Пособие «Домик буквы» для развития фонематических процессов детей дошкольного возраста. Мастерская логопеда

Юлия Шакирова

Учителя-логопеды часто в своей работе с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте используют пособия » . Существует множество вариантов данного пособия. Представляю свой вариант. Пособие состоит из двух домиков : красного цвета - для букв, обозначающих гласные звуки , и синего цвета - для букв, обозначающих согласные звуки .

Пособие помогает в игровой форме :

1. Знакомить дошкольников со звуками и буквами .

2. Учить характеризовать звуки , различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки .

3. Способствовать автоматизации и дифференциации звуков .

4. Развивать фонематические процессы.

Домики вырезала из ДСП , оклеила самоклеющейся плёнкой красного и синего цвета. В строительном магазине подобрала подходящий уголок белого цвета, разрезала по ширине домиков и приклеила . На красный домик приклеены три «этажа» уголка.

На синий - пять «этажей» .

«Этажи-полочки» покрасила в цвет домиков акриловой краской . Пособие прочное, легко моется, прошло проверку временем, активно используется в течении трёх лет. В домики выставляю буквы с символами звуков , картинки с заданным звуком , использую для проведения разнообразных дидактических игр.

Публикации по теме:

В январе в нашем дошкольном отделении проходил конкурс на лучшую разработку дидактической игры или пособия по развитию звуковой культуры.

Конспект занятия «Звуковые анализы букв у и ю» Демонстрационный материал. Доска,указка,наборное полотно,касса букв,фишки,колпачки (треугольники). Раздаточный материал:рабочие тетради,кассы.

Дидактическая игра «Домики» Воспитатель: Грачева Олеся Петровна МБДОУ «Курашимский детский сад Лесная сказка» Совместная деятельность с детьми второй младшей группы.

Заботиться о птицах можно, бросая им хлебные крошки или семечки. Голуби и воробьи с удовольствием слетаются на такое угощение. Мы помогли.

Фотоотчет: "Домики-кормушки" Цель: Создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами и изготовления кормушек для птиц из бросового.

Главной целью при использовании «Звуковых кубиков» является автоматизация, затем дифференциация поставленных звуков в словах, предложениях.

Для создания дидактической игры нам понадобится: Распечатанные на плотном картоне буквы-звуки (буквы красного цвета обозначают гласные.

Зима-это такое время, когда наши крылатые друзья нуждаются в наше заботе и внимание. И мы в месте с родителями и детьми провели акцию "Кормушки.

Дидактическое пособие для старших дошкольников своими руками

Дидактическое пособие на развитие фонетико-фонематических представлений «Домик для звуков»


учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Описание: Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». В ходе занятий дети научатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.
Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на схему.
Материал:
1. Набор специальных символов для обозначения гласных и согласных звуков (пособие Т.А. Ткаченко)


2. Набор картинок с символами звуков речи (пособие З.Е. Агранович)


3. Звуковой домик.
Способ изготовления.
На листе формата А4 рисуем справа дом, слева 5 кругов и ламинируем прозрачной самоклейкой.


При помощи двустороннего скотча на каждый кружок приклеиваем прозрачный кармашек.


4. Картинки-схемы для характеристики звуков.


- Красный круг (гласные звуки).
- Синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки).
- Синий круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие твёрдые звуки).
- Зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки).
- Зелёный круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие мягкие звуки).
5. Предметные картинки на закрепляемые звуки.

Игра «Расскажи о звуке»

Задачи:
Учить детей давать развёрнутую характеристику звукам речи.
Учить детей дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик.
Варианты заданий:
1 задание
Взрослый вставляет символ звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович)
в окно домика и сообщает:
Сегодня к нам в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Сегодня он поселится в нашем домике.


Когда мы произносим звук [Ж]:
- губы вытянуты бубликом, рупором,
- кончик языка поднят за верхние зубы,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- посередине языка идёт сильная плавная воздушная струя.
А теперь положите руку на горлышко, и произнесите звук [Ж]. Горлышко «дрожит», вибрирует:
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.


Взрослый предлагает детям повторить характеристику звука, найти нужную фишку и поместить в кармашек над картинкой.
Таким образом, можно характеризовать любой звук по мере изучения.
2 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать картинку-символ звука, соответствующую схеме.


Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку.


3 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать
картинку-символ звука, соответствующую схеме


Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку


4 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости, глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать звук, соответствующий схеме


5 задание
Взрослый раскладывает на столе символы звуков (пособие Т.А. Ткаченко).
Вставляет в окно на крыше фишку-схему звука и предлагает ребёнку назвать несколько звуков, подходящих к данной схеме.


Дети дают развёрнутую характеристику и выбирают нужные звуки.


6 задание
Взрослый раскладывает на столе предметные картинки сказочных героев.
Предлагает назвать героя, выделить первый звук в слове, дать развёрнутую характеристику этого звука и обозначить его соответствующей фишкой.

Мастер-класс для учителей-логопедов. Изготовление пособия «Звуковые домики для согласных звуков»

На групповых и индивидуальных занятиях по подготовке к обучению грамоте учителя - логопеды учат детей различать согласные звуки на твердые и мягкие.
У детей с ТНР закрепление данного материала вызывает трудности, и зачатую в конце занятия ребенок затрудняется ответить в каком домике живет тот или иной звук. Домики которые я предлагаю изготовить можно потрогать, мягкий помять, по твердому постучать.
Когда ребенок «опробует» предмет, то признаки и качества предмета будут запоминаться лучше и легче.
При ознакомлении детей с тем или иным предметом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие.
К данным домикам можно подобрать карточки на согласные твердые и мягкие звуки, дети незаметно для себя в играх будут познавать материал который дает им учитель-логопед.
Что же нам это даст?
Цель: Обучить играя
Задачи:
1. У ребенка осознанно разовьется восприятие согласных твердых звуков и мягких звуков.
2. Дети научатся правильно употреблять термины «Твердый согласный звук» и «Мягкий согласный звук».
3. Прививается навык обозначения звуков условными значками.
4. Развивать навык звукового анализа слов.
Материалы которые нам понадобятся для изготовления домиков:
Плотный фетр зеленого цвета размер А4;
Поролон размер А5 толщиной 5 см;
Карандаш, линейка, нитки, иголка, ножницы, нож канцелярский;
Клеящий пистолет и термоклей;
Деревянный домик заготовка (продают в магазинах для творчества цена 180рублей)
Краска акриловая синяя, кисть, лак акриловый глянцевый.
Тесьма зигзагообразная зеленая и синяя по 2 метра каждой.

Ход работы

I Этап:
Снять мерки с деревянного домика, начертить детали на зеленом фетре оставляя припуски на швы.
На поролоне обвести 1 деталь домика, вырезать с помощью канцелярского ножа.
Обозначить все детали (подписать).
Вырезать детали, затем сшить швами наружу зелеными нитками.
Крышу приклеить на клеящий пистолет.






II этап:
Подготовить кисть, краску, деревянный домик место для покраски.
Домик деревянный покрасили синим цветом, сушим 2 часа.
Затем покрываем акриловым лаком и оставляем на 4 часа сохнуть.





III этап:
Когда домики почти готовы с помощью термо-клея и клеящего пистолета все швы зеленого домика прячем под зеленую тесьму. Приклеиваем тесьму по контуру домика, также делаем контур окна.
Синий домик также по контуру украшаем синей тесьмой.


IV этап:
Домики готовы можно работать.


Надеюсь моя работа не оставит вас равнодушными, буду благодарна за ваш голос!
Успехов вам!


Дидактическая игра для детей 5-7 лет «Звуковой домик»
Автор: Чибарчикова Татьяна Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории, МДОБУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №192» г. Оренбурга
Часто дошкольникам трудно определить, где гласный, а где согласный звук и как различить виды согласных звуков. Поэтому создаются игры, с помощью которых можно запомнить или научиться определять виды согласных звуков по различным признакам: 1 В отличие от гласных звуков, при произнесении согласных создается некое препятствие языком или губами. Для гласных же звуков, наоборот, «путь» открыт, их легко пропеть и «потянуть». 2 Отличайте твердые и мягкие согласные звуки. То есть одни согласные произносятся твердо, а другие мягко в зависимости от положения языка. Мягкие согласные образуются при поднятии средней спинки языка к твердому нёбу. 3 Определите звонкие и глухие согласные. Все согласные звуки произносятся с шумом. Если к шуму прибавляется тон, голос, согласный звук является звонким. Если присутствует только шум, это глухой согласный. 4 Выделяют также шипящие согласные – [ж] [ч] [ш] [щ].
Пособие предназначено для непосредственной образовательной области Речевое развитие. Направлено на формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте детей 5–7 лет. Способствует отработке навыка выделения в слове заданного звука. Формирует умение выполнять звукобуквенный анализ слова. Может использоваться для индивидуальной деятельности и занятий с подгруппой детей. Игра будет полезна старшим дошкольникам, воспитателям и логопедам. Игра «Звуковой домик» востребована детьми и способствует их развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся звуков, букв, написания слов и т.д.. Дети используют данную игру в соответствии с собственным замыслом, сюжетом игры «Школа», что способствует развитию творчества, воображения.
Развивающая игра для детей 5 – 7 лет «Звуковой домик»
Цель: Формировать умение выполнять звукобуквенный анализ слов.
Задачи:
Образовательные: Научить находить место заданного звука в слове. Учить детей называть акустические характеристики звука (гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий)
Развивающая: Развивать фонематический слух и восприятие, общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать слуховое и зрительное восприятие.
Воспитательная: Воспитывать умение выполнять правила игры.
Описание игры
Игра предназначена для детей 5 – 7 лет, представляет собой магнитную доску, стилизованную под домик. На «крыше» согласные звонкие и глухие в паре, и согласные, не имеющие пару по этому признаку.
Ниже таблица, благодаря которой можно определить, имеет ли звук пару по признаку звонкий - глухой. Таблица, представленная здесь, показывает, что некоторые звуки не имеют пару по этому признаку. Причём звуки первого ряда являются звонкими, а звуки второго – глухими.
Следует отметить, что звуки [щ’], [й’], [ч’] всегда мягкие, и твердые согласные - только [ш], [ц], [ж].

На «крыше» кармашек, в него вставляется карточка с буквой и картинкой, например, Л – лягушка.
Ниже три цыпленка (1- начало слова, 2 – середина, 3 – конец слова). По проволочке движется крупная бусинка, показывая, где находится звук Л в слове лягушка.
На балкончике слева: мягкий шарик, твердый камень (символизируют мягкие и твердые звуки)
На балкончике справа: колокольчик и барабан (звонкие и глухие звуки)\
В окошке домика можно выложить слово из магнитных букв.
Под окошком прикручиваются крышечки разных цветов (красные – согласные; синие – твердые согласные; зеленые – мягкие согласные). Крышечки из-под пластиковых бутылок, горлышки которых приклеены к домику.
Набор карточек с буквами и картинками.
Набор крышечек трех цветов: красные, зеленые и синие.

Ход игры:
Вариант первый: Например, мы сегодня изучаем звук [ C]. Выставляется картинка, в названии которой есть звук [ C]: «собака», «бусы», «плюс» и т.д.. Далее определяем место звука в слове (три цыпленка), двигаем бусинку к первому цыпленку, второму или третьему (начало слова, середина, конец)Затем даем характеристику звука [ C]: он твердый – выбираем камушек, он мягкий – берем мягкий шарик.
Сверяясь с согласными на «крыше» определяем звонкий или глухой звук [ C]: если звонкий – звоним в колокольчик, глухой - барабаним
Вариант второй: с усложнением Выкладываем слово «собака» из букв (если дети умеют читать) в окошке или делаем звуковой анализ на слух. Для звукового анализа используются крышечки из-под пластиковых бутылок. Все крышечки откручиваются и закручиваются. Твердый согласный звук – синяя крышечка, мягкий согласный – зеленая, гласные звуки – красные крышечки.

Дидактическое пособие «Звуковой домик»

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5-6 лет.

Цель:

Развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка.

Задачи:

  • Обучать звуковому анализу слов;
  • Устанавливать последовательность звуков в слове;
  • Дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от

друга по произношению;

  • Научить различать твёрдые и мягкие согласные на слух и по

артикуляции;

  • Привить навык обозначения звуков условными значками;
  • Развивать связную речь, обогащать словарь.

Описание пособия

Пособие «Звуковой домик» изготовлено из плотного картона, оно легко переноситься в удобное место для работы с ним. Его можно поставить, положить, повесить. Жители данного домика – звуки.

На крыше домика помещаются картинки с изображением предмета, название которого состоит из трёх, четырёх, пяти звуков и которое ребёнок должен проанализировать. Картинки меняются и фиксируются с помощью зажимов.

На стенке располагаются окошки-клеточки. Их количество соответствует количеству звуков в слове, обозначающем название предмета на картинке.

К домику прикрепляется леска для подвешивания на неё окошек-клеточек. В каждое окошко поселяется один звук. Он обозначается фишкой-карточкой:

гласный звук – красная фишка – карточка;

согласный твёрдый звук – синяя фишка – карточка;

согласный мягкий звук – зелёная фишка – карточка.

Дверь домика служит карманом, в котором находятся все фишки – карточки.

Играя с жильцами домика, дети учатся слышать звук. Они устанавливают последовательность и количество звуков в данном слове, дают им полную характеристику, называют по имени звук в указанном окошке, производят слияние звуков, определяют позицию звука в слове, «вселяют» звуки только в своё окошко и «выселяют» по команде играющих, считают каких звуков больше или меньше, производят замену одного звука на другой.

Данное пособие совершенствует слуховое восприятие ребёнка и обучает проводить звуковой анализ слов.