Проектная внеурочная деятельность в начальной школе. Внеурочная деятельность "проектная деятельность" Проектная работа во внеурочной деятельности

Тема: « Организация Проектной деятельности по информатике во внеурочной деятельности »

Выполнена: Зеленецкой Мариной Сергеевной,

учителем информатики

МКОУ СОШ № 3 с.Безопасное

Введение……………………..………………………………………………………………… 3

Основная часть:

Глава 1 Теоретические основы проектной деятельности.

Из истории возникновения метода проектов в педагогике………………..…………….4

Сущность метода проектов………………………………………………………………...7

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения...10

    Выводы по первой главе……………………………………………………………………...18

Практическая часть:

Глава 2 Описание опыта работы

2.1 Потенциал среды программированияScratch в организации проектной деятельности младших школьников…………………………………………………………………………19

2.2 Программа внеурочной деятельности…………………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………………………26

Литература……………………………………………………………………………………..27

Приложения……………………………………………………………………………………28

Введение

В.А. Сухомлинский.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции.

Любому обществу нужны одаренные люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Метод проектов активно используется во внеурочной деятельности.

За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них; И.Д. Чечель, С. Лернер предложили различные подходы в оценивании проектной деятельности. Наконец, Е.С. Полат, М.В. Игнатьевым, М.А. Барсуковой, Н.И. Заикиной, Е.А. Адаричевой рассмотрены особенности проектной деятельности на уроках математики.

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении информатики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.

Актуальность выбранного нами направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.

Проблема, поставленная в данном исследовании, заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении информатики.

Объект нашего исследования - процесс организации учебной проектной деятельности школьников 2 -х классов.

Предмет исследования - педагогические условия организации проектной деятельности школьников при обучении информатики в 2 - х классов.

Цель исследования : разработать методику организации проектной деятельности младших школьников, способствующую развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

Для достижения цели исследования нами поставлены следующие задачи :

Изучить историю возникновения метода проектов в педагогике

охарактеризовать метод проектов, как форму организации проектной деятельности;

описать методику организации проектной деятельности;

раскрыть методику проектной деятельности в среде программирования Скретч на занятиях по внеурочной деятельности;

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки; эмпирические методы для внедрения разработанной методики в организацию внеурочной деятельности по информатики; математические методы для обработки данных, полученных в ходе внедрения разработанной методики.

Практическая значимость работы заключается в разработке программы по информатики во внеурочной деятельности, посвященной организации проектной деятельности.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогический и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников; разработана методика организации проектной деятельности учащихся в процессе обучения информатики 2 класса, разработана структура проектной деятельности при изучении информатики во 2 классе.

Работа состоит из двух глав, введения, заключения и приложений.

Глава 1 Теоретические основы проектной деятельности .

Из истории возникновения метода проектов в педагогике .

Мышление, способное усвоить знания будущего, называют проектным. Проектный метод появился в Америке в 1919 году. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американскими философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Главная идея, заложенная в проектную деятельность американскими учеными, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Можно вспомнить и ответ С. Лемма на вопрос о причинах его успешности в различных делах: " Когда я начинаю чем-либо заниматься, я настраиваю себя на то, что ничего интереснее этого в жизни нет". В основе метода - идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В России метод проектов был известен еще с 1905 г. Тогда группа российских педагогов, под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику.

Развитие метода проектов в школах России связано также с именем таких педагогов, как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и др.

Педагоги 20 -х. г.г. прошлого века считали, что метод проектов вносит разнообразие в учебную деятельность, в развитие интереса к учению, стимулирует учащихся к творческому поиску, самостоятельному исследованию, преобразованиям, способствует воспитанию инициативности, коллективизма, развитию умений и навыков и планирования и организации труда, распределения сил и средств т.д.

После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Содержание учебных проектов должны были составлять общественно полезные дела подростков и детей. Между тем однобокое увеличение проектами в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень образовательной подготовки детей резко снизился. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе.

В системе отечественного школьного образования он возродился в начале 90 -х гг. прошлого столетия, что было связано с внедрением информационных технологий в процесс обучения. В большей степени метод проектов применялся при обучении учащихся иностранному языку. Типология проектов и особенности технологии его применения были представлены Е.С.Полат в учебном пособии «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования».

Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В современном обществе метод проектов становится все более актуальным. В последние годы в отечественном образовании наблюдается возросший интерес к форме организации обучения.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

Цель исследовательской деятельности является развитие личности, приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе самостоятельно получаемых знаний.

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью этой деятельности являлось подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Основой современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключающиеся в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Не только необходимость понимать смысл и предназначение своей работы, но и самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое входит в содержание проекта.

1.2.Сущность метода проектов .

В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит другая школа, в которой учащиеся могут проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п.

Н. Ю. Пахомова определяет проект, как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленную на достижение общего результата деятельности.

Рязанова В.Н., Солопова Н.К. придерживаются определения, данного И.С. Сергеевым: проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. (Портфолио (папка) проекта - подборка всех рабочих материалов проекта).

Н.В. Ивочкина придерживается мнения, что проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество умений и навыков. Проект дает необходимый школьникам опыт деятельности.

Л. Иванова дает следующее определение. Проект - это самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь с помощью консультаций учителя.

В нашем исследовании за рабочее определение примем определение проекта, данное Л. Ивановой.

Процесс выполнения творческих проектов на каждом из этапов обучения предполагает не только комплексное использование учащимися изученного на каком-то определенном предмете, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также свой личный опыт. Это создает благоприятные условия для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, формирования у школьников таких ценностных качеств, как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели, умение работать в команде.

Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Проектное обучение - организация образовательного процесса, направленная на решение обучающимися учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации, обязательного обоснования и корректировки последующей продуктивной учебной деятельности, ее самооценки и презентации результата. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственно учения.

Основной формой проектного обучения является метод проектов, которому в литературе также даются различные определения. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение «Метод проектов - система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов».

Л. Иванова считает, что метод проектов - это система учебно-познавательных приемов, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Н.В. Ивочкина под методом проектов понимают образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Ряд авторов придерживаются мнения, что метод проектов (от греческого - «путь исследования») - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

В Интернете дается следующее определение метод проектов — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Так в чем же заключается сущность метода проектов?

Сущность метода проектов тоже неоднозначна. Перейдем к ее рассмотрению.

В своей работе В.В.Гузеев отмечает, что технология обучения на основе метода проектов представляет один из возможных способов проблемного обучения. По мнению автора, суть данной технологии заключается в следующем. Учитель ставит школьникам учебную задачу, представляя тем самым исходные данные и очерчивая планируемые результаты. Все остальное учащиеся выполняют самостоятельно: намечают промежуточные задачи, ищут пути их решения, действуют, сравнивают полученное с требуемым результатом, корректируют деятельность. Такого же мнения придерживается и Н.Ю. Пахомова.

Г.К. Селевко рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий. Он этот метод представляет так:

вариант технологии проблемного обучения;

комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности;

способ группового обучения;

альтернативная технология свободного труда;

технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности;

технология саморазвивающего обучения.

Таким образом, Г.К. Селевко шире определяет сущность метода проектов в условиях современного образования, нежели В.В. Гузеев.

В проектной деятельности можно выделить ряд положительных факторов. Большинство авторов отмечают, что использование метода проектов способствует развитию самостоятельности у школьников, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки, в процессе работы над проектом у школьников развиваются организационные и рефлексивные способности.

Аналитические: выдвижение идеи (мозговой штурм), формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные : слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

Поисковые : находить информацию по каталогам, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента : организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, материалов, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Метод проектов способствует формированию у учащихся чувства ответственности за принятые ими решения, способность работать в группе (при коллективном проекте), а также обучение анализу своей деятельности и ее результатов, при этом у школьников формируется умение описать процесс своей деятельности, способность применять на практике полученные знания по базовым предметам. В то же время у учеников развиваются организационные и рефлексивные способности. Таким образом, метод проектов позволяет формировать технологическую культуру и элементы проектного мышления и проектной культуры учащихся.

Можно заметить, что метод проектов способствует развитию различных способностей у учащихся, сбережению из здоровья.

Отмечается, что метод проектов нужно применять на различных этапах становления личности ученика, начиная с младшего школьного возраста. По мнению ученых, проектную деятельность следует организовывать для младших учащихся во внеурочное время.

Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей. Недаром эти технологии относятся к технологиям 21 века, которые основаны на умении адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

    1. 1.3 Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения

Рассмотрим подробнее организацию проектной деятельности школьников в процессе обучения курсу математики.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.

Некоторые исследователи выделяют следующие основные цели метода проектов:

научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;

научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит решить;

сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

получить навыки обработки информации;

сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе;

сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

По мнению других авторов проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения учебного предмета.

Они рекомендуют перед использованием проектной технологии обучения точно определить цели, к которым будет стремиться выбранный вид деятельности. И выделяют главные цели введения метода проектов в школьную практику:

показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

продемонстрировать уровень обученности по предмету;

подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Н.Ю. Пахомова главной целью использования метода проектов называет обучение умениям и навыкам проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования и организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.

Гафурова Н.О., Чурилова Е.Ю. Проектный метод в изучении Power Point / «Информатика и образование». 2002. №9.

Герасимова Т. Б. Организация проектной деятельности в школе. // Преподавание истории в школе. 2007. № 5. С. 17-21.

Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения./ «Директор школы», № 6, 1995

Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с.

Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 420 с.

Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. 285 с.

Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008. 61 с.

Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: Аркти, 2008. 112 с.

Пахомова Н.Ю. Методика использования учебных проектов для изучения отдельной темы или крупного блока содержания. - В сб. докладов научно-практической конференции "Глобальные телекоммуникации в образовании" 20 января 1996 г. Москва, ИНТ и Методический центр Восточного учебного округа. - с.98-109.

Пахомова Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики. //Информатика и образование. 1996. №1, 2.

Скретч [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Скретч

Хохлова М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников. // Педагогика. 2004. № 5. С. 51-56.

Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? // Вопросы психологии. 1998. № 5. С. 68-81.

Школа Scratch [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/ Школа _Scratch

Scratch http://scratch.uvk6.info

Scratch | Home | imagine, pgogram, share . URL: http://scratch.mit.edu

Scratch | Галерея | Gymnasium №3 . URL: http://scratch.mit.edu/galleries/view/54042

Приложение 1

Проект «Делаем мультфильм»

Важным направлением медиатворчества является анимация, т.е. “оживление” графических персонажей. Если каждая из картинок представляет собой определенную фазу движения, то смена их с определенной скоростью и породит на экране своеобразный компьютерный мультфильм.

Воспользуемся набором картинок, изображающих шагающего мальчика. Они находятся в папке People (Люди) и называются boy4-walking-a , boy4-walking-b и т.д. всего 5 картинок.

Загрузить картинки можно следующим несложным способом. Перейдем на вкладку КОСТЮМЫ . Удалим картинки с котиками. Теперь щелкнем по кнопке ИМПОРТ , что позволит нам загрузить первую картинку под буквой a . Затем повторим процедуру импорта еще 4 раза, не забывая каждый раз “наращивать” букву в имени файла. В результате у вас получится следующая галерея рисунков

Теперь остается организовать периодическую замену рисунков с некоторой задержкой для того, чтобы зритель имел возможность рассмотреть отдельные кадры.

Для этой цели соберем несложный скрипт

Программа запускается стартовой клавишей с зеленым флажком и в цикле ВСЕГДА делает следующее. После паузы в 0,2 сек. (время подбирается для максимальной правдоподобности движения) сменяется картинка, мальчик не просто перебирает ногами на месте, но и двигается. Последний блок Если край, оттолкнуться обеспечивает автоматический поворот мальчика, когда он доходит до границы экрана.

Этот скрипт универсален: вы можете, не трогая его, заменить образы идущего мальчика на бегущую собаку или любое другое существо, для которого вы найдете (или, если сможете, нарисуете сами) фазы движения.

Разумеется, Scratch позволяет и усложнить скрипт, что сделает сюжет мультфильма более содержательным и интересным.

Приложение 2

Проект «Пишем музыку»

Цель этого проекта — показать, что Scratch не просто может проигрывать звуковые файлы, но и предоставляет детям с музыкальными способностями возможность самим синтезировать музыкальное сопровождение в виде своеобразной нотной партитуры.

Для целей звукоизвлечения в Scratch предусмотрена страница с командами, блоки которых окрашены в розовый цвет (звук). Перейдем на соответствующую страницу палитры блоков и обратимся к оператору ноту (60)играть (0.5) тактов. Этот оператор играет заданную ноту в течение указанного времени. Ноты пронумерованы, но для удобства настройки при выборе ноты вместо выпадающего списка появляется рисунок с клавиатурой пианино.

В качестве упражнения можно реализовать мелодию «Маленькая елочка» Самая первая команда в скрипте выбирает музыкальный инструмент, например номер 23 — это гармоника. Можно выбрать и любой другой из более чем 120 инструментов.

Конечно, те, кто любит музыку, не ограничатся этим проектом. Можно не просто запрограммировать свою любимую мелодию, но и оркестрировать ее с помощью ударных инструментов или даже создать свой небольшой виртуальный оркестр.

Приложение 3

Проект «Взаимодействие объектов»

Задание. Привидение издалека, летит к девочки и думает «у-у-уххх, напугаю». Когда подлетает к девочке, то она убегает. Привидение кричит «ух, убежала»

Скрипт для приведения:

Особенности:

Первые 4 команды (Идти... Повернуться ) устанавливают начальное положение и состояние привидения.

Второй скрипт - Всегда следующий костюм - служит для того, чтобы привидение пугало.

Скрипт для девочки:

Особенности:

Первые две команды описывают начальное положение и состояние объекта.

Форма " Всегда, если... " используется для того, чтобы скрипт постоянно следил за тем, касаются ли спрайты. Как только они коснутся, девочка убежит.

В разделе «Внеклассная проектная деятельность» примерных программ начального общего образования (материалы государственного стандарта второго поколения) уточняется, что «под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

2) включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) в определенной степени неповторимы и уникальны.

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой- либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей). Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Проекты отличаются друг от друга:

Результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

Числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);

Продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);

Числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);

Набором и иерархией ролей;

Соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

Необходимостью привлечения взрослых.

Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом <...>».

Метод проектов в учебной и во внеурочной деятельности учащихся.

Учитель информатики и проектной деятельности Холодулин Юрий Анатольевич, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.Д. Бузыцкова с. Нижнее Санчелеево муниципального района Ставропольский Самарской области


2016 г.

Содержание

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

Мудр бываешь лишь собственной мудростью.

М.Монтень

Введение

Проблема: Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности . В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребенка.

Актуальность: за последние годы произошли существенные изменения как в запросе к системе образования на региональном уровне, так и в содержании образования, заданным федеральным компонентом.

Развитие рынка труда, появление новых профессий, требующих различных комбинаций знаний, умений, компетентностей, перспектива частой смены сферы приложения труда требует обновления целей не только профессионального, но и общего образования. Проекцией реальных изменений, которые происходят в экономике, в социальной сфере общества, является усложнение образовательного пространства школы.

Одним из приоритетных направлений региональной образовательной политики в Самарской области провозглашена переориентация системы образования на компетентностный подход. Компетентность как результат образования выражается в овладении учащимися определенным меню способов деятельности по отношению к предмету воздействия. Такой набор осваиваемых способов деятельности должен являться предметом запроса работодателей и быть социально востребованным, что позволит учащемуся на выходе из школы оказываться адекватным типичным ситуациям.

Цель: преобразовать образовательный процесс так, чтобы в школе возникали пространства для осуществления основных этапов формирования компетентностей школьников в учебной и во внеурочной деятельности, через использование метода проектов, как одной из компетентностно-ориентированных образовательных технологий.

Задачи:

    Развивать умение самостоятельно творчески мыслить и использовать его на практике;

    Развивать интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений;

    Формировать интересы, склонности учащихся, дать возможность ученику попробовать себя в разных видах деятельности;

    Формировать привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе;

    Формировать навыки диалогового общения и социального взаимодействия;

    Повышать уровень обученности и качества знаний;

    Организовывать взаимодействие родителей и детей, органов власти и детей, родителей и учителя.

а. п. скурвидас

с. новотроицкое константиновского района амурской области

муниципальное общеобразовательное учреждение
новотроицкая средняя общеобразовательная школа

Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.

СЛАЙД 2 «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией,
а как к факелу, который необходимо зажечь».


Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деят
PPT / 18.97 Мб

В.А.Сухомлинский

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса.

Внеурочная работа в школе складывается в основном из трёх компонентов: внеурочной деятельности обучающихся, внеурочной работы учителей с обучающимися и системы управления внеурочной деятельностью.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов. Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Одним из направлений организации внеурочной деятельности предполагается внеклассная проектная деятельность учащихся.

СЛАЙД 3 Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что организация проектно-исследовательской деятельности ориентирована в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков, активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности, и исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.

Главное для учителя - увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

С 2011 года в своём классе веду кружок «Мои первые проекты». Работу в данном направлении я разделила на три этапа.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

СЛАЙД 4 На данном этапе рекомендуется применять тренинговые игры - занятия , которые направлены на формирование универсальных учебных действий:

Развитие умений видеть проблемы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений задавать вопросы.

Следует особо подчеркнуть, что методика работы над проектами в первом классе существенно отличается от методики, применяемой в работе со старшими детьми. Как известно, работа над проектом предполагает постановку цели, определение задач, выдвижение гипотезы. Совершенно очевидно, что подобные понятия первоклассник не способен осознать. СЛАЙД 5 Поэтому «проект» в первом классе - это, скорее, сообщение на заданную тему. Мы готовим детей к дальнейшей исследовательско-поисковой работе, знакомим с простейшими видами самостоятельной учебной деятельности, посильной им.

Постепенно ставлю перед учеником новые, более сложные задачи, повышаю требования.

СЛАЙД 6 Так в проекте, впервые предложенном учащимся первого класса в начале учебного года, я не устанавливала объём работы и не выдвигала строгие требования по содержанию и оформлению. От ребят требовались лишь:

СЛАЙД 7 аккуратность, разборчивость письма, эстетика и культура оформления;

СЛАЙД 8 соответствие и подбор иллюстраций, рисунков .

СЛАЙД 9 Для облегчения работы над проектом в классе находится плакат с тремя кармашками, который зрительно повторяет план исследования и помогает дома работать над выбранным объектом. Плакат висит постоянно, и дети складывают в кармашки информацию, собранную самостоятельно в домашних условиях.

СЛАЙД 10 С первого класса начинаю вовлекать учащихся в мини-проекты. Включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

СЛАЙД 11, 12 Дальнейшее выполнение проектной работы (конец учебного года) предусматривает другие требования: регламентируется объём работы, возрастает уровень самостоятельности, требуется от ученика самооценка результатов деятельности.

Второй этап - соответствует второму классу начальной школы.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.

СЛАЙД 13,14,15,16 В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

СЛАЙД 17 На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений, выводов, а это - повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач.

СЛАЙД 18 Я веду кружок «Мои первые проекты» уже третий год. Мои ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему проекта. Я могу лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору.

Из классификации проектов по продолжительности я выбрала мини-проекты (на одно занятие), краткосрочные (на несколько занятий) и долгосрочные (от месяца и до нескольких месяцев).

СЛАЙД 19 Особое внимание уделяю краткосрочным коллективным проектам. Класс делю на группы: группа художников, писателей, экологов и т.п. (в зависимости от предмета). Задаю конкретную тему, ставлю проблему (чаще всего это какая-либо нестандартная ситуация). Например: «Что произошло бы с нашей планетой, если бы исчезли птицы», «Как бы я жил, если б не умел писать, читать». Группы готовят план (несложный, простой), распределяют обязанности каждого участника. По истечению времени каждая группа выступает перед классом с подготовленным материалом. На заключительном занятии производится защита проектов. При подготовке к этому занятию идет кропотливая коллективная работа: ученики согласовывают свои выступления, связывают их в единый рассказ, обсуждают тематическое оформление кабинета . СЛАЙД 20 Защита проекта проходит в форме праздничного, торжественного мероприятия.

Привлекая к этой работе родителей, прошу, чтобы они не брали на себя выполнение части работы над проектом за детей, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. СЛАЙД 21 С этой целью я провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Защиту проектов провожу на разных уровнях: СЛАЙД 22 на родительских собраниях, СЛАЙД 23 на школьной и СЛАЙД 24 районной детских конференциях.

В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка. А еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.

СЛАЙД 25 Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты - ответы на вопросы). Презентация должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.

Перед презентацией провожу психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.

СЛАЙД 26 Проектная деятельность имеет большое значение в обучении и воспитании. В своей педагогической практике также использую семейные проекты, в защите которых дети участвуют совместно с родителями. Как правило, эти проекты длительные. Они требуют определенной подготовки, наличия отдельных навыков, профессиональных умений, индивидуального материала (строительного, природного, бросового).

Работая над методом проектирования, убедилась в том, что у детей вырабатывается навык самостоятельности в получении знаний. То есть в словосочетании проектная деятельность главным является слово деятельность.

СЛАЙД 27 Более важен с точки зрения развития ребёнка не конечный результат, а процесс. Ученик должен овладеть информационной компетенцией: уметь находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, правильно ее ранжировать, выделять главное, усваивать её в виде новых знаний.

Проектная деятельность, как никакая другая, служит цели формирования коммуникативной компетенции: умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями.

СЛАЙД 28 Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.

В условиях правильной организации проектной деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в проектной деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Опыт исследовательской работы является, возможно, одним из самых полезных для ребенка за годы учебы. Он учит анализировать, сравнивать, логически мыслить, учит решать творческие задачи. Главное - заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. СЛАЙД 29 П.А. Кропоткин писал: “Кто испытал раз в жизни восторг научного творчества, тот никогда не забудет блаженного мгновения. Он будет жаждать повторения”.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске новых открытий вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

В своей работе по организации проектной деятельности я всегда стараюсь подходить творчески, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю.

Список литературы

Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. - № 6. - 1995

Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся/ авт-сост. Е.В.Кривобок, О.Ю. Саранюк. - Волгоград: Учитель, 2010

Кутявина Н.Н. Организация проектной деятельности в начальной школе: из опыта/ Н.Н.Кутявина// Начальная школа.-2010.-№10

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. - М., 2004

Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений./ И.С. Сергеев// 6- е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ,2008 (Методическая библиотека)

Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. - 2008. - № 9