Доступно разъяснение философия в системе культуры. История и философия в помощь студенту

Философия. Вопросы для экзамена.

Место философии в системе культуры. Функции философии.

Философия является сложным и многомерным явлением. Поэтому необходимо учитывать всю систему связей, в которой она проявляет себя в духовной жизни общества. Такой подход соответствует реальной сути философии и вместе с тем отвечает острой современной потребности в широком современном миропонимании.
Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Общественная жизнь людей при ее культурологическом рассмотрении предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей культурно-исторических ценностей; с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений, поскольку теория выступает как обобщение их реальной истории.
К моменту возникновения философии человечеством были накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии было рождением особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм культуры. Поэтому воплощенный в философии способ мышления, обращенный ко всему полю культуры, называется критически-рефлексивным.

Функции философии: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

2. Исторические типы мировоззрения: миф и религия.



Мировоззрение – система взглядов, ценностей человека на мир и место человека в этом мире.

Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.

Мифологическим мировоззрением - независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится - называют такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием людьми социальных процессов и своей роли в этих процессах.

Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет "все", ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранним типом мировоззрения.

Основные формы мифологии: сказки, легенды, вымыслы, слухи и т.д. В основном миф имеет место быть там, где отсутствует реальный опытно подтверждения знаниями, которые заменяются вымыслами и предположениями.

Также мифотворство может носить и искусственный характер, преднамеренно осуществленный с тем, чтобы вместо реально имеющейся достоверной информации предлагать не соответствующие действительности мнения и оценки.



Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение . Как и мифология, религия обращается к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства - любви, веры, надежды). Однако в отличие от мифа религия "не смешивает" земное и сакральное, а наоборот разводит их на два противоположных полюса. Всемогущая сила - Бог - стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом. Существуют различные организации и учреждения для формирования и поддержания такой веры, так сказать обеспечивающие контакт с Богом. Эти организации призваны обеспечивать религиозное воспитание и контроль над разумом (умами) людей.

Религия ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений. Философия - всегда подкрепление теоретическими доводами, всегда работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофилософские (дорациональные) мировоззренческие формы и исторически и логически оказываются необходимым и естественным предшествием. Мифологическое сознание было сознанием глубокой, интимной связи человека и природы. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность, первым сознанием единства человеческого рода. Но подлинный переход от религиозно-мифологических представлений о мире к его философскому пониманию означал замену произвольного (фантастического, вымышленного) логически обоснованным, выводным знанием, опирающимся на человеческий разум как на самое надежное и естественное средство познания.

3. Исторические типы мировоззрения: философии и наука.

Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

Основано на знании (а не на вере либо вымысле);

Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

Логично (имеет внутреннее единство и систему);

Опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

космоцентризм;

Теоцентризм;

Антропоцентризм.

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Дре­вней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распростра­нен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука – это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Современная наука – чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках – статистика.

Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал – итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.

4. Структура философского знания.

Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь - природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология - признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие - всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых (или самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.

Аксиология, напротив, представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.

Теория познания образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы: «как приобретается знание о бытии любого объекта?» и «как оно с ним соотносится?».

5. Генезис философии: от мифа к логосу.

Первичными формами мировоззрения, существовавшими задолго до философии, были: магия, мифология, религия, из которых впоследствии произошла философия. В отличие от мифа, основанного на устном предании о сверхъестественных причинах возникновения мира и человека, философия учит разумному постижению реальности, в этом заключается превосходство логоса над мифом.

Благоприятные условия для появления на свет философии сложились практически одновременно, к середине I тысячелетия до новой эры, в греческих торговых городах, рассеянных по побережью Средиземного моря, и далеко на востоке - в Китае и Индии. Однако там философия не получила самостоятельного признания, оставаясь частью религиозно-мистической веры, например, в индуизме или разновидностью политического учения о власти, как в конфуцианстве. В Элладе философии удалось одержать верх, благодаря тому, что на ее стороне были две могущественные союзницы - частная собственность и полисная демократия.

В сфере политической жизни частная собственность приняла форму полисной демократии, в которой верховная власть принадлежит общему собранию граждан полиса. Демократия, в сущности, всегда была рынком слов и идей, только роль денег играет там не золото, а иной всеобщий эквивалент - голоса избирателей. Демократия-то и стала родной матерью философии, поскольку нуждалась в профессиональных ораторах, умеющих убеждать народ словом. В этих условиях возникла диалектика - искусство речи, узаконившая свое философское право в античном мировоззрении. Триумф греческой философии был идеальным «эхом» той власти, которую имело в полисе разумное слово, по-гречески «логос».

ВВЕДЕНИЕ.

Философия является теоретической основой мировоззрения. Если мировоззрение есть способ, характер духовной ориентации человека в окружающей действительности, совокупность философских, экономических, социально-политических, этических и т.п. взглядов, убеждений, идеалов, то философское мировоззрение как теоретически обоснованная система общих взглядов на окружающий мир и место человека в нём составляют основу мировоззрения в целом.

Философия обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и позиция, является духовной квинтэссенцией, самосознанием эпохи (Гегель, Маркс). Она выступает мировоззренческой, и методологической основой всякой деятельности.

Философия есть не только учение об общих принципах бытия и познания, но и орудие последовательного изменения действительности в целях освобождения человека от всех видов эксплуатации и угнетения, в интересах развития личности, удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, созидания общества социальной справедливости.

Дофилософское мировоззрение и картины мира.

Философия представляет собой мировоззрительную форму сознания. Самой ранней формой мировоззрения было мифологическое, суть которого состояла в том, что только мифы могли объяснить всё неизвестное и неопознанное, такое мировоззрение было присуще Древней Греции, Вавилону, Египту, население которых в течение довольно-таки длительного исторического периода жило мифами, т.е. грёзами и фантазиями.

По мере исторического развития общество появилось религиозное природой, человеком и вне природы человека, именно поэтому человеческая душа бессмертна, т.к. после смерти физической его ждёт встреча с Богом.

Вышеуказанные мировоззренческие формы отличаются от науки философии, которая представляет собой сознание теоретическое, в то время, как, например, религия представляет собой просто массовое сознание, которое в принципе было не чем иным, как прочувствованием целостности бытия, что и сблизило религию с философией.

Философия – мировоззрение.

Мировоззренческий тип философского сознания заключается в том, что научно-теоретическое знание – это только одна сторона – духовно–практическая.

Говоря о философии как о мировоззрение, необходимо заметить, что в современной философии первостепенное значение имеет чувство высочайшей правоты и справедливости, а только затем – рассудок, таким образом, именно гражданская позиция в философии приоритетна.

В различные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем, это:

─ космоцентризм, суть его в том, что именно гармония космоса является основой мира (VII – VI в.в. до н.э.)

─ для средних веков – это теоцентризм, когда всё без исключения было подчинено Богу (Теос – Бог)

─ антропоцентризм (гуманизм) представлял собой идеал универсальной личности, свободной от порабощения.

Понятие философской антропологии.

Двадцатый век прошёл под знаком своеобразного «антропологического бума» в философии. Особенно важно то, что произошли серьёзные изменения в подходах к осмыслению человека. Эти изменения оказались связанными, со становлением антропологии, как особой философской дисциплины.

Исходным положением философской антропологии XX в. является то, что она ставит человека в центр мироздания. Человек при таком подходе рассматривается в качестве своеобразного «ключа» ко всем проблемам, даже к тем, которые на первый взгляд воспринимаются как не имеющие отношения к теме о человеке. Главным средством изучения становится духовный мир человека, а всё остальное располагается «вокруг», на «периферии». Философско-антропологический подход имеет дело не с фактом человека как объекта научного познания (биологического, социального, психологического и т.д.), а с фактом человека как субъектасамосознания.Субъектный мир человека предстаёт как особая вселенная, являющая собой цент мироздания.

С философско-антропологической точки зрения человеческая духовность превосходит всё природное бытие, принципиально несводима к нему. Поэтому философская антропология в известном смысле освобождает себя от зависимости от строго научных представлений, ибо человек для неё не столько природный объект, сколько сверхприродный субъект. С другой стороны, человек, поставленный в центр мироздания, предстаёт как малая вселенная, включающая в себя все качества Вселенной большой – древняя идея о микрокосмосе и макрокосмосе чрезвычайно популярна в современных размышлениях о человеке. В человеке скрыты тайные космические силы. Все заключено в человеке. Глубинные проявления человеческой субъективности, такие, как страх, гнев, эротическое влечение и другие, являются лишь аналогами таинственных космических сил. И наоборот, таинственные глубины человеческой души являют собой выявление космических начал. Вглядываясь в себя, можно увидеть проявления космических сил, познать тайны Космоса. Древнее изречение «познай самого себя» приобретает новое звучание – познавая себе, познаешь глубинную сущность Вселенной, почувствуешь её пульс, недостаточный прямому наблюдению. Человек заключает в себе целый в зародыше. Одновременно человек – объединяющее начало, он способен объединить всё многообразие мира. Но это означает, что судьба человека зависит от судьбы природы. Человек ответственен за весь строй природы.

Для современной философской антропологии характерно иное отношение к вненаучным формам духовного опыта и познания по сравнению с тем, каким было это отношение в философской классике ΧІΧ в. и в философии, ориентируется исключительно на науку.

В частности, философская антропология свысока и пренебрежительно к идеям мистического познания, хотя и не принимает их безоговорочно. Она учитывает научные данные из самых разнообразных сфер знания. Вместе с тем в ней не приемлемо прямое применение научных законов. Здесь важен сам процесс самопознания и напряжённого самонаблюдения. Антропологические проблемы – это проблемы, чисто человеческие, поэтому нельзя отстраняться от них, как от чуждого явления.

В философской антропологии самопознание служит не только целью, но и методом. Отсюда следует, что мысль, направленная на самого себя, идёт как бы по кругу. Чёловек постоянно возвращается к себе, но каждый раз по-новому и в обновлённом виде. Философская антропология призывает к самоугнетению, поэтому главная её проблема и центр – это человеческая личность. Человек здесь предстаёт не как абстракция, не как человек вообще, а как экзистенция. Экзистенция– это человеческая самость (от слова «сам»). Это моё «я». Экзистенция говорит о том, что человек создаёт самого себя не по заранее заданному плану или готовому образцу, а самостоятельно в своём внутреннем мире. Наличие внутреннего «я» несомненно для каждого, но оно ускользает от того, чтобы выразить его прямо и непосредственно. Однако без попыток определить своё «я» жизнь личности невозможна. Философская антропология подчёркивает важность обращения своего «я» и невозможность того, чтобы ограничиться объектно-научным подходом. Для последнего доступны только внешние и внутренние проявления, но не непосредственнаяжизнь экзистенции. Пристальное внимание к экзистенциональным вопросам существенно отличает философскую антропологию ΧΧ века от философских взглядов на человека, известных в прошлом.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ С НАУКОЙ.

Наука – это развивающаяся система знаний, связанная с открытием новых явлений и законов, вид познавательной, духовной деятельности и вместе с тем особый, выполняющий важную роль в обществе, социальный институт, предполагающий наличие академий, министерств, университетов и других организаций. Различаютгуманитарные (в том числе социально-политические, общественные), естественные и техническиенауки. Кроме того в структуре современной науки можно выделить 3 слоя знания.

Всеобщее Региональное Чистонаучное

Первый слой представлен философией, а также примыкающей к ней математикой. Это слойвсеобщего знания.

Второй слой составляет частные науки, которые изучают объекты в рамках одной из форм материи и движения, либо на стыке двух соседних структурных уровней материального мира (промежуточные науки типа биофизики). Сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, техническая сфера знаний. Этот слой науки, называют частнонаучным.

В середине XX в. возникли две отрасли научного знания междисциплинарного характера – общая теория систем и теоретическая кибернетика, которые образуют особый, третий, слой науки, занимая промежуточное положение между философией и математикой, с одной стороны, и частными науками – с другой.

Классификация наук, предложенная по, так сказать «объёмному» принципу, существенно дополняет традиционное деление наук на гуманитарные, естественные и технические, поскольку ни общая теория систем, ни теоретическая кибернетика не сводится ни к гуманитарным, ни к естественным, ни к техническим наукам.

Теория систем и кибернетика – порождение эпохи НТР. Подобно тому, как в прошлом веке возникли неаристотелевская логика и неевклидова геометрия, начало XX в. было ознаменовано возникновением теории относительности и квантовой механики, середина века – общей теории систем и теоретической кибернетики, которые тоже радикальным образом изменили научную картину мира как высшую форму систематизации научного знания.

Структура философии определяет её функции. В соответствии со своим статусом философия выполняет по отношению ко всем без исключения отраслям знаний две основные функции – мирную и методологическую. В ретроспективном плане философия всегда выполняет мирную функцию, а в перспективном, в отношении к дальнейшему развитию науки, имеет методологическое значение.

МЕТАФИЗИКА. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ.

В античности идущая от Аристотелятрадиция считала метафизику «первой философией», наукой о бытии. Метафизика есть онтология. В античности сколько-нибудь отчётливое разделение метафизики, науки и теологии (учения о Боге) отсутствует. Основные вопросы античной философии таковы: «Что есть бытие?», «Что есть идея?» (Платон), «Что есть форма и материя?» (Аристотель).

Средневековая философия не отождествляет все знания с метафизикой. Теперь метафизика признаётся высшей формой рациональногопознания, но она соотносится со сверхразумным знанием. Вопрос о сущем остаётся основным вопросом философии, но он приобретает нерационалистические черты, связанные с религиозной верой и открытием. «Что есть Бог?» – вот основной вопрос средневековой философии, которая, подобно античной философии, остаётся по преимуществу онтологией.

Кант делает решающие шаги к разрушению метафизики как онтологии, на первое место он ставит вопрос познания: «Что я могу знать?». У Канта философия и метафизика превращаются преимущественно в гносеологию. Кант считал, что метафизика возможна как чисто априорное знание. Такую метафизику Кант построил, но с противоречиями реальной жизни не суждено было справиться и ему.

Гегель увидел в метафизике ограниченность рассудительного мышления, которая преодолевается диалектическим разумом. Гегель связал, разум с диалектикой, рассудок – с метафизикой, противопоставив тем самым диалектику метафизическому методу. По Гегелю, а он дал начало новой философской традиции, диалектика есть противоположность метафизики как философии, неадекватной действительному положению дел. Диалектика исправляет недостатки метафизики, не справляется с жизненными противоречиями, переходами, процессами развития. Основной вопрос гегелевской философии – это вопрос о логике. Философия становится особой философско-диалектической логикой.

Неопозитивистызачислили в метафизику – а они понимали её как умозрительное конструирование – и диалектику, и в целом философию Гегеля и Маркса. Метафизику они решили изгнать из науки. Это мероприятие окончилось неудачей, что и вынуждены были признать постпозитивисты. Основным вопросом философии нео- и постпозитивизма стал вопрос о природе научного знания.

Неопозитивистская тенденция, существенно смягчается пониманием неустранимости из арсенала знаний философских истин, привела к аналитической философии. Основной вопрос философии теперь сводится к вопросу не просто о науке, а о рациональности, будь то в науке или в жизни.

Таким образом, многовековое развитие философских представлений привело в конечном счёте к двум толкованиям содержания метафизики. Согласно негативным представлениям, метафизика есть неудовлетворительный конкурент диалектике. Положительное толкование состоит в понимании её как совокупности основных принципов философии.

Вывод.

Почему же необходимо изучение философии?

Во-первых, на базе философии формируется система знаний, научная картина мира, правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический уровень и эффективность последних научных изысканий. Не менее важно и то, что философия помогаетформировать необходимый в обществе благоприятный нравственный климат, духовный мир человека, его нравственные ценности, отвечает на смысло-жизненные вопросы.

Во-вторых, философия помогает более оптимальным образом развивать все науки, преодолевать в них возможные методологические трудности и кризисы.

В-третьих, философия даёт теорию познанияс её методами духовного освоения действительности.

В-четвёртых, по мере усвоения философии логическое мышление становится более культурным, более правильным, более адекватным действительности; у человека, иначе говоря, формируется диалектический метод мышления, стимулирующий критическое и творческое отношение к окружающему миру.

В-пятых, поскольку в каждом акте мышления в неявном виде используется динамическая система философских категорий (вернее, вся духовная культура человека, стержнем которой является философия), поскольку уровень философской подготовки во многом определяет оптимальность принимаемых решенийруководителем любого ранга.

Список литературы

1. Смирнова Н.Н., Конспект лекций по философии; СПб.: ООО «Издательство “Альфа”», 2000г.

2. Шаповалов В.Ф., Основы философии. От классики к современности: Учеб. Пособие для вузов. – М.: «ФАИР-ПРЕСС», 1998г.

3. Философия, Ю.А. Гусев, Н.И. Жуков, В.Г. Изох и другие. (под ред. Н.И, Жукова) – Мн.: БелСоЭС «Чернобыль», 1995г.

4. Канке В.А., Философия. Истор. и систем. курс: Учебник для вузов 2-е издание. Переработанное и дополненное, М: Издательская корпорация «Логос», 1997г.

Некоторые люди задаются вопросом: «Как так произошло, что наука с весьма абстрактными представлениями и ответами на вопросы стала одной из основ в развитии общества?». Безусловно, что не случайно это место заняла философия. В системе культуры она имеет колоссальное значение. Почему все именно так? Попробуем в этом разобраться.

История термина «философия» имеет древнегреческие корни и означает любомудрие, проще говоря, любовь к мудрости (fileo - любовь, sophia - мудрость). Первоначально наука представляла собой некий симбиоз наиболее важных течений мифологии и религии, которые пришли на смену многочисленным мифам. В отличие от эмоционально-фантастического отображения социальной и природной действительности, она относится к окружающему более рационально. Первые шаги наука начала делать с разъяснения именно природы и условно называлась натурфилософия. Несмотря на то, что философия в системе духовной культуры того времени занимала одно из важнейших мест, учения в основном велись по принципу «а представьте, что все не так, как нам говорили…». Закрытые общины развивали интересное течение и длительные обсуждения дали некую огранку на тот момент еще безликой науке.

С появлением разделения знаний на отрасли дифференциации подверглась и эта наука, с последующим уточнением целей ее исследования, что обеспечило особое место философии в системе культуры социума.

В настоящее время выделяется далектико-материалистическая философия, которая и по сей день играет немаловажную роль в позволяя под иным углом посмотреть на законы развития природы, познания, мышления и общества. Именно эта дисциплина по сей день оказывают большое влияние на формирование духовных ценностей у человека. Почему же вопреки популярному сциентизму ясно просматривается, что философия в системе культуры является не памятником некогда популярного научного течения, а для дальнейшего развития. Что же ее отличает?

  • Абстрактность

Всеобщность и абстрактность присущи многим наукам. К примеру, математика. Да, она абстрактна, но представляет собой лишь формальный способ описания окружающей действительности. В этом больше преуспела философия. В системе культуры просто необходимо учение, которое отвечает на вопросы не просто «сухими» фактами, а углубленно направляет к поиску ответа.

  • Рефлексивность

Исследуя реальную действительность, отображение результатов проводится через призму духовности (не путать с религией) и познания.

  • Цель науки

Особое место философии в системе культуры образовано не исследователями течения, а самими людьми. Обладая рефлексивностью, она стала некой Она не просто преподносит факты, а передает их с особым шлейфом, который, как оказалось, является стрежнем образования, делающим науку духовной. Благодаря данному направлению в человеке зарождаются и развиваются такие идеалы, как Добро, Истина, Справедливость, формируя при этом здоровый и благоприятный нравственный климат.

Философия в системе духовной культуры современного мира выделяется за счет целого ряда составляющих, которые являются частью одной структуры. Так, к примеру, ярким примером актуальности является наука исследует, как человек познает самого себя и окружающий мир. Именно данное течение предложило ряд категорий конкретное, абстрактное, чувственное и логическое, теоретическое, познания и практики, которые объясняют поведение людей и изменение личности.

Социология также является одним из важных элементов, который входит в учение под названием философия. В системе культуры данная наука занимает почетное место, так как именно она изучает и объясняет развитие и прочие изменения общества.

Особый статус этой науки незыблем. Имея мировоззренческое значение, данная наука обеспечивает должный уровень духовного образования, благодаря чему играет ведущую роль в системе культуры.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»


по дисциплине «Философия»

на тему «Философия в системе культуры»


Выполнила студентка

К.К. Крылова


Москва - 2013


Введение

1 Феномен культуры

1 Значение культуры в решении основного вопроса философии

2 Философия в современной культуре

Заключение

Список литературы


Введение


«Каждый человек в душе философ» - это почти риторическое утверждение все же имеет в себе глубокий смысл. Поскольку представлять или мыслить о вещах, которые находятся вне границ непосредственного восприятия, за явлениями окружающего мира, является неоспоримым свойством человеческой природы, не зависимой от его воли. Однако этот процесс размышления о мире, его явления, основания бытия вещей может быть не только спонтанным, но и управляемым. И если спонтанность здесь, хаотичность является основанием бытового философствования. Бессознательное или осознанное мышление об основаниях бытия вещей, явлений в их целостности, которые опираются на ограниченный жизненный опыт, собственный или опыт других людей, то управляемое размышление, попытка познать мир и место человека в нем, взаимоотношения между человеком и миром - прерогатива собственно философии как науки. Главная задача, которой - сделать попытку вступить в поле мышления, понять объективные и субъективно - человеческие основания и внутреннюю необходимость произведенных в истории форм и направлений философствования.

Однако, как и в индивидуальной жизни каждого, отдельно взятого человека процесс становления мировоззренческих идеалов и поиски путей их достижения сложный и противоречивый, так и в общем историко-эволюционном развитии человечества прослеживаются самые разнообразные тенденции развития философской мысли. Поэтому философию нельзя изучать, акцентируя внимание только на содержании той или иной философской концепции. Ведь концепции - это еще не философия, о чем было известно уже Платону, они - продукт философии, которая, в свою очередь, является активностью, деятельностью для создания этого продукта. Именно эту деятельность, активность и нужно осваивать.

Итак, философия учит в духовно - деятельный способ познавать мир во всей его многогранности и целостности, а также соотношение человека и мира. Сравнив такой вывод с одним из определений культуры, с философской точки зрения, а именно: «...культура есть особый, деятельный способ освоения человеком мира, включая как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле формирования и развития ее» не возможно не заметить тесную связь между понятиями философии и культуры.

Сложное и уникальное явление культуры сосредоточило на себе внимание многих ученых. Отечественная и европейская наука достигла значительных успехов в изучении истории и теории культуры конкретных эпох, регионов, специфики ее структурных элементов, методологии исследования культуры как социальной памяти человечества. И, к сожалению, нет концептуального единства в подходах к целостному процессу развития человечества. Поэтому в современных культурологических исследованиях прослеживается тенденция органического сочетания изучения определенных исторических процессов с выяснением и выявлением общих процессов движения культуры, имея целью создать ее как сложную, динамичную систему, с присущей ей диалектикой прогресса и регресса. Важно не только выяснить, что собой представляет культура, но и какое значение она имеет для человечества, каким образом человек должен организовать свою социокультурную жизнедеятельность, чтобы создать мир Гармонии и Красоты.

культура философия личность


1.1 Феномен культуры


«Культура» (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создании ими материальных и духовных ценностей.

Понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком значении - сфера духовной жизни людей.

Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, результаты, нормы морали и права и др.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения людей). Такое понятия «культура» и глубина содержания вызвали множество научных определений. Широта охватываемых культурой явлений влияет на закрепление за этим понятием многих смысловых оттенков, что в свою очередь способствует вариативному его толкованию, пониманию и использованию различными дисциплинами.

Философско-антропологическая направленность в определениях понятие культуры не случайна. Ведь собственно человек является субъектом и носителем культуры. Существование культуры возможно только в человеческом обществе и служит потребностям человека. Яркой иллюстрацией этого является «поэтическая» версия культуры Николая Рериха, по которой культура рассматривается «как любовь к человеку, как синтез действенного блага, очаг просвещения и красоты».

Связь человека и культуры не может быть безосновательной. Основой этой связи является природа, в широком понимании этого слова. Следовательно, для изучения феномена культуры в его существенных и исторических проявлениях следует выяснить соотношение природного и культурного в сфере человеческой жизнедеятельности.

Понятие «природа» - одно из самых широких. Прежде всего, природа занимает все то, что возникло и существует по себе, независимо от воли и желания человека. Как результат обобщения, понятие «природа» охватывает все сущее, весь мир в многообразии его форм, и близкий к понятию материи, универсума, Вселенной. Но это определение более свойственно природе как материальной действительности в ее бытии без человека. Действительность, где появляется человек как природный, но вместе с тем и социально-культурный фактор, характеризуется понятием «природа», которое подразумевает всю совокупность естественных условий существования человека. И уже как такая «природа» фиксирует определенную черту жизнедеятельности человека, отличие внешних объективных обстоятельств человеческого бытия от внутренних особенностей самой человеческой жизнедеятельности.

Понятие «культура», как уже упоминалось, латинского происхождения и первоначально употреблялось для определения процесса обработки почвы.

Даже в этом узком смысле подчеркивается наличие изменений в природном объекте, в зависимости от действий человека в отличие от изменений под действием естественных причин. Понятие «культура» в этом смысле занимает все то, обработанное, преобразованное человеком (обществом), что несет в себе человеческое начало.

Следовательно, такой анализ понятий «природа» и «культура» показывает их различие: под культурой следует понимать то, что создано человеком, то есть - искусственное; под естественной - все натуральное, что существует, по не зависящим от человека законам мироздания.

В то же время культура является средством сочетания человека с природой. И чем гармоничнее взаимодействие человека и природы, тем качественнее ее жизнь с точки зрения культурного развития.

Феномен культуры свидетельствует, что в самых общих чертах культура представляет собой материальный и духовный прогресс, как индивидов, так и общества. Универсальное (общечеловеческое) и личностно-индивидуальное сочетаются в культуре, которая охватывает все сферы жизнедеятельности человека, находясь в диалектической взаимосвязи с ними.



Философские категории характеризуются сочетанием в себе универсальности и мировоззренческой значимости. Универсальность заключается в отражении таких свойств, которые определяют сущность отношений человека и мира, мировоззренческое значение - философские категории пользуются осмыслению и формулировке решения основного вопроса мировоззрения (отношений между человеком и миром).

Многозначимость понятий «культура», на первый взгляд, препятствует ее определению как философской категории. Но, попробовав целостно рассмотреть феномен культуры с философской точки зрения можно несколько обобщить определение культуры.

Если рассматривать культуру не просто приложением к жизни расходящихся явлений, а как систему, органическое целое, подобно учение Эрнеста Кассиера, по которым язык, миф, наука и искусство являются специфическими «символическими формами»; философия культуры тождественна философии символических форм, культуроведение же толкует эти символы, по которым ширина понимание понятия «культура» несколько сузится.

Интересной является культурологическая концепция Макса Вебера, где понятие культуры рассматривается как ценностное; исторический процесс представлен как надстройка типов культур, имеющих свою собственную сущность, формы, ритм развития.

Макс Шелер рассматривал культуру как сферу идеальных (формируются искусством, религией, философией) и реальных, материальных (экономика, государство, семья) потребностей, которые содержатся в структуре духа человека.

Как видим, понятие культуры тесно связано с сущностью человека, человеческой деятельностью. Более того, культура без человека просто не возможна. Несмотря на разноаспектность определения культуры с философской точки зрения (природосоответствие, духовность, материальность, универсальность, индивидуальность, социальность, историчность) можно выделить объединяющую их особенность. Через перечисленные аспекты культура освещается как выражение сущности человека в отношении ее к окружающему миру.

Таким образом, культура является миром человека, в котором окружающая действительность очеловечивается, чтобы быть понятнее, а внутренний мир человека трансформируется в природу.

Как философская категория «культура» является универсальной по той причине, что в понятии культуры как деятельной сферы отношений человека и мира отражается содержание основного вопроса философии, а также через культуру человек имеет возможность осмыслить и решить его.

Глава 2. Философия в системе культуры


2.1 Значение культуры в решении основного вопроса философии


Изучая такие далекие от повседневно-практической жизни вещи, философия на первый взгляд, кажется не нужной в повседневной жизни. Ведь, в основном, бытует мнение, что для обеспечения условий нормальной жизни нужно, прежде всего, удовлетворение базовых потребностей в пище, жилище, безопасности, общении и т.д. Однако, кроме базовых потребностей, человек имеет и ряд других - потребности в самоутверждении, творчества, в реализации своего потенциала.

Осмысление «высших» потребностей философией, не означает, что изучив их, с философской точки зрения, человек обязательного станет творческой личностью, самореализуется и т.д. Философия только помогает этому. Будучи основой мировоззрения, она определяет мировоззрение человека, влияет на формирование мировоззренческих идеалов и пути их становления и претворения в реальную жизнь.

Американские философы М. Веласкес и В. Берри вслед за психотерапевтом К. Роджерсом рассматривают мировоззренческий идеал, как идеал полнофункциональной личности. Переосмыслив некоторые из их взглядов, можно конкретизировать содержание этого идеала.

Одной из основных характеристик полнофункционального лица как такого, что способно к самоосуществлению, является способность к самостоятельному мышлению. Этот признак предполагает способность личности самостоятельно формировать собственные отношения и убеждения. Такой человек является свободной от жестких мировоззренческих и поведенческо-личностных зависимостей. Другой характеристикой является глубокое самосознание. Содержание ее тесно связано с развитием философского взгляда на мир, на себя. Полнофункциональный человек оценивает себя, свои действия, возможности. Именно философия является основанием рефлексивной переоценки «базовых интеллектуальных оснований» жизни. Только философская рефлексия способна привести к осознанию раньше не осознанных убеждений и предпочтений, сравнить их с другими возможными предпочтениями и убеждениями, выявить их ограниченность, осуществить выход за эти пределы и сформировать более адекватные основания существования.

Следующий признак - гибкость. Нестабильность, кардинальные изменения в мире человеческого бытия способны сломать только жесткие, подобные мифологическим воззрениям, мировоззренческие ориентиры человека. И человека, который способен к постоянному саморефлексованому контролю, к перестройке, которая может понимать, учитывать и оценивать влияние изменений внешнего мира, адекватно реагируя на них закономерными и гибкими изменениями собственного внутреннего естества, они не в состоянии расшатать и нарушить.

Философия с начала своего существования предлагает рассматривать мир в его перспективе, каждую вещь в зависимости от целого, создает общую картину действительности, где всегда находится место для надежды, веры, любви, которым под силу удержать человека над пропастью небытия.

Еще одна важная характеристика полнофункциональной личности заключается в способности к творчеству. Творчество проявляется не только в сфере искусства. Творческий человек не стандартно решает любые вопросы во всех сферах своей жизнедеятельности, на всех уровнях. Основой творчества является философия. Благодаря ей человек способен абстрагироваться от своих чисто субъективных переживаний, взглянуть на вещи со стороны, постичь мир во всей его целостности, выйдя из-за пределов собственной человеческой ограниченности. Такой объективный философский взгляд на мир предоставляет возможность открыть новые перспективы решения существующих проблем.

Следующей особенностью полнофункциональной личности, которую помогает сформировать усвоения философии, - это четко концептуализирована, хорошо продуманная система ценностных представлений в области морали, искусства, политики и т.д. Поскольку аксиология является отраслью философии, то это дает возможность людям сформулировать собственные ценностные ориентиры, осознать смысл их собственной жизни.

Современный американский философ и психотерапевт В. Франкл говорил, что наличие у человека системы ценностных ориентиров, которые определяют высшие потребности и стремления, смысл жизни в целом, является крайне важным.

Потеря или отсутствие смысла жизни, что определяется «высшими» потребностями, даже в условиях прекрасной карьеры и хорошей работы, материального достатка и физического здоровья, часто приводит к психическим неврозам, иногда к самоубийству.

Плохо, когда человек не находит. Душевное здоровье человека в прямой зависимости от напряжения, которое возникает в психике человека, который осознает разрыв между тем, кем она является, и тем, кем она могла бы стать. В. Франкл считает философию основой метода логотерапии, лечение смыслом.

Философия учит человека, какой идеал она может для себя создать и каким путем достичь. Культура же, будучи деятельным способом освоения мира, приспособления к нему, является особым путем к воплощению мировоззренческого идеала в жизни человека. Философия - сфера деятельности человеческого духа, уникальный язык, овладев которым человек может найти общий язык с миром, познать закономерности мироздания и собственно своего существования. Культура же, в таком сравнении, послужит своеобразным речевым аппаратом. Изучая философию, человек изучает язык мира, а через культуру она общается с ним.

Для осознания значения культуры в решении основного вопроса философии является важным опыт человечества относительно становления мировоззренческих идеалов. Осознав ошибки и достижения прошлого, как человеку, так и человечеству в целом, было бы легче определиться с ценностными ориентирами, найти пути решения актуальных проблем, стоящих перед человеком.

Следовательно, изучение культуротворческого процесса с философской точки зрения является чрезвычайно актуальным. Ведь именно в общественно-исторической памяти человечества, этой чрезвычайной казны ценностей, хранятся ответы на главные вопросы, находятся лекарства и утешение для страждущих человеческих душ, здесь можно найти путь к истинному человеческому счастью. Опять же, высказанное мнение не следует понимать как то, что, освоив точно философию и культурологию в философском аспекте, можно получить готовый ответ на вопрос, что является смыслом жизни, что есть Истина. Конечно, нет. Ведь, как уже неоднократно отмечалось, философия не дает готовых ответов, а только учит их находить, соответственно же и культура является отражением попыток поиска мировоззренческих ориентиров, попыток приближения к Истине.

В культуре «высшие» чувства, мировоззренческие идеалы отдельных людей становятся идеалами человечества в целом. Сохраняясь в формах исторических типов культуры, они становятся достоянием опыта человечества, которые должны использоваться будущими поколениями для создания мира Гармонии и Красоты, служить построению такого общества, в котором человек чувствовал бы себя счастливым в философском смысле этого слова.

2.2 Философия в современной культуре


Философия сегодня чаще проявляет прямой практический смысл. Цивилизация вступает в переломный момент. Старые формы культуры требуют изменения. Необходимы новые способы понимания мира и человека в новой системе ценностей. На многие вопросы, которые возникли сегодня, человечество пока не может дать ответа. В наше время можно говорить о кризисе цивилизации и человека. Выход из этого кризиса невозможен без участия философии (как и всегда в прошлом, философия приобретала особое значение именно в переломные моменты развития культуры). Иногда говорят, что наше время «лишилось каких-либо утопий». На самом деле человек всегда будет стремиться к совершенствованию, улучшению того, что есть, к проектированию будущего и формулировке идеалов. Идеи межкультурного диалога или совершенствования человеческой телесности, которые сегодня обсуждаются, между прочим, и являются такими идеалами (можно даже сказать, современными утопиями).

Другой вопрос, насколько они хороши. Но в любом случае понятно, что и их формулировки, и выявление условий их возможности и желательности невозможны без участия философии. Сегодня в философии остро встала задача не только выявить основания различных форм деятельности и формулирование способов их возможных изменений, но и сохранить и спасти те ценности, без которых, ни человек, ни культура невозможны (ценности свободы, лица, рациональности). В современном потоке разнообразных изменений возникла угроза существованию самого человека.

Философия сегодня более специализируется. Современный философ не может быть хорошим знатоком и логики, и этики, и политической философии, как бывало в прошлом. Он не может строить всеобъемлющих систем, как это делали Аристотель или Г. Гегель. Он осознает, что его построения не могут претендовать на абсолютность, ибо связаны с осмыслением конкретной культурной ситуации, которая быстро меняется, сегодня быстрее, чем раньше. Философ хорошо понимает, что предложенные им концепции имеют гипотетический характер и даже если они будут приняты и повлияют на те, или иные формы деятельности, в будущем, наверное, будут скорректированы и трансформированы. Сегодня философ не может занимать позиции постороннего наблюдателя, который извне только рефлектирует над основаниями разных типов деятельности.

Ибо теперь ясно, что философская рефлексия вовлекается в деятельность, меняет ее и при этом сама меняется. Философ осознает себя активным участником процесса культуротворчества в его различных формах, участником внутрикультурной и межкультурной коммуникации. Философия больше не может претендовать на поиск «вечных истин», зато умножается ее постоянное развитие вместе с непрерывным обновлением человека и культуры. Поэтому «конец философии» невозможен в двух смыслах: и потому, что ни одна философская концепция не может сегодня дать окончательного решения философских проблем, и потому, что потребность в философском осмыслении различных форм культурной деятельности не только не исчезла, а стала острее, чем раньше.


Заключение


Значение философии в жизни человека, конечно, бесспорно. Ее изучение помогает систематизировать личный опыт, формирует упорядоченную систему знаний о мире, систему ценностей, ориентиров. Это помогает человеку чувствовать себя свободным, независимым от внешних влияний на его жизнь, поскольку, зная законы мироздания, он может к ним приспособиться. Знакомясь с историей философской мысли человек, узнает о разных точках зрения, что способствует развитию открытости, толерантности, человечности. И кроме личностной, философия имеет еще и общую значимость и выполняет ряд важных функций. Среди них выделяется мировоззренческая, методологическая, познавательная, и др. Здесь следует принять во внимание то, что функции философии имеют смысл лишь тогда, когда философия выступает элементом более широкой социально-культурной системы, вызванной к жизни этой системой, и способствует целостности и в то же время развития.

Ведь философия коренится в социально-культурной системе, является основанием для её существования. Философия помогает человеку узнать о мире, и возможности сосуществования его с человечеством, но только на теоретическом уровне. Осуществить это практически человек может через социокультурную систему.

Для человека имеет решающее значение не сам предмет культуры (форма и буквальный смысл), а его идейное содержание. При этом ценность идеи, воплощенная в той или иной объективной форме культуры, определяется тем, насколько она (идея) воплощает в себе благо для человека. Сам собой предмет культуры не имеет никакой ценности, если не является воплощением высоких чувств. В конце концов, совершенные образцы культуры являются таковыми не благодаря своей «мертвой объективной форме», а идейному содержанию, что нашел там воплощения. Ведь стимул жизни следует искать не в предметах материальной и духовной культуры, а в информации, которую они в себе несут.

Таким образом, через предметы культуры осуществляется диалог между людьми разных исторических эпох и различных культур. Диалог, в процессе которого человечество вот уже на протяжении тысячелетий пытается выяснить актуальный для себя вопрос - в чем же заключается смысл жизни, которым является истинное предназначение человека.

Взаимосвязь философии и культуры существует не только в смысле философии как формирующей образы идеального бытия, мировоззренческих ориентиров на пути к Истине, но и культуры, в свою очередь, как средства воплощения их (мировоззренческих ориентиров) в реальную жизнь человека в формах общественно-исторических типов культуры. Ведь существование философии вне культуры не имеет смысла и вообще не возможно. Философия - это активность, деятельность человеческой мысли, а человеческая деятельность является сферой культуры.

Следовательно, и философия, и культура являются полем деятельности человеческого духа. И философия, и культура в их диалектической взаимосвязи служат человеку, помогают познать мир и приспособить его к своим потребностям. Приспосабливая мир, человек и сам подстраивается к его явлениям, законам мироздания. Вооружившись философскими знаниями, обобщив позитивный социокультурный опыт, человек все же имеет возможность устроить свою жизнь так, чтобы быть счастливым.


Список использованной литературы:


1. Алексеев П.В. Философия: учеб. / П.В. Алексеев, П.В. Панин, А.В. Панин. - 3-е изд., Проспект, 2008. - 348 с.

История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / под ред. А.С. Мамзина. - СПб.: Питер, 2010. - 261 с.

История мировой культуры: Учеб. пособие / Руководитель авт. коллектива Л.Т. Левчук. - Киев: Лыбидь, 2009. - 368 с.

Кармин А.С. Философия: учеб. для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. - СПб.: Питер, 2009. - 457 с.

Кохановский В.П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 269 с.

Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В.П. Кохановский. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 368 с.

Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной., 2009. - 362 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Изучая такие далекие от повседневно-практической жизни вещи, философия на первый взгляд, кажется не нужной в повседневной жизни. Ведь, в основном, бытует мнение, что для обеспечения условий нормальной жизни нужно, прежде всего, удовлетворение базовых потребностей в пище, жилище, безопасности, общении и т.д. Однако, кроме базовых потребностей, человек имеет и ряд других - потребности в самоутверждении, творчества, в реализации своего потенциала.

Осмысление «высших» потребностей философией, не означает, что изучив их, с философской точки зрения, человек обязательного станет творческой личностью, самореализуется и т.д. Философия только помогает этому. Будучи основой мировоззрения, она определяет мировоззрение человека, влияет на формирование мировоззренческих идеалов и пути их становления и претворения в реальную жизнь.

Американские философы М. Веласкес и В. Берри вслед за психотерапевтом К. Роджерсом рассматривают мировоззренческий идеал, как идеал полнофункциональной личности. Алексеев П.В. Философия: учеб. / П.В. Алексеев, П.В. Панин, А.В. Панин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2008. - 348 с., с. 166 Переосмыслив некоторые из их взглядов, можно конкретизировать содержание этого идеала.

Одной из основных характеристик полнофункционального лица как такого, что способно к самоосуществлению, является способность к самостоятельному мышлению. Этот признак предполагает способность личности самостоятельно формировать собственные отношения и убеждения. Такой человек является свободной от жестких мировоззренческих и поведенческо-личностных зависимостей. Другой характеристикой является глубокое самосознание. Содержание ее тесно связано с развитием философского взгляда на мир, на себя. Полнофункциональный человек оценивает себя, свои действия, возможности. Именно философия является основанием рефлексивной переоценки «базовых интеллектуальных оснований» жизни. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов / под ред. А.С. Мамзина. - СПб.: Питер, 2010. - 261 с., с. 37 Только философская рефлексия способна привести к осознанию раньше не осознанных убеждений и предпочтений, сравнить их с другими возможными предпочтениями и убеждениями, выявить их ограниченность, осуществить выход за эти пределы и сформировать более адекватные основания существования.

Следующий признак - гибкость. Нестабильность, кардинальные изменения в мире человеческого бытия способны сломать только жесткие, подобные мифологическим воззрениям, мировоззренческие ориентиры человека. И человека, который способен к постоянному саморефлексованому контролю, к перестройке, которая может понимать, учитывать и оценивать влияние изменений внешнего мира, адекватно реагируя на них закономерными и гибкими изменениями собственного внутреннего естества, они не в состоянии расшатать и нарушить.

Философия с начала своего существования предлагает рассматривать мир в его перспективе, каждую вещь в зависимости от целого, создает общую картину действительности, где всегда находится место для надежды, веры, любви, которым под силу удержать человека над пропастью небытия.

Еще одна важная характеристика полнофункциональной личности заключается в способности к творчеству. Творчество проявляется не только в сфере искусства. Творческий человек не стандартно решает любые вопросы во всех сферах своей жизнедеятельности, на всех уровнях. Основой творчества является философия. Благодаря ей человек способен абстрагироваться от своих чисто субъективных переживаний, взглянуть на вещи со стороны, постичь мир во всей его целостности, выйдя из-за пределов собственной человеческой ограниченности. Такой объективный философский взгляд на мир предоставляет возможность открыть новые перспективы решения существующих проблем.

Следующей особенностью полнофункциональной личности, которую помогает сформировать усвоения философии, - это четко концептуализирована, хорошо продуманная система ценностных представлений в области морали, искусства, политики и т.д. Поскольку аксиология является отраслью философии, то это дает возможность людям сформулировать собственные ценностные ориентиры, осознать смысл их собственной жизни.

Современный американский философ и психотерапевт В. Франкл говорил, что наличие у человека системы ценностных ориентиров, которые определяют высшие потребности и стремления, смысл жизни в целом, является крайне важным. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В.П. Кохановский. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 368 с., с. 204

Потеря или отсутствие смысла жизни, что определяется «высшими» потребностями, даже в условиях прекрасной карьеры и хорошей работы, материального достатка и физического здоровья, часто приводит к психическим неврозам, иногда к самоубийству.

Плохо, когда человек не находит. Душевное здоровье человека в прямой зависимости от напряжения, которое возникает в психике человека, который осознает разрыв между тем, кем она является, и тем, кем она могла бы стать. В. Франкл считает философию основой метода логотерапии, лечение смыслом.

Философия учит человека, какой идеал она может для себя создать и каким путем достичь. Культура же, будучи деятельным способом освоения мира, приспособления к нему, является особым путем к воплощению мировоззренческого идеала в жизни человека. Философия - сфера деятельности человеческого духа, уникальный язык, овладев которым человек может найти общий язык с миром, познать закономерности мироздания и собственно своего существования. Культура же, в таком сравнении, послужит своеобразным речевым аппаратом. Изучая философию, человек изучает язык мира, а через культуру она общается с ним.

Для осознания значения культуры в решении основного вопроса философии является важным опыт человечества относительно становления мировоззренческих идеалов. Осознав ошибки и достижения прошлого, как человеку, так и человечеству в целом, было бы легче определиться с ценностными ориентирами, найти пути решения актуальных проблем, стоящих перед человеком.

Следовательно, изучение культуротворческого процесса с философской точки зрения является чрезвычайно актуальным. Ведь именно в общественно-исторической памяти человечества, этой чрезвычайной казны ценностей, хранятся ответы на главные вопросы, находятся лекарства и утешение для страждущих человеческих душ, здесь можно найти путь к истинному человеческому счастью. Опять же, высказанное мнение не следует понимать как то, что, освоив точно философию и культурологию в философском аспекте, можно получить готовый ответ на вопрос, что является смыслом жизни, что есть Истина. Конечно, нет. Ведь, как уже неоднократно отмечалось, философия не дает готовых ответов, а только учит их находить, соответственно же и культура является отражением попыток поиска мировоззренческих ориентиров, попыток приближения к Истине. Философия: учеб. / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2009. - 362 с., с. 199

В культуре «высшие» чувства, мировоззренческие идеалы отдельных людей становятся идеалами человечества в целом. Сохраняясь в формах исторических типов культуры, они становятся достоянием опыта человечества, которые должны использоваться будущими поколениями для создания мира Гармонии и Красоты, служить построению такого общества, в котором человек чувствовал бы себя счастливым в философском смысле этого слова.