Какие костюмы у татар. Традиционная одежда татар

Основа любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха и штаны, сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной ткани. По особенностям покроя в середине 19-го и начале 20-го вв. имели место два типа мужских рубах: туникообразный — без шва на плечах, с ластовицами под мышками и с широкими вставными боковыми клиньями; рубаха со скошенными сшивными плечиками и круглыми проймами для рукавов. Штаны также относятся к древней части одежды татар. По покрою они представляют собой вариант поясной одежды тюркоязычных народов, получивший в этнографической литературе название «штаны широким шагом». Общим и устойчивым признаком, по которому можно систематизировать всю верхнюю одежду татар, является покрой стана, его спинки. По этому признаку все многообразие верхней одежды сводится к следующим двум типам: 1) одежда с приталенной спинкой; 2) одежда с прямой спинкой. В конце 19-го — начале 20-го вв. преобладающим являлся первый тип одежды. К этому типу верхней одежды относятся: камзол, казакин, бишмет, чоба, билле чикмен, билле тун.

Камзол носили поверх рубахи. Он воспринимался народом как вид домашнего платья.

Казакин — легкая длиннополая или короткая, с длинными рукавами, одежда. Его шили исключительно из фабричной ткани темных тонов.

Бишмет — по покрою идентичен длинному казакину. Его также шили из фабричной материи со сплошной приталенной (пятишовной) спинкой, длиной до икр; он утеплялся ватой или овечьей шерстью.

Чоба — легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Чоба является древней верхней одеждой. Об этом говорит и тот факт, что она вместе с рубахой и штанами входила в приданое невесты.

Чикмень — приталенная длиннополая, крестьянская демисезонная одежда, сшитая из домашнего сукна. Застегивали чикмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на левую полу.

Шуба приталенная — наиболее древняя меховая одежда. Шили из нагольных, реже дубленых овчин, мехом внутрь. Среди зажиточных татар бытовали шубы из лисьего меха. Одежда с прямой спинкой имеет следующие разновидности: джилян, чикмень прямоспинная, тулуп.

Джилян — просторный и длинный весенне-летний халат с небольшим шалевым воротником; шили его из фабричной однотонной или с еле заметными полосками материи. Джилян представлял собой верхнюю одежду мужчин почтенного возраста. Ходили в нем в мечеть или в другие присутственные места; носили чаще всего с длинным камзолом или с коротким казакином.

Чикмень прямоспинная — длинная и широкая, с глубоко запахивающимися полами, верхняя демисезонная одежда; имеет неширокий, спереди сходящий на нет шалевый воротник и длинные, слегка зауженные к кистям рукава.

Тулуп — длинная верхняя дорожная меховая одежда. Тулупы шили из овчин, реже из лисьего меха. Покрывался он темной фабричной материей, чаще сукном. Встречались также тулупы из дубленых овчин.

Обязательным атрибутом традиционной одежды татарина являлся пояс. Им подпоясывали верхнюю одежду. У богатых пояс служил своеобразным предметом щегольства. Он делался из дорогого цветного шелка, концы украшались золотой или серебряной бахромой.

Головные уборы

Головные уборы мужчин, как и другие элементы одежды, делятся на домашние и выходные. К первой разновидности относится тюбетейка. Тюбетейка представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы, шапочку. Ее шили из материи и украшали вышивкой — шелками, золотой и серебряной канителью, бисером, блестками.

Основным головным убором у женщин был калфак. Среди мусульманского духовенства у татар также было распространено ношение чалмы.

Игнатьев Вадим Сергеевич

Проектная работа. Татарский народны костюм

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алексеевская средняя общеобразовательная школа №1

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан

II Всероссийская краеведческий конкурс

«Красота родного края»

Номинация: «Национальный костюм»

Тема: Национальный костюм татарского народа!

Работу выполнила:

Ученик 6-а класса

МБОУ Алексеевской СОШ №1

Игнатьев Вадим Сергеевич

Руководитель:

Шайхутдинова Лилия Магфуровна,

учитель татарского языка и литературы

п.г.т. Алексеевское

2016 год

История возникновения татарского национального костюма берет свое начало с середины XVIII века, но тот наряд, который дошел до наших дней, был сформирован чуть позже, приблизительно в XIX веке. Влияние на татарский наряд оказали поволжские татары и традиции народов Востока. Поскольку татарские женщины с малого возраста обучались шитью, вышиванию, то изготавливая одежду, они вкладывали в нее все свое умение, терпение и в итоге получались очень красивые и женственные костюмы.

Татарский национальный костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская национальная одежда татар

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар . Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Женский костюм состоит из длинной туникообразной рубахи с длинными рукавами и длинной распашной верхней одежды со сплошным остовом. Низ рубахи и рукава украшались воланами. Признаком к национальной принадлежности является монументальность, и у женщин она проявлялась в массивных украшениях, которые были везде: на груди, на руках, на ушах.

Женщины поверх рубахи надевали безрукавку или камзол, который шился из цветного или однотонного бархата, а борта и низ камзола были украшены золотой тесьмой или мехом.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы.

Главным элементом национального костюма являлся головной убор. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки, и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.

Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбетейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.

Головные уборы мужчин достаточно просты и делились в основном на выходные (верхние) и домашние (нижние). К нижним или домашним относится тюбетейка (түбәтәй) – это совсем небольшая шапочка, которую надевали на макушку, а поверх нее носили чалму, меховые и матерчатые шапки – бурек и войлочные шляпы. В мужских уборах так же имелись отличия.

Вот, например, молодежь носила тюбетейки с вышивками ярких цветов, а взрослые мужчины предпочитали более скромные цвета. Со временем форма тюбетейки менялась, появились тюбетейки с плоским верхом и твердым околышем, которые сохранились и в наше время. Сейчас любой желающий может привезти из Казани тюбетейку и подарить в качестве сувенира своим друзьям или родственникам.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувь ю были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения - охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

Итог: История создания татарского национального костюма прошла довольно длинный путь, но несмотря на это традиции этого народа сохранились и поныне, и хотя современное общество носит больше европейскую одежду, тем не менее время от времени по праздникам женщины и мужчины наряжаются в свои традиционные костюмы и вспоминают историю своего народа.

Конечно, сейчас национальные костюмы можно встретить разве что в музее, на выставке, сцене или празднике. Правда, и по сей день татарское искусство национального костюма развивается и создает не только современную одежду в национальном стиле, но и придумывает новые образы для театральных постановок, фольклорных и танцевальных ансамблей.

Несомненно, использование все больше и больше образов, связанных с традиционными костюмами, мы даем возможность нашей памяти сохранять наши исконные национальные традиции.

Использованная литература:

3. http://nacekomie.ru/forum/viewtopic.php?f=47&t=9035

4. Д.М. Исхаков «Этнография татарского народа.» -Казань: Магариф, 2004 год.

В традиционном татарском костюме головные уборы по праву занимают особое место. Об их великом разнообразии и большом декоративном значении говорил этнограф Н. И. Воробьёв, профессор, автор изданного в 1953 г. фундаментального труда «Казанские татары».

В группе женских головных уборов мы выделим богато украшенный праздничный калфак, имеющий несколько вариантов и разнообразный по материалу изготовления и способу декорирования.

Этот девичий головной убор, бытовавший среди татарок в XIX - начале XX вв., по своей форме представлял, как это ни прозаично, простой колпак. Именно так называет его Н. И. Воробьев.

Калфак, вязаный из белых ниток на спицах вкруговую, «чулком», складывался пополам, одна половина вставлялась внутрь другой так, что форма старинного убора напоминала трикотажную спортивную шапочку с треугольным верхом, к вершине которого пришивалась кисть.

Калфак, вязаный из белых ниток и достигавший в длину семидесяти сантиметров, надевали на голову, надвигая на лоб, а конусообразный конец, откидывали назад или слегка набок. В комплекте с таким калфаком носилась налобная повязка укачачак, которая и являлась его основным украшением.


Надо сказать, что уже в первой половине XIX в. традиционный девичий калфак имел варианты фасона и отделки. Например, появились калфачки из трикотажного полотна с поперечными цветными полосками. Головной убор молодой девушки из семьи состоятельных горожан богато украшен: вся его поверхность покрыта вышивкой, а в свисающей на лоб золотой бахроме видны также нитки жемчуга.

В уборе городских красавиц укачачак, которую прежде повязывали сверху, пришита и украшает калфак по периметру. Золотой и серебряной бахромой часто бывает обшита не только налобная, но и ниспадающая назад часть убора; покачивающаяся масса сверкающей металлической бахромы, местами унизанной бусинами и жемчугом, создает при движении шумящий эффект, вторя легкому позвякиванию закрывающих волосы накосников-чулп, длинных серег, воротниковых застежек с подвесками.

Двухцветные калфачки также шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней редкая «ушковая» техника тканевой аппликации. Особым образом сложенные крошечные кусочки цветного шелка напоминают треугольные «ушки», - ими выкладываются пышные многолепестковые цветы и бутоны, с сердцевинками из блесток и жемчуга на золоченых и жемчужных стеблях.

В каждом ярусе массивного калфака расположена оригинальная цветочная композиция, стыки бархатных полос замаскированы цепочками из лиххака - скрученной в пружину металлической нити. Интересно, что прославленный татарский калфак был, по сути, нижним головным убором, то есть не носился автономно, а обязательно дополнялся покрывалом или платком.

В девичьем варианте калфака отчетливо выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать не только волосы, но также шею, плечи и спину.

Традиционный калфачок видоизменялся, во второй половине XIX в. его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).

Миниатюрные калфаки-наколки - особая разновидность старинного убора, вошедшая в моду в начале XX в. в сочетании с фабричным платком; среди казанских татарок они были распространены повсеместно.

Промысел, организованный предпринимателями-татарами во второй половине XIX в. в Казани, обеспечил быстрое и широкое распространение бархатных калфаков в разных регионах с компактным проживанием татар. О хорошо воспринятых модных тенденциях можно судить по фотографиям того времени, на которых небольшой бархатный калфачок неизменно увенчивает прическу горожанки. В Казани было несколько крупных золотошвейных артелей, в том числе производивших женские калфаки для «ичижно-каляпушного промысла».


В коллекции Музея изобразительных искусств РТ (Казань) хранятся два редких образца - шитые золочеными нитями бархатные калфачки-наколки с марками торговой фирмы «Исхак Карташев в Казани» (надписи сделаны как кириллицей, так и старинным татарским письмом на основе арабской графики). Бумажная марка, наклеенная на подкладку, не только указывает имя производителя, но и содержит сведения о содержании серебра в золоченой нити - 94%. На её качестве стоит остановиться особо, поскольку поверхность, выложенная серебряной, тонко золоченной нитью, не имеет однородного слепящего блеска, но таинственно мерцает.


В узорных композициях околышей и верха закрепились, стали традицией многие декоративные мотивы и схемы. Излюбленные букеты и отдельные цветочные мотивы сочетаются с полумесяцем и звездами, фор-мируют цветущие кусты с изображениями животных, бабочек и птиц. Особенно популярным был мотив «золотое перо» с плавно изогнутой и вбирающей все разнообразие мотивов ветвью, которая украшала вер-хнюю поверхность больших калфаков из бархата. Этот мотив имел обычно глубокий темный тон - красный, синий, фиолетовый, зеленый.

Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

В высоких налобниках поздних калфачков-наколок узор укрупняется, самостоятельную ценность приобретает повторенный трижды сложный мотив или отдельная композиция. Шитые золотом казанские калфачки ныне украшают коллекции многих музеев России.

Если интересно, в метке * * можно полистать и найти еще ранние интересные посты про народные костюмы России, там есть фотки музейных экспонатов - красивые богатые костюмы, в том числе и татарские.

А это сайты по теме может кому-то пригодится:

Про национальный татарский народный костюм и как сшить калфак, тюбетейку и т.п.

Традиционные татарские женские головные уборы

А теперь невероятно красивые богатые старинные и стилизованные под старину татарские национальные костюмы, женские калфаки и мужские тюбетейки. Всё так ярко, бархатно, шелково, расшито и вышито. Полюбуемся =))



















Долгий путь исторического развития прошел татарский народный костюм. Естественно, одежда 8-9-го веков существенно отличается от костюма 19-го века. Но даже в современной можно встретить национальные черты: все большее количество людей охватывает сегодня интерес к истории. В этой статье мы рассмотрим татарские народные костюмы. Описание их будет дано с учетом изменения во времени, территориальных особенностей. Кроме этого мы расскажем вам об используемых татарами украшениях.

О чем может рассказать нам костюм?

Татарский народный костюм (его особенности, характерные черты мы опишем чуть ниже) может поведать нам о многом. Одежда является самым ярким определяющим элементом, по которому относят людей к той или иной нации. Костюм воплощает также понятие об идеальном образе человека, являющегося представителем той или иной страны. Он может рассказать о возрасте, индивидуальных особенностях, характере, социальном положении, эстетических вкусах того, на ком он надет. В одежде в разное время сплетались того или иного народа, моральные нормы его и стремление к совершенству и новизне, являющееся естественным для человека.

Особенности женского костюма татар

Следует отметить, что национальные особенности наиболее ярко прослеживаются именно в женском костюме. Поскольку представительницы прекрасного пола являются более эмоциональными, имеют большую потребность к красоте, одежда их отличается не только у татар чрезвычайным своеобразием.

Женский татарский народный костюм отличается экзотичной цветовой гаммой. Для него характерен приталенный силуэт, широкое использование продольного волана, объемных цветов в отделке, а также драгоценностей и позументов.

Силуэт одежды татар традиционно является трапециевидным. Украшает татарский народный костюм вышивка. Для него характерна также восточная насыщенность различных цветов, применение множества украшений. И женский, и мужской татарский народный костюм украшают меха бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы, которые всегда высоко ценились.

Основа женского и мужского национального костюма

Основу женского и мужского костюма составляют штаны (по-татарски - ыштан), а также рубаха (кулмек). Общераспространенной вплоть до середины 19-го века была туникообразная древняя рубаха, которая шилась из перегнутого поперек прямого полотнища, с ластовицами, без плечевых швов, с разрезом на груди и вставными боковыми клиньями. Рубаха с воротником-стойкой преобладала у казанских татар. Татарская отличалась от других шириной и длиной. Она являлась очень свободной, по длине - до колен, никогда не подпоясывалась, имела широкие длинные рукава. Лишь длиной отличалась женская от мужской. Длина женской была практически до щиколоток.

Шить рубахи из покупных дорогих тканей могли позволить себе только состоятельные татарки. У них они украшались тесьмой, кружевом, разноцветными лентами, воланами. Татарский народный костюм (женский) в качестве неотъемлемой части в древности включал нижний нагрудник (тешелдрек, кукрекче). Надевался он под рубаху с вырезом, чтобы скрыть открывающуюся при движении грудь.

Ыштан (штаны) - распространенная форма поясной тюркской одежды. В качестве составной части ее включал в себя, как мы уже отмечали, и женский, и мужской татарский народный костюм. Обычно из пестряди (полосатой ткани) шились а женщины носили в основном однотонные. Нарядные свадебные или праздничные мужские выполнялись из домотканой ткани с яркими мелкими узорами.

Обувь татар

Самым древним видом обуви были у татар кожаные сапоги, а также туфли без ранта, похожие на современные тапочки, которые обязательно были с носками, загнутыми вверх, поскольку нельзя царапать мать-землю носком сапога. Носили их с холщовыми или суконными чулками, называющимися тула оек.

Еще во времена древних булгар очень высокого уровня достигла обработка шерсти и и юфть, изготовленные ими, именовались "товар булгарский" на рынках Азии и Европы. Такую обувь археологи находят в относящихся к 10-13-му векам слоях. Она уже тогда была украшена аппликацией, тиснением, а также фигурными металлическими накладками. До наших дней дошли сапоги-ичиги - традиционная мягкая обувь, очень удобная и красивая.

Изменение национального костюма в конце 19-го века

Технология изготовления одежды изменилась в конце 19-го века. Возможность организации швейного производства в больших объемах обеспечила распространение швейных машин. Это отразилось незамедлительно на стиле одежды: изменился татарский народный костюм. Функциональность стала преобладать в мужском. Достигалась она благодаря частичной утрате декоративности цвета.

Чекмени, казакины, камзолы, покрытие шуб исполнялось из различных фабричных тканей темных оттенков. Постепенно к сюртуку приближались казакины. Одежду петербургского татарина с национальной связывал лишь низкий стоячий воротник. Но пожилые жители продолжали носить камзолы и казакины из цветных бухарских тканей.

Мужчины отказались также от парчовых джилянов. Их начали выполнять из умеренно ярких шелковых и хлопчатобумажных однотонных материалов зеленого, светло-коричневого, бежевого и желтого цвета. Такие джиляны, как правило, украшала ручная фигурная стежка.

Мужские головные уборы

Меховые шапки с плоским верхом цилиндрической формы пользовались большой популярностью. Они шились полностью из каракуля или же из полосы меха соболя, куницы, бобра с матерчатым донышком. Носили в комплекте с шапкой тюбетейку, называемую каляпуш. Она изготавливалась в основном из бархата темных оттенков и была как с вышивкой, так и гладкой.

У мужчин по мере распространения ислама укоренилась традиция подбривать или сбривать усы и бороду, а также брить голову. У булгар отмечался обычай покрывать ее шапками. Их описывал еще Ибн Фадлан, путешественник, который посетил в 10-м веке эти племена.

Также постепенно становится все более практичным и легким женский татарский народный костюм. Используются хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани, камзолы делаются из парчи с нанесенным на нее мелким рисунком, а позднее - из бархата и парчи, более эластичных материалов.

Женские головные уборы

В древности женский головной убор содержал, как правило, информацию о семейном, социальном и возрастном положении его обладательницы. Белые мягкие калфачки, вязаные или тканые, носили девушки.

В их одежде также встречаются височные и налобные украшения - тканевые полоски с нашитыми подвесками, бусинами, бляхами.

Женский народный татарский костюм (фото см. выше) в качестве обязательной части включал покрывало. В традиции его ношения нашли отражение языческие воззрения древности о магии волос, которые позднее были закреплены исламом. Согласно этой религии, рекомендовалось прикрывать лицо, а также скрывать очертания фигуры.

Как татарки носили платок?

На смену покрывалу в 19-м веке пришел платок, который был универсальным головным убором почти для всего женского населения нашей страны в то время.

Но женщины различных национальностей по-разному его носили. Татарки, например, им повязывали плотно голову, надвинув глубоко на лоб платок и концы завязав на затылке. И сейчас они носят его так. Татарки еще в начале 20-го века в Санкт-Петербурге носили уменьшившиеся примерно до размеров наколки калфаки, которые на голове удерживались с помощью нашитых с изнанки мелких крючков.

Только калфак носили девушки, замужние дамы же поверх него набрасывали, выходя из дома, легкие покрывала, платки, шелковые шали. До сегодняшнего дня татарки сохранили привычку носить шаль, умело драпируя этим предметом одежды свою фигуру.

Так выглядит татарский народный костюм. Раскраска его отличается многоцветьем. Наиболее распространенные цвета в национальных узорах - черный, красный, голубой, белый, желтый, коричневый, зеленый и др.

Ювелирные украшения татар

Интересен не только сам народный татарский костюм, фото которого было представлено выше, но также используемые татарами украшения. Женские ювелирные изделия были показателями общественного положения и материального достатка семьи. Они изготавливались, как правило, из серебра, инкрустировались камнями. При этом отдавалось предпочтение голубовато-зеленой бирюзе, обладавшей, по мнению татар, магической силой. Камень этот считался символом благополучной и счастья. Символика бирюзы связана с восточными поверьями древности: будто бы это кости умерших давно предков, правильное созерцание которых делает счастливым человека.

Коричневый сердолик, сиреневые аметисты, горный хрусталь и дымчатые топазы также часто использовались. Женщины носили браслеты, различных видов, а также накосники, различные застежки ворота, называющиеся яка чылбыры. Обязательна была еще в конце 19-го века нагрудная перевязь, которая представляла собой синтез украшения и оберега.

В семье по наследству передавались украшения, дополнявшиеся постепенно новыми вещами. Комешче - так назывались татарские ювелиры - обычно работали по индивидуальным заказам. Это обусловило огромное разнообразие предметов, дошедших до наших дней.

Как носили украшения?

Татарка традиционно надевала одновременно несколько из них - различные цепочки с часами, кулонами, причем обязательно одну с подвешенной коранницей. Украшения эти дополнялись брошками и бусами. Претерпев небольшие изменения, многие элементы татарских ювелирных украшений вошли в обиход у представительниц других национальностей.

Национальный костюм — это своего рода визитная карточка каждой национальности. Тенденции моды постоянно меняются, а национальный костюм продолжает оставаться отличительным признаком и гордостью каждого народа. Традиции по его изготовлению бережно хранятся и передаются из поколения в поколение в описаниях и фото.

Особенности и разновидности татарского национального костюма

Главной составной частью как мужского, так и женского наряда является удлинённая просторная рубашка. Ее обязательными составляющими должны быть клинья сбоку и глубокий вырез на спереди. Рубаху носили без пояса и украшали различными декоративными элементами. Силуэт одежды является трапециевидным. Важнейшей составляющей является пояс, изготовленный из яркого бархата, и украшенный ценнейшим мехом или позолоченной тесемкой. Его украшали крупными золотыми и серебряными пряжками. Шаровары шили из плотных льняных тканей.

Выражение национального колорита наиболее ярко выражено в женском костюме. Он выглядит намного богаче мужского поскольку татарки с детских лет обучались шитью,вышиванию и различным ручным работам. Для него характерен приталенный силуэт, придающий женщинам изысканную грациозность.

Поверх длинной рубахи с большими рукавами женщины надевали безрукавку или камзол. Камзол шился из цветного или однотонного бархата, а по длине обязательно должен был перекрывать колени. Он мог быть как с рукавами, так и без низ. Его декорировали монетами, перьями и другими красивыми изделиями. Также носили чулки, сшитые из суконных материалов или связанные из шерстяных ниток.

Как женская, так и мужская одежда украшалась дорогостоящими и ценными шкурами меха. Высоко ценились мех бобра, соболя, куницы, черно-бурой лисицы. Зимой к традиционному наряду добавляли шубы. Украшает народный костюм обилие элементов из вышивки.

Важно! Одежда для детей шилась по образу и подобию взрослой одежды. Отличительной особенностью является обилие всевозможных ярких деталей и яркая броская расцветка.

Мальчики также носили просторные длинные рубашки. На рукава для удобства пришивали манжеты. Также молодые люди носили нарядные камзолы и брюки контрастных расцветок. Наряды девочек отличаются еще большей изысканностью.

Долгими вечерами их матери и бабушки создавали эксклюзивные наряды для своих красавиц. Платья шили многоярусными. Они полностью перекрывали все части тела и были очень длинными. Голову украшал традиционный убор, с которого вниз свисала почти прозрачная ткань,закрывающая спину.

Праздничные костюмы и в современном стиле у татар

В настоящее время людей в традиционных костюмах вряд ли можно встретить, прогуливающимися по улицам городов. Однако их очень любят использовать костюмеры в качестве создания образов для танцев или представлений. В целом костюмы должны сохранять основные черны национальной одежды, но могут отличаться разнообразными дизайнерскими решениями. Например, уже нет строгой привязки к длине костюма.

Женская одежда стала со временем намного короче. А вот в декоре стараются сохранять традиционные растительные орнаменты. Обязательным атрибутом остался и калфак. Можно увидеть такую шапочку самых замысловатых форм. Чаще ее шьют под цвет платья ее обладательницы.

Справка! Особенно традиционные костюмы востребованы на праздничные мероприятия, например, на свадьбы.

Платье невесты может быть как белоснежного цвета, так и выполнено в ярких броских цветах. Обязательно оно должно быть длинным и закрывать все части тела. Хорошим дополнением к нему служат традиционные камзол и калфак. Непременно приветствуется огромное количество различных украшений: браслеты, массивные сережки и кольца.

Обилие дорогостоящих украшений свидетельствует о высоком социальном положении ее обладательницы. Женихи предпочитают обычные классические костюмы, украшенные разноцветными ленточкам. Если свадьба проходит при более строгом соблюдении обычаев, то мужчина должен быть одет с традиционную рубашку и камзол, сшитый из бархата.

В изготовлении современной одежды:

  • Пользуются популярностью легкие и воздушные материалы, такие как шелк или атласа;
  • Любят экспериментировать с комбинированием материалов по цвету и текстуре, создавая необычайно сложные комбинации;
  • В процессе разработки одежды в первую очередь прислушиваются к пожеланиям людей и их вкусовым предпочтениям.

Какие материалы используются для национальных костюмов татар

Для изготовления одежды применяли разнообразные материалы. В основном это были тканевые составы и куры животных. Меховыми вставками декорировали края одежды. Также очень любили применять изысканный бархат контрастного цвета. Со временем одежда стала выполнять другие функции и становиться намного легче. Соответственно и ткани стали использовать менее плотные.

Популярностью пользовались шерсть, хлопок и шелк. Камзолы отшивали из узорчатой парчи отшивают из парчи. Для повседневной носки применяли более дешевые и износостойкие материалы. Для праздничных нарядов ткани часто создавали собственноручно с авторскими рисунками и декором не скупясь при этом на дорогие камни, меха и прочую отделку.

Внимание! Особое внимание в древние времена отводилось цветовым характеристикам изделий. Цвета для татар служили определенным отражением жизненных реалий. Каждый цвет отражает религиозные предпочтения человека и его положение в социальной иерархии.

Например, в 19 столетии красный цвет символизировал принадлежность к определенному роду и сословию, а позднее о финансовой независимости человека. Через какое-то время этот цвет стали повсеместно использовать в праздничных одеяниях на различных торжествах. А вот белая одежда у большинства ассоциируется со старостью и траурными мероприятиями.

В настоящее время наблюдается тенденция использования разнообразных броских и даже дерзких оттенков. Все чаще используется изумрудные, сиреневые и синие цвета сочетают с контрастными тонами и яркими узорами. Более изысканно выглядит вышитый золотом наряд.

Аксессуары для дополнения национального костюма

Основной частью костюма служит головной убор, по которому знающий человек легко сможет определить общественный статус, возрастные характеристики, а также семейное положение его обладателя. Основные виды головных уборов :

  • Тюбетейка. Представляет собой мужской головной убор. Она может быть как домашней небольшой шапочкой, так и на выход. При их изготовлении применяли большое количество интересных материалов, орнаментов и украшений. Именно поэтому в музейных коллекциях сейчас храниться огромное количество различных вариантов этой одежды;
  • Калфак. Его носили женщины, и по его внешнему виду можно было сказать многое. Так, если девушка не замужем ей полагалось носить калфак белого цвета. У замужних женщин они сортировались определенным образом в зависимости от клана. Форма изделий тоже могла отличаться. Большинство из них по внешнему виду напоминали мужскую тюбетейку. Интересно смотрелись колпаки с заостренным матерчатым концом, украшенным бахромой из золотистых нитей;
  • Шапки на меху пользовались особенной популярностью в холодное время года. По форме они напоминали цилиндр и имели плоский верх. Шили их из ценного меха. В основном использовали каракуля и добавляли вставки из меха соболя, куницы, бобра и других животных. С такой шапкой носили специальную тюбетейку, называемую каляпуш. Ее шили из бархата и также эффектно украшали, несмотря на то, что она была лишь дополнением к основной вещи;
  • Покрывало. Особым пунктом следует выделить покрывало. Его ношение было обязательным условием. Это связано особенностями древних языческих верований. Издревле считалось, что волосы обладают особыми магическими свойствами. У каждой религии свои особенные предписания к одежде. Например, приверженки ислама должны закрывать лицо и голову, а также скрывать под массивными тканями формы и очертания своей фигуры;
  • Накосник представляет собой особый вид украшения женской головы. Они очень разнообразны по конструкции, украшениям и цветовому решению.

Одежда татар выделяется среди нарядов других народов обилием всевозможных украшений высокого качества и яркостью цветов. Украшения носили все независимо от возраста и пола. Мужская часть населения носила объемные перстни с камнями. Женщины также отдавали предпочтение большим и массивным украшениям, часто очень тяжелым. Их одевали на шею, руки и уши. Одним из древнейших и излюбленных видов аксессуаров были серьги. Их начинали носить с раннего детства и до пожилого возраста.

Неотъемлема часть национального костюма — это сережки с интересными подвесками. В ходе завоевательных мероприятий и общения с иноземцами в украшениях появляются элементы от изделий Кавказских и русских народов, а также Средней Азии и Казахстана.

Популярностью у женщин пользовались серьги в виде колец и с тремя камушками. Также, кроме эстетической функции украшения на шее выполняли и другую задачу. Например, украшения в области груди держали между собой отдельные части одежды и прикрывали глубокий вырез. Одним из необычных украшений считается перевязь. Оно сшито из ткани и по форме напоминает ленту. Его носили закидывая через плечо. Приверженки ислама вшивали туда отдельные кармашки и хранили там тексты молитв.

Времена изменились и люди носят удобную одежду европейского типа, но национальный костюм остается предметом особой гордости. Возвращаясь к своим истокам, татары с большим уважением одевают его на главные семейные праздники и особенности пошива передают своим потомкам.