Пьеса в действиях легенда о дереве. Легенды о цветах и деревьях

Природа - друг человека

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Поэты и музыканты вдохновляются природой, а народные целители с ее помощью избавляют от всех недугов. Народная медицина с древних времен помогала людям. Настойки из различных трав и корений порой творят чудеса и в наши дни. И, конечно, деревья занимают отдельную важную нишу в народной медицине.

Дендротерапия

Существует даже наука, посвященная исследованию целительных свойств деревьев. Это наука под названием дендротерапия. Многие люди даже не догадываются о том, что деревья ценны не только своими корой и листьями, но и своей энергией, которая подпитывает все живое вокруг. Для того чтобы это почувствовать, стоит лишь дотронуться до ствола. Деревья нормализуют работу сердца, снимают с организма стресс и усталость, ускоряют обменные процессы в организме. Ведь каждое дерево окружено своим индивидуальным биополем, которое может синтезировать только определенные болезни и эмоции. Не зря же существует пословица «в березовом лесу-веселиться, в сосновом-молиться, в еловом-удавиться». Это говорит о том, что одно дерево поглощает печаль и тоску, а другое наоборот забирает положительные эмоции.

Как деревья влияют на самочувствие человека?

В старинные времена деревья-целители наделялись душой и различными животворящими качествами. У каждого дерева свой характер и свое предназначение. Так, например, дуб - считается символом долголетия. Прогуливаясь по дубраве, можно нормализовать давление, успокоить нервную систему и зарядиться жизненной энергией. Но важно знать, что такие прогулки не подходят тяжелобольным людям. Зато береза наоборот лечит слабых и очень больных людей. Не зря даже венички в баню чаще всего делают березовые. Потому что береза способствует выздоровлению души и тела. Сосна же снимает стресс и убирает все тревоги и обиды. А еще прогулки по сосновым рощам избавляют от кашля и насморка. Яблоня считается женским деревом. Это дерево с помощью своих целительных свойств способно пробудить женскую силу практически в любом возрасте. Вяз - мужское дерево, которое наделяет представителей сильного пола чувственностью и истинно мужскими чертами характера. Ревматические заболевания лечит каштан, а также избавляет от бессонницы и необоснованных страхов. К деревьям-целителям относят также и тополь. Считается, что он забирает в себя отрицательную энергию из окружающей среды. Но также обнаружено, что при частом контакте человека с тополем, первый начинает страдать головными болями. Лиственница - дерево оптимизма. Ведь при непосредственном контакте с ней, у человека поднимается настроение и появляется желание идти вперед навстречу будущему. Ель дает возможность контролировать свои эмоции. Это можно проверить, подержав еловую шишку в руках несколько минут. После этой процедуры, организм освободится от отрицательной энергии. Отдельно нужно рассказать об осине. Это дерево-целитель является неким «вампиром». Оно сильнее всех забирает энергию не только у людей, но и у бактерий и различных вредных организмов. Осиновая древесина не гниет и не боится влаги. Поэтому именно из осины делают пристани и лодки. А в древности из осины делали даже церковные купола. Также раньше под подушки детей клали осиновые веточки для того, чтобы защитить их от порчи и сглаза. А осиновое полотенце снимает боль в спине и суставах. В некоторых случаях с помощью коры осины лечат даже различные опухоли. Существует поверье, будто бы осина отгоняет всех злых духов, а осиновый кол в сердце убивает даже вампиров. А для тех, кто не верит в вампиров, делаются обычные обереги из осины для избавления от людского сглаза.

Как определить наличие лекарственных свойств у дерева?

В основном специалисты смотрят на глубину корней дерева. Чем глубже корни, тем больше целительных сил у этого дерева. Так, например, у чудотворной лекарственной солодки корни уходят в землю на глубину 5 метров, у дуба на 10 метров, а у верблюжьей колючки на 20 метров. Именно поэтому верблюд, питающийся верблюжьей колючкой, живет в два раза дольше, чем наша корова. Это значит, что чем дольше растение (включая и дерево) растет, тем оно больше полезных свойств в себе накапливает.

Легенды о деревьях

У каждого народа, непременно найдется несколько легенд о деревьях. Все они довольно интересны и поучительны. В этих легендах чаще всего дерево предстает в виде одушевленного существа, способного разговаривать. Вот датская легенда, которая объясняет тот факт, что по осени все деревья скидывают свою зелень, а ель и сосна остаются неизменно зелеными.

«Однажды стая птиц совершала свой перелет в теплые края. Одна из птиц отстала от стаи, так как у нее было сломано крыло. Раненная птица порхала от дерева к дереву, ища убежища от холода. Береза, качавшаяся на ветру, не обратила внимания на мольбы птицы. Так же поступила и ива, печалившаяся о каком-то своем тайном горе, склонившись над ручьем. И устремленный вверх гордый дуб не снизошел до маленькой птички у своего подножья. Наконец птица достигла ели, которая любезно приняла ее. Рядом простерла свои ветви сосна, чтобы еще лучше укрыть птицу от подступающего холода, а можжевельник предложил птице горсть своих ягод. Лесной дух разгневался на гордые деревья и заставил их заплатить за свою жестокость. Когда вслед за первыми морозами подул ветер, он содрал с березы, ивы и дуба все их листья. С тех пор они всегда обречены, страдать от зимних морозов, в то время как милосердные ель, сосна и можжевельник вечно сохраняют свое зеленое убранство».

Лес всегда очаровывал человека своим величием, непостижимостью, таинственностью. Погодные явления окружают
лес еще большим ореолом загадочности: роща, окутанная туманом, листья деревьев, блистающие на солнце после дождя… А когда небо неожиданно затягивалось тучами и все вокруг погружалось в тишину, лес казался таинственной сказкой, и, возможно, под влиянием впечатлений люди слагали легенды и нарекали деревья чудесными свойствами

В древнеславянских памятниках 11-17 вв. сообщается о поклонении язычников «рощениям» и «древесам», о молениях под ними («рощением… жряху»). о существовании священных рощ. Внутри рощи находилась какая-нибудь святыня - дерево, часовня, крест и др. Рощи считались заповедными, в них не рубили деревьев, не собирали хворост. Вблизи священных деревьев совершались различные обряды. У славян был обычай «венчать» молодых вокруг дерева.. В праздник устраивали праздничные трапезы, жгли костры на Масленицу; вблизи деревьев освящали воду, давали клятвы. При рождении ребенка для него сажают дерево, веря, что ребенок будет расти также, как и развивается это дерево. K священным деревьям относились и отдельные деревья, особенно старые, одиноко растущие в поле или вблизи целебных источников.

В истории славянских народов происходило постепенное сближение храма и дерева как священных мест. Об этом говорят многие предания о постройке церквей вблизи почитаемых деревьев. В славянской мифологии известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево по поверьям, являлось как путь соединяющий со всеми тремя мирами, подземным, земным и верхним-небесным.

Дерево вообще занимало в жизни язычников-славян особое место.
Сохранилось сказание о том, что давным-давно, когда не было еще ни неба, ни земли, а только синее море плескалось повсюду, стояли посреди него два дуба, на ветвях которых сидели два голубя.
Однажды голуби вспорхнули, потом нырнули на дно моря и принесли оттуда песок и камешки. Из этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила.

С тех давних пор пришел миф и древе жизни. Славяне считали, что служило оно осью, центром всего мира и как бы воплощало в себе все мироздание.

Корни этого удивительного дерева, которое называлось мировым, обнимали всю землю, доставали до глубин преисподней.
Крона его упиралась в небесный свод. В нем для древнего человека воплощались представления о пространстве и времени.

Не случайно возникла загадка: «Стоит дуб, на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов».
Таково было мифическое изображение года: двенадцать месяцев, каждый из них содержит четыре недели, а в неделе по семь дней.

В сказках славянских народов нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков. В одной из известных сказок взобрался на такой дуб-старик и достиг самого неба. Там он увидел чудесные жерновки - эмблему весенней грозы, дающей людям дождь, плодородие. Да и заговоры от болезней начинаются чаще всего прибауткой о том, что на море-окияне, на острове Буяне, где лежит камень алатырь, стоит «булатный дуб».

На дерево-ось нанизывались образы внешнего и внутреннего мира древнего человека. В таком осмысленном восприятии мира каждому явлению, каждому живому существу находилось свое место.

На вершине кроны восседало божество - великое, недоступное. В ветвях находили пристанище птицы. У ствола роились пчелы, толпились лоси, олени, лошади, коровы, а иногда и люди. Корни же собирали вокруг себя змей, лягушек и даже рыб. От дерева этого исходит благоухание, а от корня его «текут млеком и медом» двенадцать источников. Древо жизни изображалось обычно с восемью ветвями, по четыре с каждой стороны. Ветви, ствол и корни мирового древа соединяют, верхний, средний и нижний миры, а ветви - стороны света.

Образ мирового древа присутствовал во многих славяских традициях. О нем, на свадьбах пели подружки невесты, судя молодым счастье. И когда строили новый дом, тоже в центре ставили обрядовое дерево.

Ну а на народных праздниках, таких как на Троицу, без березки не обойтись, все дворы, дома и храмы украшены зелеными ветвями.

До сих пор, кое-где еще сохранился следующий обычай. Если парень принесет выкопанное в лесу деревце и посадит его под окном девушки, это воспринимается как признание в любви, предложение руки и сердца.

Наши предки относились к деревьям с большим почтением и бережностью, так как они знали об их исцеляющей оберегающей силе. Людей и деревья всегда связывали родственные и дружеские узы.

ДУБ

С давних времен дуб был у славян священным деревом — царем лесов. Одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Славяне называли его Царь Дуб, и, согласно поверьям, на нем обитал царь птиц орел. Бог-отец выступал под именем или в форме именно дуба. В народных преданиях дуб выступает как символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твердости.. Связан с образом громовержца Перуна, дуб и дубовая роща служили местом молений и пребыванием божества. Существовала вера в его целительную силу, и от веток исходит благословение. У дуба очень мощная энергетика, и кто общался с деревом, ощущают небывалый подъем сил и ясность мысли. Раненый, ослабевший воин, чтобы вновь обрести силы, шел к дубу.

Считалось, что священный дубы оберегают окрестные поля от града, бурь и других бедствий. Дуб почитался как божество. . Из дубового дерева тесали идолов. И огонь на капище можно было «подкармливать» лишь дубовыми дровами. В народе дуб считался связанным незримыми нитями с верховным божеством Перуном, в древних грамотах об этом упоминается местность Перунов Дуб.

Ведь это дерево словно притягивало к себе молнии. И сегодня в грозу не стоит укрываться под дубом - опасно. Это отголоски сказочных мифов славян о поединке Перуна с Кощеем, который прятался под дубом. У славян существовал запрет выращивать дуб около дома, так как, по поверьям, молния в первую очередь бьет в дуб.

Преимущественно к дубу относили наши предки и придание о мировом древе.

В старинных преданиях говорится, что дуб был посажен в начале сотворения мира, стоит «на силе Божией» и держит на своих ветвях весь мир.

Именно так выглядит дуб в русском заговоре: «…Есть святое Акиян море, на том море остров, на том острову стоит дуб, от земли до небес, от востоку и до западу, от молода месяца и до ветху…»

Существовали целые заповедные священные дубовые рощи.

В некоторых старообрядческих селениях брачный союз заключался таким образом: парень, сговариваясь с девицей о будущей семье, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его три раза кругом.

Древние мудрецы предсказывали судьбу, вслушиваясь в шорох ветвей дуба…..


БЕРЁЗА

Издревле стройная белоствольная березка стала символом России. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине. Берёза - дерево, символизирующее весну и воскресение, месяц апрель - берёзозол. воплощением небесного сияния, света

Так было во все века. Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным деревом. Порой не только дуб, но березу почитали наши предки как мировое древо. Это представление осталось в древнем заговоре: «На море-океяне, на острове Буяне стоит береза белая вниз ветвями, вверх кореньями»

Русское название березы связывают с глаголом «беречь». Это объяснялось тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.

С березой связана славянская руна - Берегиня - Береза, Судьба, Мать, Земля.

Берегиня в славянской традиции - женский образ, связанный с защитой и материнским оберегающим началом. В древних сказаниях под именем Берегини выступала богиня Макошь, Богиня Мать, ведающая земным плодородием и судьбами всего живого. Эта руна является руной судьбы.

Во многих поверьях береза символизирует женское начало., обрядах, и обрядовых песнях, в фольклорных текстах она противопоставляется дубу как мужскому символу.

Нежная береза почиталась как женский символ, считалась покровительницей юных девушек. К ней приходили невесты и в дни радости, и в часы отчаяния. Прильнув к тонкому белому стволу, осушали слезы, как бы впитывали веру, надежду, любовь.

Любой весенний праздник на Руси в честь пробуждавшейся природы не обходился без березы. В Троицын день молодыми березовыми ветвями украшали церкви и дома.

Береза считается счастливым деревом, ее сажали около дома для благополучия семьи, по случаю рождения ребенка…

Установленная в переднем углу при строительстве дома ветка березы была символом здоровья хозяина и семьи. Березовые ветки втыкались в поле, чтобы получить хороший урожай льна и злаков.

У славян надежным оберегом считалась березовая метла, прислоненная к постели роженицы или колыбели новорожденного. .

Берёза в Славянской мифологии - это дерево Начала Жизни, дающее народу новых Русов.

КАЛИНА

Калина у славянских народов издревле была символом молодости, девичества, веселья. В народных преданиях - это женщина, ее судьба, ее доля.

Расцветает она нежным белым цветом, блистая чистотой и красотой. С замужеством приходит радость пополам с заботами. Рождается ягода - не то горькая, не то сладкая. Под дождем и ветром ломаются хрупкие веточки калины.

Калиновые гаи издавна назывались священными. По поверью, если качать в калиновой люльке ребенка, он вырастет певучим.
Красный цвет калины обладает огромной силой оберега, потому и наряд невесты раньше всегда был красного цвета.

В старину калина обязательно присутствовала в свадебном обряде. Она является главным украшением венка невесты, свадебного деревца, свадебного каравая и других атрибутов свадьбы.
Венки невесты плели из калины, барвинка и других пахучих трав - это обеспечивало любовь молодых на долгие годы.

Калина - это и символ продолжения рода, есть даже выражение: «Калина роду род давала».

По преданиям, когда в семье рождалась девочка, в первую купель клали ягоды и листья калины, чтобы она была красивой, румяной, счастливой и здоровой. Калину вешали рядом с роженицей, чтобы она и ее ребенок были здоровыми и счастливыми.

ВЕРБА

Верба считалась у славян священным деревом, символом непрерывности и постоянства жизни. Именно верба символизирует древнеславянского языческого бога Ярилу. До наших дней сохранился обычай раз в год в ночь на Ивана Купалу в честь бога солнца украшать цветами вербу, жечь возле нее костры. По окончании праздника ветки ивы сажали во дворах.

Верба также символизирует быстрый pост, здоровье, жизненную силу, плодородие. По поверьям, молодая освященная в Вербное воскресенье, вербочка защищает от стихийных бедствий, и от болезней.. Kак символ роста вербы упоминается в молитвах и благопожеланиях. Древние славяне верили, что верба, брошенная против ветра, погоняет бypю, брошенная в огонь - yсмиpяет его, а посаженная в поле - оберегает посевы, что выброшенные на двоp ветки - останавливают град.. Вербе приписывалась также сила охранять дома от пожаров, нивы- от града, останавливать бурю, обнаруживать клады и т. д.

Во время грозы освященную вербу вынимали из-за божницы и ставили на подоконник - верили, что это спасет от попадания молнии. Целительным средством освященная верба считалась y всех славян. Ею окypивали, pастеpтyю в порошок пили (с можжевельником), прикладывали в примочках.

Известны песенные фольклорные тексты, связывающие веpбy с Солнцем и Hебом. В славянских верованиях верба оказывается причастной к сфере чудесного. Известны старинные сказания о чудесной дудочке, котоpyю можно сделать из вербы, pастyщей в самой глубине леса, там, где ее не касался солнечный лyч, и где она никогда не слышала петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загpyстившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в yльи диких пчел.

Приготовление вербных веток в городах было особым обрядом. Накануне Вербного воскресенья в старину россияне, отправлялись ломать вербу на берега близко протекающих рек.

Славяне верили, что веточки вербы сулили добро и счастье. Женщины вкалывали в волосы веточки ивы, которые с верой что они защищают их и придавали остроту зрению.

ЛИПА

Название этого дерева во всех славянских языках происходит от слова «липнуть» (благодаря вязкому соку). Липе приписывалась мягкость, что сделало ее символом женственности, нежности, противоположностью «мужскому» дереву - дубу. У славян липа прочиталась не просто как символ женщины, но как «мать деревьев», дарительница жизни (подобное отношение связано с ролью липы в материальном благополучии человека). Как дуб посвящался Перуну, так липа была деревом богини Лады.

В русском народном творчестве прекрасная липа связана любовью и с дубом и с кленом.

Липа была тесно связана с православным культом и христианскими легендами. Именно она считалась деревом Богородицы; говорили, что на ней отдыхает Богородица, спускаясь с небес на землю. На липу вешали образки и иконы; на липе же, согласно преданиям, чаще других деревьев появлялись («являлись») чудотворные иконы. Согласно легендам, липа прикрыла своими ветвями Богородицу с маленьким Христом во время их бегства в Египет. Липа — дерево, во всех славянских традициях почитаемое как святое. У южных славян старые большие липы традиционно росли вблизи церквей и храмов, особенно древних.

Липа считалась также счастливым деревом, которое не боялись держать около домов. Священный характер дерева обусловил использование древесины липы для высекания «живого» огня, с помощью которого ежегодно обновляли огонь в домашних очагах.

В связи с этим естественным был запрет трогать почитаемые липы, наносить им ущерб, рубить их, ломать ветки.

Липу использование в качестве универсального оберега. Повсеместно считалось, что в липу не бьет молния, поэтому ее сажали у домов и не боялись скрываться под ней во время грозы. Русские вешали крестики из липы на шею человека. Во время венчания держали над головами новобрачных липовую ветвь в качестве оберега. Ею украшали дома в Юрьев день и на Троицу.

Клён
*
*
_______________

Анютины глазки

Древняя легенда рассказывает - жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила своего хладнокровного соблазнителя. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и она умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в три цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделённой любви.

Во Франции трехцветные фиалки называли "цветами на память". В Англии они были "сердечной усладой", их преподносили друг другу возлюбленные 14 февраля - в День святого Валентина.


Астра

При раскопках в Крыму на гробнице, которой было около двух тысяч лет, археологи обнаружили изображение астры. Это свидетельствует о том, что растение известно людям уже очень давно.

Тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далеких звезд, поэтому красивый цветок и получил название "астра" (лат.aster - "звезда"). Древнее поверье гласит - если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание. Это цветы общаются со звездами. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы, которое ассоциировалось с богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь.

Цветок астры является символом женщин, рожденных под астрологическим знаком Девы.


Бамбук

Наряду со сливой и сосной бамбук является символом Страны восходящего солнца. Согласно представлениям японцев бамбук олицетворяет преданность, правдивость и чистоту. Перед Новым годом на каждой входной двери в Японии появляются связки сосновых веток и бамбуковых побегов, которые должны в наступающем году привлечь в дом счастье. Для японцев бамбуковая палочка с изображением ласточки олицетворяет дружбу, а с журавлем - долгую жизнь и счастье. В Японии существует легенда о миниатюрной девушке Кагуйя-химэ, которую дровосек Такетори но Окина нашел в стволе срубленного им бамбука. Интересно, что цветение бамбука в некоторых культурах интерпретируется как предвестник голода. Это объясняется тем, что растение цветёт очень редко, а его семена употребляются в пищу, как правило, только в голодные времена.


белладонна

Русское название - Белладонна (красавка, красавица, сонная одурь, сонный дурман, бешеная вишня, бешеница).

С помощью белладонны женщины на протяжении многих сотен лет пытались стать красивее. Причем иногда даже с риском для своей жизни, ведь белладонна - растение ядовитое. Оно содержит яд атропин, который может вызвать тяжелейшее отравление. В результате у человека начинается сильное возбуждение, доходящее до бешенства, отчего в народе это растение и получило название "бешеница". Не случайно великий шведский систематик Карл Линней отнес белладонну к роду Atropa, названному так в честь греческой богини судьбы Атропы. Согласно мифу, Атропа обрывает нить человеческой жизни (греч. atropos - "неумолимый", "безвозвратный").

Однако уже в Древнем Риме женщины применяли сок белладонны для того, чтобы расширить зрачки, и тем самым сделать глаза выразительнее и привлекательнее.


берёза

Древние славяне писали на коре березы - бересте. В Древнем Новгороде, который прославился своей высокой культурой, было найдено множество посланий, процарапанных на бересте. На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину.

Одна из легенд повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.

В Древней Руси существовало множество обычаев, связанных с березой. Например, по случаю рождения ребенка сажали у дома молодую березку. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей.

Березовый сок, так почитаемый в начале весны и служащий основной причиной гибели березовых деревьев, считался соком живительным, омолаживающим и дающим силы. Однако, с точки зрения состава, в нем, кроме воды и небольшого количества сахара, ничего нет, а афродизиаком он на самом деле не является.


василёк

У славянских народов существовала традиция во время праздника, посвященного созреванию ржи, ячменя и пшеницы, украшать васильками первый сноп. Его называли именинником и с песнями приносили домой.

Латинское название этого растения связано с кентавром Хироном - древнегреческим мифологическим героем - полулошадью и получеловеком. Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесенной ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает "кентаврово".

Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить - на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды.


ветреница

Научное название растения происходит от латинского anemos - "ветер". В русском языке растение по аналогии с латинским вариантом стали называть "ветреницей". В Палестине до сих пор существует поверье, что анемон рос под крестом, на котором распяли Иисуса. Поэтому в этой стране растение особо почитаемо.

В древнегреческой культуре о происхождении анемона существует миф, который повествует о трагической любви прекрасного земного юноши Адониса и богини любви Венеры. Когда возлюбленный Венеры погиб на охоте от клыков кабана, она горько оплакивала его, а на том месте, где падали ее слезы, вырастали нежные и прекрасные цветы - анемоны.


дербенник

Научное название дербенника в переводе с древнегреческого языка означает "пролитая, свернувшаяся кровь". Оно намекает на кровоостанавливающее свойство этого растения. Видовое название дербенника связано с ивой (от латинского salix - "ива"), поскольку оба растения имеют узкие вытянутые листья.

Русское название "дербенник" произошло от древнерусского диалектного слова "дерба", обозначавшего болотистые места или непаханую целину. Именно там чаще всего в природе и встречаются эти растения. В теплую и влажную погоду с листьев дербенника стекают капли воды, поэтому в быту его называют плакун-травой. Существует старинное предание о том, что в плакун-траву превратились слезы Богородицы, которая оплакивала Христа.


дуб

О долголетии дубов ходят легенды. В Запорожской Сечи сохранился дуб, под которым Богдан Хмельницкий напутствовал перед боем своих воинов, а в Санкт-Петербурге растут дубы, посаженные еще Петром Великим.

Согласно древнему славянскому мифу, еще до сотворения мира, когда не было ни Земли, ни Неба, в синем море находился огромный дуб, на котором сидели два голубя. Они спустились на дно моря и достали песок, камни и звезды. Из них и были созданы Земля и Небо.


женьшень

Женьшень - одно из самых древних лекарственных растений. Уже три тысячи лет назад народные целители использовали его в медицинских целях.

Научное название женьшеня - panax - с латинского переводится как "панацея" - то есть "лекарство от всех болезней". В китайская языке слово "женьшень" намекает на сходство корня этого растения с фигурой человека (кит. жень - "человек", шень - "корень").

Древние китайцы ценили женьшень на вес золота. Они верили, что во время цветения растение пылает волшебным светом, и если в это время добыть его целебный, светящийся в темноте корень, то им можно не только вылечить от всех хворей больных, но и воскресить мертвых. Однако, добыть цветущий женьшень чрезвычайно трудно, потому что по легенде его стерегут дракон и тигр.


календула

Благодаря своеобразной форме плодов в народе календулу называют ноготками.

В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что в одной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу хворые. Однако нашелся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднес злыдень Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотистыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками


кипарис

С древних времен человек полюбил кипарис за его грациозность, приятный аромат, ценную древесину и целебные свойства. Кипарисами был украшен Иерусалимский храм.

С античных времен у одних народов кипарис ассоциировался со смертью и похоронами, а у других символизировал юность и грацию. Недаром о статном мужчине говорят, что он строен, как кипарис.

В греко-римской культуре существовал миф о сыне царя Кеоса - Кипарисе. Согласно этому мифу на острове Кеосе в Карфейской долине жил златорогий олень. Всем нравилось грациозное животное, но больше всех его любил Кипарис. Как-то в жаркий день олень спрятался от изнуряющего зноя в кустах. На беду в это время сын царя Кеоса решил поохотиться. Он не заметил своего лучшего друга, и метнул в ту сторону, где он лежал, копье. Отчаяние охватило юношу, когда он увидел, что убил своего любимого оленя. Горе Кипариса было неутешным, поэтому он попросил богов превратить его в дерево. Боги внемли молитвам, и он стал стройным вечнозеленым растением, которое стало символом скорби и траура.


кувшинка

Древнегреческий миф рассказывает о наяде Нимфее, которая напрасно ожидала своего любимого. По одной из версий легенды это был сам Геракл. Много дней и ночей провела безутешная Нимфея на берегу озера, пока от горя не превратилась в белый прелестный цветок - нимфею, или кувшинку.

В древние времена немцы называли кувшинки лебединым или русалочьим цветком, поскольку верили, что нимфеи иногда превращаются в птиц или русалок. Древние славяне называли белую кувшинку "одолень-травой". Собираясь в дальнюю дорогу, путешественники надевают на шею оберег - маленький мешочек с сушеными цветками этого растения, надеясь на то, что он поможет одолеть все трудности пути. Отсюда и произошло русское название - кувшинка.


купена

С корневищем связано простонародное название купены - "соломонова печать". Каждый год отмершие стебли купены оставляют на ее толстом корневище рубцы, которые отдаленно напоминают печати. Эти следы и дали повод назвать купену соломоновой печатью.

Дело в том, что согласно старинной восточной легенде израильский царь Соломон (Сулейман) носил на пальце драгоценный перстень с изображение!" шестиконечной звезды. Именно такой знак позже стали называть звездой Давида или печатью Соломона. Мифы рассказывают, что с помощью своей волшебной печати царь Израиля побеждая в многочисленных сражениях. Благодаря этому талисману Давид также обладал властью над добрыми и злыми духами - джиннами. Даже самый главный джинн - Асмодей - выполнял любые приказания царя. Демонов, которые не хотели ему повиноваться, израильский царь наказывал - заточал в медные сосуды, которые запечатывал Печатью Соломона. Однажды возгордившись своей властью над джиннами, Соломон предложил Асмодею померяться силой и опрометчиво отдал ему свой магический перстень. Асмодей тут же превратился в исполина и перенес Соломона в дальние края, а сам занял его место на троне.

Несколько лет царь Израиля скитался по разным странам, нищенствуя и бедствуя. Тем не менее, он добрался до родного Иерусалима и благодаря своей хитрости вновь завладел Печатью Соломона. Таким образом, Соломон вернул себе власть над страной и джиннами. Говорят, что однажды Соломон отметил своей Печатью целебное растение купену для того, чтобы при необходимости можно было ее легче отыскать. Следы от соломоновой печати до сих пор сохранились на ее корневище.


дурман

Жрицы в Древней Греции использовали это растение в обрядах для предсказания будущего. Точно так же поступали и первые ведьмы. Считается, что это растение было завезено в Европу в 15-м или 16-м столетии. К тому времени в Америке им пользовались уже на протяжении нескольких веков.

Американские индейцы, жившие на юго-западе, использовали дурман так же, как и колдуньи: для вызова видений и в качестве противодействия заговорам и злым чарам. Растение является настолько сильнодействующим ядом, что одного прикосновения к нему достаточно для развития воспаления кожи.


лавр

Лавр, как вечнозеленое дерево, символизирует бессмертие, но также и триумф, победу и успех. Лавр служит эмблемой Аполлона, греческого бога поэзии и музыки; на играх в его честь, которые включали соревнования как в атлетике, так и в искусствах, победителей венчали лавровыми венками. Римляне распространили эту традицию на военных победителей. Юлий Цезарь надевал лавровый венок на все официальные церемонии (предполагается, что это скорее было призвано скрыть его лысину, чем напомнить римлянам о его статусе бессмертного). На английских монетах Карл II, Георг I и Георг II, а через некоторое время и Елизавета II изображались с лавровыми венками. Как символ превосходства, лавровый венок часто включался в символы автомобильных компаний, таких, как "Альфа-Ромео", "Фиат" и " Мерседес".


папоротник

Папоротник на Руси часто называли разрыв-травой и верили что одного прикосновения его цветка достаточно, чтобы открыть любой замок, разорвать железные кандалы или путы.

Вот только как он цветет, не мог установить никто. Но считалось что цветущий папоротник стережет Жар-птица.

И вокруг загадочного папоротника начали возникать легенды.

Согласно одной из них, бог Солнца - Ярило - облагодетельствовал людей, даровав им огонь. Каждый год в ночь с 23 на 24 июня, он посылает на землю огонь, который разгорается в цветке папоротника. Человек, нашедший и сорвавший в Иванову ночь (ночь на Ивана Купала) «цвет-огонь папоротника» («царь-огонь»), сам становится невидимым и приобретает способность видеть сокрытые в земле клады, понимать язык всякого дерева и всякой травы, речь зверей и домашних животных. Однако сорвать, судя по преданиям, цветок папоротника трудно и опасно. Во-первых, распускался цветок в полночь лишь на одно мгновение и его тотчас обрывала рука невидимого злого духа. Во-вторых, духи мрака, хлада и смерти напускали ужасы на смельчака и могли увлечь его за собой в страну мрака и смерти...


подснежник

Некогда подснежники считались эмблемой надежды. Старинная легенда рассказывает, что, когда Бог изгнал из рая Адама и Еву, шел снег, и Ева озябла. В утешение ей несколько снежных хлопьев были превращены в нежные белые цветки подснежника. Замерзшей Еве они как бы подали надежду, что скоро будет потепление. С тех пор подснежник считается предшественником тепла.

Есть и другая легенда, появления на Земле подснежников. Эту историю рассказывала известная писательница Анна Саксе. Богиня снега родила дочку и назвала ее Снежинкой. Отец решил выдать ее замуж за Северного Ветра - Южный же пригласил ее танцевать. Это не понравилось жениху, и Северный ветер заставил Снежинку плясать вместе с ним. Танцевал и дул холодом, от чего погибали розы, деревья в цвету, которые привез Южный брат. Снежинка распорола пуховые перины, приготовленные к свадьбе, и накрыла все белым покровом. Северный ветер разозлился пуще прежнего. Тогда Южный схватил Снежинку и спрятал ее под куст. По просьбе Снежинки Южный ветер поцеловал ее, и она растаяла, упав каплей на землю. В страшной злобе Северный ветер придавил ее ледяной плитой. С тех пор под ней и находится Снежинка. Находится все время и только весной, когда Южный ветер обходит свои владения, она, услыхав, смотрит на него из прогалины нежным взглядом.


белена

Съесть любую часть белены, особенно корень, и в самом деле очень опасно, полагали, что от этого может наступить бесплодие, помешательство или глубокий транс, из которого удается выйти только с большим трудом. Из этого последнего верования проистекает, вероятно, современное валлийское - о том, что если ребенок уснет близ растущей белены, он уже не проснется.

Если английское поверье трактует белену как сильно действующее снотворное, то в России, наоборот, белена считалась средством, возбуждающим нервную систему и могущим привести ко временному умопомешательству. От суда и поговорка: "Он белены объелся".

И было Нечто и Всё, но не было никогда, чтобы не было ничего... И был Огонь, огромный, непостижимый и вечный, вбирающий в себя Всё и Ничто, и был Дух, парящий над ними и обнимающий их.

В назначенный час Огонь спустился и породил удар, именуемый Молнией, или Актом Творения, пронзившим Систему Миров. Они были и одновременно не были. Трудно уразуметь такое... Лишь Тот, Кто Породил Молнию, знает об этом, но молчит, не желая открыть ни Лица Своего, ни Тайны Своей.

В Мирах царила Вечность... Она была столь длинна, что не помнила себя, не помнила Начала и не осознавала Конца.

Знание об Огне, незримо присутствующем и вечном, еле теплилось в ее невыразимой Бесконечности. Миры же были холодны и безжизненны. Зной жег их, но это не было Огнем; жгучий холод сменял зной, трескались камни и беззвучно рассыпались в пыль...

Некому было кричать и некому было услышать, ибо не было ни кричащего, ни слышащего. Не было воды, чтобы смочить губы, и не было ветра, чтобы остудить лицо, и не было одежды, чтобы укрыть тело. Да и самого тела тоже не было...

Пра-Жизнь, бывшая центром этого каменного мира, крепко спала, укрытая прочной броней. Сны не тревожили ее, ибо не может видеть сны то, что еще не жило.

Но вот СВЕРШИЛОСЬ... Новый удар потряс Вечность, рассек Камень Мира до основания и, слившись с Огнем Спящего, вдохнул в него Биение Жизни.

Пробудил, но лишь для того, чтобы снова укрыть каменным покрывалом. Однако неуловимо изменилось все, и Камень теперь был уже не камень, Холод – не холод, Зной – не зной, да и Огонь – первичное Начало Мира, - стал не тем, чем был ранее.

Прошли миллионы лет... Камень менялся... Твердость стала текучестью, текучесть породила прозрачность, последняя – огонь и воду, и все это стало называться Землей. Огонь же оставался скрытым. Не ведомо никому, куда ушел он, и ушел ли, во что превратился и чем стал: остался сам собою или породил нечто иное.

И стало НОВОЕ в мире, имя которому – Присутствие. Живым теплом оно пропитывало Землю, и воду, и почву, и из его непостижимой Песни родилась Жизнь...

Странная она была, эта первичная земляная жизнь – могучая, огромная, смутная; тяжелы мысли, медленны движения, но даже они уже не были молчанием, вечным покоем. Не было слов, не было звуков... Лишь слабая сладостная дрожь, легкое сотрясение, прерывистое восприятие бесконечно звучащей Песни Сотворения...

Долгий и невыразимый сон рождал образы, лики, краски, оттенки...Он приходил и уходил, но однажды смог удержаться, став Осознанием... Не было еще ничего... Это даже еще не было ни формой, ни структурой; скорее, субстанцией, пропитанной Ощущением Присутствия себя и чего-то в себе.

Время шло... Земляная жизнь взрослела. Она стала ощущать и понимать, она научилась чувствовать тепло и холод, воду и воздух, познала жажду и утоление жажды, голод и утоление голода. Иногда к ней проникал свет, тогда она пугалась и закрывала незрячие глаза земляными косматыми веками...

И однажды, после очередного Нисхождения Света, она открыла, что ОНА – это ОНИ... Часть ЕЕ, и в то же время не совсем то, что есть ОНА...

Так появилась СЕМЬЯ. Она была истинной земляной жизнью, подземными клубнями; она питалась землей и питала землю. Иногда мир начинал дрожать, корчиться, биться в судорогах; казалось, что ему тесно в самом себе, что он хочет чего-то, стремится куда-то... Куда?.. Никто этого не знал.

Часть земляной жизни оказывалась на поверхности. Обычно она погибала сразу, но иногда – очень редко - могла жить какое-то время, и тогда передавала собратьям - не криком, не мыслью, а вспышкой боли – картины-осознания... Образы Иного Мира, необычного, странного, пугающего, смертельно опасного и неудержимо влекущего...

Так в грубую и тяжелую ткань земляной жизни начали вплетаться яркие, тонкие и звенящие нити, изменяя ее привычную черную и бурую краску... Так родилась Тоска по Неведомому и Прекрасному...

Через множество веков она породила Мифы и Легенды, Сны-Мечты об иной стране, где есть Купол, Воздух, Вода, где есть Пространство, Протяженность, есть не только длина и ширина, но и Высота... Где есть Небо, Солнце, Звезды и что-то еще, не поддающееся определению...

Нити сплетались в волокна, становились узорами... Так родились Мысли, а из них создался Разум; биение Мысли и Разума стало первыми Словами...

И когда очередной удар принес с собой Свет, часть земляной Жизни вышла из темных сумрачных глубин на поверхность; вышла, потому что уже не могла жить в темноте, потому что Зов становился все мощнее, а Тоска по Неведомому и Прекрасному – все мучительнее...

Она вышла – и уцелела, но лишь потому, что большая часть осталась в земле и одаривала силой, поддерживала и ободряла, кормила и поила. Это была первая Жертва, осознанная необходимость, ДАР СВОБОДЫ тем, кто уже не мог жить по-прежнему... Те, кто остались, стали надежными Корнями, Первопричиной, Основой для Тех, Кто Ушел К Свету...

Шло время... Крепли Корни, но крепло и их продолжение, познавшее Красоту. Корни оставались едиными с ними и понимали – без них этой юной жизни не уцелеть, не продлиться... Последняя же щедро одаривала их дыханием ветра, свежестью прохлады, чистотой воды и теплом снега...

Каждый год Корни посылали вверх новые Побеги, чтобы они могли присоединиться к ушедшим раньше, создавая невиданную в прошлом общность – общность Корней, Побегов и Ствола, который высоко возносился над поверхностью; за миллионы лет он стал могуч, надежен, сохраняя каменистую твердость Первоначал Каменного Мира. Морщинистая бугристая кора являла его Лицо, на котором еще не было глаз, не было рта, не было губ...

Кора умела чувствовать и умела защищать, но не умела видеть, говорить, улыбаться... Затем Ствол открыл Время и научился записывать его память в особые кольца, порождаемые каждым новым поколением Побегов, а те научились пользоваться этой памятью, сами не будучи ею, но являющииеся ее продолжением.

Затем Ствол познал Симметрию и понял, что есть не только длина, ширина и высота, но и круг, и спираль, и конечность, и незавершенность; не только то, что было и есть, но и то, что будет. И тогда он мучительным усилием разделил себя надвое, став Двойственностью, имевшую единую протяженность, память и время Корней, Побегов и Ствола. Затем пришла Множественность, давшая начало Народам Дерева...

Две руки, два ствола начали делиться на ветви, затем – на ветки-пальцы, пока еще грубые, неумелые, корявые, и понял Ствол, ЧТО ЭТО ХОРОШО...

Теперь уже три несхожих мира объединились в одно: мир Корней, мир Ствола и мир Ветвей. Были ноги, туловище и руки с пальцами. Руки были тоньше, гибче, умнее, а пальцы чувствительнее; они владели первичным зрением. Они обладали и начальным разумом, а не только инстинктом Корня и чувствованием Ствола, могли сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Однажды они отчетливо увидели, наконец, Поверхность, и то, что ранее представлялось им бескрайним зеленым пространством, неожиданно оказалось ЖИВЫМ...

Оно было разноцветным – не только зеленым, но и красным, синим, желтым, коричневым... В холодное время оно становилось белым, засыпало, а весной возрождалось. В нем пела Жизнь, совсем иная, непохожая, красочная, яркая и неожиданная. Пальцам-веткам было так одиноко, так печально... Им было уже мало их собственной жизни, они хотели стать частью еще чьей-то, дарить, защищать, давать приют, воспитывать... Им захотелось стать Ладонями...

Долгим оказался путь... Вначале родились Иголки – крепкие, надежные, вечные. Одинаковые – весной и летом, осенью и зимой. Это было НЕПРАВИЛЬНО и скучно, хотя и необходимо для той жизни, которая уже связала с ними свою судьбу. Иголки долго думали, колебались... Затем часть из них осталась тем, что есть, а часть превратилась в Листья.

То, что они получили, обернулось невероятным и щедрым Даром. Они учились видеть, слышать, чувствовать, они научились разговаривать. Их ласкал ветер и целовал дождь, обнимал туман и тревожили ароматы...

Уже не тепло, а изумрудный огонь струился в их жилах, рождая вечный хмельной напиток, нисходящий к Корням и возвращающийся от них с удесятеренной мощью. Сила, спускающаяся с Неба, объединилась с силой, поднимающейся от Земли. Это еще не было союзом, но было уже взаимопониманием.

Так родился МИР ДЕРЕВА, вечный, цельный и единый, дающий Жизнь и сам являющийся Жизнью.

Птицы вили гнезда, выращивали детей; были те, которые улетали и возвращались; были те, кто питался телом Дерева; были те, кто питался питающимися им... Под его огромной и раскидистой Кроной тоже рождалась и совершенствовалась жизнь, и цвели поля, и бежали реки, и пели озера, и создавали свои семьи существа – разумные и неразумные, живущие и на земле, и в воде, и на берегу воды...

Однако было что-то еще, неизмеримо более высокое и бесконечное, что дарило жизнь ВСЕМУ...

Дерево долго пыталось понять, что это... Но его лик был по-прежнему обращен к земле, где ЭТОГО не было и не могло быть. Там не было ответа, а была лишь Великая Любовь и Благодарность Тому, Дарующему... Земля не очень хорошо видела и чувствовала и тоже не знала ответа...

И тогда, мучительно выворачивая деревянные шеи, скрипя и содрогаясь от боли, и Ветви, и Пальцы, и Иголки, и Листья обратились к Небу и стали Лицом, наделенным истинно видящими глазами. И они увидели...

В бескрайнем и бездонном голубом Небе пылал и пел Золотой Цветок, окруженный миллионами лучей-лепестков... Он был Живой, Горячий и невыразимо прекрасный... Это был Огонь Начала Начал, Начала их Мира, и в то же время Память Начала, сама суть которого уходила в Бесконечность...

Пришла Ночь и расцвел иной, Серебряный Цветок, уже не на голубом, а на темно-синем, а затем – бархатно-черном поле... Вместе с Серебряным Цветком расцвели мириады Звездных – алмазных, рубиновых, изумрудных, аметистовых - Цветков, сплетающихся в ажурное призрачное сияние...Мерцающие облака были его Листьями, а огненные потоки-галактики – его Ветвями... Наверное, это было Звездное Дерево в саду Матери-Ночи, и непонятно было, кто в ком отражен – Ночь в Дне или День в Ночи, Земля в Небе или Небо в Земле...

Так родился третий мир – Мир Красоты, Любви и Гармонии, Мир Цветка, объединивший Мир Земли и Мир Дерева. Дерево быстро научилось создавать свои Цветы – самые разные, не похожие друг на друга, но всегда прекрасные.

Рождала Цветы и Земля; и были Цветы, одновременно живущие и на Земле, и на Дереве. И иногда случалось так, что Звездные Цветы осыпали свои лепестки на землю, и тогда наступал Великий Праздник.

Никто не был забыт. Даже на холодных и заснеженных окраинах, где царила долгая зима, существам дано было видеть движение красочного Звездного Карнавала, порождающего в Небе невыразимо прекрасную светомузыку. В эпоху Цветка жизнь царила повсюду – там, где позволяла или даже не позволяла почва, но где были любовь и понимание, красота и гармония, чистота и общность...

Шло время. Цветы Любви и Красоты извечно тянулись к Свету, Небу, Солнцу и Звездам... Они постепенно забывали, откуда они родом, зачем пришли в мир, забывали, что до них были Клубни и Корни, Ствол, Ветви и Листья... Дети Света, они не хотели думать о Земле и о тех, кто изначально живет на ней. Так нарушилась извечная связь.

Земляная жизнь – Клубни, Корни, Ствол - отдалилась от Ветвей, Ладоней, Пальцев, Листьев... Цветы мечтали только о Небе... И лишь одно Великое Лицо все видело, все понимало, но ничего не могло сделать, ибо Мир Цветка заканчивался. Рождался Мир Разъединения...

Земляная жизнь понимала, что она бессмертна, но темна, уродлива, нелюбима... Она решила, что и Ствол, и Ветви, и Листья, и Цветы – это уже не она, что это нечто иное, чистое, прекрасное и недоступное, и могла лишь мечтать об иной жизни, которая может быть ей подарена ТЕМ, кто придет и полюбит ее такую, какая она есть – некрасивую, темную, неумелую...

Листья, сами выбравшие свою судьбу, осенью желтели, умирали и опадали, принимая свою смерть как неизбежность, плату за выбор, забыв о том, что когда-то они были вечнозелеными иголками, и о том, что они – не только одежда Дерева, но и его память, его глаза и уши, его первая любовь...

Забыв о том, что без них не будет Дерева, что весной Ветви и Пальцы снова набухнут почками, дарующими новую жизнь... Они отделили себя-вечных от себя-временных... И они тоже мечтали, - мечтали о Цветах, считая, что те – самые высшие, самые чистые и прекрасные.

Цветы иногда говорили с ними, а те слушали, веря и не веря, понимая и не понимая, - ибо нарушен был общий язык, и Слово перестало быть единым, живым и объединяющим...

Было Слово Земли, Слово Ствола, Корня, Листа, Цветка, но не было единого смысла и единого понимания... Это было не просто НЕПРАВИЛЬНО – это было очень опасно.

И тогда в последний раз ударила Молния... Она была необычной, странной... Она пронзила все и охватила все, и не Молния то была, а Песнь Нового Сотворения... Страстным и яростным был язык ее, живым и понятным Слово, огромной и мощной Мелодия, исполненная печали и страдания, любви и призыва... Недолго звучала она, но произошло то, что и должно было произойти.

Самый прекрасный и высокий Цветок начал превращаться в Плод, или Семя, дав начало Новому миру – Миру Объединения.

Но нужно было еще много, очень много времени, много труда и много веры в этот труд, однако это уже не имело значения, ибо была Цель, был Смысл и было Дело. Все три мира стали Колыбелью, Отцом и Матерью, готовящимися к рождению Сына... Он был их Сыном, но и Сыном Звездного Дерева, Словом его вечной Песни.

Семя росло, набиралось сил, взрослело, училось и видело странные сны... Сны об извечной стесненности Земли, о ее содрогании, о ее сумрачной мудрости... О первой встрече с Водой, Воздухом, Снегом...

О первых ощущениях Клубней, Корней, Ствола, о первых мучительных движениях к Свету и Небу... О Звездном Цветке и Звездном Дереве, язык и речь которого становились все знакомее и понятнее...

И еще оно помнило, как было Огнем, и о том, как забыло, что оно есть Огонь... Долгими были эти рассказы... И молча слушали и цветы, и ветви, и ствол, и листья, и корни, и сама Земля... Слушало и Небо, но не вмешивалось в эти беседы...

Семя созревало. Будучи всем, оно видело все, и понимало все, и умело все. Не будучи Учителем, оно УЧИЛО... И не было для него разницы - корни это, ветви, ствол или цветы... И самым главным в этом знании было одно – как вырастить все то, что завершается Плодом...

Спасибо тебе, Сын...
- Кто ты?
- Зови меня Отец, хотя у меня множество имен.
- А кто Я? И как меня зовут?
- Ты... Ты – Сын... И у тебя тоже множество имен, хотя ты их пока и не знаешь. Ты – юный МИР, часть ВЕЧНОГО ДРЕВА ЖИЗНИ.
- Я - вечен?
- Да, Сын мой.
- А они – то есть Я, которые ниже?
- Они... И да, и нет. Ибо кто-то должен быть и Корнями, и Клубнями, и Стволом, и Ветвями, и Листьями, и Цветами... Должен быть, пока не станет иначе. Не забывай о том, что их жизнь – твоя жизнь, и твое бессмертие – их бессмертие.
- Как мне хочется, чтобы они выросли и стали Плодами... Может, и не такими, как я, а иными, лучшими, совершенными...
- Так и будет. Ведь теперь Каждый из них знает, как вырасти в Плод.
- Это всегда происходит одинаково?
- Нет... Каждый раз по-разному. Есть ты, и есть Корни, Ствол, Ветви, Листья, Цветы... Будет множество жизней и будет сложено множество легенд, будет спето много песен... Будет Человек-Цветок и его руки-Апостолы... Будет Человек-Ствол, Человек-Корень, Человек-Огонь... Будут Цветы, научившиеся летать и устремившиеся в Небо... Будут люди, построившие свой Звездный Дом и заложившие Новое Поле – единое для Неба и Земли, Дерева Земного и Дерева Звездного... Много чего еще будет...
- Но... Но тогда что же – я? Вершина? Завершение? Окончание всего?
- Нет. Ты – извечное Начало... И тебе еще предстоит стать всеми теми, о которых мы сейчас с тобой говорили. Но ты еще не готов... Ты не сможешь быть счастлив, пока не будешь одет в небеса и коронован звездами, пока не осознаешь себя единственным наследником всего мира наряду с множеством таких же единственных наследников. Жизнь бесконечна, а наследство огромно. Столь огромно, что ты и представить себе не можешь... Однако нам пора. Сейчас мы расстанемся, но не надолго...
- Я опять буду Деревом?
- Да...Но это будет уже ДРУГОЕ ДЕРЕВО...

Потом был полет... Немыслимая красота Звездного Дерева... Были Отец и Мать... И был День, и была Ночь... И был День Первый и День Последний...

Затем теплая Земля – та же самая или другая? – бережно приняла его в свои ладони. Семя засыпало... Оно улыбнулось, вздохнуло и успело подумать:

»Вот когда я опять «родюсь» и вырасту, все будет по-другому. Я уже никогда ничего не забуду – ни корней, ни ствола, ни листьев, ни цветов... Не забуду Отца и Мать... Не забуду Звездное Дерево... И все сделаю ПРАВИЛЬНО....»

Пусть так и будет. Ведь Жизнь продолжается, и нет в мире силы, способной остановить это вечное и прекрасное движение...

Иллюстрация из Интернета

Все любят экзотические растения. Чтобы видеть у себя в оранжерее экзотическое растение важно соблюдать секреты ухода. Капризное растение требует особенного соблюдения условий. Тонкости разведения крупных групп цветов одинаковы. В данной подборке мы постарались собрать множество секретов, для того чтобы избежать ошибок при разведении конкретного растения. Важно определить для определения дальнейших действий, к какой группе относится приобретенное растение.

Есть прекрасные строчки у А. С. Пушкина. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том; И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит, Там чудеса; там леший бродит, Русалка на ветвях сидит.

С незапамятных времен дуб был самым священным деревом у многих народов, в том числе и у древних славян и кельтов и ему поклонялись как божеству. Дуб ассоциировался с молнией и громом, грозой и ливнем. Беда подстерегала всякого, кто решался срубить дуб. Славяне считали дуб священным деревом , которое опекает сам громовержец Перун. Без разрешения волхвов никто не имел права срубить дерево, ранить и портить его, ломать ветки. Дуб подарок людям богами. И у древних на голове Зевса – венок из дубовых листьев – знак силы, твердости, мужества. Дуб и сегодня остается символом мужества и стойкости.

Трудно сказать, почему такое роскошное, могучее дерево, как дуб стал "главным героем" многих поговорок, афоризмов и шуток на современный лад. Причем упоминается оно практически везде в явно негативном смысле : "непробиваемый", "непреклонный", "дуб-дубом" ...

Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона. - Если начальник постоянно растекается мыслью по древу, то он наверняка - дуб. - Кора головного мозга ему досталась от дуба. - Стоят столы дубовые, сидят дубы здоровые. - Что ни начальник - дуб, что ни подчиненный - пень, что ни бумага - липа. - Парадокс: не часто видишь людей, лезущих на дуб, а вот с дуба рухнувших - сплошь и рядом. - Каким же надо быть дубом, чтобы дать себя ободрать как липку?- Каждая свинья должна построить хлев, вырастить поросёнка и посадить дуб...- Жизнь, как у желудя: висишь, качаешься, не знаешь когда упадешь, не знаешь какая тебя свинья съест, а кругом дубы, дубы.Источник: http://www.florets.ru

Легенды о цветах

Вторник, 08 Июня 2010 г. 13:33 (ссылка)

Процитировано 10 раз + в цитатник

Священный дуб в мифах и легендах

Есть прекрасные строчки у А. С. Пушкина.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит,

Там чудеса; там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

С незапамятных времен дуб был самым священным деревом у многих народов, в том числе и у древних славян и кельтов и ему поклонялись как божеству. Дуб ассоциировался с молнией и громом, грозой и ливнем. Беда подстерегала всякого, кто решался срубить дуб. Славяне считали дуб священным деревом, которое опекает сам громовержец Перун. Без разрешения волхвов никто не имел права срубить дерево, ранить и портить его, ломать ветки. Дуб подарок людям богами. И у древних на голове Зевса – венок из дубовых листьев – знак силы, твердости, мужества. Дуб и сегодня остается символом мужества и стойкости.

Дуб часто “притягивал к себе молнию”. С древних времен и поныне живут в народной памяти наблюдения о частом попадании в дуб молний, что вошло в поговорки типа: "От молнии под дубом спасаться - раньше времени на тот свет собираться" (то есть: "Держись от дуба подальше во время грозы"). Поэтому не случайно в античности дуб считался священным и связывался с богом молнии и неба Зевсом (Юпитером).

У людей издавна к дубу нежная любовь. Не только "рябина желает к дубу перебраться!", но и все живое тянется к нему. Дуб – самый мощный "донор" из деревьев, заряжающий человека положительной энергией. Достаточно на 2-3 минуты приложить ладони рук к нему, как вы почувствуете прилив бодрости и энергии. Дубовые желуди были “первым хлебом человечества”. Желуди растирали в муку, из которой выпекали хлеб.

Трудно сказать, почему такое роскошное, могучее дерево, как дуб стал "главным героем" многих поговорок, афоризмов и шуток на современный лад. Причем упоминается оно практически везде в явно негативном смысле: "непробиваемый", "непреклонный", "дуб-дубом".

Чем больше в армии дубов, тем крепче наша оборона.

Если начальник постоянно растекается мыслью по древу, то он наверняка - дуб.

Что ни начальник - дуб, что ни подчиненный - пень, что ни бумага - липа.

Парадокс: не часто видишь людей, лезущих на дуб, а вот с дуба рухнувших - сплошь и рядом.

Древо жизни - дуб священный.

Н.И. ИШУТКИН

ДРЕВО ЖИЗНИ – ДУБ СВЯЩЕННЫЙ…

На берегу Суры давным-давно,

В красивом, отведённом Богом месте,

Сура веками им слагала песни.

Тянулись ввысь кудрявые дубы,

И головами к небу прислонялись.

В багряный осени подол лесной

Увесистые жёлуди роняли.

И к ним, могучим этим трём дубам

Ходили наши предки помолиться,

Просили то, чего хотелось им,

И в это время замолкали птицы…

Все просьбы молча слушали дубы,

Ни веточкой, ни листиком не вздрогнув,

И после выслушанных всех молитв,

Передавали эти просьбы Богу…

И вскоре очень многие из них

У каждого просившего сбывались.

Кому хотелось мужа и детей,

Кому богатства – просьбы исполнялись…

И солнца луч их жизни освещал,

И проходила о судьбе тревога,

Ведь каждый предок верующий знал,

Что всё, что есть, то послано им Богом!

И с этих пор прошло немало лет,

Но люди так же веровали в чудо,

И даже в день, когда случалось так,

Что высохли могучие два дуба.

Лишь самый стойкий выжил среди них,

Он за троих одаривал всех силой,

Дарил здоровья людям, красоту,

Неся их из земли по вечным жилам.

Образовалось в дереве дупло,

Огромное, проетое годами…

За вековую землю старый дуб

Вцепился прочно сильными корнями.

Качает солнцу пышной головой

И помогает всем, как прежде, людям,

Но дуб не знал: настанут времена,

И человек о нём совсем забудет…

Вот так и было – люди не пришли…

И сильные ветра тогда подули,

Свирепо выли и качали дуб,

Но до земли нисколько не прогнули.

Когда немного времени прошло,

Со всех сторон услышали его,

Пришло людей на удивленье много!

Случилось вот что: (это знают все!

О чудесах у приходящих к дубу

Со всех окраин люди узнают,

Рассказывая их потом друг другу.)

Жил-был один в окраине лесник

У них с женой не получалось деток…

От этого так горько было им,

А случай сам во все года не редок.

И говорят, что женщина пошла

К святому дереву молить о детях…

На землю телом падала она

И плакала под деревом вновь этим.

И говорят, она потом в дупло,

Та женщина, молившись, заходила,

О самом сокровенном в этот миг

Она с могучим дубом говорила.

Как только девять месяцев прошло,

Исполнилась мечта её благая:

Та женщина девчонку родила!

Пошла молва, что дуб всем помогает!

Теперь к святому дереву идут,

Спешат со всех сторон, со всех окраин.

Все молятся и просят кто о чём,

В дупло заходят, древо обнимают.

Не зря ведь поклоняются ему,

Ведь только Бог один на свет знает

То, скольким людям древо помогло,

И как оно поныне помогает!

И в скольких сёлах, в скольких их домах,

Где День рожденья чадам отмечают!

В любое время и во все года

Дуб ждёт людей, дуб каждого встречает!

Надежды дарит, молится за всех,

Желания людские исполняет.

Приносит много счастья людям тем,

Кто, веря в Бога, день свой проживает.

Неведомые силы – два крыла

Как будто древо выше поднимают,

И хоть болеет телом за людей,

Но дерево живёт, не умирает.

Вот скоро пять столетий уж ему,

А дуб живёт по-прежнему и верит,

Что рядом с ним вновь встретятся сердца

Что много душ он помощью согреет.

Благословит на верную любовь,

Благословит в нелегкую дорогу,

Помолится за всех пришедших Богу.

И точно так же, как река Сура

Даёт все свои силы славной Волге,

Так и священный дуб помочь спешит,

Для этого живёт он очень долго.

А вековая сурская земля

И вкусные реки эрзянской воды,

Священный дуб питают, берегут,

Приумножая мощь его все годы.

Все говорят, сам Бог его хранит,

Ведь дерево великое такое!

И зажигаются всегда над ним

Лишь самые прекраснейшие зори.

Цвела, ожив, янтарная заря,

Ей птицы пели, древо разбудили.

А утренние капельки росы

Вниз тяжестью всей ветки наклонили.

Встряхнул дуб тело мощное своё,

Вдохнув зари янтарный свежий воздух.

Ронял он все росиночки в траву,

И улыбнулся утреннему солнцу.

Он рассказал ему свой новый сон:

«Эрзянская ко мне явилась пара,

Благословить просили на детей,

Благословил их на рожденье парня!

Родится парень сей богатырем,

Он вырастет здоровым и красивым,

Умом особым будет одарён,

И век его взросления – счастливый!

Любить он будет свой родной народ

И чтить традиции родного края,

Знать хорошо богатый свой язык,

Всех – всех эрзян к тому же призывая.

И память он эрзянам возродит,

Заставит вспомнить Тюштю и Пургаза,

Всевышнего на помощь позовёт –

Он вразумит пустоголовых сразу!

И запоют эрзяне песнь свою,

Она всегда сердца всем согревала,

В тяжёлые для предков времена

Людей сплочала, к делу вдохновляла:

«Эрзяне, вместе сильные мы все!

И спорятся дела, когда мы вместе!» –

Какие вдохновенные слова!

Парит, как будто птица, эта песня!

И чувствуется в ней эрзянский нрав» –

И дуб легко вздохнул, продолжив снова,

Промолвил солнцу радостную весть:

«В конце моего сна такая новость:

У женщины и молодца того,

В одну прекрасную такую зорю

Родился долгожданный богатырь!

Теперь в родной семье их стало трое!

А из моего жёлудя тогда

Дубок – ребёнок крепенький родился!

Тебе, Всевышний, сердцем говорю,

Какой же сон хороший мне приснился!

Потягивалось древо ото сна,

Соприкасаясь веточками с небом,

И молвило последние слова,

А солнце улыбалось древу светом!

Однажды там, в Эрзянском том краю,

На берегу Суры, в красивом месте,

Росли три дуба – три богатыря,

Сура веками им слагала песни.

И выросли могучими дубы,

Вокруг себя эрзян всех окликали,

Молиться собирались люди к ним,

Деревьям свои просьбы излагали.

Спустя сто лет один из трех дубов,

Который самым сильным оказался,

За двух своих иссохших братьев жить

И помогать молящимся остался.

И этого древо до сих пор живёт

И заставляет всех нас сердцем верить.

Величье имени прекрасное несёт,

Всем открывает верующим двери.

И если древо всё ещё живёт,

ДУБ, священный

Вы можете помочь развитию отечественного образования, в том числе и его интернет-сегмента!

Цель проекта "Национальная энциклопедия" - сделать справочную информацию максимально доступной для множества пользователей.

У нас также ищут

У нас также ищут:

одно из центральных понятий современной философии и науки, широко вошедшее в научный обиход с 50-х г.
  • художник творческий работник в профессиональном искусстве. Создавая ценности в специальной духовной сфере дея.
  • монашеские ордены централизованные монаш. объединения в католицизме, деятельность к-рых регламентируется уставами, утв.
  • культурные универсалии понятия, выражающие те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах. Это те черты.
  • сейбрукская платформа

    (Saybrook Platform, 1708). Попытка конгрегационалистов Коннектикута усилить церковное руко.