Зоология - это наука о животных. История развития зоологии

Почему птицы летают?

Если внимательно смотреть за полетом птиц, то можно увидеть, что птицы совершают движения крыльями вперед , одновременно раздвигая крылья, затем вниз и назад, сдвигая крылья, и, наконец, вверх.

Химия

Обучение химии - школьникам, абитуриентам, студентам, аспирантам.

Смотрите раздел сайта по ХИМИИ - там вы можете заказать книги по химии, прочитать материалы лекций по химии (Бармин М.И., автор публикаций и серии книг, доцент кафедры, лауреат премии "Грант С.-Петербурга).

Биология

Смотрите раздел сайта по биологии , для школьников, абитуриентов, студентов. Также вузы и факультеты для биологов.

Наука о животных

Сведения из истории зоологических открытий, их значении в развитии биологии, об особенностях строения и жизни многих интересных животных, их взаимосвязи, роли в природе и в жизни человека.

  • Очень грустные и неожиданные факты о животных

    Глядя на очаровательных животных, мы обычно радуемся: какие они красивые, какие милые у них малыши... Однако быть животным - не так-то просто, некоторые факты поражают воображение. Это вовсе не то, что мы думали!

    Эта статья поможет вам узнать немного больше о животных, и это не всегда радостно...

  • Человечество уничтожило 60% животных с 1970 года

    Это огромная потеря, трагедия сама по себе, но и угроза выживанию цивилизации, считают ведущие учёные мира.

    Человечество уничтожило 60% млекопитающих, птиц, рыб и рептилий с 1970 года, что привело ведущих мировых экспертов к предупреждению о том, что уничтожение дикой природы в настоящее время является чрезвычайной ситуацией, которая угрожает цивилизации .

  • Эти животные милые, уродливые, или уродливо-милые? Что вы думаете? ТОП-20

    Ребята, вы когда-нибудь видели обезьяну с носом?! А знаете, как выглядит аксолотль? Эти животные, которых мы собрали в статье, могут быть отнесены как к самым милым созданиям, так и к... самым уродливым, потому что они такие странные ! Смотрите сами и решайте, кто они для вас?

  • ТОП-10 лучших зарубежных Youtube-каналов по ветеринарии

    Эти каналы должен смотреть каждый ветеринар!

    Все они - на английском, но это лучшее, что вы можете найти!

  • Игуаны замерзают и падают с деревьев во Флориде. Дождь из ящериц!

    Идёт дождь из ящериц?! Да! В Америке в начале 2018 года идёт дождь из игуан. В буквальном смысле. Во Флориде в первую неделю 2018 года так холодно, что игуаны просто замерзают и падают с деревьев.

Зоология — наука о животных — в настоящее время представляет собой не единую науку, а систему наук, изучающих животный мир с самых различных точек зрения. Изучаются строение и жизненные отправления животных как во взрослом состоянии, так и в разные периоды развития, состав фауны того или иного района и особенности географического распространения животных, связь животных организмов с условиями существования и, наконец, закономерности эволюционного развития животных.

Кроме того, изучаются виды животных, полезные человеку в хозяйственной деятельности, с целью увеличения добычи диких и повышения продуктивности домашних, а также и вредные животные с целью, наоборот, выработки рациональных мер борьбы.

В зоологии выделяются, с одной стороны, науки, изучающие отдельные стороны жизни животных — их строение, развитие, жизнедеятельность, распространение, связь с внешней средой и т. д.; с другой стороны, — науки, изучающие отдельные, наиболее крупные и практически важные группы животных (частная зоология). К первой группе относятся следующие зоологические науки.

Морфология — наука о преобразовании формы, т. е. о строении животных в зависимости от изменения функций и условий существования организмов в индивидуальном и историческом развитии. В морфологию входит ряд более частных дисциплин: анатомия — изучающая строение и соотношение органов; сравнительная анатомия — изучающая изменения и превращения формы и функции органов различных животных путем сравнения сходства и различий в организации как современных, так и ископаемых животных; гистология — изучающая микроскопическое строение животных.

Эмбриология — наука об индивидуальном развитии животных и закономерностях этого развития.

Физиология — наука о жизненных отправлениях животных, т. е. о процессах, совершающихся в организме (пищеварение, дыхание, выделение, кровообращение, передача нервного возбуждения, размножение и т. д.), и об обмене веществ между организмом и внешней средой. Особой наукой, изучающей химический состав и химические процессы, которые протекают в животном организме, является биохимия животных.

Экология — наука о взаимодействии животных с внешней средой, как неорганической, так и органической, и о закономерностях зависимости жизни совокупностей особей (популяций), составляющих виды, и динамики их численности при различных условиях существования.

Гидробиология — наука, изучающая закономерности жизни в водоемах, приспособления к условиям существования водных животных и растений, их распределение в водоемах и разрабатывающая меры повышения продуктивности водоемов, а также вопросы санитарного состояния их.

Зоогеография — наука о географическом распространении животных и о закономерностях как современных, так и исторических, определяющих это распространение.

Палеозоология — наука о вымерших животных, их строении, геологическом распределении, историческом развитии, происхождении, а также взаимоотношении с современными организмами.

Генетика — наука о закономерностях наследственности и ее изменчивости.

Систематика — наука о многообразии животных, их классификации и ее закономерностях. Систематика использует данные всех зоологических наук и строит естественную, эволюционную систему животного мира.

Еще интересные статьи

Слово «зоология» состоит из двух слов - «зоон» (животное) и «логос» (учение). Зоология наука о животных, их строении, жизнедеятельности, разнообразии, классификации, взаимодействии между собой и с окружающей средой.

Что изучает

При изучении обширной области зоологии науки о животном мире - затрагиваются следующие биологические дисциплины:

  • цитология - наука о клетках;
  • физиология - наука о функционировании организма и регуляции жизненных процессов;
  • анатомия (морфология) - внешнее и внутренне строение организма;
  • эмбриология - наука о развитии зародыша;
  • палеонтология - наука об ископаемых животных;
  • генетика - наука о развитии и наследственности организмов;
  • систематика - разработка принципов классификации.

Каждая из этих дисциплин даёт понятие о происхождении, развитии, видоизменении и строении животного.

Человек является частью животного мира, поэтому изучается по такому же принципу, как и любое другое животное.

В зависимости от объекта изучения зоология подразделяется на следующие дисциплины:

Рис. 1. Животные.

Зоология тесно связана с другими смежными науками - медициной, ветеринарией, экологией.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Отличия от растений

Животные имеют черты живого организма, что доказывается следующими особенностями:

  • клеточное строение;
  • рост;
  • обмен веществ;
  • дыхание;
  • выделение продуктов жизнедеятельности;
  • размножение.

Однако животных от растений отличает ряд признаков:

  • отсутствие целлюлозной клеточной оболочки, вакуолей, хлоропластов;
  • гетеротрофное питание, т.е. использование в пищу других организмов;
  • наличие системы органов или её зачатков;
  • активное движение;
  • наличие инстинктов и поведения.

Рис. 2. Сравнение клетки животного и растения.

Виды животных

В мире насчитывается более 1,6 млн. видов животных. Большую часть животного мира составляют членистоногие (1,3 млн. видов). К ним относятся насекомые, пауки, раки.

Рис. 3. Членистоногие - многочисленные животные.

Для описания многообразия видов используется классификация, включающая девять категорий:

  • Надцарство (Домен);
  • Царство;
  • Подцарство;
  • Класс;
  • Отряд;
  • Семейство;

Самое маленькое животное состоит из одной клетки (не более 0,5 мм в длину). Гиганты встречаются не только среди млекопитающих (синий кит), но и пресмыкающихся, птиц, земноводных.

Что мы узнали?

Зоология изучает животных, включает множество дисциплин и затрагивает смежные науки. По строению и образу жизни животные значительно отличаются от растений. Классифицируются по девяти категориям.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 13.

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА. ЗООЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОТНЫХ

Цели урока: на примерах показать многообразие животного мира, определить значение животных в природе и жизни человека.

Оборудование: натуральные объекты - животные из уголка живой природы (аквариумные рыбки, и др.), чучела животных, коллекции беспозвоночных, влажные препараты.

Ход урока

    Знакомство с учебником «Биология. Животные»

Рассказываем о его содержании и структуре, об аппарате ориентировки (оглавление, вопросы и задания, приложение, указатель терминов и форзацы). Учащиеся должны прочитать текст на стр. 2 «Как пользоваться учебником», выделить в нем основные рекомендации.

II. Рассказ учителя

Животный мир - это неотъемлемая часть окружающей нас органической (живой) природы, тесно связанная с другими ее составляющими: растениями, грибами, микроорганизмами.

В настоящее время известно около 2 млн. животных (по некоторым данным, 3-4,5 млн.). Животный мир Земли изучен далеко не полностью. Наиболее часто описывают новые виды насекомых, число которых составляет свыше 1/3 всех видов животных.

Животный мир, таким образом, достаточно многочислен и многообразен. Все это можно увидеть на схеме (открывается схема на доске).

Моллюски

128 ООО

Черви (плоские, круглые, кольчатые)

32 000

Членистоногие

1 500 000

Рыбы

Кишечнополостные

20 ООО

Животные

9 000

Птицы

8 000

около 2 000 000 видов

Прочие (губки, иглокожие...)

Звери

4 000

Пресмыкающиеся

Земноводные

Простейшие

6 000

2 600

28 000

- В чем заключается это разнообразие?

Учащимся предлагается найти ответы на поставленный вопрос, используя материалы учебника § 1, стр.

Сходства и отличия по этим признакам лежат в основе распределения животных по группам. Для изучения животного мира необходимо уметь отличать одних животных от других, описывать, сопоставлять, сравнивать. Только так можно разобраться в их многообразии. В этом нам помогут знания о классификации животных, которые нам дает наука систематика. Она же, в свою очередь, основывается на данных таких наук, как анатомия и физиология животных, этология (наука о поведении животных), энтомология (наука о насекомых), орнитология (наука о птицах), герпетология (наука о пресмыкающихся и земноводных), ихтиология (наука о рыбах), арахнология (наука о пауках), териология (наука о зверях), и прочих, прочих. Как вы видите, все эти науки изучают животных. А животное в переводе на греческий - «зоон», наука, учение - «логос». Итак, наука о животных - зоология. Таким образом, в настоящее время зоология представляет собой целый комплекс наук, связанных между собой и изучающих один объект - животных. Запишите определение зоологии в тетради. С основами этой науки нам предстоит познакомиться в 7-8 классах на уроках зоологии. Человек испытывает к различным животным отнюдь не одинаковые чувства; по-разному относимся мы к дождевому червю и слону, к амебе и шимпанзе. Как же мы все-таки относимся к животным? Хорошо или плохо?

Кроме того, животные являются источниками сырья для промышленности и медицины. Это змеи (яд), пчелы (пчелоужаление, яд, прополис, маточное молочко, мед), коровы (молоко и т.д.), овцы (шерсть), тутовый шелкопряд (шелк).

Нельзя не сказать о геологической (породообразующей) деятельности животных. Грунты Мирового Океана образованы в значительной степени скоплением планктонных раковин (планктон - живое население толщи воды, не способное противостоять переносу течениями) и бентосных (бентос - обитатели дна водоемов) одноклеточных организмов. После гибели животных их раковины падают на дно и образуют мощные пласты ила. В образовании морских отложений, особенно в мелководной зоне, принимают участие многие беспозвоночные животные (кольчатые черви, губки, ракообразные моллюски и др.), а также и позвоночные (рыбы, морские млекопитающие).

Исследования отложений мелких форм, их массовых скоплений приобретают в последние десятилетия все большее значение в разведке полезных ископаемых (нефти, угля и других).

А теперь самостоятельно рассматриваем отрицательную сторону. Ученики сами вспоминают ситуации, в которых животные вредят хозяйству и здоровью человека. Если необходима помощь учителя, то он поддерживает беседу или наводящими вопросами, или напрямую называя примеры.

Человек использует животных также в качестве биологических врагов, уничтожающих вредителей, для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и эстетических, учебных, исследовательских и многих других целей.

Таким образом, мы убедились, что значение животных в природе и жизни человека определяется их ролью, которую они играют в жизни других организмов, а также их влиянием на окружающую среду. Необходимо отметить, что в природе нет животных вредных или полезных. Каждый вид занимает определенное место в сообществе живых организмов. Все в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность.

А вот хозяйству человека животные могут приносить вред или пользу. И мы увидели, что пользы они приносят намного больше, чем вреда. С вредными (по отношению к человеку) можно бороться самыми различными методами. Главное в этой борьбе учесть все последствия.

IV. Закрепление

- - Что изучает зоология?

- Какое значение имеет знание зоологии в жизни человека?

Домашнее задание

§ 1; В тетради записать значение животных. Повторить материал по темам: «Характерные признаки растений и грибов»; «Признаки живого».