Кто такой Евпатий Коловрат, кем он был? Исторические сведения о его подвиге. История

В XIII веке история нашей страны была разделена на «до» и «после». «До» остались тесные связи с Европой, стремительное развитие культуры, зодчества, науки… Начинать практически с начала нашим предкам предстояло после страшного нашествия кочевников во главе с Батыем , обрушившегося на Русь в 1237 году.

Внешняя угроза пришла в самый неудачный момент — Русское государство вступило в период феодальной раздробленности и противостоять агрессорам единым фронтом оказалось не в состоянии.

Евпатий Коловрат на гравюре. Фото: Commons.wikimedia.org

Численность татаро-монгольского войска, вторгшегося в пределы Руси, была беспрецедентной. По разным оценкам, в рядах армии Батыя находилось от 300 до 600 тысяч воинов. Эта армада была хорошо обученной и прекрасно управляемой. По мнению историков, русские княжества даже при объединении всех сил в единый кулак, чего на практике достигнуто не было, могли противопоставить кочевникам не более 100 тысяч воинов.

Первый удар войск Батыя приняло на себя Рязанское княжество. Батый, остановившись на южных рубежах княжества, потребовал от рязанского князя Юрия выплаты дани и признания своей власти.

Посланник князя

Юрий, понимая, что в одиночку Рязань не выстоит, отправил посланцев за помощью к владимирскому князю Юрию и к князю черниговскому Михаилу.

В Чернигов был отправлен князь Ингварь Ингваревич , в числе сопровождающих которого был рязанский боярин Евпатий Коловрат .

От эпохи монгольского нашествия сохранилось достаточно мало источников, а народные сказания превращают личность Коловрата в полумифическую, однако историки считают, что, в отличие от многих других героев эпоса, в данном случае речь идёт о реальном человеке.

На момент нашествия Батыя Евпатию Коловрату было около 35 лет. Уроженец села Фролово Шиловской волости занимал видное место при рязанском князе и являлся воеводой. По всей видимости, Коловрат был человеком большой физической силы, опытным воином и талантливым командиром.

Пока рязанское посольство находилось в Чернигове, события в Рязанском княжестве развивались стремительно.

Рязанский князь выслал в лагерь Батыя посольство во главе со своим сыном Фёдором. Батый счёл, что русские послы не проявили достаточной покорности и приказал убить их всех, за исключением одного человека, которого отправили с этим известием в Рязань.

Гибель Рязани

После гибели послов Юрий Рязанский, так и не дождавшийся помощи, принял решение дать монголам сражение в поле.

Вдова погибшего в посольстве князя Фёдора Евпраксия покончила с собой, вместе с маленьким сыном бросившись с крепостной стены.

Сражение рязанского войска, составлявшего несколько тысяч человек, против 100-тысячной армии монголов, произошедшее на реке Воронеж, завершилось поражением русских.

Армия Батыя подступила к стенам Рязани. Оборона города началась 16 декабря 1237 года. Рязанцы умело отражали атаки противника, но силы были слишком не равны. Исход битвы был предрешён после того, как монголы подтянули к крепости города стенобитные машины. В ночь с 20 на 21 декабря 1237 года ордынцы проломили городскую стену и при свете факелов ворвались в город.

В Рязани началась резня. Руководивший обороной города князь Юрий погиб вместе с большинством горожан.

Древний город был уничтожен фактически полностью и более не восстанавливался. Рязань, которую мы знаем сегодня, — это на самом деле город Переяславль-Рязанский, ставший столицей рязанского князя после нашествия. Название Рязань за городом закрепилось с середины XIV века.

Памятник Евпатию Коловрату на Почтовой площади в Рязани. Скульптор Олег Седов. Фото: Commons.wikimedia.org

«Духи мстят»

Евпатий Коловрат после получения новостей о сражении на реке Воронеж вместе с отрядом находившихся при посольстве рязанских воинов поспешил на помощь родному городу.

Однако в Рязань он прибыл уже после того, как армия Батыя двинулась дальше, оставив позади себя выжженную землю.

Коловрат был потрясён — в Рязани монголы не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Он принял решение преследовать татар, двинувшихся в пределы Владимиро-Суздальского княжества, и атаковать их. К нему присоединились и те, кому удалось уцелеть в окрестностях Рязани. Всего отряд Коловрата насчитывал около 1700 человек.

Удара с тыла армия Батыя не ожидала, уверенная в том, что рязанские дружины уничтожены полностью. Поэтому атака отряда Коловрата на арьергард монголов оказалась для последних совершенно внезапной. Русские воины атаковали неприятеля из леса, разгромив их стан и нанеся монголам тяжёлое поражение.

О том, сколько боёв провёл отряд Коловрата с татарами, тоже нет единого мнения. Некоторые считают, что рязанцы нанесли несколько успешных партизанских ударов по армии Батыя, вызвав в рядах монголов настоящую панику.

Воины Батыя были язычниками и верили, что с ними сражаются не люди, а разгневанные духи павших рязанцев.

Последний бой

Самого Батыя всерьёз обеспокоили удары в тыл и существенные потери. Он немедленно развернул против отряда рязанцев большие силы.

Преимущество в численности и решило исход противостояния. Монголам, настигнувшим отряд Евпатия Коловрата, удалось отсечь русских воинов от леса, навязав им полевое сражение фактически в полном окружении.

«Зачистку» возглавил монгольский командир Хостоврул , брат жены самого Батыя, намеревавшийся взять живым дерзкого русского командира.

Однако атаки монголов не возымели успеха. Больше того, погиб и сам Хостоврул. Монгольское войско несло тяжелейшие потери в схватке с горсткой упрямых русских, которые истекали кровью, но отказывались покориться.

Покончить с сопротивлением отряда Коловрата удалось лишь тогда, когда против окружённых русских воинов пустили в ход камнемётные машины, предназначенные для разрушения укреплений.

Из 1700 русских взять живыми монголам удалось лишь шестерых израненных бойцов. Евпатий Коловрат погиб на поле боя.

Честь превыше всего

Батый через толмача спросил у пленных, кто они такие и почему преследовали и убивали его людей. Пленники отвечали, что они рязанцы, мстили монголам за разорение родной земли и убийство близких. Уцелевшие воины вели себя уверенно и посоветовали Батыю не откладывать собственную казнь.

Батый повелел принести тело погибшего русского командира. Он долго вглядывался в лицо Коловрата, а затем сказал:

— С тысячей таких богатырей, как этот русский витязь, я мог бы завоевать весь мир!

В знак уважения к мужеству русских Батый велел освободить пленных и отдать им тело Евпатия Коловрата для того, чтобы они могли похоронить его с почестями.

Спустя девять дней после этого, 20 января 1238 года, татары взяли маленький городок Владимиро-Суздальского княжества — Москву.

Этому маленькому городку ещё только предстояло объединить русские земли, сбросить цепи ига и начать писать новую историю страны.

А Древняя Русь уходила в прошлое, оставляя после своей гибели память о мужестве своих последних защитников, спасших её честь. Таких, как Евпатий Коловрат.

В отличие от многих других героев эпоса, Евпатий Коловрат реальный человек в истории. За некоторые вещи нужно мстить, смывать кровью за разорение родной земли и убийство близких. Отряд Евпатия Коловрата, действуя в тылах, вызвал в рядах монголов настоящую панику, нанося тяжёлое поражение армии захватчиков.

Когда к отряду Коловрата пришёл посол Батыя с вопросом «Чего вы хотите?», в ответ он услышал: «Только умереть!».

Нашествие

В XIII веке история нашей страны была разделена на «до» и «после». «До» остались тесные связи с Европой, стремительное развитие культуры, зодчества, науки… Начинать практически с начала нашим предкам предстояло после страшного нашествия кочевников во главе с Батыем, обрушившегося на Русь в 1237 году.

Внешняя угроза пришла в самый неудачный момент - Русское государство вступило в период феодальной раздробленности и противостоять агрессорам единым фронтом оказалось не в состоянии.

Численность татаро-монгольского войска, вторгшегося в пределы Руси, была беспрецедентной. По разным оценкам, в рядах армии Батыя находилось от 300 до 600 тысяч воинов. Эта армада была хорошо обученной и прекрасно управляемой. По мнению историков, русские княжества даже при объединении всех сил в единый кулак, чего на практике достигнуто не было, могли противопоставить кочевникам не более 100 тысяч воинов.

Первый удар войск Батыя приняло на себя Рязанское княжество. Батый, остановившись на южных рубежах княжества, потребовал от рязанского князя Юрия выплаты дани и признания своей власти.

Посланник князя

Юрий, понимая, что в одиночку Рязань не выстоит, отправил посланцев за помощью к владимирскому князю Юрию и к князю черниговскому Михаилу.

В Чернигов был отправлен князь Ингварь Ингваревич, в числе сопровождающих которого был рязанский боярин Евпатий Коловрат.

От эпохи монгольского нашествия сохранилось достаточно мало источников, а народные сказания превращают личность Коловрата в полумифическую, однако историки считают, что, в отличие от многих других героев эпоса, в данном случае речь идёт о реальном человеке.

На момент нашествия Батыя Евпатию Коловрату было около 35 лет. Уроженец села Фролово Шиловской волости занимал видное место при рязанском князе и являлся воеводой. По всей видимости, Коловрат был человеком большой физической силы, опытным воином и талантливым командиром.

Пока рязанское посольство находилось в Чернигове, события в Рязанском княжестве развивались стремительно.

Рязанский князь выслал в лагерь Батыя посольство во главе со своим сыном Фёдором. Батый счёл, что русские послы не проявили достаточной покорности и приказал убить их всех, за исключением одного человека, которого отправили с этим известием в Рязань.

Гибель Рязани

После гибели послов Юрий Рязанский, так и не дождавшийся помощи, принял решение дать монголам сражение в поле.

Вдова погибшего в посольстве князя Фёдора Евпраксия покончила с собой, вместе с маленьким сыном бросившись с крепостной стены.

Сражение рязанского войска, составлявшего несколько тысяч человек, против 100-тысячной армии монголов, произошедшее на реке Воронеж, завершилось поражением русских.

Армия Батыя подступила к стенам Рязани. Оборона города началась 16 декабря 1237 года. Рязанцы умело отражали атаки противника, но силы были слишком не равны. Исход битвы был предрешён после того, как монголы подтянули к крепости города стенобитные машины. В ночь с 20 на 21 декабря 1237 года ордынцы проломили городскую стену и при свете факелов ворвались в город.

В Рязани началась резня. Руководивший обороной города князь Юрий погиб вместе с большинством горожан.

Древний город был уничтожен фактически полностью и более не восстанавливался. Рязань, которую мы знаем сегодня, - это на самом деле город Переяславль-Рязанский, ставший столицей рязанского князя после нашествия. Название Рязань за городом закрепилось с середины XIV века.

«Духи мстят»

Евпатий Коловрат после получения новостей о сражении на реке Воронеж вместе с отрядом находившихся при посольстве рязанских воинов поспешил на помощь родному городу.

Однако в Рязань он прибыл уже после того, как армия Батыя двинулась дальше, оставив позади себя выжженную землю.

Коловрат был потрясён - в Рязани монголы не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Он принял решение преследовать татар, двинувшихся в пределы Владимиро-Суздальского княжества, и атаковать их. К нему присоединились и те, кому удалось уцелеть в окрестностях Рязани. Всего отряд Коловрата насчитывал около 1700 человек.

Удара с тыла армия Батыя не ожидала, уверенная в том, что рязанские дружины уничтожены полностью. Поэтому атака отряда Коловрата на арьергард монголов оказалась для последних совершенно внезапной. Русские воины атаковали неприятеля из леса, разгромив их стан и нанеся монголам тяжёлое поражение.

О том, сколько боёв провёл отряд Коловрата с татарами, тоже нет единого мнения. Некоторые считают, что рязанцы нанесли несколько успешных партизанских ударов по армии Батыя, вызвав в рядах монголов настоящую панику.

Воины Батыя были язычниками и верили, что с ними сражаются не люди, а разгневанные духи павших рязанцев.

Последний бой

Самого Батыя всерьёз обеспокоили удары в тыл и существенные потери. Он немедленно развернул против отряда рязанцев большие силы.

Преимущество в численности и решило исход противостояния. Монголам, настигнувшим отряд Евпатия Коловрата, удалось отсечь русских воинов от леса, навязав им полевое сражение фактически в полном окружении.

«Зачистку» возглавил монгольский командир Хостоврул, брат жены самого Батыя, намеревавшийся взять живым дерзкого русского командира.

Однако атаки монголов не возымели успеха. Больше того, погиб и сам Хостоврул. Монгольское войско несло тяжелейшие потери в схватке с горсткой упрямых русских, которые истекали кровью, но отказывались покориться.

Покончить с сопротивлением отряда Коловрата удалось лишь тогда, когда против окружённых русских воинов пустили в ход камнемётные машины, предназначенные для разрушения укреплений.

Из 1700 русских взять живыми монголам удалось лишь шестерых израненных бойцов. Евпатий Коловрат погиб на поле боя.

Честь превыше всего

Батый через толмача спросил у пленных, кто они такие и почему преследовали и убивали его людей. Пленники отвечали, что они рязанцы, мстили монголам за разорение родной земли и убийство близких. Уцелевшие воины вели себя уверенно и посоветовали Батыю не откладывать собственную казнь.

Батый повелел принести тело погибшего русского командира. Он долго вглядывался в лицо Коловрата, а затем сказал:

С тысячей таких богатырей, как этот русский витязь, я мог бы завоевать весь мир!

В знак уважения к мужеству русских Батый велел освободить пленных и отдать им тело Евпатия Коловрата для того, чтобы они могли похоронить его с почестями.

Спустя девять дней после этого, 20 января 1238 года, татары взяли маленький городок Владимиро-Суздальского княжества - Москву.

Этому маленькому городку ещё только предстояло объединить русские земли, сбросить цепи ига и начать писать новую историю страны.

А Древняя Русь уходила в прошлое, оставляя после своей гибели память о мужестве своих последних защитников, спасших её честь. Таких, как Евпатий Коловрат.

Легенда о Коловрате. Фильм трейлер (2017)

Евпатий Коловрат. Кем он был на самом деле по вере.
В этой заметке мы коснемся памяти известного исторического персонажа - Евпатия Коловрата. Именно его неоязычники считают образцом языческого мужчины. Но так ли это? Ведь были попытки убедить в том что даже Сергий Радонежский был на самом деле язычником). Давайте посмотрим на то, что говорит об Евпатии история и наука.
Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.
Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре «фэнтези» и «альтернативной истории». Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы:
1. имени Евпатий нет в христианских святцах;
2. «коловрат» – это разновидность языческой свастики;
3. отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны, по мнению данных авторов, исключительно для язычников.
Коловра́т (также известен как «солнцеворот») - символ, используемый частью современных русских националистов (движение «Русское национальное единство» и др.) и неоязычников.
По утверждениям неоязычников, является исконно русским названием свастики как солярного символа, хотя, по словам историка и религиоведа Романа Багдасарова, неизвестно ни одного исторического источника, где свастику (имевшую на Руси множество имён) называли бы «коловратом». Изображение коловрата (польск. słoneczko) на надгробии можно видеть на гравюре польского художника Станислава Якубовского 1923 года.
1. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».
«Коловратами самострельными» называли разновидность арбалета.
2. Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Данное слово состоит из двух корней: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Возможно также, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами; в любом случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.
3. Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен для христианина, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. Как пример можно привести прославленного Церковью в лике святых последнего императора Византии Константина XI Палеолога, который во время осады Константинополя турками в одиночку вышел против огромного воинства. История сохранила его последние слова: «Город пал, а я еще жив». Императора нашли бездыханным под грудой вражеских тел.
Материал подготовлен по статье «Язык их - враг их» Максима Кузнецова.

Евпатий Коловрат – воевода, рязанский боярин, богатырь, герой народных сказаний о событиях тринадцатого века. Подвиг русского силача подробно описан в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Точная дата рождения Евпатия Коловрата неизвестна. Согласно данным некоторых источников, богатырь появился на свет около 1200 года. Эту дату принято считать годом рождения Евпатия.

В одном из источников упоминалось отчество боярина - Львович. Известно также, что в наиболее ранних сказаниях герой был назван Евпатием Неистовым. Родиной витязя считают село Фролово Шиловской волости. Евпатий – уроженец рязанской области, патриот, герой местного сопротивления времен татаро-монгольского нашествия.

Боярин при дворе

Коловрат был воеводой при дворе рязанского князя Юрия. Богатырь отличался огромной физической силой, был опытным воином, уважаемым командиром войска. На момент вторжения ордынцев витязю было около 35-37 лет. Князь Юрий понимал, что Рязань не выстоит против многотысячного войска, и отправил послов к князю Чернигова за помощью. Среди посланников был и Евпатий.


Поездка в Чернигов спасла Коловрата от гибели. Ожидая вестей от верных подданных, князь Юрий одарил хана подарками, чтобы усыпить его бдительность. Батый потребовал привести к нему первую красавицу княжества, которой была сноха рязанского правителя. В результате отказа молодой князь Фёдор был убит, его жена и сын погибли, а войско рязанского князя было истреблено в битве у реки Воронеж.

Князь Юрий принял смерть от врага на поле боя. Когда послы вернулись в Рязань, они нашли горы трупов и выжженную землю.

Подвиг русских богатырей

Когда Евпатий вернулся на родину, он узнал, что молодой князь Федор убит, его жена и наследник погибли, а народ рязанский был истреблен. Собрав из уцелевших мужчин небольшой полк, Коловрат отправился по следам ордынцев. Его миниатюрная армия насчитывала всего семнадцать сотен солдат.

Отряд Евпатия использовал тактические хитрости. Богатыри нападали из леса, ночью или под покровом тумана. Ордынцы начали верить, что сражаются с разгневанными духами. В армии хана началось брожение. Батый отправил на борьбу с неприятелем лучших воинов под предводительством своего шурина. Русские были отрезаны от пути к своему укрытию и окружены. Пленить предводителя рязанского сопротивления у ордынцев не получилось. Брат жены Батыя Хостоврул пал в бою, а русские воины не сдавались.


Евпатий Коловрат во главе воинства

Окончательную точку в сражении поставили машины для метания камней. Оружие, которое обычно использовали для осады городских стен, направили против отряда рязанских витязей. Почти все воины были забиты камнями. Живыми нашли только шестерых человек. Евпатий Коловрат погиб на поле боя.

Тело воеводы отдали выжившим воинам его отряда, чтобы они провели достойный обряд погребения. Предание гласит, что подобный жест Батыя был свидетельством его уважения к воинской доблести Коловрата.

Повесть о разорении Рязани Батыем

Данное древнерусское литературное произведение является наиболее полным источником сведений о Евпатии Коловрате. Сюжет повести рассказывает о нападении Батыя на Великое Княжество Рязанское в 1237 году. Самые древние сохранившиеся тексты этого произведения датируются шестнадцатым веком, до этого времени сказание передавалось в устной форме.

За триста лет история обросла подробностями и неточностями. Существует, как минимум, три варианта текста данной повести. Все они повествуют о том, с кем бился Евпатий Коловрат и как доблестно окончил свою жизнь.

Личная жизнь

Основным источником информации о судьбе рязанского боярина служит народное сказание. Личная жизнь воина в нем не описана. Возможно, у Евпатия была возлюбленная или жена, но фактов в пользу этой версии не сохранилось.

Память

Евпатий Коловрат стал героем русского фольклора наряду с такими богатырями, как Илья Муромец, Ратибор, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка. История подвигов витязя стала одним из свидетельств силы русского духа. В 1985 году на базе народных сказаний был создан мультипликационный фильм «Сказ о Евпатии Коловрате».

Богатырю установили три памятника на территории Рязанской области. Два монумента расположены поблизости от предположительного места рождения героя. Третий памятник был установлен в 2007 году на Почтовой площади в Рязани.

В 2014 году стало известно, что режиссер Рустам Мосафир начал снимать кинокартину «Евпатий Коловрат. Восхождение». Фильм планировалось сделать максимально приближенным к историческим событиям. Через год в интернете появились первые кадры ленты, но по неизвестной причине проект был заморожен.

В то время также появилась первая информация, что российская кинокомпания «Централ партнершип» планирует выпустить фильм «Легенда о Коловрате». Фото со съемок и трейлер появились в интернете осенью 2016 года. Премьеру картины назначили на май 2017 года.

Исторический боевик с элементами фэнтези вошел в список самых ожидаемых фильмов года. Сюжет ленты имеет косвенное отношение к историческим событиям времен нашествия Батыя. Создатели фильма решили представить зрителю фэнтезийный вариант истории тринадцатого века, сосредоточив внимание на персонажах и их чувствах

В декабре 1237 года войско монгольского хана Батыя вторглось в пределы Руси. Первой из Русских земель разорению подверглось Рязанское княжество. Это событие описано во многих древних летописях. Сохранилось и художественное произведение – «Повесть о разорении Рязани Батыем». Оно содержит множество деталей, о которых не сообщается в летописях. Среди прочего, там рассказывается о подвиге Евпатия Коловрата.

Согласно «Повести», Евпатий Коловрат был одним из знатных бояр Рязанского княжества. Когда его застигла весть о нашествии Батыя на Рязань, он находился в Чернигове вместе с одним из рязанских князей, Ингварем Ингваревичем. Очевидно, Коловрат был одним из бояр княжеской свиты. Когда Коловрат узнал о нашествии монголо-татар, он бросил своего князя и с малой, как пишут, дружиной (очевидно, это была собственная дружина боярина, не князя) помчался из Чернигова к Рязани. Но на месте Рязани Коловрат увидел только трупы и пепелище. Тем не менее, ему каким-то образом удалось собрать дружину в 1700 человек и выступить по следам Батыя. Нагнал он войско грозного завоевателя уже где-то в Суздальской земле.

Там дружина Коловрата внезапно напала «на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись… Почудилось татарам, что мёртвые восстали». Устрашённый Батый направил, чтобы захватить Евпатия живьём, богатыря Хостоврула, сына своего шурина. Но Коловрат разрубил Хостоврула пополам. Татары смогли одолеть дружину Коловрата только с помощью стенобитных катапульт. Евпатий погиб. Его тело принесли Батыю. Хан похвалил храбрость сражённого врага и отдал его тело взятым в плен его дружинникам, которых, из уважения к доблести их предводителя, отпустил. Некоторые редакции «Повести» сообщают дополнительные сведения об Евпатии. В частности, по отчеству он был Львович. Дружинники привезли его тело в Рязань, где оно было торжественно похоронено в январе 1238 года.

Теперь попробуем разобраться в этих сведениях и сопоставить их с известными фактами. «Повесть», как положено героическому сказанию, изобилует фантастическими эпизодами и эпическими преувеличениями. Понятно, что использовать стенобитные орудия против живой силы в полевом сражении – абсолютно неэффективно, и что эти орудия (именовавшиеся на Руси «пороками») упомянуты только для того, чтобы подчеркнуть ярость Коловратовой дружины. Видимо, именно «пороки» больше всего поразили русских из всего военного арсенала монголов, и русские приписали этим орудиям свойства чудо-оружия.

Непонятно, откуда Коловрат, по прибытии в Рязанскую землю, смог собрать дружину из 1700 храбрых и могучих мужей, если Рязанская земля перед этим подверглась опустошению, и все ратные люди полегли в битвах. Если это не полный вымысел, то невольно спрашивается: где же и почему они отсиживались в то время, когда их земляки гибли в неравной борьбе с захватчиками? Впрочем, древние источники всегда грешат преувеличениями в том, что касается численности войск, количества жертв войн, масштабов стихийных бедствий и т.д. Само упоминание того, что Коловрат перед погребением был отпет в соборе Рязани, показывает, что город отнюдь не был полностью разрушен монголами, если, конечно, эпизод с торжественными похоронами не был придуман позднее.

Но есть подробности, которые было незачем придумывать. Так, сын шурина Батыя назван по имени – Хостоврул. Это имя явно не монгольское и не тюркское. Насколько известно, до сих пор никто из историков не пытался объяснить ни его происхождение, ни то, откуда автору «Повести» могло быть известно имя сына ханского шурина.

«Повесть» известна по нескольким спискам, древнейшие из которых – не ранее второй половины XVI века, то есть отстоят от описываемых событий более чем на три столетия. Правда, сопоставляя их с другими памятниками, знатоки древнерусской литературы считают, что «Повесть» была сложена до конца XIII века. Но следует иметь ввиду, что датировки других памятников, относимых к этому времени, тоже гипотетичны.

Историки сомневаются в существовании самого князя Ингваря Ингваревича, если это, конечно, не Ингварь Игоревич, рязанский князь, правивший с 1217 года. Правда, он умер в 1235 году, но известие об его смерти в том году единичное, и нельзя исключать, что он был жив и в 1237 году. «Повесть» рассказывает, что в Рязани оказали сопротивление Батыю князья Юрий и Олег Ингваревичи (то есть его сыновья), и оба погибли. С каким именно князем мог находиться в Чернигове Коловрат, в точности установить невозможно. Но нет ничего невозможного в том, что он там был на момент Батыева вторжения. Как известно, рязанские князья были ветвью Ольговичей, княживших в Чернигове. Между двумя княжескими домами поддерживались близкие отношения.

Несмотря на обилие неправдоподобных деталей, вполне объяснимых жанром героического произведения, Евпатий Коловрат вполне может быть признан исторической личностью. Нет никаких противопоказаний тому, что рязанский боярин с таким именем действительно был, что он в декабре 1237 года находился в дружественном Рязани Чернигове, что он не успел на родину до решающей схватки земляков с Батыевой ратью, что он с толпою уцелевших воинов нападал на какие-то отставшие отряды монголов (партизанил, иначе говоря). Народная молва со временем приписала Евпатию невиданные подвиги и вплела его в сюжет героической саги.

Кстати, Коловрат это не фамилия, как почему-то многие думают. Фамилий в те времена на Руси вообще не было. По отцу, как уже сказано, Евпатий был Львовичем. Коловрат могло быть прозвищем либо вторым именем. Князья Рюрикова дома носили в то время славянские и скандинавские имена, и больше известны именно под ними, а не под христианскими именами, дававшимися им при крещении. Вплоть до XVII века на Руси даже среди дворян сохранялась традиция называться вторым именем, связанным с каким-то человеческим качеством или чувством (Удача, Потеха, Обида, Истома и т.д.). Коловрат значит обращающийся, поворачивающийся. Возможно, этим прозвищем он был наделён за свою ловкость в рукопашном бою. Популярная ныне этимология имени Коловрат от обращения солнца по небосводу не имеет научного подтверждения.