Каталог статей. самопознание - познание - самопознание - каталог статей - любовь без условий

Каждый человек рано или поздно начинает задумываться о собственном предназначении, смысле жизни, познает себя как личность. Данный психический процесс называется самопознанием. Познание себя начинается с самого рождения, когда ребенок начинает принимать себя как отдельное существо от своей матери. После чего в течение всей жизни самопознание формируется и преобразуется в зависимости от становления личности.

Процесс самопознания глубоко интимный. Некоторые ученые полагают, что самопознание во многом зависит от окружающей действительности. В детском возрасте ребенок выражает себя так, какой пример видит у своих родителей. Поэтому во многом познание самого себя проявляется в соответствии с окружающим миром.

Для того, чтобы понять свое предназначение, достичь баланса и гармонии с самим собой, необходимо реально оценивать степень познания самого себя. До самой старости человек познает глубины своего существования и делает определенные выводы о собственном месте в мире.

Самопознание

Процесс познания себя называется самопознанием. Он формируется на протяжении всей жизни, трансформируясь в зависимости от обстоятельств. На самопознание человека влияют различные факторы, такие как социальный статус человека, его социальные роли, характер и темперамент, творческие и физические способности и многое другое.

Формирование личности происходит на протяжении все жизни. Человек рождается, начинает изучать внешний мир и приходит к осознанию себя как отдельной личности. В младенчестве ребенок осознает и принимает себя через свою мать. В последующем он начинает понимать, что является отдельным от нее человеком, начинает учиться принимать и изучать себя, свое тело, поведение, реакцию на него окружающих.

Психологи утверждают, что влияние различных факторов на процесс самопознания необратимо. Поэтому чем больше положительных примеров ребенок увидит в детстве, тем обстоятельнее пройдет процесс самопознания в его жизни.

Психологическая зависимость от различных обстоятельств также может быть связана с какими-то трудностями в детском возрасте.

С процессом становления личности человек начинает понимать, что окружает его, в какой действительности находится, как влияет на него общество и как он сам влияет на общественные процессы.

Самопознание и развитие личности

Для того, чтобы человек смог реализовать себя в жизни, очень важно осознавать свое предназначение и место. Самопознание личности обеспечивает человека потенциальным успехом. От того, насколько глубоко он знает себя, зависит его самореализация и дальнейшая деятельность.

Люди, которые не могут найти свое место в жизни, обычно очень критичны, недоверчивы и придирчивы. Для того, чтобы научиться смотреть на мир реалистично, нужно сначала научиться видеть себя. Для достижения максимальных возможностей в своей жизни, человек должен познать себя.

Самопознание и саморазвитие неразрывно связаны между собой. Развиваясь, человек познает себя. Познавая себя, человек развивается. Эти два фактора всегда идут рука об руку. Невозможно развиваться, не познав свои предпочтения, возможности, таланты. Самопознание личности формирует определенный круг интересов и возможные сферы деятельности человека.

Многие люди уже в детском возрасте знают, кем хотят стать, когда вырастут. Такой процесс самопознания доступен не каждому. Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, почему некоторые дети уверены в своем будущем, а другие — нет. Возможно, определенную роль играет потенциал родителей и их позитивный настрой. От воспитания ребенка очень сильно зависит процесс его самопознания.

Некоторые психологи утверждают, что процесс самопознания формируется по мере способности человека развиваться как личность. Ряд факторов, влияющий на данный процесс, обуславливают успешность развития личности, узнавая свой внутренний мир, темперамент, знакомясь со своими отличительными чертами и возможностями, человек начинает принимать себя таким, какой он есть. Это оказывает большую роль на процесс самореализации.

В зависимости от типа и способа мышления, человек получает определенный ряд качеств, которыми он будет обладать в жизни. От этого также будет зависеть саморазвитие. Кроме того, большую роль здесь имеет уверенность в себе. Закомплексованный человек будет менее востребован в обществе, несмотря на свои умения и таланты. Он не сможет выразить себя так, как хотелось бы ему самому. Поэтому процессы самореализации и самопознания также взаимосвязаны.

Самопознание и саморазвитие не только взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Развитие и прогресс невозможен, если не осознавать свою принадлежность, отличительные черты и качества. Человек развивается, узнавая о себе новое, тем самым использует свои новые качества на свою пользу. В процессе самопознания люди начинают осознавать свою важность, тем самым получая больше возможностей для развития. Человек, который развивается, растет над самим собой, становится мудрее, опытнее и востребованнее в любой сфере.

Виды самопознания

Становление личности претерпевает изменения на протяжении всей жизни человека. Существует несколько видов самопознания, которые играют огромную роль в межличностном и внутри личностном взаимодействии. Виды самопознания отличаются в зависимости от личностных процессов. Очередность данных процессов обусловлена различными факторами: анализ собственного я, принятие себя как личности, оценка своих возможностей и способностей.

Зная некоторые основы своего поведения и поведения окружающих, человеку будет легче развиваться, поскольку он будет понимать многие поведенческие моменты. Существует ряд способов, помогающих заняться самопознанием осознанно.

  • Самонаблюдение. Человек преднамеренно фиксирует свой взгляд на поведении, наблюдает за собственными реакциями на разные события, отслеживает свои взгляды и их зависимость от разных факторов. В результате анализа собственной личности, человек получает целостное представление о мире и сопоставление его с собственными ощущениями.
  • Самоанализ. Данный процесс тесно связан с самонаблюдением. Проанализировав некоторые моменты можно реально оценить свои возможности и поведенческие реакции, возникающие в процессы реакции на различные факторы.
  • Сравнение себя с другими людьми. Сравнивая собственное поведение и поведение окружающих людей можно трезво оценить многие ситуации и работать над исправлением собственных ошибок. Результатом успешного сотрудничества однозначно будет данный процесс. После внимательного изучения собственных реакций и реакций других людей, можно научиться успешно взаимодействовать с ними.
  • Моделирование личности. Используя собственные знания о личности, можно контролировать и регулировать многие психологические реакции. Понимая важность самоконтроля формируется ряд представлений о собственной личности и об окружающем мире.

В процесс самопознания человек начинает осознавать свою сущность, принадлежность и смысл собственного существования. Результатом самопознания является принятие себя как личности и умение находить даже в своих недостатках положительные черты.

Помимо того что существуют методы самопознания, есть также и средства самопознания, с помощью которых человек может легче пройти пути признания себя.

  • Отчет самому себе. Заключается в письменном или устном ежедневном отчете о пройденном дне, увиденном в течение дня, своем поведении. Обязательно фиксируются даже небольшие моменты. В настоящее время очень популярны блоги, которые ведутся в интернете. В них можно фиксировать все события, произошедшие за день. Если человек не желает выставлять напоказ свою жизнь, можно воспользоваться дневником, в котором будет вестись запись важных событий, происходящих в жизни.
  • Психологическая литература и кино. Существует масса полезных документальных фильмов о познании себя, а также профессиональной литература, с помощью которой будет легче разобраться с миропониманием и принять себя как личность. Сравнивая себя с героями фильмов или персонажами книг, можно получить новые знания о собственной персоне.
  • Психологические тесты. Они помогают людям выбрать направленность своих талантов, выделить темперамент и явные черты характера. С их помощью можно понять свою принадлежность какой-либо профессии или склонность к той или иной деятельности. Многие компании предлагают пройти не только профессиональные тесты, но также и тесты на изучение самореализации и личностного роста. Подготовленному человеку будет намного проще разобраться с разными ситуациями, предварительно изучив подобные работы.

Кроме того, всегда можно обратиться к психологу, который с помощью специальных методов поможет каждому человеку обрести знания о самом себе, помочь расставить приоритеты и определить функции самопознания для каждого человека. Психологическое консультирование очень развито в большинстве европейских стран. В России в последнее время также стали обширно развиваться центры психологического консультирования, где каждый человек может получить ответы на интересующие его вопросы, в том числе получить консультацию о самопознании.

Тренинги проводятся как в индивидуальном, так и в групповом порядке. В зависимости от пожеланий и возможностей человека, можно подобрать для себя соответствующий метод. Не все люди могут справиться с данным вопросом самостоятельно, поэтому часто обращаются за консультацией к специалисту. Верное решение проблемы не всегда можно отыскать самому, поэтому нет ничего особенного в том, чтобы получить помощь специалиста.

Первичное самопознание

Процесс самопознания начинается с младенчества. На протяжении всей жизни он видоизменяется и приобретает все более очерченные формы. Первичное самопознание обретает свое становление еще в раннем детстве. От него зависит доверие к миру и к самому себе.

Самая первая ступень в самопознании — первичное. Ребенок формирует представление о себе и о других людях, начинает познавать мир, знакомится с реакциями людей и со своими собственными. Процесс самопознания заложен в мозге. С самого рождения человек начинает учиться принимать себя таким, какой он есть.

Благодаря правильно организованной помощи родителей, процесс первичного самопознания будет проходить легче. В связи с большим влиянием родителей на своего ребенка, часть его представлений о себе и об окружающем мире будет неразрывно связана с представлением о нем родителей. В результате похвалы или наоборот, появляющиеся конфликты в семье, ребенок начинает познавать себя и учится принимать мир.

Несмотря на то, что первичное самопознание закладывается в раннем возрасте, кризис данного этапа наступает в более зрелые годы. Встречая на своем пути какие-либо препятствия, несоответствие своим ожиданиям, измененный мир начинает представляться не таким, каким он был в раннем детстве. Подростки часто склонны идеализировать окружающую действительность, однако, в какой-то момент наступает кризис. Это и называется кризисом первичного самопознания, когда собственные представления стали претерпевать некоторые изменения, с которыми нужно смириться.

Конфликт с первичным самопознанием

В результате познания себя и окружающей действительности люди обычно выделяют некоторые факторы, которые в дальнейшем оказывают большое влияние на их жизнь. Так, например, обычно большое значение для индивида имеет отношение к нему других людей. Общее впечатление о самом себе формируется, в том числе, и через взгляды окружающих на его личность.

Способы самопознания предполагают изучение собственного «Я» глазами окружающих. Владея определенной информацией от других людей, человек получает массу полезной информации о своей личности, а также формирует собственное мнение об окружающей его действительности.

Не всегда человек слышит и видит то, что хотелось бы. Поэтому нередко на этой почте образуется конфликт с первичным самопознанием. Люди склонны отмечать в себе лишь положительные качества, забывая о некоторых негативных моментах.

Вторичное самопознание

Целью самопознания является углубленное изучение собственных характеристик и использование их в собственных интересах. В результате становления личности, она претерпевает некоторые изменения, благодаря многим факторам, влияющим на жизнь человека.

С течением времени индивид может терять одни свои качества и приобретать другие. В результате такого процесса начинается частичное стирание представлений о собственном «Я». Претерпевая данные изменения, человек становится вынужден принимать «нового» себя. Через некоторое время начинается принятие себя через взгляд окружающих. Очень часто люди видят себя не такими, как видят их знакомые и родственники. Это тоже является частью самопознания. Принятие себя с разных позиций имеет огромную роль в процессе становления личности.

В процессе становления личности, наступает момент, когда человеку кажется, что он отлично знает себя и собственные реакции на что-либо. Этот период называется вторичным самопознанием. Он формируется после успешно пройденного кризиса первичного самопознания. Человек начинает осознавать собственную независимость, важность своих суждений и реакцию на них окружающих.

Для того, чтобы успешно пройти данный этап, необходимо лишь внимательно относиться к собственной личности на протяжении выбора особенно важных моментов.

5 простых упражнений на самопознание

Процесс самопознания продолжается постоянно, не прерываясь ни на минуту. Не всегда он происходит осознанно. Часть собственных знаний о себе мы получаем подсознательно. Не всегда есть возможность контролировать свои действия, однако большинство людей склонны анализировать свои поступки, даже после того, как прошло много времени. Существуют некоторые простые упражнения, которые помогают принять себя таким, каким есть.

Наблюдение за собой

Процесс самопознания характеризуется массой различных оценочных суждений о себе. Так, например, наблюдая за собой преднамеренно, можно выделить у себя множество качеств, которые ранее совершенно не замечал.

Когда наблюдаешь за своим поведением и начинаешь отслеживать собственные реакции на различные раздражители, появляется чувство удовлетворенности и контроля над действительностью.

Детальное сравнение

Сравнивая себя с другими людьми, индивид получает массу полезных знаний и о собственной личности. Процесс самопознания будет проходить более успешно, если человек пользуется методом сравнения себя с другими людьми.

Процесс самопознания формируется в ряде случаев исключительно благодаря сравнению. Детальное изучение поведения других людей и сравнение их со своими собственными накладывает большой отпечаток на самопознание.

Составление личностного портрета

Данный метод подразумевает углубленное изучение собственной личности путем составления личностного портрета. Этим методом пользуются многие психологи, помогая пройти путь к самореализации на персональном консультировании.

В результате самопознания с помощью данного метода, можно получить много новых знаний о своем поведении, реакции на конфликтные ситуации, а также сделать анализ некоторых поведенческих реакций.

Данный метод помогает строить благополучные отношения с людьми, поскольку в результате составления личностного портрета, человек начинает понимать особенности и реакции собственного «я». Тем самым он получает возможность самоконтроля во многих ситуациях.

Соединение противоположностей

Поскольку человек за свою жизнь сталкивается со множеством различных ситуаций, никогда нельзя исключать то, что он может столкнуться с противоположными объектами. Так, например, предполагая положительную реакцию на поведение другого человека, он может неожиданно увидеть негативный вариант.

Это связано с особенности целостного восприятия самого себя и других людей. Поэтому особенно важно уметь контролировать свои эмоции и отслеживать собственные желания и чувства. В результате принятия себя процесс самопознания становится намного проще.

Оценивание людей с упором на новые знания полученные в процессе саморазвития

Сравнивая себя с другими людьми, можно узнать много нового о собственной личности. Самопознание подразумевает сопоставление и анализ различных ситуаций. Вокруг каждого человека происходит множество изменений. Жизнь не стоит на месте и водоворот событий подразумевает постоянное развитие. Для верной оценки ситуации, человеку всегда следует сравнивать свое поведение и реакции с другими людьми.

Личность претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Самопознание помогает человеку понять, как можно улучшить свою жизнь, ведь благодаря верной реакции в каждой конкретной ситуации можно научиться управлять событиями.

Существующие способы самопознания помогают сформировать верное мнение о собственной личности, чтобы в дальнейшем использовать его для своей выгоды. Благодаря верному познанию и принятию самого себя, человек получает массу новых открытий, становится более открытым окружающему миру и находит гармонию с собой.

САМОПОЗНАНИЕ

Саморазвитие начинается с познания себя!
"Познай самого себя" – эти слова были написаны на фронтоне храма в Дельфах.
Познать себя - это не значит познать свой характер с положительными качествами и изъянами, или познать ограниченные человеческие возможности. Если бы это было так, то даже дети были бы способны познать себя. В "познай самого себя", что такое это "самого себя"? Кто это "ты сам"? Это твои руки, ноги, мозг? Нет. Чувства? Мысли? Тем более нет.
"Ты сам..." - это часть Бога, искра бессмертного Духа, нечто бесконечное, очень чистое и светлое... Именно там человек должен найти себя, чтобы познать себя, в этой сущности, которая бессмертна, которая всезнающа, которая всемогуща в Боге... и осознать, что человек является частью Его, и не существует ни жизни, ни деятельности, отделённой от Него.

И тогда обнаруживается, что всё, что человек думал, всё, что он чувствовал, было иллюзией, было нереально, что реальностью было это высшее "Я", его внутреннее "Я", которое есть Сам Бог, и что если человек приложит все усилия, чтобы связаться с Ним, чтобы почувствовать себя Его частью, что он с Ним - одно, его сознание сольётся с Вечным, с Всевышним; человек больше не будет чувствовать себя отделённым, малым, страдающим, он почувствует себя самой ЛЮБОВЬЮ, так как «Бог есть ЛЮБОВЬ»!
Пока человек отождествляет себя со своим физическим телом, он остаётся уязвимым, слабым, смертным, как и физическое тело, и будет задет всем, что касается физического тела. Но если он перестаёт отождествлять себя со своим физическим телом, чтобы отождествиться с источником жизни, с Творцом, то всё более и более удаляется от слабости, от старости, от болезни и смерти и приближается к Тому, кто бессмертен, всемогущ и вездесущ.
Пока человек довольствуется познанием того, что не является им самим, он никогда не достигнет того, к чему стремится: свободы, покоя, счастья. Познать самого себя, это раствориться в необъятности Бога.

Когда Посвященные Древней Греции сказали: "Познай самого себя", они не предписывали познавать себя во всех своих слабостях и ограничениях, ибо слабости, изъяны и пороки, это не "ты сам". Вот что надо, наконец, понять!

Это слияние с Богом, разумеется, не может совершиться очень быстро. Иным за всю свою жизнь не удается даже обрести это высшее сознание, благодаря которому они бы почувствовали, что составляют одно с Всевышним. Время от времени им случаются проблески и озарения, но на следующий день они снова чувствуют себя отделенными, слабыми, несчастными. Тот, кто реализовал это слияние со своим высшим Я, находится в покое и в свете. Он достигает настолько возвышенного уровня сознания, настолько обширного, что рассматривает всё творение, как часть самого себя, что у него больше нет врагов, и он не может больше сделать зла никому, он любит все создания, потому что чувствует, что это он сам живёт во всех созданиях.
Пока человек не знает своей истинной сущности, он отождествляет себя с желаниями эго-разума.
Пока мы будем отождествлять себя с эго-разумом, мы будем уязвимы, потому что он всегда будет толкать нас на то, чтобы выдвигать требования к окружающим, которые они не могут удовлетворить.
.

У человека имеется Шесть невидимых тонких тел (Атманическое, Буддхиальное, Каузальное, Ментальное, Астральное, Эфирное) и одно видимое плотное - Физическое.

КАРМА














Мы все влияем друг на друга. И пробуждаясь, становимся искрой, воспламеняющей сердца других.
Индивидуальные изменения предшествуют глобальным переменам. Каждый из нас – бесценен, каждый – незаменимый драгоценный кусочек в красивейшей мозаике Целого. Улыбнуться незнакомцу, сказать доброе слово огорчённому ближнему – уже означает запустить благую цепь событий по совершенствованию мира.
Вы в тёмном, мрачном подвале. Бредёте на ощупь, спотыкаясь и раня о незримые преграды своё тело. И вдруг где-то сверху, под потолком открывается дверь, и взгляд на мгновение выхватывает из тьмы лестницу в двенадцать ступеней. И Вам нужно пройти все эти 12 ступеней к Свету.
Ничто не остановит нас в пути, ибо нет ничего сильнее, чем Дух, связующий всё человечество в одну огромную семью. Мы - семя грядущего, ростки, тянущиеся к Свету!

Бессмертие. Анкх. Жук Скоробей.
Бессмертие. А. Некрасов
Нектар бессмертия.

Техника Засыпания и пробуждения - благоприятное использование времени непосредственно после пробуждения и перед засыпанием.
Практика толкования сновидений - эта практика позволит любому, кто внимательно прочитает приведенные толкования – научиться самому толковать сновидения.
Отработка сновидений - практика, позволяющая изменить жизнь через анализ и отработку сновидений.

Современное образование сделало огромный скачок не просто в развитии и формировании знаний, умений и навыков, а в развитии интеллектуального потенциала молодого поколения. Однако в погоне за качеством знаний мы подчас забываем, что призваны готовить учеников не просто для поступления в вуз, а прежде всего – для полноценной, духовно наполненной жизни за стенами школы. Во всем мире, к сожалению, сейчас наблюдается кризис образования: информационная перегруженность учащихся с одной стороны, – и колоссальная бездуховность с другой.

В такой ситуации программа нравственно-духовного воспитания «Самопознание» – явление чрезвычайно актуальной. Инициировала её первая леди Республики Сара Алпысовна Назарбаева, так выразившая нравственный посыл своей деятельности: «Так повелось, что у казахов дети занимали особое положение в семье и обществе. Так принято и у других народов. Этот негласный этический закон должен помочь нам объединить усилия, чтобы дети действительно стали главным приоритетом, начальной главой книги общечеловеческих ценностей» (1, с.2) (1). В этом проявились животворящие идеи народной педагогики. Великий мыслитель Абай Кунанбаев утверждал: «Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл».

О необходимости вернуть в жизнь общества исконные духовные ценности сказал в своем Послании народу Президент республики Казахстан Н.А. Назарбаев: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности» (2, с. 19).

С этими требованиями согласуются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленной на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения:

раскрывать способности человека и развивать его как индивида, как личность, как субъекта деятельности и как индивидуальность с учетом его темперамента, характера, направленности и способностей;

формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;

формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на служение обществу (3, с.4-5).

«Самопознание» как учебный предмет призван выполнять ключевую роль в нравственно-духовном развитии личности. Нравственно-духовное образование и воспитание подрастающего поколения в казахстанском обществе ориентировано на гармоничный синтез общечеловеческих, общенациональных, этнокультурных и личностных ценностей. Они позволяют человеку в полной мере реализовать себя в служении обществу, осознавать свою роль и предназначение в жизни.

Самопознание как процесс раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и самосовершенствоваться, достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.

Гимназия находилась в стадии экспериментальной апробации курса «Самопознание» 10 лет.

За годы эксперимента учителями самопознания было проведено огромное количество открытых уроков, семинаров, конференций и родительских собраний. В экспериментальную работу были вовлечены не только дети и учителя самопознания, а также учителя-предметники и родители, которые с интересом и благодарностью отзываются об этом предмете. Самопознание присутствует во всем образовательном процессе. Этот предмет неразрывно связан со всеми остальными.

С введением предмета «Самопознание» в гимназии большее внимание стало уделяться общечеловеческим ценностям, таким как любовь, дружба, забота, понимание, уважение, делающие личность духовно богатой, внутренне свободной, независимой и ответственной.

Методическое объединение учителей самопознания продуктивно работало в течение всего этого времени. На заседаниях проводился анализ мониторинга учащихся, вырабатывались практические рекомендации для учителей самопознания, классных руководителей, учителей-предметников и родителей. Обмен опытом работы: разработка и подготовка дидактического материала, рекомендации по проведению уроков, поиск и апробация эффективных форм и методов работы, методика отслеживания результатов экспериментальной работы.

В период с 2001 по 2011 учебные года учителя гимназии были участниками встречи с С.А. Назарбаевой, присутствовали на открытых уроках учителей самопознания РУОЦ «Бобек» и экспериментальных площадок г.Алматы, проходили курсы в РИПКСО.

На этих встречах, курсах, семинарах и конференциях мы получали информацию от людей непосредственно связанных с науками, ставшими основой предмета самопознание. Мы постигали научно-методические основы преподавания предмета самопознание: факторы актуальности его введения, концептуально-теоретические основы, дидактические основы преподавания, психолого-педагогические аспекты, методику преподавания и интерактивные формы обучения.

В состав творческой группы входили следующие учителя: Компанцева И.А.,Мельникова О.П., Роган В.Б., Зварич Н.В., Смелик М.А., Усачёва М.В, Баженова В.В. От администрации курировала эксперимент заместитель директора по нравственно-духовному воспитанию Компанцева И.А., психологическое сопровождение эксперимента - Протащик С.В.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Можно вычленить следующие направления системы духовно-нравственного воспитания в школе:

Коллективу школы предстоит огромная работа по развитию системы духовно-нравственных ценностей личности: гражданственности, патриотизма, уважения традиций семьи, толерантности и т.д. Для нас важно, чтобы у каждого ребенка проявилась способность анализировать поступки свои и других, опираясь на духовный эталон; чтобы каждый стремился преумножать свои положительные качества и избавляться от плохих, чтобы дети не зазубривали и выдавали правила нравственного поведения, сформулированные взрослыми, а научились размышлять над сутью нравственности каждого своего поступка, видеть ее корни.

Поэтому, определяя в качестве стратегической цели нашей гимназии развитие интеллектуального потенциала гимназистов через систему личностно-ориентированного обучения, мы ставим во главу угла предмет «Самопознание».

Одним из основных компонентов модели выпускника нашей гимназии наряду с высоким уровнем интеллектуального развития, владения культурой умственного труда, креативностью, является такое мировоззрение (взгляды и убеждения), в основе которого лежат общечеловеческие ценности: истина, любовь, добро, красота, совесть.

Основным принципом построения курса «Самопознание» является воспитание через позитив и ненасилие над личностью ребенка. Учитель, вступая во взаимодействие с учащимся, прежде всего, должен ценить естественные механизмы развития ребенка, терпеливо наблюдая за ним, строить свою работу, как сопровождающую, раскрывающую эти внутренние механизмы и качества личности.

Значимость уроков самопознания очевидна: на этих уроках закладывается фундамент системы ценностей, нравственно-духовный стержень личности ребенка. Самое главное, что эти уроки не сводятся к морализаторству: это хорошо – а то плохо, так делай, а так не делай. Мы имеем дело с чувствами, учим прислушиваться к своим чувствам, управлять ими, понимать чувства других людей. Учитель не навязывает свои представления о человеке, нравственности и культуре, но помогает ученикам в выработке своих представлений, направляя их, помогая устанавливать и развивать отношения между собой и другими людьми в ходе совместной деятельности. Теперь, может быть впервые за многие годы, его интересует не результат деятельности ученика, а сам ученик.

На уроках самопознания учитель предоставляет возможность учащемуся посмотреть на себя со стороны как на постороннего человека. В других обычно очень ясно видны недостатки и слабости их и несоответствие слов с делами. Увидеть все это беспристрастно в себе очень полезно для познания самого себя.

Необходима систематическая работа с родителями для сохранения и совершенствования положительных качеств личности учащихся, так как главным фактором воспитания является семья. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от умения работать в тесном контакте с родителями. Учитель самопознания должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи, влияние семьи на личностное развитие ребенка, его характер, поведение. Совместно с родителями стараемся создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, учитывая интересы детей и их возрастные особенности.

В ходе проведения эксперимента особое значение приобрел мониторинг восприятия нового предмета.

На начальном этапе эксперимента восприятие нового предмета учащимися было неоднородным. Учащиеся с восторгом встретили отличие «Самопознания» от других дисциплин:

    отсутствие оценок;

    новое содержание и необычное построение урока;

    роль учителя и ученика на уроке.

Ребята искренне восприняли курс «Самопознание» и выделяли его среди прочих дисциплин, отмечая, прежде всего:

    возможность высказаться и быть выслушанным учителем и аудиторией;

    понимание психологических механизмов различных жизненных ситуаций;

    помощь данного курса в построении взаимоотношений с собой и миром;

    возможность задуматься над нравственно- этическими проблемами и решить их для себя;

    обратить внимание на свои человеческие качества и задуматься о своем месте и роли в мире.

В результате эксперимента мы получили следующие результаты:

    изменился в большинстве случаев стиль общения учащихся и учителей, особенно у начинающих педагогов и молодых специалистов;

    легче стало общение с учащимися, особенно подросткового возраста;

    улучшился контакт классного руководителя с классом;

    было отмечено возникновение у учителей личностных изменений, появился эмоциональный подъем;

    появилось новое направление внеклассной работы;

    возросла продуктивность урока;

    осознана возможность и необходимость интеграции курса «Самопознание» в другие учебные дисциплины.

В ходе массового внедрения предмета «Самопознание» особое место занимает мониторинг личностного развития учащихся, так как именно он дает представление о результативности предмета.

Диагностировать воспитанность учащихся более сложно, чем результаты их учебной деятельности.

В педагогической науке этот аспект развития наименее разработанный. Основная сложность задачи заключается в необходимости применения доступных (для внешнего наблюдателя), универсальных (по отношению к преподаваемому предмету) и унифицированных (по процедуре сбора, обработки и интерпретации данных) методов и средств отслеживания параметров развития. Только в этом случае мониторинг развивающей и воспитывающей направленности урока станет объективным средством суждения о качестве деятельности учителя на уроке.

Одной из важнейших задач поэтому является разработка способов отслеживания уровня сформированности нравственно-духовных качеств учащихся. Для обеспечения условий психолого-педагогического сопровождения курса «Самопознания» в нашей гимназии проводятся исследование влияния предмета «Самопознание» на:

    формирование нравственно-духовных качеств личности на микрогрупповом (социометрия), психофизиологическом (тревожность) индивидуально-психологическом уровне (самооценка);

    взаимоотношения в подростковой и детской среде;

    взаимоотношение детей с родителями, педагогами.

Считаем нужным привести высказывания наших гимназистов о предмете «Самопознание»:

Очень трудно быть подростком, бороться со своими проблемами. Общаясь на уроках самопознания, обсуждая их проблемы, ты понимаешь, что ты не одна, с тобой ребята, с такими проблемами.

(Кунаубаева Жамиля 7а)

Урок самопознания помог мне увидеть в любом человеке хорошие качества, дал понять, что плохих людей не бывает. (Рожкова Мария 7в)

Урок самопознания воспитывает у нас доброту и уважение к старшим и окружающим нас людям. Беречь природу. (Батеева Фариза 8г)

Благодаря уроку у меня появилась возможность раскрыть себя, свое «Я». На этом уроке учителя стараются раскрыть нашу добрую, и светлую сторону души. И помочь нам вытеснить из нашего сердца зло и непонимание.

(Казакова Виктория 9в)

Полученные результаты позволяют утверждать, что предмет «Самопознание» необходим. Благодаря уроку самопознания происходят изменения в учащихся: ребята, изучающие «Самопознание», более уверенны в себе, в своих силах, способностях. Они не бояться высказывать свою точку зрения и что, самое главное, у них отсутствует страх публично сделать ошибку. Стараются реально смотреть на свои удачи и неуспехи, достаточно критично относится к себе. Выражена доброжелательность, развито чувство сопереживания к ближнему. Ребята понимают, что личные качества важны для общения, ребята готовы работать дальше над собой, чтобы иметь много друзей. Это доказывает актуальность, своевременность и необходимость ведения курса «Самопознания».

Выяснилось, что предмет «Самопознание» позволил найти недостающее звено в системе современной образовательно-воспитательной деятельности, занял совершенно определенное место в структуре предшкольной, школьной и вузовской подготовки. Он не замещает другие предметы, а, напротив, дополняет отсутствующее в них содержание и восполняет утраченный отечественным образованием гуманистический потенциал. Помог глубже понять задачи современного образования для развития личностного потенциала подрастающих поколений, формирования у молодежи новой гражданственности.