Рабочая программа по преодолению нарушений звукопроизношения. Индивидуальный план коррекции звукопроизношения Составление перспективного плана работы по коррекции звукопроизношения

Данные об авторе

Яковлева Лилия Александровна

Место работы, должность:

«Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М. Рудого», учитель-логопед

Белгородская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Логопедия

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Тип ресурса:

Программа

Краткое описание ресурса:



Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации Борисовского района»

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта

Возраст обучающихся: 6,5 - 9 лет

учитель-логопед МБОУ «Борисовская

средняя общеобразовательная

школа №1 им. А.М. Рудого»

Яковлева Л.А.

Борисовка -2014

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта.

Вид: экспериментальная

Направленность: коррекционно-развивающая

Яковлева Лилия Александровна, учитель-логопед МБОУ "Борисовская средняя общеобразовательная школа№1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого".

1. Пояснительная записка

3. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недоразвитием речи

4. Тематическое планирование логопедических занятий для группы ФФНР: нарушение звукопроизношения

5. Список литературы

Пояснительная записка

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования и новый закон «об образовании» диктуют внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования. Отдельный раздел ФГОС НОО содержит характеристику программы коррекционной работы, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание логопедической помощи младшим школьникам в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков речевого развития обучающихся, их социальную адаптацию.

Нарушения речевого развития у детей носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У школьников оказываются недостаточно сформированными многие уровни и этапы речевой деятельности: мотивационный, смысловой, языковой, гностико-практический, сенсомоторный.

Предлагаемая программа коррекционной работы направлена на создание специальных условий обучения и воспитания учащихся начальных классов с первичными нарушениями речи.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общих умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:

Программа разработана в соответствии с требованиями:

  • Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов:
  • Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
  • Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,
  • Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.

При разработке рабочей программы использованы следующие программы и системы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения:

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина;

Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников - М.: «Просвещение» 1971.

Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.

Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.Лиманская.

У младших школьников, испытывающих затруднения в произношении звуков, наблюдается отставание в разви-тии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выде-лять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пони-манию ребенка.

У части детей могут сохраняться проявления инфан-тильной речи по типу легкого физиологического косноязычия. Могут наблюдаться и затруднения в произношении более сложных по звуко-слоговой структуре слов. Типична нестойкость этих расстройств, их тесная зависимость от утомления.

Когда дети начинают читать и писать, у них, как правило, появляются недостатки чтения и письма, которые являются вторичным проявлением недостаточной сформированности устной речи (ОНР, ФФН). Это все обуславоивает актуальность данной программы.

С детьми, имеющими недостатки звукопроизношения проводятся групповые занятия и индивидуальные.

Группы формируются на основе диагноза, возраста и тяжести речевой патологии.

Цель данной программы - формирование у детей правильной устной речи.

Задачи:

1. формировать правильное произношение фонем;

2. учить различать оппозиционные фонемы;

3. развивать связную речь;

4. развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы.

5. обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

6. создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его.

Формы работы:

1. Обследование:

  • фронтальное;
  • индивидуальное.

2.Диагностика.

3. Коррекционные занятия:

  • групповые занятия по указанным в программе темам и индивидуальные занятия по закреплению и отработке изученного материала;

Формы контроля:

  • анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
  • проверочные работы и диктанты в течение года;
  • ИКТ диагностика.

Направления работы:

  1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.
  2. Развитие связной речи.
  3. Обогащение словарного запаса.

Предполагаемый результат:

Ребёнок в ходе реализации данной программы должен:

  • научиться правильно произносить звуки;
  • пользоваться этими звуками в речи;
  • различать оппозиционные фонемы;
  • овладеть навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;
  • овладеть навыками построения связного высказывания.

Организация работы по программе:

Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательной организации и родителям в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

Наполняемость групп для логопедических занятий 4 - 6 обучающихся.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы.

Условия реализации программы:

1) Наличие необходимых условий для занятий.

  • логопедического кабинета для занятий;
  • наглядных пособий;
  • дидактического материала;
  • учебной литературы;
  • зеркал;
  • средств ИКТ.

2) Обеспечение систематических занятий.

3) Последовательное выполнение всех задач.

4) Привлечение родителей к работе с детьми дома.

5) Посещение врачей-специалистов и выполнение их рекомендаций.

Возрастной состав групп: 1 - 4 классы.

В структуру занятий может входить:

Упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

Упражнения для развития психических процессов;

Дыхательная гимнастика;

Формирование фонематических процессов;

Работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

Работа над предложением;

Обогащение и активизация словарного запаса.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации школьников. Как и любая программа, «Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта», имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы , определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

Гуманизма — вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

Системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

Реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

Деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

Индивидуально — дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

Системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с нарушениями речи и основывается на онтогенетическом принципе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.

Учителем - логопедом проводится просветительская работа среди родителей и учителей.

В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.

Темы групповых консультаций для родителей.

1. «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».

2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи».

3. «Охрана органов речи».

Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.

Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:

1. «Учимся говорить правильно».

2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».

Первый этап: диагностика

Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

Исследование нерече-вых психических функций;

Сбор анамнестических данных;

Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Второй этап: подготовительный

Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

Развитие органов артикуляции;

Развитие слухового внимания и слухового контроля;

Развитие звукового восприятия

Третий этап: постановка звука

Цель: постановка звука (изолировано).

Формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;


Четвертый этап: автоматизация звука

Цель: закрепление звука в речи.

Коррекция дефектов произношения;

Развитие психических функций;

Развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Пятый этап: дифференциация звуков

Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
.коррекция дефектов произношения;

Развитие психических функций;

Активизация и расширение словарного запаса;

Развитие мелкой моторики, органов артикуляции.

Общее количество часов - 36

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Форма проведения занятий - индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).

Периодичность - 2 раза в неделю - подгрупповая, 2 раза в неделю - индивидуальная.

Перспективное планирование работы с детьми страдающими

фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Постановка произношения звуков

Введение поставленных звуков в речь

Речевой материал

Диагностика речевых и неречевых функций ребенка

Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение.

Диагностика по Фотековой

Формирование артикуляторной базы

Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.

Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов.

Постановка звуков

Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза.

Составляется из правильно произносимых звуков

Продолжение постановки звука, отработка звука

Введение в речь первого поставленного звука;

а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте;

б) устный и письменный анализ и синтез слов.

Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л", если ребенок не произносит р, р", то и они)

Дифференциация звуков сходных по звучанию

Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков.

Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки.

Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться.

В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения: поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы; одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.

Тематическое планирование

логопедических занятий

для группы ФФНР: нарушение звукопроизношения

Предмет: курс логопедических занятий.

Методическое обеспечение: коррекция нарушения звуков у учащихся общеобразовательной школы.

Учитель-логопед: Яковлева Лилия Александровна.

Не-дели

Заня- тия

Темы коррекционно- развивающей

работы

Программное содержание коррекционно-развивающей работы

Сентябрь

Фронтальное обследование

1 этап (диагностический)

Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных за-болеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование нерече-вых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Осо-бенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического вос-приятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Иссле-дование понимания речи (импрессивной). Исследование лек-сики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение.

II этап (подготовительный)

Развитие внимания.

Игровые упражнения: «Найди отличия», «Корректор», «Чего не хватает» , «Найди спрятанные предметы»

Развивать внимательность, воображение. Формировать у детей усидчивость, стремление доводить начатое до конца. Вызвать интерес к занятиям.

Развитие операций сравнения и вывода.

Игровые упражнения: «Сравни геометрические фигуры», «Логические пары»

Учить сравнивать предметы и делать выводы на основе сравнения. Развивать наблюдательность. Учить делать умозаключения. Расширять словарный запас детей. Активизировать речь детей.

Октябрь

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика: «Сказка о веселом язычке» .

Дыхательная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Формировать навыки правильного дыхания. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика: «Сказка о ветерке» .

Мимическая гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Развитие мимики. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Мимическая гимнастика.

Пантомимическая игра: «Приветствие»

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук и общую моторику. Развитие мимики. Развивать невербальные средства общения. Закрепить положение органов артикуляции. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Формирование артикуляционной базы звуков

Пальчиковая гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Общее развитие речевого аппарата. Развивать мелкую моторику рук. Закрепить положение органов артикуляции. Выработать навыки правильного дыхания. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

III этап (постановка звука)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Постановка звука (по подражанию)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Постановка звука (по подражанию)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Постановка звука (механическим или смешанным способом)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Ноябрь

IV этап (автоматизация звука)

Каникулы

Закрепление звука (изолировано)

Пальчиковая гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Закрепление звука

Учить детей следить за правильным положением органов артикуляции.Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Закрепление звука в слогах

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Закрепление звука в слогах

Учить детей контролировать артикуляцию. Развивать слуховую и зрительную память. Развивать мелкую моторику рук. Вызвать интерес к логопедическим занятиям.

Закрепление звука в слогах

Пальчиковая гимнастика.

Звукоподражательные игры и упражнения

Закрепление звука в слогах

Отработка навыков правильного звукопроизношения. Развивать воображение. Развитие мелкой моторики. Воспитывать отзывчивость.

Закрепление звука в словах

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в слогах

Закрепление звука в словах

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в слогах

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать подвижность артикуляционного аппарата. Воспитание усердия

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.

Декабрь

Закрепление звука в словосочетаниях

Пальчиковая гимнастика. Звукоподражательные игры.

Закрепление звука в словосочетаниях.

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту

Закрепление звука в предложениях

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброту

Игры на развитие слухового внимания.

Закрепление звука в чистоговорках

Учить детей контролировать собственную речь. Закрепить артикуляцию звука. Развивать слуховое внимание. Воспитывать уверенность в своих силах

Составление предложений с использованием изучаемого звука

Пальчиковая гимнастика

Составление предложений.

Проговаривание составленных предложений

Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Формирование умения строить предложения. Воспитывать доброжелательность.

Закрепление звука в чистоговорках

Закрепление звука во фразовой речи

Игры на развитие слухового внимания, памяти.

Закрепление звука в чистоговорках

Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Закрепление звука во фразовой речи

Игры на развитие слухового внимания, памяти.

Закрепление звука в чистоговорках

Закрепить правильное произношение звука в предложениях. Развитие мелкой моторики. Развитие внимания, памяти. Развитие связной речи. Воспитывать правильное поведение на занятиях.

Закрепление звука в стихах и загадках

Пальчиковая гимнастика с изучаемым звуком.

Разучивание стихов с изучаемым звуком.

Закрепить правильное произношение звука в стихах. Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи. Воспитание умения внимательно слушать

V этап (дифференциации)

Игры на развитие речеслухового анализатора

Пальчиковая гимнастика

Игровые упражнения: «Повтори за мной», «Испорченный телефон», «Угадай звук»

Звуки […., ….´] (изучаемые) в нашей жизни.

Пальчиковая гимнастика

Игровые упражнения: «Послушай и скажи правильный ответ», «Какая буква пропала», «Услышь меня»

Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки. Развивать мелкую моторику рук.

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в словах.

Мимическая гимнастика.

Игровые упражнения: «Отгадай слово», «Придумай пару», «Собери слово»

Учить различать звуки сходные по звучанию. Учить дифференцировать звуки.

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в предложениях.

Пальчиковая гимнастика.

Проговаривание предложений.

Составление предложений.

Игровое упражнение: «Потерянная буква»

Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение, мелкую моторику рук

Дифференциация звуков […., ….´] в фразовой речи

Проговаривание текстов.

Дифференциация звуков […., ….´](изучаемые) в фразовой речи

Проговаривание текстов.

Составление рассказов по картинке и на заданные темы.

Учить детей составлять предложения, рассказ. Развивать воображение.

Дифференциация звуков […., ….´] (изучаемые) в стихах и загадках

Заучивание стихов, песен, загадок.

Продолжать учить детей контролировать свою речь. Формировать интерес к литературе. Воспитывать отзывчивость.

Повторение изученного.

Подведение итогов.

Игры и упражнения на развитие речеслухового анализатора

Формировать уверенность в себе. Развивать артикуляцию. Формировать навыки правильной и грамотной речи.

Список литературы

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям, М., 1994;
  2. Закон РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  3. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. — 2010. — №1.
  4. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников - М.: «Просвещение» 1971.
  5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи,- М., 1985.
  6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М., 1999.
  7. Логопедия: Учеб.пособие /Под ред. Л.С.Волковой.- 3-е изд. - М., 1998.
  8. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., 1998.
  9. Методика обследования нарушений речи у детей: Сборник научных труд /АПН СССР; Отв.ред.: T.А.Власова, И.Т.Власенко, Г.В.Чиркина.- М., 1982.
  10. Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
  11. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
  12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами".
  13. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе) /Сост.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева.- М., 1978.
  14. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет.
  15. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно: Сб.речевого материала для логопедических занятий с детьми. - 2-е изд., испр. и доп.- Кызыл, 1993.
  16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993.
  17. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение» 1989.
  18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения." 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1980.
  19. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». - М.: «Когито - Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2

Пояснительная записка

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространённым является нарушение звукопроизношения. Такой дефект принято называть «дислалией». При дислалии звуки искажаются, пропускаются или заменяются другими звуками.

Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их устранению занимались А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелёва.

Для коррекции звукопроизношения у детей разработана специальная рабочая программа. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода. Большое значение программа имеет и в своевременной информированности взрослых о возможностях и методах коррекционной педагогики, а также в повышении культуры родителей в области воспитания и обучения детей младшего школьного возраста.

Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.

Р.М. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и стойкий характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмов при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Поэтому планирование занятий с такими детьми составлено с учетом принципа от «простого к сложному»; поэтапного формирования умственного действия; опора на сохранные психические функции. Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов. Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, развитию речи, русскому языку и помимо коррекции речевого нарушения способствует подготовке детей к усвоению учебного материала.

Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей.

Рабочая коррекционно-развивающая программа по устранению дефектов звукопроизношения у младших школьников составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования и нормативных документов:

· Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.

· Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО-ЦЕНТР, 1991г.

Для создания программы проанализированы:

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы. / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.

Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой. (Гном и Д, 2000 г.)

Программа рассчитана на …. часа в год (4 час в неделю).

Цель программы:

Построение комплексной системы коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы в школе, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов образовательного учреждения и родителей обучающихся. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Целью нашего воздействия является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи в условиях школьного логопункта.

Программа способствует решению ряда задач:

Устранение речевых дефектов;

Организация содружественной медико-педагогической работы специалистов

Параллельно с реализацией основных задач логопедом так же решаются следующие задачи:

Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя и речи;

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

Развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

Обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по русскому языку и чтению;

Нормализация мышечного тонуса в речевой мускулатуре, голосообразования и дыхания, выработка подвижности речевого аппарата.

2.Основное содержание программы

Курс логопедических занятий отражает завершённую, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с логопатами. Программа рассчитана на 34 часа. Количество занятий для каждого ребенка будет зависеть от возраста, работоспособности и структуры дефекта. По времени проведения и общим задачам он делится на этапы:

I этап - Подготовительный.

Цель этапа: Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов.

II этап - Формирование произносительных умений и навыков.

1. Постановка звуков

Цель этапа: Добиться правильного звучания изолированного звука.

Три способа постановки звука:

1. По подражанию:

Внимание ребёнка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Используются тактильно - вибрационные ощущения (ладонью), проверяем толчкообразную струю воздуха. На этом этапе используются звукоподражания.

2. Постановка звука с механической помощью:

Он используется, когда ребёнку бывает недостаточно зрительного, слухового, тактильно - вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. При этом способе также часто пользуются опорными звуками.

3. Смешанный способ:

Используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука. Собственно сама постановка звука - это выработка у ребёнка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее.

2. Автоматизация звука:

Цель этапа: Добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

В каждом периоде все занятия по коррекции звукопроизношения распределены по степени нарастающей сложности:

Упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов, широко используется декламация.

Упражнения в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

Закрепление приобретенных навыков в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

III этап - Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Цель этапа: формирование и развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.

1. Дифференциация звуков:

Цель этапа: Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

IV этап - Развитие связной выразительной речи.

Цель этапа: введение правильно произносимых звуков в спонтанную речь.

Форма итогового контроля:

Контроль над звукопроизношением осуществляется на речевом материале каждого этапа логопедического занятия.

Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:

Чистая, правильная речь,

Со значительным улучшением,

С незначительным улучшением,

Без улучшения.

3.Требование к уровню подготовки обучающихся.

Обучающиеся должны знать:

Термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, буква, артикуляция и т.д.;

Знать все части артикуляционного аппарата и их функции.

Умения и навыки учащихся к концу учебного года

Членение речи на предложения, предложений на слова, слов на слоги.

Различение звуков на слух и в собственном произношении, установление следовательности в словах.

Анализ слов по звуковому составу и составление их из букв и слогов.

Плавное чтение по слогам и коротких текстов, ответы на вопросы по содержании прочитанного и по иллюстрациям к тексту.

Написание строчных и прописных букв.

Списывание с классной доски и букваря прочитанных и разобранных слов и предложений

Запись без искажения под диктовку слов, написание которых совпадает с произношение

предложений из таких слов.

Обучающиеся должны уметь:

- слушать инструкцию логопеда и последовательно её выполнять;

- правильно выполнять артикуляционные упражнений перед зеркалом (сопряжённо, отражённо, самостоятельно);

Выполнять простейшие приёмы самомассажа;

Вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

Замечать ошибки в произношении;

Добиваться правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях, тексте;

Задавать вопросы, пользоваться в речи распространённым предложением;

Определять место ударения в слове;

Вычленять слова из предложений;

Составлять точные, полные рассказы по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок;

Свободно артикулировать, правильно произносить звук и исправлять в речи свои ошибки и ошибки своих товарищей;

Различать звуки в слогах, словах, предложениях, тексте;

Определять сходство и различие дифференцируемых звуков;

Уметь дать характеристику звукам;

Владеть навыком пересказа;

Уметь организовать учебную работу,

Проявлять наблюдательность к языковым явлениям,

Производить самоконтроль, контрольные действия.

4. Оценка достижения ожидаемых результатов освоения учебной программы.

Контрольное обследование детей, посещавших логопедические занятия, в конце года для определения уровня речевого развития после коррекции звукопроизношения.

5.Тематическое планирование

6. Литература

1. Т.В. Будённая «Логопедическая гимнастика», СПб, «Детство-Пресс» 2001г.,

2. Л.С. Волкова «Логопедия», М, «Просвещение» 1995г.,

3. Р.А. Залмаева «Сам себе логопед», СПб, «XXI век» 1997 г.,

4. Г.А. Каше « Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., «Просвещение», 1985г.,

5. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», М., Гном-ПРЕСС 1998г.,

6. А.И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребёнок», М., «Просвещение» 1989 г.,

7. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Т.В. Чиркина «Основы логопедии», М., «Просвещение», 1989г.,

8. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения», М., «Просвещение», 1989г

(Данилов Алексей - нарушено произношение звуков Ц,Ш,Л,Ж,Р,Р*,Ч,Щ)

№ п/п

Тема занятия

Развитие неречевых процессов

Дата проведения

По плану

По факту

Развитие мелкой моторики.

Развитие ручной моторики.

Развитие внимания.

Формирование воздушной струи. Дыхательные упражнения.

Развитие ручной моторики.

Развитие слухового внимания и памяти.

Развитие фонематического слуха.

(дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Комплекс упражнений для постановки звука Ц.

Упражнения:

· «Улыбка»,

· «Заборчик»,

· «Лопатка»,

· «Желобок»,

· «Щеточка»,

· «Футбол»,

· «Фокус».

Постановка звука Ц.

Развитие моторики.

Формирование внимания и памяти.

Автоматизация звука Ц в обратных и прямых слогах.

· Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «с»

· Выделение хорошо произносимого согласного звука в середине слова.

· Определение наличия звука «с» в слогах на слух.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Автоматизация звука Ц в слогах со стечением согласных.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Автоматизация звука Ц в словах.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Автоматизация звука Ц в словах и предложениях.

Автоматизация звука Ц в предложениях.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений.

Дифференциация звуков С - Ц.

Дифференцировать на слух звук в слогах, словах. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов.

Постановка звука Ш

Комплекс упражнений для постановки звука Ш.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Ш в прямых слогах и словах.

Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Ш в обратных слогах и словах.

Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных и словах.

Автоматизация в спонтанной речи.

Обогащение словарного запаса словами со звуком «ш» .

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).

Комплекс упражнений для постановки звука Л.

Упражнения:

· «Улыбка»,

· «Лопатка»,

· «Накажем язык»,

· «Самолет».

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Постановка звука Л.

Развитие моторики.

Развитие внимания и памяти.

Автоматизация звука Л в слогах и словах.

Обогащение словарного запаса

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Л в словах и предложениях.

Обогащение словарного запаса

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Дифференциация звуков Л - Л*.

Автоматизация в спонтанной речи.

Дифференцировать звуки в словах, определять их место в слове. Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Закрепление понятий твердости и мягкости согласных звуков.

Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).

Комплекс упражнений для постановки звука Ж.

Упражнения:

· «Вкусное варенье»,

· «Чашечка»,

· «Грибок»,

· «Погреем руки».

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Подготовительные артикуляционные упражнения. Постановка звука Ж

Развитие моторики.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Автоматизация звука Ж в прямых слогах и словах

Развитие мелкой моторики.

Развитие внимания, памяти, мелкой моторики, мышления.

Автоматизация звука Ж в слогах со стечением согласных и словах.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности звуков в слове, какой по счету звук, за каким или перед каким звуком стоит звук «ж».

Формирование внимания и памяти.

Автоматизация звука Ж в предложениях и текстах.

Закрепление навыков звукобуквенного анализа.

Формирование внимания и памяти.

Дифференциация звуков Ж - Ш,Ж - З

Формирование внимания и памяти.

Автоматизация звуков в спонтанной речи.

Совершенствование фонематического восприятия.

Обогащение словарного запаса.

Развитие мыслительных операций.

Развитие связной выразительной речи.

Обогащение словарного запаса.

Развитие мыслительных операций.

Календарно-тематическое планирование.

(Веретенников Данил - нарушено произношение звуков С, З, С*, Ш)

№ п/п

Тема занятия

Развитие неречевых процессов

Дата проведения

По плану

По факту

Развитие моторики.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, мелкой моторики, развитие зрительно-пространственных представлений.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Развитие ручной моторики.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика.

Развитие ручной моторики.

Формирование внимания и памяти.

Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).

Разучивание комплекса упражнений для постановки звука С.

Упражнения:

· «Улыбка»,

· «Заборчик»,

· «Лопатка»,

· «Желобок»,

· «Щеточка»,

· «Футбол»,

· «Фокус».

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Постановка звука С.

Развитие моторики.

Формирование внимания и памяти.

Постановка звука С.

Развитие моторики.

Формирование внимания и памяти.

Автоматизация звука С слогах и словах.

· Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «С»в начале и конце слова, развитие навыков звукобуквенного анализа слов.

· Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Автоматизация звука С в предложениях и спонтанной речи.

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений.

Постановка звука З.

Разучивание комплекса упражнений для постановки звука.

Развитие моторики.

Развитие памяти и внимания.

Постановка звука З.

Развитие моторики.

Развитие внимания и памяти.

Автоматизация звука З слогах и словах.

Обогащение словаря.

Формирование понятия «место звука в слове».

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Автоматизация звука З в предложениях и спонтанной речи.

Обогащение словаря.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Дифференциация звуков С - З

Дифференциация понятий «звонкость, глухость согласных звуков». Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов в предложении.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Постановка мягкого звука С*

Развитие моторики.

Развитие памяти

Автоматизация звука С* в прямых слогах.

Обогащение словаря.

Формирование понятия «место звука в слове».

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Обогащение словаря.

Формирование понятия «место звука в слове».

Развитие мыслительных операций.

Автоматизация звука С* в обратных слогах.

Обогащение словаря.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука С* в словах.

Обогащение словаря.

Формирование понятия «место звука в слове».

Развитие произвольного внимания, памяти,.

Автоматизация звука С* в слогах со стечением согласных.

Обогащение словаря.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука С* в словах

Обогащение словаря.

Формирование понятия «место звука в слове».

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука С* в словосочетаниях и предложениях.

Обогащение словарного запаса.

Развитие связной речи.

Развитие мыслительных операций.

Дифференциация звуков З* - С*.

Дифференциация понятий «звонкость, глухость согласных звуков». Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов в предложении.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Дифференциация звуков С - С*.

Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов и предложений.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Автоматизация в спонтанной речи.

Развитие связной речи.

Развитие памяти

Упражнения:

· «Трубочка»,

· «Вкусное варенье»,

· «Чашечка»,

· «Грибок»,

· «Погреем руки».

Подготовительные упражнения для постановки шипящих.

Развитие памяти.

Постановка звука Ш.

Развитие моторики.

Развитие памяти и внимания.

Автоматизация звука Ш слогах и словах.

Обогащение словаря.

Развитие памяти, мыслительных операций.

Автоматизация звука Ш в предложениях и спонтанной речи.

Развитие связной речи.

Развитие произвольного внимания.

Дифференциация звуков С - Ш

Дифференциация понятий «звонкость, глухость согласных звуков». Закрепление навыков звукобуквенного анализа слов в предложении.

Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.

Календарно-тематическое планирование.

(Идрисова Ильвина - нарушено произношение звуков Р, Р*)

№ п/п

Тема занятия

Развитие неречевых процессов

Дата проведения

По плану

По факту

Формирование точных движений органов артикуляции.

Развитие моторики.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания, мелкой моторики, развитие зрительно-пространственных представлений.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Формирование направленной воздушной струи. Развитие мелкой моторики.

Развитие ручной моторики.

Игры на развитие физиологического и речевого дыхания.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу).

Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука).

Разучивание комплекса упражнений для постановки звука Р.

Упражнения:

· «Болтушка»,

· «Маляр»,

· «Индюк».

· «Лошадка»,

· «Барабанщик»,

· «Гармошка»,

· «Пулемет».

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Отработка понятий «правый» и «левый».

Выработка вибрации языка. Постановка звука Р.

Развитие моторики.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преодолению нарушений звукопроизношения (ротацизма, ламбдацизма, параротацизма, параламбдацизма) у обучающихся на 2015-2016 учебный год

Разработчик программы

учитель-логопед

Емельяновой Е.В.

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе программы Каше Г. А., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. (Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.)

Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

В настоящее время у некоторых первоклассников общеобразовательных школ к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая сторона речи. Несформированность данного компонента речи является препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Цель программы . Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной нарушением звукопроизношения обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы :

    формирование сильной, направленной воздушной струи;

    развитие мышц артикуляционного аппарата;

    постановка звуков, не правильно произносимых ребёнком;

    автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, скороговорках, связной речи;

    дифференциация смешиваемых звуков.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

    активизация речевой деятельности учащихся;

    развитие коммуникативных навыков;

    формирование просодической стороны речи;

    активизация внимания, памяти, мышления;

    развитие мелкой пальцевой моторики;

    развитие языковой интуиции;

    индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы . Программа состоит из двух этапов коррекционно-развивающей работы: подготовительного и основного.

Сроки реализации программного материала . Программа по по преодолению нарушений звукопроизношения (ротацизма, ламбдацизма, параротацизма, параламбдацизма) у обучающихся рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений.

Календарно-тематический план по преодолению нарушений звукопроизношения (ротацизма, ламбдацизма, параротацизма, параламбдацизма) у обучающихся на 2015-2016 учебный год

(60 часов в год)

Тема занятий

Кол-во часов

Подготовительный этап (15 часов)

Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Загнать мяч в ворота».

Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Сдуть снежинку».

Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Бабочки».

Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Шторм в стакане».

Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Надуть шарик».

Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Фокус».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Блинчик».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Иголочка».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Конфетка».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Почистим зубки».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Вкусное варенье».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Чашечка».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Лошадка».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Грибок».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Барабанщики».

Основной этап (45 часов)

Постановка звука «л» по подражанию.

Автоматизации изолированного произношения звука «л».

Автоматизация звука «л» в открытых слогах.

Автоматизация звука «л» в закрытых слогах.

Автоматизация звука «л» в слогах типа «ала», «оло» и т.д.

Автоматизация звука «л» в начале слова.

Автоматизация звука «л» в середине слова.

Автоматизация звука «л» в конце слова.

Автоматизация звука «л» в словах со стечением согласных.

Автоматизация звук «л» в словах с несколькими звуками «л».

Автоматизация звука «л» в чистоговорках. Постановка звука «р».

Автоматизация звука «л» в словосочетаниях, звука «р» в изолированном произношении.

Автоматизация звука «л» в предложениях, звука «р» в открытых слогах.

Автоматизация звука «л» в предложениях, звука «р» в закрытых слогах.

Автоматизация звука «л» в стихотворениях, звука «р» в слогах типа «ара», «оро» и т.д.

Автоматизация звука «л» в стихотворениях, звука «р» в начале слова.

Автоматизация звука «л» в скороговорках, звука «р» в середине слова.

Автоматизация звука «л» в скороговорках, звука «р» в конце слова.

Автоматизация звука «л» в тексте, звука «р» в словах со стечением согласных.

Автоматизация звука «л» в тексте, звука «р» в словах с несколькими звуками «р».

Автоматизация звука «р» в чистоговорках. Постановка звука «р’».

Автоматизация звука «р» в словосочетаниях, звука «р’» в открытых слогах.

Автоматизация звука «р» в предложениях, звука «р’» в закрытых слогах.

Автоматизация звука «р» в предложениях, звука «р’» в начале слова.

Автоматизация звука «р» в стихотворениях, звука «р’» в середине слова.

Автоматизация звука «р» в стихотворениях, звука «р’» в конце слова.

Автоматизация звука «р» в скороговорках, звука «р’» в словах со стечением согласных.

Автоматизация звука «р» в скороговорках, звука «р’» в чистоговорках.

Автоматизация звука «р» в тексте, звука «р’» в предложениях.

Автоматизация звука «р» в тексте, звука «р’» в стихотворениях.

Автоматизация звука «р’» в тексте.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из открытых слогов.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из открытых слогов в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из закрытых слогов.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из закрытых слогов в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах слогов типа «ала», «ара», «аря» и т.д.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах слогов типа «ала», «ара», «аря» и т.д. в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в рядах слов в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словах с несколькими поставленными звуками в одном слове.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словах с несколькими поставленными звуками в одном слове в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словосочетаниях в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в предложениях в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в тексте в письменной речи.

    Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. –2-е изд. – М.; Просвещение. – 1979.

    Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.

    Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.; 1998.

    Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. – м.; 1989.

    Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002.

    Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. – М.; 1968.

    Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб.; Дельта 1998. – 208.

    Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь.: Альбом для педагога. – М.; Владос, 2000. – 96с.

    Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.; 1994.

    Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. – СПб.;1997.

    Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80с.

    Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.; 1981.

    Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983.