Чем отличается панихида от проскомидии. Поминание о здравии и упокоении на проскомидии

21.05.2013

Когда вы подаете записки в свечной лавке, служитель спросит (либо ожидает, что вы скажете), какой именно род поминовения вы предполагаете. Чаще всего подают «записки на проскомидию». И за этой простой запиской кроется достаточно непростой и богословски глубокий порядок поминовения.

Проскомидия — первая, подготовительная, часть Божественной Литургии, главной из всех христианских служб. Название происходит от греческого «приношение» — на проскомидии происходит приготовление хлеба и вина к совершению таинства Евхаристии, а также поминовение живых и усопших. (О таинстве Евхаристии и связи проскомидии с Божественной Литургией) В ходе этого таинства хлеб и вино предлагаются в Тело и Кровь Христа. Так же хочу предложить мебельный тур в Китай, купить мебель в Китае оптом можно значительно дешевле.

Для совершения таинства используется специальный хлеб — просфора. На нем изображен крест и буквы 1С ХС — N1 КА (от греч. «Иисус Христос — Победитель»). Хлеб этот еще называют «агнец» (церковнославянское «ягненок»), в память библейских пророчеств о Христе как Агнце, приносимом в жертву за грехи людей. Во время проскомидии этот хлеб специальным образом приготовляется к совершению таинства, при этом читаются особые молитвы.

Неотъемлемая часть этого приготовления к совершению Божественной Литургии — поминовение живых и усопших, которое происходит следующим образом. Одновременно с чтением записок вынимаются небольшие частицы из просфор в память Богородицы, святых, а также всех, поминаемых нами на молитве. После совершения таинства Евхаристии эти частицы погружаются в вино, ставшее Кровью Христа, с молитвой «Отмой, Господи, грехи здесь поминавшихся честною (то есть драгоценной) Твоею Кровию». Таким образом во Христе соединяются и прославленные Церковью святые, и поминаемые нами живые и усопшие члены Церкви.

Духовный смысл этого поминовения раскрывает св. Иоанн Кронштадтский:

«Величие, святость, животворность, безмерная обширность страшной Жертвы Христовой открывается уже на проскомидии, на которой приготовляется вещество таинства Евхаристии, — хлеб и вино, или Агнец Божий, всегда предающийся закланию за грехи всего мира и в благодарственную жертву за всех святых, — в честь коих изымаются частицы из просфор и полагаются возле Агнца. Искупительная жертва будет совершаться и о них, то есть в благодарность Богу за них, как искупленных уже от земли и совершенных крестною жертвою Христовою, и радующихся, в Церкви Небесной, торжествующей. Чудная жертва!.. Истинно Божественная жертва!..»

Просфоры, из которых вынимались частицы в память живых и усопших, после Божественной Литургии раздаются верующим. Их принято съедать натощак, запивая освященной водой. Чтобы после службы получить просфору в свечной лавке, достаточно сказать, что вы подавали записки на проскомидию. Иногда в больших храмах при подаче записок выдают «талончик», по которому потом можно получить просфору. Бывает также, что просфору дают сразу при подаче записок — из числа тех просфор, частицы из которых вынимались на предыдущей Божественной Литургии.

В наше время записки и написанные в них имена не связаны с конкретными просфорами — в алтаре во время проскомидии читаются все записки, одновременно вынимаются частицы из всех просфор, которые затем раздаются подававшим записки. В дореволюционной практике связь была более четкой: просфора подавалась с запиской о здравии (или упокоении) конкретного человека, и именно эта просфора отдавалась после Литургии тому, кто ее подал. На именины было принято вручать человеку именную «заздравную» просфору, то есть подававшуюся с запиской о его здравии.

Записку «на проскомидию» иногда еще называют «обеденная», по аналогии с обиходным (просторечным) названием Божественной Литургии — «обедня». Это название напоминает о смысле Божественной Литургии как «обеда», трапезы Господней, или Тайной вечери.


Для церковных ритуалов и действий используется специальный хлеб — просфора. Это церковное изделие состоит из 2 частей, которые изготавливаются не зависимо друг от друга из дрожжевого теста, а позднее соединяются...


Для поминовения живых и усопших полезно завести помянник — небольшую книжечку, содержащую имена поминаемых. В церкви подают записки «О здравии» «О упокоении», содержащие имена людей, о которых вы хотите...


После описания структуры служб стоит задаться одним исключительно важным вопросом — пожалуй, центральным для этой книги. Вопрос был сформулирован одной из читательниц первой версии этой книги до ее выхода...


Молиться о здравии живых и упокоении усопших вы можете сами в любые моменты богослужения, а также во время домашней молитвы. Для этого часто используют помянник — книжечку, тетрадку, блокнот и т.п., куда вносят...


Традиция оставлять послания в Стене Плача имеет многовековую историю. Изначально записки в Стене оставляли верующие, которые совершали паломничество в Иерусалим. В этих записках паломники писали свое обращение...


Людям, которые недавно стали ходить в храм, бывает сложно понять смысл церковных служб. Одним из священнодействий, вызывающих много вопросов, является проскомидия . Как она проходит, чем этот обряд отличается от простой молитвы за близких, мы рассмотрим ниже.

Проскомидия – что это?

Проскомидией называют первую часть Божественной литургии (или обедни ). Обедня – простонародное слово. Так на Руси именовали утреннюю церковную службу, которая заканчивалась до обеда.

На проскомидии священнослужители приготавливают хлеб и вино к таинству евхаристии () . Хлеб символизирует собой Плоть, а вино – Кровь Спасителя, пролитую за нас. Таинство совершается в память о Тайной Вечере, на которой Иисус Христос впервые провёл обряд причащения для своих учеников. Оно напоминает нам о том, что Спаситель ради нашего спасения оставил нам не только поучения и заветы, но и отдал всего себя. Причащаясь, мы соединяемся с Богом, получаем его благодать.

Также евхаристия символизирует единение всех христиан . Не зря Иисус Христос, угощая учеников, отламывал куски от одного хлеба. При возникновении Церкви прихожане сами приносили на службу разные сорта хлеба, красное вино, а также масло, сахар и другие продукты. Лучшие из них использовались во время литургии, остальное съедались за общим обедом после её окончания. Так подчёркивалась общность всех, кто присутствовал в храме.

Именно поэтому в переводе с греческого «проскомидия» значит «приносить». Хлеб, используемый во время обряда, называют «просфора» - от греческого «дар».

Сегодня традиция приносить в храм необходимые для литургии продукты утрачена. Хлеб выпекают обычно жены священников или вдовы из числа прихожан. Требования к нему следующие:

Как пшеница даёт жизнь только после своей смерти, размолотая и превращённая в хлеб, так и Спаситель дал человечеству шанс на жизнь вечную, умерев на кресте.

Вино для проскомидии берут красное, изготовленное из винограда. Именно такое вино пил Иисус Христос, о чём упоминается в Библии. Начиная с XIX века, в храмах используют для этой цели кагор. В те времена вино этой марки было лучшим. Принято разбавлять его водой. Это напоминание о моменте, когда воин копьём пронзил ребро Спасителя, висевшего на кресте. Из раны потекли кровь и вода.

Во время проскомидии совершается поминовение как живых христиан, так и усопших. Традиция помнить о близких и молиться за них очень древняя. Чтобы священник зачитал имена близких вам людей в алтаре, можно заранее написать записки. Обычно их подают с вечера или ранним утром до начала литургии. В записках допустимо указывать только тех людей, кто был крещён при жизни. Также запрещается подавать записки с именами самоубийц.

В некоторых храмах существует деление записок на обычные и заказные . Когда мы подаём обычную записку , на проскомидии из просфоры вынимаются частицы по числу указанных имён, которые затем опускаются в вино. Это символизирует очищение поминаемых душ через кровь Спасителя.

Имена из заказных записок дополнительно звучат во время ектений, священник произносит их перед алтарём. После литургии молитва о здравии живых продолжается во время молебна, поминовение мёртвых – во время панихиды.

Церковная молитва является очень сильной. Поэтому принято заказывать поминовение во время проскомидии тех людей, которые больны или нуждаются в поддержке Бога, наставлении на путь истинный. Под «здравием» в православии понимается не только физическое и психическое здоровье, но и благополучие человека, материальный достаток, духовные устремления.

В записках о здравии рекомендуется первыми писать имена Патриарха, Архипастыря, Преосвященного Архиерея, от которых зависит благополучие всей паствы. Затем указывается имя духовного отца, который наставляет человека. Следом идут имена родственников, близких людей. В конце записки можно вписать имена врагов, завистников, недоброжелателей. Молясь об их здравии, мы просим Бога привнести в душу наших врагов гармонию, примирить их с окружающими.

Записки об упокое

Поминовение усопших, которые оставили след в нашей душе, позволяет ощутить единение с ними. Православие учит, что смерти нет. Души людей вечные, и своей молитвой мы можем помочь ушедшим в их небесной жизни. Так же, как и они помогают нам оттуда.

Подавать записки об упокое следует регулярно, особенно в дни рождения и смерти покойного, в день крещения, на именины.

Существует несколько правил, которые помогут правильно написать церковную записку. Перечислим их:

Записки на проскомидию подаются отдельно от записок на молебен и панихиду.

Порядок проведения проскомидии

Проскомидия проходит в алтаре скрытно от прихожан, за закрытыми Царскими вратами. Так же скрытно пришёл в наш мир Иисус Христос. В это время читаются Часы по Часослову. Перед совершением обряда читаются входные молитвы, иерей облачается в специальные одежды и омывает руки.

Приготовление Агнца

Для пекут пять просфор, что должно напомнить православным христианам о пяти хлебах, которыми Иисус Христос накормил пять тысяч человек. Это символ духовного насыщения, которое можно получить только через Спасителя. Непосредственно для таинства евхаристии используют только одну из просфор – Агнца. Как Иисус разламывал на всех учеников один хлеб, так и Агнца должно хватить на всех причащающихся.

Священник подходит к жертвеннику и вырезает из агничной просфоры четырехугольную часть, которая и зовётся Агнец (ягнёнок). В ветхозаветные времена ягнёнка приносили в жертву Богу, чтобы искупить совершённый грех. За чужие прегрешения страдало чистое, невинное, кроткое существо. Агнецом Божим назвал Иисуса Христа Иоанн Креститель, ведь Он сошёл в наш мир не жить, а умереть за нас.

Эта часть обряда символизирует одновременно рождение и смерть Спасителя. Вырезанную часть просфоры кладут на дискос, который есть одновременно ясли и гроб Господень. Священник протыкает копьём правую часть агнца, как воин проткнул копьём ребро Иисуса Христа. После этого в потир (специальную чашу) наливают вино, разбавленное водой, как символ пролитой на кресте крови.

Вынимание частиц из других просфор

Остальные просфоры на проскомидии также имеют свой смысл .

  • Вторая просфора называется Богородничной. Из неё вынимают треугольную частичку в знак поминовения Матери Божьей и кладут на дискос справа от Агнца.
  • Третья – «девятичинная». Из неё изымают девять частей, символизирующих всех святых, и кладут слева от Агнца.
  • Из четвёртой просфоры вынимают две части: одну за всех живущих священнослужителей, вторую – за здравие всех живых православных мирян. Их кладут ниже Агнца.
  • Последней священник кладёт на дискос часть, изъятую из пятой просфоры. Она символизирует поминовение всех усопших.

Теперь приходит черёд малых просфор, поданных прихожанами. Из них вынимается количество частиц, соответствующее числу имён в прилагающейся записке. Зачитываются имена, читается молитва за здравие живых и упокоение усопших. Частицы помещаются на дискос.

Все частицы, вынутые из просфор, символизируют собой Единую Церковь, земную и небесную, в центре которой находится Иисус Христос. Здесь и святые, и заблудшие, и живые, и мёртвые, пребывающие во здравии и болящие, даже забывшие о Боге, отказавшиеся от Него – все те, кто Богу не безразличен, за кого мы молимся.

Частицы по окончании Литургии опускаются в вино. Это знак того, что все, находящиеся рядом со Спасителем, будут омыты его кровью от греха и прощены.

В конце обряда на дискос устанавливают звездницу, напоминающую верующим о Вифлеемской Звезде. Дискос и потир с вином накрывают тремя полотнами, которые символизируют одновременно и пелёнки младенца Иисуса, и погребальные пелены. Конец проскомидии означает смерть Иисуса Христа, конец его земной жизни.

Иерей кадит алтарь, изображая этим благоухание ладана, принесённого волхвами в дар младенцу. Он молит Бога принять дары в виде смоченных в вине просфор, помянуть тех, кто принёс их и тех, ради кого они были преподнесены.

Затем он открывает Царские Врата, что символизирует Воскресение Господне, вхождение его в Царство Небесное и одновременно – наше спасение. Так начинается торжественная часть литургии.

В православии считается, что поминовение близких на проскомидии обладает огромной силой. Благодаря этому обряду излечиваются неизлечимо больные, обретают спасение усопшие. Однако она отличается от простой и за упокой.

Во время проскомидии на дискосе собирается вся Церковь, через кровь Иисуса Христа стираются границы между жизнью и смертью, Небесным Царством и земным. Вынимая частицу просфоры и называя имя, мы приносим в жертву Богу своих близких, как принёс себя в жертву Иисус Христос. Вместе с ним они символически умирают для грешной жизни и воскресают для жизни вечной, исцелённой, духовной. Именно для такой жизни был создан человек изначально, ещё до совершения первородного греха. Благодаря Спасителю, мы обретаем шанс снова войти в неё.

На сегодняшний день очень много людей верят в Бога, вот только каждый по-разному понимает ритуалы. Рассуждать о том, как правильно их нужно соблюдать, можно очень долго. На самом деле любой человек в праве самостоятельно принимать решение по поводу веры в Бога. Самое главное, абсолютно в любой жизненной ситуации оставаться настоящим человеком и не причинять ни кому вреда.

Если вы только недавно стали посещать церковь, вам будет сложно понять смысл всех ритуалов. Проскомидия является одним из таких действий. Данный обряд вызывает множество вопросов. Далее рассмотрим, как происходит данный ритуал и чем он отличается от простой молитвы за близких.

Проскомидия: что это?

Что такое проскомидии? Под этим серьезным термином сегодня имеют ввиду первую часть обедни или Божественной литургии. Обедней в Древней Руси называли утреннюю церковную службу. Свое название она получила потому, что завершалась до обеда. Одним из главных действий на проскомидии является приготовление вина и хлеба для таинства причащения. Выпечка на данном обряде является символом плоти Христа, а вино - крови Спасителя. Происходит таинство в память о Тайной Вечере. На ней Христос первый раз выполнил для своих последователей обряд причащения. Это таинство напоминает о том, что ради нашей жизни Спаситель отдал свою. После обряда причащения мы получаем благодать и чувствуем единение с Богом.

Кроме того, евхаристия является символом единства христиан. Это проявляется даже в том, что Иисус отламывал от одного куска хлеба, угощая своих последователей. На службу прихожане приносили различные сорта хлеба, вино, сахар, масло и другие продукты. Лучшую еду использовали для проведения литургии. Остальное употребляли в пищу после ее окончания за общим столом. Этот обряд подчеркивал общность всех людей, присутствующих в храме.

Многие, ища ответ на вопрос «что такое проскомидии», стараются найти дословный перевод этого слова. На греческом оно означает «приносить». Хлеб, который используется во время церемонии, называется просфорой. Это слово в переводе с греческого значит «дар».

Вино и хлеб: требования

Проскомидия о здравии: что это означает? Как ее проводят? Сегодня уже никто не следует традиции, по которой в храм необходимо вносить продукты для проведения литургии. Обычно выпечкой хлеба занимаются супруги священников и вдовствующие прихожане.

К хлебу предъявляются следующие критерии:

  • он должен быть квасным или белым;
  • при приготовлении хлеба обязательно должны использоваться дрожжи, ведь именно такое блюдо и предлагал своим последователям Иисус;
  • тесто должно быть хорошо вымешано;
  • в пищу используется только свежая выпечка;
  • по форме просфоры делают круглыми. Также они должны быть двухъярусными, подчеркивая тем самым двойственность земной и небесной природы Спасителя;
  • при приготовлении просфор применяются печати с изображением святых. Для причащения используется просфора Агнца. На нем обязательно должны быть нанесены буквы НИ КА (что означает победитель) и ICXC (что означает Иисус Христос). Эти символы разделены крестом. Фактически, это означает следующее: как Иисус спас человечество, погибнув на распятии, так и пшеница после свой смерти позволяет человеку выживать;
  • вино для проскомидии обязательно берется виноградное красное. Такое вино выпил и Иисус на тайной вечере. В храмах для проведения службы для этой цели используется кагор. Именно вино этой марки во все времена считалось лучшим;
  • вино для проведения обряда обычно разбавляют водой. Оно служит напоминанием о том моменте, когда Иисуса на кресте пронзили копьем.

Церковные записки

При совершении проскомидии осуществляется поминовение усопших и живых. Традиция молиться за близких уходит корнями в глубокую древность. Чтобы священнослужитель прочитал имена ваших близких в алтаре, ему заранее передается записка на проскомидию. Они обычно подаются с вечера или с утра еще до начала службы. Допустимо писать имена только тех, кого крестили при жизни. Подавать записки с именами самоубийц запрещено. В некоторые храмах надписи даже делятся на заказные и обычные. При подаче простой записки из хлеба делаются кусочки по количеству указанных имен. После этого эти кусочки просфоры помещаются в вино. Этот ритуал символизирует очищение через кровь Христа поминаемых душ.

Также имена, написанные в записках, звучат дополнительно во время ектений. Произносит их священнослужитель перед алтарем. Молитва о здравии живых продолжается во время молебна после литургии. О мертвых молятся во время проведения панихиды.

Как правильно заготовить записки о здравии

У многих вызывают недоумения такие термины, как литургия, проскомидия, обедня. Церковная молитва сама по себе отличается большой силой. Во время проскомидий требуется указывать только имена тех людей, которые страдают тяжелой болезнью или нуждающихся в божьей помощи. Под термином «здравие» церковь имеет ввиду не только психическое и физическое здоровье человека, а также его духовные стремления, благополучие, материальный достаток. Записка о здравии должна содержать, в первую очередь, имена Преосвященного Архиерея, Архипастыря, Патриарха. Именно от них будет зависеть благополучие всей паствы.

Далее указывается имя духовного отца, который будет наставлять человека. После этого идут имена близких людей и родственников. В завершающей части записки можно написать прозвища недоброжелателей и недругов. Молитва об их здравии позволит привнести в их душу покой и гармонию, что поможет окружающим прийти к примирению.

Молитвы об упокоении

Еще одним распространенным обрядом является проскомидия об упокоении. Поминовение усопших помогает их близким ощутить единение с ними. По канонам православия смерти как таковой нет. Души людей вечны. Молитва живых поможет душам ушедших найти свое место в жизни небесной, так же, как и они нам могут помочь оттуда. Священнослужители рекомендуют подавать записки об упокое с регулярностью. Особенно они важны в день рождения покойного, на именины, день смерти и крещения.

Как правильно написать записку на проскомидию

Для написания записки существует целый ряд правил.

Перечислим лишь некоторые из них:

  • записка пишется на специальном бланке, который можно взять в церкви, или на простом листке бумаги. В том случае, если вы пишите на своей бумаге, обязательно нужно указать для чего она: для молитвы за упокой или за здравие.
  • записку следует писать крупным разборчивым почерком;
  • в одной бумажке указывается 5-10 имен сразу;
  • можно подавать сразу несколько записок;
  • записывая имя человека, необходимо от всего сердца пожелать ему всех благ. Это уже будет молитва о нем;
  • в молитвах указывается имя, полученное при крещении;
  • имя пишется полностью, никаких сокращений быть не должно;
  • прозвище необходимо записывать в родительном падеже;
  • указание фамилий, отчеств и степени родства не допускается;
  • если в записке перечислены имена детей, возрастом менее 7 лет, их при молитве называют младенцами.
  • укажите сан духовного лица. Допустимо также для молитвы о здравии написать следующие слова: болящего, воина, заключенного, путешествующего;
  • в записках о поминовении пишут такие слова, как «приснопамятный», «убиенный», «воин»;
  • если со дня смерти не прошло 40 дней, покойника называют новопреставленным;
  • на проскомидию записки продаются отдельно от записок на панихиду и молебен.

Проскомидия: порядок проведения

Часто бывают следующие ситуации: прихожанка заказала проскомидию, а как она проводится, не знает. Чтобы не допустить таких курьезов, необходимо обладать начальными знаниями о проведении обряда.

Проскомидию проводят за закрытыми Царскими вратами, скрытно от прихожан. Связано это с тем, что Иисус Христос также в тайне пришел в наш мир. Во время проведения проскомидии читают Часы по Часослову. Перед проведением ритуала читают входные молитвы. Иерей омывает руки и одевает специальную одежду.

Приготовление Агнца

Что такое проскомидии? Как она проводится? Для божественной литургии заготавливают пять булок особого хлеба. Такое количество должно напоминать верующим о пяти хлебах, которыми Иисусу удалось накормить 5000 человек. Хлеб играет роль символа насыщения, которое доступно только через Спасителя. Однако для таинства евхаристии используется только просфора Агнца.

По задумке, этого куска хлеба должно быть достаточно для всех, кто проходит обряд. Подходя к жертвеннику, священник вырезает четырехугольную часть из просфоры. Она и называется Агнцем. Ягненка во ветхозаветные времена придавали в жертву богу для искупления грехов. Кроткое и чистое существо страдало за чужие грехи. Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнецом Божьим. Он пришел в этот мир, чтобы умереть за человечество. Данная часть обряда символизирует рождение и смерть.

Что делают с другими просфорами?

У всех остальных просфор также есть свое предназначение. Они задействуются, когда проводится проскомидия (обедня). Из второй, Богородничной, вынимается треугольная часть. Это символ поминовения Божьей Матери. Из третьей, девятичинной, вынимается девять частей. Они символизируют святых и раскладываются с левой стороны от Агнца. Из четвертой вынимается всего две части. Первая предназначается для живущих священнослужителей, а вторая - за здравие православных мирян. Они раскладываются ниже Агнца. В последнюю очередь на дискос кладется часть, вынутая из пятого хлеба, который является символом поминовения усопших.

Завершение

Мы уже почти разобрались с тем, что такое проскомидии. Обряд завершается установкой звездницы. Она является символом Вифлеемской звезды. Потир и дискос с вином накрывается полотнами, символизирующими пеленки младенца Христа и погребальные одеяния.

Многих сегодня интересует проскомидия. Что это означает в глубоком смысле? Завершение проскомидии означает смерть Иисуса.

Слово «проскомидия», как и все другие православные термины, греческого происхождения. Оно переводится как «приношение» и служит для обозначения начальной части Божественной литургии - главной церковной службы. Литургию в народном обиходе нередко называют обедней, поскольку это утренняя служба, которая заканчивается как раз к обеденному времени. То есть проскомидия - это часть обедни, связанная с неким приношением.

Во время Литургии проводится таинство причащения, для которого требуются хлеб и вино, символизирующие плоть и кровь Христа. К хлебу и вину предъявляются особые требования. Хлеб должен быть свежим, мягким и выпеченным из пшеничной муки. Вино допускается только красное виноградное. Приготовлению хлеба и вина к причащению и посвящена проскомидия.

Просфоры на проскомидии

Во время церковной службы используется не менее пяти особых хлебов , которые иначе называют . Все они имеют своё назначение.

Из первой, самой большой, священник вырезает часть в виде куба и кладёт её на специальное блюдо - дискос. Эта часть символизирует жертвенного Агнца, именно она позже распределяется между причастниками.

Вторая просфора называется Богородичной, из неё вынимается треугольная частица в честь Девы Марии.

Из третьей просфоры, именуемой девятичинной, вырезается девять частиц, символизирующих святых: Иоанна Крестителя, апостолов и пророков, мучеников и бессребреников, святителей и преподобных, Иоакима и Анны, а также того святителя, во имя которого совершается Литургия.

Четвёртая просфора используется для извлечения частиц о живых - патриархе и священнослужителях. Из пятой просфоры извлекаются частицы об усопших.

Затем священнослужитель переходит к малым просфорам, поданным прихожанами. Начинается очень важный этап службы.

До начала службы верующие подают записки , в которых указывают имена людей для поминовения. Священник зачитывает их вслух, на каждое имя из просфоры вынимается часть, при этом произноситься молитва: «Помяни, Господи, называется имя». Каждая такая частица символизирует душу указанного в записке человека и вместе с частицами из богослужебных просфор укладывается на дискос. Эти частицы не используются в причащении, но по окончании Литургии их опускают в вино, что означает омовение от грехов, очищение.

Получается, что частицы, вынутые за упомянутых в записках людей, участвуют в богослужении. Поэтому такое поминовение считается очень важной, сильной молитвой, которая оказывает душе большую помощь.

Важно понимать, что такое проскомидия о здравии и проскомидия за упокой. Для каждой из них подаются отдельные записки с именами здравствующих или покойных православных. Поминовение о здравии можно заказать не только о болеющем человеке, но и для здравия в широком смысле слова - для душевного покоя, для мира и благополучия, а в первую очередь для спасения души. Проскомидия за упокой предназначена для облегчения загробной участи усопших, которые уже не могут подать милостыню или покаяться, поэтому им необходима помощь живущих.

Записка на проскомидию

Обычно на свечном прилавке можно взять специальные бланки, на которых изображён крест и написан заголовок - «О здравии» или «Об упокоении». Если нет бланков, то обязательно найдутся чистые листки , на которых следует самостоятельно нарисовать крест и написать заголовок. Нужно быть внимательным и не перепутать заголовки.

Для записок на проскомидию действуют те же правила, что и для записок на обедню или на панихиду. Имена пишутся столбиком, в родительном падеже, полностью. Следует писать имя, которое дано было при крещении, оно может отличаться от того, что стоит в документах. Например, не Иван, а Иоанн, не Светлана, а Фотиния. Женщина, официально носящая имя Олеся, может быть крещена и как Ольга, и как Александра. Поэтому необходимо точно знать церковные имена людей.

Нельзя указывать самоубийц, некрещенных, иноверцев . Имена священнослужителей нужно писать с указанием сана, желательно записывать их первыми. Детей в возрасте до семи лет указывают как младенцев, от семи до четырнадцати лет - как отроков (или отроковиц). Кроме того, в списке на поминовение о здравии допустимы такие уточнения, как «болящего», «путешествующего», «воина», «заключённого». Беременных женщин возможно записывать как «плодоносящих». Вот примерный образец записки о здравии:

  • протоиерея Виктора;
  • Геннадия.
  • болящей Татианы;
  • младенца Марии;
  • путешествующего Иоанна;
  • отроковицы Анны.

В записке об упокоении допустимы следующие уточнения: «воин», «убиенный», «приснопамятный» (указывается, если служба проходит в день именин или смерти покойного). В течение сорока дней после смерти покойный именуется новопреставленным. Например, вот так:

Сами записки на проскомидию могут никак не отличаться от записок на обедню или панихиду, достаточно написать их отдельно, а затем сказать служителю церковной лавки, что они предназначены именно на проскомидию.



"Проскомидия" - слово греческое и значит принесение. Так называется первая часть Литургии от обычая древних христиан приносить хлеб, вино и все нужное для совершения Литургии; поэтому, и самый хлеб, употребляемый на ней, называется просфорою, что значит приношение. Хлеб (просфора) должен быть квасный (поднявшийся), чистый, пшеничный. Сам Господь Иисус Христос для совершения Таинства Св. Причащения взял квасный, а не пресный хлеб. Просфора должна быть круглою и состоять из двух частей во образ двух естеств Иисуса Христа - Божеского и человеческого; на верхней части просфоры имеется печать с изображением креста и по углам его - начальных букв имени Христа Спасителя: IС-ХС и греческого слова NI-КА ; это означает: Иисус Христос побеждает. Вино для Таинства требуется виноградное, красное, потому что красный цвет напоминает цвет крови; вино смешивается с водой в воспоминание того, что из прободенного ребра Спасителя на кресте истекли кровь и вода. Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Христом пятью хлебами более пяти тысяч человек, каковое обстоятельство дало Иисусу Христу повод учить народ о духовном насыщении и о нетленной, духовной пище, подаваемой в Таинстве Св. Причащения (Ин. 6, 22-58). Но собственно для причащения употребляется одна просфора (Агнец), по слову апостола: "Один хлеб, и мы многие - одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10, 17), а потому по своей величине эта просфора должна соответствовать числу причастников.

СОВЕРШЕНИЕ ПРОСКОМИДИИ

Приготовившись, по церковному уставу, к совершению Литургии, священник и диакон читают пред закрытыми царскими вратами так называемые "входные" молитвы и облачаются в алтаре в священные одежды. Подойдя, затем, к жертвеннику, священник, благословив начало проскомидии, берет первую (агничную) просфору и копием делает на ней трижды изображение креста, произнося: "В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа" . Это значит проскомидия совершается по заповеди Иисуса Христа. Из этой просфоры священник копием вырезает средину в форме куба с произнесением слов прор. Исаии: "Яко (как) овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирении Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот (жизнь) Его" (Ис. 53, 7-8). Эта кубическая часть просфоры называется Агнцем (Иоан. 1, 29) и полагается на дискос. Затем, священник крестообразно надрезает с нижней стороны Агнец с произношением слов: "Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй (взявший на Себя) грех мира, за мирский живот (жизнь) и спасение" , и прободает правую сторону Агнца копием, произнося слова евангелиста: "един от воин копием ребра Ему прободе и абие (тотчас) изыде кровь и вода; и видевый свидетельства и истинно есть свидетельство его" (Ин. 19, 34); сообразно с этими словами в чашу (потир) вливается вино, смешанное с водою.

Из второй просфоры, называемой "богородичною", священник вынимает одну частицу в честь Божией Матери и полагает ее по правую сторону Агнца на дискосе. Из третьей просфоры, называемой "девятичинной", вынимается девять частиц в честь святых: Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны, святых, чья память совершается в нынешний день, и того святителя, имени которого совершается Литургия; эти части полагаются по левую сторону Агнца на дискосе, по три частицы в ряд. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых и полагаются ниже Агнца на дискосе; из пятой - за умерших и полагаются ниже частиц, вынутых за живых. Наконец вынимаются частицы из просфор, подаваемых верующими; одновременно прочитываются соответствующие "поминания" о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих; частицы из этих просфор полагаются вместе с частицами, вынутыми из четвертой и пятой просфор.

В конце проскомидии священник благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, чтобы сохранить их в положенном порядке, покрывает дискос и потир двумя небольшими покровцами и поверх них еще одним, несколько больших размеров, называемым "воздухом", кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин.

Применяемые на проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют символическое значение: дискос знаменует и вифлеемскую пещеру и Голгофу; звездица - вифлеемскую звезду и крест; покровы - пелены рождественские, пелены и плащаницу, бывшие во гробе Спасителя; потир - ту Чашу, в которой священнодействовал Иисус Христос; приготовление Агнца - суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием - прободение, сделанное одним из воинов на Теле Спасителя. Соединение всех частиц в известном порядке на дискосе означает всю Церковь Божию, членами которой состоят Божия Матерь, ангелы, все святые угодники Божий, все верующие христиане - живые и умершие, а Главою ее Сам Господь наш Спаситель. Каждение знаменует осенение Св. Духа, благодать Которого сообщается в таинстве Св. Причащения.

Проскомидия совершается священником на жертвеннике, при закрытом алтаре, вполголоса. Завершается она, когда на клиросе читаются 3-й и 6-й (а иногда и 9-й) часы по Часослову.