Конспект занятия по развитию речи в логопедической средней группе «Путешествие в мир профессий. Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны Индивидуальное логопедическое занятие по теме проф

Разработала учитель - логопед

Черемушкина Ольга Владимировна

МБДОУ детский сад комбинированного вида №5 "Родничок"

Цели занятия:

  • расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости;
  • расширение и активизация словаря по теме (Профессии, работа, плотник, врач, логопед, шофер, музыкант, летчик, парикмахер, почтальон, кондитер, специальная одежда, инструменты);
  • совершенствование фонематических представлений (выделение звука [у] в из ряда звуков, в слогах, в словах);
  • развитие связной речи;
  • развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • развитие плавного выдоха;
  • развитие зрительного внимания, пространственных представлений;
  • развитие координации речи с движением.

Оборудование: схема и пластмассовая машинка на магните, массажные мячи, схемы для составления рассказа, предметные картинки с изображениями представителей разных профессий, синтезатор, компьютер, посылка, торт из конфет, указка, уголок врача (шприцы, банки, бинт, вата, медицинский халат, коробочки из-под лекарств, схема с силуэтами черно-белого цвета), уголок логопеда (столы, стулья, зеркала, птички-невелички), уголок парикмахера (фен, расчески, заколки, резинки, флаконы из-под шампуня и пенки для волос).

ХОД ЗАНЯТИЯ

А у вас растут года,

Будете постарше

Где работать вам тогда,

Чем заниматься?

Нужные работники -

Маляры и плотники!

1 . - Посмотрите на картинку. Назовите профессию этого человека. (Это плотник.) Что делает человек этой профессии? (Пилит доски, стругает рубанком, делает ящики, стулья, делает предметы из дерева.) Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О профессиях.)

Каждую профессию мы будем обозначать вот этим символом.

?

Что это за профессия? (Это плотник.)

2 . - Плотником быть хорошо, а врачом лучше.

Назовите специальную одежду врача? (Врач носит халат и колпак.)

Специальную одежду будем обозначать вот таким символом.

А сейчас я повернусь

Во врача я превращусь.

А теперь как врач хочу проверить ваше зрение? Что вы видите? (Я вижу елку. Я вижу треугольник…)

Хорошее у вас зрение. Я и слух сейчас тоже у вас проверю.

В круг скорее выходите

И на меня внимательно смотрите.

Мы со звуком [у] играем:

У-у-у, мы дружно повторяем.

А теперь мы будем искать звук [у] среди звуков: а, и, у, к, у, т, у…

А сейчас в слогах: ат, ум, ик, уп…

В словах: утка, иголка, улица, комар, умница.

Вы были такими внимательными и все правильно делали. И слух у вас очень хорошо развит.

3. - Быть врачом хорошо, а логопедом лучше.

Что необходимо логопеду для работы? (Логопеду для работы необходимо зеркало.)

Давайте с вами выполним логопедические задания.

К зеркалу поближе подойдите

И в нем себя найдите.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы -

Посчитаем наши зубы.

Влево-вправо, влево-вправо

Ваш язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

Язык в иголку превращаем,

Напрягаем и сужаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку можно убирать.

Язык лопаткой положите

И спокойно подержите

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

А теперь давайте потренируем плавный выдох. Для этого нам понадобятся птички-невелички. Возьмите их.

В круг скорее выходите

И внимательно на меня смотрите.

На птичку необходимо дуть правильно, не поднимая плеч и не раздувая щек. Вдох делаем носом, а выдох через рот на колесико. Вот так.

Давайте с помощью схемы расскажем о моей профессии. (Это логопед. У него нет специальной одежды.)

4. - Быть логопедом хорошо, а шофером лучше.

Что делает шофер? (Шофер водит машину. Шофер перевозит грузы.) Любое действие мы будем обозначать во этим символом.

Умело водит шофер машину -

Ведь за рулем не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по схеме повезет.

Посмотрите на схему. Внимательно следите, где находится машина, и отвечайте на мои вопросы. Не спешите. Из гаража машина (что сделала?) выехала. От гаража (что сделала?) отъехала. К елке (что сделала?) подъехала. От елки (что сделала?) отъехала. Через мост (что сделала?) проехала. . .

5. - А сейчас мне понадобится музыкальный инструмент, который называется синтезатор. А кто из вас знает, как называется профессия людей, которые играют на музыкальных инструментах? (Музыканты.)

6. - Быть музыкантом хорошо, а летчиком быть лучше.

Ну-ка, летчики - пилоты,

Приготовились к полету.

(Дети стоят прямо, руки по швам.)

К самолету подошли

И по трапу вверх взошли.

(Маршируют.)

Начинается полет,

(Приседают на одно колено, расставив руки в стороны.)

Загудел наш самолет.

(Дети гудят: у-у-у.)

Вверх поднялся, полетел.

(Дети встают и тянутся вверх.)

Летчик влево посмотрел,

(Поворачивают голову влево.)

Летчик вправо посмотрел.

(Поворачивают голову вправо.)

Быстро полетел вперед

Наш почтовый самолет.

(Бегут по кругу на носочках.)

Мы летели, летели

И до места долетели.

7. - Посмотрите сколько разных инструментов: ножницы, заколки, расчески, бигуди, фен. Человеку, какой профессии нужны эти предметы? (Все эти инструменты нужны парикмахеру.)

Инструменты мы будем обозначать эти символом.

Попробуйте составить предложения по всем символам. (Это парикмахер. У него есть специальная одежда - фартук. Парикмахер делает прически, постригает волосы, красит волосы. Для этого ему нужны ножницы, расческа, лак, краска для волос, бигуди, фен.)

8. - Для любой профессии человеку необходимо тренироваться. Быть сильным и ловким.

Возьмите мячики.

В правую руку свой мячик возьми,

И посильнее его ты сожми.

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснись

И ненадолго к вверх взметнись.

Ну а теперь мячик дружно катаем,

И в корзину его убираем.

9.

Труд строителя всем нужен,

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать…

Ну а ты кем хочешь стать?

(Я хочу быть милиционером, а шофером…)

А теперь давайте выберем картинку, по которой составим рассказ. А в этом нам поможет схема.

Все работы хороши,

Выбирай на вкус!

10. (Звонок.)

Мне на мой электронный адрес пришло письмо. Интересно от кого оно. Это письмо от Печкина. Ребята, а кто по профессии Печкин? (Печкин почтальон.)

Давайте послушаем, что он хочет нам сказать.

Здравствуйте, ребята! Я слышал про вас, что вы ребята старательные и очень внимательные. Вы много знаете. А у меня для вас посылка, только вам нужно ее найти.

Кто весь зал обойдет

Тот посылку найдет.

Потихоньку идите

И внимательно смотрите.

Как увидите посылку

Не шумите, не кричите

А сядьте на ковер и подождите.

(Дети ищут посылку.)

Все нашли посылку. Саша, скажи, где она лежит? (Посылка лежит за парикмахерской.)

Давайте посмотрим, что там есть. (В посылке лежит торт из конфет.)

Подумайте и назовите профессию человека, который прислал эту посылку? (Это кондитер.)

11.

Мы в профессии играли

По душе их выбирали,

Доктор лечит нас от боли,

Есть учительница в школе,

Повар варит нам компот,

Парикмахер нас стрижет,

Шьет портной для нас штаны,

И сказать мы вам должны:

Лишних нет у нас профессий,

Все профессии нужны!

Все профессии важны!

12. А теперь мы на прощанье

Скажем дружно «До свидания».

Ещё по данной теме:

Речевое заключение: Общее недоразвитие речи 3, 4 уровня

Класс: 1Б,В

Урок изучение нового материала.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, сигнальные карточки, зеркала.

ТЕМА: «Профессии».

ЦЕЛЬ: уточнение и формирование представлений о профессиях, формирование навыков фонематического анализа и синтеза у учащихся 1 классов с ОНР 3.4 уровня через применение интерактивных форм работы.

ЗАДАЧИ:

обучающая – уточнение и формирование представлений учащихся о профессиях, продуктах труда;

Формирование навыков анализа и синтеза.

развивающая – содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

Обогащение и уточнение словарного запаса учащихся по лексической теме «Профессии»;

Развитие кругозора, внимания, наблюдательности.

воспитывающая – воспитывать уважение к труду, людей разных профессий;

Формирование положительного отношения к логопедическим занятиям.

    Психологический настрой.

Прозвенел звонок сейчас.

Все тихонько быстро встали,

Подравнялись и собрались.

Скажем: «Здравствуйте» друг другу (пауза)

А теперь тихонько сели,

На меня все посмотрели.

Начинаем наш урок.

Веер в руки мы возьмем,

Лепестки мы развернем,

Покажите все листок: «Если ты готов учиться»,

То зеленый пригодится.

«Не хотел идти учиться»

Красный может пригодиться.

«Я сердит на вас, друзья» -

Покажу вам синий я.

Сегодня к нам на занятие пришли гости, а кто это вы узнаете отгадав загадки.

II. Сообщение темы и цели.

1. Кто в дни болезни всех полезней

И лечит нас от всех болезней. (ДОКТОР)

2. Он летчик, не пилот,

И ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (КОСМОНАВТ)

3. Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты. (ПОВАР)

4. У меня одеться рад

И артист, и депутат

Ловко шью своей иглой –

Ведь недаром я (ПОРТНОЙ)

Итак, ребята кто пришел к нам на занятия?

Люди, занимающиеся разными видами работ.

Что объединяет этих людей?

(Их объединяет разные ПРОФЕССИИ)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Сегодня на уроке мы будем говорить о ПРОФЕССИИ.

Давайте прочитаем слово вместе ПРОФЕССИИ.

Поставьте ударение в слове.

Ударение падает на 2 слог, на гласную Е.

Обратите внимание в слове ПРОФЕССИИ удвоенные согласные ЭС и гласные И.

Давайте, разделим на слоги, прохлопав это слово по слогам. Приготовьте ваши ладошки.

Сколько раз мы хлопнули?

Можно ли узнать сколько в слове слогов?

Сколько в слове букв?

Сколько гласных?

Можно узнать сколько в слове гласных, столько и слогов?

Повторите вместе правило.

Сегодня на уроке мы побываем в мире профессий.

Ребята, скажите, что делают люди разных профессий (КЛАСТЕР)

III. Работа над новым материалом:

А) - Мы тоже будем сегодня трудиться, подготовим язычок к работе.

Б) Чтение стихотворения Джани Родари «Чем пахнут ремесла»

Людей различных профессий можно назвать волшебниками, т.к. руки мастеров создают предметы необычной красоты.

Что вы узнали нового из этого стихотворения?

(У каждого дела есть свой запах)

Чем пахнет в булочной? Почему?

Почему куртка шофера пахнет бензином?

Кто ничем не пахнет?

(Бездельник).

Кто такой бездельник?

Вывод: Человек, который ничего не делает.

А кем работают ваши родители мама и папа?

Хотели бы вы быть похожими на них?

Вы хотите трудиться или учится? Что лучше?

Давайте прочитаем пословицу: «Маленькое дело лучше большого безделья»

Пословица учит нас.

Вывод: Что же такое профессия? (Профессия – главное занятие человека, так люди приносят пользу).

Как вы думаете, как надо, относится к чужому труду? Почему?

Представьте, что тётя Лена помыла пол, а вы пришли в школу и забыли вторую обувь, прошли в класс в грязной обуви. Захочет ли тетя Лена снова мыть пол?

Вывод: Мы должны уважать труд людей всех профессий.

В) – Предлагаю вам поиграть. Встали все со своих мест.

Физминутка

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет первый класс!

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

Г) - Ребята, сейчас поработаем в группах.

Катя пересядь за 1 парту, а Юля сядет за 3 парту.

У вас на столах лежат карточки с изображением людей разных профессий и карточки с незаконченными предложениями. Ваша задача прочитать эти предложения и дополнить их карточкой изображения человека с подходящей профессией. У вас 3 минуты. Когда вы закончите задание поднимите руки вверх. Начинайте.

В школе учит нас … (УЧИТЕЛЬ)

Строит здания … (СТРОИТЕЛЬ)

На тракторе пашет … (ТРАКТОРИСТ)

Поезд водит … (МАШИНИСТ)

Самолетом правит … (ЛЕТЧИК)

От болезней лечит … (ВРАЧ)

Сапоги шьет … (САПОЖНИК)

В шахте трудится … (ШАХТЕР)

Служит на море … (МОРЯК)

Кто всех знает … (МОЛОДЕЦ)

Давайте проверим правильно ли вы выполнили его.

(Проверка задания).

Молодцы, правильно выполнили задание.

- Д) Кинезиологическая гимнастика.

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Е) – Ребята у каждой профессии есть свои орудия труда: например, у повара – это кастрюля, а у швеи – это игла и т.д.

Ребята посмотрите на экран. Здесь показаны орудия труда человека какой-то профессии. Подумайте и отгадайте к человеку какой профессии они относятся?

Давайте проверим, правильно ли вы полнили это задание.

Важны ли все профессии? Для чего? (Они помогают людям).

Давайте разберем поэтапно эти слова:

Разделите слово на слоги?

Сколько слогов?

Поставьте ударение.

Ударение падает на гласную Ё, на 2 слог.

Вспомним правило если в слове есть гласная Ё, то она всегда под ударением.

Давайте повторим это правило.

Составим звуковую схему.

Сколько букв, звуков.

Работа со словом УЧИТЕЛЬ.

Работа со словом МОРЯК.

Работа со словом ВРАЧ.

Составьте предложения с этими словами.

Шофёр водит машину.

Учитель учит детей.

Моряк любит море.

Врач лечит людей.

IV. Итог занятия

О людях каких профессий мы сегодня узнали?

Кем бы вы хотели стать?

Больше всего узнать о разных профессиях помогут книги. Взять эти книги вы сможете в школьной библиотеке.

«Все работы хороши»

«Кем быть?». Это поможет вам в выборе вашей будущей профессии.

V. Рефлексия.

Снова веер мы возьмём,

Лепестки мы развернём,

Нам зеленый пригодится,

Кому легко было трудиться.

Кто с трудом усвоил знанья –

Красный цвет поможет нам.

Ну, а синий лепесток.

Тому, кто сегодня учиться не смог.

Конспект логопедического занятия по развитию речи старших дошкольников на тему «Профессии». В данной работе представлены разнообразные приемы работы, направленные на усвоение детьми на активизацию словарного запаса по данной теме, формирование грамматических категорий, связной речи.

Цель : составление описательного рассказа с опорой на схему.

Задачи :

  • Активизировать, уточнить и расширить словарь по данной теме;
  • Учить употреблять в речи существительные в форме творительного падежа;
  • Развивать умение образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксом –иц-, -ниц-;
  • Познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии;
  • Развивать высшие психические функции;
  • Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий;
  • Развивать наблюдательность и любознательность.

Речевой материал:

  • Существительные: повар, пожарник, водитель, учитель, воспитатель, врач, художник, полицейский, шприц, градусник, нож, половник; кисточка, краски, свисток, жезл, трубочист, лесоруб, землекоп, пчеловод, рыболов, певица, фокусница, переводчица, учительница, воспитательница, художница, проводница.
  • Глаголы: учить, читать, писать, готовить, варить, жарить, управлять, водить, резать, лечить, делать уколы, мерить температуру, рубить, ловить, стричь, тушить, продавать, рисовать, строить, управлять.

Оборудование : презентация, головные уборы представителей различных профессий, инструменты.

Ход занятия

Организационный момент .

Логопед: « Здравствуйте, дети. Меня зовут Виктория Константиновна, и сегодня мы с вами отправимся в Город мастеров. Это такое место, где живут веселые и трудолюбивые люди. А что это за люди вы узнаете, если отгадаете мои загадки»:

Загадки про профессии (активизация номинативного словаря)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)

Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота всех отвозить по утрам
На работу. (водитель)

С огнем бороться мы должны
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (пожарники)

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач)

Игра «Кто что делает?» (активизация предикативного словаря)

Логопед: «Молодцы ребята! Жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Сейчас я буду называть профессию человека, а вы что он умеет делать?»

Повар что умеет?…готовить, варить, жарить;
Учитель что умеет?…учить читать, писать;
Врач что умеет?…лечить, делать уколы, ставить градусник;
Художник что умеет?…рисовать;
Пожарный что умеет?…тушить пожар;
Строитель что умеет?…строить дома;
Продавец что умеет?…продавать товары;
Парикмахер что умеет?…стрижет, делает прически;
Водитель что умеет?…управлять машиной;
Мотоциклист что умеет?…управлять мотоциклом;
Летчик что умеет?…управлять самолетом;
Полицейский что умеет?…управляет движением машин, защищает людей;
Пианист что умеет?…играет на пианино;
Гитарист что умеет?…играет на гитаре.

Игра «Кем ты будешь?»

Логопед: «Жители города мастеров предлагают нас самим стать жителями города. Вы согласны? Тогда сейчас мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо закрыть глаза (логопед надевает на детей головные уборы представителей разных профессий). Ребята, открывайте глаза».

На тебе каска строителя, кем ты стал? Строителем.
На тебе колпак повара, кем ты стал? Поваром.
На тебе шляпа художника, кем ты стал? Художником.
На тебе шапочка врача, кем ты стал? Врачом.
На тебе фуражка полицейского, кем ты стал? Полицейским.

Игра «Найди инструмент» .

Логопед: «Ребята, скажите, все ли у нас для работы или чего не хватает? Конечно, нам не хватает инструментов. Посмотрите, у меня в коробочке лежат инструменты для разных профессий. Сейчас вы по очереди выберите нужный и скажите, чем вы будете работать».

Я буду работать… шприцом, градусником; ножом, половником; кисточкой, красками; свистком, жезлом.

Логопед: «Молодцы, ребята! Теперь вы настоящие жители Города мастеров. Скажите, а чем пользуются в работе люди других профессий? Чем работает парикмахер, продавец, учитель, дворник, портной/швея?»

Физминутка .

Логопед: «А теперь ребята, вставайте вкруг. Смотрите и повторяйте за мной движения».

Ну-ка летчики, пилоты,
Приготовились к полету.
К самолету подошли
И по трапу вверх взошли.
Начинается полет.
Загудел наш самолет.
Вверх поднялся, полетел.
Летчик вправо посмотрел,
Летчик влево посмотрел.
Быстро полетел вперед
Наш почтовый самолет.

«Придумай профессию» .

Логопед: «Ребята, посмотрите, жители города просят нас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте им поможем, и придумаем название профессии».

Этот человек рыбу ловит, он кто? Рыболов.
А этот лес рубит, кто он? Лесоруб.
А этот трубы чистит, он кто? Трубочист.
А этот землю копает, он кто? Землекоп.
А этот пчел разводит, кто он? Пчеловод.

Спасибо вам, ребята, теперь и у нас есть профессии.

Игра «Мастерицы» .

Логопед: «А еще в нашем городе живет много мастериц. Как же нам назвать их профессии?»

Он певец, а она… певица;
Он летчик, а она… летчица;
Он художник, а она… художница;
Он учитель, а она… учительница;
Он писатель, а она… писательница;
Он воспитатель, а она… воспитательница;
Он проводник, а она… проводница;
Он переводчик, а она.. переводчица;
Он фокусник, а она… фокусница.

Игра «Расскажи о профессии» .

Логопед: «А теперь давайте каждый вас расскажет о той профессии, которую он получили в Городе мастеров. А поможет вам вот эта схема».

Дети по очереди составляют описательный рассказ о своей профессии с опорой на план:

  1. Назови профессию.
  2. Чем занимается человек данной профессии?
  3. Чем он работает?
  4. Где он работает?

Итог занятия .

Логопед: «Наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось в Городе мастеров? Вспомните, а кто там живет?»

Дифференцированная оценка ответов детей.

Беседина Виктория Константиновна,
учитель-логопед,
ГБДОУ Детский сад № 1238,
г. Москва

Алла Авдеева
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель : Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи :

1. Коррекционно-образовательные :

Активизировать и развивать словарь детей по теме «Профессии » ;

Совершенствовать у детей грамматический строй речи;

Развивать связную речь, учить детей составлять описательные рассказы с опорой на план;

Упражнять детей в согласовании существительных с числительными.

Упражнять детей в чтении слов.

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать общую, тонкую моторику, координацию речи с движением;

Развивать слуховое внимание, память, мышление.

3. Коррекционно-воспитательные :

Продолжать формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности;

Воспитывать у детей уважение к профессиональной и трудовой деятельности.

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие,

Речевое развитие,

Познавательное развитие.

Виды детской деятельности :

Игровая;

Двигательная;

Коммуникативная,

Познавательно-исследовательская.

Предварительная работа :

Рассматривание картинок, иллюстраций с изображениями профессий , орудий труда;

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;

Экскурсия по детскому саду, знакомство с профессиями в детском саду – повар, медицинская сестра, дворник, психолог, помошник воспитателя, воспитатель, логопед ;

- дидактические игры : «Кому что нужно для работы » , «Угадай по описанию» , «Четвёртый лишний» , «Один – много» , «Назови ласково» , «Посчитай до пяти» , «В городе – в деревне» ;

- сюжетно –ролевые игры : «Магазин» , «Больница» , «Аптека» , «Почта» , «Ателье» , «Школа » , «Кафе» , «Детский сад» , «Библиотека» , «Парикмахерская» и др. ;

- продуктивная деятельность : рисование людей разных профессий , конструирование «Разные дома» , выпекание печенья из слоеного теста и др. ;

- работа с родителями : рекомендации посетить магазин, аптеку, поликлинику, почту, парикмахерскую, библиотеку, кафе, школу , ателье и др., посмотреть, как работают люди различных профессий ; рассказать о своих профессиях , чем они занимаются на работе; создание презентации «Профессии наших родителей » .

Оборудование и материалы :

Магнитная доска;

Компьютер;

Три стола для заданий;

Стульчики для детей;

Конверт с письмом;

Картинки, обозначающие профессии ;

Игра-лото «Профессии » ;

Презентация «Профессии » .

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними стоит стол, на котором разложены предметные картинки с изображением профессий .

1. Организационный момент.

Логопед : - Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в детский сад и встретила почтальона, который передал нам письмо. Сейчас я его открою, и мы узнаем от кого оно.

(Логопед открывает конверт и читает стихотворение) .

Все профессии нужны ,

Все профессии важны .

Лечит врач больных людей,

А ветеринар - зверей.

Строить здания строитель,

Чтобы было, где нам жить.

Шьёт портниха нам одежду,

Чтобы было что носить.

А учитель в школу ходит ,

Чтобы деток нам учить.

Повар варит, жарит, тушит,

Чтоб людей всех накормить.

Каждый делу верно служит,

Чтоб было людям лучше жить.

Логопед : Дети, о чём говорится в этом стихотворении? Как можно назвать всё это одним словом?

Дети : О профессиях .

Логопед : А что такое профессия ?

Дети : Профессия – это работа , которой занимается человек.

Логопед : Да, ребята, правильно. И это письмо из города Мастеров от людей разных профессий .

II. Основная часть.

Логопед : - Сегодня мы отправимся на экскурсию в город Мастеров. Но сначала отгадай те загадки, которые прислали жители города.

Игра «Отгадай и назови»

Логопед достаёт из конверта письмо с загадками.

С малышами я вожусь,

С ними провожу все дни,

С ними я хожу гулять.

Их укладываю спать,

И, конечно же, люблю

Я профессию свою . (Воспитатель)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит. (Пожарный)

Он с утра в столовой нашей

Варит суп, компот и кашу. (Повар)

Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли и витамины. (Врач)

У него товаров горы -

Огурцы и помидоры.

Кабачки, капуста, мед -

Все он людям продает. (Продавец)

Мы работаем бригадой,

Нам везут песок, бетон.

Дружно потрудиться надо,

Чтоб построить новый дом. (Cтроитель)

Феном, щеткой и расческой

Ловко сделает прическу. (Парикмахер)

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И крутя рукой баранку. (Водитель)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

Кто движеньем управляет?

Кто машины пропускает?

На широкой мостовой

Машет жезлом. (Постовой)

Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и родитель -

Проведет урок. (Учитель)

У слона иль мышки жар -

Их спасёт. (Ветеринар)

У меня одеться рад

И артист, и депутат.

Ловко шью своей иглой -

Ведь недаром я. (Портной)

Натянутый холст, краски, треножник -

Пишет с натуры картину. (Художник.)

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра - машинист.

Должен знать он очень много,

Потому, что он (Артист)

Логопед : Ну вот и пора отправиться на экскурсию. Город Мастеров находится далеко и нам придется ехать на автобусе. А чтобы не заблудиться жители города прислали нам карту, на которой обозначены места, где мы должны побывать и задания для вас. Давайте выберем водителя и займем места в автобусе.

(дети встают парами за «водителем» и идут по кругу к первому столу)

Логопед : Вот мы и приехали. Выходите из автобуса. Здесь нас поджидает первое здание «Орудия труда» . Жители города мастерски владеют различными инструментами и механизмами. Давайте попробуем разобраться, кому, какие инструменты необходимы для работы.

Игра «Назови орудия труда»

На столе разложены карточки лото «Профессии » и картинки с предметами труда. Детям необходимо выбрать нужную картинку с предметами труда и положить ее на карточку, объясняя свой выбор :

Я беру весы, потому что они нужны продавцу ;

Я беру ножницы, потому что они нужны парикмахеру ;

Я беру лекарства, потому что они нужны врачу и т . д.

Логопед : Продолжаем нашу экскурсию. Посмотрите на этот дом, здесь работает много людей разных профессий . Давайте посчитаем их.

Дети подходят к фланелеграфу, где размещены цифры 2 и 5. Логопед показывает карточку с названием профессии , а дети читают и считают :

Игра «Сосчитай»

Два врача, пять врачей;

Два строителя, пять строителей;

Два учителя, пять учителей; и т. д.

Логопед : Ребята наша экскурсия продолжается. Пойдемте дальше по карте, к третьему зданию с названием «Дело» . Здесь лежит мяч, значит мы можем поиграть в игру, где вы будете называть действия, которые выполняют представители профессий .

Игра с мячом «Кто что делает»

Дети выстраиваются полукругом, логопед бросает мяч ребенку и называет профессию , а тот говорит, что делает представитель этой профессии :

Учитель - учит; врач - лечит; продавец - продает; строитель - строит; парикмахер - стрижет; повар - варит; маляр - красит; уборщица - убирает помещение; стоматолог - лечит зубы; дворник - подметает; водитель - рулит, водит машину.

Логопед : На любой работе бывает перерыв. Вот и мы с вами отдохнем.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будет жить в нём старый гном.

Логопед : Продолжаем экскурсию. Это дом «Мечта» . Здесь вы должны рассказать, кем вы мечтаете стать, когда вырастите.

Дети по очереди рассказывают о том, кем они хотят стать в будущем по плану :

Название профессии ;

Что делать на работе;

Какие орудия труда использовать.

Логопед : Ну вот ребята наша экскурсия по городу Мастеров закончилась и нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в автобус и поехали.

Дети встают парами и обходят круг по группе и садятся на стульчики перед экраном компьютера.

III. Итог занятия .

Логопед : - Какие вы молодцы! Давайте вспомним что мы сегодня делали.

Ответы детей.

Логопед : Посмотрите на экран и скажите, о каких профессиях мы говорили .

Дети смотрят презентацию «Профессии » и называют их.

Логопед : Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей

Логопед : Жители города Мастеров очень рады, что вы знаете много о профессиях , об орудиях труда.

ЛИТЕРАТУРА :

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста . – М.: Айрис Пресс, 2004 г. -206 с.

2. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. – М.: Гном и Д, 2000 г. -198 с.

3. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М. Гном-пресс, 2002г. -140 с.

4. Филичева Т. Б. Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. Просвещение, 1982 г. -209 с.

5. Гомзяк О. С. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе . М. Гном-пресс, 2007г. -126 с.

6. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду . Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР. Мозаика-Синтез, 2007г. - 94 с.

7. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие коррекция речи детей 5-6 лет. Т. Ц. Сфера, 2005 г. - 95 с.

8. Интернет ресурсы.

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной общим недоразвитием речи III уровня для учащихся 2 класса КРО

Тема: Путешествие в мир профессий.

Цель: развитие устной речи учащихся на основе формирования знаний о профессиях

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  1. Формирование знаний о профессиях «Художник», «Композитор», «Музыкант», «Певец».
  2. Закрепление навыков употребления в речи существительных Р.п. ед.ч.
  3. Закрепление навыков согласования существительных с прилагательными в роде.
  4. Обучение составлению рассказа по плану.

Коррекционно - развивающие:

  1. Расширить словарь по теме.
  2. Развивать память, мышление, общую и тонкую моторики.
  3. Развивать фонематическое восприятие.
  4. Развивать навыки языкового анализа и синтеза.

Коррекционно - воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к профессиональной деятельности людей.
  2. Воспитывать умение слушать и слышать учителя.
  3. Воспитывать уважительное отношение к отвечающему товарищу.

Оборудование: ноутбук, звукозаписи (стук колес, звуки музыкальных инструментов), свистки, предметные картинки, карточки для индивидуальной работы

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями.
- Начинаем наше логопедическое занятие. Сегодня мы продолжим путешествовать по миру профессий. А вот на чем мы будем путешествовать вы узнаете, отгадав загадку.

Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Ведет всех за собой.

(Поезд)

Прислушайтесь, наш поезд совсем близко. (Звучит аудиозапись «Стук колес поезда»)
- Пора брать билеты и занимать свои места.
(на билетах и на стульях написаны цифры 12,21, 35, 53, 17,71)

II. Основная часть.

1. Дыхательная гимнастика.

Наш поезд отправляется. Пора дать гудок. Повторите:
ТУ
ТУ - ТУ
ТУ - ТУ - ТУ
- Посвистите в свисток: тихо; громко.

2. Развитие мимической мускулатуры.

А теперь посмотрите в окно налево. Сильно зажмурьтесь. Откройте глаза. Зажмурьтесь еще раз. Улыбнитесь и помашите рукой провожающим.

Посмотрите направо. Пропойте то, что видите за окном.

Какие это буквы и звуки?
(гласные)

Выполните вместе со мной упражнение «Вкусное варенье», «Лошадка», «Индюк»

3. Станция «Художественная»

Вот и наша первая станция. Выходим. Кто нас встречает?
(художник)
- А кто из вас знает, чем занимается художник?
(он пишет (рисует) картины)
- В слове «х__д__жн__к» потерялись гласные буквы. Помогите им вернуться на свои места.
- Погуляем по станции «Художественная».

Задание «Что нужно художнику?»

Ответьте на вопрос, что нужно художнику для создания картины.
- Начните так: Художнику нужны….(кисти, краски, бумага, карандаши)
(на доске предметные картинки)

Словарная работа (знакомство с новыми словами)

Мольберт - это подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину, рисунок.
Холст - ткань, на которой пишет (рисует) художник.

Игра «Четвертый лишний»

Назовите картинки. Закройте лишний предмет.
(кисти, краски, молоток, мольберт)
(краски, карандаши, кисти, холст)

Задание «Забывчивый художник»

Художника попросили нарисовать портрет, а он все время забывал
что - нибудь дорисовать. Помогите художнику, скажите, чего нет на каждой картинке.
(нет носа, нет ресниц, нет глаз, нет волос)

Задание «Незаконченные изображения»

Отгадайте, что хотел нарисовать художник.
(конфета, рукавица, огурец, яйцо, домик, бант, лук, кольцо)

Задание «Какой? Какая? Какое?»

Выберите любую карточку и прочитайте слово - признак. К какому предмету оно относится?
(шоколадная, вязаная, варёное, солёный, деревянный, нарядный)
- Какие предметы остались? Придумайте для них слова-признаки.
- Возвращаемся в вагон и продолжаем свое путешествие. Пока мы едем до следующей станции, я предлагаю вам выполнить задание на карточке.

Индивидуальная карточка №1

O Найди спрятанные слова и обведи их.

КИСТИКАРАНДАШХУДОЖНИККРАСКИРИСУЕТ
-Найдите лишнее слово и докажите, почему оно лишнее.
(рисует - глагол, остальные слова - существительные)

4. Станция «Музыкальная»

Наш поезд прибыл на новую станцию. Кто нас встречает?
(Веселые нотки)

Веселые нотки хотят познакомить вас с главными людьми станции «Музыкальная».
-Мы узнаем кто они, если расшифруем слова. Впишите буквы, используя алфавит.
(работа в парах)



Композитор пишет (сочиняет) музыку. Для этого использует ноты.
(картинка)
- Музыкант исполняет музыку, играя на музыкальных инструментах.
- Певец. Он исполняет музыку в песнях.
- Музыканты и певцы часто выступают на концертах.
- Давайте погуляем по станции «Музыкальная» и немного поиграем.

Игра «Угадай что звучало?»

Послушайте внимательно и назовите, что, по-вашему, звучало.
(дети угадывают звуки музыкальных инструментов и находят соответствующую картинку)
- Подберите общее понятие.
(музыкальные инструменты)

Игра «Доскажи словечко»

(с мячом)
На гитаре играет…(гитарист)
На пианино играет …(пианист)
На баяне играет…(баянист)
На трубе играет …(трубач)
На скрипке играет…(скрипач)
На барабане играет…(барабанщик)

Возвращаемся в вагон и немножко отдохнем.

5. Логоритмическое упражнение «Едет поезд»

Едет, едет паровоз (движения плечами, руки согнуты в локтях)
Две трубы и сто колёс.
Паровоз кричит: «Ду - ду!» (руки вверх: одна, затем вторая)
«Я иду, иду, иду» (шагаем)
А вагоны стучат, а вагоны говорят (движения плечами, руки согнуты в локтях)
«Так - так - так! Так - так - так!
Так - так - так! Так - так - так!» (похлопывание ладошками)

6. Индивидуальная работа на карточках (карточка №2).

O Прочитайте слова наоборот, начиная с последнего слога. Запишите их, разделите на слоги.
РАТАГИ, БАНРАБА, БАТРУ

III. Итог занятия.

Задание «Составляем рассказ о профессии»

Ребята, ну вот мы с вами и вернулись домой. Посмотрите, нас встречают.
Давайте расскажем о том, с кем мы сегодня познакомились в путешествии.
- Я предлагаю вам заполнить таблицу.
(логопед заполняет таблицу вместе с детьми)

1. Название профессии.

ХУДОЖНИК

2. Что делает человек данной профессии.

РИСУЕТ (ПИШЕТ) КАРТИНЫ

3. Что нужно для работы (инструменты и оборудование).