Как защитить воздух от загрязнения? Рекомендации экологов. Загрязнение воздуха — серьезная экологическая проблема Как можно сохранить воздух чистым

Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько важен в нашей жизни воздух? Только представьте, что человеческая жизнь не может продолжаться без него более двух минут. Мы редко задумываемся над этим, воспринимая воздух как должное, тем не менее, существует реальная проблема – атмосфера Земли уже загрязнена довольно сильно. И пострадала она именно от рук человека. А это означает, что всё живое на планете находится в опасности, ведь мы постоянно вдыхаем в себя различные ядовитые вещества и примеси. Как защитить воздух от загрязнений?

Как люди и их деятельность влияют на состояние атмосферы?

Чем быстрее развивается современное общество, тем всё больше потребностей у него возникает. Людям нужно больше автомобилей, больше бытовой техники, много товаров для ежедневного использования, - этот список можно продолжить. Однако суть состоит в том, что для удовлетворения потребностей современных людей нужно постоянно что-то производить и строить.

Для этого стремительно вырубают леса, создают новые компании, открывают заводы и фабрики, которые ежедневно выбрасывают в атмосферу тонны химических отходов, копоти, газов, всевозможных вредных веществ. С каждым годом на дорогах появляются сотни тысяч новых автомобилей, каждый из которых вносит свою лепту в загрязнение атмосферы. Люди неразумно используют ресурсы, полезные ископаемые, иссушают реки, а все эти действия прямо или косвенно отражаются на состоянии атмосферы Земли.

Постепенно разрушающийся озоновый слой, призванный защищать всё живое от радиоактивного солнечного излучения, - свидетельство неразумной деятельности человека. Дальнейшее его истончение и разрушение приведёт к гибели как живых организмов, так и растительного мира. Как спасти планету от загрязнения атмосферы?

Каковы основные источники загрязнения атмосферного воздуха?

Современный автопром . В настоящее время на дорогах всех стран мира свыше 1 млрд автомобилей. В западных и европейских странах почти каждая семья имеет в своём распоряжении несколько автомобилей. Каждый из них – источник выхлопных газов, которые тоннами попадают в атмосферу. В Китае, Индии и России ситуация вроде бы пока не такая, но число автомобилей в СНГ по сравнением с 1991 годом, явно выросло в разы.

Фабрики и заводы . Конечно, без промышленности нельзя обойтись, однако не стоит забывать, что, получая необходимые нам товары, взамен мы расплачиваемся чистым воздухом. В скором времени человечеству нечем будет дышать, если фабрики и промышленные предприятия не научатся перерабатывать собственные отходы вместо того, чтобы выпускать их в атмосферу.

Продукты сгорания нефти и угля, потребляемых на теплоэлектростанциях, поднимаются в воздух, наполняя его очень вредными примесями. В дальнейшем токсические отходы выпадают вместе с осадками, питая химическими веществами почву. Из-за этого зелёные насаждения гибнут, а ведь они необходимы, чтобы поглощать углекислый газ и вырабатывать кислород. А как же мы без кислорода? Погибнем… Так что загрязнение воздуха и здоровье человека в прямой зависимости.

Меры по защите воздуха от загрязнения

Какие меры может предпринять человечество, чтобы прекратить загрязнять воздух на планете? Учёные уже давно знают ответ на этот вопрос, только на деле эти меры мало кто внедряет. Что же нужно делать?

1. Чиновники должны усилить контроль за организацией безопасной для природы и окружающей среды работы фабрик и промышленных предприятий. Нужно обязать владельцев всех заводов устанавливать очистные сооружения, чтобы свести к нулю вредные выбросы в атмосферу. За нарушение этих обязательств ввести наказание, возможно, в виде запрета на продолжение деятельности предприятий, которые продолжают загрязнять воздух.

2. Выпускать новые автомобили, которые работали бы только на экологически чистом топливе. Если прекратить производство машин, потребляющих в качестве топлива бензин и солярку, а заменить их электромобилями или машинами-гибридами, то у покупателей не останется выбора. Люди будут приобретать автомобили, не причиняющие вреда атмосфере. Со временем произойдёт полная замена старых авто на новые, экологически чистые, что принесёт огромную пользу нам самим, жителям планеты. Уже сейчас многие люди, живущие в странах европейского континента, делают выбор в пользу такого транспорта.

Число электромобилей в мире уже достигло 1.26 млн. По прогнозу Международной Энергетической Ассоциации, чтобы предупредить рост температуры из-за потепления более чем на 2 градуса, нужно увеличить численность электромобилей на дорогах до 150 млн к 2030 г. и 1 млрд к 2050 году при прочих имеющихся производственных показателях.

3. Экологи сходятся во мнении, что если прекратить работу устаревших теплоэлектростанций, ситуация стабилизируется. Однако вначале нужно найти и внедрить новые способы добычи энергетических ресурсов. Многие из них уже успешно используются. Люди научились превращать энергию солнца, воды и ветра в электричество. Альтернативные виды энергоресурсов не сопряжены с выделением опасных отходов во внешнюю среду, а значит, они помогут защитить воздух от загрязнения. В реальности же в Гонконге выработка более половины электроэнергии идет за счет теплоэлектростанций на угле, а потому доля выбросов углекислоты в последние годы выросла на 20%.

4. Чтобы экологическая ситуация стабилизировалась, нужно перестать уничтожать природные богатства – вырубать лесные массивы, осушать водоёмы и начать разумно использовать полезные ископаемые. Нужно постоянно увеличивать зелёные насаждения, чтобы они способствовали очищению воздуха и обогащению его кислородом.

5. Нужно повышать информированность населения. В частности информация о том как должна производиться защита воздуха от загрязнений для детей. Таким образом можно поменять подход множества людей к нынешнему состоянию ситуации.

Загрязнение воздуха порождает много новых проблем – увеличивается заболеваемость раком, сокращается продолжительность жизни людей, но это лишь верхушка айсберга. Настоящая беда в том, что испорченная экология грозит глобальным потеплением, а это приведёт к серьёзным природным катаклизмам в будущем. Уже сейчас протест нашей планеты против бездумной деятельности людей проявляется в виде наводнений, цунами, землетрясений и других природных явлений. Человечеству нужно всерьёз задуматься о том, чтобы защитить воздух от грязи.

Кстати !

На сегодняшней встрече в Руанде, как передает агентство Рейтер, делегаты почти 200 стран договорились снизить применение парниковых газов (гидрофторуглеродовых газов), используемых в холодильном оборудовании и кондиционерах. Гидрофторуглеродовые газы в разы сильнее разрушают озоновый слой Земли чем двуокись углерода (в 10 тыс раз).
О подписании соглашения по результатам встречи журналистам доложил министр природных ресурсов Руанды.

Развитые страны ЕС и США обязались снизить применение гидрофторуглеродовых газов на 10% до начала 2019 года, то есть за 2 ближайших года.
Индия, Китай и Пакистан обязались не наращивать использование гидрофторуглеродовых газов до 2028 года, а после этой даты сократить их использование. Причем Китай – до 2024 года.

Напомню, еще что 4 ноября 2016 года в силу вступит Парижское соглашение по климату (от декабря 2015 года), которое постепенно заменяет Киотский протокол, действующий до 2020 года. Россия подписала парижское соглашение по климату.

БОУ" Цивильская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ №1" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Старший воспитатель Директор

М.Ю.Александрова __________Г.Е.Слепов

Приказ №____ от______

Конспект открытого воспитательского занятия в рамках года экологии

Цивильск 2017 г.

Цель: Формирование представления о воздухе, экологическое поведение, экологическую грамотности, бережное отношения к природе.

Обучающие:

    формировать знания об основных свойствах воздуха в процессе опытов;

    формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

    формировать знания о важности воздуха для всего живого на Земле;

Развивающие:

создать условия

    для личностного развития ученика,

    активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;

    развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

    создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде;

    создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в паре, группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Тип урока: урок-исследование.

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (воздухом) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воздуха в жизни человека, какими свойствами обладает «воздух»?) и поиск путей её решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Межпредметные связи – окружающий мир, биология, география, ИЗО, русский язык

Учащиеся научатся:

    определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха,
    устанавливать значение воздуха для всего живого;

    анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя ее существенные признаки;

    исследовать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, слайд шоу « кляксография», «уборка» оборудование для проведения опытов учениками:

1) сосуды с водой для исследования

3) коктельные трубочки для опыта « Воздух в одушевленном предмете»

4) губка для опыта «Воздух в неодушевленном предмете»

Ход занятия

I. Организационный этап. Мотивация

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. Оно у нас сегодня необычное. На нем присутствуют гости. Поздоровайтесь и усаживайтесь удобнее, покажем гостям, как мы умеем общаться, думать, рассуждать. Предлагаю, используя прилагательные, назвать те качества, которые необходимо нам для плодотворной работы.

Напомните, что такое прилагательное?.

Ответы учащихся: Часть речи, которая обозначает признак предмета.

Педагог : На какие вопросы отвечают прилагательные?.

Ответы учащихся: какой?, какая?, какие?, какое?

Ответы учащихся . (серьезные, внимательные, сосредоточенные )

Педагог: Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.

Тему нашего занятия вы узнаете, выполнив задание

Индивидуальная работа : (на каждой парке лежит лист А4, на котором воском написана по 1 букве слова «Земля», «Воздух» педагог предлагает собрать из букв слово.

Инструкция к заданию :

У вас на столе лежит лист бумаги, стакан с окрашенной водой, кисточки. Возьмите кисточки и раскрасьте бумагу.
Прикрепите буквы на доску. (учащиеся вывешивают свои буквы и «собирают» слова.

Учащиеся читают ……

Педагог. Какие слова получатся, если поставить буквы в правильном порядке? Молодцы, правильно. Прочитайте получившие слова про себя, затем вслух.

О чем будем говорить на занятии?

Предлагаю вам сегодня поговорить том, что касается всех нас, не зависимо от возраста или национальности. Поговорим о планете Земля и ее богатствах. Также мы проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, вспомним, что нужно делать, чтобы сберечь жизнь всего, что нас окружает.

А к концу занятия мы все вместе « Украсим землю цветами» изготовленные вами раннее.

Звучит тихая спокойная музыка

Педагог: Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в мои слова:

«Мы закрываем глаза, и ничего не видим. Ничего раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это планета Земля. Жизнь начинается.

(Дети открывают глаза, поднимают головы. Вращается глобус.) .

Слайд 1(фото Планеты земля)

Педагог: Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворен­ные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чу­десах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Все­ленной. Это чудо есть сама наша планета вместе со своими составляющими. Богата наша Земля разными сокровищами

(демонстрация пластиковых бутылок 1-ая с землей, 2-ая с водой, 3-ая пустая)

Педагог: демонстрирует бутылки, дети перечисляют природные богатства. Что за сокровище внутри 3- ей бутылки?

Ответы учащихся: ……., воздух.

Педагог: Мы будем говорить о том, что никому не принадлежит и то же время он - достояние каждого. Ничто другое не является столь важным для жизни на Земле и в то же время так редко замечается, как окружающий нас атмосферный воздух.

Воздух - это жизнь растений,

Воздух - это жизнь животных,

Воздух - это жизнь человека,

Воздух - это бесконечность,

Воздух - это бесцветный океан,

Воздух - это газообразное вещество,

Воздух - это природное богатство,

Воздух - это то, что есть везде,

Воздух - это то, что есть во всем,

Воздух- это сама жизнь.

Педагог: Ребята как вы думаете, воздух существовать без человека?

Ответы детей : может.

Педагог : А человек без воздуха?

Ответы учащихся : нет.

Педагог : Давайте, сначала вдохнем глубоко- глубоко, а затем задержим, выдох. Что вы почувствовали?

Ответы учащихся: ….

Педагог : Без пищи человек может продержаться несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.

Игра «Живая или неживая природа»

Педагог называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

1. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни девица,
Ни красная девица. (Град)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево)
5. Личный кран имеет он,
Чтоб полить свои шесть тонн. (Слон)
6. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)

Педагог : Напомните, пожалуйста, а какой он воздух?

Ответы учащихся : Чистый воздух не имеет запаха, не имеет цвета…

педагог вывешивает знаки свойств воздуха (перечёркнутый нос, рот, цвета, глаз).

Педагог : Не много ранее вы утверждали, воздух содержится везде, т.е в одушевленных предметах и не одушевленных предметах. Предлагаю вам это доказать. Делать это мы будем в необычном месте, в лаборатории. А кто из вас скажет, что такое лаборатория?

Ответы учащихся: это место, где работают ученые.

Педагог: какое-то время мы с вами сами станем учеными, а наш кабинет превратится в лабораторию. В лаборатории, ребята, надо соблюдать определенные правила:

Слайд «Техника безопасности»

    соблюдать тишину,

    не перебивать друг друга.

    не мешать друг другу,

    работать тихо, аккуратно, внимательно,

    брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,

    без разрешения трогать оборудование и приборы,

    запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,

    содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Педагог: Понятно? Хорошо! Теперь ребята наденьте шапочки и бейджики. В лаборатории нужно быть одетым соответствующим образом.

Педагог : Предлагаю исследоватьвоздух. Готовы? Тогда начнем!

Работа в группах

Опыт №1 «Воздух в неодушевленном предмете» проводят учащиеся 1 гр.

Педагог: Перед вами ком земли и емкость с водой. С их помощью прошу вас доказать, что воздух содержится в не одушевленных предметах. Подсказкой для вас послужит следующие слайд шоу, посмотрите на экран.

(Просмотр слайд шоу учащиеся на уроке сельхоз труд сеют семена растений).

Педагог : Закончили? Прокомментируйте, пожалуйста, свою работу. Сделайте вывод.

Ответы учащихся:

    Мы опустили ком земли, в воду;

    Немного подождали;

    Через некоторое время в воде появляются пузырьки.

    Это воздух выходит из предметов

    Вывод: В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Значит, воздух находится во всех предметах, которые нас окружают. Он вокруг нас.

Педагог: Именно по этому существует жизнь под землей.

Педагог: А есть ли он в одушевленном предмете. Докажите это нам на примере человека. В своей работе вы можете использовать емкость с водой и коктейльные трубочки.

У вас есть подсказка. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Совсем недавно мы с вами рисовали в техники «кляксография», вспомните, о чем говорили на этом занятии. Слайд шоу (занятие «кляксография»)

Работа в группах

Опыт№2 «Воздух в одушевленном предмете » проводят учащиеся 2 группы

Педагог: Ребятам 2 группы предлагаем доказать, что воздух есть и в одущевленных предметах, на примере человекас помощью коктельной трубочки и емкости с водой. Для вас также подготовлена подсказка. Посмотрите на экран. Ребята, прокомментируйте свою работу и сделайте вывод.

Ответы учащихся:

    Мы опустили трубочку в стакан с водой;

    Сделали вдох;

    И выдохнули в трубочку;

    На поверхности воды мы увидели пузырьки.

    Вывод : Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Значит, в человеке есть воздух.

Педагог : Поэтому же принципу работают музыкальные инструменты. Губная гармошка, дудочка, труба, флейта; саксофон, аккордеон. (демонстрация муз. инструментов) Возьмите в руки любой инструмент и подуйте в него.

Поместим нашу карточку к остальным. На доску вывешивается («изображение человека») . Продолжим исследовать воздух дальше.

А задумывались когда-нибудь, чистым ли воздухом Вы дышите? Этот простой опыт даст Вам представление о том, что воздух может быть загрязнен.

Опыт№3 «Воздух может загрязняться и исчезать» проводит педагог.

Педагог: Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
Предлагаю включить в процесс исследования орган обоняния. Что это за орган?

Ответы детей: – нос.

Педагог: Понюхаем, что осталось в банке.

Ответы детей: Вывод: Остался воздух, которым неприятно вдыхать.

Педагог: Воздух загрязнился и исчез. Педагог вывешивает (картинка - зачеркнутый грязный воздух). Как вы думает, чем и как загрязняет человек воздух.

Ответы детей: Такие предприятия как, заводы, фабрики, электростанций загрязняют воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Так загрязняется наша земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет наша природа.

Педагог : Молодцы, люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.

Педагог приглашает всех учащихся собраться в круг.

Рефлексия «Тонкая голубая нить»

Каждый учащийся берет в руки клубок голубой нитки, называется правило сохранения воздуха чистым, при этом постепенно разматывается клубок с нитью, а предыдущий продолжает ее держать. В результате образуется «паутина», символизирующая наши поступки, т.у.

Ответы детей:

1) Проветривать помещение,

2) Мыть пол,

3) Протирать влажной тряпкой пыль,

4) Сажать деревья,

5) Строить очистные сооружения,

6) Сажать комнатные растения,

7) В городах в летнее время специальные машины моют, поливают асфальт,

8) Создать автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии,

9) Не курить,

10) Создавать организаций по охране окружающей среды,

11) Сажать цветы.

Педагог: Все эти правила,как невидимые связи, которые поддерживают жизнь на планете. Педагог опускает глобус на «паутину» из синих нитей. Посмотрите, только если мы будем все вместе, только если каждый из нас будет соблюдать все эти правила, только тогда мы сможем сохранить нашу планету.

Учащиеся рассаживаются по своим местам

Состояние планеты Земля, и ее богатств зависит от нашего с вами отношения. Предлагаю вам очистку и сохранность чистого воздуха начать уже сейчас. Сегодня мы сделаем это на нашей маленькой планете, но, как только потеплеет, мы выйдем на школьный двор и посадим цветы во дворе школы, которые вы уже посеяли на уроке сельхоз труд.

Рефлексия.

Скажите, ребята, вам понравился урок?

Что вы узнали для себя нового?

О чем мы говорили на занятии? (о планете Земля, о воздухе, где он содержится).

Для чего нам чистый воздух?(Для того, чтобы жили животные, люди)

Педагог: Приглашаю всех желающих украсить нашу планету цветами, изготовленные нами ранее.

Под песню «Давайте сохраним» учащиеся прикрепляют цветы (Цветок лотоса является символом чистоты, целомудрия, раскрытия самого себя) к глобусу. Посмотрите, какая красивая у нас получилась планета!

Педагог: Спасибо вам, ребята, за совместную работу. Молодцы.

Основные пути снижения и полной ликвидации загрязнения атмосферы следующие: разработка и внедрение очистных фильт­ров, применение экологически безопасных источников энергии, безотходной технологии производства, борьба с выхлопными га­зами автомобилей, озеленение, архитектурно-планировочные мероприятия, установление санитарно-защитных зон.

Очистные фильтры являются основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы. Очистка выбросов в атмосферу осуществляется путем пропускания их через различные фильтры (механические, электрические, магнитные, звуковые и другие), воду и химически активные жидкости. Все они предназначены для улавливания пыли, паров и газов.

Эффективность работы очистных сооружений различна и зави­сит как от физико-химических свойств загрязнителей, так и от со­вершенства применяемых методов и аппаратов. При грубой очи­стке выбросов устраняется от 70 до 84 % загрязнителей, средней очистке - до 95-98 % и тонкой – до 99 % и выше.

Очистка промышленных отходов не только предохраняет ат­мосферу от загрязнений, но и дает дополнительное сырье и при­были предприятиям. Улавливание серы из газовых отходов Маг­нитогорского комбината обеспечивает санитарную очистку и по­лучение дополнительно многих тысяч тонн дешевой серной ки­слоты. На Ангарском цементном заводе очистными сооружения­ми улавливается до 98 % выбросов цементной пыли, а фильтрами одного алюминиевого завода - 98 % ранее терявшегося фтора, что дает 300 тыс. долларов прибыли в год.

Решить проблему охраны атмосферы только при помощи очист­ных сооружений невозможно. Необходимо применение комплекса мероприятий, и прежде всего, внедрение безотходных технологий.

Безотходная технология эффективна в том случае, если она строится по аналогии с процессами, происходящими в биосфере: отходы одного звена в экосистеме используются другими звенья­ми. Цикличное безотходное производство, сопоставимое с цикли­ческими процессами в биосфере - это будущее промышленности, идеальный путь сохранения чистоты окружающей среды.

Один из способов предохранения атмосферы от загрязнения - переход на использование новых экологически безопасных источников энергии. Например, строительство станций, использующих энергию приливов и отливов, использование гелиоустановок и ветряных двигателей. В 1980-е годы перспективным источником энергии счи­тались атомные электростанции (АЭС). После Чернобыльской катастрофы число сторонников более широкого использования атомной энергии уменьшилось. Эта авария показала, что атомные источники энергии требуют повышенного внимания к системам их безопасности. Альтернативным источником энергии академик А.Л.Яншин, например, считает газ, которого в России в перспек­тиве можно добывать около 300 трлн. м3/год.

В качестве частных решений защиты воздуха от выхлопных газов автомобилей можно указать на установку фильтров и дожи­гающих устройств, замену добавок, содержащих свинец, организа­цию движения транспорта, которая уменьшит и исключит частую смену режимов работы двигателей (дорожные развязки, расши­рение дорожного полотна, строительство переходов и так далее). Кар­динально проблема может быть решена при замене двигателей внутреннего сгорания на электрические. Для уменьшения токси­ческих веществ в выхлопных газах автомобилей предлагается за­мена бензина другими видами горючего, например смесью раз­личных спиртов. Перспективны газобаллонные автомобили.

Озеленение городов и промышленных центров: зеленые насажде­ния за счет фотосинтеза освобождают воздух от диоксида углеро­да и обогащают его кислородом. На листьях деревьев и кустарни­ков оседает до 72 % взвешенных частиц пыли и до 60 % диоксида серы. Поэтому в парках, скверах и садах в воздухе содержится пыли в десятки раз меньше, чем на открытых улицах и площадях. Многие виды деревьев и кустарников выделяют фитонциды, уби­вающие бактерии. Зеленые насаждения в значительной мере регу­лируют микроклимат города, «гасят» городской шум, принося­щий огромный вред здоровью людей.

Для поддержания чистоты воздуха большое значение имеет планировка города. Фабрики и заводы, транспортные магистрали должны отделяться от жилых кварталов буферной зоной, состоя­щей из зеленых насаждений. Необходимо учитывать направление основных ветров (розу ветров), рельеф местности и наличие водо­емов, располагать жилые кварталы с подветренной стороны и на возвышенных участках. Промышленные зоны лучше размещать вдали от жилых кварталов или за пределами города.

Правовая охрана атмосферы - реализация конституционных прав населения и норм в экологической сфере привела к существен­ному расширению базы законодательного регулирования в области охраны атмосферного воздуха. Основными законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы природоохранной деятельности, служат следующие.

* Закон об охране окружающей среды (10 января 2002 года). Базовый закон природоохранного законодательства.

* Закон об охране атмосферного воздуха (2 апреля 1999 года). Его задачами являются регулирование общественных отношений в этой области в целях сохранения в чистоте и улучшения состояния атмосферного воздуха, предотвращения и снижения вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу.

* Воздушный кодекс Российской Федерации (19 февраля 1997 года). В нем особые требования предъявляются к состоянию полетной техники, регулированию работы двигателей для снижения загрязнения атмосферы.

    Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» (25 апреля 1997 года) устанавливает правовые основы проведения комплекса работ по обеспечению защиты окружающей среды.

    Уголовный кодекс (24 июля 2007 года) имеет ряд статей, касающихся атомной промышленности, содержит определение «экологические преступления».

    Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (9 января 1996 года). В целях его реализации Правительством РФ был принят ряд постановлений, которые касаются правил размещения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, их хранения и перевозки.

    Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (20 октября 1995 года; в феврале 1997 года были внесены изменения и дополнения).

    В Госкомэкологии России рассмотрено и утверждено несколь­ко нормативно-правовых документов, касающихся охраны атмо­сферы, в частности по методике расчета выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

    ГОСТ (1986 года) «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов».

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она.

В процессе работы над проектом мы узнали, что воздух атмосферы – смесь различных газов, в которой находятся твердые и жидкие частицы. Каждый газ в атмосфере выполняет свои функции:

 Без кислорода невозможно дыхание, горение, окислительные процессы.

 Азот входит в состав соединений, которые обеспечивают минеральное питание растений.

 Углекислый газ – «утеплитель» Земли, он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение Земли.

 Озон – поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца, которые в больших дозах губительно действуют на живые организмы.

В ходе наблюдений мы выяснили:

 В лесу дышится значительно легче, а значит воздух гораздо чище, чем в городе.

 При въезде в город небо над ним немного темнее, приобретает серый цвет.

 Возник вопрос: что является причиной загрязнения и какие меры необходимо применять по охране чистоты воздуха?

Большое влияние на состав воздуха оказывает человек, его хозяйственная деятельность, что приводит к отрицательным последствиям. Увеличение оксида серы в воздухе приводит к кислотным дождям. От автотранспорта и ряда предприятий в воздух попадают тяжелые металлы. Утончается озоновый слой. Углекислый газ, образующийся в результате сжигания органического топлива, усиливает «тепличный эффект», что может привести к повышению средней температуры воздуха и поверхности Земли и создать большие проблемы. В настоящее время принимаются меры по внедрению безотходных производств, строительству очистных сооружений, регулированию выхлопов автотранспорта, созданию заповедников и национальных парков, озеленению населенных пунктов. Смогут ли дети помочь охране окружающей среды? Конечно. Посадить деревья в своем дворе. Разбить цветочную клумбу. Не ломать деревья и не уничтожать просто так растения. Не сорить в общественных местах. Не сжигать мусор, а утилизировать его должным образом. Соблюдать правила поведения во время отдыха на природе: соблюдать правила обращения с огнем (основной причиной лесных пожаров), не бросать мусор (осколок стекла может стать причиной возникновения пожара в засушливое время года), не шуметь. Это по силам каждому, даже детям! Помните: одно дерево собирает 30 кг пыли, уменьшает шум в 5 раз, поглощает углекислоту и другие вредные соединения из воздуха. Без пищи человек может прожить до 5 недель, без воды – до 5 дней, без воздуха – не более 5 минут. Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. … Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Качество воздуха в домах и жилых помещениях, точно так же, как и воздух на улице, оказывает влияние на наше здоровье. Вы можете поддерживать воздух чистым и здоровым внутри помещений, соблюдая нижеследующие рекомендации.

— Подметайте полы в комнатах

Используя пылесосы, содержащие фильтры-насадки HEPA, являющиеся высококачественными поглотителями пыли и твердых частиц, вы сможете эффективно счищать и удалять с поверхностей ядовитые вещества и аллергены, которые могут годами накапливаться вместе с пылью; частицы, содержащие свинец и химические вещества-ингибиторы, используемые в бытовой технике, волосы и шерсть, остающиеся от домашних животных, а также микроорганизмы, которые могут вызывать аллергию.

HEPA-фильтры гарантируют вам, что пыль и твердые вещества, поглощенные пылесосом, не попадут снова, через выходное отверстие аппарата, в окружающую среду.

Используя пылесосы с фильтрами данной марки, вы сможете удалять с пола как пыль, так и загрязнения, остающиеся на поверхности пола. Уборка с использованием воды и, желательно, с кусочком материи из микроволоконной ткани, может быть также эффективной.

Контекст

Датчане помешались на своем здоровье

Berlingske 11.11.2016

Исповедь улучшает душевное здоровье?

Scientific American 03.04.2016

К востоку от Сибири: чистая вода и здоровая жизнь

Scientific American 02.03.2016

Три угрозы здоровью населения в мире

Project Syndicate 01.02.2015
— Не допускайте попадания в помещение загрязняющих веществ

Перед входом в квартиру положите коврик, желательно, чтобы он впитывал грязь, которая прилипает к обуви и может быть внесена в дом. Лучше всего будет, если попросить входящих в дом сразу снять обувь и поместить ее на специальную полочку или ящик для обуви.

— Поддерживайте достаточный уровень влажности воздуха в помещениях

Если воздух в помещении избыточно влажный, это может стать причиной размножения микроорганизмов, мелких вредных насекомых (клещей и клопов), а также появления плесени. Наиболее благоприятный уровень относительной влажности воздуха в помещениях находится в пределах 30-50%, определить который вам помогут специальные измерительные приборы или кондиционеры.

— Желательно не допускать проникновения в дома и жилые помещения сигаретного дыма

Длительное пребывание в атмосфере вредных веществ, содержащихся в сигаретном дыме, связано с очень многими болезнями, начиная от различных ушных инфекций или заболеваний дыхательных путей, астмы, и заканчивая раковыми заболеваниями. Особенно опасно, если в помещении находится новорожденный — сигаретный дым может спровоцировать его внезапную смерть. Для того, чтобы бросить курить, вы можете присоединиться к специальным группам, пропагандирующим и ведущим борьбу с курением, пройти курс никотин-заместительной терапии или использовать особые лекарственные препараты, снимающие пристрастие к курению. Если вы все же не можете отказаться от курения, по крайней мере, не курите в закрытых помещениях.

— Остерегайтесь газа радон

Газ радон — радиоактивное вещество без цвета и запаха, который повышает риск приобретения опасных заболеваний, таких, как рак легких. Данный газ возникает в результате естественного распада урана, который содержится в почве, и может накапливаться в помещениях и жилых домах, проникая через строительные швы и трещины в стенах.

Уровень содержания радона или возникновения его в почве меняется в зависимости от региона; в каких-то регионах он более высокий, в каких-то — менее. Если вы проживаете в регионе с высоким содержанием радона в почве, вам необходимо сделать заявку на проведение специального теста — измерения уровня радона в воздухе вашего жилого помещения. Сделать это достаточно легко. В том случае, если уровень радона в помещении окажется высоким, то при помощи различных способов можно его снизить.

— Будьте осторожны с искусственными ароматизаторами, избегайте злоупотребления ими

Ингредиенты, содержащиеся в моющих средствах и создающие искусственные ароматы, а также ароматизаторы-освежители воздуха, добавляют в воздушную среду вашего дома также массу вредных химических веществ. Обычно на этикетках товаров бытовой химии, предназначенных для придания воздуху или одежде дополнительного аромата, содержится только слово «аромат (ароматический)» (fragrance), но не приводится перечень подобных химических веществ.

Например, типичным веществом, которое используется для производства искусственных ароматизаторов, является фталат, применяемый обычно в производстве мягкой пластмассы. Исследования, проведенные лабораторным путем на животных, показывают, что фталаты нарушают работу гормональной системы организма.

— Также очень эффективно очищают воздух в помещении комнатные растения

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.