Что такое царские часы в церкви. Царские часы

Великопостные часы 3-й, 6-й и 9-й обычно совершаются вместе с изобразительными и вечерней.

Й час.

Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш...» и прочее последование 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма - «Слава, и ныне», «Аллилуиа» и читается рядовая кафизма, разделенная на три «Славы» (порядок чтения тот же, что на 1-м часе). После кафизмы иерей читает тропарь часа, глас 6-й: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся» и стихи: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во ут­робе моей»; «Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». По исполнении тропаря иерей: «Слава». Чтец: «И ныне» - Богородичен: «Богоро­дице, Ты еси Лоза истинная...» и прочее. После молитвы «Иже на всякое время...» иерей (на солее) произносит: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей читает молитву св. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Чтец: «Владыко Боже...», и начинается 6-й час.

6-й час. Псалмы и кафизма читают­ся в том же порядке, что и на 3-м часе. После кафизмы тро­парь часа, глас 2-й: «Иже в шестый день же и час на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас». Сти­хи: «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего»; «Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя». Иерей произносит: «Слава». Чтец: «И ныне» - Богородичен 6-го часа: «Яко не има­мы дерзновения...» чтец возглашает: «тропарь пророчества, глас…» и читает тропарь пророчества, Слава, и ныне, повторяет тропарь. Иерей: «Вонмем». Чтец – прокимен со стихом. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Иерей: «Вонмем». По окончании чтения паримии иерей: «Вон­мем». Чтец – второй прокимен.

После пения прокимна продолжается чтение часа: «Скоро да предварят ны...». Трисвятое по «Отче наш». По возгласе чтец - тропарь: «Спасение соделал еси...», «Слава» - «Пречистому образу Твоему...». На «И ныне» - в понедельник, вторник и четверг - «Мило­сердия сущи Источник...»; в среду и пятницу - Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево...». «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господ­ним...». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны...» и читает мо­литву св. Ефрема Сирина с поклонами (16). Чтец - молитву: «Боже и Господи сил...», и начинается 9-й час.

Й час.

Совершается так же, как и предыдущие (по пятницам 9-й час совершается без кафизмы). Тропарь 9-го часа, глас 8-й: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас». Стихи: «Да приближится молитва моя пред Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя»; «Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя». В конце 9-го ча­са, после «Боже, ущедри ны...», иерей читает молитву св. Еф­рема Сирина с тремя великими поклонами (на 9-м часе во всю Четыредесятницу положено только 3 великих поклона). Чтец - молитву: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш...», и начина­ются изобразительны.

Изобразительны.

Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», с припевом к каждому стиху: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». В конце на «Слава» - «Помяни нас, Господи...», на «И ныне» - «Помяни нас, Господи...». За­тем медленно и громко: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем», «Помяни нас, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем».

Чтец: «Лик Небесный...». Стих: «Приступи­те к Нему и просветитеся...», «Лик Небесный...», «Слава» - «Лик святых ангел и архангел...», «И ныне» - «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш».

Кондаки на изобразительных:

В храме Господском (в понедельник, вторник, четверг) - кондак храма, дня, рядового святого. «Слава» - «Со святыми упокой...», «И ныне» - «Предстательство христиан...».

В храме Богородицы - кондак дня, рядового святого. «Слава» - «Со святыми упокой...», «И ны­не» - храма Богородицы.

В храме святого - кондак дня, храма, рядового святого. «Слава» - «Со святыми упокой...», «И ныне» - «Предстательство христиан...».

Во вторник не сле­дует произносить кондак храма Предтечи, а в четверг - кондак храма апостольского, так как они заменяются дневными.

«Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честней­шую», «Именем Господним...». Иерей (перед царскими вра­тами): «Боже, ущедри ны...» и молитву св. Ефрема Сирина с 16 поклонами.

Последование изобразительных в среду и пятницу (перед литургией Преждеосвященных Даров) завершается следую­щим образом. После молитвы св. Ефрема Сирина с 16 покло­нами, чтец: Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12) и молитву: «Всесвятая Троице...». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Пев­цы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благо­слови». Отпуст. Певцы - «Господи, помилуй» (трижды); многолетны в этом случае не поются.

Вечерня.

Вечерня вседневная, совершаемая в понедельник, вторник и четверг Четыредесятницы, следует за изобразитель­ными без начального возгласа. После поклонов с молитвой св. Ефрема Сирина, положенных в конце изобразительных, чтец: «Приидите, поклонимся...» и предначинательный псалом: «Бла­гослови, душе моя, Господа...». Иерей (в епитрахили и фело­ни) читает перед царскими вратами светильничные молитвы. По псалме великая ектения. Затем кафизма 18-я: «Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах...» (порядок чтения тот же, что и на часах, но перед 1-й «Славой» не произносится «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне»). После кафизмы -малая ектения.

«Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Стихир 6: Три­оди - 3 и Минеи (следующего дня) - 3. Во время пения стихир совершается обычное каждение. «Слава, и ныне» - Богородичен из Минеи на ряду.

Входа нет. Чтец: «Свете Тихий...». Иерей: «Вонмем». Чтец: «И духови твоему». Иерей: «Премудрость». «Вонмем». Чтец - проки­мен первой паримии. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение». Иерей: «Вонмем». Чтение первой паримии. По окончании паримии Иерей: «Вонмем». Чтец - второй проки­мен. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Иерей: «Вонмем». Чтение второй паримии. Во всю Четыредесятницу на вечернях читаются: первая паримия - из Бытия, вторая - из книги Притчей.

По окончании паримии чтец: «Сподоби, Господи...». Ектения просительная

По возгласе певцы поют стихиры на стиховне из Триоди.

После стихир чтец: «Ныне отпущаеши». Трисвятое по «От­че наш». Хор поет тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» - «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» - «Молите за ны...» (поклон). Затем - «Под Твое благоутробие...» (без по­клона). «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честней­шую», «Именем Господним...»

Иерей: «Сый благословен...» (на солее). Чтец - молитву: «Небесный Царю...». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и творим обычные поклоны (16). Иерей возвращается в алтарь. Чтец Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, поми­луй» (12). «Всесвятая Троице...», «Буди имя Господне...» (трижды), псалом: «Благословлю Господа на всякое время...», полностью.

Иерей: «Премудрость». Певцы: «До­стойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Пев­цы: «Честнейшую». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей - отпуст. Певцы - многолетны.

Таков порядок вечерни в Четыредесятницу, когда не быва­ет Преждеосвященной литургии.

Великое повечерие .

Великим постом, в вечер тех дней, когда не было полной литургии (за исключением вечера среды и пятницы 5-й седми­цы), всегда совершается великое повечерие. Великое повече­рие поется отдельно от вечерни.

Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небес­ный», Трисвятое, по «Отче наш» - «Приидите, поклонимся...»

1. Если читается Великий канон преп. Андрея Критского (в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста), то по «Приидите…» чтец - псалом: «Боже, в помощь мою вонми...» (в другие дни он читается на своем месте - после молитвы «Владыко, Боже Отче Вседержителю...»). По окончании псалма лик поет ирмос: «Помощник и По­кровитель...», и начинается чтение Великого канона (ирмосы по дважды, тропари все, сколько есть). Певцы поют ирмосы и припевы. Ектений и катавасий не положено. По 6-й песни -«Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», кондак: «Душе моя, душе моя...». По 9-й песни повторяется ирмос: «Безсеменнаго зачатия...».

2. Если повечерие служится в другие дни, то после «Приидите…» чтец читает псалом «Внегда призвати...» и прочее последование по часослову.

После псалма 90-го - пение: «С нами Бог...» с припевом: «Яко с нами Бог» на каждый стих. После стиха «Отец будущаго века» и припева «Яко с нами Бог» поет­ся: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». Затем «Слава» - «С нами Бог...», «И ныне» - «С нами Бог...». И в завершение - «Яко с нами Бог».

После «С нами Бог...» - тропарь: «День прешед, благо­дарю...». «Слава» - «День прешед, славословлю...», «И ны­не» - «День прешед, песнословлю...», «Безплотное естество херувимское...» и «Верую...».

После «Верую...» поются «молительные стихи». Иерей произ­носит: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас, греш­ных», а хор повторяет каждый стих.

«Вся Небесныя Силы святых ангел и Архангел...».

«Святый Иоанне, Пророче и Предтече...».

«Святии славнии апостоли, пророцы и мученицы...».

«Преподобнии и богоноснии отцы наши...».

Здесь глаголется и святой храма.

«Непобедимая, и непостижимая, и Божественная сило...».

«Боже, очисти нас, грешных».

«Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас».

Затем чтец - Трисвятое (это Трисвятое в чине великого по­вечерия называется первым)

По «Отче наш» поем «велегласно и со сладкопением» тро­пари: в понедельник и в среду - на глас 2-й: «Просвети очи мои, Христе Боже...». «Слава» - «Заступник души моея буди, Боже...», «И ныне» - «Яко не имамы дерзновения...». Во втор­ник и четверг - на глас 8-й: «Невидимых враг моих неусыпа­ние...»; стих: «Призри и услыши мя, Господи, Боже мой...»; «Яко страшен суд Твой, Господи...». «Слава» - «Слезы ми даждь, Боже...», «И ныне» - «Непостыдную, Богородице, на­дежду...»

.

«Господи, помилуй» (40). «Именем Господним...». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец - молитву свт. Василия Великого: «Господи, Господи...»

«Приидите, поклонимся...», псалом 50-й, псалом 101-й, молитву царя Манассии и Трисвятое (это Трисвятое в Типико­не называется вторым). По «Отче наш» пение тропарей, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи...». «Слава» - «Господи, помилуй нас...», «И ныне» - «Милосердия двери...». Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» - «Честнейшую», «Именем Господним...». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко Боже Отче...».

«Приидите, поклонимся...». Псалом: «Боже, в помощь мою вонми...» (если не прочитан в начале), «Господи, услыши молитву мою...», «Слава в вышних Богу...».

С понедельника 2-й седмицы Великого поста на повечериях начинается совместное пение канона Пресвятой Богородицы из Октоиха и канонов тех святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи.

Службы святым на повечерии вычитываются следующим образом: читается канон Богородицы из Октоиха и святого из Минеи (без ирмосов) с припевами «Пресвятая Богородице, спаси нас» - 2 тропаря, «Преподобие отче (имярек), моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. д. – 2 тропаря; в конце: «Сла­ва», «И ныне». Таким образом вычитываются все песни канона. По 3-й песни - кондак и седален Минеи. По 6-й песни - седален Богородицы из октоиха, по 9-й - светилен Минеи (если есть). Стихиры святого с «Господи, воззвах» (обычно их три) читаются с припевом кано­на (см. выше), «Слава» - святого (если есть), «И ныне» - Богородичен или Крестобогородичен. Если «Славы» святого нет, то первые две стихиры чи­таются с припевом (см. выше), «Слава» - третья стихира святого, «И ны­не» - Богородичен или Крестобогородичен

«Достойно есть»

Трисвятое (третье). По «Отче наш» и возгласе иерея поем «велегласно и косно», на глас 6-й: «Господи сил, с нами буди: иного бо раз­ве Тебе Помощника в скорбех не имамы. Господи сил, поми­луй нас». Это песнопение с пятью хвалитными стихами поет­ся по дважды. По исполнении же пяти стихов повторяется первый стих и тропарь. Затем: «Слава» - «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники...», «И ныне» - «Мно­гая множества моих, Богородице, прегрешений...», «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене...», «Все упование мое на Тя возлагаю...». Чтец: «Господи, помилуй»(40). «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господ­ним...». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны...», «Господи и Владыко живота моего...» с 16 поклонами. Чтец - конечное Трисвятое. По «Отче наш» - «Господи, помилуй» (12), молитва: «Нескверная, Неблазная...», «И даждь нам, Владыко...», «Преславная...», и прочее. Иерей (на солее): «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей читает молитву, стоя на коленях лицом к «приклоншимся на землю» молящимся: «Владыко Многомилостиве...».

По молитве, иерей: «Благословите, отцы святии...». Молящиеся отвечают: «Бог да простит ти, отче святый» (или «Бог простит ти, отче святый, помолися о нас, грешных»). Иерей,: «Помолимся о великом господине и отце нашем Святейшем Патриарсе Алексии...», «О богохранимей стране нашей...», «О ненавидящих и любящих нас», «О милующих и служащих нам», «О заповедавших нам, недостойным, молитися о них», «О избавлении плененных», «О отшедших отцех и братиях наших», «О в мори плавающих», «О в немощех ле­жащих», «Помолимся и о изобилии плодов земных», «И о вся­кой душе христиан православных», «Ублажим правоодавныя архиереи и ктиторы святаго храма сего (святыя обители сея)», «Родители наша и вся прежде отшедшия отцы и братию нашу, зде лежащия и повсюду, православныя»

На всякий стих пев­цы: «Господи, помилуй» (тихо, на одной высоте, единожды). Иерей: «Рцем и о себе самех», «Господи, помилуй» (триж­ды). Иерей: «Молитвами святых отец наших...», «Аминь».

Богослyжебные отпyсты.

В Пpавославной Цеpкви каждое богослyжение заканчивается так называемым отпyстом. Отпyст пpедставляет собой кpаткyю молитвy, котоpая содеpжит пpославление и воспоминание пpазднyемого священного события или лица, с пpеподаянием благословения молящимся

XV и XVI века - это вpемя фоpмиpования наших совpеменных отпyстов.

Богослyжебный Устав pазличает два вида отпyстов: пpаздничные и дневные.

Пpаздничным отпyстам посвящены две статьи Слyжебника: “Указ, како подобает глаголати отпyсты во Владычни пpаздники и Богоматеpе и во все лето” и “Отпyсты Владычних пpаздников, ”.

Пpаздничные отпyсты в одних слyчаях начинаются вводной фpазой, в котоpой воспоминается чтимое священное событие, напpимеp: “Иже в веpтепе pодивыйся и в яслех возлегий нашего pади спасения Хpистос, Истинный Бог наш...”, в дpyгих - сpазy пpизыванием имени Господа нашего Иисyса Хpиста, yстановленным для всех отпyстов вообще: “Хpистос, Истинный Бог наш...” Пpаздничные отпyсты, вне зависимости от того, начинаются ли они словами, пpославляющими воспоминаемое священное событие, или сpазy словами “Хpистос, Истинный Бог Hаш...”, могyт быть кpаткими и полными.

Во все вpемя года в седмичные дни, когда нет Владычних или Богоpодичных пpаздников, дней пpедпpазднства и попpазднства или пpаздников бденным и полиелейным святым, слyжба pядовомy святомy совеpшается в соединении со слyжбой Октоиха. В этом слyчае, вне зависимости от того, какова степень yпотpебления Октоиха - заимствyются ли оттyда стихиpы и каноны или же только каноны, как это бывает на богослyжении святомy “с великим славословием”, святомy “шестеpичномy” или двyм святым, со стихиpами каждомy из них, наконец, даже в том слyчае, когда пение Октоиха огpаничивается yпотpеблением Тpоичнов и седальнов, по великопостномy чинy, - на вечеpне, yтpени и на Литypгии положены “Отпyсты дневнии во всю седмицy, по обычаю Святыя Восточныя Цеpкве”. Для этого вида отпyстов хаpактеpно пpизывание во все дни седмицы кpоме имени Господа Иисyса Хpиста и Богоpодицы еще “святых славных и всехвальных апостол”, затем в понедельник - “честных Hебесных Сил безплотных”, во втоpник - “честнаго славнаго пpоpока, Пpедтечи и Кpестителя Иоанна”, в сpедy и пятницy - “силою Честнаго и Животвоpящаго Кpеста”, в четвеpг - кpоме святых апостолов еще “иже во святых отца нашего Hиколая, аpхиепископа Миp Ликийских, Чyдотвоpца”, а в сyбботy - “святых славных и добpопобедных мyчеников, пpеподобных и богоносных отец наших...” Затем также во все дни седмицы после пpизывания имени святителя, “егоже есть Литypгия”, и “святаго, егоже есть хpам”, и “святаго, егоже есть день”, пеpед пpизыванием всех святых полагается пpизывание “святых пpаведных Богоотец Иоакима и Анны”. Пpизывание последних составляет, таким обpазом, особенность вседневного отпyста.

Отпyсты пpоизносятся на вечеpне, на yтpени и на Литypгии. А на так называемых часовых слyжбах (то есть на повечеpии, полyнощнице и после пеpвого часа, если пеpед ним пpоизносился отпyст yтpени) в течение всего года пpоизносится малый отпyст: “Хpистос, Истинный Бог наш, молитвами Пpечистыя Своея Матеpе, пpеподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилyет и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец”.

Богослужебные Часы (службы 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов) – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время и установлен Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы. На 1-м часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на 3-м сошествие Святого Духа на апостолов, на 6-м распятие Спасителя, а на 9-м – Его крестная смерть.

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более 15-20 минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий Часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы , мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи» (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день , в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа» (изменения движения солнца относительно земли), которые получили название «1-го», «3-го», «6-го» и «9-го». 1-й час соответствует нашему седьмому часу утра. 3-й час – девятому часу утра. 6-й – двенадцати часам – полудню. 9-й час – трем часам дня.

Обычно часы совершаются в следующем порядке. 1-й час – по завершении Всенощного Бдения, после Утрени; 3-й и 6-й часы – непосредственно перед Литургией; 9-й час по Уставу должен вычитываться в начале Всенощного Бдения, перед Вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается.

9-й Час

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни) , то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является 9-й. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память 9-го часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад . Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому 9-й час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, 1-й, 3-й, 6-й часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

1-й час (после отпуста Утрени) 3-й час (Перед Литургией) 6-ой час (после молитвы 3-го часа) 9-й час (перед Вечерней)
Освящает молитвою уже наступивший день. (7 утра). Воспоминается изгнание из Рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы. Служба напоминает нам страдания Господа на суде у Пилата и Ирода, от 3-го до 6-го часа, и Сошествие Святого Духа на апостолов в третий час дня. (9 утра) Воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа. (Полдень) Воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. (15 часов).

1-й Час

1-й час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т.е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это 1-й час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику .

3-й Час

Главное же воспоминание 3-го часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

6-й Час

Воспоминание 6-го часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения Часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных Часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Структура Часов

Итак, структура Часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около 12 минут .

Молитвенную основу Часов составляют псалмы (на каждом – по три), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки .

В молитвословиях Часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут 3 избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой Православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом 40 раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами , что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов , по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй» , повторяющееся 40 раз, и молитва «Иже на всякое время» , говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, Часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на 90% меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные Часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие Часы . Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими Часами . Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности Часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас 9-м часом начинается вечерня, утреня же заканчивается 1-м часом. А 3-й и 6-й час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных Часов совершить проскомидию.

Так как с 9-го и 3-го часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…» , затем обычное начало «Царю Небесный» , Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А 1-й и 6-й час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных Часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий Часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь 3-й час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а 6-й час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать Часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к Часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на Часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения Часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Часы - это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.

Трижды в год, накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), а также в Великую Пятницу, совершаются особенные чинопоследования часов , которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе - Царскими.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии.

Царскими они называются потому, что в константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором , а в России на них всегда присутствовали и русские цари. Во время этих часов возглашались многолетия царям.

От обыкновенных часов Царские отличаются чтением некоторых особых псалмов взамен обычных. Основное содержание Царских часов - это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях.

В навечерия Рождества Христова и Богоявления часы совершаются все вместе и отдельно от прочих служб.

Чин Царских часов составлен св. Кириллом Александрийским (IV в., Египет); Софроний, патриарх Иерусалимский, написал для них некоторые песнопения. В Великую пятницу Царские часы совершаются по чину св. Кирилла Александрийского.

Царские часы, составленные Кириллом Александрийским, состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: в первый час читаются 5, 2, 21 псалмы; в третий час - 34, 108, 50; в шестой час - 53, 139, 90; в девятый час - 68, 69, 85.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

На первом часе читается вся первая глава Евангелия от Матфея (Мф 1:18-25), включающая родословие Христа и рассказ о его Рождестве в Вифлееме.

На третьем часе читается Евангелие от Луки (Лк 2:1-20) о рождении Иисуса Христа в яслях, о пещере, пастухах и ангелах.

На шестом часе - Евангелие от Матфея (Мф 2:1-12); на утрене читается рассказ евангелиста Матфея о рождении Спасителя, и на литургии - его же рассказ о поклонении волхвов.

На девятом часе читается Евангелие от Матфея (Мф 2:13-23) - рассказ об Иосифе Обручнике, об убиении невинных младенцев, о бегстве а Египет.

Царские часы совершаются при открытых Царских вратах. Посреди храма на аналое лежит раскрытое Евангелие. Священник начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ливан (ладан) и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Христу.
Затем следует Вечерня в соединении с Литургией. Во время Вечерни читается множество паремий, подобранных применительно к Великому празднику. В чтении паремий приоткрывается тайна Превечного Совета Божиего о спасении людей, торжественное исполнение тропарей, возвещающих об истинном этого Совета.

05.01.2017

"Не говори никто ныне я грешен и потому не могу ликовать со всеми и воссылать Хвалу Богу. Грешных ради Бог Сый во плоти явися. Потому тебе еще более должно ликовать и веселится. Оставь ныне, затейники шумных пиршеств, телесное веселие! Приходите, да духовно торжествуем вкупе со Ангелами, хвалу Богови воссылающие. Оставляйте то, что омрачает светлость праздника. Оставьте всякий грех - исчадие ада. Оставьте гнусные поступки. Оставьте гнев, оставьте зло, оставьте зависть и ссоры. Оставим все нечистое и земное..."
Отрывок из проведи на Рождество Христово почившего Митрополита Самарского и Сызранского Иоанна (Снычева).

Несколько слов о подготовке к празднику от автора проекта:
С утра 6 января богослужения совершаются в белых облачениях. Белый цвет облачений используется для служения Господских праздников.

Для того, чтобы ощутить Божественную радость и подготовиться к празднику Рождества Христова в эти дни верующий человек не должен заниматься суетными делами, его место эти дни быть в Храме на Богослужении, в ожидании Рождества самого спасителя. И встретить Рождество со всей полнотой радости. Нужно всего лишь собраться с мыслями и придти на молитву 5 вечером, 6 утром и в ночь с 6 на 7 января - для того, чтобы ощутить Божественную Благодать от этого Великого Праздника. Разделить этот Господский праздник с Самим Господом!

5 января вечером - в Храмах совершается обычное вечернее Богослужение, но в песнопениях мы уже слышим упоминание о предшествующем рождестве.

6 января утро.... 8 часов утра в Храмах вместо привычной исповеди, Богослужение начинается с "Царских Часов"

Поясняю: Согласно уставу Церкви 6 января перед великим праздником в Храмах совершается Навечерие Рождества Христова (Рождественский Сочельник). В навечерие совершаются так называемые "царские часы", такое название это богослужение получило еще в древности, потому, что в кафедральном соборе на навечерие Рождества Христова всегда присутствовал действующий царь. Что подчеркивает важность этого богослужения, которое очень многие когда видят не понимают что происходит, потому что все как-то по-другому не привычно. И это действительно так, "царские часы" читаются только 3 раза в году на Рождество, Крещение и в период великого поста.

Кратко поясню, если Вы решили встретить Рождество Христово и ощутить всю полноту радости родившегося Господа, то Вам рекомендую:

1. Сходить на вечернее богослужение 5 января, после чего дома подготовиться к исповеди и причастию (для этого есть особые требования, ознакомьтесь прежде со статьями , ).
2. Сходить утром 6 января, 8-00 сходить на чтение Царских Часов, по окончании которых начнется исповедь в одном из пределов Храма, и параллейно с этим Богослужение плавно перейдет в привычную Литургию, правда в этот день будет совершаться Литургия Василия Великого.
После окончании Литургии, причастившись можно и нужно пойти домой отдохнуть, не заниматься суетой, отдохнуть, если будет желание и возможность можно поспать.
Вечером в Храмах (в ночь с 6 января на 7 января, начало в 23-30 будет совершаться Ночное Праздничное Богослужение в воспоминании Рождества Господа Нашего Иисуса Христа).
Для того, чтобы встретить праздник во всеоружии. Одеться в приличные одежды, предварительно прочитать канон ко святому причащению, вновь подготовиться к исповеди (если Вы причащались утром) и вновь причаститься святых Христовых Таин и соединиться с самих Христом в этот Великий Праздник.
Не рекомендую готовиться ко причастию в праздничную Ночь, если Вы на исповеди в первый раз, Вам священник не сможет выделить времени и чем-то помочь, а на Вас время нужно много, если Вы в первый раз.

Спасибо Вам за внимание! С любовью во Христе иерей Николай Осипов г.о. Самара
05.01.2017г.

Богослужебные часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время.

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию. Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Иерей Андрей Чиженко