Радиусы обслуживания общественных зданий. Проекты многоквартирных домов

При размещении школы в НП, учитывают следующие принципы:

*Близость к месту жительства;

*Удаленность от шоссейных дорог, промышленных предприятий и мест скопления людей.

*Достаточный по размеру земляной участок, отвечающий санитарным требованиям. Площадь рассчитывается по количеству учащихся. Наименьший участок до 320 учащихся – 1-2 га, 1960 – 5 га. При этом на спортивную зону отводится 35-40% всего земельного участка, а на хозяйственно-опытную зону – 6-10%.

*Для обеспечения учебного процесса школа должна обладать полным набором учебных помещений.

*Создание благоприятных условий для хорошего физического развития детей, отдыха, организации питания.

*Обеспечение полноценного естественного и искусственного освещения.

*Создание оптимального воздушно-теплового режима.

Территория школы должна быть озеленена на 30%. Крупные деревья отдаляются от здания школы на расстояние его полуторной высоты. Территория ограждается по периметру и обсаживается живой изгородью шириной до 6м.

На территории школы необходимо до минимума свести искусственные покрытия, по возможности отдать предпочтение травяным покрытиям, температура которых в самое жаркое время года на 3° ниже, чем над другими покрытиями.

Школьное здание располагается от красной линии на расстоянии не менее 25м.

В настоящее время школа – постройка в 3 этажа из кирпича. Совершенная планировка школьного здания требует блочную конструкцию с переходами. Преимущества блочной планировки:

*Позволяет внести разобщение разновозрастных групп детей;

*Облегчение работы гардероба;

*Большее кол-во выходов (не менее 3-х) – облегчение эвакуации в экстренных ситуациях;

*Снижает эпидемиологическую опасность, облегчает карантинные мероприятия.

Школьные помещения делятся на:

1.Учебные (классы, лаборатории, кабинеты);

2.Учебно-спортивные (располагаются в отдельном блоке с отдельным выходом на улицу);

3.Для трудового обучения (располагаются на 1-ом этаже);

4.Массово-культурного назначения (актовый зал, библиотека, читальный зал);

5.Для групп продленного дня;

6.Общественного назначения (столовая, медпункт, администр., хоз.помещения).

Современные здания школы оборудованы центральным отоплением, вентиляцией. Лестница в школе свыше 1,5м не допускается, содержит не более 13 ступенек.

Учебные помещения должны быть объединены в секции по 3-4 класса с общим местом для отдыха и санитарно-гигиеническим помещением.

Еще по теме Гигиенические принципы размещения школ. Радиус обслуживания школы. Гигиенические требования к земельному участку и зданию школы:

  1. Гигиенические требования к участку школы, зданию, классу
Читайте также:
  1. A) Продукт интеллектуальной деятельности квалифицированных специалистов различных профессиональных групп
  2. A) часть его интерфейса, обеспечивающая переход к выполнению различных операций над текстом
  3. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  4. III. Медицинские осмотры (обследования) декретированного контингента с целью охрана здоровья населения и предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
  5. SCADA-система. ОРС. Организация взаимодействия с контроллерами.

Ключом к своего рода цементированию структуры города служат рациональное расположение производства и расселение трудящихся с учетом технологических требований промышленности, объективного социального механизма поведения горожан в сфере городского расселения, постоянного развития и изменения внутригородских взаимосвязей в пространстве и во времени.

В состав всех функциональных зон города включается зеленые насаждения. Равномерность размещения на территории города и объединение городских и пригородных зеленых насаждении в целостную систему - одно из средств формирования структуры города как одного целого.

Важнейшая роль в социальной, функциональной и архитектурно-композиционной интеграции современного города принадлежит системе взаимосвязанных общественных центров, включающей общегородской и специализированные центры, центры планировочных и жилых районов, промышленных районов и зон отдыха, а также общественные центры местного значения (микрорайонные и др.).

Главный общественный центр современного города представляет собой не только высшее звено в системе социально-культурного обслуживания и главный архитектурный ансамбль города. Это - комплексная функциональная зона, в которой реализуются общественно-политическая работа и управление, культура и отдых, транспортные функции (центр - важнейший транспортный узел города).

Специализированные центры - общественно-культурные, учебно-творческие, музейно-выставочные, спортивные и др.- новые важные элементы, за счет которых может происходить развитие общегородских центров крупных городов в условиях перехода их к полицентрической организации. Они имеют объективную базу для возникновения в структуре крупных и новых городов, будучи связаны с процессом концентрации и интеграции городских функций в различных сферах. Отличительный признак специализированного центра - наличие «базового» профиля специализации, который стимулирует проявление различных форм социокультурной деятельности. Наличие такой деятельности можно рассматривать как надстроечную функцию, характеризующую зрелую форму развития специализированного центра любого базового профиля.

Общественные центры планировочных и жилых районов города - среднее звено, наиболее массовое в системе общественных центров. Благодаря этому звену жилая среда города относительно равномерно насыщается элементами общественного назначения, в определенной мере снимая диалектическое противостояние понятий «центр - периферия» и формируя социальную инфраструктуру города.



Система обслуживания в современных условиях есть набор общественных зданий и сооружений в пределах данного населенного места и сферы его влияния (агломерации) с определенными зонами влияния или радиусами обслуживания.

Система функционирует по принципу динамического построения сети общественных зданий и сооружений, включая как стационарные системы обслуживания, так и мобильные средства доставки товаров и услуг населению.

Исторически понятие "системы обслуживания" появилось в СССР в 50-е годы в связи с созданием системы ступенчатого обслуживания (сравнение по критерию "частота спроса на услуги")

Ступенчатая система обслуживания: Строение

I ступень - повседневное

II ступень - периодическое

III ступень - эпизодическое

Для каждой ступени устанавливаются свои радиусы доступности (пешеходной или транспортной доставки) в соответствии со структурным уровнем селительной организации территории города.



I ступень - уровень микрорайона

II ступень - жилой район

III - общегородской центр

На уровне жилой группы: детский сад (радиус обслуживания 300м-город, 500м-село)

На уровне микрорайона: школа (R=500-750м), магазины продовольственных и непродовольственных товаров.

На уровне жилого района: поликлиника, кинотеатры, крытый плавательный бассейн.

На уровне общегородского центра: музей, театры, цирк.

Ступенчатая система: достоинства:

Нормирование сети

Учет комплексности обслуживания

Типизация и индустриализация строительства (но в настоящее время можно отнести к недостаткам)

Ступенчатая система: недостатки

Излишне теоретический характер деления на три ступени

Измельченность и неэкономичность учреждений обслуживания в силу возрастания мобильности населения и многообразия форм городского образа жизни.

Закрытость системы обслуживания, жесткая иерархичность

Сетевая система обслуживания возникает в 70-80е годы (критерий: избирательность спроса)

1) Массовое (стандартное) обслуживание

2) Индивидуальное (специальное) обслуживание

Массовое обслуживание обеспечивает минимизацию затрат времени на приобретение товаров или получение услуг наиболее распространенного спроса.

Магазины продовольственных и непродовольственных товаров

Предприятия общепита по месту жительства, работы, учебы и так далее

Услуги мелкосрочного ремонта, стирки, химчистки.

Индивидуальное обслуживание предусматривает затраты части личного свободного времени на приобретение товаров или получение услуг, отвечающих индивидуальным запросам и вкусам людей.

Универсальные и специальные магазины

Общепит, различающийся по кухне и профилю обслуживания

Дома быта, салоны и предприятия бытового обслуживания

Массовое обслуживание рассчитано исключительно на пешеходную доступность и связь с транспортными путями в местах повседневной деятельности человека, размещается в селитебной зоне, местах приложения труда, зонах массового отдыха, общественных центрах.

Индивидуальное обслуживание рассчитано на транспортную доступность и размещается в центах городского значения, зонах отдыха городского значения, туристических центрах и так далее.

>СниП 2.07.01-89* п.5.2

Преимущества сетевой системы обслуживания:

Формирование независимо от границ микрорайонов и жилых районов

Открытый характер функционирования

Гибкость и мобильность функционирования

Тесная связь с групповыми системами расселения и транспортными коммуникациями.

Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5*.

Таблица 5*

Учреждения и предприятия обслуживания Радиус обслуживания, м
Детские дошкольные учреждения 1* :
в городах
в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке
Общеобразовательные школы 1 (500 для начальных классов)
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий
Физкультурно-спортивные центры жилых районов
Поликлиники и их филиалы в городах 2
Раздаточные пункты молочной кухни
Аптеки в городах
То же, при одно- и двухэтажной застройке
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:
в городах при застройке:
многоэтажной
одно-, двухэтажной
в сельских поселениях
Отделения связи и филиалы сберегательного банка

1 * Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30 %.

2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

5.4*. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5 *.

Таблица 5*

Учреждения и предприятия обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения 1* :

в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Общеобразовательные школы 1

(500 для начальных классов)

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

Поликлиники и их филиалы в городах 2

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

1 * Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Примечания: 1. Для климатических подрайонов I А, I Б, I Г, I Д и II А, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30 %.

2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в табл. 6 *.

Таблица 6*

Здания (земельные участки) учреждений и предприятий обслуживания

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

до красной линии

до стен жилых домов

до зданий общеобразовательных школ, детских дошкольных и лечебных учреждений

в городах

в сельских поселениях

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

Пожарные депо

Кладбища традиционного захоронения и крематории

Кладбища для погребения после кремации

* С входами и окнами.

Примечания *: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственные и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.

Страница 13 из 40

5. УЧРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДПРИЯТИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ

5.1. Учреждения и предприятия обслуживания следует размещать на территории городских и сельских поселений, приближая их к местам жительства и работы, предусматривая, как правило, формирование общественных центров в увязке с сетью общественного пассажирского транспорта.

При расчете учреждений и предприятий обслуживания следует принимать социальные нормативы обеспеченности, разрабатываемые в установленном порядке. Для ориентировочных расчетов число учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков допускается принимать в соответствии с рекомендуемым приложением 7*.

Примечание. Размещение, вместимость и размеры земельных участков учреждений и предприятий обслуживания, не указанных в настоящем разделе и в рекомендуемом приложении 7*, следует принимать по заданию на проектирование.

5.2. При определении числа, состава и вместимости учреждений и предприятий обслуживания в городах-центрах систем расселения следует дополнительно учитывать приезжающее население из других городских и сельских поселений, расположенных в зоне, ограниченной затратами времени на передвижения в большой, крупный и крупнейший город-центр не более 2 ч, в малые и средние города-центры или подцентры систем расселения - не более 1 ч; в исторических городах необходимо учитывать также туристов.

5.3. Учреждения и предприятия обслуживания в сельских поселениях следует размещать из расчета обеспечения жителей каждого поселения услугами первой необходимости в пределах пешеходной доступности не более 30 мин. Обеспечение объектами более высокого уровня обслуживания следует предусматривать на группу сельских поселений.

Для организации обслуживания необходимо предусматривать помимо стационарных зданий передвижные средства и сооружения сезонного использования, выделяя для них соответствующие площадки.

5.4*. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5*.

Таблица 5*

Учреждения и предприятия

обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения 1* :

в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Общеобразовательные школы 1

(500 для начальных классов)

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

Поликлиники и их филиалы в городах 2

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

1* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.

2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин (с использованием транспорта).

Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%.

2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в табл. 6*.

Таблица 6*

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

(земельные

участки) учреждений и

до красной линии

до стен жилых

до зданий общеобразова-тельных школ,

предприятий

обслуживания

в го-родах

в сель-ских посе-лениях

детских дошкольных и лечебных учреждений

Детские дош-кольные учрежде-ния и общеобра-зовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции

и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

Пожарные депо

Кладбища традиционного захоронения и крематории

Кладбища для погребения после кремации

* С входами и окнами.

Примечания*: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.


Содержание

Учреждения культурно-бытового назначения призваны удовлетворить все запросы населения в сфере быта и отдыха. Система обслуживания включает в себя следующие основные группы учреждений: административно-общественные, лечебно-физкультурные, культурно-просветительные, зрелищные, торгово-бытовые и учреждения массового отдыха. Они должны охватывать селитебные территории, зону приложения труда и зону отдыха. Эти учреждения являются центрами тяготения, поэтому очень важно правильно их разместить.

Все учреждения обслуживания населения имеют разную периодичность посещения, в зависимости от которой в градостроительстве принята ступенчатая система культурно-бытового обслуживания. Все учреждения по периодичности использования их населением разделены на три ступени с установлением расстояний или времени подхода и подъезда, обеспечивающего наибольшие удобства для населения.

Учреждения повседневного пользования - детские ясли-сады, общеобразовательные школы, поликлиники, магазины, столовые, кафе, приемные пункты бытового обслуживания, жилищно-эксплуатационные организации и другие учреждения, посещаемые населением особенно часто, удовлетворяющие его потребности в предметах первой необходимости.

Эти учреждения должны располагаться в каждом микрорайоне или в группе микрорайонов, не разделенных магистральными улицами. Радиус обслуживания ими населения принимается не более 500 м.

Учреждения периодического пользования - кинотеатры, универмаги, спортивные сооружения, библиотеки, клубы. Эти учреждения обслуживают группы жилых районов или городской район. Этими учреждениями жители пользуются систематически. Они располагаются в районном общественном центре, в пределах пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин.

Учреждения эпизодического пользования - административно-деловые комплексы, музеи, театры, выставки, концертные залы, картинные галереи, большие специализированные магазины, больницы, рестораны. Учреждения эпизодического пользования располагаются в составе общегородского центра, а частично - в пригородной зоне. Они обслуживают население всего города с расчетом максимальных затрат времени на общественном транспорте 20…30 мин.

Размещение учреждений культурно-бытового обслуживания и их количество определяется по СНиП 2.07.01-89* и СНиП 2.07.02-89.

При проектировании системы обслуживания в городе необходимо учитывать особенности демографической структуры, бюджета времени населения, социальную, возрастную и профессиональную структуры, роль города в системе расселения, требования к перспективному развитию сферы обслуживания. Рациональное размещение торговых центров и предприятий на территории города значительно сокращает непроизводительные затраты времени на домашний труд и увеличивает долю свободного времени, позволяет населению широко использовать предприятия сферы общественного обслуживания.

Стандартное обслуживание включает в себя универсамы, комплексные пункты питания, магазины. Специализированное (избирательное) обслуживание осуществляется в торговых центрах городского значения (крупные универмаги, специализированные магазины, торговые комплексы, рестораны, дома отдыха, салоны красоты и т.д.) и удовлетворяет разнообразные запросы и вкусы людей. Транспортная доступность - 20…30 мин. Для больших городов радиусы доступности могут быть несколько увеличены при условии, что центры удобно расположены по пути следования от остановок транспорта к жилым домам. Связь транспортных коммуникаций и торговых центров создает большое удобство пользования ими, поэтому целесообразно создание общественно-транспортных центров.

Развитая и взаимосвязанная система общественных центров включает в себя общегородские и специализированные центры, центры микрорайонов. В общественный центр микрорайона входят учреждения культурно-бытового обслуживания местного значения одного или нескольких микрорайонов, размещенных в пределах территорий, ограниченных магистральными улицами общегородского значения. Кроме того, в общественном центре микрорайона могут располагаться общественные здания и сооружения районного и городского значений, зеленые насаждения общего пользования, а также площадки для стоянки автомобилей.
При размещении учреждений обслуживания учитываются климатические условия. Например, в условиях жаркого климата необходимо соблюдать условия затенения и проветривания. Для районов с суровым климатом со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца – 32 °С все жилые дома и предприятия обслуживания соединяют отапливаемыми переходами с естественным освещением. Для зданий выбирается ориентация с максимальным использованием естественного облучения помещений.

В перспективе намечается создание в городах многофункциональных общественно-торговых комплексов в единой системе с транспортными узлами и зданиями учреждений, гостиниц и др. Четкое разделение пешеходных и транспортных путей сообщения может быть достигнуто при широком использовании подземного пространства. При планировке и застройке общественных центров следует предусматривать кооперацию учреждений и применять многоуровневые объемно-пространственные решения.

Рациональное размещение сетей обслуживания в городе повышает степень общего благоустройства города и способствует улучшению условий жизни людей.
Жилищный фонд - одна из наиболее сложных отраслей городского хозяйства, требующая дальнейшего совершенствования эксплуатации и новых форм управления с использованием автоматики, телемеханики и вычислительной техники.

Для совершенствования эксплуатации домов повышенной этажности со скоростными лифтами, с автоматическими системами дымоудаления и пожарной сигнализации, сложным подземным инженерным оборудованием необходимо создание комплексной объединенной диспетчерской системы (ОДС) контроля и управления инженерным оборудованием. ОДС может контролировать работу всех основных видов инженерного оборудования и предусматривает двустороннюю громкоговорящую связь диспетчера с пассажирами в кабине лифта, с жильцами в каждом подъезде дома, с техническими помещениями микрорайона, автоматические запирающие устройства (АЗУ) подъездов, работу лифтов, дежурного освещения территории РЭО, температуру теплоносителя ЦТП и котельных.

ОДС предусматривает подсистемы контроля расхода воды, загазованности, затопляемости помещений и коллекторов и др. Применение ОДС помогает своевременно обнаружить и устранить неисправности в подземных инженерных коммуникациях. Для обеспечения срочного устранения любых неполадок и контроля над безопасностью во дворах и у подъездов планируется устанавливать видеокамеры дистанционного наружного наблюдения с переговорными устройствами, связанные с дежурной диспетчерской службой. Первый опыт подобного оснащения жилых районов предполагается провести в Москве.
1.8. Структура и размещение селитебной территории

Важное место в планировочной структуре города занимает селитебная территория. На ней располагается жилая застройка с необходимыми учреждениями обслуживания, общественными центрами, зелеными насаждениями и отдельными предприятиями, санитарная характеристика которых допускает их расположение в селитебной зоне.

Для жилой застройки выделяют два основных уровня - жилой район и микрорайон (квартал). Жилой район проектируют на уровне детальной планировки, а микрорайон (квартал) - на уровне проекта застройки. В исторических зонах городов элементами структурной организации селитебной территории принимают кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц и площадей.

Жилой район представляет собой структурный элемент селитебной территории площадью от 80 до 250 га. В состав селитебных территорий входят жилые районы или их группы с численностью населения около 150 тыс. чел. и более, имеющие общую архитектурно-планировочную организацию. Границами их являются естественные и искусственные рубежи: реки, каналы, водоемы, массивы зеленых насаждений, магистральные улицы, дороги общегородского значения и т. п. Жилой район включает в себя общественный центр, где сосредоточены учреждения периодического пользования, и специализированные центры. Комплексы этих учреждений и предприятий обслуживания должны быть расположены вдоль пешеходных дорог, улиц и площадей. В пределах жилого района радиус обслуживания учреждений и предприятий принимают не более 1500 м. В малых городах один жилой район может включать в себя всю селитебную территорию.
Микрорайон {квартал) - структурный элемент жилой застройки площадью не более 80 га (как правило 10 …60 га), не расчлененный магистральными улицами и дорогами. В пределах микрорайона размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования. Наилучшая организация жилого района предполагает членение его на микрорайоны. Районы сложившейся застройки допускается формировать из кварталов. Микрорайон представляет собой основную структурную единицу жилой застройки. Идеи создания микрорайонов зародились в период возникновения укрупненных кварталов Харькова, Запорожья, Санкт-Петербурга в 30-х гг. XX в.

В этом же направлении предложил развивать жилую среду города известный французский архитектор Ле Корбюзье, создав в 1937 г. для Парижа проект реконструкции «антисанитарного района № 6» и в 1947 г. для Марселя проект жилой единицы. В его проекте большие группы зданий на столбах были свободно расположены среди зелени. Зона под зданиями использовалась для пешеходов. На свободных пространствах размещались детские учреждения, кинотеатры, спортивные площадки. Плоские крыши домов превращались в площадки для игр и солярии. Комплексное обслуживание максимально приблизилось к жилью. В этом основное отличие микрорайона от прежней структуры организации жилой среды.

В современном микрорайоне могут проживать 10… 20 тыс. чел. и более, в зависимости от размера города. Территория микрорайона определяется в границах межмагистральных территории, установленных красными линиями, при обеспечении доступности для населения основных объектов обслуживания микрорайонного значения на расстоянии 500 м. Границами микрорайона являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи. В микрорайоне должны располагаться все учреждения культурно-бытового обслуживания, удовлетворяющие повседневные запросы населения. Радиус обслуживания школ детских дошкольных учреждений назначают в соответствии с табл. 5 СНиП 2.07.01-89*.

Микрорайоны должны быть связаны с общественным центром как транспортными, так и пешеходными путями, которые по возможности должны иметь минимальное число взаимных пересечений. Хорошо должна быть налажена связь между микрорайонами и объектами общегородского центра, а также с другими элементами планировочной структуры города: промышленной зоной, зоной внешнего транспорта, зоной отдыха. Основная нагрузка падает на общественный транспорт. Для создания его сети определяются оптимальные расстояния от жилых домов до остановок общественного транспорта, интервалы и скорость его движения. Также выбираются места парковки автомобилей индивидуального пользования.

Жилые районы располагают исходя из функционального зонирования территории города. Однако размещение селитебной территории в планировочной структуре города зависит не только от градостроительных факторов, но и от конкретных климатических условий. Одним из важнейших критериев размещения селитебных территорий по отношению к промышленным зонам является господствующее направление ветра. Наиболее благоприятным считается расположение селитебной территории с наветренной стороны для господствующего направления ветров в отношении промышленных предприятий, выделяющих вредные вещества. Если город располагается на реке, то селитебная территория должна, располагаться выше промышленной зоны по течению реки. С точки зрения рельефа располагать селитебную территорию лучше на возвышенности, чем в низине, где могут скапливаться вредные газообразные отходы промышленных производств.
Промышленные предприятия размещают на территориях промышленных зон, районов, узлов. Их компонуют в блоки основных и вспомогательных производств с учетом отраслевых характеристик предприятий, санитарно-гигиенических и противопожарных требований к их размещению, подведения инженерных сетей, грузооборота и видов транспорта и очередности строительства. Промышленные зоны должны иметь рациональную транспортную взаимосвязь с жилыми районами при минимальных затратах времени на передвижение.

В пределах селитебной территории можно размещать только те промышленные объекты, которые не выделяют вредных веществ, не имеют взрыво- и пожароопасных производств, не создают дискомфортных условий в окружающей среде, не требуют подведения подъездных путей. Расстояние от границ участка промышленного предприятия до гражданских зданий и объектов отдыха при этом должно быть не менее 50 м.

Современные технологические и технические меры позволяют в значительной мере очищать и обезвреживать вредные выбросы в атмосферу, снижать уровень шума и ликвидировать другие вредные воздействия. Если после проведения этих мер на предприятии не обеспечиваются предельно допустимые для селитебной территории уровни концентрации вредных веществ и воздействий, то вокруг него предусматривают санитарно-защитную зону. Размеры таких зон устанавливают в соответствии с действующими санитарными нормами размещения промышленных предприятий, действующей Методикой расчета концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе и требованиями СНиП 2.07.01-89*.

По своей санитарной характеристике все промышленные предприятия подразделяют на пять классов с разной шириной требуемых защитных зон. Для наиболее вредных предприятий ширина са-нитарно-защитных зон селитебных территорий составляет 300, 500 и 1000 м. Для менее вредных и безвредных предприятий ширина санитарно-защитной озелененной зоны составляет 100 и 50 м. Ее функции в этом случае может выполнять широкая, хорошо озелененная улица.

Господствующее направление ветра определяется по розе ветров, которая представляет собой векторную диаграмму, изображающую режим ветра в данном месте (рис. 1.2). Она составляется по результатам многолетних наблюдений за определенный месяц, сезон, год для всех населенных мест. Розу ветров строят по 8 или 16 румбам - основным географическим сторонам света. По этим направлениям в определенном масштабе откладывают в виде векторов значения повторяемости (в процентах общего числа наблюдений) направлений или значения средних и максимальных скоростей ветра, соответствующие каждому румбу. Концы векторов соединяют ломаной линией.

Розу ветров строят для данного пункта по результатам повторяемости ветров за самый жаркий месяц или самый жаркий квартал года. Это объясняется
тем, что в этот период создаются самые неблагоприятные санитарно-гигиенические условия: больше развивается болезнетворных микроорганизмов, хуже экологическое состояние воздушной среды вокруг промышленных предприятий. Поэтому селитебная территория должна располагаться так, чтобы на нее не распространялись в это время потоки загрязненного воздуха с территорий промышленных зон. Господствующее направление ветра соответствует самому большому вектору розы ветров, направленному к ее центру.

При взаимном размещении промышленных зон и селитебных территорий принимают во внимание степень опасности и вредности располагаемых промышленных производств. По этому принципу все производства подразделяют на три категории.

Промышленные производства I категории включают в себя взры-во- и пожароопасные, радиоактивные, связанные с разработкой полезных ископаемых производства. Селитебные территории располагаются от них на значительном удалении (до 20 км).

Промышленные производства II категории включают в себя промышленные предприятия средней производственной вредности. Их допускается располагать на периферии селитебных территорий с соблюдением необходимых санитарно-защитных зон.

Промышленные производства III категории включают в себя промышленные предприятия малой производственной вредности или совсем безвредные. Их допускается располагать на селитебной территории города.

В санитарно-защитной зоне не размещают жилые дома, учреждения здравоохранения, детские и спортивные учреждения, сооружения отдыха, сады, парки, огороды, садовые и дачные поселки. Санитарно-защитные зоны максимально озеленяют. В качестве зеленых насаждений используются породы выносливых к задымлению и влиянию вредных веществ деревьев и кустарников. В зависимости от ширины санитарно-защитной зоны (300… 1000 м) озеленение должно занимать 40…60% ее площади. Со стороны селитебной территории высаживают древесно-кустарниковые насаждения шириной не менее 50 м и 20 м - в зоне шириной 100 м.

При проектировании размеры селитебной территории составляют от 4 до 19 га на 1 тыс. чел. в зависимости от размера города, этажности застройки и климатического района.