Анна мозес биография. Художники примитивисты, биография, галереи

Хочу вас поздравить со всеми зимними праздниками! Надеюсь, что у вас все хорошо.

Сегодня я сделала тематическую "зимнюю" подборку картин Бабушки Мозес.

Люблю её работы.


Grandma Moses, Catching the Turkey, 1940-1950.




Wintertime, 1940-1950

Анна Мария Робертсон родилась 7 сентября 1860 года в Гринвиче, штат Нью-Йорк. Она была третьей из десятерых детей. Когда девочке исполнилось 12 лет, её отдали в услужение к соседской семье зажиточного фермера. Готовка, шитье и работа по дому были основными обязанностями Анны.


Анна Мария Робертсон в возрасте 15 лет

В 27 лет вышла замуж за наемного работника Томаса Мозеса. На дворе стоял 1887 год – Реконструкция Юга. Для Томаса открылась возможность стать арендатором фермы в Вирджинии. Уже через несколько часов после свадьбы пара молодоженов сидела в поезде, мчавшемся на Юг. Миссис Мозес влюбилась в долину реки Шенандоа, а вот Томас скучал по Северу.

Анна Мария произвела на свет десятерых детей, пятеро из них умерли во младенчестве.
Времена были тяжелые, семья работала не покладая рук. Чтобы укрепить благосостояние семьи миссис Мозес продавала собственное масло и чипсы.


Bringing in the Yule Log, 1949



Lots Of Fun, 1950-1961



Going to Grandma"s, 1944

За 18 лет упорного труда семье удалось скопить некоторую сумму, и в 1905 году Томас уговорил жену вернуться на Север. Была куплена собственная ферма в Eagle Bridge, которую назвали Гора Нево.

Согласно Второзаконию именно с этой горы Господь показал Моисею* Землю обетованную.
*Moses (англ.) – Моисей

В 1927 году Томас Мозес скончался от сердечного приступа. Через пять лет Бабушка Мозес переезжает в Бенингтон, город в штате Вермонт, для того, чтобы помогать своей дочери Анне, больной туберкулезом. Миссис Мозес не привыкла сидеть без дела, именно по совету Анны она занялась вышивкой, однако сильный артрит вскоре помешал – уж слишком сложно было управляться с иглой и нитью. И в возрасте чуть за семьдесят Бабушка Мозес принимает историческое решение заняться живописью.


Early Springtime on the Farm, 1945



Home, 1940-1950



Sugaring Off, 1943

После смерти дочери миссис Мозес возвращается на ферму Гора Нево, где живет с семьей своего сына Хью. Начинающей художнице в ту пору 75 лет. Её картины выставляются на сельских ярмарках и местных благотворительных мероприятиях, но призов пока удостаиваются только знаменитые джемы Бабушки Мозес.

В 1938 году происходит знаменательное событие – нью-йоркский коллекционер Луис Кэлдор замечает в витрине аптеки в городке Хузик Фоллс одну из картин миссис Мозес. Он скупает множество её работ и обещает прославить художницу, семья миссис Мозес искренне считает его сумасшедшим.



Hoosick Falls, New York, in Winter, 1944



1940-1950



Winter, 1940-1950

Уже в следующем году три картины Бабушки Мозес отобраны для выставки «Неизвестные современные художники Америки» в Нью-Йоркском музее современного искусства. Большинство арт-дилеров не хотят работать с «начинающей 79 –летней художницей». Это они зря - дилеры стареют и умирают, а бабушка Мозес все творит!
В 1940 году картины миссис Мозес появляются в нью-йоркской галерее Сент – Этьен. Состоялся и выход художницы в свет, в своей черной шляпке и платье с кружевным воротником она пленила всех – взыскательную публику и капризную прессу. Легенда родилась!


Sugaring Off, 1955


A Blizzard, 1956


Joy Ride, 1953

Выставки картин Бабушки Мозес проходят в 30 американских штатах, десяти странах Европы и даже в Японии. В 1941 миссис Мозес награждена государственной премией штата Нью-Йорк, в 1949 году президент США Гарри Трумэн в Вашингтоне лично вручает Бабушке Мозес премию Национального Американского женского пресс-клуба. На следующий год выходит документальный фильм о ней, который номинируется на премию Американской киноакадемии. В 1952 издана автобиография художницы. 1953 – появляется на обложке «Time». Необычайно популярны постеры, репродукции, открытки, посуда и ткани по мотивам картин.

1960 год, Бабушка Мозес отмечает столетний юбилей (ау, скептики арт-дилеры!), её фотография украшает обложку журнала «Лайф», а сама она отплясывает джигу (да-да) со своим лечащим врачом.


Good Fun, 1957


Stone Boat, 1940-1950



We Love To Skate, 1940-1950

На следующий год Нельсон Рокфеллер, губернатор штата Нью-Йорк, провозглашает 7 сентября (день рождения художницы) – Днем Бабушки Мозес. Через пару месяцев, 13 декабря 1961 года, Анна Мария Мозес покинула этот мир.


A Frosty Day, 1940-1950

Но с нами остаются её картины, сегодня я сделала тематическую "зимнюю" подборку, надеюсь, что через некоторое время сделаю и другую.

Как говорила Бабушка Мозес - Life is what we make it, always has been, always will be. Свою жизнь мы творим сами, всегда так было, всегда так будет.

"Но вот с обедом покончено, скатерть убрали со стола, в камине подмели, разожгли огонь. Попробовали содержимое кувшина и признали его превосходным. На столе появились яблоки и апельсины, а на угли высыпали полный совок каштанов. Зятем все семейство собралось у камелька «в кружок», как выразился Боб Крэтчит, имея в виду, должно быть, полукруг. По правую руку Боба выстроилась в ряд вся коллекция фамильного хрусталя: два стакана и кружка с отбитой ручкой.
Эти сосуды, впрочем, могли вмещать в себя горячую жидкость ничуть не хуже каких-нибудь золотых кубков, и когда Боб наполнял их из кувшина, лицо его сияло, а каштаны на огне шипели и лопались с веселым треском. Затем Боб провозгласил:
- Веселых святок, друзья мои! И да благословит нас всех господь!"

Чарльз Диккенс "Рождественская песнь в прозе"


Waiting for Christmas, 1950


Christmas at Home, 1950-1960.


So Long Till Next Year! 1960

Бабушка Мозес

Одна из самых известных художниц Америки, Бабушка Мозес, не училась в школе. Она не заканчивала художественную академию. У неё не было учителей. Свой жизненный путь эта удивительная женщина начала обычной крестьянкой. Она жила на маленькой ферме, с раннего детства очень много работала. Мозес была из бедной семьи, ей пришлось с одиннадцати лет батрачить на богатых соседей. Очень поздно вышла замуж, и муж её тоже был беден, был таким же наёмным разнорабочим, как и она. Вся жизнь Мозес прошла в тяжёлых крестьянских трудах.

Просыпаться нужно было до зари, доить коров, потом ухаживать за урожаем, воспитывать детей, убирать дом, готовить еду. Всю жизнь она работала не покладая рук. Всю жизнь она жила в маленьком провинциальном посёлке, где было очень мало людей. Её организм полностью износился, как старый ржавый автомобиль, она уже не могла работать, но без дела тоже не могла сидеть и увлеклась вязанием. К сожалению, это занятие ей пришлось оставить, так как её мучили страшные боли в суставах.


Когда ей исполнилось 76 лет, дочка посоветовала начать рисовать. Мозес нигде не училась и никто не учил её рисовать. Её первые картины висели в местной аптеке. Проезжавший мимо инженер, увлекающийся живописью, обратил внимание на эти милые, примитивные картинки. За бесценок купил несколько. Начал выставлять в своей галерее, показывать друзьям. Так, постепенно, шаг за шагом, Бабушка Мозес стала самой знаменитой художницей Америки. Её картины дарили Президентам Америки на дни рождения. Она умерла в 101 год, создав более 1600 картин и рисунков.


Бабушка Мозес (англ. Grandma Moses, настоящее имя Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, англ. Anna Mary Moses, b. Robertson; 7 сентября 1860 — 13 декабря 1961) — американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма.


Любила рисовать с раннего детства, однако большую часть жизни провела на ферме в штате Нью-Йорк, будучи женой фермера. Стала матерью пятерых детей. В зрелые годы занималась вышивкой, однако ближе к 70-летнему возрасту это стало для неё затруднительно из-за артрита. После смерти мужа в 1927 года Анна Мозес снова стала рисовать.


В 1938 года нью-йоркский коллекционер заметил рисунок Анны Мозес, выставленный в окне аптеки в городке Хузик-Фоллс (англ. Hoosick Falls), где она жила. В течение года рисунки Мозес начали появляться в нью-йоркской галерее Сент-Этьен и привлекли к себе широкое внимание коллекционеров и любителей живописи.


В течение 1940-х годов выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. В 1941 году она получила государственную премию штата Нью-Йорк, в 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. В 1952 году была издана её автобиография. В 1960 году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».


Живопись Бабушки Мозес изображает сельские пейзажи и бытовые сценки, зачастую они многофигурны и напоминают детские рисунки. Бабушка Мозес предпочитала зимние виды, летние писала реже. Один из летних пейзажей Мозес, «Старый пёстрый дом, 1862» (работа 1942 года), приобретённый у автора после создания за 110 долларов США, был продан в 2004 году на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов.


Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.


Её дни рождения отмечались на обложках журналов "Тайм" и "Лайф", а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года "днём Бабушки Мозес". Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации...


Один критик сказал об Анне Мари Мозес: "Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет". Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.


Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела. Она появилась на свет на окраине штата Нью-Йорк, в графстве Вашингтон. И по сей день отнюдь не центр цивилизации, в 1860 году это была и вовсе глухая деревня.


Анна Мари считала своё детство счастливым, хотя семья её родителей, фермеров Робертсонов, достатком избалована не была. Девочка успела получить лишь самое простое образование: научилась читать-писать, да и только. Двенадцати лет от роду она пошла в прислуги к более удачливым соседям.


Зарабатывая на кусок хлеба, Анна Мари чуть было не упустила своего счастья, и вышла замуж только в 27 лет (в таком возрасте женщины считались уже безнадёжными старыми девами). Партию блестящей назвать сложно: Томас Салмон Мозес был таким же наёмным рабочим, то есть без гроша за душой. Но в медовый месяц молодые всё же отправились в путешествие. Если, конечно, так можно назвать поиски места, где больше платят...


В родные края Мозесы вернулись только через восемнадцать лет - столько потребовалось, чтобы скопить денег на покупку своей земли. И в 1905 году Мозесы обосновались на собственной ферме неподалеку от городка Орлиный Мост. У Анны Мари и Томаса было к тому времени пять детей (ещё пятеро умерли, не дотянув и до года).


Когда в 1927 году Томас Мозес умер из-за сердечного приступа, делами семейной фермы занялся младший из сыновей. А старая миссис Мозес вдруг оказалась не у дел. Свободного времени стало слишком много.


Отнюдь не кокетничая, она рассказывала позже в телеинтервью: "Я просто не могла сидеть в кресле-качалке". Миссис Мозес занялась вышиванием, но ещё несколько лет спустя артрит превратил рукоделие в пытку. И тогда дочь предложила матери рисовать...


Это было весьма удачное время: в конце 30-х годов в Америке вспыхнул интерес к художникам-самоучкам "из глубинки". К ним были благосклонны выставочные залы, в первую очередь недавно открытый нью-йоркский Музей современного искусства. Появились и частные коллекционеры "народного" творчества...


История умалчивает, каким ветром в 1938 году инженера Луиса Калдора занесло в провинциальный городишко Хусик Фоллс. Но что бы ни искал он в этом захолустье, а наткнулся на картины Анны Мари, пылившиеся в витрине местной аптеки. Калдор был настолько очарован, что отыскал автора и приобрёл у неё несколько работ.


Он даже умудрился протолкнуть три картины Мозес на выставку "Современные неизвестные американские живописцы" в Музее современного искусства. Правда, мероприятие было закрытое, проводилось для специалистов, а опыта общения с этой публикой Калдор не имел...


Однако год спустя судьба свела энтузиаста с владельцем новой нью-йоркской "Galerie St. Etienne" Отто Каллиром. В отличие от восторженного Калдора, тот был в артбизнесе профессионалом. Правда, в этот момент Каллир начинал с нуля: после аннексии Австрии фашистской Германией ему пришлось уносить ноги с родины. Недавный эмигрант пытался застолбить место под американским солнцем. Калдор принёс ему именно то, что надо.


В октябре 1940 года в "Galerie St. Etienne" открылась персональная выставка Анны Мари Мозес - "Что рисует жена фермера".


Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась "на передовой". Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе...


Однако хороший приём картин Мозес в Старом Свете получил странный резонанс на родине художницы. "Европейцы любят думать, что Бабушка Мозес представляет американское искусство. Они хвалят нашу наивность и честность, но отказывают нам в возможности полноценного, искушённого художественного выражения. Бабушка Мозес - именно то, что они ожидают от нас, что они готовы нам позволить", - писала "Нью-Йорк Таймс" в 1950 году.


К этому времени в художественном мире США переменился ветер. Профессиональные живописцы слишком долго ощущали себя незаслуженно обойдёнными вниманием Музея современного искусства и иже с ним. Борьба с самоучками в конце концов увенчалась успехом профессионалов - к исходу 40-х годов интерес американского арт-рынка к "народному искусству" иссяк. Мозес оставалась последним бастионом, пока критики не списали её популярность на низменные вкусы публики и политические игры.


Мнение это столь прочно укоренилось, что к началу XXI века имя Мозес было несколько подзабыто. И юбилейная выставка, организованная наследниками Отто Каллира, нынешними владельцами "Galerie St. Etienne", стала неожиданным и приятным открытием для новых поколений критиков и зрителей.


Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме - разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.


Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, - приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк. Её не беспокоило, что на её имени делаются немалые деньги: работы художницы тиражировались в миллионах открыток, марок, плакатов... Бабушке Мозес доставляло удовольствие, что она приносит кому-то радость.


"Я оглядываюсь на свою жизнь, как на завершённую дневную работу", - говорила она. - "И я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой мы её делаем. Так всегда было, и так всегда будет".


Как часто мы слышим о том, что пенсия — это заслуженный отдых. «Отдых от чего? — спрашивал знаменитый режиссер театра кукол Сергей Образцов, — От жизни?» Так же считала Анна Мария Мозес, более известная как «бабушка Мозес» – одна из самых известных американских художников, крупнейший представитель американского примитивизма.

Бабушка Мозес, чьи картины сегодня висят в девяти музеях в Соединенных Штатах, а также в Вене и Париже, показала свою первую картину, когда ей было 76 лет и последующие 25 лет отдала живописи. Она прожила 101 год и подарила миру около 1500 картин.

  • Анна Мозес начала работать в 12 лет.
  • В 27 лет вышла замуж и родила 10 детей, из которых пятеро умерли в младенчестве.
  • В 76 лет оа начала продовать свои картины а осеней ярмарке вместе со своими соленьями.
  • В 79 лет картины Анны Мозес были представлены на выставке «Современных неизвестных художников» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
  • В 80 лет она впервые выступила а публике, представляя свои картины на выставки в универмаге Гимбела.
  • В последующие 20 лет ее картины были представлены на международных выставках, воспроизведены на рождественских открытках, плитке и ткани в США и за рубежом.
  • В 93 года её потрет украсил номер журнала «TIME» от 28 декабря 1953 года
  • В 2006 году одна из её картин — «Sugaring Off» by Grandma Moses, 1943, — была продана за $1.2 миллиона долларов.
Она занялась живописью, потому что из-за артрита, который у нее диагностировали в возрасте за семьдесят, больше не могла вышивать. Она уже не могла держать иглу, но она могла держать кисть. Анна Мозес была слишком занята всю свою жизнь и не допускала мысли о том, чтобы сидеть сложа руки.

Биография народной художницы Соединенных Штатов «Бабушки Мозес»

Анна Мэри Робертсон Мозес родилась 7 сентября 1860 года в семье простого американского фермера Робинсона. У Анны было 5 братьев и 4 сестры. С ранних лет дети помогали родителям: мальчики работали вместе с отцом на ферме и мельнице, а девочки выполняли работу по хозяйству. Однокомнатная школа, где Анна получила начальное образование, в настоящее время является музеем Bennington Museum в Вермонте, в котором хранится самая большая коллекция ее работ в Соединенных Штатах. Уже в детстве Анна любила рисовать, используя для своих пейзажей виноградный сок, молотую охру, траву, мучную пасту, гашеную известь и железные опилки.

В 12 лет она ушла из дома и начала работать в богатой семье, выполняя обязанности по хозяйству и на ферме. Одна из семей, на которую она работала, заметив её интерес к литографиям Currier and Ives, подарила ей цветные восковые мелки для раскрашивания. Она продолжала работать по хозяйству, готовить и шить для богатых семей в течение последующих 15 лет, а в свободное время рисовала. Точнее раскрашивала. Такие книжки-раскраски у ас тоже были и сегодня оии еще более популярны.

Когда ей было 27 лет, она вышла замуж за «наемного работника» Томаса Салмона Мозеса, с которым работала на одной ферме. В 1905 году Анна и Роберт по настоянию мужа переехали на ферму в Игл-Бридж (Орлиный мост), штат Нью-Йорк, где Томас устроился управляющим на конное ранчо. На свои небольшие сбережения супруги арендовали небольшую ферму и купили корову.

Пока муж работал на ранчо, жена делала картофельные чипсы на продажу и взбивала масло. Корову она купила на свои сбережения. У них родились десять детей, пятеро из которых умерли в младенчестве. Молодая супруга и мать как могла украшала свой дом. В 1918 году она расписала свой камин, а начиная с 1932 года Анна вышивала картины для друзей и семьи и шила лоскутные оделяла. Современные искусствоведы часто сравнивают живопись Анны Мозес с лоскутным шитьем.

В 1927 году в возрасте 67 лет Томас Мозес умер от сердечного приступа. Какое-то время управлять фермой Анне помогал её сын Форрест. В 1936 году, в возрасте 76 лет, она оставила ферму и переехала в Беннингтон, чтобы заботиться о детях своей дочери после её смерти. Когда ее зять снова женился, она вернулась на ферму в Орлином мосту и продолжила вести хозяйство.

К этому времени Анна уже не могла вышивать картины и сшивать лоскутки из-за сильных болей в суставах, врачи диагностировали артрит. Анна больше не могла держать иголку в руках. Однако человеку, работавшему всю жизнь, было невыносимо сидеть без дела. Её сестра Селестия напомнила Анне о её детском увлечении рисованием.


Держать кисть в руках было проще, чем иглу. Анна начала рисовать. Она рисовала ностальгические сцены американской жизни и продавала их на загородных ярмарках вместе со своими фирменными соленьями. Когда ее правая рука начала болеть, она стала рисовать левой рукой.

Анна рисовала идеальную деревенскую жизнь из своих воспоминаний, упуская современные черты. На её картинах нет тракторов и телеграфных столбов. Она называла их «старыми» пейзажами Новой Англии. Первые картины были выставлены в местной аптеке по цене 3—5 долларов за картину.

Ситуация изменилась в 1938 году, когда её картины, выставленные на продажу в местной аптеке, увидел коллекционер Луи Дж. Калдор (Louis J. Caldorу) и купил их все. У аптекаря он узнал адрес художницы и уже у неё дома купил еще около десятка картин.

Благодаря протекции Луи Дж. Калдора в 1939 году картины Анны Мозес были представлены ​​на выставке «Современных неизвестных художников» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В октябре 1940 году в Нью-Йорке состоялась персональная выставка ее картин в новой галерее — Galerie St. Etienne, а уже в ноябре её пригласили представлять свои работы в в универмаге Гимбела.

На выставки в универмаге Гимбела 15 ноября 1940 года она впервые встретилась со своими поклонниками. На выставке были представлены не только художественная экспозиция из 50 картин, но выпечка и консервы «бабушки Мозес», которые уже получали призы на ярмарке в округе. Но славу художнице принесла третья выставка, организованная универмагом Gimbels. Выставка имела успех, и художницу попросили приехать в Нью-Йорк – выступить на пресс-конференции.

Мозес согласилась. Однажды она выступала на фермерской ярмарке, представляя джемы и варенья собственного приготовления и не боялась говорить на публике. 80-летняя художница приехала в Нью-Йорк в своей неизменной черной шляпке и платье с кружевным воротничком – маленькая, сухонькая, но очень энергичная старушка с молодыми глазами. Публика была совершенно очарована «бабушкой Мозес», как ее прозвали журналисты.

Еще одна персональная выставка состоялась в галерее Уайт, Вашингтон, округ Колумбия. В 1944 году она была представлена ​​Американским британским художественным центром и Galerie St. Etienne, что увеличило продажи её картин. В течение следующих 20 лет её картины были выставлены по всей Европе и США. Отто Каллир, владелец Galerie St. Etienne, основал для нее компанию «Grandma Moses Properties, Inc». после чего последовали персональные выставки за рубежом.

Вскоре после этого Hallmark приобрела права на воспроизведение картин на поздравительных открытках, и имя «бабушки Мозес» стало известно по всей стране.

Ее картины были воспроизведены на рождественских открытках, плитке и ткани в США и за рубежом. Репродукции её картин украшали упаковки кофе, помады, сигарет и фотоаппаратов.

Ее искусство стало невероятно популярным после 1939 года, когда Музей современного искусства провозгласил ее «современным примитивистом», приобщив к развивающемуся американскому художественному миру. В 1940-х и особенно в 1950-х ее примитивизм и простые сюжеты рассматривались как типично американский стиль и как идеальное противоядие от послевоенного современного искусства, которое было холодным и загадочным.

Художница украсила обложку журнала «TIME» от 28 декабря 1953 года, когда она рисовала ореховое дерево во время рождественского интервью.


По подсчетам TIME, ее работы были представлены на более чем 160 выставках к началу 1950-х годов, и у нее была «единственная картина« Ecole Americaine », висевшая в парижском Музее современного искусства».

В возрасте 92 лет она написала: «Я была совсем маленькой, мой папа стал покупать мне и моим братьям белую бумагу. Ему нравилось, когда мы рисовали картины. Бумага стоила пени за лист и длилась дольше, чем конфеты». Именно одобрение отца питало ее страсть к рисованию, и эта детская мечта смогла реализоваться лишь в очень зрелом возрасте.

Пом мнению искусствоведов её зимние картины напоминают некоторые из известных зимних картин Питера Брейгеля Старшего, хотя она никогда не видела его работы.

Одна из картин зимней серии — «Sugaring Off» by Grandma Moses, 1943, — в 2006 году была продана за $1.2 миллиона долларов. (Anna Mary (Grandma) Moses Sugaring Off 1943 Naive Art).

Изготовление кленового сиропа — «Sugaring Off», — была одной из любимых тем бабушки Мозес. Как и многие из ее ранних сюжетов, она восходит к популярной иллюстрации, в данном случае, известной литографии Currier & Ives. Хотя Моизес в самом начале своей карьеры иногда копировала картины, но она никогда не пыталась дублировать этот отпечаток Currier & Ives. С самого начала она свободно комбинировала элементы из своего первоисточника с виньетками из других источников и из своего собственного воображения. Некоторые главные элементы изображения имеют тенденцию повторяться в картинах — «Sugaring Off» — одна среди них. Горящий костер, котел, мать, льющая кленовый сахар на снег, где он превращается в карамель, мужчины с ведрами и маленькие ‘сахарные дома’.

В 1941 году Анна Мозес получила государственную премию штата Нью-Йорк,

В 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. Она была гостем президента и миссис Гарри С. Трумэн в 1949 году и за чаем президент играл для ее на фортепиано.

В 1952 году была издана её автобиография. В 1960 году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».

Немецкая поклонница работ сказала: «Из ее картин исходит беззаботный оптимизм; мир, который она нам показывает, прекрасен и хорош. На всех этих картинах ты чувствуешь себя как дома, и ты знаешь их значение».

В честь её 100-летия нью-йоркский губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года «Днем бабушки Мозес». Губернатор повторил это в следующем году, когда художнице исполнилось 101 год.

Она прожила до 101 года и подарила миру около 1500 картин.

Можно ли стать знаменитостью на девятом десятке лет, если раньше о тебе никто не слышал?
Можно ли стать выдающейся художницей, если робко берешь в руки кисть в семьдесят шесть лет?
Кто-нибудь из вас слышал про бабушку Мозес – американскую художницу-самоучку? История её жизни – это удивительный путь к искусству.

Одна из самых известных художниц Америки, Бабушка Мозес, не училась в школе, не заканчивала художественную академию, у неё не было учителей. Свой жизненный путь эта удивительная женщина начала обычной крестьянкой.
Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, родилась 7 сентября 1860 года в семье фермера в штате Нью-Йорк. С 12 лет работала прислугой у более зажиточных соседей. С этих лет главный смысл её жизни заключался в зарабатывании на кусок хлеба.
Замуж Анна Мэри вышла довольно поздно по тем временам – в 27 лет! В то время девицы в таком возрасте уже считались безнадёжными старыми девами, утратившими все шансы хоть на какое-то семейное счастье. Избранником будущей известной художницы стал Томас Мозес, такой же безнадёжный бедняк и наёмный рабочий, как и она.
Целых 18 лет потребовалось паре Мозес, чтобы заработать денег на покупку собственной небольшой фермы в родных местах.

Шёл 1905 год. Анне 45 лет, из них 33 года – упорного труда на чужих фермах, 10 родов, пять похороненных детей, впереди – по-прежнему тяжёлый сельский труд от зари до зари, но уже на собственной ферме. Где уж тут картины рисовать…
В 1927 году Анне исполнилось 67 лет, и она стала бабушкой. В том же году умер её муж Томас, и его место управляющего фермой занял их младший сын. Работы у Анны значительно уменьшилось, появилось много свободного времени, которое нужно было чем-то занять. Анна принялась вышивать.
Вышивала бы бабушка Мозес и дальше, но артрит лишил её этой возможности. По совету дочери, Анна взяла в руки кисть и стала рисовать…

Со слов бабушки Мозес, рисовать она любила с детства, но времени на это увлечение у неё не было. Свои картины миссис Мозес собиралась дарить родственникам и друзьям на праздники, чтобы не тратиться на подарки. Сюжеты её картин были наивны и милы. Идеальные фермы, деревенские бытовые сценки – многофигурные, похожие на детские картинки. Особенно ей удавались зимние и летние пейзажи.
Так и осталась бы Анна Мэри безвестной крестьянкой, если бы в один серый февральский день 1939 года (Анне 78 лет!) нью-йоркский инженер Луис Калдор, работавший в тех местах и бывший известным коллекционером произведений искусства, не прошел случайно мимо одной аптеки и не глянул на окно витрины, за которым висели в рамках две картины, изображавшие местный пейзаж в стиле примитива. Инженер открыл дверь аптеки.
«Чьи это картинки выставлены в вашей витрине?» – спросил он хозяина. «Да есть тут у нас одна странная бабуля. Она рисует и всем дарит свои картинки. Вот я и решил для разнообразия повесить их в окне». «И где проживает бабуля?» – поинтересовался инженер Калдор.
Через несколько минут он входил в дом, где жила Анна Мэри Робертсон-Мозес. Калдор представился и попросил ее показать все готовые работы, какие есть. Бабушка, еще не представляя, зачем этому приезжему нужно так много ее картинок, достала из шкафа все четырнадцать небольших по формату работ. Поскольку бабушка Мозес сама не знала, какую цену назначить за свои работы, инженер предложил ей деньги сам. Она сначала не поняла, что он покупает – пейзажи, написанные на деревянных дощечках или её дом, но инженер от радости неожиданной находки был очень щедр и заплатил ей более двухсот долларов за все картины.
Завернул покупку в предложенное хозяйкой холщовое полотенце, поблагодарил и был таков. Перед уходом он пообещал сделать бабушку Мозес знаменитой, а миссис Мозес посчитала его сумасшедшим…
Луис Калдор был человеком весьма энергичным. Он смог выставить несколько работ Анны на выставке, проходящей в Нью-Йорке, под названием «Современные неизвестные американские живописцы». К сожалению, выставка была закрытой, и интереса к картинам нью-йоркская богема не проявила. Большинство арт-дилеров не захотели работать с начинающей 79-летней художницей и зря – дилеры стареют и умирают, а бабушка Мозес – творит и творит!
Спустя год Калдор знакомится с владельцем новой нью-йоркской галереи Galerie St. Etienne Отто Каллиром и в октябре 1940 года открывается первая выставка картин бабушки Мозес, которой на тот момент исполнилось 80! Бабушка Мозес в своей чёрной шляпке и платье с кружевным воротником лично поприветствовала публику.
Выставка «Что рисует жена фермера» привлекла к себе широкое внимание коллекционеров.
В течение 40-х годов выставки картин бабушки Мозес прошли в 30 американских штатах, в 10 странах Европы и в Японии. В 1941 году Анна Мэри Мозес получила премию штата Нью-Йорк, а в 1949 году президент Гарри Трумен лично вручил ей премию Национального женского пресс-клуба. Необычайно популярны становятся открытки, постеры, посуда и ткани по мотивам картин миссис Мозес.

В 1960 году бабушка Мозес отметила столетний юбилей, её портрет украсил обложку журнала Life, а сама она во время празднования лихо отплясывала со своим лечащим врачом!
За два года до смерти она согласилась иллюстрировать детскую книгу – знаменитое стихотворение Клемента К. Мура «Ночь перед Рождеством» о том, чего люди на самом деле никогда не видели, – как святой Николай-чудотворец спустился по трубе в один из домов, чтобы разложить по чулкам рождественские подарки. Это было для Бабушки Мозес новым опытом. К сожалению, до издания книги в 1962 году Бабушка Мозес не дожила, но книга с её иллюстрациями переиздавалась не одно десятилетие.

Бабушка Мозес покинула этот мир в декабре 1961 года в возрасте 101 года, оставив после себя более 1600 картин. «Радуга», нарисованная в июне 1961 года, считается последней завершённой работой миссис Мозес.
Постепенно к началу XXI века интерес к «наивному искусству» в Америке, да и во всём мире, потихоньку начал угасать. Стали забывать и про саму Анну Мэри Мозес. Возможно, её и впрямь забыли бы навсегда, но наследниками Отто Каллира – новыми владельцами Galerie St. Etienne – была организована выставка её работ. А картина «Старый пёстрый дом», нарисованная Анной Мэри и купленная у неё за $110 в 1942 г., была продана на аукционе в Мемфисе за $60 тыс.

Анна все это уже не узнает, её и при жизни мало интересовало, что на её имени кто-то делал состояния, выпуская постеры и открытки с её пейзажами миллионными тиражами. Она просто любила рисовать и приносить кому-то радость своими рисунками.
«Я оглядываюсь на свою жизнь как на завершённую дневную работу, и я довольна тем, как она выполнена. Жизнь такова, какой делаем её мы. Так всегда было и так всегда будет» (Бабушка Мозес).

Бабушка Мозес (настоящее имя Анна Мэри Мозес, урождённая Робертсон, 7 сентября 1860 - 13 декабря 1961) - американская художница-любительница, одна из главных представителей американского живописного примитивизма.

Биография Мозес

Любила рисовать с раннего детства, однако бо́льшую часть жизни провела на ферме в штате Нью-Йорк, будучи женой фермера. Стала матерью пятерых детей. В зрелые годы занималась вышивкой, однако ближе к 70-летнему возрасту это стало для неё затруднительно из-за артрита. После смерти мужа в 1927 году Анна Мозес снова стала рисовать.

Творчество Мозес

В 1938 году нью-йоркский коллекционер заметил рисунок Анны Мозес, выставленный в окне аптеки в городке Хузик-Фоллс, где она жила. В течение года рисунки Мозес начали появляться в нью-йоркской галерее Сент-Этьен и привлекли к себе широкое внимание коллекционеров и любителей живописи.

В течение 1940-х годов выставки Мозес прошли во многих европейских странах и в Японии. В 1941 году она получила государственную премию штата Нью-Йорк, в 1949 году президент США Гарри Трумэн лично вручил ей премию Национального Американского женского пресс-клуба. В 1952 году была издана её автобиография. В 1960 году, к столетию Бабушки Мозес, её фотография, сделанная известным фоторепортёром Корнеллом Капой, была помещена на обложке журнала «Лайф».

Живопись Бабушки Мозес изображает сельские пейзажи и бытовые сценки, зачастую они многофигурны и напоминают детские рисунки.

Бабушка Мозес предпочитала зимние виды, летние писала реже. Один из летних пейзажей Мозес, «Старый пёстрый дом, 1862» (работа 1942 года), приобретённый у автора после создания за 110 долларов США, был продан в 2004 году на аукционе в Мемфисе за 60 000 долларов.

Дни рождения Мозес отмечались на обложках журналов «Тайм» и «Лайф», а столетие и вовсе стало праздником целого штата Нью-Йорк: губернатор Нельсон Рокфеллер объявил 7 сентября 1960 года «днём Бабушки Мозес». Президент Трумэн лично приглашал её в гости в Белый дом. Администрация Эйзенхауэра заказала ей картину в подарок президенту на третью годовщину инаугурации…

Даже такой гений самопиара, как Энди Уорхол, не смог в своё время похвастаться подобным вниманием публики. Она же без малейших на то усилий стала самым знаменитым американским художником ХХ века.


Один критик сказал об Анне Мари Мозес:

«Привлекательность её картин в том, что в них изображён тот стиль жизни, в существование которого американцы так любят верить, но которого больше нет». Её деревенские пасторали, сценки из быта американских фермеров прелестны и, безусловно, заслуживают место в истории искусства. Но сама по себе наивная живопись нигде и никогда не пользовалась бешеной популярностью.

Публику поражали не столько картины, сколько сама Бабушка Мозес, как прозвали её журналисты. Она впервые взялась за кисть в том возрасте, когда большинство людей уже не ждут никаких подарков судьбы, а тихо доживают свой век. Начинающей художнице было 76 лет.

Почти ничего, кроме фермы, она в жизни не видела.

Вторая мировая плавно перетекла в холодную войну. Америка как никогда нуждалась в собственном искусстве как элементе пропаганды. И Бабушка Мозес невольно оказалась «на передовой». Она стала одной из главных участниц передвижных выставок, которые Информационная служба США организовывала в разорённой войной Европе…

Вокруг её имени критики ломали копья, а она тихо жила в своей провинции. Здоровье не позволяло ей трудиться на ферме – разве что кормить кур. И рисование стало её работой. За четверть века (Бабушка Мозес умерла когда ей шёл 101 год) ею было создано больше 1600 картин, рисунков, иллюстраций.

Бабушку Мозес мало заботило мнение художественного мира. Признание со стороны прессы и политиков скорее утомляло, чем радовало, – приходилось временами покидать родные места и ехать в какой-нибудь грязный, многолюдный Нью-Йорк.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.