Какие гласные чередуются в корне. Чередование в корне е и и
В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
2.3.1. Правописание безударных гласных в корне
Правило | Примеры |
---|---|
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. | Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый. |
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . | Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть. |
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . | Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий. |
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). | Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет. |
Обратите внимание!
1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .
2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.
Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
).
Ко
мпания
- 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания
).
3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .
4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
интелле
кт. интелли
гент,
аккомпане
мент. аккомпани
ровать,
лиде
р. лиди
ровать,
трене
р. трени
ровать,
абоне
мент. абони
ровать,
дезинфе
кция. дезинфи
цировать.
Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?
2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных
Корни с чередующимися гласными А /О
1. Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . | Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. | Прига рь, изга рь, выга рки. |
Клан-/клон- | Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение. | ||
Твар-/твор- | Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. | Утва рь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . | За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. | Зо ревать, зо рянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . | Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. | Пло
вец, пло
вчиха; плы вуны |
2. Зависимость от конечных согласных корня
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Раст-
Ращ-/рос- |
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . | Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. | а) Ро
стов, Ро
стислав, ро
сток, ро
стовщик, выро
сток
ро
стовщический
). б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ). |
Скак-/скоч- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . | Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. | Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь. |
Лаг-/лож- | Перед г пишется а , перед ж пишется о . | Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. | Поло г . |
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
4. Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Мак-/мок- | Корень мак-
(мач-
) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». |
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн-
пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». |
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). | Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник. |
Корни с чередующимися гласными И /Е
Корни | Правило | Примеры | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бир-/бер- |
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е . . |
Заби ра ть - забе ру. | ||||||||||||||||||||||||||||
Жиг-/жег- | Выжи га ть - выже гший. | |||||||||||||||||||||||||||||
Стил-/стел- | Засти ла ть - посте лить. | |||||||||||||||||||||||||||||
Блист-/блест- | Бли ста ть - бле стеть. | |||||||||||||||||||||||||||||
Мир-/мер- | Уми ра ть - уме реть. | |||||||||||||||||||||||||||||
Тир-/тер- | Сти ра ть - сте реть. | |||||||||||||||||||||||||||||
Дир-/дер- | Разди ра ть - разде рёт. | |||||||||||||||||||||||||||||
Пир-/пер- | Запи ра ть - запе реть. | |||||||||||||||||||||||||||||
Чит-/чет- |
Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило. 2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть. В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и . Пи р, пи ровать. Чередование A(Я) /им(ин)
2.3.3. Употребление буквы ЭКак отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ). В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э . При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
Основной частью в слове является корень. Он объединяет общим значением все родственные слова, определяя смысловую связь между ними. Такие слова мы называем однокоренными, подразумевая одинаковость в них данной морфемы. Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что выглядит и звучит она далеко не всегда одинаково. Корни с чередованием и согласных представляют собой разновидности одной и той же языковой единицы, хотя иногда с первого взгляда об этом сложно даже догадаться – настолько они могут оказаться непохожими внешне или разойтись по значению в процессе развития языка. Правописание корней с чередованием гласных нетрудно освоить, если разобраться в некоторых нюансах. Неясными в корнях могут быть как гласные, так и согласные, но большинство правил связано именно с первыми, поскольку вариантов их правильного выбора гораздо больше.
Разновидности неясных гласных в корняхГласные, требующие проверки, можно разделить на 4 типа:
Чередующиеся гласные в корне слова по способу их проверки подразделяются на четыре группы. Критерием выбора могут служить:
Корни с чередованием, проверяемым с помощью конечных согласныхК случаям чередования гласных в корне слова относятся -раст-(-ращ-)//-рос-, где перед сочетанием ст или перед щ следует писать а, а если на конце одна лишь с, без последующей т, то перед ней может оказаться только о (разрастаться – выращенный – поросль). Из этого правила существует пять исключений. К ним относятся два имени собственных – название города Ростов и имя Ростислав, а также нарицательные – ростовщик и росток. В них вместо полагающейся по правилу а пишется о. Есть и противоположный вариант, где вместо требуемого нормами о следует писать а – отрасль. В данную группу корней часто включают и -лаг-//-лож-, однако о нем будет сказано отдельно. Слова с чередующимися гласными, зависящими от наличия суффикса -а-Присутствие данного суффикса в слове определяет выбор:
изберет – избирает раздерешь – обдирать выжег – разжигаю презреть – надзирать замерший – отмирание подпереть – препираться подстели – застилает обтереть – растирать вычтет – вычитание блестит – блистающий;
Кос-//-кас- (прикоснуться – касательная);
сжать – нажми – прижимать поднять – нанимать клятва – заклинатель начало – начни – зачинатель помятый – мнут – разминать Чередующаяся гласная корня -лаг-//-лож- может быть определена с помощью обоих указанных выше правил. С одной стороны, она привязана к последующей согласной, но с другой стороны, за формой -лаг- всегда следует суффикс -а-. Чередование гласных в корне слова в зависимости от ударения
Таким образом, в следующих случаях чередующиеся гласные в корне слова выбираются по принципу: «Если непонятно, что писать, пишется о». При этом совершенно не играет роли, какой звук слышен на этом месте в ударном положении. Гор-//-гар- (загоре́лый) Клон-//-клан- (склони́ться) Коп-//-кап- (вы́копать) Молч-//-малч- (промолча́ть) Морг-//-марг- (проморга́ть) Позд-//-пазд- (опозда́ние) Порх-//-парх- (вы́порхнуть) Стой-//-стай- (состоя́ться) Твор-//-твар- (творе́ние) Толк-//-талк- (столкну́ть) Тороп-//-торап- (заторопи́ться). Существует также один пример, в котором действует обратный закон: в сомнительных случаях (без ударения) пишется а: Зар-//-зор- (заря́). Исключением из правила написания таких слов с чередующимися гласными в корнях являются несколько диалектных и специальных вариантов: вы́гар (вы́гарь), и́згарь, вы́гарки, при́гарь – имеют в безударном положении а, зорева́ть – о, в отличие от остальных родственных слов. Правописание корней с чередованием по оттенкам основного смыслаВыбор некоторых чередующихся гласных в корне слова связан с оттенком общего значения. Приведенная ниже таблица поможет верно написать слова с чередующимися гласными, относящиеся к данной разновидности.
Иногда к исключениям из этого правила относят слово «равнина» и команду «Равняйсь!», однако, если вдуматься, они вполне соответствуют нормам. Равнина не является ровной поверхностью – это обширное пространство, на котором могут быть овраги, ухабы и другие неровности, но она равна по высоте уровню моря. А армейская команда призывает не просто построиться ровно – она обозначает требование встать всем одинаково. Полезное видеоПодведем итогиЗнание правил – основное условие грамотного письма, но не менее важно умение ограничить область их применения. В данном случае – отличить корни с чередованием гласных от омонимичных, то есть выглядящих так же, но имеющих другое лексическое значение. Например, в ставящей в тупик иностранцев фразе «За морской косой косил Косой своей косой и старой косой» большинство слов имеет морфему -кос-, однако ни одно из них по смыслу не связано с прикосновением. Так что в данном случае для их проверки требуется всего лишь подобрать ударные варианты. В русском языке существует такое явление, как чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласной в таких словах зависит от разных факторов, так что для того, чтобы писать грамотно, следует рассмотреть и запомнить все случаи, в том числе сложные. Какие правила регулируют чередование? Чередование гласных в корне слова – классификация по факторам влиянияИтак, выбор между а и о может зависеть от тех согласных, которые используются в корне. Это такие случаи, как раст- и ращ-, чередующиеся с рос: если корень оканчивается на ст или щ, используется а, если на с, то о. Из данного правила есть несколько слов-исключений, которые легко запомнить с помощью мнемонического предложения – Ростовщик Ростислав из Ростова взял росток и сделал отрасль. То же правило распространяется на слова с корнями лаг и лож: прилагать, но приложить, и скак и скоч: скакать, но вскочит . Исключениями являются такие слова, как пролог и скачок . Вторая модель чередования основана на значении слова с чередующимся корнем. Так, в случае с корнями ровн и равн первый используется для передачи значения “ровный, гладкий”. а второй – когда речь идет о равенстве кого-/чего-либо: ровнять, но уравнение . Исключениями из данного правила являются такие слова, как ровесник , уровень , поровну и равнина . Другая пара корней, правило правописания которых зависит от значения – это мок и мак. Так, мак используется для передачи значения опускания в жидкость, а мок – когда речь идет о чем-то, что эту жидкость пропускает: макать, но мокнуть . Третья модель чередования основана на ударении. Разобраться в тонкостях выбора между а и о по этому принципу поможет таблица чередующихся гласных в корне слова. Исключениями изгарь , выгарки , пригарь , утварь , зорянка и зоревать . Наконец, самую большую группу корней с чередованием в русском языке занимают те, правописание которых зависит от следующего за корнем суффикса. В таких корнях, как -бир-/-бер-, -пир-/-пер-,-дир-/-дер-, -тир-/ -тер-, -жиг-/-жеч-, -блист-/ -блест-, -стил-/ -стел-, -чит-/-чест-, -мир-/-мер- гласная и выбирается в том случае, когда за корнем идет суффкс а, а гласная е – когда такого суффикса нет. Вот несколько примеров: вычитать, но вычет, блистать, но блестеть, расстилать, но стелить. Исключением из этого правила являются такие слова, как сочетать и обжиг . То же правило касается корней -кос- и -кас-, только в них выбор делается между а и о: если после корня идет суффикс а, то в нем также пишется а, а если нет, то выбирается о: касание, но коснуться. Слова косой, косить и коса пишутся не по этому правилу, так как у них совсем другое значение. Что мы узнали?В русском языке много корней с чередующимися гласными в корне слова. Их правописание построено на определенных принципах. Всего можно выделить четыре модели. В первой гласные в корне чередуются в зависимости от последующей согласной, во второй чередование зависит от значения, а в третьей – от ударности или безударности главной буквы в корне. Последняя группа – самая многочисленная, в ней выбор в пользу той или иной согласной делается на основании того, стоит или не стоит после корня суффикс а. У каждого из этих правил есть исключения, которые следует запомнить. Правописание корней с чередующимися гласными Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О. I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ. II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной. 1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА. 2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ. 3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ. Упражнение 1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.) 2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.) 3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.) 4. Все мое вн_ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.) 5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.) 6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.) 7. Я почтительно кланяюсь и, оп_ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome"a». (Лев Толстой. Отрочество.) 8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_ рило конец этого возр_ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.) 9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.) 10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее "да". (Александр Грин. Алые паруса.) 11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_ стит мокрой землею и зеленью и расст_ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны - осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.) 12. Мертвея, Лонгрен накл_ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.) 13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.) 14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.) 15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_ рли. (Лев Толстой. Отрочество.) 16. Она была улыбка, оз_ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.) 17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.) 18. И здесь р_ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.) 19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.) 20. В противоположном углу г_ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.) 21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.) 22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.) 23. Толпа опять разр_ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.) 24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.) 25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.) 26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.) 27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.) 28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.) 29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.) 30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.) 31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.) 32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.) 33. Из зар_ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ ри. (Александр Грин. Алые паруса.) 34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.) 35. Он не допускал даже возможности ср_ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.) 36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.) 37. З_ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.) 38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.) 39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.) 40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.) 41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.) 42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_ реть. (Лев Толстой. Война и мир.) 43. Ее доверие к старой Лизе р_ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.) 44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Динамо"!» (В. Пелевин. Омон Ра.) 45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.) 46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.) 47. А то ли еще будет, когда великолепные р_ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.) 48. Черные лайковые перчатки к_ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.) 49. Сейчас ск_ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.) 50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.) Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»). В русском языке часто встречается такое явление, как чередование в главной морфеме. В данной статье речь пойдет о чередовании в корне «е» и «и». Разберем правило и особенности, приведем примеры и исключения. Корни с чередованием. Что это?При изменении формы внутри основной морфемы часто могут изменяться как согласные, так и гласные. Так, например, бежать - бегу, сказать - скажу. Здесь мы наблюдаем чередование согласных. Следующие примеры: замирать - замереть, расположить - располагать. Эти слова отличаются чередованием гласных. Это явление обусловлено следующими причинами: является ли корень ударным или безударным, присутствует ли суффикс, какое именно значение заложено в главной морфеме и пр. Чередование в корне «е» и «и». ПравилоВ ряде главных морфем в безударной позиции употребляется как «е», так и «и». Это означает, что в лексических единицах присутствует чередование в корне «е» и «и». От чего же это зависит? На написание той или иной буквы влияет наличие «а» (суффикс), стоящего за главной морфемой. Итак, если суффикс присутствует, то в корне пишется гласная «и». В случае если он отсутствует, то следует писать «е». Изучим подробно несколько примеров. «Вытирать». При разборе по составу выделяем корень «тир». За ним следует суффикс «а». Таким образом, в главной морфеме требуется написать «и» («тир»). Второй пример: вытереть. Главной морфемой является «тер», после которой следует суффикс «е» (не «а»). Следовательно, в корне необходимо написать «е» (тер). Рассмотрим еще одну пару «стел» / «стил». В качестве примеров используем слова «расстелить» и «расстилать». В первом варианте необходимо написать «е», потому что в лексической единице отсутствует «а» (суффикс), во втором случае - «и», так как «а» присутствует. Чередование «е» / «и» в корне слова. ПримерыЛексические единицы с вышеуказанными основными морфемами являются распространенными. В речи можно часто встретить корни с чередованием «е» / «и». Примеры подобных лексических единиц приведены ниже.
Выбирать, забирать, собирать, взбираться, добираться, отбирать, собираться, подбирать, перебирать, побираться, убирать, разбирать, пробираться, избирательность, разбирательства, соберет, разберусь, выберут, уберусь, отберет, взберешься, доберешься, неразбериха и пр.
Замирать, вымирающий, умирать, вымирать, помирающий, замирание, умереть, умерший, вымерший и пр.
Вытирать, втирать, протирать, натирать, стирать, постирать, перестирать, притирание, растирание, вытереть, вытертый, стереть, растеряться, оттереть, натереться, затеряться и пр.
Задирать, обдирать, отдирать, задираться, продираться, сдирание, обдерет, продерется, задерешься, отдеру и пр.
Запираться, подпирать, напирать, отпираться, отпирательство, запереться, припереть, подпереть и пр.
Зажигать, разжигать, зажигалка, зажигание, прижигать, обжигать, поджигатель, обжиг, сжигать, выжегший и пр.
Расстилать, настилать, перестилать, перестелить, постелить, расстелить, достелить, стелющийся, постеленный и пр.
Заблистать, проблистать, блистательный, отблистать, блистающий, блестеть, заблестеть, блестящий, поблестеть, блестяще и пр.
Прилипать, налипать, залипать, отлипать, влипать, прилипала, отлипание, слипаться, прилипавший, облепить, вылепить, перелепить, залепить, долепить, лепнина и пр. ПримечанияЧередование в корне «е» и «и» имеет ряд особенностей. Ниже разберем каждую из них. После шипящих согласных и мягких в ударном положении может употребляться не только «е», но и «е». Зависит от звука, который появляется при произношении. Это может быть либо звук «е» (ему соответствует буква «е»), либо звук «о» (ему соответствует буква «е»). Приведем несколько примеров. Тереть - терка, считать - счет, блестеть - блестка, блестеть - блеск и пр. Вышеуказанным корням характерно такое явление, как беглый гласный. Что именно это обозначает? То, что в некоторых формах, из корня слова выпадает гласная буква. Рассмотрим примеры, на которые распространяется данное правило. Прибирать - приберу - прибрать и пр. Раздирать - раздерет - разодрать и пр. Выжигать - выжег - выжгу и пр. Умирать - умереть - умрет и пр. Подпирать - подпереть - подопри и пр. Перестилать - перестелить - перестлать и пр. Протирать - протереть - протрешь и пр. Таким образом, мы видим, что в последних примерах отсутствует как гласная буква «и», так и «е». Они являются беглыми. Употребление в речиРассмотрим, каким образом можно применять лексические единицы с чередование в корне «е» и «и» в речи.
Попробуйте продолжить этот ряд самостоятельно. Теперь вы знаете правила и особенности употребления корней с чередованием «е» / «и» и сможете с легкостью употреблять их в речи и на письме. |