Лекции по обществознанию по разделу: "Познание".  Обществознание: Основы теории познания

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • объект («познаваемое» - природа, ее явления, социальные явления, люди, предметы и т.д.).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .

Эмпирические методы :

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ . Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез . Обратный процесс - объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация . Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение . Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение . Менее детальный синтез - объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация . Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование . Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция - движение от фактов к общему.
  11. Идеализация - создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование - создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация - изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание . Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание . (Оно же - искусство ). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание . Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание . Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание . Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание . Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы - самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к

ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Познание – процесс деятельности человека, содержание которого – отражение объективной реальности в его сознании, а результат – получение нового знания об окружающем мире.

Теории познания мира:

    агностицизм – отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не даёт достоверных сведений о мире;

    скептицизм – не отрицая принципиально возможность познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер;

    оптимизм – познать и получить достоверные знания о мире возможно.

Виды познания:

    обыденное – приобретение знаний о мире в результате повседневных жизненных обстоятельств;

    социальное – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Особенности социального познания :

    субъект и объект познания совпадают

    задевает непосредственно интересы людей

    социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание

    сложность объекта познания – общества

    установление только относительных истин, т.к. общество изменчиво

    ограничена возможность применения эксперимента, велика роль мышления.

Принципы социального познания :

А. рассматривать социальную действительность в развитии

Б. изучать социальные явления во взаимодействии

В. выявлять общее и особенное в общественных явлениях.

    научное – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Научное познание

эмпирический уровень (практика) теоретический уровень

Особенности научного познания :

    объективность добываемого знания

    развитость понятийного аппарата (категорийного);

    рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность)

    проверяемость

    высокий уровень обобщения знаний

    универсальность – может сделать предметом изучения любой феномен в человеческом мире

    использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Формы научного познания :

    научный факт – описание объективного факта посредством некоторого языка

    эмпирический закон – объективная, существенная, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами

    проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа – м.б. теоретической и практической

    гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании

    теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

Методы (орудие, средство познания) научного познания:

    наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования, возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств;

    эксперимент – исследование путём активного воздействия на явление при помощи создания новых условий или изменения течения процесса в нужном направлении, устранение всех мешающих факторов, применение технических устройств;

    анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части;

    синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей;

    индукция – переход от отдельных фактов к общим положениям;

    дедукция – от общего к частному;

    аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых отношениях;

    моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

    абстракция – мысленное отвлечение от ряда свойств и выделении какого-либо свойства;

    идеализация – образование абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности;

    исторический метод – этапы развития объекта в хронологической последовательности, описание исторического процесса с учётом его неповторимых особенностей;

    логический метод – воспроизведение в теоретической форме основного содержания исторического процесса;

    формализация – уточнение содержания познания через сопоставление объекта с некоторыми материальными конструкциями;

    математизация – использование различных способов измерения, приписывание материальным объектам и их свойствам определённых чисел, дальнейшее действие по математическим правилам с числами вместо трудоёмкой работы с объектами.

    религиозное (мифологическое)

    художественное – познание посредством художественных образов.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «ПОЗНАНИЕ И ЕГО ВИДЫ»

А 1. Познание средствами искусства обязательно предполагает использование

    отвлечённых понятий

    художественных образов

    научных приборов

    абстрактных моделей

А 2. Верны ли следующие суждения о цели научного познания?

А. Цель научного познания – осознание закономерностей процессов и явлений.

Б. Цель научного познания – отражение действительности в художественных образах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 3. «Зелёным цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утверждение является примером

    житейского знания

    мифологического знания

    научного знания

    паранаучного знания

А 4. Только в состав научного знания входят

    установленные факты

    экспериментально обоснованные выводы

    логические умозаключения

    результаты наблюдений

А 5. И религиозное, и научное знание

    имеет объективный характер

    предполагает доказательства

    может передаваться из поколения в поколение

    необходимо человеку для рациональной деятельности

В 1. Теоретическое осмысление действительности – непосредственная цель …. познания.

В 4. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания.

    проведение контрольных измерений

    выдвижение и обоснование гипотез

    создание логической модели изучаемого объекта

    описание изучаемых явлений

    проведение научного эксперимента

    объяснение существующих взаимосвязей

В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда

    описание; 2. метод; 3. наблюдение;

4.интервьюирование; 5. эксперимент.

С 6. Назовите любые два отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое примером.

С 7. Учёные одного из университетов США отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, другим по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался в крови уровень веществ, связанных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания нашёл отражение в данном сообщении?

Какой уровень научного знания представлен в нём? Аргументируйте свой ответ.

ФОРМЫ И РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ

Формы познания:

    чувственное – осуществляется органами чувств – зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом:

- ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

- восприятие – чувственный образ целостной картины ПЯП;

- представление – обобщённый образ ПЯП, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих ПЯП познания на органы чувств.

Особенности чувственного познания:

    непосредственность – прямое воспроизведение объекта

    наглядность и предметность возникающих в результате познания образов

    воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

    Эмпиризм – единственный источник наших знаний – чувственный опыт.

Чувственное познание

эмоции – аффективная форма проявления чувства – эмоции, выраженные в

моральных чувств соответствующих понятиях (любовь)

    рациональное – отражение действительности посредством мышления:

- понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства ПЯП;

- суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о ПЯП;

- умозаключение – вывод – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения:

А. индуктивное – от частного к общему;

Б. дедуктивное – от общего к частному;

В. по аналогии – по сходству.

Особенности рационального познания:

    опора на результаты чувственного познания

    абстрактность и обобщённость возникающих в результате познания образов

    воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

    Рационализм – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

    Знание – единство чувственного и рационального познания действительности.

    интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», без опоры на логические обоснования и доказательства.

Признаки:

    внезапность

    неполная осознанность

Виды:

    интеллектуальная – связана с умственной деятельностью;

    мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.

Результат познания

знания заблуждение ложь

    Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Виды знаний:

    житейское (обыденное) – сводится к констатации фактов и их описанию, носит эмпирический характер, базируется на здравом смысле и обыденном сознании;

    научное – достоверное обобщение фактов, действительность в прошлом, настоящем и будущем облекается в форму отвлечённых понятий и категорий (графики), предвидение явлений;

    практическое – овладение вещами, преобразование мира;

    художественное – целостное отображение мира и человека в нём посредством образа, а не понятия;

    рациональное – связано с рациональным мышлением, отражение реальности в логических понятиях и категориях;

    иррациональное – противоречит рациональному мышлению, предметы знаний парадоксальны и не подчиняются законам логики и науки (эмоции, интуиция, воля);

    личностное – зависимо от способностей субъекта и особенностей его интеллектуальной деятельности

    ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира:

Донаучное – предпосылочная база научного знания

Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представления о действительности.

    Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждени я:

    погрешности при переходе от чувств к разуму

    некорректный перенос чужого опыта без учёта конкретной ситуации.

    Ложь – сознательное искажение образа объекта.

3. ПОЗНАНИЕ

3.1. Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное.

Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания).

Первая ступень познания представляет собой чувственное познание. Чувственное познание основано на опыте человека, который он приобретает, воздействуя на познаваемые объекты с помощью органов чувств (вкус, обоняние, осязание, зрение, слух). Оно всегда субъективно, осуществляет связь человека с внешним миром.

Формы чувственного познания:

    Ощущение – отражение отдельных признаков и свойств предметов (температура, цвет, вкус).

    Восприятие – целостный образ предмета или явления.

    Представление – сохранение образов предметов в памяти.

Вторая ступень познания – рациональное познание. Рациональное познание позволяет человеку постигнуть внутреннее в вещах – их структуру, сущность, законы.

Формы рационального познания:

    Понятие – отражение общих принципов и свойств предметов (в словах, символах, знаках).

    Суждение – связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами (в предложениях, формулах).

    Умозаключение – связь между несколькими суждениями (в более сложных предложениях, формулах, где присутствуют причинно-следственные связи).

Процессу познания присущи некоторые противоречия:

1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостатком знаний о нем.

2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира.

3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами.

4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.

В процессе познания большую роль играют такие внерациональные формы познания как воображение, фантазия, эмоции, вера, интуиция. Интуиция – способность прямого (непосредственного) постижения истины, то есть без опоры на рассуждения и доказательства.

3.2. Истина, ее критерии. Относительность истины.

Целью любого познания является истина. Истина – соответствие знания предмету познания.

Для истины характерны объективность (соответствие знания об объекте самому объекту), процессуальность (истина может измениться в процессе познания, т.к. познаваемый мир неисчерпаем), конкретность (истина определяется конкретными условиями места, времени, ситуации).

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Например, все люди смертны.

Относительная истина – неполное, неточное, недостаточное знание об объекте. В основе относительности истины лежит понимание, что познаваемый мир безграничен, а человеческие познавательные возможности ограничены.

Знание, не соответствующее познаваемому объекту, называется заблуждением. Заблуждения можно разделить на три вида:

    Ошибка – заблуждение, возникающее в результате невнимательности или глупости.

    Ложь – преднамеренное заблуждение, возникающее в случае, когда выгодно выдать за истину то, что ею не является.

    Иллюзия – заблуждение, не зависящее от личных качеств субъекта.

3.3. Виды человеческих знаний

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах – в форме обыденного познания, мифологического, художественного, религиозного, философского, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются как вненаучные формы.

Мифологическое знание – исторически первая форма познания, направленная на постижение природы и общества, опыт поколений через смысловое родство с познаваемой действительностью.

Обыденно-практическое (житейское) знание – форма познания, в основе которой является здравый смысл, жизненный опыт, повседневная практическая жизнь.

Художественно-образное знание – форма познания, проявляющаяся в искусстве через создаваемые образы.

Религиозное знание – форма познания, основанная на вере в сверхъестественное.

Философское знание – форма познания, особенностью которой является универсализм (общий характер) и критицизм (проверка результатов доводами разума).

Особое место в познавательной деятельности занимает самопознание (рефлексия) – осмысление человеком своей мыслительной деятельности, слов и поступков, с целью выявления собственной сущности.

3.4. Научное познание. Социальное познание. Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание

Научное познание – познание, целью которого является открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи.

Черты научного познания:

    исследование существенных, типичных, устойчивых связей, свойств и отношений;

    объективность;

    строгая доказательность, опытная проверка, воспроизведение, повторение результатов;

    систематичность знания, формирование целостной системы понятий, символов, формул, теорий;

    использование полученных знаний в реальной жизни.

В структуре научного познания выделяются два уровня – эмпирический и теоретический .

Эмпирическое познание ориентировано на явления, в нем преобладает чувственный опыт, рациональное познание подчинено чувственному. Главные методы эмпирического познания – наблюдение, сравнение, эксперимент.

Теоретическое познание ориентировано на сущность явлений, оно основано на рациональном познании. Главные методы теоретического познания – абстрагирование, формализация, моделирование, мысленный эксперимент, системный подход, идеализация.

Основные формы научного познания:

    Научный факт – предложение, фиксирующее эмпирическое (опытное) знание.

    Научная проблема – затруднение, преодоление которого возможно только с помощью научного исследования.

    Научная идея – интуитивное объяснение явления.

    Гипотеза – допущение или предположение, нуждающееся в доказательстве.

    Закон – отображение существенной, необходимой или повторяющейся связи между объектами или явлениями.

    Теория – наиболее развитая форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.

Социальное познание – познание общества, социальных отношений. В данном виде познания субъект и объект познавательной деятельности совпадают. Социальное познание ориентировано на исследование качества (значимость явлений), а не количества (типичность, повторяемость). Социальное познание направлено на исследование единичного, уникального на основе общего, закономерного. Социальное познание изучает не только общественные связи, но и человека, поэтому его часто называют социально-гуманитарным.

Основными социальными науками считаются история, социология, политология, юриспруденция. Социально-гуманитарные науки – психология, культурология, филология, лингвистика, религиоведение.

по курсу «Естествознание»

по теме: «Познание человеком мира и самого себя»


Мышление - это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности людей из данных чувственного познания. Наряду с наглядно-действенным и наглядно-образным видами мышления у человека формируется отвлеченное, теоретическое мышление. Человек начинает познавать с его помощью такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые недоступны чувствам. Например, одной из сложнейших проблем современной физики является создание теории элементарных частиц, но эти мельчайшие частицы невозможно увидеть даже с помощью современных микроскопов. Только благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами.

Посредством, мышления человек способен проникнуть в суть явлений, выявить их внутренние связи и отношения. Это достигается с помощью таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Мышление - это высшая форма отражения действительности, высшая ступень познания, связанная с формированием нового знания.

Мышление неразрывно связано с языком и речью. Оно возможно тогда, когда облекается в языковую форму. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражаете» в словах в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама мысль.

Язык - это система знаков. Он выступает как способ оформления, выражения и закрепления мысли. Язык существует и реализуется через речь. Речь - это процесс общения, коммуникационного воздействия посредством языка. Речевая деятельность осуществляется в таких формах, как устная, письменная и внутренняя речь. В процессе речевого общения большое значение имеет использование коммуникативных средств мимики, жестов, паузы.

2. Сознание

Сознание выделяется из более обширной сферы психического и понимается как высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга. Существует, по крайней мере, два подхода, объясняющие природу сознания. Первый связан с именем французского философа Рене Декарта, который предлагал понимать сознание как замкнутый внутренний мир человека, который содержит в себе ощущения, восприятия, память, эмоции, волю, мысли, суждения, язык, а также образы вещей. Названные элементы составляют структуру сознания. Главной формой деятельности сознания признается логический строй мышления. Декартово «Я мыслю, следовательно, существую» подчиняет сознанию все проявления человека вплоть до его существования.

Опираясь на этот подход, наука предлагает поход «внутрь» сознания, т. е. исследование механизмов мозга. Однако нейрофизиологи сомневаются в возможностях получения поляной информации о сознании на основе изучение структур и деятельности мозга. Возникает огромное количество проблем, связанных с общественной природой сознания, его конкретно-историческим и творческим характером.

Второй подход, согласно которому сущность сознания следует искать не в нем самом, а во внешнем мире, в общественной практике, развит марксизмом. В нем предполагается, что образы сознания рождаются в процессе деятельности, в результате воздействия на человека окружающей реальности. Мышление и сознание тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, чем активнее сам субъект. Выводы данного подхода: «Бытие определяет сознание», «сознание - отражение бытия», - подтверждают зависимость сознания от внешнего, общественную природу сознания. Сознание предстает не как индивидуальное свойство, а как универсальный процесс всего человеческого рода.

Дальнейшее проникновение в суть сознания требует объединения этих двух подходов. Изучение природы сознания должно проводиться одновременно и в сфере духовности, и в сфере материальных отношений.

Таким образом, сознание есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания.

По способу своего возникновения сознание является продуктом развития биологической и социальной форм движения материи, деятельность человека есть условие становления сознания.

По функциональному назначению сознание - фактор управления поведением и деятельностью человека, обобщенное отражение и творческое преобразование действительности.

3. Познание

Познание есть форма адекватного отражения действительности, процесс приобретения знания, имеющий структуру, уровни, формы, методы и конкретно-историческую природу.

Познание - процесс постижения человеком или обществом новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.

Структура познания предполагает наличие субъекта, объекта и средств познания. Субъект познания - активно действующий индивид, наделенный сознанием и целеполаганием, или группа индивидов (общество). Объект познания - то, на что направлена активность человека (субъекта). Субъект и объект познания находятся в постоянном взаимодействии.

Теория познания (гносеология) изучает природу познания, предпосылки и критерии познавательного процесса. Принципиальную возможность познания мира отрицали агностики. Скептики в отличие от агностиков лишь сомневались в возможности познания мира. Большинство ученых и философов уверены в том, что мир познаваем.

Знание рассматривается как результат познавательной деятельности, наличие определенной информации, а также совокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Человеческое знание зафиксировано в соответствующих материальных носителях (книги, дискеты, магнитные ленты, диски), хранится в человеческой памяти и транслируется из поколения в поколение.

4. Рациональное и чувственное познание

Особенностью рационального познания является доминирующая роль разума (от лат. ratio). Человек может познавать мир на основе предварительной работы мысли, что предполагает построение идеальной схемы деятельности. Рационалист первоначально прорабатывает свои действия мысленно, для него главной является идея, он предпочитает следовать установленным нормам. Рациональный способ познания исходит из положения о том, что мир разумен, в его основе лежит некое разумное начало. Поэтому рационализм представляет собой способность человека работать с идеальными объектами, отражать мир в понятиях. Европейская цивилизация характеризуется как рациональная цивилизация. Ей присущ разумный, рассудочный подход к действительности, прагматический способ решения проблем. Разум, рассудок, логика - вот составляющие рационального способа познания.

Таким образом, универсальным основанием рационализма провозглашаются законы логики. К рационалистам относят Декарта, Лейбница, Фихте, Гегеля. Последнему принадлежит программный тезис рационального познания: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

Поэтому рационализм в познании объявляет главным источникам познавательной деятельности не опыт и эксперимент, а разум и независимые от опыта идеи. Рациональность в познании требует от ученого выявления всеобщего, независимого, от чувственных впечатлений. Научную рациональность связывают с историей развития науки и естествознания, с совершенствованием системы познания и с методологией.

Рациональное познание противостоит чувственному познанию, которое в отличие от рационализма в качестве источника и основы познания рассматривает человеческую чувственность. Все содержание познания выводится из деятельности органов чувств. Именно в ощущениях отражается связь человека с внешним миром, показания органов чувств трактуются как тот канал, который обеспечивает достоверное отражение внешнего мира. Наиболее последовательным представителем этого направления в античности был Эпикур. Сторонники чувственного познания пришли к выводу о том, что человеческое сознание первоначально представляет собой «чистую доску», на которой опыт записывает свои данные. Им принадлежит и еще одна крылатая фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Этим подчеркивается роль опытного знания. К сторонникам чувственного познания относят Бэкона, Гоббса, Локка, Гельвеция, Дидро, Гольбаха.

В современной философии преодолеваются ограничения как рационального, так и чувственного познания. Процесс познания предстает как сложный процесс взаимосвязи и взаимодействия чувственного и рационального, включает в себя и данные органов чувств, и процедуры их умственного, логического упорядочивания, рациональные и чувственные формы познания.


Целью научного познания является достижение истины. Споры о понятии истины и ее критериях не затихают и поныне, имея более чем 2,5-тысячелетнюю историю. Аристотелю принадлежит определение истины, которое стало классическим: истина - это соответствие мысли и предмета, знания и действительности. В современной западной литературе классическую концепцию истины называют теорией соответствия.

Однако возникает вопрос, что чему должно соответствовать? У Гегеля действительность должна соответствовать абсолютной идее. Материалисты пытаются доказать, соответствие наших представлений реальности, тождество мышления и бытия. Различные философские школы относят к критериям истины разные признаки: всеобщность и необходимость (Кант), простота и ясность (Декарт), логическая непротиворечивость, общезначимость (Богданов), а также полезность и экономность. Русский философ П. Флоренский утверждал, что истина есть «истина», то, что есть, и дается она с непосредственной очевидностью в переживании. Существует эстетический критерий истины, согласно которому истина заключается во внутреннем совершенстве теории, простой (красивой) форме уравнений, изяществе доказательств. Существуют логические критерии истинности, которые применяются в математике и требуют доказательств.

Наша жизнь – это и есть познание в чистом виде, ведь родившись и до последнего вздоха, человек постоянно делает для себя открытия. Познание окружающего мира в действительности - это отображение этого мира в нашем сознании. Но исследование самого себя также представляет некий процесс познания, не менее глобальный, чем познание мира.

Субъектом или познающим лицом, всегда является человек, как индивидуум, либо общество в целом. Однако полноценное познание окружающего мира человеком невозможно без нахождения в обществе.

Подходы к познанию

Способы познания окружающего мира изучает наука гносеология. Существует два основных подхода к изучению и познанию мира:

  1. Гностицизм – это «оптимистичное» виденье мира, так как приверженцы этой точки зрения настаивают на том, что человеческий потенциал неисчерпаем и человек может постичь и познать все тонкости мироздания. Поклонниками гностицизма являются материалисты.
  2. Агностицизм – агностики говорят противоположное: либо мир непознаваем, либо человек не обладает должным потенциалом для познания всего мира. В числе агностиков обычно идеалисты. На их взгляд познавательные возможности человеческого разума очень ограничены, и мы можем познать только внешнюю оболочку предметов, никогда не заглянув внутрь.
Инструменты познания

Методы познания окружающего мира передаются из поколения в поколения в виде книг, карт, рисунков, схем и открытие одного человека никогда не является его личным достоянием на 100 %. Он – сын своего времени и черпал знания из источников предков. Открытие никогда не появляется само по себе не из чего.

Главный инструмент для познавательной деятельности – это практика.

Практика – это целенаправленное действие человека по преобразованию окружающего мира. Практическое познание происходит с вовлечением , логики, чувств и рационального мышления.

Все-таки, гностика, а не агностика является основой познания. Ведь если бы было наоборот, человечество бы не узнало и половину того, что знает. Вот следующие принципы гностики и воздействуют на человека:

  • диалектизм позволяет подойти к вопросу с точки зрения развития человечества и использовать законы, теории, принципы;
  • история – позволяет взглянуть на вопрос с высоты исторического опыта, в процессе развития;
  • познаваемость – это главный принцип без которого познание невозможно, ибо он представляет собой саму позицию того, что мир познать возможно;
  • объективизм – это возможность видеть предмет бесстрашно, вне зависимости от воли и , таким, каким он есть в реальном мире;
  • творчество – умение художественного отображения реального мира;
  • конкретика – возможность рассматривать проблему индивидуально, ограждено.
Чувственное познание

Совершенно иным и непохожим на мышление является процесс познания окружающего мира с помощью сенсорных чувств. Мы не можем познать законы мироздания с помощью носа или ушей, однако именно наши органы осязания дают нам возможность отражать наружные качества мира.

Каждый сенсорный орган отвечает и воспринимает по отдельности, но мозг дает целостную картинку. Более того, благодаря этому, мы имеем возможность не чувствуя сейчас, в будущем воспроизвести те былые чувства.

Однако на одну и ту же вещь, обладая теми же сенсорными органами, мы смотрим по-разному. Художник, увидев стог сена, восхитится тонами и красками, ароматом, мягкостью, вдохновившись, тут же возьмется за кисть, а сельский мужик вмиг прикинет, насколько хватит скоту этого сена. Все зависит от нашего восприятия мира.

Кроме того, мы познаем и чувствуем то, чего на данный момент перед нами нет. Именно на познании и умении воспроизводить, и строятся человеческие ассоциации.