Новое дешевое топливо - жидкий водяной порох. Краткая история оружия на жидких метательных веществах (ЖМВ) Порох покидает Китай: арабы и монголы начинают изготавливать порох

Ну, навалились. Соскучились, что ли?

140466 >А чем картузное от клинового заряжания отличается, а? Я далеко не артиллерист, я только учусь, тяжёлыми предметами не кидать(и лёгкими тоже).
Я тоже не артиллерист. Но с точки зрения банальной эрудиции клиновое заряжание - это четырехмоторная бомба. Клиновым бывает затвор. А картуз - это такой полотняный мешочек с порохом, которые накладывают в пушку между помещением в нее снаряда и закрытием затвора перед выстрелом.

Гарпунер >>Да и криотроны в А-бомбах одноразовые.
CaRRibeaN >И что из этого? Там вся электроника одноразовая
CaRRibeaN >ЗЫ: Многоразовые криотроны не фантастика, в прочем как и другие типы точных ключей.
В вышецитированном спиче говорилось о криотронах, как в атомных бомбах, для согласования многокаморной пушки. Я и подумал, что криотрон вообще-то одноразовый. О многоразовых я не слышал.

Гарпунер >>Вот в танке - другое дело. Надо влупить по танку подкалиберным - наливаем по максимуму. Надо в окопчик ОФС подкинуть - экономим. За счет этого боезапас возрастет ~ на 20%.
Baby >Количество подкалиберных и ОФС снарядов в укладке задается перед боем. Соответственно, потребное количество и тип (метательных) зарядов тоже задано априори. Если вы хотите съэкономить на объеме зарядов, то, 20% - слишком оптимистичная оценка. В лучшем разе получите условно говоря 43 снаряда вместо 40.
Неверно.
а) Уменьшается объем автомата заряжания
б) Нет потери объема на гильзах
в) Собственно снаряды (без зарядов) за счет уменьшения габаритов можно компоновать гораздо более плотно.

Гарпунер >>Да и перезаряжание упрощается (открыл краник - закрыл краник).
Baby >Вернее, зарядить снаряд, открыть краник, закрыть краник.
Baby >То есть по большому счету, то же, что есть сейчас, плюс операции с краником. В чем упрощение???
Сейчас есть два варианта:
а) с автоматом заряжания: автомат становится проще и легче.
б) с ручным заряжанием: заряжающий таскает вполовину меньше.

>> Плюс бинарные МВ пожаро/взрывобезопасны.
Baby >Бинарные - это какие? Окислитель + топливо? Если да, то назовите виды пожаробезопасного топлива или окислителя. А то мне в голову лезет "пожаробезопасный" керосин и всякие другие страсти.
Бинарные - это те, что состоят из двух компонентов, каждый из которых невзрывоопасен. Черт его знает, что там за компоненты. Наверное, возможен и вариант с окислитель+топливо. Но это, скорее, к Варбану - он спец.
Насчет же пожаробезопасного керосина - я в 5 лет опыты ставил. Кидал спички в канистру с керосином. Тухли, сволочи. Пришлось плеснуть керосинчиком на пол, в опилки.

>> А начальная скорость может быть увеличена за счет применения более мощных МВ.
Baby >... как жидких, так и твердых
Baby >Фазовое состояние здесь ни причем.
Обычно более мощные МВ одновременно и менее стабильные, т.е. более опасные. Тот же нитроглицерин.
А ежели смешивать их непосредственно перед выстрелом - хранить можно.

Все началось с супер-торпеды созданной для нужд флота в 1969 году...

Речь пойдет не о военной технике, а о самом дешевом топливе для двигателей расширительного типа: А + К + вода + катализатор + стабилизатор (где А и К - инградиенты выпускаемые промышленностью для нужд сельской химии сотнями тысяч тон)! Да! Вещества получаемые в буквальном смысле из воздуха (из азота) и которые затем превращаются в азот и воду после работы в двигателе!
Топливо, а точнее, это энергоноситель, который мог бы уже давно изменить наш мир. .

* Для тех кому интересны технические и научные подробности, - .
К сожалению по требованию специальных государственных служб мы удалили точную рецептуру состава.
И так, все началось с торпеды. Тогда, в далеком прошлом, военные не могли не нарадоваться на свою пероксидную торпеду с реактивным винтом. И было чему радоваться, - всего три детали в движителе, бак с перекисью водорода, подшипник с полой осью-трубкой и реактивный самодвижущийся винт с форсунками-двигателями на конце лопастей. Надежно, просто и эффективно.
Но была у этой игрушки одна неприятная сторона, - концентрированная перекись водорода. Вещество дорогое, очень едкое, агрессивное и еще взрывоопасное при контакте с ржавчиной и окислами многих металлов...
Вот и заказали военные ученым заменить пероксид чем-то дешевым и безопасным.
Так началась эта замечательная история...
Не секрет, что в 21 веке на смену “обычным” двигателям внутреннего сгорания (ДВС) придут альтернативные силовые технологии, подобно тому, как в 20 веке двигатели Н.Отто и Р.Дизеля вытеснили паровые машины 19 века. Ведущие центры и автофирмы уже ведут конкурентную борьбу за “альтернативные” топлива и энергосберегающие циклы. Перспективна адаптация существующих ДВС к более “водородистым” и экологичным топливам: спиртам, метану, водороду. Осваиваются альтернативные циклы силовых установок (электротопливные ячейки, гибридные электро-ДВС, с рекуперацией энергии торможения и пр.). Главные проблемы – пока что высокая стоимость и сложность всего “альтернативного”.
Однако, даже на “альтернативном” топливе схема поршневого или газотурбинного ДВС – как тепловой машины для преобразования химической энергии в механическую работу – на самом деле “неальтернативна”. Всё так же дозы топлива (горючего) должны сгорать в сжатом воздухе (окислителе), а продукты сгорания, расширяясь от полученного в реакции тепла – толкать поршень или вращать турбину.
Адаптация серийного “механического” ДВС к топливу-метанолу или даже к водороду не претендует на “альтернативную силовую установку”. Принципиальные недостатки воздушно-топливного цикла остаются: ограниченное полезное расширение газов вспышки и затраты мощности на предварительное сжатие воздуха-окислителя.
По этим причинам КПД поршневых и турбо-ДВС ограничен до 30-35%, а до 60-70% выделяемой энергии – бесполезно греют окружающую среду с выхлопными газами, через радиатор и узлы трения.
Про “экологичность” и “возобновляемость” нефтяных ресурсов речь здесь не идёт.
Но сформулируем проблему “альтернативности” в абсолютном “альтернативном” пределе: альтернативное топливо - это топливо не для ТЕПЛОВЫХ МАШИН, а для альтернативных циклов, плюс: безопасность, возобновляемость ресурсов, независимость от окружающей среды. В идеале энергоноситель должен вырабатываться прямо из воздуха и всяких отбросов за счет электроэнергии (атомной или гидра - дешевой), а затем, отработав в двигателе, сам собою возвращаться в воздух в виде воды и обычных атмосферных газов. Может ли такое быть?
Новое – хорошо забытое старое. Вот теперь пора вспомнить про торпеду на пероксиде. Для того чтобы понять что искали ей на замену ученые, и почему их поиски увенчались триумфом, разберемся в чем отличие двигателя пероксидной торпеды от тепловой машины.
Пероксидный двигатель это не тепловой мотор, а расширительный. Упуская все технические подробности укажем только, - перекись водорода это плотная жидкость с плотностью примерно в 900 раз плотнее воздуха.
При определенных условиях она претерпевает фазовый переход, т.е. разлагается на кислород и водяной пар. При этом объем увеличивается в 900 раз, - давление соответственно. Т.е. один кубический сантиметр пероксида после разложения стремится занять почти литр объема!
Делаем выводы: пероксид не нужно сжимать (затрачивая на сжатие энергию) он уже сжат до предела являясь жидкостью. Ему не нужен карбюратор и вообще не нужен окислитель, - следовательно двигатель значительно упрощается. Пероксид это пружина готовая распрямиться при контакте с катализатором и совершить механическую работу, а на выходе просто вода и газ.
Понятно, что такой двигатель только с натяжной можно назвать тепловым, поскольку он является расширительным. Имея прототип, советские ученые не только нашли дешевую и безопасную замену пероксиду, но и значительно превзошли его в своем новом энергоносителе.
Созданное ими уникальное вещество так же как и перекись водорода было унитарным не требующим кислорода энергоносителем, способным работать хоть под водой, хоть и в космосе.
Но оно было устойчиво экологически и биологически безвредно и не взрывоопасно. Кроме того, если пероксид с некоторой натяжкой являлся теплотворным топливом (водяной пар генерируется пероксидом при очень высокой температуре), то новый энергоноситель полностью разлагался на атмосферные газы.

Унитарное топливо вполне работоспособно и не является далеким будущим: на сотню км под водой плывут скоростные торпеды; с высокой скоростью летят “пороховые” снаряды и работают “безатмосферные” турбо-насосы жидкостных ракет; с космической работоотдачей сгорают унитарные топлива в твердотопливных ускорителях.
Однако, для гражданских технологий “оборонные” окислители не годятся из-за высокой стоимости, опасности в обращении или токсичности (перекись водорода, жидкий кислород, двуокись азота, перхлораты и пр. экзотические вещи).
Проблема “гражданского” унитарного энергоносителя решается для водо-уитратных топлив – на основе некоторых **удобрений и катализаторов. Свойства этих веществ по ГОСТ и их растворов изучены в теории промышленных Взрывчатых Веществ очень хорошо. Водонаполненные композиции этих веществ с невзрывчатыми горючими веществами при обычной температуре неспособны к детонации и даже к горению, а при атмосферном давлении – и вовсе пожаробезопасны в сравнении с бензином. Мировое производство этих удобрений около 20 млн.тонн в год. Наиболее технологичные рецептуры этих энергоносителей могут быть произведены чуть-ли не в любом фермерском хозяйстве.
Напомним, что речь идет об нитрате аммония (аммиачной селитре) и втором компоненте - карбамиде (мочевине), стоимость которых менее 50 долларов за тонну.
Массовая доля углерода в стехиометрической композиции АС/карбамид составляет лишь 4%, что примерно в 20 раз ниже “углеродистости” топлива-бензина (86-90%) и метана (75%). Заметим, что для 100%-безуглеродных горючих веществ (аммиак, водород, гидразин и т.п.) в смеси с окислителем-АС “углеродистость” топливных смесей составит 0%, что можно классифицировать как разновидность водородной энергетики унитарных топлив.
Степень расширения рабочего тела-газа из конденсированной фазы энергоносителя может достигать до V2/V1 ~1500 единиц, что на 2 порядка превосходит расширение воздушно-топливных зарядов в обычных ДВС, а термодинамический КПД цикла “чистого” расширения достигает до 87% - при ограничении температуры отработавших газов до Т2 ~1000С (вода – пар). В самом предельном случае нулевого расширения газов – взрыв или вспышка в собственном объёме конденсированной фазы (ρ0 ~1,5 г/см3) – максимальные параметры безводных систем достигают до Т0 ~28000К, Р0 ~5*104 атм.. Энерговыделение (Q,ккал/кг) горячих композиций “сходит на нет” при содержании воды свыше 50-60% (вода – пар).

Расчёты по снижению начальных параметров (Т1, Р1) вспышек топливных доз в зависимости от степени расширения V2/V1 в адиабатном цикле до конечных значений (Т2, Р2) приведены в таблице. Показатель политропы для водонитратных вспышек k=1,294.

Потенциальная энергонасыщенность большинства водонитратных композиций находится в пределах 800-950 ккал/кг, с удельным газообразованием примерно 1000л/кг, что соответствует работоспособности современных бездымных пироксилиновых порохов.
Опуская скучные расчёты с расширением газов в ДВС (доступные не всем ДВС-никам), уд.расход “жидкого пороха” по сравнению с топливом-бензином при степени расширения газов V2/V1 = 50 возрастёт до 4-5 раз по массе (или в 2-2,5 раза - по объёму). Однако “большой топливный бак” – компенсируется дешевизной компонентов “водяного-пороха” и почти десятикратным уменьшением веса двигателя. А возможности форсирования “порохового” цикла – отвечают запросам самой жесткой спортивной гоночной машины или реактивного истребителя.
. Поскольку холодный “водный порох” при любой аварии не может стать “динамитом”, функциональный бак будет “передним бампером безопасности”.
На лабораторной установке обнаружена корреляция между способностью продуктов водонитратного термолиза двигать поршень и расчётной теплотой взрыва (вспышки) - в пересчёте на сухие вещества.

Оказывается, в теории тепловых машин проще пороха быть не может ничего.
Оказывается, век “нефтяного” развития ДВС Отто и Дизеля – ошибка.

Для альтернативного топлива-“пороха” необходимы и альтернативные “безатмосферные” схемы двигателя. Исключив циклы проветривания в схеме 4-тактного ДВС, можно заставить его работать как 2-тактный “гипердизель” с горячей форкамерой мини-реактора, или даже заново построить 1-тактный поршневой цилиндр т.н. “двойного действия”.
Как уже говорилось, для этого энергоносителя лучше всего подходят более простые двигатели. Именно в них на основе этой технологии можно получить максимальный. не достижимый для ДВС КПД.

Очевидно, что для непрерывно-турбинных циклов – дорогие и сложные воздушные компрессоры вряд ли понадобятся, а требования к жаропрочности рабочих зон – снижаются пропорционально “обводнённости” нового энергоносителя..
Жидкий порох

Мотор-колесо
Двигатель под капотом машины вообще отсутствует.
Привод колёс осуществляется “встроенными” в колёса г пневмо-двигателями, запитанными от центрального мини-реактора – генератора рабочего газа высокого давления. Основная трудность – создание “вписанных” газорасширительных мини-машин с высокой степенью полезного расширения рабочего газа. Зато – без карданов, коленвалов, трансмиссии, дифференциалов и пр. зауми двигателистов. В крайнем случае, “подрессоренные” турбины расширения газов или гидромоторы можно разместить над парой ведущих колёс с полуосями.
Так же неприятно создавать насос высокого давления для впрыска энергоносителя в газовый реактор.

Реактивный винт
Собственно с этого и начиналось - с торпеды.
Движитель типа “реактивный винт”, вращающийся реактивным выхлопом из сопел на концах лопастей. Если мини-реакторы “жидкого пороха” разместить там же, мы получим силовой агрегат, совмещающий функции “двигателя”, “движителя” и “топливного насоса”; узлы трения – лишь два опорных подшипника вращающейся оси винта. Центробежно-радиальные силы “втягивают-качают” высокоплотный раствор из бака через каналы оси и лопастей в горячий реактор, откуда сжатые газы выбрасываются через периферийные сопла. Стартовая “раскрутка” винта – от электромотора на оси которого собственно и закреплен винт. После старта мотор становится генератором тока для бортовой сети.
Заключив реактивный винт в кольцевой аэродинамический сегмент, можно повысить безопасность и полезную “направленность” импульса газовоздушных масс.
Толкающий реактивный винт может быть движителем для индивидуальных летательных аппаратов, а цилиндрический сегмент вокруг винта – кольцевым крылом или “хвостовым оперением” летучего аэромобиля.
Здесь уместно вспомнить, что аэросани, аэрокатера и автомобили обладают несравненным преимуществом проходимости и простоты по сравнению со своими полно приводными собратьями. И появление самодвижущегося относительно бесшумного пропеллера может вновь изменить внешний вид наземного и водного транспорта.
Между прочим в 2011 году за рубежом налажен выпуск гражданского реактивного вертолета на перекиси водорода. Этот вертолет так же не имеет двигателя и вполне может быть повторен на нашем энергоносители с более высокими коммерческими показателями...
Уже само то количество создаваемых зарубежными фирмами и любителями реактивно-винтовых вертолетов на перекиси водорода, говорит о необходимости коммерчески потеснить их нашим вариантом.

Однако, самый-самый альтернативный двигатель на самом-самом альтернативном топливе – вообще без движущихся механических частей и узлов трения. Возможно ли в качестве “опоры-поршня” для расширяющихся “из ничего” паров-газов использовать “бесплатное” вещество окружающей среды, например, воду?..

Простейшая схема “немеханического” газо-водомёта – конечно, труба. Принцип прост, вода - высокоплотное рабочее тело - разгоняется в трубе ориентированным выхлопом из реактора. И всё (!). КПД такого газо-водомёта будет зависеть от расширения реакторных газов в трубе с водой, “отбрасывающих” водяные массы с реактивным эффектом, а тяга – от “проточности” трубы. Оптимальны могут быть форсунки-решётки, или “кольцевые” форсунки, частично перекрывающие внутреннее сечение с эффектом “запирания” движущихся масс и регулируемым диффузором набегающего потока. Разгон “плотной” воды по трубе целесообразен в несколько ступеней ускоряющих форсунок-сопел. Для подводных кораблей можно резко снизить сопротивление среды пузырьковой “шубой” из носовых движителей. Энергоёмкость водонитратного топлива на 2 порядка выше аккумуляторных отсеков обычных субмарин.

На основе таких элементов можно конструировать очень простые машины бытовой механизации - газонокосилки, дрели, шуруповерты - работающие вдали от электросети.

Концепция унитарных топлив в гражданских технологиях

В основе природного равновесия и функционирования биосферы Земли лежат три природных цикла: круговорот углерода, круговорот азота, круговорот воды. До сих пор практическая и хозяйственная деятельность человека основана на добыче и сжигании накопленных в Земной коре углеродсодержащих полезных ископаемых органического происхождения: каменного угля, нефти, горючих газов, а также древесины.
При их сжигании расходуется кислород атмосферы, необратимо истощаются запасы ценнейшего углеводородного и природного сырья, атмосфера загрязняется токсичными углеродистыми продуктами и “парниковым” углекислым газом (СО2). К началу 21-го века уже нарушено природное равновесие геоклиматической машины планеты и всё человечество поставлено на грань глобальной экологической катастрофы.
Основным источником потребления нефти и загрязнения окружающей среды является автомобильный транспорт (~80%). Отметим, что все пацифистские воззвания “за экологию”, отчаянные усилия учёных-глобалистов и духовных лидеров до сих пор малоэффективны.
В то же время существует возможность резкого снижения экологической нагрузки на биосферу с использованием безуглеродных азотсодержащих возобновляемых источников энергии, а также промышленных, “альтернативных” и естественных технологий её преобразования и аккумулирования, “вписанных” в естественные циклы планетарного кругооборота азота и воды.
В качестве “альтернативного топлива” для газорасширительных машин предлагаются водонитратные композиции типа ОКИСЛИТЕЛЬ+ГОРЮЧЕЕ+РАСТВОРИТЕЛЬ, с молекулярной гомогенизацией сорастворимых реагирующих компонентов.
Наиболее технологичны легкоплавкие композиции нитрата аммония с некоторыми горючими-эвтектиками аминной природы.
***От редакции. Оставлено для ознакомления. По ряду технологических причин НЕ ПЕРСПЕКТИВНО. Рекомендуем .

В пороховую шашку, имеющую форму гильзы, запрессована пуля. При выстреле шашка сгорает. При одинаковых баллистических характеристиках эти патроны легче обычных на 30-45%, меньше по объему на 29-35% и дешевле на 3-25%.

Конструкторы намереваются даже заменить привычный порох жидким топливом. Эта операция не только серьезно изменит, облегчит оружие, но и поможет решить проблему боеприпасов. Надо сказать, что эта идея прошла долгий и мучительный путь - ведь еще недавно оружейники были уверены в том, что жидкое топливо пригодно разве только для крупнокалиберных пулеметов да автоматических пушек. Но времена меняются, >и сейчас конструкторы все больше склоняются к мнению: оно может быть перспективно и для малокалиберного оружия.

Первые образцы такого оружия уже созданы. Так, в одной из опытных винтовок используется 90%-ный нитрат монометилгидразина. Воспламеняет его капсюль ударного действия, установленный в держателе пули. Сама она оперенная (начальная скорость порядка 1500 м/с).

В других образцах топливо поджигается искрой. Или же разделяют его на компоненты (окислитель и горючее), которые при соприкосновении мгновенно вспыхивают.

Как видите, индивидуальное оружие солдата модернизируется, и вполне возможно, что винтовка 80-х годов будет отличаться от нынешней так же, как, скажем, автомат от трехлинейки.

(По материалам иностранной печати.)

На снимках:

И водный рубеж - не преграда для мотопехоты (стр. 8).

Открылись лацпорты десантных кораблей, и к берегу ринулась лавина танков и бронетранспортеров (стр. 9).

Фото Анатолия Романова, Бо риса Иванова, Юрия Пахомовз н Георгия Шутова.

ВИНТОВКА НА ЖИДКОМ ТОПЛИВЕ

Таким представляют себе специалисты устройство автоматини винтовки, работающей на жидком топ-лнвв. Огонь из нее ведется оперенными пулями 1, которые нрепятся в держателях 4 пружинящими пальцами 3. В пупе для прохода жидкого топлива сделано отверстие 2, а Для предотвращения прорыва газов между пулей и стеннами канала ствола на ней установлен обтюратор 6. Автоматика работает на принципе отвода пороховых газов. Затвор 10 запирается клином. В передней части магазина 14 одноразового применения расположены пули с держателями, а в задней - контейнер с жидким топливом. Подаватель магазина, направляющий пули в ствольную коробку 8 и поднимающий контейнер с жидким топливом, кинетически связан с подвижными частями вннтовкн. При нх движении вперед затвор досылает пулю в канал ствола 13. Через клапан 7, трубопровод 9, обратный клапан 12 и отверстие в держателе насосное

устройство нагнетает порцию жидкого топлива в камеру сгорания. За счет давления жидного топлива пуля отделяется от держателя и досылается до упора обтюратора в канал ствола, а держатель вместе с затвором несколько смещается назад. Ударннн 11 разбивает капсюль 5, и жидное топливо, находящееся в камере сгорания, воспламеняется. После выстрела под действием отводимых из ствола газов отпирается затвор, подвижные части перемещаются назад, н держатель отражается. Затем возвратная пружина перемещает подвижные части вперед, и цнкл работы автоматики повторяется.

Буквами обозначены следующие позиции: а) подача пули вместе с держателем из магазина; б) досылание пули в ствол; в) отделение пули от держателя и досылание ее в канал ствола; г) положение частей винтовни при выстреле; д) положение частей винтовки при отражении отражателя.

Летом 1942 г. в поселке Билимбае группа инженеров авиазавода, эвакуированного из Москвы, пыталась (приватно) найти средство значительного увеличения дульных скоростей, а следовательно, бронебойности пуль и снарядов.


Эти инженеры окончили механико-математический факультет МГУ, удовлетворительно знали математику и механику, но в области огнестрельного были, мягко выражаясь, дилетантами. Вероятно, потому и придумали оружие, «стреляющее керосином», что у порядочного артиллериста, скажи ему это, вызвало бы тогда лишь усмешку.

Вначале была подвергнута расчетам давно известная схема электропушки в виде двух соленоидов, неподвижной части - ствола - и подвижной - снаряда. Получились такие потребные мощности, что размеры и вес конденсатора выросли неприемлемо. Идея электропушки была отклонена.

Тогда один из этих инженеров, ранее работавший в реактивном НИИ в группе С.П.Королева по пороховым крылатым ракетам и знавший о регрессивности кривой давления пороховых газов в ракетной камере и канале ствола оружия (в РНИИ он иногда листал «Внутреннюю баллистику» Серебрякова), предложил сконструировать орудие, заряжаемое обычным порохом, но с зарядом, распределенным вдоль канала ствола в отдельных каморах, сообщающихся с каналом. Предполагалось, что по мере продвижения снаряда по стволу заряды в каморах станут по очереди воспламеняться и поддерживать давление в заснарядном пространстве примерно на постоянном уровне. Это должно было увеличить работу пороховых газов и повысить дульную скорость при неизменных длине ствола и максимально допустимом в нем давлении.

Получилось громоздко, неудобно в эксплуатации, опасно и т.д., вследствие чего схема также была забракована. После войны в каком-то журнале или газете была фотография такой пушки, созданной немцами и, по-видимому, тоже забракованной.

Наши старания уперлись было в тупик, но выручил случай. Однажды на берегу заводского пруда загрохотал жидкостный ракетный двигатель, испытываемый на соседнем заводе, главного конструктора Виктора Федоровича Болховитинова, где тогда создавался БИ-1, первый в СССР истребитель с ракетным мотором.

Грохот РД навел нас на мысль использовать в огнестрельном орудии вместо пороха топливо жидкостных ракет с непрерывным впрыскиванием его в заснарядное пространство в течение всей продолжительности выстрела.

Идея «жидкого пороха» привлекала изобретателей еще и тем, что удельная энергоемкость известных жидких смесей, скажем керосина с азотной кислотой, значительно превышала энергоемкость пороха.

Возникла проблема впрыскивания жидкости в пространство, где давление достигало нескольких тысяч атмосфер. Выручила память. Когда-то один из нас читал переведенную с английского книгу П.У. Бриджмена «физика высоких давлений», в которой описаны устройства для опытов с жидкостями, находящимися под давлением в десятки и даже сотни тысяч атмосфер. Используя некоторые идеи Бриджмена, мы придумали схему подачи жидкого топлива в область высокого давления силой самого же этого давления.

Найдя схематические решения основных вопросов, мы приступили к конструированию жидкостного оружия (к сожалению, сразу автоматического) под готовый ствол дегтяревского противотанкового ружья калибра 14,5 мм. Выполнили подробные расчеты, в которых неоценимую помощь оказал мой ныне покойный товарищ по РНИИ крупный ученый-инженер Евгений Сергеевич Щетинкое, работавший тогда в ОКБ В.ф.Болховитинова. Расчеты дали обнадеживающие результаты. Быстро изготовили чертежи «жидкостного автоматического оружия» (ЖАО) и запустили в производство. Благо, один из соавторов изобретения был директором и главным конструктором нашего завода, поэтому опытный образец изготовили очень быстро. Из-за отсутствия штатных пуль ПТРД наточили самодельных, из красной меди, зарядили ими оружие и 5 марта 1943 года в тире, составленном из кожухов разрушенных вагранок (авиазавод был размещен на территории бывшего труболитейного завода) испытали «керосиновый» пулемет. Должна была последовать автоматическая очередь выстрелов, равная количеству пуль, вложенных в магазинную коробку. Но не последовала. Произошел лишь один, судя по звуку, полноценный выстрел.

Оказалось, что столбик пуль в стволе подвергся такому давлению газов со стороны заснарядного пространства, что заклинило механизм автоматической подачи пуль и компонента жидкого топлива.

Ошибку изобретателей, решивших создать сразу пулемет доотработки системы одиночного выстрела, отметил в своем (в основном положительном) отзыве о изобретении зам. председателя Арткома генерал-лейтенант Е.А. Беркалов. Мы немедленно это учли.

Пуля из красной меди первого жидкостного выстрела пробила 8-миллиметровую стальную плиту и застряла в кирпичной кладке, к которой была прислонена плита. По диаметру пробоина значительно превысила калибр пули и имела со стороны удара ясно видимый на фото венец выплеска стали навстречу пуле, которая реформировалась в «гриб». Ученые-артиллеристы решили, что выплеск материала на входе пули в плиту, по-видимому, следует объяснить высокой скоростью встречи, а также механическими свойствами плиты и пули.

Макет образца оружия, из которого был произведен, по утверждению артиллеристов-ученых, первый в выстрел жидким «порохом», хранится в музее завода.

После первого, не вполне, таким образом, удачного (автомата не получилось) испытания жидкостного автоматического оружия пятого марта 1943 г. мы занялись отработкой выстрела из ПТРД унитарным патроном, снаряженным вместо пороха жидкими компонентами горючего и окислителя. Долгое время стреляли самодельными медными пулями, но с возвращением завода из эвакуации летом 1943 года в Москву, при помощи работников ЦК И.Д.Сербина и А.Ф. Федотикова, получили достаточное количество штатных патронов противотанкового ружья и стали вести стрельбу «жидким порохом» уже по бронеплитам бронебойно-зажигательными пулями. Доведя толщину пробиваемых плит до 45 мм, зарядом из 4 грамм керосина и 15 грамм азотной кислоты, вместо 32 граммов штатного порохового заряда, мы составили подробный отчет и послали его Сталину.

Вскоре в Наркомате вооружений под председательством генерала А.А.Толочкова было проведено межведомственное совещание с участием представителей наркоматов авиапромышленности, вооружений, боеприпасов и Артиллерийского комитета. Было вынесено решение: НКАЛу - представить в Наркомат вооружений рабочие чертежи и техусловия на изготовление опытной установки для изучения внутренней баллистики ЖАО; Наркомату вооружений - изготовить на одном из своих заводов установку и передать ее в Наркомат боеприпасов на исследования. Общее научное руководство всей работой, насколько-помню, совещание возложило на Артком.

Прошло время. И однажды, после целого ряда согласований, увязок с заводом, с НИИ Наркомата боеприпасов, мы наконец получили приглашение на защиту одним из сотрудников этого НИИ, т.Добрышем, кандидатской диссертации на тему «Внутренняя баллистика ружья...» (следовала фамилия одного из изобретателей - по традиции оружейников: «винтовка Мосина», «автомат Калашникова», «пистолет Макарова» и т.д.). Защита прошла успешно. Авторы изобретения были упомянуты в докладе, их заслугу соискатель отметил. Прошли еще годы, примерно через десять лет после изобретения ЖАО, авторов пригласили на защиту второй диссертации. На этот раз адъюнкта Артакадемии подполковника И.Д. Зуянова на тему с названием примерно -"Теоретические и опытные исследования артсистем на жидких взрывчатых смесях". Авторы изобретения с удовольствием прочли в автореферате диссертации И.Д. Зуяноеа свои имена, помянутые добрым словом. Руководителем соискателя по диссертации был профессор И.П. Граве.

Какова дальнейшая судьба нашего изобретения, мы не знаем, но нам известно из иностранной открытой печати, что начиная с 70-х годов появилось много патентов и работ в США, Англии и Франции на тему огнестрельного оружия на жидком топливе.

Известные мне лица, сделавшие вклад в работы по жидкостному оружию, в алфавитном порядке: Байдакв Г.И. - директор филиала упомянутого выше авиазавода. Беркалов. Е.А. - генерал-лейтенант, заместитель председателя Арткома, Граве И.П. - генерал-майор, профессор Артакадемии, Грииченко Г.Е. - токарь завода, Дрязгов М.П. - нач. бригады ОКБ завода, Ефимов А.Г. - токарь завода. Жучков Д.А - нач. лаборатории завода, Зуянов И.Д - подполковник, адъюнкт Артакадемии, Каримова XX - инженер-расчетчик ОКБ завода, Кузнецов Е.А - инженер-конструктор ОКБ завода, Лычов ВТ. - слесарь завода, Постое Я" - слесарь завода, Привалов А.И. - директор и гласный конструктор завода, Сербии ИД - работник ЦК партии, Сухов А.Н. - слесарь завода, Толочков АА - генерал-майор, зам. пред. НТК Наркомата вооружений, Федотиков А.Ф. - работник ЦК партии, Щеткнков Е.С. -инженер ОХБ авиазавода, возглавлявшегося В.Ф. Болховитиновым.

М.ДРЯЗГОВ, лауреат Государственной премии СССР

P.S Все бы хорошо... Но,оказывается много лет назад подполковник И.Д.Зуянов, ставший кандидатом наук за ЖАО, обнаружил что его диссертация в архиве ВАКа затерта до неприличия. То есть кто-то ее изучал. Кто - не установлено. И подполковника Зуянова уже не спросишь, он умер.