Авиакатастрофа львов. Львов и авиакатастрофы

Казак обратился с заявлением о намерении судиться с Министерством обороны в Генеральную прокуратуру Украины. Он планирует также начать судебный процесс против Министерства здравоохранения и Львовской облгосадминистрации, сообщает LIGA ONLINE.

Моральный и материальный ущерб, причиненный этими тремя структурами, Казак оценивает в 350 тысяч гривен.

Во Львовском областном суде сообщили, что по факту гибели родственников поступило еще несколько исковых заявлений с требованием материальной компенсации.

Юристы, в свою очередь, утверждают, что все эти иски будут рассматриваться лишь после судебного приговора по результатам расследования государственной следственной комиссии относительно виновных в авиакатастрофе.

По последним данным, во львовских больницах находится 71 пострадавший во время трагедии на авиационном шоу во Львове 27 июля. Из 71 пострадавших, находящихся на лечении, 14 - дети. В тяжелом состоянии находятся 5 человек, из них одна женщина - на грани жизни и смерти.

Пострадавшими в трагедии считаются 241 человек, из них - 83 ребенка. Установлен факт гибели и смерти 76 человек, из которых - 27 детей. Все опознанные погибшие похоронены. Продолжается идентификация фрагментов тел погибших.

В тот день во Львове и его окрестностях стояла отличная летняя погода. Около десяти тысяч человек в этот день отправились на авиашоу в честь 60-летия 14 авиационного корпуса ВВС Украины, проходившее в аэропорту Львова в Скнилове.

Зрители с восхищением рассматривали авиатехнику и овациями встречали полеты пилотов-асов. Около часа по местному времени в воздух поднялся Су-27 под управлением Владимира Топонаря и Юрия Егорова .

Пилоты начали выполнение показательной программы, но спустя примерно четыре минуты что-то пошло не так. Су-27 опустился до очень малой высоты, задел дерево, ударился крылом о полосу, задел стоящий Ил-76 и врезался в толпу зрителей. В баках оставалось большое количество топлива, что вызвало взрыв и сильнейший пожар.

Все произошло за считанные мгновения. Те, кто стоял в отдалении, поначалу даже не поняли, что случилось. Но для 77 человек эти мгновения стали последними в жизни. Среди погибших оказалось 28 детей. Число пострадавших измерялись сотнями.

Кто виноват?

Скниловская катастрофа остается самым кровавым авиапроисшествием за все время проведения авиационных шоу. С этого момента на проведение таких мероприятий на Украине был наложен категорический запрет.

За прошедшие 15 лет на Украине случилось много такого, что по масштабам горя и ужаса затмило катастрофу под Львовом. Но людям, потерявшим близких, тем, кто лишился здоровья, от этого не легче.

Полтора десятилетия идут споры — а кто, собственно, виновен в том, что произошло?

Суд главными виновниками назначил пилотов Су-27, которые выжили в катастрофе и практически не пострадали. В момент, когда боевая машина начала свою смертельную пляску в толпе зрителей, они успели катапультироваться.

Летчиков возненавидели — тот факт, что они не погибли, в отличие от тех, кто пришел посмотреть на их мастерство, в глазах многих тоже стал преступлением.

Официальный вывод комиссия Минобороны гласил — главная причина катастрофы заключается в «отклонении экипажа от полетного задания и ошибки в пилотировании Су-27».

Выживший «козел отпущения»

Также указывалось на недочеты организаторов — слишком близкое размещение зоны полетов к месту нахождения зрителей, недостаточный контроль за выполнение программы полетов.

Запись переговоров летчиков свидетельствует — в какой-то момент они потеряли ориентацию в пространстве и не видели, где находятся зрители. Однако ни сами пилоты, ни руководитель полетов не стали прекращать программу.

Накануне участники шоу должны были провести тренировочные полеты, чтобы зафиксировать ориентиры местности. Но из-за экономии топлива тренировки были отменены.

Главным «козлом отпущения» стал командир Су-27 Владимир Топонарь. На суде, который завершился в 2015 году, он получил 14 лет лишения свободы. Не на руку ему сыграли довольно странные показания, данные на процессе — например о том, что в зоне выполнения полетов появился...НЛО. Второму пилоту Юрию Егорову, который оправдывался меньше, дали 8 лет, а на свободу он вышел уже через два с половиной года. В отличие от Топонаря, который в заключении провел 11 лет.

«До последнего надеялся, что истребитель еще можно поднять»

В 2013 году в интервью изданию «Факты» Владимир Топонарь так рассказывал о причинах случившегося: «В том, что случилось, вина организаторов. Самолеты не должны летать над зрителями. Во время шоу мне нужно было выполнить несколько элементов высшего пилотажа, на них отводились считанные минуты. На «полубочке» я заметил, что тяга обоих двигателей уменьшилась, скорость упала. Но причина неисправности так и осталась невыясненной! Между тем на земле уверенно приказывали продолжать полет. Во время исполнения последней фигуры — косой петли с поворотом — самолет стал неуправляемым. На суде говорили, что летчик ошибся по неопытности. Да у меня 27 лет авиастажа, более двух тысяч часов налета, я был в составе группы «Украинские соколы». Такие элементы исполнял десятки раз. В момент, когда Су-27 чиркнул крылом об землю, я понял, что через несколько секунд погибну. Однако до последнего надеялся, что истребитель еще можно поднять, вернуть в небо — и прилагал к этому все усилия».

Действительно, квалификация Владимира Топонаря не вызвала сомнений — только в составе пилотажной группы «Украинские соколы» он к моменту трагедии летал уже шесть лет.

Генералов отстранили, но оправдали

О проблемах с тягой двигателей говорили и некоторые эксперты. В 2016 году подполковник запаса Геннадий Жуков , входивший в группу следователей, заявил, что в воздушную систему СУ-27 попала вода и испортила приборы, выдававшие летчикам неверные данные. «Последнюю фигуру они начинали на скорости 430 — они видели, это тестер зафиксировал, комиссия это видела. А в действительности в них скорость была 360, а может, и меньше», — приводил в 2016 году слова Жукова украинский портал ТСН.

Но официальной версией катастрофы 2002 года по-прежнему остается «человеческий фактор».

Помимо пилотов, за трагедию в Скнилове были осуждены еще трое военных -заместитель командующего 14-м авиакорпусом Анатолий Третьяков и заместитель руководителя полетами Юрий Яцюк получили по 6 лет лишения свободы, начальник службы безопасности полётов 14-го авиакорпуса Анатолий Лукиных — 4 года условно.

Главком ВВС Украины Виктор Стрельников был отправлен в отставку. Он и еще четыре генерала также были отданы под суд, но признаны невиновными.

Пострадавшие до сих судятся за компенсацию

Освободившийся Владимир Топонарь до сих пор выплачивает из скромной военной пенсии 150 000 гривен штрафа, назначенные судом. А пострадавшие в катастрофе обивают пороги судов, пытаясь добиться от украинских властей компенсации. Того, что было выплачено, многим не хватило даже для прохождения первичного лечения, в то время как десятки пострадавших нуждались в длительной реабилитации. В Европейском суде сейчас более 30 исков от украинцев, пострадавших в Скнилове. Однако рассмотрение этих дел идет со скрипом — ЕСПЧ отдает приоритет политическим делам и проблемам ЛГБТ, до жертв катастрофы у судей попросту не доходят руки.

Уровень пилотов украинских ВВС за прошедшие 15 лет значительно упал. Сегодня его хватает лишь на то, чтобы бомбить безоружных в Донбассе. Впрочем, и там, как только ополченцы стали давать авиации отпор, активность ВВС была свернута.

Кстати, по утверждению украинских СМИ, сын Владимира Топонаря служит в так называемой «зоне АТО» вертолетчиком.

Произошла в день юбилея авиационного корпуса ВВС Украины. В тот день посмотреть чудеса пилотирования пришли около десяти тысяч человек.

Пилоты высшей категории Владимир Топонарь и Юрий Егоров должны были продемонстрировать фигуры на МиГ-29, однако самолет не смог вылететь во Львов. Пришлось его заменить на СУ-27. Пилоты пытались на низкой высоте выполнить полупетлю. Самолет сначала зацепил дерево, потом крылом землю, несколько раз перевернулся и влетел в толпу людей. Самолет взорвался и загорелся. Пилоты Топонарь и Егоров успели катапультироваться уже после контакта с землей и понесли лишь незначительные повреждения в результате перегрузок при катапультировании.

Около 20 машин скорой помощи и пожарные команды были направлены для спасения пострадавших. Позже на месте эпицентра катастрофы были найдены останки около 12 человек.

Скниловская трагедия: 78 погибших, 250 пострадавших

Кого привлекли к ответственности

В день трагедии тогдашний министр обороны страны Владимир Шкидченко подал рапорт об отставке, но его не принял президент Украины Леонид Кучма. Зато был освобожден от должности главнокомандующий ВВС Украины генерал-полковник Виктор Стрельников и командующий 14-го авиационного корпуса Сергей Онищенко. Еще трех других генералов, работников ведомства арестовала военная прокуратура.

Пилоты Топонарь и Егоров не признавали вины, обвинив организаторов в том, что те не предусмотрели безопасное расстояние от зрителей. Также пилоты говорили о том, что карты для полетов не соответствовали реальности.

В конце концов, наказание за авиакатастрофу понесли около десяти человек. Пятерых посадили в тюрьму, в том числе Владимира Топонаря на 14 лет и Юрия Егорова на 8 лет. Им инкриминировали уклонение от летного задания, низкий профессионализм и халатность. Впоследствии срок пилотам сократили до восьми и трех лет соответственно.

За каждого погибшего родственникам выплатили от 10 до 100 тысяч гривен. Значительно меньшие суммы достались тем, кто получил травмы, хотя многие остались инвалидами.

Крупнейшие трагедии на авиашоу за всю историю

Скниловская трагедия стала крупнейшей в истории катастрофой на авиашоу по количеству жертв.


Рамштайн, Германия (70 жертв)

До Скниловской трагедии крупнейшей катастрофой во время авиашоу было столкновение в городе Рамштайн в Германии. Трагедия произошла во время демонстрационного полета на военно-воздушной базе США 28 августа 1988 года. Сразу три из десяти итальянских реактивных самолета столкнулись и загорелись в воздухе. Один из горящих самолетов упал прямо в толпу зрителей.


В небе над Рамштайном столкнулись три самолета

В результате трагедии погибли 3 пилота и 31 зритель. В течение следующих недель от травм скончалось еще 36 человек. Еще около 400 человек получили ранения.

Фарнборо, Великобритания (65 жертв)

В Великобритании на известном авиашоу в Фарнборо 6 сентября 1952 взорвался в воздухе реактивный истребитель. Самолет упал на зрителей, погибли 65 человек. После непродолжительной паузы организаторы шоу возобновили программу.


Катастрофа в Фарнборо: истребитель упал на зрителей

Мангейм, Германия (46 жертв)

Трагедия произошла на празднике международного Дня дирижабля в Германии в городе Мангейм 11 сентября 1982.

На автомобильную магистраль упал военный вертолет США типа Giant Chinook СН 47. На борту вертолета были парашютисты из Франции, Англии и Германии. Все 46 пассажиров погибли.


Авиакатастрофа в Мангейме

Нижний Тагил, Россия (19 жертв)

В российском городе Нижний Тагил во время празднования 9 мая 1993 спортивный самолет Як-52 не смог выйти из виража и упал в центре города. Кроме пилота, погибли еще 18 человек. Десятки человек получили тяжелые ранения.


Катастрофа в Нижнем Тагиле: 9 мая самолет упал в центре города

Шорхем, Великобритания (11 жертв)

Катастрофа произошла 22 августа 2015 во время авиашоу Shoreham Airshow в английском городе Шорхем-бай-Си в в графстве Суссекс. Истребитель-бомбардировщик Hawker Hunter, выполняя маневр, врезался в шоссе вблизи взлетно-посадочной полосы. Самолет задел несколько автомобилей. Погибло 11 человек, еще 14 получили ранения.

Рино (Невада), США (11 жертв)

16 сентября 2011 в городе Рино (штат Невада, США) самолет времен Второй мировой войны Mustang P-51, за штурвалом которого находился известный 80-летний пилот Джимми Ливарда, не справился с управлением и упал на зрителей. Самолет буквально уничтожил первые ряды трибун.


Авиакатастрофа в Рино: самолет уничтожил первые ряды трибун

Причина падения так и не установлена, но известно, что пилот в последнюю секунду сумел отвести самолет от эпицентра скопления зрителей. Иначе жертв могло быть еще больше. Погибли по меньшей мере 11 человек, более 75 посетителей авиашоу пострадали, более 40 человек были доставлены в больницы.

По данным на утро воскресенья, в авиакатастрофе на Львовском аэродроме "Скнылив" погибли 83 человека, в том числе 19 детей, сообщил "Интерфаксу" оперативный дежурный Министерства по чрезвычайным ситуациям страны. 116 человек получили травмы. Из них в больницах Львова остаются 66. 18 человек находятся в тяжелом состоянии. На данный момент опознано 45 погибших, сообщили в областном управлении МЧС . В воскресенье глава государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Евгений Марчук сообщил, что в морге находятся 13 фрагментов тел. Евгений Марчук сказал, что опознать погибших будет очень трудно, поскольку большинство людей были без документов, кроме того, многие из них приехали на авиашоу из районов и даже из других областей. Указом президента Украины Леонида Кучмы , понедельник, 29 июля объявлен на Украине днем траура. Трагедия произошла днем 27 июля, когда истребитель Су-27УБ, демонстрируя фигуру высшего пилотажа, рухнул на зрителей. Двум пилотам - летчику-испытателю первого класса полковнику - Владимиру Топонарю и летчику первого класса Юрию Егорову - удалось катапультироваться. С травмами позвоночника они госпитализированы. Летчики уже допрошены прокуратурой. Медучреждение, в котором находятся летчики, взято под охрану. Президент страны Леонид Кучма, прервавший отпуск в Крыму и срочно вылетевший во Львов, уволил главнокомандующего Военно-воздушными силами страны Владимира Стрельникова , а министр обороны Владимир Шкидченко по поручению президента уволил командующего 14-м авиакорпусом Сергея Онищенко . Между тем глава государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Евгений Марчук заявил, что комиссия рассматривает несколько версий случившегося. В воскресенье на брифинге во Львове он назвал две из рассматривающихся версий: халатность командования Военно-воздушных сил Вооруженных сил Украины и 14-й авиационной армии, а также возможный отказ техники. Марчук сказал, что все версии будут рассмотрены, но говорить об окончательных причинах пока рано. "Никто пока не может сказать, когда мы узнаем об истинных причинах аварии, но общую картину мы сможем понять приблизительно через неделю", - сказал Марчук. Глава комиссии также заявил, что найден черный ящик разбившегося самолета, и будет проведена его экспертиза. Кроме того, он сообщил, что имеется в наличии вся документация по разбившемуся самолету, в частности, информация о прохождении техосмотра. Планируется также, что будет создан макет самолета и проведено трехмерное моделирование ситуации, что может помочь в расследовании причин аварии. Министр обороны Украины попросился в отставку Министр обороны Украины Владимир Шкидченко подал президенту страны Леониду Кучме заявление об отставке. Об этом сообщил "Интерфаксу" руководитель Главного управления по вопросам информационной политики администрации президента Украины Сергей Васильев . Агентство напоминает, Шкидченко был назначен на должность министра обороны 12 октября 2001 года после отставки Александра Кузьмука в связи с катастрофой российского Ту-154, сбитого над Черным морем в ходе учений ПВО Украины. А корреспондент ИТАР -ТАСС Михаил Мельник сообщает, что пилот Су-27 во время авиашоу во Львове пытался осуществить элемент высшего пилотажа, пролетев как можно ниже над землей. Об этом заявил один из очевидцев трагедии Ярослав Янчак - председатель Галицкого авиационно-технического общества, бывший военный летчик. Он отметил, что, по его мнению, "пилот пытался повторить подвиг Валерия Чкалова , а именно пролететь как можно ближе к земле, имитировав пролет под мостом". По словам Янчака, "самолет полетел над толпой, а когда он начал снижать высоту, отказали двигатели". "Взрыв был негромкий, в небо взметнулся столб пламени и дыма", - сказал очевидец. Прокуратура Украины задержала экс-главнокомандующего ВВС В субботу президент Украины Леонид Кучма отправил в отставку главнокомандущего ВВС генерал-полковника Виктора Стрельникова. И в тот же день Стрельников был задержан Генеральной прокуратурой. А вместе с генерал-полковником следователи задержали троих руководителей 14-го авиакорпуса, причастных к трагедии во Львове. Таким образом, власти сделали первые выводы о причинах катастрофы во Львове. Речь идет о серьезных просчетах в организации полетов ВВС в целом и на авиашоу, в частности. Также возбуждено уголовное дело против обоих пилотов Су-27, сообщает ИТАР-ТАСС. Президент Украины освободил от должности начальника генштаба Леонид Кучма своим освободил генерала-полковника Петра Шуляка от должности начальника генерального штаба вооруженных сил Украины. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в главном управлении информационной политики администрации президента. В управлении также отметили, что в последнее время, в том числе и на момент катастрофы во Львове, унесшей жизни 83 человек, в том числе 19 детей, Петр Шуляк исполнял обязанности министра обороны Украины.

27 июля 2002 года в крупнейшем аэропорту Украины Скнилов, расположенном недалеко от Львова, во время авиашоу в честь 60-летия 14-го авиационного корпуса Военно-воздушных сил Украины потерпел крушение истребитель Су-27.

Тысячи зрителей собрались на военном аэродроме, чтобы увидеть чудеса пилотирования. Открыл авиашоу кукурузник Ан-2. Далее фигуры высшего пилотажа продемонстрировали два спортивных самолёта Як-52, за ними в небе появился боевой истребитель Су-27.

Самолётом управляли опытные пилоты — лётчики-испытатели первого класса Владимир Топонарь и Юрий Егоров. В 12:52 по киевскому времени во время выполнения фигуры высшего пилотажа «полупетля» боевой истребитель начал стремительно терять высоту. Вывести самолёт из пике пилоты не смогли. Воздушное судно, задев стабилизатором дерево, ударилось крылом о бетонное покрытие рулёжной дорожки, правым крылом задело стоящий на аэродроме Ил-76, несколько раз перевернулось и упало на толпу зрителей. Истребитель загорелся и взорвался.

В результате катастрофы на Скниловском аэродроме погибли 77 человек, в том числе 28 детей. Кроме того, около 300 человек получили травмы различной степени тяжести. По числу погибших трагедия под Львовом считается крупнейшей катастрофой в мировой истории авиашоу.

Несмотря на разрушительные последствия трагедии, пилотам удалось выжить. Они успели катапультироваться после первого контакта с землёй до момента взрыва.

  • REUTERS/InterTV

Сразу после катастрофы президент Украины Леонид Кучма обвинил в случившемся военных, сняв с должностей главнокомандующего ВВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова и командующего 14-м авиационным корпусом Сергея Онищенко.

В сентябре после расследования комиссии Министерства обороны Украины были выдвинуты основные версии причин трагедии под Львовом: техническая неисправность самолёта, неправильное планирование полётов, недочёты, допущенные при организации авиашоу и размещении зрителей, а также отклонение экипажа от полётного задания и ошибка в пилотировании Су-27.

Егоров и Топонарь свою вину не признали, обвинив организаторов шоу в несоответствии выданных полётных карт местности, где проводились манёвры. Также пилоты отметили, что организаторы не предусмотрели безопасное расстояние между истребителем, выполнявшим манёвр, и зрителями.

Кроме того, перед тем как выполнять фигуры высшего пилотажа, у лётчиков не было возможности потренироваться на этом самолёте. Дело в том, что МиГ-29, на котором должны были выступать пилоты, не смог вылететь во Львов, и его заменили на Су-27.

Ответственность за катастрофу понесли десять человек. Топонаря лишили свободы на 14 лет, Егорова — на восемь лет. Позже сроки их тюремного заключения были сокращены.

Чёрные страницы истории

К сожалению, в истории авиашоу немало чёрных страниц.

До Скниловской трагедии крупнейшей катастрофой считалось столкновение самолётов над авиабазой Рамштайн в Германии в 1988 году. Тогда во время выступления итальянской эскадрильи Frecce Tricolori («Трёхцветные стрелы») в рамках ежегодного авиашоу Flugtag"88 в воздухе столкнулись три из десяти лёгких штурмовиков Aermacchi MB-339. В результате один из самолётов упал прямо в толпу зрителей. Погибли 70 человек, в том числе 16 детей, около 300 человек получили ранения.

17 сентября 2011 года десять человек погибли и более 50 были ранены в результате падения истребителя P-51 времён Второй мировой войны на трибуну со зрителями в американском штате Невада. Пилот не справился с управлением.

Однако в некоторых случаях пилотам удавалось увести машину от зрителей, иногда ценой собственной жизни.

В 2003 году на авиасалоне в Айдахо истребитель Thunderbird во время выступления упал и взорвался на глазах у 85-тысячной толпы. Пилот Крис Стриклин увёл самолет в сторону и катапультировался за несколько секунд до удара истребителя о землю. В авиакатастрофе никто не пострадал.

В 2009 году на авиашоу в польском городе Радоме белорусские пилоты истребителя Су-27 ценой своей жизни предотвратили гибель людей. Самолёт стал падать во время исполнения фигуры высшего пилотажа. Су-27 перевернулся в воздухе и рухнул на землю в 100 м от жилых домов. Очевидцы трагедии рассказали, что если бы пилоты решили катапультироваться, то самолёт упал бы на населённый пункт и жертв было бы не избежать. Точная причина катастрофы до сих пор неизвестна. По версии следствия, крушение истребителя могло произойти из-за неправильной работы авиационного бортового оборудования.

В том же году похожая авиакатастрофа произошла и в России. В небе над подмосковным Жуковским при проведении тренировочных полётов к открытию международного авиасалона МАКС-2009 столкнулись два истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Одна из машин упала на дачный дом в садовом товариществе. В результате катастрофы погиб командир группы полковник Игорь Ткаченко, ещё два лётчика с травмами были доставлены в больницу. Также были госпитализированы три жителя дачных домов, одна женщина позже скончалась.

За шесть лет, с 2009 по 2015 год, в мире произошло около 26 катастроф во время показательных выступлений на различных авиационных шоу.

  • Авиашоу в Мадриде
  • Кадр: видео YouTube

Техника безопасности

После трагедий в небе во время авиашоу во многих странах были введены жёсткие правила безопасности, запрещающие выполнять манёвры над зрителями. Все показательные выступления выполняются вдали от трибун над специальной зоной.

  • Авиашоу, Мальта

Дистанция от зрительских трибун до места, над которым выполняются авиатрюки, в разных странах колеблется от 200 до 400 м.

Как рассказал RT заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный лётчик России Владимир Попов, в России около пяти лет назад организаторы авиашоу тоже начали давать лётчикам методические указания.

«Согласно этим указаниям лётчикам на авиационных шоу запрещено выполнять элементы над людьми. Также больше не производится десантирование грузов, людей. Методические указания разрабатываются каждым аэродромом индивидуально. В них прописано, как выполнять полёт на показательных выступлениях, на какое минимальное расстояние можно подлетать к трибунам», — констатировал эксперт.

Важную роль в системе безопасности авиационных шоу играет тот факт, что трюки в воздухе в день выступления должны выполняться на том летательном аппарате, на котором производилась тренировка.

«Лётчик должен привыкнуть к машине, знать её нюансы, выработать навык взаимоотношения с ней. Для нас, лётчиков, самолёты живые, они продолжение нашего тела и души. Им доверяется слишком много, в том числе и жизнь», — резюмировал Попов.

Он также отметил, что в мире не существует единого документа, содержащего требования безопасности при проведении авиашоу.

Не место мальчишеству

Особое внимание при подготовке авиационных мероприятий уделяется подбору пилотов.

«Лётчики проходят строгий отбор. Не каждого лётчика-испытателя могут пригласить на показательные полёты, потому что это верх мастерства. На авиашоу пилотам приходится выполнять трюки в небе не только двойками или четвёрками, но и целыми эскадрильями. Подготовка может занимать от одного года до нескольких лет. Группы должны слетаться, научится понимать друг друга не только с полуслова, но и с полудвижения самолёта», — пояснил Попов.

Он также рассказал, как отработал программу на авиасалоне МАКС-2017 в Жуковском.

  • МАКС-2017 в Жуковском
  • Агентство городских новостей «Москва»

«На показ выбирается боевая техника, пожалуй, самая хорошая и надёжная в мире. Управляют ею одни из лучших лётчиков-испытателей — именно те, кто сможет вовремя среагировать, остановиться и предотвратить любые нештатные ситуации. На МАКСе показывали выполнение очень сложных фигур, которые рядовым лётчикам не под силу», — рассказал эксперт.

«Лейтенанта эту задачу выполнять не пошлют. Фигуры высшего пилотажа делают майоры, подполковники, полковники. Они с чувством ответственности выполняют полёт, люди понимают, на что они идут и что следует делать в нештатной ситуации», — подчеркнул Попов.