом, связанным с сушей мостиком.

Максимальный уход за садом в японском стиле

Японский сад требователен в уходе. Необходимо своевременно удалять сорняки и различный мусор типа опавших листьев, 2 — 3 раза в год обрезать кроны деревьев и кустарников. Формирование и обрезка займут у вас много времени, в таком саду невозможны сосны, растущие сами по себе, их обязательно прищипывают. Японский сад всегда находится в идеальном состоянии, не может быть речи о легкой запущенности пейзажного стиля. Так что не подойдет японский уголок и тем, кто готов уха живать за ним лишь время от времени, когда выпадает свободная минута или случается подходящее настроение. Выразительность этого стиля достигается использованием минимума деталей, но это сады максимального ухода.

Надеюсь, я достаточно напугала вас сложностями создания и ухода за японскими садами. Те жег кто, осознавая все трудности, лишь укрепился в желании сотворить на своих немногих сотках простоту и гармонию, умноженную на совершенство, ни за что не откажутся от своей мечты. Несколько минут пребывания здесь снимут нервное напряжение и очистят душу. Искренне желаю вам успехов!

Совет специалиста

Попытайтесь и вы, подобно великому Сигэмори, не копировать творения японских мастеров, а использовать их работы как источник вдохновения. Нужны ли в вашем японском садике каменные фонари и пагоды? На мой взгляд, это необязательно, но если решите «завести», пусть это не будет дешевой имитацией, вульгарная пластиковая подделка не придаст «японистости» вашему творению, зато разрушит его спокойно-созерцательную атмосферу.

Сад в японском стиле: мнения специалистов

Одним из основополагающих принципов садового искусства Японии является преклонение перед природой и ее красотой.

В западном садоводстве природу принято укрощать, гармонизировать, прокладывая прямые дорожки, подстригая кусты и деревья в виде геометрических фигур, разбивая строгие партеры.

Восточные же садовники призывают любоваться естественной красотой камня, пруда, дерева, ландшафта. Поэтому любой садовый элемент должен быть естественным, словно взятым из природы.

В японском саду вы не увидите бассейн или пруд прямоугольной формы, ведь природные водоемы такими не бывают. Не встретите там и фонтанов с колодцами, только водопады и ручьи.

Сад Кари

Очень небольшой, сентиментальный сад разбит на территории Международного исследовательского института риса в городке Лос-Баньос на Филиппинах. Спокойным шагом его можно пересечь по диагонали всего за минуту.

Но здесь есть все наиболее важные элементы японского сада: ворота в традиционном стиле.

извилистая мощеная дорожка (символ спокойного жизненного пути), которая заканчивается у яркого мостика через ручей, колотушка шиши-одоши. светильники, миниатюрные пагоды, простая, без вычурности скамейка для отдыха, крошечный водопад и даже мини-сад камней.

Этот сад был разбит в 2009 г. на средства ушедшего на пенсию председателя попечительского совета института Кей Отсука.

Так любящий супруг увековечил память о своей жене Кари. Весь сад уютно разместился на зеленой лужайке под кронами нескольких крупных деревьев франжипани (Plumeria).

В сезон их цветения сад наполняется изысканным нежным ароматом. И кажется, будто шлейф духов оставила прекрасная женщина в кимоно, секунду назад скрывшаяся в зарослях за ручьем.

Сад Джуронг

Это большой парк в японском аиле, разбитый в 1974 году на юго-западе Сингапура. Он занимает один из островов озера Джуронг площадью в 13,5 гектаров. Знатоки восточного паркового дизайна утверждают, что сад выполнен в стилях Муромаши и Азучи-Момояма, характерных для XIV-XVII веков.

Парк изобилует японскими каменными светильниками самой разнообразной формы. извилистыми дорожками, ручьями с каменистым дном, горбатыми мостиками, беседками и павильонами, композициями топиарных кустарников и деревьев. При том что в парке очень много пространства, он полностью соответствует канонам японских садов.

Холмистый рельеф дает возможность сполна насладиться уютом и утонченностью микроландшафтов с камнями и водой. Этот парк тоже наполнен ароматом, но уже другого растения -«лилии-паука» кринума азиатского (Crinum asiaticum), чьи изящные белые цветы распространяют волны сладкого запаха ванили.

Карибский вариант

Под сенью пальм и огромных бананоподобных листьев геликоний и альпиний в ботаническом саду на острове Санта-Люсия нашел свой приют небольшой сад в японском аиле.

Яркие краски обитателей тропиков Нового Света «взрывают» сдержанную эстетику далекой восточной страны. Поэтому авторы сада не стали соединять несоединимое, а создали свою импровизацию на заданную тему.

Вместо классических японских светильников они разместили в саду более вычурный тайский вариант из белого мрамора и сделали акцент на ярко-красном мостике, совпадающем по тону с пылающими соцветиями геликоний. И, кажется, только бамбуковые ступеньки и колотушка шиши-одоши остались истинно японскими элементами в этом ярком уголке тропического парка.

Сад в китайском стиле

Многие века Китай оставался закрытой страной. Неудивительно, что ценители садового искусства со всего света уже давно проявляют интерес к китайским садам, поскольку они
отличаются большим своеобразием и самобытностью, ведь их можно считать одними из самых древних на Земле.

Садовое искусство Китая имеет многовековую историю. Его становление происходило еще в I тысячелетии до н.э. С течением времени в этой стране сложились разные типы садов: императорские, храмовые и монастырские, сады философов, частные сады вельмож и зажиточных горожан. Особого упоминания достойны современные масштабные общественные сады и парки, где реализованы самые прогрессивные идеи ландшафтного дизайна.

Понимая невозможность охватить в одной статье все разнообразие проявлений садового искусства Китая, мы попытаемся представить здесь обобщенный образ классического частного сада. Образцы таких садов сохранились в Сучжоу.Янчжоу, Нанкине, Шанхае и других городах со времен Средневековья до наших дней.

Инь и ян

В основе устройства китайских садов лежат глубоко философские и религиозные концепции, известные нам как даосизм и конфуцианство. Сад представляет собой символ идеального мира, обожествленной природы. В нем все компоненты связаны друг с другом, целостны и гармоничны. Их взаимодействие подчиняется закономерностям фэншуй — учения о влиянии природной энергии ландшафта и его частей на жизнь и сознание человека.

Создание садового пейзажа в китайском понимании — это сооружение водоемов и гор, олицетворяющих гармоничное сочетание основных природных стихий — инь и ян. Поэтому сады строятся как насыщенные знаками-символами ландшафты, в которых обязательно присутствуют главные

Люди, незнакомые с тайными значениями символов, на основе которых построены сады Поднебесной, способны оценить форму такого явления, как китайский сад, но не его содержание. Хотя уже этого бывает достаточно для формирования образа сада и сохранения о нем восторженных впечатлений. Остается только догадываться, насколько же китайский сад интересен для знатока, умеющего постигать его скрытые смыслы.

элементы-противоположности: камень, как образ активного мужского начала, и вода — пассивная женская сила инь. Их дополняет, безусловно, и третий основной элемент — растительность, но во многих садах она, похоже, все-таки выступает на вторых ролях.

Как правило, китайские сады имеют свободную планировку, именно они в свое время сыграли большую роль в становлении пейзажного стиля садоводства в Европе. Во многих случаях значительную площадь сада занимают водные пространства. Водоему часто отводится главное место в саду, он может быть связан каналами с другими прудами, так формируется целый архипелаг островов, соединенных мостовыми переходами. В воде, лениво шевеля плавниками, скользят яркие рыбы, в ней отражаются прибрежные растения и береговые скалы, по ее поверхности плавают лодки.

Значение камня в китайском саду

Многие китайские сады изобилуют камнем. В целом, учитывая мощение, горки и другие элементы искусственного рельефа, отделку бордюров, берегов каналов и протоков, отдельно стоящие скалы и пейзажные каменистые группы, камня здесь гораздо больше, чем в европейских садах. Особенно ценятся пронизанные отверстиями известняковые глыбы со сглаженной поверхностью, которые привозят из района озера Тайху близ города Сучжоу.

Китайский сад предназначен для неспешных прогулок, бесед, чтения и рисования, веселья и дружеского времяпрепровождения. Это то место, где любуются окружающим ландшафтом, красивыми камнями и водой, размышляют о жизни и мечтают.

Из них выкладывают причудливую береговую линию водоемов, делают арки, мостики, но чаще их ставят в виде скульптурных композиций, иногда прямо в воду. Порой кажется, что камня даже слишком много.

В садах велико разнообразие примеров использования камня. Для мощения дорожек, площадок и тропинок используют бутовый камень, прямоугольные каменные плитки и бруски разных пород, черепицу и гальку. Из плитняка и брусчатки выкладывают геометрические фигуры, узоры и даже целые каменные картины, изображающие цветы, рыб или птиц.

В китайских садах часто встречается мощение галькой. Плоские или округлые камешки заполняют промежутки между плитами, впечатанные в цементный раствор, они формируют рисунок на поверхности площадок или дорожек. Для оформления краев дорожек и площадок, а также для сооружения низких бордюров используют глиняные плитки черепицы, поставленные торцом. Такой материал, имеющий естественную терракотовую или сероватую окраску, хорошо гармонируете камнем, почвой, растениями и постройками в саду, тем более что крыши всех построек тоже покрыты черепицей.

Архитектура китайского сада

С целью зонирования пространства и для ограждения в китайских садах сооружают стены, в которых оставляют арки или фигурные проходы, а также прорезают оконные проемы. Их форма

можетбыть различной: прямоугольной, круглой, в виде цветка, чаши или вазы. Частоони забраны изящными ажурными решетками, которые не скрывают пространства за пределами ограждения, превращая его в подобие садовой ширмы или трельяжа.

Одни из самых распространенных элементов в садах Китая — малые архитектурные формы. Это различные павильоны и навесы с черепичными Крышами, крытые галереи. В китайских садах часто строят горбатые мостики, перекинутые через каналы и водотоки. Отражаясь в воде, они символизируют небосвод или лунный диск. Беседка с характерной конической формой крыши, установленная на берегу водоема, или резная пергола, увитая девичьим виноградом, могут и в вашем саду стать организующим центром садового уголка в китайском стиле.

Растения для китайского сада

Что касается растительного наполнения китайских садов, то, несмотря на известную сдержанность в количестве посадок, их флористическое богатство очень высоко. В большой степени это объясняется разнообразием дальневосточной флоры. Особенно яркими сады становятся весной. В эту пору они пестрят красками, в них празднично, весело и многолюдно. Белыми, розовыми, красными облаками цветут многочисленные семечковые и косточковые культуры, привлекающие ценителей этой красоты.

В это же время цветут магнолии, камелии и рододендроны, способные поразить воображение. Затем на смену им приходят хеномелесы, пионы, жасмин голоцветковый и восхитительные глицинии. Им вторит молодая изумрудная листва ивы, алая — клена дланевидного, фотинии Фразера и нандины домашней. Велико видовое разнообразие декоративных деревьев и кустарников всолитерных, групповых и бордюрных посадках.

В садах Китая можно увидеть миниатюрные формованные деревья в плошках, а также и чуть более масштабные композиции — в грунте. Искусство выращивания карликовых деревьев появилось здесь не позднее II века н.э., а по некоторым данным, даже еще раньше. Неизвестно, что явилось причиной возникновения нового садового направления, то ли это была прихоть богатых правителей Поднебесной, то ли изобретение даосских философов, считавших миниатюрные растения вместилищем живых духов природы, а может быть, и недостаток пространства в перенаселенных китайских городах.

Практика выращивания крошечных деревьев стала китайской традицией, а в Средние века об этом новом искусстве узнали в соседней Японии. Там это течение, называемое, как известно, бонсаи, получило столь мощное развитие, что почти во всем мире оно ассоциируется исключительно с японской культурой и философией и о его китайских корнях вспоминают нечасто.

Тем не менее кашпо с деревцами и кустарниками, в том числе и миниатюрными, с цветочными многолетниками, бамбуком или злаками остаются традиционными аксессуарами китайских садов.

Потаенный смысл

Многим растениям в китайских садах придается особое, символическое значение. Так, излюбленная китайцами сосна олицетворяет долголетие, бамбук – стойкость, верность и постоянство, а слива символизирует выносливость и возрождение жизни, ее как «дерево счастья» можно встретить почти в каждом китайском саду.

В этой статье будет рассмотрено одно из самых ярких и самобытных направлений этнического стиля — китайский сад. Устройство такого сада на участке — занятие увлекательное, способное показать не только дизайнерский талант хозяев, но и их богатый внутренний мир.

Самобытность китайского сада

Китайский стиль достаточно самобытен и стоит особняком среди этнических садов. С одной стороны, его устройство подчиняется общим для этники стилистическим приемам, а с другой, довольно заметно противоречит основной концепции стиля — близости к природе, максимальной естественности. В китайском саду очень трудно проследить, где заканчивается естественное, и вступает в свои права искусственное, выдуманное, рукотворное.

Учение фэн-шуй — главное руководство к действию

Учение фэн-шуй является идеологической основой китайского сада. Основными постулатами фэн-шуя, нашедшими свое применение в ландшафтном дизайне , являются:

  1. Гармония между всеми элементами сада (как отражение мироздания, гармонии пяти стихий). Это касается всего — пропорций воды и суши, свободного и занятого пространства, особенностей ландшафта.
  2. Четкое выделение центра, главной доминирующей точки.
  3. Значимость каждого растения, каждого элемента садового дизайна.

Все, что будет сделано, построено, высажено, выкопано в китайском саду, должно быть пронизано энергией Ци, и задача хозяина участка направить эту энергию в нужное русло.

Типы китайских садов

Исторически сложилось три типа китайских садов:

  1. Императорские, потрясающие своей роскошью и утонченностью.
  2. Монастырские или естественные, максимально встроенные в природный ландшафт.
  3. «Сады за стеной» — частные сады. Именно эти сады и являются прототипами современного китайского стиля.

По эмоциональному воздействию выделяются:

Смеющиеся сады, символизирующие полноту, яркость и радость жизни. При устройстве используются цветущие растения, яркие краски, способные создать настроение радости и полноты жизни.

Угрожающие сады, символизирующие разрушительную власть стихий. Используются беспорядочно набросанные валуны, искривленные, покрытые мхом и лишайником деревья с темной листвой.

Идиллические сады, восстанавливающие покой и гармонию.

Очень интересным решением может стать устройство всех трех эмоциональных садов на одном участке. При этом важно обеспечить композиционную завершенность задумки.

Главные этапы создания китайского сада и основные стилистические приемы

При устройстве китайского стиля очень важно помнить главное правило создания этнических садов — все элементы ландшафтного дизайна и архитектуры должны соответствовать выбранному стилю. Всё, вплоть до хозяйственных построек и входной группы, должно быть стилизовано под китайский стиль и архитектуру.

Выбор центра композиции и планирование

Для устройства китайского сада лучше всего подходят участки холмистого рельефа. Совершенно плоский участок придется «оживлять», насыпая искусственные холмы, возвышенности и горки.

Дизайнеры при устройстве китайских садов очень часто используют «восьмиугольник Багуа» — это деление участка на 9 секторов, основанное на знаниях фэн-шуй о концентрации энергии.

На начальном этапе необходимо выбрать центр композиции. Как правило, это возвышенное место, с которого открывается самый красивый вид и максимальный обзор. Как будет выглядеть центральная композиция, не так важно, главное, чтобы с нее можно было подолгу любоваться открывающимися взору пейзажами, а сам центр композиции просматривался с любой точки сада.

Для китайского стиля (в отличие от большинства этнических) характерно осевое планирование и четкие, правильные линии и углы границ участка.

Цветовая палитра

При оформлении сада в китайском стиле большое значение имеет цвет, так как китайская философия наделяет цвета целительными свойствами. Именно поэтому архитектура и малые формы блистают яркостью и разнообразием красок:

  1. Фиолетовый и белый — спокойствие.
  2. Темно-красный и ярко-желтый — радость и жизненная энергия.
  3. Синий и черный — расслабление и исцеление.

Тоже самое можно сказать и о природной палитре: ярко цветущие растения и декоративные кустарники вносят свои краски в сказочное полотно китайского сада.

Большинство этнических стилей характеризуется своим цветом, применение которого при оформлении ландшафтного дизайна помогает сделать его узнаваемым. Для китайского сада таким является сочетание желтого, красного, зеленого и коричневого.

Устройство дорожек

Дорожки и тропинки китайского сада могут разбегаться по всему участку причудливыми узорами, манить за собой, петлять, удлиняя путь, давая человеку возможность как можно дольше насладиться общением с прекрасным. За их крутыми поворотами должны скрываться неожиданные сюрпризы — цветущий куст, скульптура, группа камней.

Для устройства дорожек можно использовать гравий, белый и желтый песок, плиты из натурального камня. Отличным приемом стилизации является устройство извилистой дорожки из гальки. Подбирая ее по цвету, можно выложить различные узоры, например, в виде волн или расходящихся сфер.

Ворота и ограждения

Неизменное правило стиля — сад не должен иметь четкой визуальной границы, необходимо создать ощущение его бесконечности. Именно поэтому ограждение необходимо тщательно маскировать.

Оно должно выглядеть либо как каменная композиция, за которой просто продолжается сад, либо как увитая растениями ширма, отделяющая еще одну зону. Возможно устройство забора-экрана, на который проецируется тень от веток причудливо искривленного дерева.

Можно использовать стилизацию забора под стену якобы расположенного рядом храма, за которым сад продолжается.

Входная группа китайского сада достаточно стандартна: характерные ворота, окрашенные в красный или коричневый цвет, сразу создадут нужную атмосферу.

Многообразие малых форм

Именно малые формы, садовая мебель и предметы быта помогают придать участку в этническом стиле узнаваемость и необходимый колорит. Китайский стиль легко поддается такой стилизации.

Для устройства китайского сада в ландшафтном дизайне широко применяются камни. Философия фэн-шуй наделяет их большим философским смыслом — они символизируют равновесие противоположных стихий. Камни считаются живыми существами. Чем необычнее природная форма камня, чем больше в нем пустот, тем лучше.

Камни могут располагаться как по отдельности, так и создавать разнообразные группы.

Необходимый колорит и настроение создадут расставленные и развешенные по саду яркие китайские фонарики и зонтики.

Основной китайской символикой являются иероглифы, но относиться к их применению стоит с большой осторожностью. Во-первых, стоит помнить, что в них может быть заключен определенный смысл, а во-вторых, сад, перегруженный ими, будет смотреться банально и вульгарно.

То же самое можно сказать и о садовых скульптурах в китайском стиле. Они должны органично вписываться в общую композицию, не нарушая гармонию пространства.

В последнее время очень популярными стали топиарии — скульптуры из декоративно подстриженных деревья и кустарников. Именно их все чаще применяют дизайнеры для этнических стилей. Такая фигурка в китайском саду отлично оживит общую картину и создаст соответствующее настроение.

Очень интересным приемом, который сделает стиль узнаваемым, являются так называемые садовые «лунные» окна. Они устраиваются таким образом, чтобы через них можно было любоваться красивым пейзажем или композицией.

Узнаваемыми и самобытными элементами китайского стиля являются мосты, выполненные из натуральных материалов. Горбатые мостики чаще всего служат по своему прямому назначению — для пересечения водных ручьев, каналов, прудов. Для китайского сада лучше всего подойдут либо каменные, искусственно состаренные, либо деревянные, выкрашенные яркой краской мостики.

Водоемы китайского сада

Без сомнения, искусственный пруд не только украсит участок в китайском стиле, но и может стать центром всей композиции. Свободные очертания, нечеткая береговая линия, обилие прибрежной растительности — отличительные черты китайского пруда. Очень интересно смотрится грот на берегу или на небольшом островке посередине.

Китайский пруд должен быть «живым». Обитателями пруда могут стать карпы кои и любые другие яркие рыбки, серебристые караси.

Увлекательным занятием может стать устройство лотосного водоема.

Китайская беседка — икона стиля

Ни в одном этническом саду беседка не является основным стилистическим элементом, только в китайском она — центр композиции, ставящий окончательную точку в создании стиля. Располагается она обычно рядом с водоемом, легкие кружевные очертания и характерная крыша делают ее узнаваемой.

Китайскую беседку можно сделать своими руками из дерева и покрасить ее в характерные для Китая цвета — коричневый, желтый, зеленый или красный.

Растения китайского сада

Чем ярче и богаче цветовая палитра растений китайского сада, тем лучше. Однако забывать о том, что все в нем имеет свой смысл и значение, нельзя:

  1. Хвойные растения, высаженные на участке, будут символизировать долголетие. Это могут быть сосны, кедры, пихты, можжевельник.
  2. Плодовые деревья принесут счастье и продолжение рода. Отлично впишутся в садовый дизайн яблони, вишни, сливы.
  3. Колорит и настроение создадут цветущие кустарники с разноцветной листвой — форзиции, бересклеты, таволга.
  4. Для оформления шпалер, ограждений, арок подойдут плетистые розы, жимолость и другие вьющиеся цветущие растения.

Обязательными растениями в китайском саду являются благородные пионы, хризантемы, лилии. А вот мелкоцветущие, пестрые и полевые растения, так часто используемые в этнических садах Европы, лучше не высаживать. Они могут создать стилистический диссонанс.

Еще одной особенностью, отличающей китайский сад от некоторых европейских этнических садов, является то, что при отсутствии классических, выстриженных газонов и четко очерченных клумб, все растения должны быть подстрижены, наличие сорняков и небрежности в уходе недопустимы.

После завершения работ по созданию этнического ландшафтного дизайна в китайском стиле остается только тщательно ухаживать за растениями. А еще помнить, что сад — место отдыха, восстановления мира в душе и гармонии с окружающим миром, поэтому все неприятности и беды стоит оставлять за его воротами.

Искусство Востока привлекает особое внимание ландшафтных дизайнеров своей экзотичностью и неповторимостью. Самобытность китайского стиля объясняется тем, что его формирование происходило в условиях изоляции и под влиянием философских учений. Китайский сад – результат одновременного воздействия буддизма и даосизма. В нем воплощено стремление воспроизвести в миниатюре ландшафты, присущие окружающей природе. Это пейзажный сад, характерной чертой которого является естественная планировка. Общение с природой помогало формированию глубокого внутреннего покоя и умиротворенности, ценность которых проповедовали великие мыслители прошлого Конфуций и Лао-Цзы.

Сады в Китае создавались для того, чтобы человек мог в полной мере ощутить себя частью природы, одним из её проявлений. В этом обособленном мире должны были отдыхать не только тело, но и душа. Слияние с природой достигалось путем медитаций, прогулок в утренние и вечерние часы, созерцания луны. Такой сад прекрасен в любую погоду.

Три основополагающих принципа, которые используются при создании китайских садов:

  • Сад – воплощение Природы, поэтому спонтанность в нем должна превалировать над очевидностью и геометрической выверенностью форм.
  • Владелец сада воплощает силы Природы, определяя место символических образов в собственной самодостаточной микровселенной.
  • Иллюзия замкнутости микромира достигается применением многоплановой перспективы и эффектом свернутого пространства, когда извилистые тропы и мостики заставляют человека идти от одной части сада к другой дольше, чем необходимо.

Гармония китайского сада достигается взаимной компенсацией воздействия двух стихий: янь (мужской) и инь (женской). Олицетворением янь считается камень, а инь воплощает вода. Камни и вода – обязательные элементы китайского стиля.

Китайский сад даже на ограниченном пространстве может выглядеть целым миром

Привлекательность китайского сада не зависит от погоды или сезона

Символизм воды в азиатской культуре

Вода – постоянная спутница жизни китайцев. Как правило, водную гладь от мира людей в Китае не принято отделать высокими берегами или специальными ограждениями. Вода – неотъемлемая часть быта. К ней может вести небольшая дорожка из крупных валунов, погруженных в грунт. Через водоёмы перекидывали небольшие мостики.

Вода в саду, выполненном в китайском стиле, олицетворяет женское начало – энергию инь

Да и традиционные беседки часто располагали вблизи воды или на островке посреди неё. Особое устройство крыш в чайных домиках позволяло дождевой воде струиться вниз, создавая подобие водопадов.

Использование камней в китайском саду

Китайцы воспринимают камни как живые существа, которые наблюдают, понимают, проживают свою жизнь и даже обладают магическими свойствами. Гармония в расположении садовых камней чрезвычайно важна, потому что правильно организует движение энергетических потоков.

Особенно ценными считаются старые камни, долгое время пролежавшие в воде

Энергетическая ценность каждого камня зависит от его формы, размера, расцветки. Взаимодействие с другими валунами способно усилить или ослабить влияние каждого камушка. Их совместное влияние на органы и здоровье человека должно быть благотворным. Посещая свой сад в китайском стиле, его владелец должен обретать бодрость, здоровье, желание жить полной жизнью.

Обустройство сада в китайском стиле

Существуют определенные атрибуты, увидев которые даже незнакомый с китайским стилем человек безошибочно узнает его.

Садовые стены. Для зонирования сада в Китае часто используют невысокие внутренние стены. Несмотря на то, что сложены они из камня, тяжеловесными их назвать нельзя. Светлый тон стен создаёт эффектный фон для растений сада, а проёмы в них помогают направить взгляд посетителя так, чтобы очередной уголок сада предстал перед ним во всей красе.

Белая стена – отличный фон для садовых растений

Садовые окна и «лунные ворота». Окна – небольшие проёмы во внутренних стенах сада, позволяющие увидеть последующую часть сада в виде картины на стене. Окно может служить обрамлением этого живого пейзажа. Нередко окна украшают кованой решеткой. «Лунные ворота» – отверстия в стене в рост человека. Они бывают разной формы и акцентируют взгляд посетителя, помогая ему выбрать наиболее удачный ракурс для наблюдения.

Окна могут служить обрамлением “картины” сада, кованые решетки украшают окна

“Лунные ворота” позволяют взглянуть на сад в нужном ракурсе

Этот элемент дизайна тоже традиционен. Деревянные ворота, выкрашенные в коричневый или красный цвет и выполняющие больше символическую функцию, украшены крышей и очень декоративны.

Красные или коричневые входные ворота выполняют больше декоративную функцию

Водоём. В центре даже небольших садов обязателен . Карпы кои, лотосы в пруду и композиция вокруг него – типичный элемент китайского сада.

Пруд – традиционный элемент китайского сада, а рыбки и лотосы в нем неизменно привлекают внимание

Большие каменные нагромождения олицетворяют бессмертие. Но можно ограничиться бонсеки – каменной миниатюрой, которая умещается на подносе, водруженном на специальную подставку рядом со стеной.

Композиции из камней могут быть большими и маленькими

Беседки. Изогнутые крыши и богатое украшение беседок не даст усомниться в том, что они – атрибут китайского сада. Используют их для отдыха, чаепития и медитации.

Традиционная китайская беседка – основа стиля

Мостики. Камень, бамбук и древесина – отличный материал для через водное препятствие.

Из бамбука, камня или древесины получаются лаконичные и привлекательные мостики

Китайские фонарики. Кованые или бумажные красные фонарики помещают на стену дома, ими же украшают беседку. Помимо придания особого восточного колорита, они просто участвуют в освещении пространства.

Из бумаги, металла или стекла – фонарики создают настроение

Мощение. Этот прием позволяет органично вписать в общий ландшафт участка. Часто галькой выкладывают узоры или размещают её волнами.

Мощение из гальки – традиционный китайский прием

Львы. Парная скульптура каменных львов, замерших на страже у входа в сад, помогает владельцам защитить себя от непрошеных гостей и прочих неприятностей.

Китайцы выстраивают свой сад как персональный кусочек рая

Китайцы рассматривали свой сад в качестве уголка рая на земле, а это значит, что он должен быть обособленным и завершенным. Когда есть ощущение, что ни добавить, ни отнять ничего не нужно, наступает состояние защищенности и безмятежности. Тогда одиночество и погружение в собственное мировосприятие воспринимается как благодать.

Китайский стиль

Китайский сад не похож на другие сады мира. Его обустройство основывается на особом философском мировоззрении.

Сад в китайском стиле

Китайские сады существуют многие тысячелетия, они создавались наравне с первыми садами египтян и шумеров. Согласно древним китайским представлениям мир раскладывается на три составляющие – небо, землю и человека. Они едины и обладают равным статусом.

Согласно представлениям китайцев высшая функция человека при взаимодействии с природой сводилась к сближению с окружающим миром и раскрытием его сущности в соответствии с образами, рождаемыми небом и землей. Наиболее полно это можно было реализовать в творчестве, одной из самых ярких и значимых сфер которого было искусство. А садово-парковое искусство позволяло взглянуть на взаимоотношения человека и природы.

При создании китайского сада большое внимание уделяется такому понятию, как фэн-шуй. В целом фэн-шуй можно охарактеризовать как учение о влиянии энергии, которая обитает повсюду, на жизнедеятельность человека.

Для садово-паркового искусства фэн-шуй очень важен. Благодаря ему пространство сада выстраивалось таким образом, чтобы энергия человека в саду приумножалась и приобретала положительное значение. Сад был моделью космоса, и природа выполняла все функции даже без присутствия человека.

Пространство китайского сада очень ограничено. Сад отгорожен высокой стеной, так как не рассчитан на дальнюю перспективу. В саду создается высокая энергетическая активность. Он постоянно дает вызов зрителю, требует внутреннего и внешнего взаимодействия человека и природы.

Композиционно сад представляет собой одну целостную зону, которая дробится затем на более мелкие части. В общем, сад – это замкнутое пространство, мир в мире, который самодостаточен и поэтому может располагаться где угодно.

Китайские садоводы затрудняются охарактеризовать, что такое сад вообще. Если толковать иероглифы, описывающие китайский сад, то получается смесь «земли», «воды», «листьев» и «ограды». В любом случае, сад – это место, в котором все предметы и детали несут особую смысловую нагрузку. Сад своим существованием говорит о том, что миром правит творческая воля человека.

Китайский сад выстраивается последовательно. Начинается он с определения зоны сада, отделенной от остального мира высокой стеной. Стена может быть в форме облаков, дракона и других фигур. Ее цвет, как правило белый, служит фоном для всего, что находится в саду. На нее падают лунные тени, она освещается закатными лучами солнца, растворяется с дымкой дождя, напоминая облако, спустившееся с неба.

Белое пространство стены служит нейтральным фоном. Множество проемов в стене создают определенный ритм сада. Это своего рода «волшебная» зона, представляющая отдельный слой пространства. Наиболее распространенный тип сквозных проемов – круглый, который имитирует луну.

Лунный мир наполнен особым почтением со стороны китайцев. Форма проемов, напоминающих луну, вызывала ассоциации с эликсиром бессмертия, по китайским представлениям изготовляемым на Луне, и с лунным зайцем, толкущим снадобье в ступке.

Круглый проем вводит посетителя сада в особую лунную зону – мир, который воспевается в традиционном китайском фольклоре. В круглых проемах прослеживается эстетика прохождения сквозь стену, как сквозь особую зону. Обычно окна павильонов дворика, куда выводил лунный проем, декорированы белой бумагой, имитировавшей лунный свет.

Вода является обязательным элементом китайского сада, она символизирует вечное движение, изменчивость. Водная стихия предстает в двух разных символических качествах. С одной стороны, она – зеркало мира, воплощение покоя, вода создает зеркальную поверхность. С другой – вода – символ вечного движения, чистоты и изменчивости.

Вода наполняет сад жизнью, отражает и хранит в себе изменчивость мира – полеты бабочек и стрекоз, движения рыб, перемещение тени, отбрасываемой деревьями и камнями. В то же время вода может быть бурной и кипучей, когда находится в родниках и водопадах. Поэтому вода в китайском саду чаще всего представлена как в виде пруда или озерца со стоячей водой, так и в виде ручья или каскада.

Другой составляющей садовых пейзажей являются камни. Камень воспринимается как природный и рукотворный материал, так как был создан природой, но обработан человеком.

Правильно расположить камни в саду означает связать пространство сада с миром, с общим круговоротом энергии. Большинство деталей китайского сада должны быть расположены так, чтобы энергия циркулировала правильно.

Внимание в китайском саду уделяется прежде всего камням причудливой формы – они считаются воплощением жизненной силы космоса. Их так же делят на пять основных типов в соответствии с идеей о пяти первоэлементах жизни – огнем, водой, деревом, металлом и землей.

Считается, что камни определенных форм (к примеру, относящиеся к стихии огня) оказывают влияние на энергетический баланс сада. Поэтому сочетание камней различной формы как между собой, так и с архитектурными постройками и общим видом сада, тщательно продумывается. На эту тему написаны специальные трактаты.

Известно множество типов камней и специально подобранных их сочетаний. Различают камни:

– дырчатые;

– ноздреватые;

– морщинистые;

– пористые;

– продолговатые;

– наполовину вросшие в землю;

– убегающие;

– стремящиеся навстречу друг другу.

Очень разнообразны и способы расстановки камней. Учитывая сходство садового искусства с пейзажным, живописные принципы размещения камней применяются и в садах.

В культуре Китая выработана оригинальная трактовка подбора растений. Обычно в саду нет поросших травой площадок – земля всегда посыпана галькой или вымощена камнем. Несмотря на то что природа страны отличается необычайно разнообразной растительностью, в саду допускается присутствие только тех растений, которые получили высокую оценку в китайской традиции. В основном это классические благородные цветы, которые служат постоянным сюжетом в литературе и живописи:

– хризантема;

– орхидея;

– слива мэйхуа.

В Китае культивируется множество сортов этих растений, и они составляют растительное многообразие сада. В цветке прежде всего ценится его главное достоинство – то, что он создан небом и землей и в то же время выведен человеком.

Цветы выращиваются в специальных горшках, тем самым подчеркивается, что они являются результатом человеческого размышления и труда над материалом природы. Это имеет и практический смысл: их можно было заменять другими, любуясь ими лишь в период цветения.

Рододендроны вместе с примулами и горечавкой называют в Китае тремя любимыми цветами. В мире насчитывается около 800 видов рододендронов. Для большинства из них родиной является именно Китай.

Пионы обозначают аристократичность, достаток и высокий социальный статус. С одной стороны, этот цветок – символ женской красоты, а с другой – мужского начала. Это одно из первых растений, которое стали использовать только в декоративных целях. Сначала пионы размещали только в императорских садах, затем они стали появляться в садах обеспеченных людей и лишь позже стали незаменимы практически в любом саду.

Также высоко ценятся в Китае хризантемы. Изначально их использовали для медицинских целей. Позже эти цветы стали ценить и за их красоту, а также использовать в качестве добавок в некоторые виды чая.

Сладкая олива – растение, которое показывает всю красоту осенью. Оно по-королевски благородно и элегантно. Олива также ассоциируется с луной, так как согласно легенде именно в тени этого дерева священный лунный заяц приготовил эликсир жизни. Кремово-белые цветки растения источают тонкий, похожий на запах жасмина аромат и используются при приготовлении чая, вина, парфюмерии и в медицине.

Детально продуман и набор деревьев, используемых в садовых ландшафтах. Прежде всего это сосна – символ благородства духа; бамбук, воплощающий стойкость и надежность, а также персик – любимое дерево небожителей. Встречаются также плакучие ивы, символизирующие начало ян, очень популярны абрикосовые и мандариновые деревья, банановые заросли.

Особое внимание уделяется искусству выращивания карликовых деревьев. Возраст их может насчитывать более 100 лет, а высота не превышает 40 см. Часто такие деревья для контраста ставят рядом с кустарниками нормальных размеров, выставляют в галереях или на каменных перилах лестниц.

Карликовые деревья воспринимаются китайцами как обычные. Эти растения группируют вокруг себя пространство особым образом, вроде бы отдельно от всего сада, но в то же время они составляют композицию с другими элементами.

Животные в китайских садах немногочисленны. Чаще всего можно увидеть декоративных рыбок. Их разводят в прудах, и они символизируют начала инь и ян.

Из птиц особой популярностью пользуются журавли и аисты, иногда свободно разгуливавшие по территории и воплощающие философские представления китайцев о бессмертии.

Садово-парковая композиция выстраивается по принципу открытых и закрытых видов. Первые представляют собой все пространство, видимое с любой точки сада. Вторые можно наблюдать лишь с определенного места, часто из окна или через проем в стене. Количество открытых и закрытых видов определяется заранее, они продуманы в зависимости от общей идеи сада.

Тщательно разработана система дорожек, мостиков и галерей в китайском саду. Они созданы чтобы направлять посетителя, открывая ему тот или иной вид и задавать маршрут движения.

С верхних открытых террас человек может любоваться общим пространством сада и даже открывающимися за оградой видами окружающего пейзажа. На языке символов приподнятая над землей терраса как бы приближает человека к облакам, обозначающим в китайском даосизме бессмертие и вечность. В этом возвышенном положении обычно размещается библиотека хозяина дома, являющаяся источником мудрости, к которой стремится человек.

Зачастую строения в китайском саду не имеют сплошных стен, а вместо этого огораживаются лишь плетеными экранами, позволяющими видеть сад.

Практически всегда на приподнятых террасах строятся элегантные веранды. Они являются местом, откуда открывается прекрасный вид на сад, а веранды становятся центром композиции.

По контрасту с этими большими постройками сооружаются множество простых небольших строений, которые зачастую располагаются в удаленных уголках сада. Эти маленькие здания размещаются вдоль дорожек и тропинок, которые то появляются, то исчезают из поля зрения. Иногда в садах строятся архитектурные «лодки» – одно или несколько зданий, объединенных в форме лодки, обычно размещаемые по кромке воды.

Принципы построения китайского сада

Принципы построения китайских городов и китайских садов неодинаковы. Архитектура китайского города отличается системностью, предсказуемостью и строгим контролем за деятельностью человека.

Расположение, масштаб и структура построек подчеркивают исключительную значимость каждого строения. Стены и ворота тщательно контролируют доступ. Если архитектура города является своеобразным языком, который доступен всем жителям, то принципы создания китайских садов абсолютно противоположны.

Сады всегда символизировали собой мир, который не связан с социальными отношениями, они олицетворяют другой, широкий взгляд на философию. Центром китайского сада является живущий в гармонии с природой человек, наделенный крепким здоровьем и долголетием.

Принципы построения садов в Китае возникли давно и сохранились до наших дней. Их три. Первый принцип – сад должен выглядеть абсолютно естественно, как будто он был создан не руками человека, а самой природой. Произвольные образы и спонтанность предпочтительнее строгих геометрических форм и предсказуемости. Хотя сады в Китае являются воплощением природы, это ощущение не является очевидным и может быть разгадано лишь при длительном нахождении в саду.

Беседка в китайском стиле

Второй принцип – понимание сада как мира в миниатюре, самодостаточной микровселенной. Владельцу сада принадлежит могущество всех сил природы, а в саду можно встретить символические образы составляющих вселенной – инь и ян, объединенные и переплетенные между собой в рисунках и дизайне сада: камень и вода, естественный ландшафт и садоводство, даже строго архитектурные детали.

И наконец, третий, последний принцип – так как сады зачастую малы по размерам, ощущение завершенности такого микромира достигается путем особых приемов:

– за счет многоплановой перспективы можно создать иллюзию пространства;

– за счет различия элементов сада можно создать множественные образы;

– за счет личного психологического и эмоционального опыта человека возникает новизна восприятия сада.

Очень часто в садах прокладываются изгибающиеся, зигзагообразные тропы и мосты. Так гуляющие по саду гости сделают больше шагов, чтобы попасть из одной точки сада в другую.

Водные объекты в китайских садах

Вода – это основа жизни на Земле. В китайском саду вода занимает одно из главенствующих положений. Это символ вечности, представленный в системе китайской философии как непрерывный поток жизни, в который втекают отдельные струи времени. Второй образ, неразрывно связанный с водой, – это вода как зеркало мира. В связи с этим вода должна быть представлена в саду в двух видах: статичном (водная гладь прудов) и динамичном (водопады, искусственные потоки, ручьи).

С точки зрения фэн-шуй, стоячая вода обладает способностью накопления живой энергии и передачи ее человеку. Движущаяся вода является мощнейшим проводником энергии. Умелое сочетание того и другого корректирует энергетический баланс сада, что, по правилам фэн-шуй, влияет на приходящих туда людей.

Вода обязательно включается в композицию любого сада. Павильоны и беседки возводятся с таким расчетом, чтобы их отражение в воде создавало целостную картину, отдельный кадр.

Крыши павильонов строятся так, чтобы дождевая вода стекала с них и была похожа на водопад. Вода, благодаря своим эстетическим свойствам, по мнению китайцев, открыта небесному пространству, она создает диалог с небесами. Небо, отражаясь в водной глади, обретает двойника и включается в игру превращений.

Водоем в китайском стиле

Вода также является одной из основных деталей при создании композиции остальных элементов сада. Еще в древности, свойственное Китаю сочетание в идее сада философии, эстетики и быта, отразилось в том, что водоемы выполняли чисто практическое назначение: из них брали воду для хозяйственных нужд, их использовали для прогулок на лодках, а также разводили в них декоративных рыбок, наблюдение за которыми поднялось до уровня отдельного искусства, полезного для развития эмоциональности. Поэтому водные объекты в китайских садах обязательны.

С точки зрения фэн-шуй, вода является необходимым элементом перед входом в дом. Жилые дома в Китае стараются располагать рядом с водоемом. Сад же, который не ограничен природными и иными факторами, мешающими правильной циркуляции энергии, представляет собой идеальную схему фэн-шуй. Сложная система изломанных линий мостиков и дорожек через водоемы подчинена все тем же требованиям направления циркуляции энергетики, исходящей от воды.

Символизм в китайских садах

Китайский сад представляет собой мир в миниатюре. Главное достоинство китайского сада – его естественность. Китайцы при создании сада выделяют и усиливают естественные привлекательные черты тех или иных деталей.

Китайские садоводы придают первостепенное значение соответствию композиции и декора сада, ландшафту местности и природным свойствам материалов. В китайских садах отсутствуют геометрические, абстрактные формы, симметрия, прямые аллеи, газоны, статуи – все настолько привычные атрибуты европейских садов. По мнению китайцев, эти детали демонстрируют преобладание разумного порядка, несвойственного их философии.

Сад – место встречи природы и культуры. Он показывает, как взаимосвязаны эти два элемента жизни человека.

Европейские сады отображают западную тенденцию к противопоставлению материального и духовного. Это выражается в обесценивании природы и превозношении духовности человека. Китайский же сад каждой своей деталью сообщает о том, что сделан рукой человека, но вместе с тем он демонстрирует связь человека и природы.

Китайский сад символизирует творческую свободу духа, в том числе свободу ничего не выражать и ни в чем не выражаться, свободу быть безмятежным. В китайском саду вещи взаимосвязаны и дополняют друг друга. Гармония сада в его разнообразии.

Несмотря на разнообразие материалов и элементов китайского сада, важным является их правильное сочетание и выделение основных свойств. Китайцы, опираясь на свою философию, видят в вещах неисчерпаемый источник вдохновения. Они оценивают их различность и непохожесть друг на друга.

Ограда в китайском саду является примером того, как садоводы гармонично сочетают символический смысл с практическим применением детали ландшафта. По китайским представлениям, стена сада ничуть не ущемляет его естественности, а, наоборот, выделяет пространство сада, делает его «миром в мире».

Ограду в китайском саду строят из кирпича, который обмазывается глиной. Глину необходимо побелить. Ограда получается глухой, она достигает высоты уровня крыши здания и надежно скрывает повседневную жизнь владельцев сада.

Ограда в китайском саду несет несколько смысловых нагрузок:

– обозначение границ участка;

– обрамление сада;

– сокрытие от любопытных глаз жизнедеятельности сада;

– является символом предела жизни человека.

Будучи созданием человеческих рук, ограда является частью окружающего ландшафта. Она должна строиться таким образом, чтобы не разрушать рельефа местности, а скорее, наоборот, следовать его складкам, поднимаясь вверх и ныряя вниз по склонам холмов.

Верх такой стены-ограды обычно покрывают черепицей. Все эти процедуры создают впечатление, что стена существует как бы сама по себе, независимо от общей идеи сада. С равным успехом ограда китайского сада служит символическим и эстетическим целям, особенно когда она перегораживает, разделяет отдельные части усадьбы.

В традиционном китайском саду растительность богата и разнообразна. Как и другие элементы ландшафта, растения в китайском саду имеют и символическое и практическое значение.

Часто в садах встречаются плантации плодовых деревьев и цветников, лекарственных трав и декоративных растений. Много в китайском саду и так называемых благородных деревьев, которые являются определенными символами.

Одним из самых главных деревьев китайского сада является вечнозеленая сосна – символ неувядающей стойкости и благородства духа. Особенно славятся высокие и прямые сосны, а перед домом рекомендуется сажать сосны с белой корой, которым не мешает соседство других деревьев.

Присутствие сосны, с точки зрения китайских садоводов, развивает разные органы чувств:

– ее стройный ствол, грациозная крона, чешуйчатая кора с наростами радуют взор;

– прислушиваться к шуму ветра в ее ветвях – значит вникать в утонченную «музыку небес»;

– шероховатая поверхность ствола рождает ощущение мудрой твердости.

Сосна в китайском саду

Не меньшей популярностью у китайских садоводов пользуется бамбук – дерево упругое и полое внутри. Бамбук является символом животворной пустоты.

Сажают бамбук разными способами:

– разреженным;

– густым;

– поверхностным;

– глубоким.

При разреженной посадке побеги сажают на расстоянии 2–3 м друг от друга, чтобы было много незасаженного пространства.

При густой посадке побеги сажают также далеко друг от друга, но в одну лунку вкапывают по 4–5 ростков, чтобы корни были густыми.

Поверхностная посадка означает, что ростки вкапывают неглубоко, а при глубокой посадке ростки обкладывают еще и комьями глины. При такой посадке бамбук вырастет особенно пышным.

Почти в каждом китайском саду можно встретить персик – «дерево счастья», охраняющее от вредоносных сил. Вместе с персиком часто высаживают грушевое дерево, которое радует глаз своим нежным цветом.

Среди других деревьев, украшающих китайский сад, можно назвать:

– плакучие ивы – воплощение животворного начала ян;

– пышные магнолии;

– тунговые деревья;

банановые деревья, дающие густую тень;

– софора, привлекающая взор своими опушенными листьями;

– благоухающие абрикосовые деревья;

– мандариновые деревья, источающие превосходный аромат.

Еще одно распространенное в китайских садах плодовое дерево – хурма, которую сажают не столько ради плодов, сколько ради цветов – красных, розовых или бледно-белых.

Особое внимание китайские садоводы уделяют цветущей сливе, которая традиционно символизирует душевное целомудрие и чистоту.

Китайские садоводы предпочитают сдержанные, приглушенные цвета садовой флоры и следят за тем, чтобы растительность в саду не была слишком густой и буйной. Их интересуют, главным образом, форма растения, его аромат, оттенки цветов и игра света и тени.

Цветы в китайских садах высаживают и в партерах, и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках. В китайском саду нет травяных газонов, так как по китайской традиции непонятно, зачем выделять растительностью пустое, ничем не заполненное пространство.

Разнообразие цветов и способов их выращивания связано с особой любовью китайцев к экспериментам. Они стремятся испытать свойства растений, выявить особенности их роста, улучшить качество всего живого в саду.

Той же страстью к эксперименту объясняется и такая оригинальная черта китайского садоводства, как выращивание карликовых деревьев. Обычай этот возник еще в раннее Средневековье и в эпоху поздних империй и, как все китайские традиции, развился в настоящую школу.

Карликовое деревце, являющееся шедевром культивации растения, иллюстрирует философские представления китайцев о жизни. Это деревце можно было бы считать игрушкой, плодом вольной игры фантазии, если бы такая игра не требовала большого искусства и долгих лет упорного кропотливого труда.

Предназначение китайского сада не ограничено демонстрацией разнообразия форм и свойств растительной жизни. Другое важное призвание садовой растительности состоит в том, чтобы указывать на текучий временной характер жизни.

Деревья и цветы в китайском саду не являются образцом вечной красоты. Они выступают символом определенного момента, ситуации, настроения.

Обычно в китайском саду создаются уголки, предназначенные для посещения в разные времена года:

– зимние пейзажи составляются из сосен, слив и морозоустойчивых растений и цветов;

– весенние пейзажи – из цветущих в эту пору вишни, жимолости, миндаля, ранних роз, фиалок, нарциссов;

– в летних уголках выращиваются летние цветы и лиственные деревья – дуб, ясень, бук, платан, тунговое дерево;

– в осеннюю пору внимание сосредоточено на красоте пышных хризантем и благоухании мандариновых деревьев.

Из книги Целебные ягоды автора Ручьева Оксана Ивановна

Из книги Шесть соток радуют и кормят. Дизайн дачного участка автора

Глава 2 Стиль сада ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО КОНФИГУРАЦИЯ И ВАШ ВКУС Рассмотрим варианты оформления сада, которые зависят в первую очередь от его конфигурации и природного ландшафта.1. Участок на склоне. Придется располагать его на террасах и использовать для укрепления

Из книги Садовые беседки автора Юрина Ольга Павловна

Стиль При разработке плана участка все элементы садовой композиции нужно объединять общим художественным замыслом. Дом, ограждение, малые архитектурные формы и посадки должны составлять единый ансамбль. Для этого все элементы садового дизайна должны быть выполнены в

Из книги Лекарственные растения на даче и вокруг нас. Полная энциклопедия автора Цицилин Андрей Николаевич

Из книги Справочник умелого садовода автора

Лимонник китайский Лимонник китайский – это лиана. Стебли достигают длины от 3 до 15 м, в зависимости от высоты опоры, на которой куст поселился.Листья у лимонника блестящие, на красноватых черешках. Форма листа широкояйцевидная. Цветки белые, раздельнополые, свешиваются

Из книги Чудо-урожай. Большая энциклопедия сада и огорода автора Полякова Галина Викторовна

Из книги Современные теплицы и парники автора Назарова Валентина Ивановна

Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Регулярный стиль Регулярный стиль ландшафтного дизайна также называют французским. Он имеет богатую историю, насчитывающую более 1000 лет. Изначально регулярный стиль возник в Древнем Египте и Вавилоне, получил развитие в античной Греции и Риме. В эпоху Средневековья,

Из книги Редкие растения в вашем саду автора Селиванов Александр Михайлович

Пейзажный стиль Искусственная среда, технологические новшества, увеличивающееся количество городов – все это вытесняет природу из нашей жизни. Пейзажный стиль ландшафтного дизайна появился как ответ на эти урбанистические процессы современности. Сад в пейзажном

Из книги Беседы о домашнем хозяйстве автора Никольская Евгения

Деревенский стиль Деревенский стиль иначе называется стилем кантри. Американская вариация этого стиля ассоциируется у многих с ковбоями и пыльными шляпами.В самом деле, некоторые атрибуты американского кантри ландшафтные дизайнеры переняли, например невысокие заборы

Из книги Цветник для ленивых. Цветы от последнего снега до первых морозов автора Кизима Галина Александровна

Природный стиль Главным условием для оформления участка в природном стиле является наличие больших земельных территорий. Этот стиль во многом схож с пейзажным, но в основе природного стиля лежит естественный лес, который и подвергается благоустройству. Участок в

Из книги Новая энциклопедия садовода и огородника [издание дополненное и переработанное] автора Ганичкин Александр Владимирович

Японский стиль Японская культура, как известно, отличается оригинальностью и самобытностью. Развиваясь не одно тысячелетие в закрытых от европейцев условиях, она приобрела те уникальные черты, которые проявляются во всем, что касается этой страны. Японская культура

Из книги автора

Лимонник китайский Описание Лимонник китайский – японо-маньчжурский эндем. В России распространён в Приморском крае, на юге Хабаровского края, Сахалинской области и на юго-западе Амурской области.Среди деревянистых лиан он занимает самое северное положение и

Из книги автора

Из книги автора

Китайский лимонник Есть еще одна дальневосточная лиана - китайский лимонник. Он цветет одиночными колокольчатыми цветочками, похожими на цветки актинидии, только более мелкими. Расположенные по лиане - признак женского растения, и у них четко выделяется зеленоватый